Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Территориальные диалекты 2 page





В диалогической речи наиболее ярко проявляется так называе­мый универсальный принцип экономии средств словесного выражения. Это значит, что участники диалога в конкретной ситуации используют минимум словесных, или вербальных, средств, восполняя их за счет иных, главным образом, невербальных средств, средств передачи информации.

Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд ее особенностей, к которым относятся:

1) краткость высказываний (особенно в вопросно-ответной форме диалога, в меньшей степени при смене предложений-реплик);

2) разнообразие особых предложений неполного состава (чему способствует не только естественная опора на реплики собеседника, но и обстановка беседы);

3) свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, заранее не подготовленного;

4) преобладание простых предложений, характерное для разговорной речи вообще;

5) большая роль интонации;

6) широкое использование невербальных средств общения (мимика, жесты, позы и т.д.).

1.15 Монолог

Монолог (от греч. monos ‘один’ + logos ‘речь’) – форма речи, обращенная говорящим к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию другого лица. В данном случае роли адресанта и адресата информации остаются постоянными, а в качестве реципиента (принимающего) информации может выступать как один человек, так и группа людей.

Монологическая речь в отличие от диалогической характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью. Это приводит к тому, что монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.

Различают два основных типа монолога.

1 Внешний монолог: эта разновидность речь представляет собой процесс целенаправленного сооб­щения, сознательного обращения к слушателю и характерна прежде всего для устной формы книжной речи: устная научная речь (учебной лекция или доклад), судебная речь, художественная речь, устная публичная речь (например, парламентская).

2 Внутренний монолог: это речь наедине с самим собой, которая не адресована непосредственно слушателю и соответственно не рассчитана на его ответную реакцию.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основ­ные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен прежде всего учитывать интеллектуальные способности слушателей и уровень их подготовки. К разновидностям информационной речи относят, в частности, лекции, отчеты, доклады, сообщения, объявления.

Убеждающая речь обращена прежде всего к логике и эмоциям слушателя. При выборе эмоциональных и логических аргументов говорящий должен учитывать характер аудитории. К убеждающей разновидности относят судебные речи, а также речи на различного рода совещаниях и заседаниях.

Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

Композиционные особенности монолога во многом сформировались под воздействием традиции, восходящей к правилам построения судебной речи античности. Типовая структура (последовательность частей) монолога выглядит следующим образом: зачин – вступление – тезис – аргументация – обобщение – выводы. Вместе с тем композиционная форма монолога определяется также и жанрово-стилистической и функционально-смысловой принадлежностью речи. К жанрово-стилистическим разновидностям моно­лога можно отнести ораторскую речь, художественный монолог, официально-деловой моно­лог и другие типы, к функционально-смысловым типам — описание, повествование, рассуждение.

Характерным признаком монологической речи является смысловая завершенность. Монолог может быть как неподготовленным, что характерно прежде всего для сферы разговорной речи, так и подго­товленным, заранее продуманным. Например, ораторская речь всегда представляет собой зара­нее подготовленный монолог, произносимый в официальной обста­новке.

Монолог представляет собой искусственную форму речи, поэтому он всегда стремится к естественной форме общения – к диалогу, что приводит к тому, что в монологической речи могут быть использованы обраще­ния, риторические вопросы, «вопросно-ответный ход», то есть все то, что может повы­сить коммуникативную активность собеседника-адресата, вызвать его ответную реакцию.

 

 

1.16 Вербальные и невербальные средства речи

Внешнее общение может осуществляться с помощью вербальных (словесных) и невербальны (несловесных) средств передачи коммуникации.

Вербальная (от лат. verbalis ‘устный, словесный’) коммуникация – это естественный звуковой язык, то есть система фонетических знаков. При помощи речи происходит кодирование и декодирование информации. Кодирование осуществляет референт (сообщающий информацию), а декодирование – реципиент (принимающий информацию)

Невербальная коммуникация – это совокупность действий, поступков, несущих в совокупности с речевым сообщением определенную смысловую и эмоциональную информацию.

Невербальные средства коммуникации чрезвычайно важны в коммуникативном процессе, поскольку им принадлежит, по мнению учёных, от 55% до 65% передаваемой информации. Столь важное значение невербалики обусловлено ролью зрения как основного канала поступления информации (до 80% информации человека получает с его помощью); ведь несловесные средства коммуникации ориентированы именно на зрительное восприятие.

Невербальное поведение челове­ка тесно связано с его психическим состоянием и является средством выражения этого состояния. Именно поэтому внимание к невербаль­ному поведению партнёра по общению дает колоссальное ко­личество информации о его индивидуально-психологических и социально-психологических особенностях.

Невербальные средства общения делятся на несколько группы:

1) кинесические;

2) просодические;

3) экстралингвистические;

4) такесические.

1 Кинесические (от греч. kinetis ‘движение’) средства составляют наиболее обширную группу невербальных средств коммуникации. Это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функ­цию в общении. К ним относятся мимика, взгляд, поза, жесты, походка, направление движения.

Мимика (от греч. mimikos ‘подражающий’) – это динамическое выражение лица в момент общения, обусловленное движением лицевых мышц в зависимости от эмоционального состояния коммуниканта. Особое сочетание частей и элементов лица (положе­ние рта, губ, бровей, лба, форма и выражение глаз), передающее одно из эмоциональных состояний, названо мимическим кодом. Выделяется шесть основных мимических кодов: гнев, презре­ние, радость, удивление, страдание, страх.

Исключительно важное значение в общении имеет взгляд, который представлен комплексом соматических состояний, включающим состояние зрачков глаз (суженность или расширенность), цвет глаз, блеск, роговицы, положение бровей, век, лба. Немалую роль в передаче информации имеет длительность и направленность взгляда. Различаются три разновидности направления взгляда в зависимости от характера коммуникации:

1) деловой взгляд концентрируется в вообра­жаемом треугольнике на лбу партнёра по общению и создает деловую атмосферу.

2) социальный взгляд направлен на треу­гольник на уровне глаз и подбородка, его не следует исполь­зовать при решении деловых вопросов.

3) интимный взгляд направлен прямо в глаза собеседнику.

Поза (фр. pose ‘положение тела’) также является важным источником информации о состоянии и намерениях парт­нёра по общению. Учёные считают, что главное смысловое содержание позы как средства общения состоит в выражении открытости, готов­ности к общению или закрытости, неготовности к нему. К «закрытым» позам, указывающим на нежелание общаться, относятся скрещенные руки и ноги, прикрытые руками грудь и другие части тела, расположение вполоборота к собеседнику и т.д. «От­крытые» позы, свидетельствующие о настроенности на контакт, – это руки, раскрытые ладонями вверх, вытя­нутые ноги, расположение собеседника лицом к свому партнёру и т.д.

Жесты социально отработанные движения, передающее психическое состояние человека. Жестикуляция призвана оживить речь и облегчить ее восприятие, то есть жесты должны соответствовать общему характеру выступления и сообщаемой в данный момент информации. Различаются несколько типов жестов в зависимости от выполняемой функции и характера передаваемой при помощи их информации:

ритмические (напр., резкие или плавные движения ладони в ритм речи, отбивание такта носком обуви),

эмоциональные (напр., пожимание плечами, разведение рук, поднятая вверх рука и т.п.),

символические (напр., резкий взмах кистью сверху вниз (категоричность), движение ладоней вперед (отказ), движение ладоней в разные стороны (расподобление), движение ладоней навстречу друг другу (сближение, связь), движение ладоней вверх-вниз в противофазе друг другу (равновесие, балансирование и т.п.),

изобразительные («спираль», «переворот», «препятствие, столкновение» и т.п.).

Кинесическим средством общения является и стиль пере­движения человека, его походка. Исследования психологов показывают, что то или иное эмоциональное состояние влия­ет на походку человека, и, следовательно, можно, даже не приближаясь к партнёру, оценить потенциальную эффектив­ность общения.

2 К просодическим средствам речи (от греч. prosoidia ‘ударение, припев’) относятся интонация, ритмика речи, высота тона, громкость голоса, тембр го­лоса, сила ударения. Наибольший объем информации из этих средств несет интонация, которая служит, прежде всего, для указания на конец фразы, ее законченность или незаконченность, на вид предложения по цели высказывания или интонационному оформлению, а также указания на место знака препинания и на возможность паузы.

3 Экстралингвистические (лат. extra ‘вне, сверх’, лат. lingua ‘язык’) средства речи – это включенные в речь психофизиологические прояв­ления, к которым относятся паузы, вздохи, кашель, смех, плач и проч.

С помощью просо­дических и экстралингвистических средств речи выражаются эмоциональные состояние, экономятся языковые средства, регулируют поток речи и дополняют вербальную информацию.

4 Такесические (лат. taktus ‘прикосновение, ощущение’) средства коммуникации представлены в виде динамических прикосновений в ходе общения – рукопожатий, по­хлопываний по плечу, колену, спине, поцелуи, прикоснове­ния телом.

Важное значение в общении имеет его пространственная организация. Расположение коммуникантов в пространстве относительно друг друга определяется многими факторами, среди них: пол, возраст, этническое происхож­дение, уровень культуры, социальное положение, прожива­ние в сельской или городской среде и т.д. Учёные определили оптимальное расстояние между участниками общения, характерное для определенного вида коммуникации:

- интимное расстояние (общение родных и близ­ких): до 45 см,

- персональное (общение со знакомыми людьми): от 45 до 120 см,

- социальное (офи­циальное общение и общение с чужими людьми): от 120 до 400 см

- публичное (общение с аудиторией): от 4 до 7,5 м.

Вопросы для самоконтроля по теме 1

1 Какие определения понятия «культура речи» существуют в лингвистике?

2 Какими свойствами обладает язык как специфическая знаковая система?

3 Дайте определение основных функций языка.

4 Охарактеризуйте основные понятия, которые используются в лингвистике для характеристики речи с точки зрения её внутреннего коммуникативного содержания.

5 В чем заключается особенности такого коммуникативного качества, как уместность речи?

6 Что подразумевается под терминологическим наименованием «диспозитивная норма»?

7 Назовите основные признаки литературного языка.

8 Какие признаки лежат в основе выделения стилей литературного языка?

9 Что отличает просторечие от других некодифицированных разновидностей национального языка?.

10 Охарактеризуйте кратко основные единицы, формы и типы общения.

2 ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ

2.1Динамическая теория нормы. Классификация норм

Норма литературного языка – совокупность языковых средств, разрешенных системой языка, отраженных и закрепленных в речи носителей языка и являющихся обязательными для всех владеющих литературным языком в определенный период времени. Норма обнаруживается на всех уровнях языка (орфоэпические, морфологические, синтаксические, лексические нормы). Языковая норма узаконивается (кодифицируется) в словарях и грамматиках.

Особенности нормы литературного языка – относительная устойчивость, распространенность, общеупотребительность, общеобязательность, соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Языковые нормы – явление историческое. Норма непрерывно изменяется под влиянием разговорной речи, местных говоров, различных социальных и профессиональных групп населения, заимствований и др. Норма отражает стремление языка в данный период к остановке, застыванию, стабильности, преемственности, всеобщности, универсальности и в то же время стремление к выходу за пределы исходного, порождающее новые возможности. Во времена Пушкина говорили «призр`ак», «суфф`икс», а сейчас мы ставим ударение в этих словах на первом слоге. В XIX веке возможны были формы «матерь», «дочерь», «кофий», «зала», «георгина» (женского рода), гораздо шире, чем сейчас, употреблялись безличные предложения: «Было половина восьмого». Лингвисты говорят о том, что нормы имеет ДИНАМИЧЕСКИЙ характер. В связи с этим различают старую (старшую) и новую (младшую) нормы.

Классификация норм. Изменению норм предшествует появление их вариантов, которые реально уже существуют в языке и используются его носителями.

Выделяют три степени нормативности: императивная норма, не допускающая вариантов, строгая; нейтральная, допускающая равнозначные варианты; диспозитивная, нестрогая, допускающая варианты, в том числе разговорные и устаревшие формы.

В соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств различают следующие типы норм: орфоэпические, акцентологические, лексические, фразеологические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), орфографические, пунктуационные, стилистические.

Орфоэпические нормы – нормы произношения звуков.

Акцентологические нормы – нормы постановки ударения.

Лексические нормы – нормы, регулирующие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или форме; употребление слова в тех значениях, которое оно имеет в языке; уместность его использования в той или иной ситуации.

Фразеологические нормы – нормы употребления фразеологизмов и других связанных сочетаний слов.

Грамматические нормы подразделяются на морфологические (образование форм различных частей речи) и синтаксические (образование синтаксических единиц - словосочетаний и предложений).

Стилистические нормы – нормы употребления языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и с целью и условиями общения.

Орфографические нормы – нормы написания слов в соответствии с правилами русской орфографии.

Пунктуационные нормы – правильное, соответствующее правилам или традиции употребление знака препинания.

 

 

2.2 Орфографические нормы

Нормы правописания охватывают правила орфографии и пунктуации. В отличие от норм произношения они практически не имеют вариантов. Орфография – совокупность правил написания слов, система правил: 1) о написании слов и их значимых частей; 2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов, 3) об употреблении прописных и строчных букв, 4) о переносе слов с одной строки на другую. Графика – раздел науки о языке, ведающий средствами письменности, знаками, которые используются на письме, их соотношением со звуковой стороной языка. В русском языке традиционно выделяются следующие принципы русской орфографии: 1) морфологический (соблюдение единообразия в написании морфем); 2) фонетический (пишется та буква, которая обозначает слышимый звук); 3) традиционный (написание закреплено традицией, не определяется другими принципами); 4) дифференцирующий (предполагает различное написание с целью разграничения слов-омофонов).

Орфографическое правило – предписание, устанавливающее обязательное для всех написание, а также определяющее способ проверки. Чтобы применить орфографическое правило, необходимо выполнить следующие действия: 1) найти в слове место, где возможны варианты написания; 2) определить возможные варианты написания; 3) выбрать необходимое правило; 4) выбрать правильный вариант написания. При выборе буквы или способа графического оформления слова учитывается лексическое значение, способ образования и морфологические характеристики слова.

 

2.3 Чередование гласных в корне слова

В корнях БЕР–БИР, ДЕР–ДИР, МЕР–МИР, ПЕР–ПИР, ТЕР–ТИР, СТЕЛ–СТИЛи др. буква И пишется при наличии в слове суффикса А; если суффикса А в слове нет, пишется буква Е.

Корни КОС–КАС, ЛОЖ–ЛАГ пишутся с буквой А, если в слове есть суффикс А; если суффикса А нет, пишется О.

В корнях ГОР–ГАР, КЛОН–КЛАН, ТВОР–ТВАРв безударном положении пишется О. Исключение: утварь. Под ударением пишется та гласная, которая слышится.

В безударном положении в корнях ЗОР–ЗАР, ПЛОВ–ПЛАВпишется А. Исключение: зоревать, пловец, пловчиха, пловцы. Под ударением пишется та буква, которая соответствует произношению слова.

В корнях РАСТ–РАЩ–РОСперед СТ, Щ пишется А, в остальных случаях О. Исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль.

В корнях СКАК–СКОЧ перед К пишется А, перед Ч пишется О. Исключение: скачок, скачи, скачите.

Пишется корень РАВН, если слово имеет значение «равный, одинаковый»; пишется корень РОВН, если слово имеет значение «ровный, гладкий». Исключение: равнина.

Пишется корень МОК, если слово имеет значение «(не)пропускать жидкость»; пишется корень МАК, если слово имеет значение «погружать в жидкость».

 

2.4 Гласные после шипящих и ц

В корне слова после шипящей произносится О, а пишется Ё, если можно подобрать родственное слово со звуком е в корне. Исключение: крыжовник, шов, шорох, обжора, шоры, чокаться, чопорный, трущоба, трещотка (и производные от них). В существительных ПОДЖОГ, ОЖОГ пишется О, в глаголах прошедшего времени ПОДЖЁГ, ОЖЁГ пишется Ё.

В окончаниях существительных и прилагательных после шипящей под ударением пишется О, в безударной позиции –Е.

В окончаниях глаголов после шипящей всегда пишется Ё.

В суффиксах существительных, прилагательных и наречий после шипящих под ударением пишется О, в безударной позиции – Е. Исключение: наречие ещё.

У существительных с суффиксом –ЁР под ударением всегда пишется буква Ё.

В суффиксах отглагольных существительных после шипящей под ударением всегда пишется Ё (ночевать – ночёвка).

В суффиксах страдательных причастий после шипящей всегда пишется Ё.

После Ц в корне пишется И. Исключение: цыц, цыган, на цыпочках, цыпленок (и производные от них).

 

2.5 Непроизносимые согласные

Чтобы определить, есть ли непроизносимая согласная в корне, надо слово сопоставить с родственным, в корне которого ясно звучит согласный. Нельзя проверить по указанному способу слова праздник, лестница, блеснуть, сверстник, ровесник, ресницы, чувство и др. 6. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

В современном русском языке нет приставки З-, есть приставка С-. Исключение: здесь, здание, здоровье, ни зги (и производные от них).

В приставках, оканчивающихся на З-С, перед глухими согласными пишется С, перед звонкими – З.

В приставках РАЗ–РАС, РОЗ–РОС под ударением пишется О, в безударном положении – А. Приставка ПРЕ-обозначает:

а) высшую степень действия или качества со значением «очень», «весьма»;

б) приставка ПРЕ-имеет значение, сходное с приставкой ПЕРЕ -.

Приставка ПРИ - обозначает:

а) приближение или нахождение поблизости от чего-нибудь;

б) прибавление к чему-нибудь;

в) неполноту действия;

г) действие, одновременное с другим действием;

д) совершенный вид от глаголов несовершенного вида (без изменения значения глагола), например: думать—ПРИдумать (сов. в.), мерить—ПРИмерить (сов. в.), бить—ПРИбить (сов. в.).

Необходимо различать значение и правописание следующих слов: ПРЕзирать (считать недостойным, ничтожным) — ПРИзирать (приютить), ПРЕдать (изменить, выдать врагу) —ПРИдать (прибавить), ПРЕбывать (находиться где-нибудь) — ПРИбывать (приезжать), ПРЕступить (нарушить) — ПРИступить (начать), ПРЕемник (наследник, продолжатель) — ПРИемник (аппарат, который принимает электрический ток, и др.), ПРЕтворить в жизнь (осуществить) — ПРИтворить (прикрыть).

Разделительный Ъ пишется после приставок на согласную перед буквами Я, Е, Ё, Юкорня.

Разделительный Ь пишется перед Е, Ё, Ю, Я, Иво всех остальные случаях (в корне, окончании).

После корней ДВУХ- ТРЕХ-, СВЕРХ- тоже пишется Ъ перед Е, Ё, Ю, Я.

Только после приставок на согласную буква Ипереходит в букву Ы: игра — сЫграть, история — предЫстория, но: сверхИзбыточный, дезИнфекция, педИнститут.

 

 

2.7 Правописание суффиксов существительных и прилагательных

 

Таблица 2.1 - Суффиксы существительных

 

Суффикс Способ проверки Примеры
-ник -ик -чик     -ек-   Сохраняет гласную при склонении   Имеет беглую гласную при склонении дождик – дождика колокольчик – колокольчика     замочек – замочка
-ушк-   -ышк- В существительных мужского и женского рода     В существительных среднего рода бабушка (ж.р.) дедушка (м.р.)     пятнышко (ср.р.)
-инк- (ин+к)   -енк- В существительных, образованных от слов женского рода на - ИН(А)   В уменьшительных существительных, образованных от слов, которые в родительном падеже множественного числа оканчиваются на -ЕН царапинка – царапина   вишенка – вишен
-ин-, -изн- Всегда пишетсяИ вершина, новизна
-чик- В существительных со значением лица после Д, Т, З, С, Ж Перед –ЧИК- конечные согласные основы К, Ц, Ч заменяются Т. наладчик   раздатчик – раздача
-щик- После других согласных. Перед –ЩИК- буква Ьпишется только после Л сборщик кровельщик

 

 

Таблица 2.2 - Суффиксы прилагательных

Суффикс Способ проверки Примеры
  -чив- -лив- -ист-     Всегда пишется И   задумчивый заботливый прерывистый
  -ив-   -ев-     Под ударением И   Без ударения Е   игривый   строевой
-к- В прилагательных с краткой формой на -ОК   В прилагательных, образованных от существительных с основой на Ц, К, Ч узкий (узок)     ткацкий (ткач) исключение: узбекский
-ск- В остальных случаях французский (француз)
-н- В прилагательных первообразных, не образованных от других частей речи. В прилагательных с суффиксами –ИН-, -АН- (-ЯН-) юный, свиной, пряный, единый, румяный орлиный, кожаный, серебряный исключение: стеклянный, оловянный, деревянный
-нн- В прилагательных, образованных при помощи суффикса –Н- от существительных с основой на –Н В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ЕНН-, -ОНН- лимон – лимонный     утро - утренний лекция – лекционный исключение: ветреный НО: все приставочные образования пишутся с -НН-: безветренный

 

 

Таблица 2.3 – Суффиксы глаголов

Суффикс Способ проверки Примеры
ова- (-ева-)     -ыва- (-ива-) Если в 1-м лице единственного числа глагол оканчивается на - УЮ, -ЮЮ   Если в 1-м лице единственного числа суффикс-ЫВА-(-ИВА-) сохраняется     советую – советовать ночую – ночевать   вздрагиваю – вздрагивать испытываю – испытывать
-а- -и- -е- -я-   Перед суффиксом прошедшего времени –Л- пишется тот же суффикс, что и в неопределенной форме   слышать – слышал строить – строил увидеть – увидел таять – таял

 

Следует различать формы 2-го лица множественного числа глаголов I спряжения изъяви- тельного и повелительного наклонения: в изъявительном наклонении пишется – ЕТЕ, в повелительном – -ИТЕ. Например: Вы пишете аккуратно, поэтому работу легко читать (изъявительное наклонение). Пишите аккуратнее! (повелительное наклонение)

У глаголов 2-го спряжения такие формы совпадают в написании: Если вы правильно держите ручку, почерк получается красивый (изъявительное наклонение). Держите ручку правильно! (повелительное наклонение) повелительное наклонение

Правописание суффиксов –И-, -Е- в глагольных парах типа обезводИть – обезводЕть связано с переходностью–непереходностью глаголов: если глагол переходный (т.е. требует после себя объект, обозначенный именем существительным в форме винительного падежа или родительного падежа без предлога), пишется суффикс –И; если глагол непереходный, пишется суффикс –Е. Ср.: обезводИть (кого-то лишить воды), обезводЕть (самому лишиться воды).

2.8 Правописание окончаний сущесвительных

Существительные 1-го склонения в родительном. падеже единственного числа имеют окончание И; в дательном и предложном падежах имеют окончание Е.

Существительные 2-го склонения имеют окончание –Е только в предложном падеже.

У существительных на -ИЯженского рода в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа пишется окончание –И.

Но существительные на -ЕЯимеют в предложном падеже -Е: идея — в идеЕ, траншея — в траншеЕ, затея — в затеЕ.

В предложном падеже существительных на -ИЙ, -ИЕмужского и среднего рода пишется -И.

Существительные среднего рода типа «платье», «счастье»имеют в предложном падеже единственного числа окончание -Е: о платьЕ, о счастьЕ.

Существительные 3-го склонения имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –И..

Фамилии на –ОВ (-ЕВ), -ИН (-ЫН) в творительном падеже единственного числа имеют окончание –ИН (-ИН), а географические названия на –ОВ (-ЕВ), -ИН (-ЫН) имеют окончание –ОМ.

 

2.9 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Глаголы 1-го спряжения имеют в настоящем времени и простом будущем личные окончания: У(-Ю), -ЕШЬ, -ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ,-УТ(-ЮТ).

Глаголы 2-го спряжения имеют в настоящем времени и простом будущем личные окончания: -У(-Ю), -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ-(-ЯТ).

Исключение составляют разноспрягаемые глаголы «хотеть» и «бежать». В единственном числе глагол «хотеть»спрягается по 1-му спряжению, а во множественном числе — по 2-му спряжению: я хочУ, ты хочЕШЬ, он хочЕТ; мы хотИМ, вы хотИТЕ, они хотят. Глагол «бежать»спрягается по 2-му спряжению, но имеет форму 3-го лица множественного числа по 1-му спряжению: они бегУТ. К разноспрягаемым глаголам примыкают глаголы ДАТЬ, ЕСТЬ, которые склоняются по-особому (даМ, даШЬ, даСТ, дадИМ, дадИТЕ, дадУТ).

Под ударением в конце глаголов после шипящих всегда пишется ё (а не о): жжЁт, развлечЁт, потечЁт.

В окончаниях 2-го лица единственного числа настоящего и будущего времени после шипящей пишется Ь: считаешь, говоришь, почувствуешь, вспомнишь, соревнуешься, возвратишься.

Окончания глаголов 3-го лица единственного и множественного числа (в настоящем времени и простом будущем) звучат твердо и не имеют Ьв конце.

Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов 3-го лица множественного числа настоящего времени при помощи суффиксов -УЩ-, -ЮЩ-(для глаголов 1-го спр.) и -АЩ-, -ЯЩ - (для глаголов 2-го спряжения).

Действительные причастия настоящего прошедшего времени образуются от глаголов прошедшего времени при помощи суффиксов –ВШ-, -Ш-. Перед суффиксом –ВШ- пишется тот же суффикс, что и в неопределенной форме перед окончанием –ТЬ.

Date: 2016-11-17; view: 267; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию