Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информацию о том, как автор организует эту фактическую информацию; данную информацию принято называть метатекстом. 7 page





- исключительно важно поддерживать непрерывный глазной контакт с аудиторией.

Слушатели не должны терять зрительный контакт с докладчиком больше чем на 10 секунд. Удобно выделить среди слушателей несколько наиболее заинтересованных лиц, с которыми и поддерживать постоянное непосредственное общение (зрительный контакт с отдельными слушателями по 3 - 5 секунд). Еще лучше, если это будут знакомые лица (группа поддержки, или прием «наличие друзей среди публики»).

К этому добавим такие приемы, как:

- личная заинтересованность - как выступающего (вовлеченность), так и аудитории;

- образность словесного представления информации (апелляция к правополушарному восприятию);

- вера в сказанное - убежденность и искренность (интимность, по Э.Берну).

- отсутствие сомнений и колебаний при выступлении, уверенность в себе, ассертивность (для достижения последнего коммуникатор должен владеть навыками саморегуляции, уметь справиться с волнением, преодолеть естественный страх публичного выступления, а значит, научиться не бояться самого себя, не бояться потерять контроль над собой и ситуацией, быть открытым и свободным для импровизации).

Актуальны нестареющие рекомендации Д.Карнеги: начинать речь с сильным и настойчивым стремлением достичь своей цели, твердо знать то, о чем собираетесь говорить, проявлять уверенность, практиковаться.

Шесть правил Цицерона (в изложении Р.Хоффа) можно представить как отдельные, закономерно сменяющие друг друга составные части структуры публичной речи презентации:

- введение служит для того, чтобы добиться внимания;

- факты - материал для обсуждения;

- разделение - это согласие или несогласие: аргументы «за» и «против»:

-доказательства (аргументы «за»);

- опровержение (аргументы «против»);

- вывод (окончательное убеждение аудитории).

Использование подобной структуры презентации обосновано самой внутренней логикой передачи информации слушателям вначале - привлечение внимания. Затем - изложение фактов, оставляющих за собой фон для последующей работы или «информацию для размышления». Последующие аргументы «за» и «против» - способствуют разделению аудитории соответственно на согласных и несогласных. Дальнейшее открытое обсуждение аргументов «против» уменьшает количество противников. На поведение слушателей во время презентации в. следующие факторы:

- численность аудитории;

- взаимоотношения слушателей друг с другом (случайно выбранная группа или хорошо знакомые люди) и с ведущим ли он известен аудитории раньше);

- интерьер и пространственная организация аудитории (степень комфортности для слушателей, пространственное расположение мест, характер взаимного расположения аудитории и ведущего).

Существуют разные подходы к классификации численности аудитории. С точки зрения психотерапевтического подхода можно выделить следующие типы аудитории: малая, или психотерапевтическая (до 30 человек); средняя, или «лекционная» (до 100 человек); большая, или «зрелищная» (более 100 человек).

Для больших аудиторий оптимален официальный стиль коммуникации. Характеристики коммуникации: максимум ораторского искусства и использования визуальных средств, и минимум вопросов.

Для малой аудитории удобно общение непосредственное, как бы неформальное, активный диалог со слушателями (интерактивный подход).

Лучшее время проведения презентаций вторая половина дня.

Строгая регламентация процедуры проведения характерна для презентации публичной. Диалогический, разговорный характер носит презентация приватная.

Критическая оценка объекта презентации в большей степени свойственна аудитории небольшого размера.

На острые, «неудобные» вопросы, заданные во время презентации, отвечать следует после встречи, в индивидуальном порядке.

При камерной презентации решающим фактором является возникающая социальная связь.

К числу существенных параметров публичных презентаций относятся коммерческая эффективность, качество продукта, новизна решения.

Последовательность элементов структуры приватной презентации: выбор и оценка клиента – характеристика представляемой фирмы – анализ качества предлагаемого товара – нейтрализация сомнений клиента – приглашение к сотрудничеству.

 

8.24 Разговор по телефону

Телефонный разговор - это разговор, который строится только на основе слов и который почти полностью исключает невербальный аспект общения. Деловой телефонный разговор является видом подготовленной речи. Правила телефонных разговоров одинаковы во всех странах. Эффективность разговоров по телефону обеспечивают лаконичность, четкое произношение слов, логичность.

Телефонный разговор не дает возможности понять организационный и социальный контексты ситуации, в которой находится собеседник на другом конце провода.

Что не следует говорить по телефону.

- Нельзя обсуждать неопределенную проблему, поскольку можно легко пойти на поводу у партнера или, наоборот, проявить излишнюю директивность.

- Нельзя обсуждать важные вопросы с незнакомым человеком. В этом случае следует договориться о встрече.

- Желательно исключить личный тон общения. Поддерживайте нейтральную интонацию разговора.

- Нежелательно требовать, чтобы телефонный собеседник принял важное решение, которое он по тем или иным причинам не склонен принимать. По телефону легко солгать, и поэтому он может согласиться, но реально останется противником такого телефонного решения.

- Нельзя просить по телефону, если вы не уверены в том, что собеседник тоже хочет того, чего хотите вы. По телефону значительно легче отказать, нежели при личном контакте.

- По телефону нельзя долго молчать. У собеседника появляется ощущение, что вы пропали (не слушаете, не заинтересованы, устали и проч.).

По телефону нужно говорить так.

- Не пропадать. Постоянно фиксировать междометия: «Да-да...», «Я слушаю вас...», «Я вас понимаю», «Что вы говорите?»

- Стараться скомпенсировать отсутствие невербальной информации выражением своего отношения к разговору, применять некоторое модулирование голосом в рамках нейтрального эмоционального настроя разговора.

- В начале разговора или на его протяжении спросить, в какой ситуации находится собеседник. Если он один, то может ли он говорить открыто? Если рядом с ним люди, насколько он ограничен в выражении своего мнения?

- Можно предложить такую «телефонную игру»: «Если вы не можете говорить открыто, отвечайте на мои вопросы только словами «Да» или «Нет».

- Если ваш партнер говорит много и без остановки, а вам некогда, выработайте для себя способы прерывания слишком болтливого собеседника, но только так, чтобы его не обидеть. Например, вы можете сказать: «К сожалению, у меня сейчас уже нет времени. Давайте перенесем разговор на другой день. Позвоните мне, пожалуйста, в четверг в 4 часа дня, и мы с вами все досконально обсудим».

По телефону желательно решать только простые организационные вопросы и не обсуждать сложные проблемы. По телефону лучше договариваться о встрече, чтобы поговорить, и не анализировать противоречивые моменты работы.

Рекомендации по приему телефонных звонков можно в общем виде сформулировать следующим образом:

- слова приветствия («Доброе утро (день, вечер)!). Эти слова произносятся так, чтобы звонящий почувствовал, что Вы рады звонку;

- слова представления компании и вас. Звонящий должен быть уверен, что попал туда, куда ему нужно.

- слова приглашения к сотрудничеству: «Я вас слушаю. Что вас интересует? Чем могу помочь? Чем могу быть полезен?

- то как мы говорим, не менее важно, чем то, что мы говорим.

- говорите в среднем темпе, с доброжелательными интонациями.

- произносите самые первые слова и фразы четко. Не заставляйте собеседника переспрашивать.

Можно рекомендовать такие фразы для завершения разговора по телефону:

- «До свидания, спасибо за звонок».

- «Спасибо за заказ».

- «Звоните нам в любое удобное для Вас время».

- «Я рад, что мы смогли Вам помочь».

- «Если у Вас возникнут вопросы, пожалуйста, звоните» и т.д.

- «Не злоупотребляйте телефонными разговорами».

Правила пользования мобильным телефоном в общественных местах:

- Используйте свой мобильный телефон в общественном месте только тогда, когда это абсолютно необходимо.

- Если Вы не ожидаете экстренного звонка, выключите свой телефон, находясь на деловой встрече, совещании, лекции, а также в храме, театре и ресторане. Либо оставьте в положении "вибрация без звука".

- Если Вам абсолютно необходимо держать Ваш телефон включенным на деловой встрече, предварительно скажите об этом коллегам.

- Если Вам необходимо позвонить в течение публичной встречи либо в ресторане, отойдите уединенное место.

- Говорите как можно тише, если все-таки рядом есть люди. Вам Ваш разговор может казаться обворожительным, а окружающим - назойливым.

- Только в самых экстренных случаях можно попросить телефон взаймы у другого.

Если во время совещания раздается звонок, на него следует реагировать. Если во время звонка вы заняты разговором по другому телефону, то следует прервать разговор и попросить нового абонента перезвонить.

При повторном звонке обязательно снова представляться и излагать содержание вашего вопроса.

Последовательность элементов структуры телефонного разговора: взаимные представления – введение собеседника в курс дела – обсуждение ситуации – заключительное слово;

При ведении деловых разговоров по телефону не рекомендуется отвечать словами «да», «алло».

 

Рисунок 8.1 – Расположение реквизитов письма (угловой вариант)

Рисунок 8.2 – Расположение реквизитов письма (продольный вариант)

Вопросы для самоконтроля по 8 теме

1 Что относится к основным стилевым чертам официально-делового функционального стиля?

2 Охарактеризуйте подстили и жанры деловой речи.

3 Какими особенностями обладает лексика и фразеология официально-делового стиля?

4 Что является характерным для грамматики делового стиля?

5 Какие общие требования предъявляются к форме и содержанию документа?

6 Что составляет основу культуру деловой переписки?

7 Раскройте основные правила составления документов.

8 Какие требования предъявляются к тексту документов?

9 Укажите основные типы документов.

10 Какова специфика речевого этикета в документе?

11 Дайте характеристику целей и задач рекламы в деловой речи.

12 Раскройте специфику видов делового общения.

 


9 Основы риторики и эристики

9.1 Риторика в современном мире

Риторика зародилась в Древней Греции в V в. до н.э. В этот период в Элладе были города-государства, в которых развивалась рабовладельческая демократия, Верховным органом было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь на свою сторону народ (демос), надо было представить свои идеи наиболее выгодным способом. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку. Появляются платные учителя – софисты, которые подчеркивают силу слова, способную приобрести власть над людьми. Одним из основателей риторики считается софист Горгий. Софисты полагали, что цель оратора не раскрытие истины, а убедительность, поэтому они добивались успеха любой ценой. Их риторика «манипулирующая», монологическая, риторика словесного спора, состязания.

Против положения софистов об относительности истины выступления Сократ, для которого в основе риторики должна быть не практическая, а духовная мораль. Эти мысли Сократа изложены его учеником Платоном в знаменитых диалогах «Горгий», «Софист». «Федр». Риторика Платона диалогическая: каждый участник общения выступает как активный субъект собственной речи и мысли; цель речевого общения – не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли. Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета», большое значение уде6ляет логическим доказательствам, убеждающим слушателей в истинности сказанного. Речь, считает Аристотель, – это то, что создает сообщество людей, семью, государство.

Расцвет римского красноречия приходится на I век н.э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона, определявшего риторику как «искусство хорошо и украшено говорить».

РИТОРИКА– филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Правила риторики обобщают опыт великих мастеров слова.

Задача оратора – умело побудить аудиторию задуматься об обсуждаемом предмете, чтобы активно вырабатывать собственную позицию. Для людей, особенно сейчас, в эпоху объединения человечества, его культуры и традиций, необходимо слово как инструмент мысли, познания и средства объединения, которое должно быть полно смысла, должно быть глубоко нравственно и выполнять этическую задачу – ведь только так оно сможет объединить людей. Речь есть то. что создает сообщество людей, прежде всего семью и государство. Слово, речь – это главное орудие информационных войн.

В большинстве ситуаций человек говорит не столько с целью информировать слушателей, собеседников, сколько с целью воздействовать на них: убедить, разуверить, склонить на свою сторону. Во всех развитых странах мира слово, речь – это важнейший резерв социально-экономического развития. Именно поэтому особое положение среди гуманитарных наук в США занимает сейчас современная риторика, которая является предметом государственной идеологии. В Японии, например, возникла своя риторическая теория, получившая название теорияязыковогосуществования. Она изучает формы речевого общения между людьми, правила речевого поведения человека. На возрастание роли риторики в современном мире оказывает воздействие развитие в обществе демократии и свободы слова, а также формирование в обществе социально-психологического стереотипа доверия к слову. Вот почему в 21-м веке и в России начался «риторический Ренессанс» – возрождение риторики, возрождение слова на новом уровне, возвращение его в новом качестве как инструмента мысли, познания и как средства объединения человечества. Таким образом, современная риторика – это теория и мастерство эффективной, т.е. целесообразной, гармонизирующей речи. К числу общественных задач риторики не относится обучение технике манипуляции общественным мнением.

Основные задачи риторики:

- научить быстро воспринимать речь (когда это умение развито, оно играет роль щита или фильтра и не позволяет себя увлечь или обмануть, сбить на деятельность, невыгодную ни себе, ни обществу);

- научить изобретать и строить свою речь в соответствии с обстоятельствами (важно не только грамотно и последовательно строить речь, производя отбор лексики и грамматических конструкций, но и уметь изобретать содержание речи);

- научить создавать монологи, вести диалоги, полемику.

Сферой применения риторики является монологическая речь.

Особый раздел риторики – оратория – это теория и практика публичной речи. Другой раздел – теория и искусство ведения спора – основыполемическогомастерства.

9.2 Цель и виды публичной речи

 

Первая классификация речей по цели была предложена Аристотелем в его знаменитой «Риторике». Кроме цели в ней учитывались время и место общения. По этим признакам Аристотель выделил речи совещательные, судебные и эпидейктические. При этом совещательная речь, как он считал, обращена в будущее, выступает в форме совета и ставит целью склонить к совершению определённого действия; судебная речь обращена в прошлое и ставит целью убедить в виновности или невиновности подсудимого; эпидейктическая речь обращена к настоящему и ставит целью похвалить или поругать человека. К последней группе относится академическое, духовное, военное и др. виды красноречия.

Отечественная традиция академического красноречия сформировалась в недрах гомилетики, лежащей в основе христианства. Русский речевой идеал предполагает установку на «другого», гармонизирующее диалогическое взаимодействие оратора и аудитории.

Принято делить речи (публичные выступления) на виды в зависимости от цели, которую ставит перед собой оратор. Речи бывают:

- информационные (сообщение, передача информации, побуждение любознательности, отсутствие спорных моментов); информационный жанр используется в докладе, лекции, монологе учителя, в рассказе;

- убеждающие (склонить слушателя к определенной точке зрения при наличии спорных моментов); выступления в научных и политических дискуссиях;

- побуждающие к действию (агитационные);

- воодушевляющие (цель – вселить в людей бодрость, желание жить);

- сокровенные (исповедь);

- развлекающие (анекдоты, тосты);

- протокольно-ритуальные

В зависимости от социально-функционального назначения речи риторика может быть:

- судебной – прокурорская, адвокатская речь;

- социально-политической – доклады на социально-политические и политико-экономические темы, политическая, дипломатическая, парламентская, митинговая речь;

- академической – вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение;

- социально-бытовой – юбилейная или поминальная речь, комплимент;

- богословско-церковной – проповедь, речь на соборе;

- торговой (деловой) – реклама;

- военной – приказ, призыв, воодушевление, выступление на военно-политическую тему и т.д.

 

 

9.3 Ораторский этос: говорящий и аудитория

Риторическая этика изучает условия сотрудничества оратора с аудиторией.Этическиеоценкиоратора формируются на основе представлений об ораторских правах, таких, как честность, компетентность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность.

Честность– способность принять на себя ответственность за собственные идеи и предложения.

Компетентность– условие честности, наличие систематического образования, практический опыт, владение техникой публичной речи.

Честность предполагает добросовестность, которая проявляется в преобладании стремления к разрешению реально значимых для общества проблем, но не в стремлении к самоутверждению и манипулированию аудиторией. Добросовестный ритор всегда учитывает все доводы: и «за», и «против», не навязывает свое мнение.

Скромность– это умение занять правильную позицию между равенством и превосходством по отношению к аудитории. Превосходство влечет за собой отчуждение, а явное уравнение с аудиторией – пренебрежение.

Доброжелательностьпредполагает, что все предложения оратора направлены на благо аудитории. Говорящий должен обладать взвешенной реакцией на поступки и слова.

Предусмотрительность– способность предвидеть последствия решения, учитывать традиции и культуру общества, его исторические ценности. В противном случае успех будет временным.

Лакофф выделяет 3 принципа, соблюдение которых обеспечит контакт с аудиторией: 1) не навязывайся; 2) выслушай собеседника; 3) будь дружелюбен.

Принцип «ненавязывайся » предполагает полный отказ от навязывания аудитории своего видения проблемы, своей точки зрения.

Хорошим собеседником, как известно, считается тот, кто умеет слушать. Поэтому говорящему необходимо следить за реакцией аудитории и определить в зависимости от этой реакции количество и характер сообщенной информации; не отождествлять собственный запас знаний с объемом, имеющимся у аудитории. Следует избегать многословия. По словам Козьмы Пруткова, «болтун подобен маятнику: и того, и другого надо остановить».

Дружелюбность– важно не относиться к аудитории как к «безликому чудовищу». Люди жаждут тепла, понимания, участия и, вместе с тем, хотят сохранить свою индивидуальность.

Оратору труднее повлиять на безразлично настроенную аудиторию, нежели на аудиторию, настроенную недоброжелательно.

9.4 Коммуникативность

Важное средство ораторской речи – коммуникативность (или чувство аудитории) – умение общаться с ней. Коммуникативность проявляется в том, что у слушателя возникает чувство живого общения с говорящим. Этого можно достичь при помощи 3 средств:

- разговорностьречи;

- зрительныйконтакт;

- голосовойконтакт.

Если раньше речь звучала как хорошо отрепетированная, театральная, то сейчас главное – добиться естественности и непринужденности общения за счет разговорностиречи. К тому же естественность и непринужденность – свидетельство дружелюбного настроя оратора. И здесь необходимо следовать следующим рекомендациям:

- использование коротких фраз;

- отказ от устойчивых книжных оборотов;

- восприятие аудитории как хорошо знакомых людей.

К обязательным условиям создания коммуникативности не относится отказ от чтения вслух заранее заготовленного текста.

Зрительныйконтактпредполагает контроль людей за взглядом собеседника во время речи. Необходимо смотреть в глаза слушателя, переводя взгляд от одного к другому, и читать реакцию по глазам. Около 25% информации в публичной речи передается через зрительный канал.

Голосовойконтакт предполагает, что голос выступающего должен быть энергичным, в нем должен быть напор, усилие, некоторый призыв следовать за мыслью. Слушатели обычно хотят также, чтобы оратор формулировал для них главную мысль. Интонация не должна быть монотонной. Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей и вызывает недоверие к словам. Темп должен быть средним, а больших пауз следует избегать.

Коммуникативныекачестваречи обеспечивают незатруднённое и целесообразное общение людей друг с другом. К их числу относят следующие:

- правильность;

- точность словоупотребления;

- чистоту;

- логичность;

- богатство;

- уместность;

- эмоциональность.

Кроме вышесказанного следует отметить, что яркая индивидуальность оратора повышает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.

 

9.5 Ораторский пафос: эмоциональные аргументы публичной речи

Существуют три основных способа воздействия на личность: убеждение, внушение и принуждение.

Убеждение– это изменение точки зрения собеседника путем приведения аргументов. Это могут быть как логические, так и психологические (эмоциональные) аргументы.

Внушение– это форма речевого воздействия без аргументов, именуемая также суггестией. Внушаемый прямо заимствует чужое мнение, воспринимая его некритически. Условия для внушения создает внушающий. Внушение может осуществляться за счет давления престижа, за счет эмоционального давления говорящего (чему особенно подвержены женщины и дети), за счет соответствия мнения ожиданиям.

Принуждение– это способ заставить человека поступить вопреки его желанию под угрозой неблагоприятных для него последствий. Механизм принуждения может быть чисто речевым (угрозы, запугивания), а может включать неречевые элементы. Принуждение должно быть исключено из публичного выступления.

Риторическийпафос – это соединение общего пафоса с ораторской позицией. Виды пафоса:

- героический – исключает внутреннюю рефлексию (самооценку). Для него характерен высокий стиль, он используется для призыва, обращения (например, к молодежи);

- сентиментальный – это антипод героического пафоса. В центре находится рефлексирующий человек, разбирающий и анализирующий мотивы своих поступков и глубоко переживающий их. Такой пафос препятствует принятию решения, разрушает или деформирует характер;

- романтический пафос включает самооценку, самоанализ и носит позитивный, созидательный характер. Он создает необходимость выбора, преодоления неблагоприятных внешних условий. Есть момент внутреннего восхождения, роста. Такой пафос применяется там, где необходимо побудить к сильному решению;

- натуралистический пафос ставит публику на натуралистические позиции, на то, что осязаемо, ощущаемо, видимо. Характерная черта этого пафоса – критика действительности, но при этом отказ от решительных действий.

Каждый из этих видов пафоса может быть обращен как во благо, так и использован злыми силами. Все зависит от целей человека, от его действий.

Пафос – это условие психологического и эмоционального воздействия на человека, и такое воздействие осуществляется при помощи психологических аргументов. Поль Сопер выделяет следующие эмоциональные (или психологические) интересы, на которых и строятся аргументы:

- физическое благополучие (сохранение жизни и безопасности), свобода, удобство, привычки слушателей;

- материальные, экономические и социальные интересы публики;

- чувство собственного достоинства собравшихся (не допускать обидных намеков);

- истина и право (стремление людей к правде и справедливости; каждый стремится оправдать свои действия в собственных глазах).

Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи. При выступлении в современной массовой аудитории в речи оратора должна преобладать эмоциональность. Используя психологические доводы, не следует забывать, что риторическая этика запрещает говорящему обращаться к наиболее низменным чувствам, а также к эмоциям, которые способны породить открытые общественные конфликты. Живой и активный отклик аудитории на речь оратора обеспечивается эмоциональностью и конкретностью изложения.

 

9.6 Ораторский логос: логические аргументы публичной речи

Риторическийлогос– владение интеллектуальными ресурсами, аргументацией, т.е. совокупностью словесно оформленных ходов мысли во взаимосвязанных высказываниях, приводящих к согласию и присоединению аудитории. Присоединение– это готовность принять позицию оратора. Средствами осуществления риторического логоса являются логические аргументы –утверждения, подтверждающие тезис. Важнейшей стороной ораторской аргументации является изложение фактов. Согласно правилу Гомера, очередность аргументов влияет на их убедительность. Порядок аргументов таков: сильные, средние, самые сильные.

Среди логических аргументов выделяют следующие:

- индукция – факты и их обобщение;

- аналогия (используется как дополнительный аргумент);

- умозаключение о причинной зависимости (каузальные доводы);

- дедукция – умозаключение из общего положения.

Дедукция состоит из трех суждений: большойпосылки (общего положения); малойпосылки (суждения, ведущего к применению общего положения); заключения. Это называется силлогизмом.

Силлогизм – это умозаключение, в котором из двух суждений, связанных общим термином, с необходимостью следует вывод. Пример силлогизма: Все люди разумны. Все дети – люди. Следовательно, все дети разумны.

Энтимема– умозаключение с опущенной посылкой или выводом, которые подразумеваются и истинность или степень правдоподобия которых представляются очевидными. Например, Сократ смертен, потому что он человек – опущена большая посылка. Сократ смертен, потому что человек смертен – опущена меньшая посылка. Человек смертен, а Сократ – человек – опущен вывод.

Всегда полезно вскрыть опущенные положения, т.к. здесь нередко может скрываться вольная или невольная ложь. Необходимо проверять истинность больших посылок. Следует избегать безоговорочных утверждений, основанных на предрассудках, а также неприемлемых для слушателей средств (критика по возрасту, полу, религии, вере вообще, партийной принадлежности и т.п.)

Часто при построении аргументации оратор допускает разного рода логические ошибки. Так, наиболее распространенной ошибкой, совершаемой относительно доказываемого тезиса, считается подменатезиса. Суть этой ошибки в том, что доказывается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут первоначально. К подмене тезиса прибегают для того, чтобы поставить оппонента в неловкое положение, но иногда такая ошибка совершается непроизвольно. Ошибкой может быть неточноеутверждениетерминов. В спорных вопросах следует избегать образных определений. Эта часть речи может быть источником «тумана», двусмысленности. Логической ошибкой может быть поспешноеобобщение (Лесков и Бунин не заканчивали гимназии, следовательно, каждый может не учиться). Следует опасаться ошибки, которая получила название порочныйкруг(или кругвдоказательстве). Она состоит в том, что тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из этого же тезиса.

Риторическая аргументацияможет быть восходящей (от слабых аргументов к более сильным) и нисходящей (от более сильных к слабым); поддерживающей (используются аргументы только «за») и опровергающей (используются аргументы только «против»); односторонней (используются аргументы либо «за», либо «против») и двусторонней (используются аргументы и «за», и «против»). В малоподготовленной аудитории эффективной оказывается односторонняя восходящая аргументация, а в подготовленной аудитории – дедуктивная опровергающая аргументация.

Date: 2016-11-17; view: 370; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию