Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Управление высшим учебным заведением





1. Научные основы управления высшим учебным заведением

2. Принципы управления высшим учебным заведением

3. Структура управления высшим учебным заведением

4. Органы общественного самоуправления в высших учебных заведениях

5. Студенческое самоуправление

6. Куратор академической группы

7. Содержание методической работы в высшем учебном заведении

Успешное осуществление учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении зависит, прежде всего, от качества руководства педагогическим коллективом, т.е. деятельности, направленной на разработку и реализацию решений, организацию контроля и анализа результатов.

Задачи, направления деятельности и структура высшего учебного заведения. В Законе Украины «О высшем образовании» определено, что основной целью деятельности высшего учебного заведения является обеспечение условий, необходимых для получения лицом высшего образования, подготовка специалистов для нужд Украины.

Главными задачами высшего учебного заведения являются:

1)осуществление образовательной деятельности определенного направления, которая обеспечивает подготовку специалистов соответствующих образовательно-квалификационных уровней и отвечает стандартам высшего образования;

2)осуществление научной и научно-технической (для высших учебных заведений третьего и четвертого уровней аккредитации), творческой, художественной, культурно-воспитательной, спортивной и оздоровительной деятельности;

3)обеспечение выполнения государственного заказа и соглашений на подготовку специалистов;

4)осуществление подготовки научных и научно-педагогических кадров и их аттестация в аккредитованных высших учебных заведениях третьего и четвертого уровней аккредитации;

5)изучение спроса на отдельные специальности на рынке труда и содействие трудоустройству выпускников;

6)обеспечение культурного и духовного развития личности, воспитание лиц, которые учатся в высших учебных заведениях, в духе украинского патриотизма и уважения к Конституции Украины;

7) повышение просветительно-культурного уровня граждан.

Высшее учебное заведение осуществляет свою деятельность в таких направлениях:

— учебная деятельность как основная направлена на организацию процесса обучения в высшей школе в соответствии с нормативными документами. Она способствует получению знаний студентами, формированию умений и навыков практической деятельности, т.е. формирует специалистов. Учебный процесс в высшей школе характеризуется органическим объединением учебного и научно-исследовательского аспектов;

— воспитательная деятельность сориентирована на создание благоприятных условий для развития молодежи, воспитание студентов и побуждение их к самовоспитанию. Воспитательное влияние осуществляется, прежде всего, в процессе обучения путем использования потенциальных возможностей учебных дисциплин и во внеаудиторное время. Учебная и воспитательная деятельность тесно связаны между собой;

— методическая деятельность способствует эффективности учебного процесса путем повышения педагогического мастерства преподавателей, разработка и воплощение в учебно-воспитательный процесс новых технологий обучения;

— научно-исследовательская деятельность предусматривает объединение учебной деятельности преподавателя с его научно-исследовательской работой, что способствует не только обогащению науки новыми фактами, а и повышению уровня профессионализма преподавателей, более глубокому овладению их учебными предметами, воплощению достижений науки в практику;

— культурно-просветительская деятельность реализуется через активное участие преподавателей и студентов в распространении научных знаний среди населения.

Высшее учебное заведение действует на основании собственного Устава, который содержит: название, юридическое адрес, дату принятия решения о создании; перечень прав и обязанностей владельца (владельцев); объем гражданской правоспособности высшего учебного заведения; объем основных средств (размер уставного фонда), предоставленных собственником (владельцами); порядок образования, деятельности и полномочия органов управления высшим учебным заведением, права и обязанности руководителя; порядок избрания представителей в органы общественного самоуправления; источники поступления и порядок использования средств и другого имущества высшего учебного заведения; порядок отчетности, контроля за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности; концепцию образовательной деятельности; порядок внесения изменений в устав высшего учебного заведения; порядок реорганизации и ликвидации высшего учебного заведения; собственную символику и атрибутику; право обращаться с инициативой в органы управления высшим образованием о внесении изменений в действующие или разработке новых нормативно-правовых актов в области высшего образования, а также принимать участие в работе над проектами по их усовершенствованию; условия пользования земельными участками в порядке, установленном Земельным кодексом Украины.

Структурные подразделения высшего учебного заведения создаются в соответствии с законодательством. Основными структурными подразделениями высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации являются кафедры и факультеты.

Кафедра. Это базовое структурное подразделение высшего учебного заведения (его филиалов, институтов, факультетов), которое проводит учебно-воспитательную и методическую деятельность по одной или нескольким родственным специальностям, специализациям или учебным дисциплинам и осуществляет научную, научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность по определенным направлениям. Она создается решением ученого совета высшего учебного заведения при условии, если в ее состав входит не менее пяти научно-педагогических работников, для которых кафедра является основным местом работы, и не менее, чем трое из них имеют научную степень или ученое звание.

Руководство кафедрой осуществляет заведующий кафедрой, который избирается на эту должность по конкурсу ученым советом высшего учебного заведения сроком на пять лет (для национального высшего учебного заведения – на семь лет). С заведующим кафедрой заключается контракт.

Главными задачами кафедры являются создание условий для удовлетворения потребностей студентов в повышении уровня профессиональных и культурных знаний; подготовка высококвалифицированных специалистов по глубокими теоретическим и необходимым практическим знаниям; повышение квалификации персонала кафедры; повышение качества методического обеспечения учебного процесса; разработка новых технологий обучения; удовлетворение нужд предприятий и организаций в повышении квалификации их персонала; организация и проведение по заказам предприятий и организаций научных исследований и выполнение поисково-конструкторских работ; распространение научных, технических и культурных знаний среди населения.

В пределах кафедры могут быть созданы группы (секции) преподавателей, связанных одной дисциплиной или обслуживанием одного факультета. По каждой группе заведующий кафедрой назначает руководителя по методическому обеспечению и организации учебной работы в группе.

Факультет. Это основное организационное и воспитательно-научное структурное подразделение высшего учебного заведения третьего и четвертого уровней аккредитации, которое объединяет соответствующие кафедры и лаборатории. Он создается решением ученого совета высшего учебного заведения при условии, что в его составе работает не менее трех кафедр и учится не менее 200 студентов дневной (очной) формы обучения.

Решение о создании факультета вне местоположения высшего учебного заведения государственной формы собственности принимается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки, другими центральными органами исполнительной власти, которым подчиняется высшее учебное заведение.

Структурными подразделениями высшего учебного заведения четвертого уровня аккредитации могут быть научные, воспитательно-научные, научно-исследовательские и научно-производственные институты. Руководство институтом осуществляет директор, который избирается на должность по конкурсу сроком на пять лет.

К структурным подразделениям высших учебных заведений относятся также:

1)воспитательно-научно-производственные центры (комплексы, институты), которые объединяют родственные факультеты, колледжи, техникумы, научные, научно-исследовательские, научно-производственные и проектные институты, исследовательские станции, кафедры, научные лаборатории, конструкторские бюро, воспитательно-исследовательские хозяйства, воспитательно-производственные комбинаты, экспериментальные заводы, фабрики, фирмы, клинические базы учреждений медицинского образования, полигоны, технопарки, другие подразделения;

2) воспитательно-научные центры (комплексы, институты), которые объединяют родственные факультеты, кафедры, научные лаборатории, центры, другие подразделения, которые обеспечивают подготовку специалистов по определенным специальностям (направлениям подготовки) и осуществляют научные исследования по определенному направлению;

3) научно-исследовательские центры (комплексы, институты), которые объединяют родственные научные лаборатории, центры, другие подразделения по определенным направлениям научно-исследовательской работы.

Высшее учебное заведение должно иметь в своем составе библиотеку, которую возглавляет директор (заведующий). Директор библиотеки избирается ученым советом высшего учебного заведения сроком на пять лет (для национального высшего учебного заведения – на семь лет).

При высшем учебном заведении могут работать также подготовительные отделения (подразделения), подразделения переподготовки и повышения квалификации кадров, лаборатории, учебно-методические кабинеты, компьютерные и информационные центры, воспитательно-производственные и творческие мастерские, опытно-исследовательские хозяйства, производственные структуры, издательства, спортивные комплексы, учреждения культурно-бытового назначение та другие подразделения, деятельность которых не запрещена законодательством.

Научно обоснованное руководство высшими учебными заведениями предусматривает соблюдение таких принципов управления:

1. Принцип создания государства. Сущность его состоит в направлении деятельности всех звеньев высших учебных заведений на утверждение и развитие государственности Украины, подъем их уровня до международных стандартов.

2. Принцип научности. Он предусматривает учет во время организации учебно-воспитательного процесса достижений педагогики, психологии, владение всеми методиками преподавания учебных дисциплин.

3. Принцип демократизации. Решая проблемы деятельности учебного заведения, руководитель должен учитывать мнения членов педагогического и студенческого коллективов, общественности, систематически отчитываться о своей работе перед коллективом работников высшего учебного заведения.

4. Принцип гуманизации. Он предусматривает формирование гуманной личности гуманными средствами во всех звеньях взаимоотношений: администрация — преподаватели, студенты, родители; преподаватели — преподаватели; преподаватели — студенты, родители; студенты — студенты; студенческие лидеры — рядовые студенты; студенты — родители.

5. Принцип целеустремленности. Сущность его состоит в четком перспективном и ежедневном планировании всех направлений учебно-воспитательной и других видов деятельности высшего учебного заведения с учетом его возможностей.

6. Принцип компетентности. Согласно с ним все работники высшего учебного заведения должны иметь высокий уровень профессиональной подготовки, общую эрудицию, добросовестно исполнять служебные обязанности.

7. Принцип оптимизации. Заключается в создании в учебном заведении надлежащих условий для обеспечения его работникам возможностей для эффективной деятельности.

8. Принцип инициативы и активности. Предусматривает наличие этих качеств у руководителя высшего учебного заведения и создание условий для творческих поисков всеми работниками.

9. Принцип объективности в оценивании выполнения работниками высшего учебного заведения своих обязанностей. Речь идет о систематическом контроле деятельности работников учреждения, объективное оценивание ее результатов, гласность и учет мнений педагогического коллектива.

10.Принцип объединения коллегиальности с персональной ответственностью. Руководитель учебного заведения несет полную ответственность за учебно-воспитательную деятельность перед государственными органами, но во время принятия важных решений по вопросам деятельности своего учреждения обязан принимать во внимание мнение членов коллектива, если оно не противоречит законам Украины.

11.Принцип автономии и самоуправления. Этот принцип предусматривает право самостоятельно определять формы обучения, формы и виды организации учебного процесса, нанимать на работу педагогических, научно-педагогических и других работников; предоставлять дополнительные образовательные услуги; по установленному порядку открывать структурные подразделения, осуществлять издательскую деятельность, развивать полиграфическую базу; объединять свою деятельность на основании соглашений с деятельностью других юридических лиц; принимать участие в работе международных организаций; вводить собственную символику и атрибутику; принимать участие в разработке нормативно-законодательной базы; бессрочно и бесплатно пользоваться выделенными земельными участками.

Уровень автономии высшего учебного заведения расширяется с предоставлением ему статуса национального. Он может быть главным распорядителем средств Госбюджета Украины (отдельная позиция финансирования); заключать государственные контракты с исполнителями госзаказа для нужд учебного заведения; принимать решения по изменению собственности определенных объектов; выступать арендодателем недвижимого имущества (без согласования с МОН Украины); устанавливать и присваивать звание доцента и профессора соответствующего национального ВУЗа; определять и устанавливать собственные формы морального и материального поощрения работников учебного заведения.

От соблюдения всех принципов управления высшим учебным заведением в значительной мере зависит эффективность его деятельности.

Управление высшим учебным заведением требует решения стратегических, практических и оперативных задач.

Стратегические задачи управления определяются долгосрочностью результатов, влиянием на все направления деятельности высшего учебного заведения. Примерами стратегических управленческих задач является открытие новых специальностей, кафедр, факультетов, филиалов, строительство помещений, приобретение дорогого учебного оборудования и т.п. К стратегическим задачам управления принадлежит также разработка и внедрение принципов и правил оплаты труда и дополнительных поощрений, распределение финансовых потоков и т.п.

Практические задачи управления отличаются конкретной привязкой ко времени выполнения. Это составление годовых рабочих планов, семестрового расписания, планов ремонта, распределение учебной нагрузки между преподавателями, печатания учебных пособий и др.

Оперативные задачи управления решаются каждый день и связаны с обеспечением процесса жизни высшего учебного заведения.

Непосредственное управление деятельностью высшего учебного заведения осуществляет его руководитель — ректор (президент). Он, в пределах предоставленных ему полномочий, решает все вопросы деятельности высшего учебного заведения: утверждает его структуру и штатное расписание; издает приказы и распоряжения, обязательные для выполнения всеми работниками и структурными подразделениями высшего учебного заведения; представляет высшее учебное заведение в государственных и других органах, отвечает за результаты его деятельности перед органом управления, в подчинении которого находится высшее учебное заведение; является распорядителем имущества и средств; выполняет сметы, заключает соглашения, выдает доверенности, открывает банковские счета; принимает на работу и освобождает с работы сотрудников; обеспечивает охрану труда, соблюдение законности и порядка; определяет функциональные обязанности работников; формирует контингент лиц, которые учатся в высшем учебном заведении; отчисляет и восстанавливает на обучение лиц, которые учатся в высшем учебном заведении; контролирует выполнение учебных планов и программ; контролирует соблюдение всеми подразделениями штатно-финансовой дисциплины; обеспечивает соблюдение служебной и государственной тайны; осуществляет контроль качества работы преподавателей, организации учебно-воспитательной и культурно-массовой работы, состояния физического воспитания и здоровья, организовывает бытовое обслуживание участников учебно-воспитательного процесса и других работников высшего учебного заведения; вместе с профсоюзными организациями представляет на утверждение высшему коллегиальному органу общественного самоуправления высшего учебного заведения правила внутреннего распорядка и коллективный договор и после утверждения подписывает его.

Руководитель высшего учебного заведения отвечает за проведение образовательной деятельности в высшем учебном заведении, за результаты финансово-хозяйственной деятельности, состояние и сохранность зданий и другого имущества. Для решения основных вопросов деятельности в соответствии с Уставом он создает рабочие и совещательные органы, а также определяет их полномочия. Согласно Уставу он может делегировать часть своих полномочий своим заместителям и руководителям структурных подразделений.

Руководитель высшего учебного заведения ежегодно отчитывается перед владельцем (владельцами) или уполномоченным им (ими) органом (лицом) и высшим коллегиальным органом общественного самоуправления высшего учебного заведения. В демократической модели ректор управляет через консультации, делегирование решений и экспертный анализ вариантов действий.

Руководство факультетом осуществляет декан. Он организовывает выполнение распоряжений администрации ВУЗа и контролирует ход их выполнения, подготовку и реализацию учебных планов и учебных программ, контролирует качество их выполнения; руководит составлением расписания учебных занятий и осуществляет контроль его выполнения; осуществляет контроль за учебным процессом, использованием технических средств и технологий обучения; управляет приемом на первый курс, формирует академические группы; организовывает целевое и контрактное обучение студентам; организовывает учет успешности студентов, представляет студентов к переводу на следующий курс, допускает к сдаче государственных экзаменов и защите дипломных работ (проектов); представляет студентов на назначение стипендий и надбавок к ним, на академический отпуск, на индивидуальный график обучения, на отчисление из ВУЗа; контролирует выполнение научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, качество их выполнения, использование их результатов для совершенствования учебного процесса; распределяет бюджетные средства по научной тематике; определяет контингент аспирантов; организовывает работу государственных аттестационных и экзаменационных комиссий, представляет состав диссертационных советов, контролирует качество подготовки аспирантов, докторантов, стажеров и соискателей; развивает формы самоуправления среди студентов факультета, поддерживает связи с общественными организациями; проводит работу по содействию трудоустройству выпускников; управляет формированием штатного состава заведующих кафедрами, преподавателей, воспитательно-вспомогательного и научно-исследовательского персонала; организовывает аттестацию персонала; контролирует учебную нагрузку преподавательского состава и качество ее выполнения; осуществляет планирование издания учебной и методической литературы, контролирует уровень методического обеспечения на кафедрах; издает распоряжения по факультету.

Декан издает распоряжения, которые касаются деятельности факультета. Они являются обязательными для выполнения всеми работниками факультета и могут быть упразднены лишь руководителем высшего учебного заведения, если противоречат закону, уставу или наносят ущерб интересам высшего учебного заведения.

Руководство кафедрой осуществляет заведующий. Он организовывает подготовку и реализацию учебных планов и учебных программ, контролирует качество их выполнения; руководит распределением нагрузки преподавателей кафедры и контролирует ее; осуществляет контроль учебного процесса, использования технических средств и технологий обучения; принимает участие в приеме на первый курс, формировании академических групп; организовывает целевое и контрактное обучение студентам кафедры; допускает к сдаче государственных экзаменов и защите дипломных работ (проектов); согласовывает представление студентов на академический отпуск, на индивидуальный график обучения, на отчисление из ВУЗа; контролирует выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, качество их выполнения, использование их результатов для совершенствования учебного процесса; определяет контингент аспирантов, докторантов, стажеров и соискателей кафедры; развивает формы самоуправления среди студентов кафедры, поддерживает связи с общественными организациями; проводит работу по содействию трудоустройству выпускников, организует поддержку связей с выпускниками; управляет формированием штатного состава кафедры (преподавательским, воспитательно-вспомогательным и научно-исследовательским персоналом); проводит заседания кафедры при подготовке конкурсного отбора преподавателей и научных работников; осуществляет планирование издания учебной и методической литературы и др.

Коллегиальным органом высшего учебного заведения третьего или четвертого уровня аккредитации является ученый совет, который формируют сроком до пяти лет (для национального высшего учебного заведения — до семи лет). К его компетенции принадлежат: представление высшему коллегиальному органу общественного самоуправления проекта устава, а также изменений и дополнений к нему; принятие финансовых плана и отчета высшего учебного заведения; представление предложений руководителю высшего учебного заведения по назначению и освобождению от должности директора библиотеки, а также назначение и освобождение от должности проректоров (заместителей руководителя), директоров институтов и главного бухгалтера; избрание на должность тайным голосованием заведующих кафедрами и профессоров; принятие учебных программ и учебных планов; принятие решений по вопросам организации учебно-воспитательного процесса; принятие основных направлений научных исследований; оценивание научно-педагогической деятельности структурных подразделений; принятие решений по кандидатурам для присвоения ученых званий доцента, профессора, старшего научного сотрудника и др.

Ученый совет высшего учебного заведения возглавляет председатель — руководитель высшего учебного заведения. В состав ученого совета высшего учебного заведения входят заместители руководителя высшего учебного заведения, деканы, главный бухгалтер, руководители органов самоуправления, а также выборные представители, которые представляют научно-педагогических работников и избираются из числа заведующих кафедрами, профессоров, докторов наук; выборные представители, которые представляют других работников высшего учебного заведения и работают в нем на постоянной основе, соответственно квотам, определенным в Уставе высшего учебного заведения. При этом не менее чем 75 процентов общей численности его состава должны представлять научно-педагогические работники высшего учебного заведения. Выборные представители избираются высшим коллегиальным органом общественного самоуправления высшего учебного заведения, заседанием структурных подразделений, в которых они работают.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Болюбаш Я.Я. Тимчасове положення про організацію навчального процесу в кредитно-модульній системі підготовки фахівців // Освіта. – 2004. – № 8

2. Вітвицька С.С. Основи педагогіки вищої школи: Навчальний посібник для студентів ВНЗ. – К., 2003.

3. Галузинський В.М., Євнух М.Б. Основи педагогіки та психології вищої школи в Україні. – К., 1995.

4. Дудченко О.А., Дудченко Я.О. Основи наукових досліджень. – К., 2000.

5. Закон України «Про вищу освіту» // Держава і право. – 2002. – № 43

6. Зиновьев Ф.В. Методика экономического обучения. - С.: Таврия, 2001.-160с.

7. Крамаренко В.И. Методика преподавания экономических дисциплин. - С.: Таврида, 1999. - 222с.

8. Положення про вищий державний навчальний заклад // Освіта України: Нормативно-правові документи. – К.: Міленіум, 2001.

9. Положення про освітньо-кваліфікаційні рівні (ступеневу освіту) // Освіта. – 2005. – № 53

10. Степко М.Ф., болюбаш Я.Я., Лемківський К.М., Сухарніков Ю.В. Модернізація вищої освіту України і Болонський процес // Освіта. – 2004. – № 38

11. Фіцула М.М. Педагогіка: Посібник. – К., 2000.

12. Чижевська Л.В. Методика викладання облікових дисциплін: Навчальний посібник для студентів ВНЗ / За ред. проф. Ф.Ф. Бутинця. – Житомир: ПП “Рута”, 2003. – 504с.

 

Date: 2016-11-17; view: 843; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию