Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В таблице в ячейку, под номером задания впишите числа, соответствующие правильным ответам задания





1. … - это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

1. Педагогический процесс

2. Образовательный процесс

3. Методы педагогического исследования

4. Суждение

 

2. Какие задачи решает наука с помощью методов исследования? Выделите правильные ответы.

1. Добывает информацию об изучаемом предмете.

2. Внедряет в практику результаты научных исследований.

3. Планирует проведение исследований.

4. Анализирует и обрабатывает полученные данные.

5. Выявляет закономерные связи и отношения.

3. Мысленное проникновение в сущность процес­сов, выявление внутренних связей, структур, движущих сил и факторов, тенденций и динамики развития относится к... методам исследования.

1. Теоретическим

2. Эмпирическим

3. Математическим

4. Статистическим

4. Обработка полученных данных, установление количественных зависимостей между изучаемыми явлениями к... методам исследования.

1. Теоретическим

2. Эмпирическим

3. Математическим и статистическим

 

5. О каком методе исследования идет речь: выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений, выявление в них общего и особенного, установление общего принципа или правила?

1. Анализ.

2. Синтез.

3. Индукция.

4. Дедукция.

 

6. О каком методе исследования идет речь: выделение в явлениях общих черт, т.е. подытоживание исследования, установление общих признаков явлений, позволяющие объединить их в одну смысловую группу?

1. Сравнение.

2. Обобщение.

3. Абстрагирование.

4. Моделирование.

 

7. Метод … предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу.

1. Анализ.

2. Синтез.

3. Индукция.

4. Дедукция.

 

8. Под … как методом исследования понимается выделение предмета изучения в «чистом» виде, отбрасывание всех побочных влияний, многочис­ленных связей и отношений, которые мешают увидеть наиболее существенные связи и характеристики, интересующие исследо­вателя.

1. Сравнением

2. Обобщением

3. Абстрагированием

4. Моделированием

 

9. Какой метод исследования целесообразно применить в данной ситуации? Исследователю необходимо изучит динамику процесса, результаты нововведений, изменение объекта в течение определенного периода времени.

1. Наблюдение.

2. Изучение литературы.

3. Опрос.

4. Беседа.

 

10. Какой вид наблюдения используется, когда педагог наблюдает за учебной деятельностью учеников в процессе обучения – во время уроков, экскурсий, походов, дискуссий?

1. Широкое

2. Узкоспециальное

3. Невключенное

4. Включенное

 

11. В каких формах может использоваться метод опроса? Выберите несколько вариантов.

1. Устная форма (интервью).

2. Устная форма (беседа).

3. Письменная форма (анкетирование).

4. Письменная форма (тестирование).

12. Вместо многоточия укажите пропущенное слово. … - это выяснение мнения и оценки события, явления, процесса конкретного лица путем постановки ему соответствующих вопросов.

1. Беседа.

2. Наблюдение.

3. Интервью

4. Анкетирование

 

13. Под … понимается исследовательский метод, который позво­ляет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.

1. Беседа.

2. Наблюдение.

3. Анкетирование

4. Интервью

 

14. … применяется, когда исследователю необходимо выявить уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.

1. Наблюдение

2. Беседа

3. Тестирование

4. Эксперимент

15. Когда нужно выявить и измерить уровень раз­вития тех или иных психических функций, познавательных про­цессов, проводить диагностику познава­тельной сферы личности, особенностей мышления применяются...

1. Тесты способностей.

2. Тесты достижений.

3. Личностные тесты.

4. Проективные тесты.

 

16.... теста определяется тем, насколько получаемые по­казатели являются стабильными и насколько они не зависят от случайных факторов.

1. Надежность

2. Эффективность

3. Оптимальность

4. Валидность

 

17. … - это исследовательский метод, который за­ключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, по­лучить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение процессов или явлений.

1. Анализ результатов деятельности

2. Экспертных оценок

3. Эксперимент

4. Наблюдение

 

18. К какому методу исследования относится данная характеристика? Исследователь изучает ситуа­цию, явление или психические процессы, возникающие в ходе естественной жизнедеятельно­сти человека.

1. Анализ результатов деятельности

2. Экспертных оценок

3. Эксперимент

4. Наблюдение

 

19. К какому методу исследования относится данная характеристика? Исследователь сам создает усло­вия, которые вызывают возникно­вение изучаемого явления, ситуа­ции или психических процессов, не ожидая их возникновения в ходе естественной жизнедеятельности человека.

1. Анализ результатов деятельности

2. Экспертных оценок

3. Эксперимент

4. Наблюдение

 

20. ... эксперимент проводится в специальных помещениях, где имеется необходимое оборудова­ние и регистрационные приборы.

1. Лабораторный

2. Естественный

3. Констатирующий

4. Формирующий

 

21. При. .. экспериментеисследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра.

1. Лабораторном

2. Естественном

3. Констатирующем

4. Формирующем

 

22. Какой вид комплексного педагогического эксперимента отражает данная характеристика? Проверка предположений, частных гипо­тез, для чего необходимо получение или уточнение отдельных фактов.

1. Зондирую­щий (проверочный).

2. Созидательный (преобразующий).

3. Абсолютный.

4. Сравнительный.

23. Какой вид комплексного педагогического эксперимента отражает данная характеристика? Проведение исследования явления вне его срав­нения с другими явлениями.

1. Зондирую­щий (проверочный).

2. Созидательный (преобразующий).

3. Абсолютный.

4. Сравнительный.

 

24. При … эксперименте экспериментальная и контрольная группы меняются местами в каждой последующей серии опытов.

1. Зондирую­щем (проверочном)

2. Созидательном (преобразующем)

3. Абсолютном

4. Перекрестном

25. Какому принципу организации сравнительного эксперимента соответствует приведенная характеристика, когда в эксперименте стремятся уравнять все условия процесса в экспери­ментальной и контрольных группах или в группах, реализующих различные варианты экспериментальной работы, кроме одного, варьируемого, проверяемого? Тогда разница в результатах может быть отнесена именно за счет этого варьируемого условия или фактора.

1. Принципу единственного различия.

2. Принципу единственного сходства.

3. Принципу сопутствующих изменений.

 

26. ... эксперименториентирован на изучение дина­мики развития изучаемого психологического свойства или педа­гогических явлений в процессе активного воздействия исследова­теля на условия выполнения деятельности.

1. Лабораторный

2. Естественный

3. Констатирующий

4. Формирующий

 

 

ВАРИАНТ 1

 

ЗАДАНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

В таблице в ячейку, под номером задания впишите правильные ответы (соответствующие буквенные обозначения)

1. Под … понимается результат первоначального ознакомления с проблемой исследования и с той частью педагогической дей­ствительности, которую предполагается изучить. Содержит конкретное знание об изучаемом объекте.

1. Моделированием

2. Моделью

3. Теоретической моделью

4. Эмпирическим описанием

2. Какое понятие раскрывает данное определение?

Выделите правильный ответ.

Под … понимается мысленное, идеальное представление об изучае­мых объектах. Главный признак … - наличие четкой фиксированной связи элементов, определенной структуры, отражающей внутренние, существен­ные отношения реальности.

1. Нормативной моделью.

2. Проектом.

3. Теоретическая моделью.

4. Эмпирическим описанием.

3. Под … понимается целесообразно обусловленная последовательность решения задач исследования, обеспечивающая достижение промежуточных и конечных целей исследования.

1. Нормативной моделью.

2. Проектом.

3. Теоретической моделью.

4. Логикой исследования.

 

4. В какой этап психолого-педагогического исследования включаются перечисленные задачи? Отбор методов, проверка гипотезы, конструиро­вание предварительных выводов, их опробование и уточнение, построение заключительного вывода.

1. Постановочный.

2. Собственно-исследовательский.

3. Оформительско-внедренческий.

 

5. К методологическому разделу программы исследования относятся следующие мероприятия (укажите несколько вариантов):

1. Обоснование актуальности темы, формулировка проблемы.

2. Определение объекта и предмета, целей и задач исследования.

3. Формулировка основных понятий (категориального аппарата).

4. Предварительный системный анализ объекта исследования.

5. Выдвижение рабочей гипотезы.

6. Стратегический план исследования.

7. План и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.

 

6. Критерий индивидуально-личностного развития характеризуют следующие показатели (укажите несколько вариантов):

1. Широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках;

2. Характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;

3. Выраженность индивидуального стиля деятельности и черт характера;

4. Количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследо­вательскую деятельность;

5. Правонарушения и отклоняющееся (девиантное) поведение школьников;

6. Уровень тревожности;

7. Межличностные отношения, социальное благополучие

7. Образовательный критерий успешности исследовательского поиска характеризуют следующие показатели (укажите несколько вариантов):

1. Качество подготовки по ведущим предметам и направлениям, определяемое по количеству медалистов, победи­телей олимпиад, конкурсов, числу поступивших в вузы на гос­бюджетные места, по успеваемости;

2. Количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследо­вательскую деятельность;

3. Глубина, систематичность и действенность знаний, уровень овладения деятельностью;

4. Выраженность индивидуального стиля деятельности и черт характера;

5. Развитость восприятия, воображения, образной памяти, эсте­тического вкуса, художественной интуиции, творческих способ­ностей (креативность, «творческость»), стремление к гармонии.

6. Правонарушения и отклоняющееся (девиантное) поведение школьников;

 

8. Социологический критерий успешности исследовательского поиска характеризуют следующие показатели (укажите несколько вариантов):

1. Адаптация школьника к микросреде (школьной, по месту жи­тельства, семейной);

2. Приспособление к ус­ловиям социальной среды (конкурентоспособность, социальная устойчивость, овладение профессией и др.);

3. Престиж школы в глазах родителей, руководителей производ­ства, конкурс при поступлении в школу;

4. Правонарушения и отклоняющееся (девиантное) поведение школьников;

5. Широта и устойчивость интересов, общекультурный кругозор, проявляющийся в оценках, отношениях, поступках;

6. Характеристика уровня мышления, воли, эмоциональной сферы;

7. Выраженность индивидуального стиля деятельности и черт характера;

8. Количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследо­вательскую деятельность;

 

9. … - комплекс диагностических процедур, необходимых для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей. Предполагает целенаправленное и планомерное изучение личности, коллектива, образовательного учреждения согласно принятой программе.

1. Комплексная проверка.

2. Психолого-педагогическое обследование.

3. Опыт.

4. Эксперимент.

10. На какой этап исследования указывают перечисленные задачи психолого-педагогического обследования: всестороннее выявление полученных запланированных и побочных результатов, сведение их воедино, установление влияния проведенной работы на всю включенную в эксперимент или поисковую работу социально-педагогическую сферу.

1. Первоначальный.

2. Основной.

3. Заключительный.

11. О каком виде обследования идет речь, когда проводится изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходимом объеме работы и последовательного (систематического) изучения компонентов объекта.

1. Разведывательное.

2. Частичное.

3. Комплексное.

4. Системное.

12. … обследование связано с опробованием подобранных методик, предварительной ориентацией в ситуации, получением исходных данных для разработки всего комплекса процедур изучения.

1. Разведывательное

2. Частичное

3. Комплексное

4. Системное

 

13. Какой вид исследования в учреждениях образования раскрывается, когда ис­следование связано с разработкой группой участников работы об­щей темы, когда каждый из исследователей выполняет какую-то часть общей работы.

1. Коллективное.

2. Комплексное.

3. Индивидуальное.

14. В какой этап коллективного комплексного исследования входят определение исход­ных теоретических позиций, целей и задач поиска, проектирование модели будущего, преобразованного состояния исследуемого про­цесса, учреждения, системы, их новое «лицо».

1. Ориентировочный.

2. Диагностический.

3. Постановочный.

4. Преобразующий.

5. Заключительный.

 

15. В какой этап коллективного комплексного исследования входят итоговая ди­агностика, обобщение, интерпретация и оценка результатов, пред­ставление итогового аналитического отчета о проделанной рабо­те, публикации в педагогической печати, внедренческие доку­менты (учебные планы, программы, рекомендации, положения и т. д.).

1. Ориентировочный.

2. Диагностический.

3. Постановочный.

4. Преобразующий.

5. Заключительный.

 

16. Какие из перечисленных документов определяют содержание, направленность и методику исследовательского поиска?

1. Педагогическая концепция.

2. Исследовательский проект.

3. Исследовательская программа.

4. Устав учреждения нового типа.

5. Учебные планы и программы.

6. Штатное расписание.

7. Смета необходимых расходов.

 

17. … - это частное от деления численных значений выбранного показателя на их число.

1. Средняя арифметическая.

2. Среднее квадратическое отклонение.

3. Дисперсия.

4. Медиана.

5. Корреляция.

18.... – это мера среднего положения, характеризующая значение параметра на упорядоченной шкале, построенной по признаку возрастания или убывания. Соответствует середине исследуемой совокупности.

1. Средняя арифметическая.

2. Среднее квадратическое отклонение.

3. Дисперсия.

4. Медиана.

5. Корреляция.

 

19. …- это мера разброса для различных характеристик. Подтверждает типичность и показательность средней арифметической, отражает меру колебания численных значений признаков, из которых выводится средняя величина.

1. Средняя арифметическая.

2. Среднее квадратическое отклонение.

3. Дисперсия.

4. Медиана.

5. Корреляция.

 

20. … позволяет выявить количественную зависимость среднего значения изменений результативного (объясняемого) признака от изменений одного или нескольких объясняющих признаков. Применяется в том случае, когда требуется выяснить насколько изменяется средняя величина одного признака при изменении на единицу другого признака.

1. Факторный анализ.

2. Кластерный анализ.

3. Дисперсионный анализ.

4. Регрессионный анализ.

5. Латентно-структурный анализ.

6. Многомерное шкалирование

 

21.... заключается в выявлении и интерпретации факторов как обобщенных переменных, которые позволяют свернуть часть информации, т.е. представить ее в удобообозримом виде.

1. Факторный анализ.

2. Кластерный анализ.

3. Дисперсионный анализ.

4. Регрессионный анализ.

5. Латентно-структурный анализ.

6. Многомерное шкалирование

 

22.... позволяет выделить ведущий признак и иерархию взаимосвязей признаков

1. Факторный анализ.

2. Кластерный анализ.

3. Дисперсионный анализ.

4. Регрессионный анализ.

5. Латентно-структурный анализ.

6. Многомерное шкалирование

23. В какой этап коллективного комплексного исследования входят анализ и оценка образовательной ситуации в стра­не, регионе, микрорайоне, изучение соци­ального заказа образованию, запросов населения, насыщенности и запросов рынка образовательных ус­луг, поиск возможных «социальных ниш» для предложения обра­зовательных услуг.

 

1. Ориентировочный.

2. Диагностический.

3. Постановочный.

4. Преобразующий.

5. Заключительный.

 

24. О какой характеристике полученных результатов исследования идет речь, когда используется характеристика рассеивания значений случайной величины, измеряемая квадратом их отклонений от среднего значения

1. Средняя арифметическая.

2. Среднее квадратическое отклонение.

3. Дисперсия.

 

25. …- это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.

1. Моделирование

2. Модель

3. Теоретическая модель

4. Эмпирическое описание

 

26. Под … понимается система элементов, воспро­изводящую некоторые стороны, связи, функции объекта иссле­дования.

1. Моделированием.

2. Моделью.

3. Проектом.

4. Эмпирическим описанием.

ВАРИАНТ 2

 

ЗАДАНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ

В таблице в ячейку, под номером задания впишите правильные ответы (соответствующие буквенные обозначения)

1. …- это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.

1. Моделирование

2. Модель

3. Теоретическая модель

4. Эмпирическое описание

 

2. Под … понимается система элементов, воспро­изводящую некоторые стороны, связи, функции объекта иссле­дования.

1. Моделированием.

2. Моделью.

3. Проектом.

4. Эмпирическим описанием.

3. Под … понимается общее представление о том, что нужно де­лать с объектом, чтобы максимально приблизить его к научно обоснованному представлению о нем, как изменить педагогическую дей­ствительность, чтобы она оказалась максимально приближенной к теоретически обоснованному, а значит, к мысленно-конкрет­ному представлению о ней.

1. Нормативной моделью.

2. Проектом.

3. Теоретической моделью.

4. Логикой исследования.

4. В какой этап психолого-педагогического исследования включаются перечисленные задачи? Выделение проблемы, выбор темы, определение объекта, предмета, подбор и изучение научных фактов, разработка исходной концепции, ведущей идеи и замысла исследования, определение цели, задач и гипотезы исследования.

1. Постановочный.

2. Собственно-исследовательский.

3. Оформительско-внедренческий.

5. В какой этап психолого-педагогического исследования включаются перечисленные задачи? Апробация (обсуждение выводов, их представление общественности), оформ­ление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомен­дации, проекты и т. д.) и внедрение результатов в практику.

1. Постановочный.

2. Собственно-исследовательский.

3. Оформительско-внедренческий.

6. К процедурному разделу программы исследования относятся следующие мероприятия (укажите несколько вариантов):

1. Обоснование актуальности темы, формулировка проблемы.

2. Определение объекта и предмета, целей и задач исследования.

3. Формулировка основных понятий (категориального аппарата).

4. Предварительный системный анализ объекта исследования.

5. Выдвижение рабочей гипотезы.

6. Стратегический план исследования.

7. План и основные процедуры сбора и анализа первичных данных.

7. Критерий психологического комфорта характеризуют следующие показатели (укажите несколько вариантов):

1. Степень оптимизма, защищенности, уверенности в завтрашнем дне, положительного или отрицательного отношения к школе, окружающим, образованию вообще, эмоциональное состояние;

2. Уровень тревожности;

3. Межличностные отношения, социальное благополучие.

4. Количество учащихся, вовлеченных в творческую и исследо­вательскую деятельность;

5. Глубина, систематичность и действенность знаний, уровень овладения деятельностью;

6. Развитость восприятия, воображения, образной памяти, эсте­тического вкуса, художественной интуиции, творческих способ­ностей (креативность, «творческость»), стремление к гармонии.

 

8. Критерий воспитанности характеризуют следующие показатели (укажите несколько вариантов):

1. Сформированное гражданского правосознания, патриотизма, планетарного мышления, социальной ответственности и актив­ности;

2. Степень сформированности нравственных идеалов и нравствен­ного поведения;

3. Развитие толерантности, стремления помогать другим людям;

4. Наличие или отсутствие вредных привычек;

5. Приспособление к ус­ловиям социальной среды;

6. Престиж школы в глазах родителей, руководителей производ­ства, конкурс при поступлении в школу;

7. Уровень психического и физического здоровья, развития ос­новных функций и систем организма;

 

9. Валеологический критерий успешности исследовательского поиска характеризуют следующие показатели (укажите несколько вариантов):

1. Заболеваемость (степень резистентности и общие показатели по школе);

2. Распределение учащихся по группам здоровья;

3. Количество и качество услуг, способствующих здоровъесбережению и лечению.

4. Уровень тревожности;

5. Приспособление к ус­ловиям социальной среды;

6. Престиж школы в глазах родителей, руководителей производ­ства, конкурс при поступлении в школу;

 

10. … - это определение качественных и количественных параметров изучаемых объектов на основе принятых критериев и показателей с помощью известных или разработанных новых методик.

1. Исследование.

2. Эксперимент.

3. Диагностика.

4. Опытная работа.

11. О каком виде обследования идет речь, когда акцентируется внимание на ведущих факторах, на связи и взаимовлиянии целого и его элементов, на выявлении основных, исходных и производных факторов динамики развития.

1. Разведывательное.

2. Частичное.

3. Комплексное.

4. Системное.

12. … обследование имеет целью изучение отдельных сфер, звеньев, блоков объекта или же выяснение отдельных сквозных, проблемных вопросов.

1. Разведывательное.

2. Частичное.

3. Комплексное.

4. Системное.

13. Какой вид исследования в учреждениях образования раскрывается, когда исследование проводится одним исследователем, и его орга­низация представляет собой самоорганизацию деятельности?

1. Коллективное.

2. Комплексное.

3. Индивидуальное.

14. Какой вид исследования в учреждениях образования раскрывается, когда исследование отличается многопредметностью и многоаспектностью, результаты его интегри­руются и выражаются в виде педагогических или организационно педагогических выводов, моделей и рекомендаций.

1. Коллективное.

2. Комплексное.

3. Индивидуальное.

15. В какой этап коллективного комплексного исследования входит изучение уровня развития интересующих исследователей педагогических процессов и явле­ний, исторический и современный опыт решения аналогичных (или близких) проблем.

1. Ориентировочный.

2. Диагностический.

3. Постановочный.

4. Преобразующий.

5. Заключительный.

16. В какой этап коллективного комплексного исследования входят анализ и оценка образовательной ситуации в стра­не, регионе, микрорайоне, изучение соци­ального заказа образованию, запросов населения, насыщенности и запросов рынка образовательных ус­луг, поиск возможных «социальных ниш» для предложения обра­зовательных услуг.

1. Ориентировочный.

2. Диагностический.

3. Постановочный.

4. Преобразующий.

5. Заключительный.

 

17. О какой характеристике полученных результатов исследования идет речь, когда используется характеристика рассеивания значений случайной величины, измеряемая квадратом их отклонений от среднего значения

1. Средняя арифметическая.

2. Среднее квадратическое отклонение.

3. Дисперсия.

4. Медиана.

5. Корреляция.

 

18. – это величина, характеризующая взаимную зависимость двух случайных величин, безразлично, определяется ли она некоторой причинной связью или просто случайным совпадением

1. Средняя арифметическая.

2. Среднее квадратическое отклонение.

3. Дисперсия.

4. Медиана.

5. Корреляция.

 

19. Какие методы математической статистики применяются с целью обнаружения скрытых закономерностей, выявления наиболее существенных связей между переменными путем анализа взаимосвязи между большим количеством этих переменных?

1. Многомерные методы анализа данных.

2. Эмпирические методы.

3. Теоретические методы.

20. … представляет собой совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между ними. Он дает возможность исследовать проявления сложных взаимосвязей непосредственно наблюдаемых характеристик социально-психологических и педагогических феноменов.

1. Факторный анализ.

2. Кластерный анализ.

3. Дисперсионный анализ.

4. Регрессионный анализ.

5. Латентно-структурный анализ.

6. Многомерное шкалирование

21.... обеспечивает наглядную оценку сходства или различия между некоторыми объектами, описываемыми большим количеством разнообразных переменных. Эти различия представляются в виде расстояния между оцениваемыми объектами в многомерном пространстве.

1. Факторный анализ.

2. Кластерный анализ.

3. Дисперсионный анализ.

4. Регрессионный анализ.

5. Латентно-структурный анализ.

6. Многомерное шкалирование

 

22. … - это статистический метод, используемый для изучения одной или нескольких одновременно действующих и независимых переменных на изменчивость наблюдаемого признака. При этом наблюдаемый признак может быть только количественным, в то же время объясняющие признаки могут быть как количественными, так и качественными.

1. Факторный анализ.

2. Кластерный анализ.

3. Дисперсионный анализ.

4. Регрессионный анализ.

5. Латентно-структурный анализ.

6. Многомерное шкалирование

 

23. В какой этап коллективного комплексного исследования входят итоговая ди­агностика, обобщение, интерпретация и оценка результатов, пред­ставление итогового аналитического отчета о проделанной рабо­те, публикации в педагогической печати, внедренческие доку­менты (учебные планы, программы, рекомендации, положения и т. д.).

1. Ориентировочный.

2. Диагностический.

3. Постановочный.

4. Преобразующий.

5. Заключительный.

 

24. Какие из перечисленных документов определяют содержание, направленность и методику исследовательского поиска?

1. Педагогическая концепция.

2. Исследовательский проект.

3. Исследовательская программа.

4. Устав учреждения нового типа.

5. Учебные планы и программы.

6. Штатное расписание.

7. Смета необходимых расходов.

 

25. О каком виде обследования идет речь, когда проводится изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходимом объеме работы и последовательного (систематического) изучения компонентов объекта.

1. Разведывательное.

2. Частичное.

3. Комплексное.

4. Системное.

26. … обследование связано с опробованием подобранных методик, предварительной ориентацией в ситуации, получением исходных данных для разработки всего комплекса процедур изучения.

1. Разведывательное

2. Частичное

3. Комплексное

4. Системное

 

Глоссарий

Анализ документов – метод исследования, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях.

Анкетирование – вопросно-ответная форма организации текста.

Анкетные вопросы – все адресованные респондентам речевые сообщения в вопросительной, утвердительной и (или) отрицательной формулировках, а также предлагаемые варианты ответов.

Абстрагирование – мыслительная операция (процесс), состоящая в способности отвлекаться от конкретных фактов, ситуаций, некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и одновременно выделять, вычленять интересующие свойства и отношения. Студент пользуется изолирующим абстрагированием (анализ и синтез) и обобщающим абстрагированием (категориальный синтез, обобщение, выработка заключения и получение выводов). Роль абстрагирования в выполнении исследовательских работ растёт от курса к курсу, значимость этого процесса также зависит от степени теоретичности проблемы (темы).

Автор – создатель книги, статьи, тезисов и т. д. как письменного продукта, описывающего какую-либо деятельность. Это, как правило, учёный-теоретик, или экспериментатор, или практик, описывающий свой опыт.

Автореферат – предельно сжатое изложение текста своей собственной работы, представленной к защите. Для студента – это текст выступления (доклада) на защите курсовой или дипломной работы. В автореферате студент проводит самоанализ работы, кратко описывает научный аппарат, пути решения поставленной проблемы и полученный результат. Автореферат (доклад) для защиты курсовой работы делается, как правило, объёмом не более трёх страниц, для дипломной – не более шести.

Актуальность темы исследования – это свойство информации, которую студент собирается изложить в своём исследовании, быть значимой и востребованной в каких-либо сферах деятельности в настоящее время. Определить актуальность темы исследования – значит показать соответствие темы общественным потребностям, изложенным в государственных документах; раскрыть состояние её практического воплощения; определить заинтересованность науки в её разработке. С раскрытия актуальности темы начинается Введение к тематическому реферату, курсовой и дипломной работам.

Анализ – мыслительная операция, состоящая в разложении, расчленении предмета познания на составные части и рассмотрение их как самостоятельных. Это также метод познания при изучении теоретических и эмпирических источников исследования. Как мыслительная операция анализ выступает начальным этапом познания проблемы. Как метод познания – это сложное действие, сочетающееся с другими, поэтому выделяют виды анализа: системный, структурный, критический, проблемный, сравнительный и др.

Аналогия – метод построения и получения теоретического знания, состоящий в установлении некоторого сходства между известным объектом познания или описания и новым и построении нового на основе этого сходства, т. е. по образцу.

Анкетирование – метод и действие по сбору эмпирической информации посредством опросного листа с серией определённых вопросов. Полученный путём анкетирования материал затем должен подвергаться статистической и качественной обработке, а также теоретической интерпретации.

Аннотация – это краткое библиографическо описание книги или статьи, сделанное в виде краткого изложения их особенностей, к которым относятся содержание, научный жанр, целевое и читательское назначение, сведения об авторе. Аннотации помещаются в книгах, брошюрах, перед статьями в журналах и газетах. Они служат основанием ускоренного выбора источника для специального чтения.

База исследования – это учреждение, группа людей, которые включены в данное исследование и составляют источник исследовательского (эмпирического) материала.

Биографический метод – один из методов исследования, предназначенный для изучения личности и её жизнедеятельности. Он предполагает восстановление биографии индивида по дневникам, переписке, документам, его собственным высказываниям (воспоминаниям), аудиовизуальным материалам, высказываниям знающих его людей. Возможно использование автобиографии (личного жизнеописания) и анамнеза как ответов на поставленные вопросы по истории развития личности.

"Бритва Оккама" – методологический принцип, согласно которому в научных текстах запрещается использовать те термины-понятия, которые не ясны самому пишущему, а также не являются очевидными и понятными возможному читателю, в которых нет крайней необходимости при описании предмета исследования. Этот принцип назван в честь английского учёного У. Оккама, ещё в Средние века выдвинувшего требование простоты письменных текстов, по возможности наименьшего использования независимых теорий и идей для объяснения явлений действительности. Считается, что этот принцип оберегает от излишеств, повышает надёжность исследования.

Валидность метода исследования – соответствие метода цели его использования: выявлять именно то, что необходимо исследователю. Метод исследования выбирается в соответствии с конкретной исследовательской целью и задачами, поставленными перед определённым этапом работы.

Верификация – подтверждение научной теории всем множествам эмпирических фактов, которые к ней относятся.

Вероятностное знание – предположительное знание, требующее эмпирического подтверждения, обращения к фактам.

Виды исследования – различают три вида студенческих исследований: теоретические, эмпирические и смешанные. В свою очередь, в каждом из перечисленных видов есть свои виды. Виды теоретических работ – это исторические и методологические исследования; виды эмпирических исследований – экспериментальные и опытно-практические (обобщение опыта работы). Смешанный тип исследований включает в себя самые разнообразные сочетания видов исследований: историко-методологический, теоретико-экспериментальный и др. Студенту следует определить, какой вид исследования он проводит, поскольку от этого зависит разработка научного аппарата исследования и интерпретация фактов.

Выбор методов исследования студент совершает дважды. Во-первых, при изучении литературы. В зависимости от проблемы, цели и задач исследования, а также гипотезы он отбирает методы различного анализа научных текстов, обобщения, схематизации и т. д. Во-вторых, при изучении практики отбираются другие методы: наблюдение, эксперимент, опрос и др. От правильности выбора методов исследования зависит результат всего исследования.

Выбор темы исследования – совершается на основе и с учётом личных познавательных и исследовательских возможностей исполнителя, с учётом актуальности темы, т. е. её востребованности в науке и практике, а также – личных интересов студента. Как правило, список примерных тем даёт кафедра. Студент сам выбирает тему из предложенного списка или предлагает свою для утверждения её на кафедре и назначения руководителя.

Выводы – новые суждения, получаемые на материале исследования. Это умозаключение из теоретического и эмпирического материала как из исходных посылок. Разработка вывода является мыслительной операцией получения логическим путём нового знания, не содержащегося непосредственно в изложенной теории или описанной практике. Выводы – результат сопоставлений, обобщений, дополнений посредством индукции, дедукции или аналогии. Выводы непременно должны "выводиться" из наличного и описанного материала и не выходить за его пределы. Выводами заканчивается реферат, каждая глава в курсовой и дипломной работах. Выводам по главе в дипломной работе предшествуют выводы в конце каждого параграфа.

Генетический метод – метод исследования явлений, фактов, поведения и личностных качеств людей, состоящий в отслеживании динамики их развития с момента возникновения (зарождения). С помощью этого метода изучается происхождение явлений и качеств, выявляются причины их изменений. Генетический метод позволяет устанавливать этапы (стадии) развития, выявлять тенденции преобразования.

Герменевтический анализ – метод интерпретации (толкования) речевых и письменных текстов, выявления в них скрытых, неявных смыслов и значений, завуалированной информации.

Гипотеза – исследовательская операция, составная часть научного аппарата исследования, заключающая в себе предположение о возможных результатах действия того или иного фактора или условиях достижения целей. Гипотеза разрабатывается только на основе цели и предмета исследования. Она используется, чтобы объяснить пути и средства разрешения противоречий. Гипотеза нуждается в доказательстве, чему и посвящается всё исследо-вание. На основе гипотезы разрабатываются задачи исследования.

Глоссарий – толкование непонятных, редко употребляемых или малознакомых слов и выражений, т. е. словарь с элементами справочной информации о включённых в него словах и словосочетаниях. Студент может составить глоссарий к тексту работы, если тема его исследования новая и раскрывается на базе мало понятных, редко употребляемых слов и выражений или содержит новые научные понятия. Такой глоссарий помещается в "Приложении".

Дедуктивный метод – метод познания, состоящий в поиске сначала общей идеи, теории и затем – в добывании фактов для их доказательства или иллюстрации. Это метод перехода в процессе познания от общего к частному и единичному. При этом полагается, что используемые общие суждения, идеи или теории верны. Студент часто прибегает к этому методу, например, при построении всего текста реферата, курсовой и дипломной работ. Он сначала описывает общие вопросы теории, затем переходит к эмпирике. Этот метод применяется также при системном анализе, классификации, систематизации, обобщении, моделировании явлений и процессов.

Дефиниция – смысловое определение понятия, установление специфики его употребления в тексте. Одно понятие может иметь разные дефиниции, разные функции, выполняемые в теории и практике. Используя понятие, мы всегда имеем в виду его конкретную функцию (смысл). Студент должен дать дефиниции тех понятий, которыми он оперирует, т. е. определить смыслы, вкладываемые в них.

Диалектический метод – это метод научно обоснованного и логически верного доказательства истины. При этом учитываются всесторонние связи исследуемого явления с внешней средой.

Динамический анализ – составная часть диалектического метода, состоящая в выявлении причин тех или иных явлений и предсказаний ближайшего будущего в их развитии. Это анализ целого с позиций составных частей и, наоборот, составных частей с позиций целого. Динамический анализ используется при определении тенденций развития явлений и при прогнозировании событий (например, при разработке концепций, перспективных планов и т. д.).

Дихотомическое мышление – мышление, разделяющее явления и их качественные характеристики по противоположным признакам, схватывающее противоположные свойства и состояния. При этом человек мыслит крайними категориями, слабо или вовсе не учитывая промежуточные и переходные состояния. Дихотомическое мышление нередко проявляет себя при оценке социальной деятельности (опыта).

Задачи исследования – это составные части цели исследования. Для определения задач проводится декомпозиция цели: из неё выделяются те действия, которые надо совершить, чтобы её достичь. Задача не может повторять цель и быть шире её. В идеале сумма задач, их решение приводит исследователя к достижению поставленной цели. Задачи следует формулировать после разработки гипотезы, поскольку только гипотеза определяет, по какому пути идёт исследователь, стремясь достичь поставленной цели.

Заключение – завершающая часть исследования, в которой делаются выводы по итогам проведённого исследования. Здесь показывается, что поставленная цель достигнута, а гипотеза доказана. Заключение строится, как правило, дедуктивным способом: сначала раскрываются общие, а затем частные идеи, демонстрирующие достижение цели и правомерность гипотезы. Оно пишется в форме резюме, вывода или собственно заключения, объединяющего и то, и другое.

Замысел – задуманный и мысленно составленный план действий или план предстоящей исследовательской работы. Замыслом будет проект реферата, курсовой и дипломной работ в виде разработанного научного аппарата.

Знание - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, законы, выводы и т.д.).

Индуктивный метод – метод исследования, познания, связанный с обобщением результатов наблюдения и экспериментов.

Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо нового подхода к оказанию социальных услуг.

Исследование – вид познавательной деятельности, состоящий в целенаправленном изучении малоизвестных и неизвестных фактов и явлений, получении новой информации о чём-либо. Приобщение студента к проведению исследований способствует общему и профессиональному развитию будущего специалиста, а также накоплению новых научных знаний.

Историко-генетический метод – метод раскрытия фактов, свойств, функций, процессов с учётом их изменения в ходе исторического развития. Применяется в ходе подготовки параграфов и глав исследования, посвящён-ных историческим аспектам. Относится к группе теоретических методов.

Исторический метод – метод исследования, с помощью которого выявляются и систематизируются факты (свойства и идеи), случившиеся в разное историческое время. Этим методом исследуются условия и границы распространения явлений и идей, их историческое значение в преобразовании социальной действительности. Относится к группе исторических методов.

Качественный анализ – метод интерпретации эмпирических данных, в том числе отдельных фактов, событий, статистики, состоящий в словесном описании причин, характера протекания, установлении зависимостей с другими фактами и последствий.

Классификация методов исследования – это разделение методов исследования по источникам познания. В реферативных, курсовых и дипломных работах используют, как правило, разделение методов на три группы: теоретические, т. е. методы изучения теории в её различных видах и формах; эмпирические, т. е. методы изучения практики, и методы анализа материала, полученного в ходе теоретического и эмпирического познания, - количественные (статистические) и качественные (содержательно-смысловые).

Количественный анализ – это метод выражения фактов, событий, признаков в числовых характеристиках. С его помощью определяются проценты присутствия или отсутствия чего-либо, индексы, ранги и др. Количественные данные могут оформляться в виде различных графиков.

Компиляция – несамостоятельность при выполнении реферата, курсовой или дипломной работы, списывание либо с научных источников, либо с чьей-то ранее выполненной работы.

Компетентность – уровень квалификации и профессионализма. Она определяется мобильностью сознания, способностью к постоянному обновлению знаний, широтой кругозора, умением самостоятельно применять методы исследований, выбирать оптимальные варианты решения проблемы и честным отношением к делу. Эти качества можно определить при анализе и рецензировании исследовательских работ студента. Оценивание диплома, курсовой или реферата – это оценивание уровня компетентности будущего специалиста решать те или иные вопросы профессиональной деятельности.

Компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности

Конкретизация – это метод доказательства какой-либо теоретической посылки, идеи, положения, состоящий в их подтверждении примером из практики, из опыта, данными проведённого эксперимента.

Корреляционный анализ – метод установления взаимосвязей, взаимовлияний и взаимозависимостей независимых и зависимых переменных в эксперименте. С его помощью устанавливается, как изменение одних показателей влечёт за собой изменение других.

Лабораторный эксперимент – исследование какого-либо явления в искусственно созданных специальных условиях. В социальной работе проводится крайне редко.

Математические методы исследования – это методы обработки эмпирических данных, определяющие количество каких-либо свойств у объекта изучения или количество их повторения в ходе изучения. К ним относятся методы числового выражения наличия качества (математический расчет), его процентное соотношение с целостным явлением или другими качествами, вычисление среднеарифметической величины, определение дисперсии (отклонения от среднего) и коэффициента достоверности и др.

Метод (в исследовании) – основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями.

Методика – организационный документ, основанный на совокупности методов, связанных общностью решаемой задачи. Методика выполняет функцию методической инструкции.

Методические рекомендации – систематизированный перечень действий, выполнение которых, по мнению автора и составителя, ведёт к достижению поставленной цели. Этот перечень излагается как правила, нормы, мероприятия, условия, влияющие факторы, требования, советы и т. д.

Методологическая культура исследования – это осознанное и грамотное отношение к существованию определённой методологии выполнения работы. Это также грамотное построение самой методологической основы, что предполагает её целостность, непротиворечивость, соответствие уровню развития науки, в рамках которой проводится исследование, и практики.

Методология исследования – наиболее широкое и общее знание о смыслах, направлениях и способах деятельности. К такому знанию при выполнении реферата, курсовой и дипломной работ относятся мировоззренческие основы, общие законы и принципы данной науки и методы исследования. Каждая научная, в т. ч. и учебно-исследовательская, работа выполняется в рамках определённой методологии.

Методы обработки эмпирических данных – методы их количественного и качественного описания. Количественное описание осуществляется с помощью математических методов и методов графического предъявления эмпирического материала, качественное – как интерпретация фактов и использование различных видов анализа.

Монография – научная публикация в виде книги, излагающая исследование одной темы и её теоретическое описание. Это, как правило, сложная и актуальная тема, изученная глубоко и всесторонне, с учётом последних научных достижений. Среди научных публикаций именно монографии относятся к числу наиболее важных и серьёзных работ.

Навык - составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Наблюдение – это эмпирический метод исследования, состоящий в преднамеренно организованном восприятии изучаемого объекта. При этом исследователь не вмешивается в естественный процесс деятельности (жизнедеятельности) объекта, но может участвовать в нём согласно своей роли. Различают прямое и косвенное (скрытое), сплошное и выборочное, простое и включённое, т. е. предполагающее соучастие в событиях, наблюдение. Используемое в научных целях, оно должно быть планируемым, систематичным и контролируемым. Применяется в эксперименте и обобщении опыта работы.

Научная новизна учебного исследования – определение вклада исследовательской деятельности студента (аспиранта) в науку. Рефлектируя над качеством проведённого исследования, проводя сравнительный анализ своих данных с известными в науке, студент определяет ту часть, которая дополняет, уточняет или изменяет ранее имеющиеся научные данные. Определение научной новизны своей работы является самоэкспертизой исследования и описывается во Введении или Заключении.

Научный аппарат исследования – это перечень последовательных действий, определяющих границы, направление и характер исследования. К числу таковых принадлежат определение актуальности темы, выявление противоречия, определение проблемы, формулировка цели, определение объекта и предмета исследования, разработка гипотезы, выработка задач, определение этапов, подбор методов и базы исследования, определение его методологической и теоретической основы. Процесс выработки этих действий на-зывается проектированием исследования.

Научный руководитель – представитель кафедры, имеющий научную степень и опыт проведения исследований в данной области. Назначается для оказания помощи студенту, который выполняет самостоятельную работу (реферат, курсовая или дипломная). В функции научного руководителя входит оказание помощи в проектировании исследования, контроль над его ходом, качеством описания и др.

Обобщение – мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном к мысли об общем; от мысли об общем к мысли о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам. Используется при написании выводов по параграфам и главам и в Заключении. Обобщение существует и как самостоятельная исследовательская деятельность: например, обобщение опыта работы. В этом случае обобщение может стать и целью, и методом, и объектом исследования. Такое обобщение делается с использованием многих других методов.

Основная образовательная программа (ООП) – комплект нормативных документов, определяющих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации процесса обучения, воспитания и качества подготовки обучающихся.

Оппонент – лицо, критически оценивающее результаты исследовательской деятельности. Это специалист – теоретик или практик, разбирающийся в проблеме исследования. Официальное оппонирование как рецензирование введено для дипломных работ. Неофициальное оппонирование возможно при защите курсовых работ, где оппонентами становятся студенты.

Опрос – метод сбора первичной информации, основанный на устном или письменном обращении к определённой группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Основные разновидности опроса: анкетирование (заочный опрос) и интервьюирование (очный опрос). В зависимости от источника информации различают опросы массовые и специализированные. Если основной источник информации – представители различных категорий трудящихся, чья профессиональная деятельность не связана непосредственно с предметом анализа – это массовый опрос. При специализированном опросе основной источник – компетентные люди, профессиональная деятельность которых имеет тесную связь с предметом изучения. Часто такой вид опроса имеет характер экспертного опроса.

Оригинальность исследования – это качество, характеризующее самобытность, неповторимость, своеобразие, нестандартность исследования.

Отзыв – форма оценивания стиля и характера исследовательской деятельности студента, его отношения к работе, организационной культуре. Отзыв даётся научным руководителем.

Парадигма –(от греческого слова paradeigma – пример, образец) научно обоснованные суждения, положения, идеи, получившие всеобщее признание и ставшие основой организации практики и проведения исследований; модель постановки и решения проблемы.

Понятийно-терминологический аппарат исследования – совокупность научно обоснованных терминов-понятий, используемых студентом в своём исследовании и при его описании в реферате, курсовой и дипломной работах. Понятия подразделяются по категориям: ключевые, т. е. понятия, выражающие основное содержание текста, и вспомогательные, которыми описываются отдельные качества и признаки ключевых понятий.

Практическая значимость исследования – определение востребованности результатов исследования.

Предзащита – процедура предварительного просмотра и оценивания состояния дипломной работы, её готовности к защите перед аттестационной комиссией. Проводится, как правило, за месяц до защиты, с расчётом времени на исправление недостатков и недоработок. Для её проведения создаётся специальная комиссия, которая принимает решение о допуске квалификационной работы к защите.

Предмет исследования – это "слабая" часть противоречия, вынесенная как проблема и составляющая цель исследования. Это то, что конкретно исследуется и преобразуется в исследовании. Это наиболее существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования.

Проблема исследования – различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления и желательным положением дел, выраженное научным языком. Это часть аппарата исследования, разрабатываемая на основе актуальности темы и выявленного противоречия. Проблема – это вопрос о том, как надо изменить "слабое" звено в противоречии и снять его.

Проблемный анализ – вид анализа теоретического или эмпирического материала с позиций вклада в решение какой-либо проблемы или позиций спорности, неочевидности авторских доказательств и выводов.

Противоречие исследования – несоответствие развития составных частей какой-либо системы, процесса или ситуации, ведущее к нарушению их целостного и успешного развития. Это нарушенная связь между явлениями, компонентами, состояниями, свойствами. Из установленного противоречия вытекает проблема исследования.

Результаты обучения – освоенные компетенции (знания по конкретным дисциплинам, и умение применять их в профессиональной деятельности и повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении).

 

Резюме – форма выводов или заключения, состоящая в последовательном и кратком перечне основных положений главы или всей работы.

Репрезентативность – возможность применения результатов эмпирического исследования, проведённого на малых группах, в сходных группах большей численности. Это допустимость распространения выводов небольшого исследования на другие явления такого же класса. Чем выше репрезентативность, тем ценнее исследование.

Рефлексия – это самоанализ, самопознание, самооценивание. Рефлексия как метод познания необходима при выполнении самостоятельной исследовательской деятельности.

Рецензия – краткий критический анализ и оценка реферата, курсовой и дипломной работ, даваемые оппонентами.

Системный анализ – метод обработки содержания изучаемого научного текста как некой целостности, состоящей из частей, и связей между ними. Этот анализ предполагает выделение анализируемых частей, установление связей и зависимостей между ними, поиск связей целого с внешними условиями жизнедеятельности и оценивание факторов, наиболее влияющих на развитие целого.

Список литературы – обязательная часть тематического реферата, курсовой и дипломной работ, представляющая собой перечень литературы, изученной и использованной студентом при выполнении исследования. Располагается, как правило, после Заключения, но перед Приложением. В перечень включаются не только цитируемые источники, но и те, которые имеют прямое отношение к теме, прочитанные или повлиявшие на постановку и решение определённых задач.

Сравнительный анализ – метод сопоставления двух и более явлений, идей, положений, т. е. нахождение в них общего и различного.

Ссылка – указание на источник высказываемого положения, цитирования, на анализируемый текст, а также на графические материалы, помещённые в тексте, и приложения, его иллюстрирующие или дополняющие. В первом случае это делается в прямых или квадратных скобках с указанием номера этого текста в Списке литературы и страниц, во втором - в круглых скобках указывается номер таблицы, графика или приложения.

Статья (научная) – научное произведение небольшого объёма (до 8-10 страниц машинописного текста).

Стратегия исследования – проектирование основного направления исследования, определение цели как его конечного результата. Стратегия разрабатывается посредством определения актуальности темы, поиска в ней противоречия, формулировки проблемы исследования и выработки цели исследования. Стратегия исследования является частью научного аппарата исследования.

Структурный анализ – это выделение в предмете исследования отдельных групп явлений, сходных по каким-либо признакам, т. е. проводится структуризация предмета изучения.

Тезаурус – особый тип словаря, в котором термины-понятия располагаются в строгой взаимозависимости и соотношении: начиная с наиболее значимого и широкого по смыслу и заканчивая частным. Составление тезауруса желательно для упорядочивания понятийно-терминологического аппарата исследования, очищения его от лишних терминов, правильного использования в тексте.

Тезисы – краткое изложение какого-либо исследования, выводы, выражающие основный смысл исследования. Это свёрнутое изложение содержания. Они используются как источник информации.

Теоретические методы исследования – методы изучения теоретических работ научного содержания.

Теоретическое исследование – это тип исследования, состоящего в выработке теоретических проблем и получении теоретического вывода.

Термин-понятие – это слово или словосочетание, получившее научный статус в какой-либо науке или теории и обладающее определённым объёмом смыслов и значений. Отдельный термин может иметь несколько дефиниций, т. е. выражать несколько смыслов и значений, термин-понятие позволяет выделить и закрепить только один смысл и одно значение.

Умение –это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.

Факт науки – ситуация, событие, связь, проблема, процесс, система и многое другое, что реально существует и может стать предметом исследования. Это те эмпирические данные, которые используются для получения теоретического вывода.

Фактор – обстоятельства, ситуации, выступающие движущей силой (стимулом) развития каких-либо явлений. Это те элементы действительности, которые влияют на конечный результат, эффективность того или иного действия. Это условия или причины изменения предмета исследования.

Факторный анализ – процедура выявления факторов, определяющих появление тех или иных показателей, качеств, свойств, состояний предмета или объекта исследования.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) – документ, который определяет обязательные минимально допустимые требования к организации образовательного процесса и результатам образовательной деятельности, которые позволяют выпускнику высшего учебного заведения успешно выполнять свои профессиональные функции.

Феноменологический анализ – анализ любого явления, ставшего реальностью и вошедшего в систему человеческой жизнедеятельности. Включает в себя всесторонний и многоаспектный анализ явления и отражающих его понятий.

Цель исследования – это краткое словесно-логическое представление об ожидаемых результатах исследования. Входит в научный аппарат исследования: формулируется на основе анализа актуальности темы исследования, выявленного противоречия и поставленной проблемы.

Цитата – дословная выдержка из какого-либо авторского текста с указанием источника и цитируемой страницы.

Эклектика – соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций в едином тексте на основе одной темы исследования. Так, исследователь методологически может опираться на принципы и подходы, взаимно исключающие друг друга; а в "теоретическом параграфе" – собрать фрагменты разнородного материала, которые не дают целостного и последовательного описания, "не работают" на поставленную задачу.

Эксперимент – метод исследования практики и получения эмпириче-ского материала с целью, доказать некую теоретическую идею (гипотезу). Результаты естественного эксперимента почти всегда оставляют простор для альтернативных интерпретаций. В социальной сфере эксперимент – социальная программа, социальный проект – имее

Date: 2016-11-17; view: 1022; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию