Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советские спецслужбы





В СССР были две мощные спецслужбы, сегодня хорошо известные не только специалистам в области разведки, но и широким кругам населения, — Комитет государственной безопасности (КГБ) и Главное разведывательное управление (ГРУ). Причем если в годы существования СССР о деятельности КГБ не знали лишь, пожалуй, воспитанники детских дошкольных учреждений, то деятельность ГРУ стала освещаться в открытой печати лишь после распада Советского Союза. Объясняется это тем, что работа КГБ была направлена на обеспечение безопасности существующего строя, поэтому она пронизывала все советское общество. Основной же задачей ГРУ были сбор информации о подготовке вероятного противника к войне и разведывательное обеспечению ВС СССР в ходе боевых действий. Таким образом, работа ГРУ была направлена, в основном, на внешнего противника. Внутренний же противник интересовал ГРУ только с точки зрения сокрытия даже самого факта существования своих структур и ведения ими какой-либо деятельности от находящихся на территории СССР агентов и информаторов вероятного противника, а также с точки зрения возможности добывания информации от иностранцев, находящихся на территории СССР.

КГБ СССР

Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР — это спецслужба Советского Союза, отвечавшая с марта 1954 по ноябрь 1991 года за обеспечение госбезопасности и прекратившая свое существование накануне распада СССР после подписания Президентом СССР М. С. Горбачевым 3 декабря 1991 года Закона “О реорганизации органов государственной безопасности”.

В годы своей деятельности КГБ сочетал в себе функции контрразведки, внешней разведки и анализа получаемой информации, контрразведки в Вооруженных Силах, охраны наземных и морских границ СССР, держал под контролем ядерные вооружения, ведал правительственной связью и осуществлял охрану руководителей КПСС и Советского государства.

За время существования КГБ его структура несколько раз изменялась и к моменту его упразднения имела вид, показанный на рис. 3.1.

К моменту распада СССР в состав КГБ входили следующие Главные управления:

· 1-е Главное управление — внешняя разведка и контрразведка, анализ информации;

· 2-е Главное управление — внутренняя контрразведка, борьба с подрывными действиями, направленными против государства, промышленная безопасность;

· Главное управление Пограничных войск (ГУПВ);

· 8-е Главное управление — разведка связи, безопасность средств связи, шифровальная служба;

· Помимо Главных управлений, в структуре КГБ были следующие управления:

· 3-е управление — контрразведка в Вооруженных Силах;

· 4-е управление — охрана и внутренняя безопасность посольств;

· 5-е управление — защита конституционного строя, под которой понималось искоренение инакомыслия;

· 6-е управление — вопросы экономической безопасности;

· 7-е управление — наружное наблюдение;

· 15-е управление — охрана государственных объектов;

· 16-е управление — радиоперехват и электронная разведка;

· управление строительства военных объектов.

В конце 60-х годов 4-е, 5-е и 6-е управления вошли в состав 2-го ГУ, а в 1969 г. они вновь были выделены в самостоятельные управления. Офицеры 3-го управления КГБ, отвечающего за контрразведку в ВС, имелись во всех родах войск (так называемые “особисты”). Они подчинялись только КГБ и имели в армии разветвленную сеть “информаторов”. В ВМФ эти сотрудники проходили службу на всех крупных надводных кораблях, подводных лодках и береговых базах.

Рис. 3.1. Структура КГБ СССР

8-е ГУ отвечало за защиту технических средств связи вообще и создание шифросистем, в частности;

Созданное в 1969 году 16-е управление занималось добыванием информации из линий связи других стран, что включало в себя перехват шифросообщений из каналов, принадлежавших как легальным, так и разведывательным сетям связи, с последующим их дешифрованием, а также прослушивание с помощью технических приспособлений и средств обработки информации, размещенных на территории дипломатических представительств зарубежных стран.

1-е ГУ, организационно входившее в структуру КГБ, фактически представляло собой вполне самостоятельную организацию и базировалось в отдельном комплексе зданий, находящихся в Ясенево (“в лесу”, на профессиональном сленге офицеров КГБ). Структура 1-го ГУ представлена на рис. 3.2.

Рис. 3.2. Структура 1-го ГУ КГБ

Работа 1-го ГУ велась в следующих отделах.

1. США, Канада.

2. Латинская Америка.

3. Великобритания, Австралия, Африка, Новая Зеландия, Скандинавия.

4. Восточная Германия, Западная Германия, Австрия.

5. Страны Бенилюкса, Франция, Испания, Португалия, Швейцария, Греция, Италия, Югославия, Албания, Румыния.

6. Китай, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Северная Корея.

7. Таиланд, Индонезия, Япония, Малайзия, Сингапур, Филиппины.

8. Неарабские страны Ближнего Востока, включая Афганистан, Иран, Израиль, Турцию.

9. Англоговорящие страны Африки.

10. Франкоговорящие страны Африки.

11. Контакты с социалистическими странами.

12. Регистрация и архивы.

13. Электронный перехват и операции против шифровальных служб западных стран.

14. Индия, Шри-Ланка, Пакистан, Непал, Бангладеш, Бирма.

15. Арабские страны Ближнего Востока, а также Египет.

16. Эмиграция.

17. Контакты с развивающимися странами.

Одной из интереснейших совместных технических операций 1-го и 8-го ГУ было применение уже упоминавшейся в предыдущей главе системы “Амхерст” для обеспечения связи с зарубежной агентурой, как легальной, так и нелегальной.

После распада СССР 16-е управление и служба правительственной связи были выведены из состава КГБ и реорганизованы в Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) Российской Федерации. Сам КГБ после ряда реорганизаций был преобразован в Федеральную службу безопасности (ФСБ). (В настоящее время Указом Президента РФ производится реорганизация российских спецслужб, в результате которой ФАПСИ и Пограничные войска должны войти в структуру ФСБ.) По сравнению с КГБ СССР, ФСБ является достаточно открытой организацией (конечно, в той мере, в какой может быть открыта спецслужба). С ее задачами и структурой можно ознакомиться в Internet на официальном Web-узле ФСБ по адресу http://www.fsb.ru. При реорганизации КГБ 1-е ГУ было выведено из его состава и преобразовано в отдельную службу, получившую название Службы внешней разведки (СВР) РФ. Последняя, учитывая квалификацию ее специалистов, а также роль РФ в мировой политике, заслуживает отдельного рассмотрения.

В соответствии с новой разведывательной доктриной России, внешняя разведка РФ в 90-х годах отказалась от политики глобализма. В настоящее время СВР действует только в тех регионах, где у России имеются подлинные, а не мнимые интересы. Разведка не формирует собственные задачи, они определяются руководством страны, исходя из интересов государства. Кроме того, в настоящее время в разведке происходит переход от конфронтации со спецслужбами различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех областях, где совпадают их интересы (борьба с международным терроризмом, наркобизнесом, нелегальной торговлей оружием и т.п.). Тем не менее, это взаимодействие не носит всеобъемлющего характера и не исключает ведения разведки на территории тех или иных стран, исходя из национальных интересов РФ.

В настоящее время СВР ведет разведку по трем основным направлениям: политическом, экономическом и научно-техническом.

В области политической разведки перед СВР стоят задачи: получать упреждающую информацию о политике ведущих государств мира на международной арене в отношении России; отслеживать развитие кризисных ситуаций в “горячих точках” планеты, которые могут представлять угрозу для национальной безопасности России; добывать сведения о попытках отдельных стран создать новые виды вооружения, особенно ядерные; через свои каналы оказывать активное содействие осуществлению внешней политики России.

В области экономической разведки перед СВР стоят задачи: защита экономических интересов России; получение секретных сведений о надежности торгово-экономических партнеров, деятельности международных экономических и финансовых организаций, затрагивающей интересы России; обеспечение экономической безопасности страны.

По линии научно-технической разведки задачи СВР практически остались прежними. Они заключаются в получении данных о новейших достижениях в области науки и техники, особенно военных технологий и технологий двойного применения, в интересах укрепления обороноспособности РФ.

Организационная структура СВР РФ строится в соответствии с Законом “О внешней разведке”. В структуру СВР (рис. 3.3) входят оперативные, аналитические и функциональные подразделения (управления, службы, самостоятельные отделы). Впервые в практике российских спецслужб создано Бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации.

Рис. 3.3. Структура СВР РФ, образованной на основе 1-го ГУ КГБ СССР

ГРУ ГШ ВС СССР

Вторым разведывательным органом Советского Союза было Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных Сил СССР (ГРУ ГШ ВС СССР). Помимо ведения стратегической и военной разведки, ГРУ с момента его образования на заре Советской власти занималось добыванием военно-технической информации и сведений о передовых научных достижениях в военной области. В отличие от ФСБ, ГРУ ГШ ВС РФ по-прежнему остается закрытой для посторонних глаз структурой, что не удивительно, поскольку цели и задачи военной разведки в гораздо меньшей степени зависят от политического режима страны, чем цели и задачи спецслужб, обеспечивающих внутреннюю безопасность государства.

Организационно ГРУ ГШ ВС СССР состояло из управлений, направлений и отделов (рис. 3.4). Кроме того, ГРУ были подчинены разведуправления всех военных округов, групп войск и флотов. Разведуправлениям, в свою очередь, подчинались разведотделы армий и флотилий. На уровне дивизии структуры ГРУ были представлены разведбатальонами. Наконец, почти во всех военных округах существовали отдельные бригады специального назначения (спецназ), а также подразделения особого назначения (осназ).

С точки зрения собственно защиты информации следует выделить следующие управления ГРУ.

· 5-е управление — оперативная разведка, организация разведработы на уровне фронтов, флотов и военных округов. Начальники разведуправлений военных округов подчинялись именно 5-му управлению. Начальники 2-х управлений штабов флотов также осуществляли свою деятельность в рамках 5-го управления под руководством начальника флотской разведки, имевшего статус заместителя начальника ГРУ.

· 6-е управление — радиотехническая разведка. Работа управления выполнялось силами и средствами четырех отделов.

· 1-й отдел (радиоразведка). Занимался перехватом и дешифрованием сообщений из каналов связи иностранных государств. Он руководил подразделениями осназ военных округов и групп войск.

· 2-й отдел (радиотехническая разведка). Пользовался услугами тех же станций перехвата и осуществлял наблюдение электронными средствами за теми же странами, что и 1-й отдел. Однако специалистов этого отдела интересовала не сама информация, а параметры излучения радио-, телеметрических и других электронных систем, используемых в аппаратуре слежения и обнаружения военного назначения.

· 3-ий отдел (техническое обеспечение). Занимался обслуживанием станций перехвата, оборудование которых размещалось в зданиях советских посольств, консульств и торговых миссий, а также на отдельно расположенных станциях перехвата.

Рис. 3.4. Структура ГРУ ГШ ВС СССР

· 4-ый отдел (слежение). Круглосуточно отслеживал всю информацию, которую добывало 6-е управление. Основная задача отдела состояла в отслеживании состояния и динамики изменения военной ситуации в мире. Каждый офицер этого отдела отвечал за свой объект наблюдения (командование стратегической авиацией США, командование тактической авиацией и т.д.)

· 9-е управление — военные технологии. Работало в тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими, проектными и другими учреждениями и организациями военно-промышленного комплекса СССР. Занималось добыванием информации о разработке и использовании технологий производства военной техники и вооружений.

· 10-е управление — военная экономика. Занималось анализом информации по производству и продажам в других странах продукции военного и двойного назначения, а также вопросами экономической безопасности.

Спецслужбы США

Стратегическая разведка США ведется четырнадцатью органами исполнительной власти США, образующими так называемое “Разведывательное Сообщество” (Intelligence Community). Работа Разведывательного Сообщества (РС) де-факто началась в 1947 году после принятия Закона “О национальной безопасности” (NSA — National Security Act), провозгласившего курс на “холодную войну” с СССР, но де-юре существование скоординированного РС было оформлено только в 1992 году (т.е. после распада СССР) Законом “Об организации разведки” (IOA — Intelligence Organization Act). В соответствии с IOA, в состав РС на федеративных принципах входят: ЦРУ, 8 разведывательных органов Министерства обороны (85% всего бюджета РС) и 5 федеральных органов исполнительной власти.

Министерство обороны США представлено в РС следующими органами.

· DIA (Defense Intelligence Agency) — Разведывательное управление Министерства обороны (РУМО).

· NSA (National Security Agency) — Агентство национальной безопасности (АНБ).

· NRO (National Reconnaissance Office) — Национальное управление воздушно-космической разведки (НУВКР).

· NIMA (National Imagery and Mapping Agency) — Национальное агентство по геодезии и картографии (НАГК).

· Army MI (Military Intelligence) — Войсковая разведка Армии США.

· Air Force ISR (Intelligence, Surveillance, and Reconnaissance) — Службы разведки, наблюдения и перехвата ВВС США.

· Naval Intelligence — Разведка ВМФ США.

· Marine Corps Intelligence — Разведка Корпуса морской пехоты США.

· Помимо органов Министерства обороны, в РС входят:

· CIA (Central Intelligence Agency) — Центральное разведывательное управление (ЦРУ).

· INR (Bureau of Intelligence and Research) — Бюро разведки и исследований (БРИ) Государственного департамента США (State Department).

· OIS (Office of Intelligence Support) — Управление разведывательного обеспечения (УРО) Министерства финансов (Department of Treasure).

· IN (Office of Intelligence) — Управление разведки (УР) Министерства энергетики (Energy Department).

· FBI (Federal Bureau of Investigation) — Федеральное бюро расследований (ФБР) Министерства юстиции (Justice Department).

· Coast Guard Intelligence Element — Разведывательная составляющая службы береговой охраны (Coast Guard) Министерства транспорта (Department of Transportation).

Таким образом, “чистой” разведкой в РС занимаются только 5 федеральных органов исполнительной власти США: РУМО, АНБ, НУВКР, НАГК и ЦРУ. Остальные 9 организаций, входящих в РС, занимаются разведывательной деятельностью с целью обеспечения своих основных функций, не имеющих прямого отношения к разведке. Кроме перечисленных, в США имеются и некоторые другие организации и подразделения федеральных органов исполнительной власти, которые не входят в РС, но в той или иной степени занимаются разведкой и (или) контрразведкой с целью выполнения отдельных задач в своей сфере деятельности.

Работу РС координирует директор центральной разведки (DCI — Director of Central Intelligence), который также является директором ЦРУ и главой Штаба РС (Intelligence Community Staff). При Президенте США действуют следующие совещательные органы, имеющие отношение к разведке.

· National Security Council (NSC) — Совет по национальной безопасности (СНБ). В основной штат Совета входят: президент, вице-президент, госсекретарь, министр обороны, а также (на правах штатных советников) — начальник объединенного комитета начальников штабов (советник по обороне) и директор центральной разведки (советник по разведке). В расширенный штат Совета также входят министр финансов и советник президента по национальной безопасности. Основная функция Совета заключается в оказании помощи президенту США в выработке решений, связанных с национальной безопасностью.

· President’s Foreign Intelligence Advisory Board (PFIAB) — Президентский консультативный совет по внешней разведке (ПКСВР). В ПКСВР выдвигаются шестнадцать “выдающихся граждан, не входящих в правительство США, известных своими достижениями, опытом, независимостью и честностью”. ПКСВР рассматривает вопросы качества и адекватности получаемой разведывательной информации, ее анализа и вырабатываемых на ее основе оценок, контрразведывательной деятельности и других разведывательных мероприятий. Члены ПКСВР имеют доступ ко всей разведывательной информации, собираемой РС США.

· Intelligence Oversight Board (IOB) — Наблюдательный совет по разведке (НСР). Состоит из трех человек, назначаемых президентом, один из которых является председателем НСР. Основная официально декларируемая задача НСР — контроль соблюдения законности в работе РС. Члены НСР могут входить (и, как правило, входят) в ПКСВР.

Оперативное управление РС осуществляет заместитель директора центральной разведки (ДЦР) по руководству сообществом (DDCI/CM — Deputy Director of Central Intelligence for Community Management). Работа DDCI/CM регламентируется Законом “О правах разведки” (Intelligence Authorization Act), принятым в 1997 году. В непосредственном подчинении DDCI/CM находятся:

· Помощник ДЦР по сбору информации (ADCI/C — Assistant DCI for Collection). Возглавляет Национальный совет по сбору информации (NICB — National Intelligence Collection Board), в который входят руководители разведывательных структур, финансируемых в рамках NFIP, отвечающих в своих учреждениях и организациях за сбор разведывательной информации.

· Помощник ДЦР по аналитической работе (ADCI/AP — Assistant DCI for Analysis and Production). Возглавляет Национальный совет по аналитической работе (NIAPB — National Intelligence Analysis and Production Board). По аналогии с NICB, в совет NIAPB входят руководители разведывательных структур, финансируемых в рамках NFIP, которые отвечают за ведение аналитической работы в соответствующих учреждениях и организациях.

· Старший администратор по закупкам (SAE — Senior Acquisition Executive). Контролирует приобретение РС наиболее ответственных разведсистем, а также управление закупками. Возглавляет Совет РС по закупкам (ICAC — Intelligence Community Acquisition Council).

· Административный директор по внутренним связям РС (ExDir/ICA — Executive Director for Intelligence Community Affairs). Возглавляет Административный штаб сообщества (CMS — Community Management Staff) — технический орган, работающий в интересах ADCI/C, ADCI/AP и SAE с целью обеспечения последними выполнения возложенных на них ДЦР и его заместителем задач по управлению РС.

Административный штаб сообщества обеспечивает решение следующих задач РС:

· разработка и реализация стратегических планов РС;

· обеспечение учета интересов разведки в разрабатываемых федеральных программах и бюджетах;

· оперативное управление бюджетным процессом всего РС, включая оценку выполнения текущих программ и предоставление бюджетных запросов РС на утверждение президенту и Конгрессу США;

· соблюдение политики обработки информации, собираемой РС.

Таким образом, высшие органы управления РС США имеют структуру, представленную на рис. 3.5.

Рис. 3.5. Структура управления разведсообществом США

ЦРУ (CIA)

ЦРУ также называется Центральной разведкой. Учрежденное президентом Труменом в сентябре 1947 года для координации деятельности американской разведки, ЦРУ быстро превратилось в мощнейшую организацию, занимающуюся сбором и обработкой разведывательной информации и распространяющую по миру влияние США с помощью тайных операций. Подобно КГБ, ЦРУ после окончания “холодной войны” пережило этап сокращения ассигнований и сворачивания деятельности. Однако, в отличие от КГБ, распавшегося стараниями того же ЦРУ на несколько спецслужб, что не могло не сказаться на качестве разведработы, основные структуры ЦРУ были сохранены. В начале 90-х ЦРУ имело структуру, приведенную на рис. 3.6.

Рис. 3.6. Структура ЦРУ в начале 90-х годов

Согласно NSA, ЦРУ предоставляется исключительная самостоятельность. Во-первых, ему выделяются средства, не предусмотрительные государственным бюджетом, причем за их использование ЦРУ не обязано отчитываться перед Конгрессом. Во-вторых, в обход законодательства об эмиграции Управление ежегодно имеет разрешение на натурализацию в США до 100 завербованных за границей агентов. В-третьих, согласно постановлению о бюджете ЦРУ, его директор получил право распоряжаться денежными средствами Управления по своему усмотрению, не считаясь с предписаниями об ограничении использования правительственных средств. В-четвертых, ЦРУ добилось права на “работу” с теми, кто по частным или служебным мотивам собирается посещать бывшие страны социалистического лагеря.

Выступая в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли в июле 1995 года, президент Клинтон очертил перед ЦРУ круг новых задач: препятствие распространению в мире оружия массового поражения, борьба с наркоторговлей и международной преступностью, в том числе и с международным терроризмом, а также экономическая разведка (проще говоря — промышленный шпионаж).

Для обеспечения этих задач в структуру ЦРУ были внесены соответствующие изменения и в жизни организации начался подъем. Однако отток кадров, вызванный реорганизацией ЦРУ в начале 90-х годов, которому, помимо внутренних проблем ЦРУ, способствовал бурный рост экономики США, особенно в высокотехнологичных областях, сказался на качестве работы ЦРУ. Например, в Разведывательном управлении подавляющее большинство аналитиков имеют опыт работы не более пяти лет. Примерно такая же картина и в других управлениях — изменились не только задачи организации, но и ее “человеческий фактор”. А это означает, что возможности и влияние ЦРУ по сравнению с другими разведывательными структурами, прежде всего военными, несколько снизились. И хотя после событий 11 сентября 2001 года РС в целом и ЦРУ, в частности, не испытывают недостатка в добровольцах, желающих посвятить свою жизнь работе в разведке, по американским меркам она давно уже перестала быть престижной.

ЦРУ подразделяется на управления, которые возглавляют заместители директора ЦРУ по соответствующим направлениям.

Разведывательное управление (DI — Directorate of Intelligence) занимается оценкой поступающей информации, ее анализом, подготовкой разведсводок и их рассылкой. Это подразделение ЦРУ отвечает перед потребителями за своевременность, точность и уместность предоставляемой в их распоряжении информации.

В середине 90-х годов управление пережило серьезную реорганизацию, в результате которой произошло слияние многих отделов с целью сокращения управленческого аппарата (из семи отделов осталось четыре). Многим кабинетным работникам управления пришлось отправиться в длительные зарубежные командировки, чтобы ознакомиться с объектами изучения “на местах”.

В настоящее время в структуру управления DI входят следующие отделы.

· Аналитический отдел Тихоокенского региона Азии, Латинской Америки и Африки (Office of Asian Pacific, Latin American, and African Analysis).

· Аналитический отдел Ближневосточной и Южной Азии (Office of Near Eastern and South Asian Analysis).

· Аналитический отдел России и Европы (Office of Russian and European Analysis).

· Отдел транснациональных проблем (Office of Transnational Issues).

· Отдел политических отчетов (Office of Policy Support).

· Штаб оценки методов сбора разведывательной информации (Collection Requirements and Evaluation Staff).

· Аналитический отдел терроризма в Центре ДЦР по борьбе с терроризмом (DCI Counterterrorism Center/Office of Terrorism Analysis).

· Центр ДЦР по борьбе с преступностью и наркоторговлей (DCI Crime and Narcotics Center).

· Центр ДЦР по разведке вооружений, контролю нераспространения вооружений и соблюдения договоров (DCI Center for Weapons Intelligence, Nonproliferation, and Arms Control).

· Аналитическая группа Центра по контрразведке (Counterintelligence Center/Analysis Group).

· Аналитическая группа Центра оперативной информации (Information Operation Center/Analysis Group).

Оперативное управление (DO — Directorate of Operations) отвечает за сбор данных общей внешней разведки, разведки связи и включает в себя службу агентурной разведки. Хотя по американским законам ЦРУ не имеет права работать на территории США, исключения предусмотрены для тех случаев, когда “внешняя” информация поступает на добровольной основе от граждан или организаций из США. С 1992 года в структуру управления была введена должность помощника заместителя директора ЦРУ по связям с военной разведкой (ADDO/MA — Associate Deputy Director for Operations for Military Affairs). Административно работа управления ведется по географическим направлениям (как в Госдепартаменте или в Разведывательном управлении ЦРУ). Кроме того, в отдельное направление выделена работа по добыванию информации на территории США. В этом же управлении работает центр по легализации перебежчиков.

Научно-техническое управление (DS&T — Directorate on Science & Technology) ведает накоплением и обработкой информации, поставляемой его техническими службами из всех доступных источников — средств визуального наблюдения, агентурной разведки, открытых источников, радиоперехвата и т.п. В состав управления DS&T входит служба информационного обеспечения иновещания. Управление DS&T разрабатывает оборудование для обеспечения сбора и обработки информации и тесно сотрудничает с техническими службами военной разведки по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Административное управление (DA — Directorate of Administration) также является органичной частью ЦРУ наравне с вышеупомянутыми управлениями. Оно занимается медицинским обеспечением, связью, снабжением, кадрами; отвечает за учебную подготовку и безопасность.

РУМО (DIA)

РУМО — это орган боевого обеспечения Министерства обороны США, занимающий одно из ключевых мест в РС США. В штате РУМО числится более 7000 сотрудников, как военных, так и штатских, которые несут службу по всему земному шару. К основным задачам РУМО, помимо сбора и анализа информации, относится координация всей внешней разведдеятельности в военной сфере. Кроме того, РУМО играет ключевую роль в добывании информации о зарубежных системах военного назначения.

Директор РУМО является главным советником министра обороны, а также председателем Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) по вопросам разведки. Кроме того, директор РУМО возглавляет Совет по военной разведке (MIB — Military Intelligence Board), в который, кроме него, входят: начальники разведывательных органов видов Вооруженных Сил и объединенных командований, главы военных разведывательных учреждений и заместитель помощника министра обороны по разведке (DASD(I) — Deputy Assistant Secretary of Defense for Intelligence).

РУМО имеет следующую структуру.

· Командование.

· Секретариат (Executive Secretariat).

· Управление программ (Program Management Directorate). В состав данного управления входит Совет по военной разведке (MIB). Управление координирует деятельность военной разведки Армии, ВВС, ВМФ, Корпуса морской пехоты, Службы береговой охраны, командных центров разведки родов войск и РУМО.

· Генеральный юрисконсульт (General Counsel).

· Генеральный инспектор (Inspector General).

· Старший советник по работе с рядовым и сержантским составом (General Enlisted Advisor).

· Отдел планирования, программ и операций (Plans, Programs & Operations).

· Другие вспомогательные организации.

· Оперативная разведка (Intelligence Operations).

· Управление оперативной разведки (DO — Directorate for Intelligence Operations). УОР руководит всей разведработой подразделений МО по добыванию информации, а также ведет агентурную разведку (HUMINT) в интересах МО. В УОР сосредоточена вся работа по добыванию информации в мирное время, в ходе учений, при обострении обстановки, подготовки к боевым действиям и в ходе боевых действий, необходимой Вооруженным Силам США. Кроме того, УОР отвечает за планирование работы по соответствующим направлениям в МО, организацию добывания информации в интересах ОКНШ, родов войск, объединенных командований, аппарата министра обороны, а также в интересах других членов РС. В УОР на правах отдельной службы входит Служба военной агентуры (Defense HUMINT Service), в составе которой имеется Система военных атташе (Defense Attache System).

· Центральная служба слежения (CMO — Central MASINT Organization). Занимается сбором разведывательной информации, получаемой из определенных технических источников, с помощью которой можно выявлять, локализировать, отслеживать, идентифицировать и детализировать конкретные технические параметры движущихся целей. Получаемые параметры целей накапливаются, а затем вносятся в системы идентификации и распознавания угроз, управляющие оружием с элементами искусственного интеллекта (smart weapon). Кроме того, получаемая ЦСС информация используется для анализа состояния зарубежных технологий производства вооружений, отслеживания угроз и наблюдения за выполнением соглашений по контролю вооружений. Помимо военных нужд, информация ЦСС используется для оповещения о лесных пожарах, перемещениях облаков вулканического пепла, обнаружении источников загрязнения окружающей среды, прогнозирования природных явлений. ЦСС руководит подразделениями слежения МО и других организациях РС.

· Аналитическая работа (Analysis).

· Аналитическое управление (DI — Directorate for Analysis and Production). Аналитическое управление анализирует всю получаемую информацию о наиболее развитых вооруженных силах мира с целью обеспечения доминирования США в области военной разведки. Управление DI руководит всей аналитической работой военной разведки МО, проводимой в интересах МО, ОКНШ, родов войск, других правительственных учреждений, а также войсковой разведки. В своей работе управление использует получаемую из всех источников разведывательную информацию по региональным, транснациональным, научно-техническим, ракетно-ядерным и медицинским направлениям.

· Управление разведки ОКНШ (J2 — Directorate for Intelligence, Joint Staff). Управление J2 работает в интересах председателя ОКНШ, министра обороны, ОКНШ и объединенных командований. Основное назначение управления — обеспечение анализа разведывтельной информации, поступающей РУМО во время кризисных ситуаций с участием вооруженных сил. Кроме того, управление J2 ведет аналитическую работу в интересах МО по выявлению предкризисных ситуаций, а также выполняет запросы объединенных командований. В составе управления J2 работает Национальный центр объединенной военной разведки (NMJIC — National Military Joint Intelligence Center). На этот центр возлагаются задачи оперативного предоставления аналитической разведывательной информации ОКНШ, командованию видов и родов Вооруженных Сил США, а также политическим структурам во время кризисов и быстро развивающихся ситуаций, представляющих собой угрозу национальной безопасности США.

В ведении управления J2 находятся также подразделения, обеспечивающие работу сети военной разведки (DIN — Defense Intelligence Network), предназначенной для обеспечения оперативного поступления разведданных к руководителям МО и других военных и правительственных учреждений.

· Управление военных доктрин (Directorate for Policy Support). УВД представляет интересы разведки при разработке политических документов, регламентирующих развитие Вооруженных Сил США. Управление работает в тесном контакте с аппаратом министра обороны, а также представляет военную разведку в СНБ и госдепартаменте.

· Вспомогательные службы (Support Services).

· Административное управление (Directorate for Administration). В ведении административного управления находятся службы контрразведки и внутренней безопасности (Counterintelligence and Security), кадров (Office for Human Resource), инженерного обеспечения и логистики (Office of Engineering and Logistic) и материально-технического обеспечения (Office for Procurement). Кроме того, в структуру Административного управления входит Учебный центр объединенной военной разведки (JMITC — Joint Military Intelligence Training Center), который обеспечивает повышение квалификации кадров офицеров и служащих МО, сотрудников других правительственных и федеральных органов, а также офицеров, находящихся за пределами США (с использованием Internet).

· Управление информационных систем и служб (Directorate for Information Systems and Services). Представляет собой основной орган РУМО по обеспечению информационной поддержки разведывательной работы. УИСС отвечает за бесперебойную работу всех информационных систем РУМО, а также за закупку новых информационных технологий. Кроме того, УИСС контролирует и аттестует информационные разведсистемы МО. В ведении этого управления находится всемирная объединенная разведывательная информационная система (JWICS — Joint Worldwide Intelligence Communication System), обеспечивающая надежный и высокоскоростной обмен видеоинформацией и данными между основными разведцентрами. Управление также разрабатывает и внедряет инициативные проекты, такие, как виртуальная архитектура объединенной разведки (JIVA — Joint Intelligence Virtual Architecture), которая призвана обеспечить аналитикам доступ к самому современному компьютерному оборудованию, программному обеспечению и ко всей разведывательной информации из любой точки мира.

· Колледж объединенной военной разведки (JMIC — Joint Military Intelligence College). Готовит профессиональных разведчиков образовательных уровней “Бакалавр разведывательных наук” (Bachelor of Science in Intelligence) и “Магистр наук стратегической разведки” (Master of Science in Strategic Intelligence).

АНБ (NSA)

АНБ — ключевая американская спецслужба в области разведки связи. АНБ подчиняется непосредственно министру обороны и так же, как и РУМО, имеет статус органа боевого обеспечения МО США. АНБ занимается прослушиванием радиоэфира, телефонных линий, компьютерных и модемных систем, излучений факсовых аппаратов, а также сигналов, излучаемых РЛС и установками наведения ракет. АНБ также отслеживает излучения и сигналы, излучаемые космическими аппаратами, а также излучения и сигналы, идущие с испытательных ракетных полигонов иностранных государств. Вторая задача АНБ — обеспечивать безопасность всех правительственных линий связи. АНБ не занимается открытыми материалами, передаваемыми по общедоступным коммуникационным каналам, но с некоторыми, весьма существенными оговорками, — если эти материалы не предназначены для последующего шифрования и если они не содержат “скрытых сообщений”. Важность этой оговорки в том, что АНБ, фактически, контролирует все коммуникации, осуществляя цензуру средств массовой информации.

Центральная служба безопасности (CSS — Central Security Service) АНБ отвечает в США за криптоанализ и криптобезопасность. Перед ЦСБ стоят две задачи: дешифрование иностранных кодов и обеспечение безопасности информационных систем путем шифрования официальных материалов, передающихся средствами связи. Директор АНБ одновременно является и начальником ЦСС и руководит обеими структурами через своих заместителей — заместителя директора АНБ и заместителя директора ЦСС. Должность заместителя директора АНБ занимает гражданский сотрудник, обладающий высокой квалификацией в технической области. Должность заместителя ЦСС занимает кадровый военный (как минимум, генерал-лейтенант), назначаемый, как и директор АНБ, министром обороны.

Шифровальные службы, входящие в состав видов и родов войск, по всем вопросам, связанным с соответствующей деятельностью, подчиняются непосредственно ЦСС. При выполнении отдельных заданий в оперативное подчинение ЦСС могут передаваться и другие подразделения МО, занятые радиотехнической разведкой и перехватом.

В состав ЦСС входят следующие подразделения.

· Командование по разведке и безопасности Армии США (INSCOM — Army Intelligence & Security Command). Командованию подчинены: командование внешней разведки Армии США (US Army Foreign Intelligence Command), специальная группа по безопасности Армии США (US Army Special Security Group), 66-я группа армейской разведки Европейского командования RSOC (66th Army Intelligence Group European Command RSOC), 513-я бригада войсковой разведки Центрального командования RSOC (513th Military Intelligence Brigade Central Command RSOC), 704-я бригада войсковой разведки (704th Military Intelligence Brigade) и 902-я группа войсковой разведки (902nd Military Intelligence Group).

· Командование группы безопасности ВМФ (Naval Security Group Command). В ведении этого командования находятся станции слежения и радиоперехвата, находящиеся на о. Гуам, о. Диего-Гарсиа, в шт. Мэн, на Аляске и в Шотландии.

· Управление разведки ВВС (Air Intelligence Agency). В состав управления входят: центр специального назначения 696-й разведгруппы (Special Activities Center 696th Intelligence Group), центр радиоэлектронной борьбы ВВС (AF Information Warfare Center), группа разведывательных систем (Intelligence System Group), 67-е разведывательное авиакрыло (67th Intelligence Wing) и 694-я разведгруппа (694th Intelligence Group).

В отличие от других разведывательных организаций, таких как ЦРУ или РУМО, АНБ старается тщательно скрывать свою структуру. По некоторым сведениям, АНБ состоит из пяти управлений, каждое из которых подразделяется на отдельные группы (рис. 3.7).

Оперативное управление (Operations Directorate) отвечает за сбор и обработку информации из каналов связи. Группы, входящие в его состав, совместно с ЦСС ведут разведку каналов связи по географическим регионам. Для разведки используются как стационарные станции слежения, так и подвижные.

· Группа A. Ведет разведку каналов связи, находящихся на территории стран бывшего Советского блока.

· Группа B. Ведет разведку каналов связи, находящихся на территории стран Азии, таких, как КНР, КНДР и СРВ.

· Группа G. Ведет разведку каналов связи, находящихся на территории стран, не охваченных группами A и B.

Управление технологий и систем (Technology and Systems Directorate) занимается разработкой новых технологий сбора и обработки разведывательной информации. Входящая в его состав группа R занимается научно-исследовательской и проектно-конструкторской работой. Эта группа изучает требования, выдвигаемые к системам разведки связи, и формирует на их основе тактико-технические характеристики оборудования, поставляемого АНБ. Она определяет требуемые показатели производительности оборудования и обеспечивает их соответствие заданному уровню во время эксплуатации. Группа разрабатывает требования к внутренним и внешним интерфейсам оборудования, определяет программы его испытаний и сопровождает все проектно-конструкторские и производственные работы до ввода нового оборудования в эксплуатацию. Группа играет роль научно-исследовательского центра по технологиям разведки сигналов и занимается оценкой алгоритмов, баз данных и концепций отображения информации. Группа обладает оборудованием для проведения научно-исследовательских работ в области обработки аудио- и речевых сигналов, а также занимается оценкой технологий распознавания речи в применении к задачам разведки.

Рис. 3.7. Примерная структура АНБ

Управление безопасности информационных систем (Information Systems Security Directorate) отвечает за безопасность коммуникаций АНБ и защиту информации в правительственных линиях связи.

· Группа K. Руководит криптологической работой АНБ, оказывая теоретическую и другую поддержку работам по защите линий связи правительства США и перехвату информации из каналов связи других стран.

· Группа T. Группа по телекоммуникациям. Руководит всеми работами, выполняющимися в области проектирования, разработки, внедрения и эксплуатации специальных коммуникационных разведсетей и систем, предназначенных для передачи данных, собираемых подразделениями технической разведки.

· Группа I. Группа программ информационной безопасности. Эта группа разрабатывает, внедряет и контролирует различные программы в области информационной безопасности, государственной тайны, образования и обеспечения режима.

· Группа S. Группа стандартов и оценок. Данная группа разрабатывает и внедряет различные стандарты в области информационной безопасности, защиты государственной тайны, образования и обеспечения режима, а также контролирует их соблюдение. Группа руководит программой обеспечения режима на производстве, занимаясь экспертизами и выдачей разрешений при выполнении работ, связанных с государственной тайной. Она также представляет интересы правительства США при согласовании контрактов, а также в различных технических советах. Эта группа осуществляет контроль соблюдения режима по контрактам, связанным с государственной тайной. Именно на эту группу возлагается основная нагрузка по разработке и сертификации оборудования и процедур, используемых для защиты коммуникаций.

· Группа V. Группа безопасности сетей. Эта группа разрабатывает, внедряет и контролирует различные программы в области безопасности коммуникационных сетей, а также соответствующих производственных вопросов.

· Группа Y. Назначение группы неизвестно.

· Группа C. Группа технической политики и планирования ресурсов. Данная группа отвечает за разработку текущей, краткосрочной и долгосрочной технической политики, а также за планирование ресурсов, необходимых для решения текущих и перспективных задач информационной безопасности. Она устанавливает потребности в ресурсах, разрабатывает критерии оценки и готовит программы развития для текущих проектов, а также определяет необходимость приобретения или строительства новых мощностей.

· Группа X. Предположительно — группа по системам специального доступа. Точное назначение группы неизвестно.

Управление планирования, политики и программ (Plans, Policy and Programs Directorate) отвечает за выполнение работ, обеспечивающих работу основных управлений, а также определяет генеральную линию развития АНБ.

· Группа D. Группа директора АНБ. В ведении группы находятся все задачи, программы, планы и проекты, реализуемые АНБ и ЦСС. Кроме того, группа представляет АНБ в комитетах и советах РС, координирующих работу технических разведок.

· Группа Q. Группа планов и политики. Данная группа играет роль штаба директора АНБ и высшего руководства по инициализации, разработке, интеграции, координации и мониторинга политики, планов, программ и проектов АНБ. Группа отвечает за контроль программ АНБ/ЦСС, контроль методов управления организацией, контроль командно-штабной работы и планирования работы в чрезвычайных ситуациях, контроль проектов и научных изысканий АНБ, исследование операций и экономический анализ, стратегическое планирование АНБ, допуск личного состава и кадровую работу.

· Группа J. Юридическая группа. Данная группа играет роль штаба директора АНБ и высшего руководства по юридическим вопросам.

· Группа N. Группа программ. Эта группа совместно с другими подразделениями АНБ определяет текущие, краткосрочные и долгосрочные потребности в дополнительных мощностях. Она устанавливает потребности в мощностях, разрабатывает критерии оценки и готовит программы развития имеющихся мощностей, а также определяет необходимость приобретения или строительства новых.

· Группа U. Группа генерального юристконсульта. Обеспечивает юридическую поддержку директора и руководства АНБ по вопросам, затрагивающим интересы АНБ, контролирует личный состав АНБ, работающий в области юриспруденции, ведет переговоры с другими учреждениями по юридическим вопросам, связанным с АНБ, а также руководит соответствующими программами.

Управление вспомогательных служб (Support Services Directorate) занимается административной работой.

· Группа E. Группа сопровождения контрактов. Отвечает за разработку и сопровождения контрактов, заключаемых АНБ со всеми поставщиками.

· Группа M. Административная группа. Данная группа играет роль штаба директора и высшего руководства АНБ по всем организационным вопросам, за исключением поставок оборудования и программного обеспечения, — печать и публикации; библиотечное дело; почтовые отправления; командировки; аудиовизуальные средства; производства и выставки; делопроизводство, формы и переписка; руководство работой комитетов; аутентификация публикаций, директив и коммуникаций.

· Группа L. Группа логистики. Занимается сопровождением всех грузов и почтовых отправлений, включая курьерскую почту МО.

АНБ находится в г. Форт Мид (штат Мэриленд). Подразделения космической разведки АНБ снимают информацию с двух типов искусственных спутников Земли: с космических аппаратов, транслирующих на землю телефонные переговоры, факсовые сообщения, а также сигналы компьютерных модемов; и с военных разведывательных аппаратов, обеспечивающих двухстороннюю радиосвязь, телефонную связь (внутри стран) и передачу других электронных сигналов.

Спектр услуг, которые агентство способно оказывать военно-политическому руководству США, весьма широк. Если поступает заказ на слежку за какой-то определенной страной, АНБ может прослушивать внутренние и международные телефонные линии, включая: перехват звонков, которые делаются из автомобилей; сообщений поступающих в столицу государства из зарубежных посольств и исходящих из нее в посольство; сообщения из других держав, касающихся “целевой” страны; радиосвязи вооруженных сил этой страны. При этом поиск может вестись по ключевым словам и выражениям, звучащим на разных языках. Одновременно в АНБ поднимаются все ранее накопленные материалы по стране. На основе данных прослушивания создаются “психологические портреты” лидеров государств.

АНБ тесно сотрудничает с британским Штабом правительственной связи, канадской Службой безопасности связи, австралийским Управлением военной связи и новозеландским Бюро безопасности связи в рамках глобального международного договора по разведке. Начиная с 1990 года, АНБ стало основное внимание уделять добыванию экономической, а не военной информации, чтобы оправдать перед американскими налогоплательщиками свой огромный бюджет (один лишь годовой счет за потребленную электроэнергию агентства исчисляется десятками миллионов долларов).

Однако, по-видимому, эти мери оказались недостаточны и с 2000 года в АНБ взят курс на перестройку обеспечения работы агентства. Основной акцент этой перестройки сделан на передачу в частный сектор сопровождения практически всех технологий, не связанных с добыванием информации по техническим каналам. На перестройку уйдет до 10 лет, а стоимость единого контракта составляет не менее 5 млрд долларов.

НУВКР (NRO)

НУВКР — американская спецслужба, отвечающая за ведение стратегической воздушно-космической разведки и воздушного наблюдения. Осуществляет свои функции с помощью космических спутников и самолетов-разведчиков U-2.

НУВКР несет ответственность за разработку и создание всех американских разведывательных спутников, а также за их последующее использование. В задачи управления входят: предупреждение и оповещение о выявленных на основе поставляемой спутниками информации угрозах; контроль за выполнением соглашений о сокращении вооружений; наблюдение из космоса за военными операциями и маневрами, а также за природными бедствиями и катаклизмами; обеспечение спутниковой поддержки программ изучения и защиты окружающей среды. В распоряжении НУВКР имеются спутники радиолокационного дозора, разведки каналов связи и другие спутники специального назначения для обеспечения и контроля всех возможных видов связи. НУВКР также отвечает за добывание данных для составления компьютерных карт целеуказания, наведения управляемых ракет большой дальности.

Управление является структурным подразделением МО США, но в РС входит на правах самостоятельного участника (и, следовательно, по вопросам разведки подчиняется ДЦР). В распоряжении НУВКР находится множество наземных станций, принимающих информацию со спутников в разных точках земного шара.

Структурно НУВКР состоит из аппарата директора, четырех управлений и ряда отделов.

· Основные подразделения.

· Управление радиотехнической разведки (SIGINT Systems Acquisition & Operations Directorate).

· Управление разведки средств связи (Communications Systems Acquisition & Operations Directorate).

· Управление визуальной разведки (IMINT Systems Acquisition & Operations Directorate).

· Управление передовых систем и технологий (Advanced Systems & Technology Directorate).

· Отдел по управлению и эксплуатации (Management Services and Operations).

· Вспомогательные подразделения.

· Отдел контрактов.

· Отдел контрразведки.

· Исторический отдел.

· Отдел протокола.

· Отдел безопасности.

· Отдел средств внутренней связи.

· Отдел запусков космических аппаратов.

Факт существования НУВКР перестал быть государственной тайной США только в 1992 году. В 1995 году была рассекречена программа CORONA (1960–1972 гг., фоторазведка), и 800000 фотоснимков, полученных за годы существования этой программы, были переданы в Управление национальных архивов и документов (NARA — National Archives and Records Administration).

НАГК (NIMA)

НАГК — это одна из ведущих разведывательных служб США, имеющая статус органа боевого обеспечения МО. В качестве самостоятельной спецслужбы НАГК было образовано в 1996 году в соответствии с Законом “О Национальном агентстве по геодезии и картографии” (National Imagery and Mapping Agency Act). Она призвана обеспечивать политическое руководство и командование Вооруженных Сил США своевременной, корректной и точной информацией геодезической разведки. Эта информация получается на основе изучения и анализа фотографической и геодезической информации, которая позволяет описать, оценить и представить визуально физические характеристики земной поверхности и географические особенности деятельности в заданном регионе.

В состав НАГК входят следующие управления.

· Аналитическое управление (Analysis & Production Directorate). Предоставляет данные геодезической разведки политическому и военному руководству, командованию войсковых операций, а также гражданским федеральным учреждениям и международным организациям.

· Управление материально-технического обеспечения (Acquisition Directorate). Определяет потребности НАГК в системах, комплексах, услугах и бизнес-решениях и приобретает их с целью обеспечения лидирующей роли НАГК в геодезической разведке. Управление отвечает за приобретение таких систем, которые бы обеспечивали преобладание США в области визуальной, фото- и геодезической разведки. Управление занимается исследованиями, необходимыми для приобретения оборудования; разработкой программ закупки; системным инжинирингом; научными исследованиями в области системного инжиниринга, методики закупок, инжиниринга инфраструктуры, а также обработки изображений и геодезии.

· Управление инноваций и перспективного планирования (InnoVision Directorate). Разрабатывает прогнозы по развитию политической, военной и технической обстановки, определяет будущие потребности в геодезической разведке, разрабатывает планы по развитию ресурсов НАГК, обеспечивая их соответствие этим потребностям, а также предоставляет НАГК технологические и организационные решения, обеспечивающие в будущем лидирующие позиции США в этой области.

БРИ (INR)

БРИ — это служба государственного департамента США, занимающаяся политическими исследованиями и анализом. Устав закрепил за БРИ функции исследовательской службы, работающей на госдепартамент, а не на президента. Основная задач БРИ — использование возможностей разведывательных структур для обеспечения дипломатического преимущества США. Следует добавить, что конечным продуктом БРИ являются не разведанные, а субъективная оценка или взгляд на то или иное событие через призму американских интересов. Сотрудники БРИ используют информацию, поступающие от разведки, из отчетов дипломатов, из субъективных оценок специалистов по тем или иным вопросам, а также получаемую в результате научных исследований ученых США и других стран.

БРИ состоит из 19-и отделов. Такое построение копирует структуру государственного департамента, имеющего 19 географических и функциональных подразделений. В БРИ работает около 300 сотрудников, из которых 75% являются штатскими, а 25% имеют дипломатический статус.

БРИ также координирует работу госдепартамента по вопросам разведки, обеспечения безопасности, контрразведки, расследованиям и проведения специальных операций. БРИ участвует в работе Национального совета по вопросам контрразведки (NCPB — National Counterintelligence Policy Board) и влияет на принятие решений в области визовой политики США, обмена разведывательной информацией и разработки требования ко всем видам разведки.

В ведении БРИ находятся все вопросы технического и разведывательного обеспечения дипломатического корпуса США. БРИ отвечает за своевременное обеспечение дипломатов и представителей США, ведущих переговоры с зарубежными партнерами о налаживании сотрудничества, коммуникационными пакетами, средствами шифрования, радиосвязи, компьютерного программного обеспечения и средствами доступа к базам данных разведывательной информации.

ФБР (FBI)

ФБР — это основная спецслужба США в области контрразведки, расследующая дела о нарушениях законодательства в области разведки гражданами США, а также сотрудниками и агентами иностранных разведок. ФБР также является централизованной полицейской структурой, имеющей дело с уголовными преступлениями, подпадающими под юрисдикцию сразу нескольких штатов.

ФБР входит в состав РС, но не в качестве разведывательной организации, а как ведущая служба в области контрразведки, борющаяся со шпионажем на территории США. Этот круг обязанностей ФБР четко очерчен на законодательном уровне.

Несмотря на роль ведущей контрразведывательной службы, нельзя сказать, что ФБР полностью монополизировала в стране борьбу с иностранным шпионажем. Другие члены РС также занимаются контрразведывательной деятельностью и порой даже не считают нужным посвящать ФБР в свои операции. Кроме того, в каждый конкретный период времени непосредственно контрразведывательной деятельностью занимается лишь малая часть десятитысячной армии сотрудников ФБР. В бюро широко распространена практика ротации кадров (когда сотрудник последовательно проходит через различные отделы и управления, в результате становится универсалом).

ФБР и ЦРУ — две самые известные спецслужбы США (хотя, в действительности, они далеко не так могущественны, как, скажем, РУМО или АНБ). Однако между ФБР и ЦРУ существует два главных отличия. Во-первых, агенты ФБР считаются сотрудниками правоохранительных органов и наделены правом производить задержания и аресты. У сотрудников ЦРУ этих полномочий нет. Во-вторых, ФБР работает только на территории Соединенных Штатов, ЦРУ же по всему миру, кроме США. Причем запрет проводить операции ЦРУ на территории США строго соблюдается, тогда как ФБР разрешено работать в американских посольствах за рубежом и расследовать дела в рамках международных договоренностей с правоохранительными структурами иностранных держав (по американским законам, ФБР имеет право арестовывать подозреваемых за рубежом и доставлять их для суда на территорию Соединенных Штатов).

После событий 11 сентября 2001 года в ФБР началась серьезная реорганизация, цель которой — поставить контрразведывательные функции на качественно новый уровень. Структура ФБР после реорганизации имеет вид, представленный на рис. 3.8 (новые должности и подразделения выделены цветом).

В ходе реорганизации в структуре ФБР появились ответственные помощники директора (Executive Assistant Director) по основным направлениям работы бюро. Это позволило повысить эффективность руководства подразделениями, входящими в каждое из направлений, и повысить скорость принятия решений по оперативным вопросам.

Помимо руководителей, в структуре ФБР появились два новых управления, необходимость создания которых обосновывается бурным ростом компьютерной преступности. Управление компьютерных преступлений (Cybercrime Division) призвано заниматься собственно компьютерной преступностью, преступлениями в сфере высоких технологий, а также преступлениями, направленными против интеллектуальной собственности. Управление внутренней безопасности (Security Division) призвано обеспечить безопасность сотрудников, подрядчиков и посетителей ФБР, а также информационных систем и помещений.

В структуре ФБР также появились четыре новых отдела: отдел координации деятельности правоохранительных органов (Law Enforcement Coordination), на который возлагается задача улучшения координации с правоохранительными органами всех уровней и обеспечение обмена информацией между ними и ФБР; отдел Главного офицера по технологиям (Chief Technology Officer), отвечающего перед руководством ФБР за реализацию важных проектов по внедрению информационных технологий; служба управления делами (Office of Records Management), в функции которой входит модернизация методов управления ФБР, включая управление процессами; разведывательный отдел (Intelligence Office), призванный улучшить аналитическую и разведывательную работу, особенно в таких областях, как борьба с терроризмом и контрразведка.

Рис. 3.8. Структура ФБР после реорганизации 2001 года

Спецслужбы Израиля

Основным руководящим органом разведки и служб безопасности Израиля является Комитет руководителей служб (Ваадат — полное название “Ваадат рашет хашерутим”). Этот комитет координирует работу входящих в него спецслужб. Институт разведки и специальных задач (Моссад — полное название “а-Моссад ле-Модиин уле-Тафкидим Меюхадим”), отвечает за операции за рубежом и подчинен премьер-министру Израиля. Служба общей безопасности (Шин Бет — полное название “Шерут а-Битахон а-Клали”) занимается контрразведкой и также подчиняется непосредственно премьер-министру. На военную разведку (Аман — полное название “Агаф а-Модиин”) возложена ответственность за стратегическую и войсковую разведку и радиоперехват. Она подчинена начальнику Генерального штаба Армии обороны Израиля. Кроме того, спецслужбам оказывают помощь Министерство иностранных дел Израиля (сбор информации научно-технического характера и политическое планирование операций), Министерство внутренних дел (политические расследования и организация охраны границ), Министерство финансов (таможенный контроль), Министерство туризма и др. учреждения.

Особенностью функционирования спецслужб Израиля является практически полное отсутствие законодательных актов, которые как-либо регулировали бы их деятельность. С одной стороны, это позволяет гибко реагировать на изменение ситуации в мире. Однако с другой стороны, такой подход может привести не только к злоупотреблениям, но и к просчетам (самый яркий пример — дерзкое убийство премьер-министра Ицхака Рабина), связанным с сильной субъективной составляющей в подходах к организации разведдеятельности из-за отсутствия формального законодательства.

Как бы там ни было, израильские спецслужбы, с самого зарождения государства Израиль находящиеся на переднем крае борьбы за существование, которую вынуждено постоянно вести молодое государство, являются одними из лучших спецслужб мира.

Моссад

В Моссад использутся все три основных метода добывания секретной информации: агентурная сеть, сбор данных из открытых источников и радиоэлектронная разведка.

В структуру Моссад входят восемь отделов, но более или менее точная информация имеется лишь о некоторых из них.

· Отдел по сбору информации. Самое большое подразделение Моссад, отвечающее за добывание информации офицерами, действующими как под дипломатическим, так и неофициальным прикрытием. Отдел работает по секциям, соответствующим географическим регионам, и руководит работой резидентов и их агентурой. Населенные пункты, в которых работают резидентуры, называются “станциями”.

· Отдел по политическим акциям и взаимодействию. Занимается вопросами совместных политических операций и обеспечения взаимодействия с разведслужбами дружественных государств, а также с государствами, с которыми Израиль не имеет дипломатических отношений. В крупных станциях (Париж, Лондон и т.п.) Моссад обычно создает под дипломатическим прикрытием две резидентуры — одна работает в интересах отдела по сбору информации, а другая — в интересах отдела по политическим акциям и взаимодействию.

· Отделение специальных операций (Мецада). Занимается самыми секретными операциями, такими как организация покушений, диверсий, а также партизанских и психологических операций.

· Отдел ЛАП (Лохаман Псиклогит). Отвечает за психологическую войну, пропаганду и дезинформацию.

· Исследовательский отдел. Занимается анализом информации, поступающий от добывающих подразделений, и готовит ежедневные, еженедельные и ежемесячные сводки и отчеты. Отдел состоит из 15-ти специализированных секций, в которых ведется анализ информации о США, Канаде и Западной Европе, Латинской Америке, государствах бывшего СССР, Китаю, Африке, государствам Магреб (Морокко, Алжир и Тунис), Ливии, Ираку, Иордании, Сирии, Саудовской Аравии, Объединенным Арабским Эмиратам и Ирану. Анализ разведданных по вопросам ядерных вооружений выделен в отдельную секцию.

· Технологический отдел. Отвечает за разработку и внедрение передовых технологий, обеспечивающих операции Моссад.

Аман

Сфера деятельности военной разведки Аман — вооруженные силы потенциальных противников, прежде всего окружающих арабских государств, а также руководство военными атташе Израиля во всем мире и военная цензура в самом широком смысле. Аман выделена в особый род войск, равнозначный таким видам вооруженных сил, как армия, авиация и флот. Данные о структуре Аман практически отсутствуют. Известно лишь, что в составе военной разведки имеется отдел по внешним связям, руководящий службой военных атташе и обеспечивающий взаимодействие с разведслужбами других государств. Контрразведкой и войсковой разведкой занимается подразделение оперативной разведки Генерального штаба Сайерет Макталь.

Кроме того, в оперативном подчинении Аман находятся части ВВС и ВМФ Израиля, занимающиеся визуальной, радиоэлектронной и радиотехнической разведкой. Несколько станций радиоэлектронной разведки расположено на Голанских высотах.

Шин Бет

Основная задача Шин Бет — выявление арабских шпионов и агентов иностранных разведок, слежка за живущими в стране арабами и борьба с террористами. Шин Бет работает в тесном контакте с полицией, так как не имеет формального права производить аресты подозреваемых.

По некоторым данным, Шин Бет имеет три оперативных отдела и пять вспомогательных. К оперативным отделам относятся следующие отделы.

· Отдел по арабским проблемам. Отвечает за антитеррористические операции, политическое устранение от власти ведущих арабских лидеров, занимающихся террором, а также ведения учета арабских террористов. Подразделения Шин Бет, из

Date: 2016-11-17; view: 835; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию