Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семинар 4. Методы научного исследования





Цель: формировать знания студентов об основах методах научного исследования.

Самостоятельная работа:

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Каково определение методов научного исследования?

2. Каковы общенаучные методы исследования?

3. Каковы педагогические методы научного исследования?

4. Каково определение методов научного исследования в области профессиональной педагогики?

5. Какова оценка и обработка результатов научного исследования?

Задания для подготовки к занятию:

1. Каковы условия получения объективной оценки психолого-педагогических явлений и процессов?

2. Каковы возможные причины ошибок при оценивании?

Вопросы для обсуждения:

1. Какова общая классификация методов психолого-педагогических исследования?

2. В чем состоят специфические возможности методов беседы, интервью, анкетирования?

3. Какой вид наблюдения называется включенным?

 

Деловая игра

Методы эмпирического психолого-педагогического исследования.

Цель: изучение раздела: методы эмпирического психолого-педагогического исследования.

Задачи:

1. закрепить знания о методах эмпирического психолого-педагогического исследования.

2. научиться формулировать вопросы

3. научиться сравнивать различные методы, анализировать, делать заключения об эффективности и ограничениях использования различных методов исследования

Ход игры.

Количество играющих от 2 до 10 человек. За неделю до игры раздается материал для подготовки. Играющие встают в круг (если есть круглый стол, то садятся за него) так, чтобы видеть друг друга. 1 игрок задает вопрос по теме любому из игроков. Игрок, которому задали вопрос, отвечает на него и задает следующий вопрос любому из играющих. И так, каждый играющий сможет задать по несколько вопросов. Если Играющий не может ответить на вопрос, то тот кто задавал его должен правильно и понятно объяснить вопрос и дать четкий ответ.

Примерная тематика

Изучение литературы и других источников

Изучение литературы, рукописей, документов, материалов на электронных носителях и других источников как средств, содержащих факты, характеризующие историю и современное состоя­ние изучаемого объекта, служит способом создания первоначаль­ных представлений и исходной концепции о предмете исследова­ния, обнаружения белых пятен, неясностей в разработке вопроса.

Наблюдение. Наблюдение в психологии и педагогике есть целенаправленное и систематическое восприятие исследователем действий и пове­дения человека или особенностей протекания изучаемого явле­ния или процесса и их специфических изменений. Наблюдение не только направлено на восприятие чувственно данных явлений, оно должно также привести к психологическому, педагогическо­му или психолого-педагогическому осмыслению зафиксирован­ных данных и их научному объяснению, т. е. к установлению фак­тов. Применение метода наблюдения завершается анализом и ус­тановлением взаимосвязи между фактами наблюдения и выска­зыванием предположений или утверждений, приближающих исследователя к пониманию оснований возникновения и протека­ния исследуемого явления или особенностей поведения изучае­мого человека.

Беседа. Беседа как исследовательский метод позволяет глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уро­вень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путем анализа данных, полученных в ответах на поставленные и предва­рительно продуманные вопросы. Сама беседа отличается сравни­тельно свободным построением плана, взаимным обменом мнени­ями, оценками, предложениями и предположениями. С помощью беседы можно собрать достаточное количество фактов, касающих­ся убеждений, стремлений, отношений к окружающей действи­тельности и происходящим событиям, условий жизнедеятельности исследуемого лица, класса, группы, коллектива. Беседа проходит в форме личного общения по специально составленной программе.

Опрос. Метод опроса используется в двух основных формах: в виде интервью (устного опроса) и в виде анкетирования (письменного опроса).

Интервью - разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения опрашиваемого по его отве­там на какой-либо заранее сформулированный вопрос или груп­пу вопросов. В отличие от беседы двух или более собеседников, каждый из которых в принципе равноправен и должен высказать свое суждение, дать оценку, определить позицию, интервьюера интересует именно мнение и оценка лица, которого опрашивают (респондента).

Анкетирование - разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов.

Тестирование (метод тестов). Тестирование — это исследовательский метод, который позво­ляет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами. Тест — это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследова­телю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также от­ношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обыч­но получают некоторую количественную характеристику, пока­зывающую меру выраженности исследуемой особенности у лично­сти.

Изучение продуктов деятельности. Изучение продуктов деятельности – это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в кон­такт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предше­ствующей деятельности или размышлениями о том, какие изме­нения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отно­шений. Поэтому в широком плане изучение продуктов деятельно­сти — это изучение последствий предпринятых усилий, внесен­ных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях, систе­ме отношений и ценностей человека. В более узком плане речь может идти, если так можно выразиться, о материализованных результатах деятельности воспитанников: сочинениях, контрольных и проверочных работах, рисунках, поделках, моделях и др.

Обследование. А.М. Новиков дает такое определение метода «обследования»: «обследование — это изучение иссле­дуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследова­телем задач. Синонимом слова "обследование" является "осмотр", что говорит о том, что обследование - это, в основном, первоначальное изучение объекта, проводимое для ознакомления с его состоянием, функциями, структу­рой и т.д. Обследования, по отношению к учебному заведению, могут быть внешними и внутренними (34).

Внешние: обследование социокультурной и экономи­ческой ситуации в регионе, обследование рынка образова­тельных услуг и рынка труда, обследование состояния занятости населения и т.д. Внутренние: обследования внутри учебного заведения, обследование состояния учебно-воспитательного процесса, обследования континген­та учащихся и т.д.

Эксперимент. Эксперимент - это исследовательский метод, который за­ключается в том, чтобы создать исследовательскую ситуацию, по­лучить возможность ее изменять, варьировать ее условия, сделав возможным и доступным изучение психических процессов или педагогических явлений через их внешние проявления, раскры­вая тем самым механизмы и тенденции возникновения и функцио­нирования изучаемого явления.

Мониторинг. Мониторинг - постоянный надзор, регулярное отсле­живание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений.

Метод экспертных оценок. Метод экспертных оценок или оценивание (другие названия - метод компетентных судей, рейтинг — от англ. rating оценка, порядок, классификация) - это исследовательский метод, связанный с привлечением к оцен­ке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно охарактеризовывать изучаемое

Изучение и обобщение педагогического опыта. При проведении педагогических исследований изучение и обобщение педагогического опыта применяется, по мнению А.М. Новиков, с различ­ными целями: для определения существующего уровня деятельности учебных заведений, функционирования педа­гогического процесса, выявления недостатков и узких мест в педагогической практике, изучению эффективности при­менения научно-методических рекомендаций, выявления новых образовательных услуг и образовательных программ, содержания, форм и методов обучения и воспитания, рождающихся в творческом поиске передовых руководи­телей, методистов, учителей, преподавателей, мастеров, воспитателей и целых педагогических коллективов (34).

Объектом изучения могут быть: массовый опыт — для выявления основных тенденций развития образования; отрицательный опыт - для выявления типичных недос­татков и узких мест; передовой опыт, в процессе которого выявляются, обобщаются, становятся достоянием науки и практики новые педагогические находки.

Опытная работа. Опытная работа - это метод внесе­ния преднамеренных изменений, инноваций в образова­тельный процесс в расчете на получение более высоких его результатов с последующей их проверкой и оценкой (34).

Герменевтический метод. Рассмотрим герменевтические методы с позиции В.В. Загвязинского. Известна двойственная природа педагогики. Она является и наукой, и искусством. При этом в ней очень значительную, если не ведущую роль играют категории, неподвластные науке, не под­дающиеся полному логическому анализу. Это такие категории, как ценности, идеалы, вера, духовность, добро, истина, красота и в значительной мере творчество. Эти категории отражают качества, играющие решающую роль в становлении человека, в его личностно-индивидуальном разви­тии, в становлении его как гармонической, свободной и творче­ской личности.

(герменевтика - от греч. Hermenetikos — разъясняющий, истолковывающий), которые зародились еще в Древней Греции и развивались как искусство толковать непонятное, объяснять смысл чужого языка или знака, как учение о понимании. Правомерность герменевтических подходов объясняется спе­цификой педагогики как науки и сферы практической деятельно­сти с ее преимущественным вниманием к единичным фактам дей­ствительности, которые трудно постигнуть исключительно в рам­ках логико-гносеологических подходов.

 

Список литературы:

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996.

3. Кайнова Э.Б. Методология и методика научного исследования в педагогике: Курс лекций. Метод. пособ. для работников системы проф. образования. –Нижний Новгород: ТАЛАМ, 1999.

4. Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. -2-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2001.

5. Цыпин Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики. – М.:Издательство «Прометей», 2012.

 

Date: 2016-11-17; view: 729; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию