Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические характеристики научного исследования 5 page





По этим основаниям нуждается в уточнении, например, определение практической значимости исследования: «… содержание и выводы иссле­дования по взаимодействию искусств в истории дошкольного воспитания России могут быть использованы в лекциях, семинарских занятиях со сту­дентами дошкольных факультетов педагогических институтов, а также в работе с детьми дошкольного возраста в различных типах дошкольных учреждений». Это определение носит формальный характер. По-видимо­му, результаты любого достаточно содержательного исследования «могут быть использованы в лекциях, семинарских занятиях со студентами» неза­висимо от темы и конкретных результатов работы, а также найти примене­ние в образовательных учреждениях соответствующего типа. Специфика результатов и конкретные участки практики, где они могут быть полезны, не обозначены.

Приходится напомнить о необходимости различений. Дей­ствительно, мы уже видели, что ничего хорошего не получает­ся от смешения науки и практики. Это относится и к тому, что сейчас обсуждается.

Автор одной диссертации считает, что практическое значение исследо­вания заключается, в частности, в обогащении методологии педагогическо­го познания представлениями о художественно-образном педагогическом знании, в создании предпосылок исследования познавательно-эвристичес­кой ценности других видов искусства для педагогики, в раскрытии источни­ков обогащения языка педагогики и т. п. Вероятно, это действительно так. Но все это относится к значению результатов для науки, а не для практики. Поэтому практическое значение осталось нераскрытым. Научное значение оказалось не на своем месте также и потому, что в предшествующей этому определению рубрике «Научная новизна и теоретическая значимость иссле­дования», где как раз уместно было бы говорить об обогащении методоло­гии и создании предпосылок исследования, обозначена только новизна: «раз­работаны основы...», «показаны возможности...» и т. д.

В другой работе научная и практическая значимость соеденены в одной рубрике, и включенные в нее утверждения выглядят декларативно: «открываются важные возможности», «исследование должно обогатить», «результаты работы полезны преподавателям и студентам».

Иногда совсем не различают неидентичные понятия – практическую значимость и внедрение (вместо последнего лучше употреблять слова «использование в практике»).

Соискатель утверждает: «Практическая значимость выполненного нами ис­следования определяется широким внедрением полученных результатов в практику работы органов местной власти городов и районов Челябинской области. Их внедрение обеспечило получение положительных результатов в формировании общественного мнения». Здесь смещен предмет рассмотре­ния: автор говорит не о самой практической значимости, а лишь о том, чем она определяется. То, что результаты «внедрены», само по себе не характе­ризует их значение содержательно. Нет ответа на вопрос – для чего, с ка­кой целью, по мнению автора, могут новые знания, полученные в ходе ис­следования, найти применение в практике независимо от того, используют­ся они сегодня в каком-то определенном месте или нет.

То же можно сказать о такой, например, формулировке: «Практичес­кая значимость проведенного исследования заключается в том, что разра­ботанный комплекс спецкурсов, педагогических тренингов, учебных игр, педагогических ситуаций... внедрен в практику повышения квалифика­ции учителей...». Значимость заключается в чем-то другом, а то, о чем сообщает автор, может служить доказательством значимости.

Естественно, что содержательному определению научной значимости соответствует такое же оп­ределение значения работы для практики. Поэтому примеры достаточно полного раскрытия практической значимости возьмем из тех же работ, которые упоминались в связи с други­ми методологическими характеристиками.

Отмечается, что сделанные в исследовании выводы «содействуют рас­ширению представлений специалистов о сути исследовательского процес­са и логике построения зарубежной педагогической теории в ее многооб­разных вариантах представленности... Использование материалов исследования в процессе профессионально-педагогической подготовки способствует формированию основ научно-гуманистического мировоззрения тем, что дает представление о принципиальной возможности осуществления научного познания разными методами и правомерности наличия нескольких позиций при рассмотрении одной проблемы, признания за каж­дым права на творчество, в том числе в области эпистемологии».

Из дру­гого исследования: «Практическая значимость состоит в том, что разра­ботанные требования к построению содержания личностно ориентирован­ного образования дают ориентиры для практической деятельности всем лицам, занимающимся разработкой содержания образования (дидактам, методистам, учителям), и открывают возможности для перестройки прак­тики обучения с учетом необходимости перехода от авторитарных, знаниево-ориентированных образовательных систем к личностно-ориентированным».

Еще один пример: «разработанные дидактические условия реализа­ции воспитательной функции обучения в самостоятельной работе позволят наряду с формированием навыков и умений самостоятельного труда у уча­щихся обогатить их эмоционально-ценностный опыт. Предложенные соче­тания способов и приемы организации деятельности учащихся в рамках самостоятельной работы с учетом индивидуальных особенностей и сфор­мированности отношений школьников к процессу самостоятельного тру­да, самим себе, другим людям дают возможность обеспечить не только решение собственно воспитательных задач, но и повышение эффективнос­ти образования и развития учащихся».

 

Таблица 7. – Рекомендации по изложению

практической значимости исследования

 

№№ Сущностная и содержательная формулировка
  Для чего, с ка­кой целью могут новые знания, полученные в ходе ис­следования, найти применение в образовательной практике
  Где еще в образовательной практике могут быть использованы полученные результаты и какова их возможная продуктивность
  Каковы способы использования результатов исследования в практике образования
  Где используются результаты исследования и насколько они эффективны
  Какие из разработанных рекомендаций и предложений позволят усовершенствовать образовательную практику
  В какую сферу практической деятельности полезно применить тот или иной конкретный результат исследования для исправления оп­ределенного недостатка в работе

 

Напомним, что перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой в идеале должны соответство­вать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной ра­боты. В этом случае система методологических характеристик выступит обобщенным показателем ее качества.

Не следует, однако, забывать, что перечисленные признаки и характеристики не дают абсолютной гарантии качества и эффективности исследовательской работы. Многое зависит от отношения к делу. Если изложенные параметры определения качества исследования по его методологическим характерис­тикам не станут личностно значимыми для исследователя, и требования будут восприниматься им как формальные, то они принесут ему мало пользы. Но оппонентам их формальный ха­рактер будет сам по себе показателем, полезным для оценки качества. Иногда говорят: работа сделана, теперь надо ее офор­мить, то есть обозначить скучные пункты насчет объекта, пред­мета, защищаемых положений и т. п., которые лучше бы вооб­ще отменить, чтобы ничем не сдерживать игру воображения. Но это будет уже не научная работа, а сочинение другого жанра (впрочем, может быть, само по себе превосходное), и ученая степень в этом случае ни при чем.

По методологическим характеристикам можно судить о пра­вильности общего пути. Однако есть еще и содержательная сто­рона. Красиво, без орфографических ошибок, синтаксически и стилистически правильно составленный и оформленный текст может содержать нелепую по сути мысль. Тем не менее несу­разность гораздо труднее спрятать от посторонних глаз, если соблюдаются правила. Несоблюдение же их служит сигналом неблагополучия для оппонентов и для самого автора.

Вопросы:

1. Назовите основные формы отражения действительности в обществен­ном сознании.

2. В чем состоят различия между научным и художественно-образным отражением действительности?

3. В чем состоят различия между научным и стихийно-эмпирическим познанием?

4. Перечислите признаки, позволяющие отнести процесс и результат познавательной деятельности к сфере науки.

5. В чем состоит различие между научной проблемой и практической задачей?

6. Раскройте основные типы научных исследований: фундаменталь­ные, прикладные, разработки.

7. Охарактеризуйте соотношение между объектом исследования и его предметом.

8. В чем состоит главное требование к гипотезе и формулированию защищаемых положений?

9. В чем состоит принципиальное отличие между описанием новизны результатов проведенного исследования и определением его значения для науки?

10. Охарактеризуйте логику исследования, его основные этапы.

11. Должна ли модель того или иного объекта полностью соответство­вать реальному объекту? Аргументируйте свой ответ.

12. Когда абстрагирование и его результат – абстракции полезны и когда они могут играть отрицательную роль в педагогическом исследо­вании?

13. Раскройте функции теоретических и нормативных моделей изучае­мых объектов и особенности построения теоретических моделей в приклад­ных педагогических исследованиях.

Date: 2016-11-17; view: 566; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию