Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фирма в условиях совершенной конкуренции





 

В этом случае цена спроса, представляется для фирмы как заданная величина. Причем фирма может (или считает, что может) продать по той цене любое количество единиц товара.

Величина средней выручки также будет неизменна и равна этой же цене. Более того, каждая последующая единица товара будет продана по той же цене. В этом случае P(цена) = AR (ср. выручка) = MR (пред. выр.) (рис. 26).

 

P

P = AR = MR

 

 

Совместим теперь на одном графике кривые выручки и издержек (рис.27).

 

 

P

MC

P = AR = MR AC

P0

AVC

 

Q0 Q

 

 

Фирма максимизирует прибыль в точке пересечения кривых предельной выручки MR и предельных издержек MC. Таких точек две (рис. 28): точка К и точка Е.

 

P

MC MC

K E

P = AR = MR

 

 

Q

 

 

В точке K предельные издержки снижаются, значит прибыль возрастает. Следовательно, фирма увеличивает свой выпуск до точки E. Это условие максимизации прибыли называется условием второго порядка. Понятно, что максимальная прибыль должна быть неотрицательной величиной. В противном случае (когда цена меньше средних переменных издержек), фирма вообще не буде т выпускать товар (рис. 29).

 

P MC

AC

 

AVC

 

 

R = AR = MR

 

Q

 

 

Однако, если цена выше средних переменных издержекAVC, хотя и ниже средних общих издержек AC, фирма все же будет выпускать товар (на рис. 30). Это объясняется тем, что фирма не может уменьшить сумму своих постоянных издержек в рассматриваемом непродолжительном периоде и вынуждена вести производство, если выручка покрывает хотя бы переменные издержки и частично обеспечивает тем самым средства, необходимые для покрытия постоянных издержек.

 

P MC AC

AVC

 

P = AR = MR

 

 

Q1 Q

 

 

В более продолжительном периоде такое положение, конечно, невозможно и некоторые фирмы будут вынуждены покинуть отрасль, что приведет к повышению цены спроса для остальных фирм. Очевидно, до тех пор, пока цена не будет, по крайней мере, покрывать средние издержки оставшихся в отрасли фирм, т.е. P = AC, этот процесс будет продолжаться.

Что произойдет, если процесс выхода фирм из отрасли будет продолжаться дальше? Очевидно, дальнейший рост цены, приведет для оставшихся фирм к превышению цены над средними издержками, и, следовательно, к получению этими фирмами некоторой экономической прибыли. Но эта прибыль послужит сигналом для входа в отрасль новых фирм, что приведет к росту предложения и снижению цены товара, после чего прибыль фирм в отрасли будет снижаться. Процесс входа новых фирм прекратится, когда цена будет только покрывать издержки, т.е. P = AC. То есть в условиях совершенной конкуренции вход и выход фирм в отрасли определяет в длительной периоде равенство цены величине средних издержек.

 

P = MR = MC = AC - нулевая прибыль.

4.3. ФИРМА В УСЛОВИЯХ «ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ»

 

В этом случае цена не является заданной величиной. Производитель осознает, что, чем больше продукции он произведет, тем меньшей будет возможная цена реализации.

Кривая спроса (и средней выручки) для монополиста имеет отрицательный наклон (рис. 31).

 

P

 

 
 

 


MR D = AR

Рис. 31
Q

 

 

В этом случае, как нам уже известно, предельная выручка будет все время ниже средней. В условиях монополии кривые средней и предельной выручки не совпадают, причем MR < AR, т.е. монополист максимизирует свою прибыль при MR = MC, но в отличие от фирмы, функционирующей в условиях свободной конкуренции, MR < P (рис. 32).

 

 

P

 

 

MC

P1 K AC

 

 

Р D = AR

MR

 

Q1 Q

 

 

Объём Q1 обеспечивает фирме максимальную прибыль.

Кривые MR и MC пересекаются в точке E, которой соответствует выпуск монополистом Q1 единиц продукции. В свою очередь объему выпуска Q1 соответствует точка K на кривой спроса и цена спроса P1.

Очевидно также, что гипотеза " нулевой прибыли" применимая для отрасли с совершенной конкуренцией, неприменима для монополиста, который не только в коротком, но и в длительном периоде может получать положительную прибыль (монопольную "сверхприбыль") вследствие имеющегося барьера для входа в отрасль новых фирм.

За счет чего возникает эта прибыль?

Главная причина ее образования – возможность монопольного производителя ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции и, следовательно, реализовать товар по более высокой цене.

Выводы:

1) Фирма, максимизирует прибыль в условиях совершенной конкуренции, может контролировать лишь один параметр – объем выпуска продукции.

2) Фирма, максимизирует прибыль в условиях чистой монополии, определяет два параметра – объем выпуска и цены. Следовательно, фирма – монополист производит продукции меньше и продает ее по более высокой цене.

 

ФИРМА В УСЛОВИЯХ

НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

4.4.1 МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

 

Основные особенности этой рыночной структуры – взаимосочетание двух моделей – совершенной конкуренции и чистой монополии. Как и при совершенной конкуренции, предполагается, что в отрасли действует много фирм и имеется достаточно свободный вход и выход. Однако, (и это черта присуща монополии), все фирмы отрасли располагают определенными возможностями видоизменять цену производимого товара, так как каждая продает товар, имеющий значительное отличие от товаров, выпускаемых конкурентами. Например, товар один – мужской костюм, но разный фасон, качество отделки, ткань, фурнитура и т.д. Дифференциация товара предполагает, что каждая фирма обладает в некоторой мере монопольной властью над своим товаром: может повышать или понижать на него цену вне зависимости от действий конкурентов. Но эта власть ограничивается, как наличием производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль. Все это приводит к тому, что кривая спроса отдельной фирмы отрасли в условиях несовершеннойконкуренции имеет падающий характер, но более плавный, чем кривая спроса отрасли. Дифференциация товара означает, таким образом, что фирмы отрасли производят товары достаточно схожие, чтобы их можно было назвать тем же товаром (мужской костюм), но и достаточно несхожие (фрак, тройка и т.п.), чтобы производитель каждого товара имел возможность менять цену своего товара.

Суммируя вышесказанное, можно отметить, что теория монополистической конкуренции основывается на трех принципиальных положениях:

1) Кривая спроса отдельной фирмы имеет падающий характер, ее эластичность выше, чем эластичность кривой спроса отрасли, поскольку на рынке продаются товары-заменители, производимые другими фирмами. Падающий характер кривой спроса предоставляет фирме возможность получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде.

2) Имеется свобода входа в отрасль и выхода из нее. Данное обстоятельство приводит к тому, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм отрасли становится равной нулю.

3) В отрасль входит достаточное количество конкурирующих друг с другом фирм, следовательно, каждая отдельная фирма проводит собственную ценовую политику, не взирая на реакцию конкурентов.

 

4.4.2. ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (ОЛИГОПОЛИЯ)

 

Для нее характерны три признака:

- в отрасли присутствуют две или несколько конкурирующих фирм, так как отрасль не является монополизированной;

- кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции;

- в отрасли функционирует, по крайней мере, одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.

Главное отличие совершенно конкурентного рынка от олигополистического состоит в особенностях изменения цен. Если в конкурентном рынке цены меняются непрерывно в зависимости от изменений спроса и предложения, то при олигополии цены меняются не столь часто, обычно через какие-то промежутки времени и на значительную величину. Такая «неподвижность» цен обычно встречается, когда фирмы сталкиваются с циклическимии и сезонными изменениями спроса. Подобные колебания заранее учитываются фирмами-олигополистами, которые стараются не изменять цену товара, а реагировать на изменение спроса увеличением или уменьшением объема выпускаемых товаров.

Обычно фирме выгодно в случае колебания спроса менять объем производства, а не цену. Изменение цены обычно связано с новыми издержками – новые прейскуранты, оповещение покупателей, потеря доверия клиентов и т.д. Удержание цен на одном уровне эффективно только в краткосрочном периоде, для долгосрочного оно неприемлемо.

Способность удержать цены, в краткосрочном периоде заложена в самой структуре фирм-олигополистов: планируя производство, они заранее подготавливают его к возможным падениям и увеличениям спроса.

Чтобы описать действия фирмы-олигополиста в долгосрочном периоде, надо знать ответную реакцию конкурентов. Пока теории поведения олигополиста в долгосрочном периоде нет (поведение конкурентов трудно прогнозировать).

Итоги главы:

1. Рыночные структуры: 1) совершенная конкуренция; 2) монополия; 3) монопольная конкуренция; 4) олигополия.

2. Два основных правила для анализа любой структуры:

а) фирма должна продолжать производство товара, если при достигнутом уровне выпуска ее TR > TVC;

б) если фирма решила продолжать производство, то должна выпускать такое количество продукции, при котором MR = MC.

3. При совершенной конкуренции фирма в краткосрочном периоде приспосабливается к вариациям рыночных цен, изменяя величину переменного фактора. Max прибыль при MC = P. Если P > AC, фирма получает прибыль; при P = AC – нулевая прибыль; при P < AC – надо прекратить производство.

В долгосрочном периоде необходимы три условия:

1) MR = MC;

2) Экономическая прибыль = 0;

3) Фирмы экономят на масштабах.

4) При монополии: в краткосрочном периоде max прибыль при MR = MC (уменьшение Q). В долгосрочном периоде равновесие продолжается, пока сохраняется монополия (ценовая дискриминация).

5) Монопольная конкуренция: сочетание совершенной конкуренции и монополии.

6) Олигополия - 3 условия:

1. отрасль не монополизирована;

2. кривая D имеет падающий характер;

3. есть хотя бы одна крупная фирма в отрасли, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов.

 

4.5. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

 

Точка безубыточности - объем производства, при котором общие издержки равны общему доходу или средние издержки равны цене продукта

Точка закрытия - объем производства, при котором цена товара равна минимальному уровню средних переменных издержек

Максимальная величина прибыли - величина прибыли, получаемая фирмой при производстве такого количества продукции, когда предельные издержки (МС) становятся равными предельной выручке (MS).

 

4.6. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. В каких случаях предельный доход меньше цены товара, а в каких равен ей?

2. Почему кривая спроса монополии имеет отрицательный наклон?

3. Назовите условие максимизации прибыли в любой конкурентной структуре.

4. В какой конкурентной структуре и почему образуется нулевая прибыль?

5. Назовите общие черты монополистической конкуренции и чистой монополии.

6. Назовите общие черты фирм, действующих в условиях олигополии и совершенной конкуренции.

7. Почему кривая предельного дохода монополиста находится ниже кривой средних издержек?

8. Что такое точка безубыточности?

9. Что такое дуополия?

 

4.7. УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ И ЗАДАЧИ

 

1. В таблице 1 содержатся данные об издержках и доходах фирмы, оперирующей на рынке совершенной конкуренции. Используя эту информацию выполните следующие задания:

а) Рассчитайте соответствующие показатели и заполните таблицу.

Таблица 1

Переменный ресурс Q PN PQ TR AR MR TC TFC TVC ATC AVC AFC MC
единицы долл.
        - - - -   - - - - -
    - - - - - - - - - - - -
    - - - - - - - - - - - -
    - - - - - - - - - - - -
    - - - - - - - - - - - -
    - - - - - - - - - - - -
    - - - - - - - - - - - -
    - - - - - - - - - - - -
    - - - - - - - - - - - -
    - - - - - - - - - - - -
    - - - - - - - - - - - -

Q - объем продукции

PN - цена переменного ресурса

PQ - цена единицы продукции

TR - общая выручка

AR - средняя выручка

MR - предельная выручка

TC - общие издержки

TFC - общие постоянные издержки

TVC - общие переменные издержки

ATC - средние издержки

AVC - средние переменные издержки

AFC - средние постоянные издержки

MC - предельные издержки

б) При каком объеме выпуска фирма максимизирует прибыль или минимизирует убытки?

в) Постройте кривые AR, MR, ATC, AVC, AFC, MC. Покажите оптимальный объем производства. Объясните свой выбор.

 

2. На олигополистическом рынке оперируют две фирмы, выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар. Ниже приведена информация о спросе на товар и издержках каждой фирмы:

Цена (долл.) Объем спроса (ед.) Объем выпуска (ед.) Общие издержки (долл.)
       
       
       
       
       

а) Какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?

б) Если сохраняется данное предложение, то какой объем выпуска выберет каждая фирма?

в) Появятся ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы?

г) Есть ли у каждой из этих двух фирм стимул назначать цену на свой товар ниже цены конкурента? Если да, то каков он?

 

3. На рисунке 1 показаны кривые издержек фирмы, действующей в конкурентной отрасли.

ОР - текущая цена.

а) Покажите на графике уровень выпуска, при котором прибыль фирмы максимальная.

б) Отметьте на графике площадь, представляющую объем прибыли фирмы при

данных уровнях цены и выпуска.

 

 

 
 

 


4. В отрасли функционируют 1000 фирм. У каждой фирмы предельные затраты при производстве 5 единиц продукта в месяц составляют 2 д.е., 6 единиц - 3 д.е., 7 единиц - 5 д.е. Рассчитайте отраслевой выпуск в месяц, если рыночная цена равна 3 д.е.

 

5. Рисунок 2 иллюстрирует естественную монополию. Отрасль характеризуется снижающимися средними издержками на долгосрочном временном интервале.

 
 

 


 

 

а) Какую цену и величину выпуска выберет нерегулируемая монополия, максимизирующая прибыль?

б) Чему равны чистые потери для общества, возникающие в результате данного решения?

в) Какую прибыль будет получать в этом случае монополия?

г) Какие параметры цены и выпуска определяют общественно эффективный
уровень производства?

д) Если отрасль национализирована, а объем выпуска и цена соответвтвуют общественно эффективному уровню, то какой размер субсидии необходим этой отрасли?

е) При какой цене и величине выпуска экономическая прибыль естествен­ной монополии равна нулю?

ж) Каковы будут чистые потери для общества, если государство законода­тельно установит цену для монополиста, равную средним издержкам?

 

6. На рисунке 3 представлена фирма, оперирующая в условиях монопо­листической конкуренции.

а) При каком объеме производства фирма максимизирует свою прибыль?

б) По какой цене фирма будет продавать данный объем продукции?

в) Будет ли фирма получать в этой ситуации экономическую прибыль. Если да, то какова ее величина?

г) На каком временном интервале функционирует фирма: долгосрочном или краткосрочном? Объясните ваш ответ.

д) Опишите, как может измениться ситуация на другом временном ин­тервале (т. е. на том, который вы не выбрали в предыдущем пункте).

 
 

 


5. ВИДЫ РЫНКОВ

 

5.1. РЫНОК КОНЕЧНЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ

 

Основной структурой рыночной экономики является рынок конечных продуктов и услуг. Именно здесь реализуется и потребляется большая часть произведенного валового национального продукта. Спрос на продукты и услуги со стороны потребителей встречается на этом рынке с их предложением со стороны производителей.

В качестве производителя и продавца конечных продуктов и услуг выступают частные и государственные фирмы – от индивидуальных до крупнейших акционерных компаний – организации бизнеса. Их основная функция – производство всей массы продукты и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

Покупателями и потребителями на рынке конечных продукты и услуг являются домашние хозяйства и правительственные организации (государство). Между этими двумя типами потребителей есть существенные различия.

Особенности образа жизни и структуры потребления людей делают наиболее удобной структурной единицей при анализе экономических и социальных процессов не отдельного индивида или всё население в целом, а среднюю семью. Такая средняя семья ведёт самостоятельное домашнее хозяйство, а её члены владеют собственностью, получают общий доход, сообща используют его. Таким образом, домашнее хозяйство – это обобщённый элемент потребительской сферы.

Правительственные организации (государство) – это обычно бюджетные бесприбыльные организации, осуществляющие государственное управление страной и регулирование экономики на различных уровнях – от местного до общегосударственного.

Таким образом, на рынке конечных продуктов и услуг взаимодействующих все три вида субъектов рыночной экономики: организации бизнеса (продавцы) с одной стороны и домашние хозяйства и правительственные организации (покупатели) – с другой. Однако, спрос домашних хозяйств и спрос правительства формируются по-разному и это определяет характер взаимоотношения "бизнес – домашнее хозяйство" и бизнес – правительство".

Рынок, на котором взаимодействуют бизнес и домашние хозяйства, называется потребительским, а рынок, на котором взаимодействуют бизнес и правительственные организации, называется правительственным (государственным).

 

5.1.1. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК

 

Продавцами на этом рынке являются, как уже отмечалось, организации бизнеса, а покупателями – правительственные организации, которые оплачивают покупки за счёт средств государственного бюджета.

Государственные организации предъявляют спрос на те продукты и услуги, которые необходимы для выполнения правительством его функций по государственному управлению и регулированию экономики и социальной сферы. Основная масса покупок на этом рынке осуществляется в форме государственных заказов (контрактов) организациям бизнеса на производство различной продукции и услуг (закупка товаров для государственных учреждений, строительство дорог, проведение научных исследований, разработка и производство вооружений и т.д.)

Государственные заказы выдаются на конкурсной основе с последующим заключением контракта. В этих контрактах предварительно оговариваются цены, количество и условия поставки продуктов и услуг. Они также предполагают гарантированное бюджетное финансирование инвестиций. В нестабильных условиях рынка это даёт фирмам существенные преимущества, их деятельность становится более устойчивой, менее подверженной циклическим колебаниям. Всё это создаёт конкурентную среду размещению государственных заказов, становится возможным выбор исполнителя, предлагающего наиболее приемлемые для государства условия выполнения заказа.

Государственные заказы, применяемые в переходный период в странах СНГ, предполагают обязательное выполнение их конкретными предприятиями, при их размещении практически отсутствует конкурсная основа заказа, возможность выбора и т.д. Следовательно, эти государственные заказы по своему содержанию мало, чем отличаются от старых директивных планов и централизованного распределения ресурсов. Только при полнокровных товарных рынков, заменяющих централизованную систему распределения, и при ограниченном размещении заказов для выполнения только государственных, республиканских и муниципальных программ государственный заказ получит адекватное ему содержание.

 

5.1.2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

 

На этом рынке продавцами выступают организации бизнеса, а покупателями – домашние хозяйства. Здесь продаются и покупаются миллионы видов продуктов и услуг, взаимодействуют миллионы продавцов и покупателей. Данный рынок пространственно рассредоточен по городам, районам и другим населённым пунктам, а организационно он представляет собой широкую сеть магазинов розничной торговли – универсальных и специализированных – и предприятий сферы услуг. Товары и покупатели свободно передвигаются по территории страны, поэтому цены одних и тех же товаров в разных местностях обычно различаются в пределах транспортных расходов.

Потребительский рынок – исторически наиболее старый и ему в наибольшей степени присущи все черты "классического" рынка:

1) Товары сначала производятся, потом поступают на рынок, оставаясь собственностью бизнеса. Бизнес не может заставить домашние хозяйства покупать всё, что он производит, он может воздействовать на потребителя через систему льгот, рекламу и т.д., что требует больших затрат. Поэтому на потребительском рынке условия диктуют домашние хозяйства, предъявляя или не предъявляя спрос на произведённый товар, а основной риск берут на себя организации бизнеса. Чтобы получать доход, они должны работать на потребителя, производить те товары, которые ему нужны.

2) Цены на потребительском рынке формируются фактически после производства товаров. Если фактический спрос на товар не совпадает с предполагаемым, цены могут оказаться выше или ниже рассчитанных и доходы бизнеса будут зависеть от их колебаний.

3) Несовпадение фактического и рассчитанного спроса на товары, реализуемые на потребительском рынке, означает, что этот рынок в наибольшей степени подвержен кризисным явлениям.

Поэтому от производителей и продавцов товаров на потребительском рынке постоянно требуются ответы на пять основных вопросов рыночной экономики:

1. Что производить?

2. Сколько производить?

3. Как производить?

4. Кто будет потреблять?

5. Способна ли система адаптироваться к изменениям?

 

5.1.3. СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА

 

Ответ на эти вопросы даёт маркетинг – это особая область экономической науки, которая занимается решением проблемы реализации в широком смысле. Маркетинг рассматривает производство и сбыт как единое взаимосвязанное целое. Его объектом является вся деятельность фирмы по разработке новых товаров и технологий, планированию и выполнению производственных программ, финансовая и сбытовая деятельность. Во главу угла ставиться анализ рыночных условий хозяйствования, разработка путей и методов внедрения товаров на рынок и расширения объёмов их реализации. Производство ориентируется на результаты этого анализа. В качестве главной цели наряду с прибылью провозглашается удовлетворение потребительского спроса.

Маркетинг является также особой формой организации и управления фирмой, подчиняя всю её деятельность удовлетворению существующих и потенциальных потребностей. "Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится" – главная формула маркетинга. Есть и другая, обычно не афишируемая цель: если товар, даже невыгодный, произведён, его надо обязательно продать. Отсюда вытекает ещё одна задача маркетинга – формирование и стимулирование спроса. Тем самым маркетинг должен согласовать производство и потребление, внося элементы регулирования в рыночный механизм.

Опыт показывает, что маркетинг целесообразен при определённых условиях:

- наличии рынка с изобилием товаров и конкуренцией;

- свободе товаропроизводителей;

- подготовленности хозяйственных руководителей и специалистов-маркетологов;

- отлаженной централизованной системе сбора различной информации и её доступности;

- наличии специализированных организаций, способных оказать помощь в осуществлении маркетинговых мероприятий.

Исходным пунктом принятия хозяйственного решения в рыночной экономике является изучение состояния рынка. Исходные данные должны при этом охватывать как можно более широкий круг факторов, влияющих при продажи.

Среди главных направлений комплексного изучения рынка выделяют:

- изучение спроса;

- определение рыночной структуры;

- изучение товара;

- исследование условий конкуренции;

- анализ форм и методов сбыта.

Исходным для анализа возможностей рынка, планирования и организации производства, для маркетинга является изучение спроса, который измеряется, применительно к конкретным видам товаров, товарам данной фирмы и отрасли, к региональному, внутреннему и мировому рынкам. Задача маркетинга – добиться максимального приближения объёма рыночного спроса к ёмкости рынка, т.е. к потенциальному, максимально возможному спросу.

Для изучения спроса маркетологи исследуют влияние на него демографических, общеэкономических, социально-культурных, психологических факторов, а также различных мероприятий, производимых по программе маркетинга. Для различных состояний спроса выбираются разные стратегии маркетинга, предполагающие свои цели и инструменты.

На основе изучения спроса проводится сегментация рынка – разделение совокупной массы потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к нему неодинаковые требования. Сегментация даёт возможность проводить в жизнь важнейший принцип маркетинга – ориентацию на потребителя, позволяет выпускать продукцию, отвечающую его запросам, и в то же время оказывать воздействие на потребителя, формировать спрос.

Анализ рыночного спроса становится исходным пунктом планирования продукции – систематического принятия решения по отбору новых видов изделий, созданию торговой марки и упаковки, налаживанию массового производства и каналов сбыта, расширению или сокращению производства уже освоенных изделий и, наконец, по снятию с производства морально устаревших и не пользующихся спросом товаров.

При планировании продукции очень важно правильно выбрать момент появления нового товара на рынке. Для этого используется концепция жизненного цикла товара, согласно которой товар в своей рыночной жизни проходит последовательно четыре фазы.

На первой фазе – внедрение – товар появляется на рынке и объём его продаж возрастает. На этой фазе производитель в связи с большими издержками производства почти не получает прибыли.

На второй фазе – роста – товар получает признание потребителя, объём продаж и прибыль быстро растут.

На третьей фазе – зрелости – темпы роста объёма продаж постепенно замедляются, прибыль достигает своего максимума и начинает снижаться из-за дополнительных расходов на поддержание конкурентоспособности товара.

Четвёртая фаза – спад – период резкого снижения объёма продаж и прибыли.

Такой жизненный цикл проходит большинство товаров, хотя его общая длительность, продолжительность каждой фазы, их особенности могут быть разными.

Для поддержания объёма продаж работа по модернизации товара и созданию его модификации начинается ещё на стадии роста. Момент выхода на рынок нового товара выбирается так, чтобы затраты на него успели окупиться и принести достаточную прибыль до его морального устаревания. Причинами снятия продукции с производства могут быть уменьшение рынка, затруднения со сбытом в связи с насыщением потребности, появления нового товара – заменителя, рост издержек производства, коммерческий неуспех, неправильный выбор момента появления товара на рынке и т.д.

 

5.1.4. ТОВАРОДВИЖЕНИЕ. ВИДЫ ТОРГОВЛИ. ТОВАРНАЯ БИРЖА

 

Произведённый товар, отвечающий по своим параметрам запросам потребителя, необходимо реализовать. От того, насколько хорошо организовано движение продукции в сфере обращения, зависит коммерческий успех производителя.

Деятельность по планированию, реализации и контролю перемещения продуктов и услуг от производителя к потребителю называется товародвижением. Большинство производителей предлагают свои товары рынку через посредников. Все организации и лица, принимающие на себя доведение товара до потребителя, называются каналами товародвижения или каналами распределения.

Функции канала товародвижения (распределения):

1. Исследование рынка

2. Стимулирование сбыта: реклама и т.д.

3. Установление и налаживание связей с производителями и потребителями.

4. Приспособление товара к требованиям покупателя: сортировка, упаковка и т.д.

5. Согласование цен.

6. Транспортировка и складирование – организация товародвижения.

7. Финансирование издержек обращения.

8. Принятие на себя ответственности за функционирование канала.

Каналы товародвижения (распределения) могут быть прямыми и косвенными. Прямые каналы предполагают непосредственное перемещение товаров от производителя к потребителю, например, через сеть магазинов, принадлежащих фирме. Такая форма товародвижения обеспечивает более тесный контакт с потребителями, но требует больших затрат. Поэтому чаще используют косвенные каналы товародвижения (распределения), связанные с использованием независимых посредников. Функции, выполняемые посредниками, облегчают финансирование торгового оборота, снижают риск потерь, следовательно, сокращаются издержки обращения.

Каждый независимый посредник характеризует уровень канала распределения. Число независимых посредников (или уровней распределения) определяют длину канала распределения (товародвижения), а число независимых посредников на каждом уровне – его ширину. Чаще всего встречаются одноуровневые (один посредник - розничный торговец), двухуровневые (два посредника - оптовый и розничный торговцы), трехуровневые (три посредника -крупный оптовик, мелкий оптовик, розничный торговец) каналы.

Организация товародвижения продукции производственного наз­начения имеет особенности по сравнению с товародвижением потребительских товаров. Продукция производственного назначения прак­тически не реализуется через розничную торговлю, независимые посредники используются реже, большее значение имеет контракт­ная торговля, количество сделок меньше, чем при продаже потре­бительских товаров, а объемы их больше.

На разных этапах товародвижения функции реализации выполня­ет оптовая и розничная торговля.

Оптовая торговля - деятельность по перемещению товара от производителя к потребителю, который использует его в производ­ственных целях, или к предприятию, приобретающему его с целью перепродажи. Товар продается крупными партиями. В оптовой тор­говле участвуют три вида участников: оптовые предприятия произ­водителей, оптовые торговые организации, агенты и брокеры.

Розничная торговля - деятельность, связанная с реализацией продуктов и услуг конечным потребителям для их личного использо­вания. Это заключительный этап каналов распределения. Розничная торговля осуществляется через магазины и минуя магазины (враз­нос, прямые продажи на дому, через автоматы, по почте, телефо­ну и т.д.).

В соответствии с двумя видами торговли и участием в ней не­зависимых посредников формируются два уровня цен: оптовые и розничные цены.

Оптовая цена возмещает издержки производства и обращения оптовых торговцев и включает в себя получаемую ими прибыль. По мере движения товара от производителя по каналам распределения все более высокого уровня, оптовая цена растёт. Практика показывает, что при наличии более двух оптовых посредников, издержки обращения и, следовательно, оптовые цены неоправданно возрастают. Розничная цена содержит в себе издержки и прибыль всех участников товародвижения.

Разновидностью оптовой торговли является биржевая торговля.

Биржа – это рынок посредников. Купля – продажа здесь осуществляется не между производителями и потребителями, а между теми, кто представляет их экономические интересы.

Биржевая торговля ведется по определенным правилам.

1. В торговле участвуют только посредники, выполняющие или переданный им заказ на покупку, или продажу товаров, или дейст­вующие на свой страх и риск. Первые называются брокерами, вто­рые - дилерами.

2. Товар - объект купли - продажи не привозится на биржу, а его существование подтверждается сертификатом - документом, характеризующим его количество и качество.

3. На бирже могут продаваться товары, которые еще не произ­ведены, например, зерно будущего урожая и т.д.

4. Торговля на бирже ведется партиями, т.е. какими-то обще­принятыми количествами.

5. На бирже продают товар лишь определенного качества, т.е. эталонный товар.

6. Цены на бирже устанавливаются гласно, все участники бир­жевой торговли находятся в одинаковых, установленных биржей ус­ловиях, подчиняясь принятым ею правилам "честного" и "организо­ванного" рынка.

7. Не всякий товар является "биржевым". На бирже продаются те товары, спрос, предложение и цены которых заранее определить трудно: нефть, сырье, сельскохозяйственная продукция и т.д. В связи с этим "биржевыми" товарами стали ценные бумаги и ва­люта.

Обычно биржа представляет собой акционерное общество, в ко­тором акционер вместо акции получает "место" на ней. Для того чтобы торговать на бирже, посредник должен стать её членом, купив себе "место". Цена его очень высока и доступна, в основ­ном, только юридическим лицам. Продав "место", его владелец утрачивает право работать на бирже. Сама биржа ничего не про­дает и не покупает, а лишь создает условия для оптовой торгов­ли, является местом, где пересекаются взаимные интересы опто­вых продавцов и покупателей.

Получая заказ от клиента (в основном, по телефону), пред­ставитель брокерской компании передает его непосредственному исполнителю - брокеру, находящемуся в биржевом зале, или диле­ру. В заказе обычно оговариваются условия: цена товара, его ко­личество, срок исполнения заказа, размер вознаграждения броке­ра. Все выполненные сделки регистрируются на бирже, биржа полу­чает вознаграждение. Клиент получает уведомление о совершенной сделке и счет.

Все биржевые сделки условно можно подразделить на два вида.

1.Кассовые сделки, выполняются за наличный рас­чет. Товары реально перемещаются от продавца к покупателю.

2. Срочные или фьючерсные сделки -это купля - продажа биржевых контрактов, которые представляют собой обязательство поставить или получить определенное коли­чество товара в определенный срок по цене, которая была опре­делена при заключении сделки. Суть фьючерсных сделок заключа­ется в стремлении предугадать конъюнктуру рынка и получить до­ход на разнице цен. Цель таких сделок не реальная покупка или продажа товара, только около 3% таких сделок действительно за­канчивается поставкой товара. Это спекулятивные сделки, на ко­торых специализируется часть участников биржевой торговли. Иг­рающих на повышение цен называют "быками", а играющих на пони­жение - "медведями".

Разновидностью фьючерсных сделок является купля - продажа опционов - таких контрактов, когда один из его участни­ков получает премию и берет на себя обязательство продать или купить, а другой уплачивает премию и обязуется купить или про­дать конкретный товар по конкретной цене в течение определен­ного периода.

В современных условиях биржи компьютеризируются, подключают­ся к общей базе данных, связываются между собой в единую систе­му. Но значение биржевой торговли в развитых странах снижается. В настоящее время продавцы и покупатели стремятся, как прави­ло, к прямым, контрактным поставкам товаров, а ценные бумаги и валюта в основном реализуются через различные кредитно-финансовые институты. Влияние бирж на экономические процессы в промышленно развитых странах уменьшается, хотя они сохраняют зна­чение одного из элементов рыночной инфраструктуры. Интерес к биржам у нас в стране объясняется следующим.

1. Товарная биржа вырабатывает стандарты, гарантирующие ка­чество предлагаемых товаров, а фондовая биржа предоставляет до­полнительные возможности для привлечения заемных средств.

2. Товарная биржа все еще выполняет функцию перераспределе­ния товаров, свойственную ей в первую очередь в странах с форми­рующейся рыночной экономикой.

3. В целом колебания биржевых курсов (цен) создают основу формирования рыночной цены на товары, ценные бумаги и валюту.

Таким образом, при переходе к рыночной экономике биржа -одно из условий ее формирования и функционирования. При этом необходимо помнить, что важную роль во всех странах играет го­сударственное регулирование работы бирж.

 

 

5.1.5. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

 

Одна из важнейших проблем рынка конечных продуктов и услуг - ценообразование. В предыдущих темах уже рассматривался рыночный механизм, т.е. взаимодействие спроса, предложения и цены товара. Цена должна возместить предпринимателю издержки производства и обращения и обеспечить прибыль. Предлагаемая предпринимателем цена не должна отпугнуть потребителя, уменьшить спрос. В то же время она должна обеспечить сбыт продукции в таких количествах, которые гарантируют достаточный доход и успех в конкурентной борьбе. Так как издержки известны, то проблема в основном сво­дится к определению объема прибыли в цене.

Установление конкретной цены находится в непосредственной зависимости от целей предпринимателя. В процессе ценообразова­ния могут ставиться цели: прибыльность, завоевание или сохране­ние рынка, влияние на покупательскую активность, обеспечение единообразия ценовой политики, соответствие законодательству и т.д. Цена устанавливается в зависимости от цели, уровня из­держек, анализа спроса и цен конкурентов.

Методы ценообразования:

1. Метод начисления определенной наценки на издержки. Это самый простой метод ценообразования, который особенно широко используется при установлении цен на услуги, а также и в ряде отраслей материального производства. Размеры наценок варьируют­ся в широком диапазоне.

2. Метод обеспечения целевой прибыли; установленная цена должна обеспечить фирме желаемый объем прибыли.

3. Метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара. Главным фактором ценообразования является субъективное восприятие и оценка товара потребителем.

Хотя издержки определяют минимум цены, большой роли они не играют.

4. Метод установления цен на уровне существующих на анало­гичные товары. При данной методике фирма ориентируется на цены конкурентов.

 

5.1.6. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

 

Рынок конечных продуктов и услуг - рынок, на котором реализуется основная часть произведенного ВНП. Его субъектами являются организации бизнеса, домашние хозяйства, правительство. Реализуемые здесь товары поступают в непосредственное потребление

Правительственный (государственный) рынок - рынок, на котором покупателем являются правительственные организации

Потребительский рынок - рынок, на котором покупателем являются до­машние хозяйства

Государственный заказ - договор между правительственными организа­циями и организациями бизнеса о поставке определенного количества продукции или вы­полнении работ в конкретные сроки на зара­нее определенных условиях

Маркетинг - система мероприятий по комплексному изуче­нию рынка и возможности активного воздейст­вия на покупательский спрос, по максималь­но возможному удовлетворению потребностей и запросов потребителей; особая форма ор­ганизации и управления фирмой, подчи­няющая всю ее деятельность удовлетворению существующих и потенциальных потребностей

Сегментация (сегментирование) - разделение совокупной массы потребителей данного товара на отдельные группы, предъ­являющие к нему неодинаковые требования

Планирование продукции - деятельность по отбору новых видов изде­лий, созданию торговой марки и упаковки, налаживанию массового производства и ка­налов сбыта, снятию с производства мораль­но устаревших и не пользующихся спросом товаров

Жизненный цикл товара - определенный период времени, в течение ко­торого товар пользуется спросом на рынке и обеспечивает достижение целей продавца

Товародвижение - деятельность по планированию, реализации и контролю перемещения товаров и услуг от производителя к потребителю

Каналы товародвижения (распределения) - все организации и лица, принимающие на се­бя доведение товара до потребителя

Уровень канала распределения (товародвижения) - каждый независимый посредник, участвующий в движении товара

Длина канала распределения - число независимых посредников

Ширина канала распределения - число независимых посредников на каждом уровне

Оптовая торговля - купля и продажа продуктов и услуг большими количествами или партиями. В основном, посредническая торговля

Оптовые цены - цены, по которым реализуют товар производи­тели и оптовые торговцы

Розничная торговля - продажа товаров поштучно или в не­больших количествах конечным потребителя­м

Розничные цены - цены розничной торговли, по которым товары продаются населению

Товарная биржа - вид оптового рынка, организация, оказываю­щая посреднические услуги по заключению оптовых торговых сделок, упорядочению то­варной торговли, сбору и опубликованию све­дений о ценах, состоянии производства и факторах, оказывающих влияние на цены. Предмет сделок - товар и контракты на пос­тавку

Биржевая цена - цена на продукты и услуги, реализуемые на бирже, устанавливаемые на основе соотно­шения спроса и предложения

Биржевая спекуляция - совершение на бирже сделок с целью получе­ния прибыли на разнице между курсами (це­нами) покупки и продажи

Брокер - торговый посредник между продавцом и поку­пателем, выполняющий поручения клиента и совершающий сделки за счет клиента

Дилер - торговый посредник, занимающийся перепро­дажей товаров, чаще всего от своего име­ни и за свой счет

Кассовые сделки сделки, совершающиеся за наличный расчет, с реальным перемещением товара от продавца к покупателю

Фьючерсные (срочные) сделки - сделки, при которых заключается соглашение о поставках товара в будущем, в котором оговорены все условия поставок (качество, количество, цена, срок и т.д.)

Фьючерс - контракт с определенным сроком поставки

Опцион - договорное обязательство купить или про­дать определенный вид ценностей или фи­нансовых прав по установленной в момент заключения сделки цене в пределах согла­сованного периода времени. По сравнению с фьючерсом имеет ограниченный риск, т.к. опцион предполагает выплату премии

 

5.1.7. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Каковы хозяйственные субъекты рынка конечных продук­тов и услуг?

2. В чем различия взаимоотношений "бизнес - домашние хозяй­ства" и "бизнес - правительство"?

3. Каковы основные характеристики правительственного рынка?

4. Какие товары и с какой целью в основном покупаются на правительственном рынке?

5. В чем сущность контрактной формы покупок?

6. Что такое госзаказ? В чем его достоинства и недостатки?

7. Что такое"потребительский рынок"? Каковы его главные черты?

8. Почему цены на правительственном рынке формируются до производства товара, а на потребительском - после?

9. В чем сущность маркетинга?

10. Каковы основные методы изучения спроса?

11. Каковы основные методы формирования и стимулирования спроса?

12. Охарактеризуйте каналы товародвижения. Чем характеризу­ется длина и ширина канала?

13. Какую роль в продвижении товара к потребителю играют товарные биржи?

14. Какие товары являются "биржевыми" и почему?

15. Какова роль ценообразования в системе маркетинга?

 

5.1.8. УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ И ЗАДАЧИ

1. Как субъект рынка осуществляет оптимальный выбор? Какая информация при этом ему необходима?

2. Спрос на многие товары может очень быстро меняться. Напри­мер, в последние 10 лет значительно вырос спрос на кроссов­ки, джинсы, домашние компьютеры, видеомагнитофоны. Составь­те список товаров, спрос на которые должен вырасти в бли­жайшие 10 лет. Какие виды деятельности или производства могут развиться в связи с появлением на рынке этих новых товаров?

3. Объясните, почему концепция маркетинга невозможна к исполь­зованию, если на рынке господствующей фигурой является про­изводитель?

4. Проанализируйте причины, по которым на рынке, где предложе­ние превышает спрос, производитель считает наиболее эффек­тивным канал товародвижения, имеющий не менее трех уровней.

5. В мае 1991 года на Чикагской товарной бирже цены на соя - бобы составили 176 долл / т. Допустим, что в этих условиях биржевик Джонсон, рассчитывая на хороший урожай и резкое понижение цен, заключил сделку на срок со Смитом о прода­же 1000 т сои по цене 170 долл /т с выплатой разницы в декабре 1991 года. Фактическая цена сои к декабрю достигла 235 долл / т. Кто из указанных лиц и в какой сумме получил прибыль от заключенной сделки? Почему биржевые операции мо­гут способствовать перепроизводству товаров по сравнению с фактическим спросом?

 

5.2. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

 

5.2.1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА

 

Финансовый рынок - это рьнок, где товарамн являются сами деньги и ценные (денежные) бумаги.

Финансовый рынок представляет сложную структуру, в которой взаимодействуют различные субъекты (эмитенты, инвесторы, посредниии), оперирующие разнообразными финансовыми инструментами.

Эмитенты - это юридические лица, выпускающие деньги (Центральный банк) и ценные бумаги (акционерные общества, Центральный банк и т.д.)

Инвесторы - это юридические и физические лица, вкладывающие средства в ценные бумаги

Посредники - осуществляют продвижение ценных бумаг и денег от эмитентов к инвесторам и обратно, а также между инвесторами

Финансовые инструменты - это юридически оформленные денежные документы (банкноты, акции, облигации и т.д.)

Между различными субъектами финансового рынка осуществляются финансовые сделки (операции), удостоверяемые различными финансовыми инструментами.

В зависимости от того, с каких позиций рассматриваются финансовые сделки, можно следующими способами определять структуру финансового рынка.

1. По принципу возвратности выделяют рынок долговых обязательств (сделки на время) и рынок собственности (приобретение права собственности путём покупки акций).

2. По характеру оформления сделки выделяют рынок кредита и рынок ценных бумаг.

3. По сроку предоставления денег выделяют рынок денег и рынок инвестиционных фондов (рынок денежного каитала).

Все эти структуры взаимосвязаны между собой, так как клас-сифицируются по разным признакам одни и те же финансовые сделки.

Например, рынок долговых обязательств включает рынок кредитов и рыорк ценных бумаг, кроме рынка акций. Рынок денег охватывает краткосрочные финансовые сделки, а рынок инвестиционных фондов - долгосрочные, независимо от того, идет ли речь о день­гах или ценных бумагах.

Рассмотрим более подробно второй способ классификации финансового рынка.

 

5.2.2. РЫНОК КРЕДИТА

 

Кредит - это отношения по поводу образования, распределения и использования временно свободных денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности, обеспеченности, целевого использования.

Деньги предоставляются в виде ссуд, которые должны быть возвращены в определенный срок с приращением, называемым ссуд­ным процентом.

Ссудный процент - это плата за пользование ссудой.

Ставка ссудного процента (процент­ная ставка) определяется отношением величины ссудного процента к размеру ссуды и выражается в процентах.

Обычно ссудный процент определяется по ставке, установлен­ной лицом, предоставляющим ссуду. Это лицо называется кредито­ром. Лицо, получающее ссуду, называется дебитором (заёмщиком).

Процентные ставки дифференцируются в зависимости от вида ссуды, ее срока, размера, характера обеспечения, покупательной способности денег, риска, налогообложения, соотношения спроса и предложения.

Кредиторами, специализирующимися на этом виде деятельнос­ти, являются банки, предоставляющие ссуды в денежной форме. В меньшей степени в современных условиях имеет место коммерческий кредит, когда ссуда предоставляется товарами. Чаще коммер­ческий кредит используется между производителями или между производителями и торговлей.

Кредитные операции банков различаются:

1) по срокам: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные;

2) по видам обеспечения: необеспеченные, обеспеченные;

3) по видам кредиторов: банковский, государственный, коммерческий, кредит частных лиц, кредит страховых компаний, кредит пенсионных фондов;

4) по видам заемщиков: сельскохозяйственный, промышленный, коммунальный, персональный;

5) по использованию: потребительский, промышленный, для формирования средств фирмы, инвестиционный, сезонный, по устранению временных финансовых трудностей, промежуточный;

6) по размеру: мелкий, средний, крупный.

При одной и той же установленной банком процентной ставке размер уплачи­ваемого ссудного процента может быть различным в зависимости от условий возврата ссуды и процентов по ней.

Для выявления различий между возможными вариантами расчёта величины ссудного процента и фактической процентной ставки возь­мём для всех вариантов одни и те же исходные данные,

Размер ссуды (D0) - 10 тыс. р.

Процентная ставка (r) - 10%.

Срок ссуды (t) - 2 года.

1. Для расчёта по методике простых процентов используем формулу:

 

Dt = (D0 ´ r) ´ t + D0,

 

где Dt - сумма, которую нужно вернуть через t лет.

Ссудный процент = Dt – D0. Используя исходные данные, получим:

 

Dt = (10,0 ´ 0,1) 2 + 10 = 12 тыс. р.

 

Ссудный процент за 2 года = 2 тыс. р. (12,0 - 10,0).

Фактическая ставка равна объявленной - 10%.

2. Для расчета по методике сложных процентов используем формулу:

 

Dt = D0 (1 + r)t.

 

Используя исходные данные, получим:

 

Dt = 10,0 (1 + 0,1)2 – 10,0 = 12,1 тыс. р.

 

Ссудный процент за 2 года - 2,1 тыс. руб.

Фактическая процентная ставка выше объявленной (10%),и рав­на 10,5% за год.

3. Если ссудный процент нужно уплатить в момент получения ссуды, то фактическая процентная ставка выше объявленной, хо­тя сам ссудный процент определяется по объявленной банком став­ке (10%).

Размер ссудного процента составит 2 тыс. руб. за 2 года, но на руки дебитор получит не 10 тыс. р., а 8 тыс. р.

Тогда фактическая процентная ставка составит 12,5% в год:

 

= 12,5%.

 

4. Если ссудный процент выплачивается в конце срока возвра­та, а ссуда возвращается равными долями каждые полгода, то фак­тическая процентная ставка возрастает с 10% до 16%.

 

Сроки возврата Величина используемой ссуды
   
  7,5
  5,0
  2,5
  25,0

 

В среднем каждые полгода использовалось 6,25 тыс. руб. ().

Значит, фактическая процентная ставка рассчитывается как отношение , где 2,0 - ссудный процент, рассчитанный по объявленной банком годовой ставке в 10%.

При краткосрочном кредитовании расчет причитающихся с заём­щиков погасительных платежей осуществляется по методике простых процентов. При этом расчет может осуществляться точно или приб­лизительно, в днях или в месяцах.

При точном расчете в днях продолжительность года берется равной 365 или 366 дням, при приближенном расчете - 360 дней, а продолжительность месяца - 30 дней.

Рассмотрим вышеизложенное на примере.

Выдана ссуда в размере 1 млн. р. на срок с 15.01.95 до 15.03.95 под 30% годовых. Нужно определить сумму погасительного платежа.

При точном расчёте она будет равна:

 

Dt = 1000000 (1 + ´ 0,3) = 1048493 руб.

 

При приблизительном расчете:

 

Dt = 1000000 (1 + ) = 1050000 руб.

 

Разница в 1057 руб. (1050000 - 1048493).

Формулы простых и сложных процентов - это формулы определения будущей стоимости настоящих денег.

Объявленная банком ставка ссудного процента - это номинальная ставка.

Реальная ставка ссудного процента - это номинальная ставка, скорректированная на уровень инфляции. Например, номинальная ставка - 30%. уровень инфляции - 8%, реальная ставка - 22%.

 

5.2.3. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

 

Ценная бумага - это денежный документ, удосто­веряющий имущественное право или отношение займа владельца до­кумента по отношению к лицу, выпустившему такой документ.

Ценные бумаги могут существовать в виде обособленного доку­мента установленной законом формы или в виде записей на счетах.

Рынок ценных бумаг делится на первичный (купля - продажа ценных бумаг новых выпусков) и вторичный (купля - продажа ранее выпущенных ценных бумаг). Первичный рынок способствует росту ка­питала и рациональному распределению источников нового финанси­рования. Он существует, в основном, в виде разветвленной сети финансовых брокеров и дилеров.

Вторичный рынок обеспечивает гибкость перемещения финансовых средств. Это, как правило, фондовые биржи и та часть финансовых брокеров и дилеров, через которую осуществляется перепродажа ценных бумаг. На фондовых биржах продаются ценные бумаги огра­ниченного числа крупных и надежных компаний, включенных в бир­жевой список (так называемые списочные акции). Ценные бумаги подавляющего большинства компаний реализуются через сеть финан­совых брокеров и дилеров.

Покупка ценных бумаг является финансовым инвестированием.

Ценные бумаги имеют номинальную стоимость, обозначенную на них. Но в условиях развитого финансового рынка эта стоимость в сделках не фигурирует. Купля - продажа ценных бумаг осуществ­ляется по их рыночной стоимости (цене). Эта цена зависит от мно­гих факторов:

1) от размера приносимого ценной бумагой дохода;

2) от ставки ссудного процента;

3) от состояния реального капитала эмитента (финансовое здо­ровье, перспективность, солидность, величина, текущая прибыль);

4) от влияния отдельных лиц, ошибок, сбоев в технологичес­ком механизме торгов и других субъективных факторов;

5) от спекулятивных моментов - игры на курсовой разнице, махинаций по искусственному повышению или понижению курса, скупки ценных бумаг и т.п.

 

5.2.4. ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

И ИХ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

К финансовым инструментам, функционирующим на финансовом рынке, относятся:

1. Банкноты - денежные знаки.

2. Акции - ценные бумаги, предоставляющие право собственнос­ти на часть капитала акционерного общества.

Акции предоставляют их владельцам имущественные права (на получение дивиденда, на часть капитала акционерного общества при его ликвидации) и личные права (право голоса, право быть избранным в руководство акционерным обществом).

Акции бывают именные и на предъявителя, простые (дают пра­во голоса, но не гарантируют дивиденд) и привилегированные (гарантируют дивиденд, но не дают право голоса) и т.д.

Акции выпускаются для формирования и пополнения уставного капитала акционерного общества.

3. Облигации государственных и муниципальных органов и акционерных обществ - ценные бумаги, удостоверяющие внесение их владельцами денежных средств и подтвержденные обязательством их возврата через определенный срок, и, как правило, с уплатой процента.

Облигации могут быть именными и на предъявителя, процент­ными и беспроцентными (целевыми), свободно обращающимися и с ог­раниченным кругом обращения.

Выпуск облигаций акционерными обществами ограничен определенной долей их уставного капитала, осуществляется только после полной опла­ты всех выпущенных акций и не может производиться для формиро­вания и пополнения уставного капитала.

4. Вексель - ценные бумаги, представляющие собой письмен­ное долговое обязательство, оформленное в установленной законом форме.

Простой вексель (соловексель) выписывается заемщиком и да­ет право владельцу векселя (векселедержателю, кредитору) бес­спорное право требовать уплаты обозначенной в векселе суммы по истечении установленного срока.

Переводный вексель (тратта) - это письменный приказ одного лица (кредитора, или трассанта) другому лицу (заемщику, или трассату) уплатить определенную сумму денег третьему лицу (предъявителю, или ремитенту). Заемщик подписывает (акцептует) вексель, и вексель становится его безусловным обязательством (обязательством акцептующей стороны).

5. Сертификаты - письменные свидетельства кредитного учреж­дения о депонировании (в

Date: 2016-11-17; view: 336; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию