Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б) Искусственные доказательства.





Логические доказательства. Построение доказательств на основе: дедукции – переходе от общих рассуждений к частным, либо индукции – переходе от частных рассуждений к общим. Особое положение рассуждения с дефиницией, когда связь между частным и общим подвергается пересмотру. Логические уловки – неверные рассуждения, которым придана логическая форма (рассуждения со скрытым изъяном).

Доводы к пафосу. Угрозы и обещания. Необходимость тщательного отбора говорящим узнаваемых ситуаций (фреймов) с целью активизации эмоциональной памяти слушателей. Необходимость строгого соответствия языкового выражения аргументов пафосу речи говорящего.

Доводы к этосу. Доводы к сопереживанию и доводы к отвержению, их опора на общие для данного этоса (этноса, социальной группы) нравственные представления. Доводы к сопереживанию – коллективное признание определенных позиций. Доводы к отвержению – их коллективное отторжение, неприятие (ведение доказательства от противного).

Ссылка на авторитеты (или доводы к доверию и доводы к недоверию) – усиление логических, этических и эмоциональных доказательств.

Общие места. Два понимания этого термина:

1) некие очевидные истины, штампы, на которые ссылается оратор либо явно, либо опираясь на них как на распространенные представления (близко к этическим доводам);

2) поиски доводов через тематическое членение действительности. Предложенное Аристотелем деление на четыре темы, предполагающие развитие:

– то, что произошло и чего не было;

– то, что будет и чего не будет;

– то, что может или не может (должно или не должно) произойти;

– мера существующих вещей.

Тема 5. Диспозиция

Диспозиция как теория риторической композиции устных и письменных текстов. Развитие современной риторикой классических положений: рассмотрение композиции не с точки зрения выделения неких речевых блоков (вступление, опровержение аргументов противника и пр.), а под углом умения выделить главное и тем облегчить восприятие речи.

Три подхода к композиции речи. Достижение современной риторики – теория выдвижения (умение правильно структурировать речь, делать ее «выпуклой», выделяя в ней главное). Теория расположения доводов – учение о том, когда следует отступать, когда – наступать, когда – маневрировать. Теория частей ораторской речи (разработана в античности) – выделение неизменных частей любой речи (вступление, заключение и пр.).

Принцип выдвижения. Отмеченные позиции. Неравномерность распределения информации в тексте и принцип выдвижения. Заголовок. Начало. Финал. Схемы выдвижения: конвергенция, градация, обманутое ожидание.

Композиция с точки зрения расположения доводов. Доверие аудитории к личности оратора. Три композиционные схемы: амплифицирующая (от лат. amplificatio – расширение); шоковая; стратегия маневра.

Композиция с точки зрения частей ораторской речи. Восемь классических частей ораторской речи (римская риторика: Квинтилиан), их значение:

- обращение (зачин) – начальная часть речи, привлекающая внимание слушателей;

- именование темы (вступление) – введение аудитории в предмет речи;

- повествование – описание истории вопроса, развернутая во времени прелюдия к теме;

- описание – синхронный срез ситуации, положение дел на настоящий момент;

- доказательство – сосредоточение логических аргументов;

- опровержение – разбор и отведение реальных или возможных аргументов противника;

- воззвание – обращение к чувствам, в котором сосредоточены доводы «к человеку»;

- заключение – содержит резюме речи.

 

Тема 6. Элокуция

Значительная степень разработанности элокуции как части риторического учения. Фигуры и тропы (особые словесные приемы, усиливающие изобразительность и выразительность речи и делающие ее убедительной за счет речевой формы) – предмет элокуции.

Принцип усиления выразительности и изобразительности. Выразительность как коммуникативное качество речи. Выразительность – способность речи привлекать к себе внимание, а также удерживать его. Связь выразительности с выдвижением. Изобразительность речи – ее наглядность. Средства усиления изобразительности (специальные: сравнения, фигуры и тропы речи, и неспециальные – атрибутизация – развертывание предложения, распространение его прилагательными и наречиями, и гипонимизация – использование слов более частного значения).

Фигуры речи – необычные, нестандартные обороты речи, придающие речи особую выразительность и изобразительность.

Фигуры прибавления. Неупорядоченный повтор. Лексический повтор, многосоюзие, морфемный повтор, синтаксический параллелизм, период. Общее свойство фигур прибавления – демонстрация неизменности, постоянства овладевшего говорящим чувства. Упорядоченный повтор: анафора, эпифора, стык, кольцо и др. Свойство фигур прибавления – регулирование пафосности и торжественности выступления, что диктует требование осторожности в их использовании.

Фигуры убавления. Эллипсис, бессоюзие, умолчание и др. Общее свойство фигур убавления – существование единиц плана содержания без соответствующих единиц плана выражения (речь обращает на себя внимание отсутствием, пропуском каких-либо элементов).

Фигуры размещения. Инверсии. Разрывы и вставки (парцелляция, парентеза). Особенность фигур размещения – размещение языковых элементов необычным образом.

Тропы речи – слова или обороты, употребленные в переносном смысле.

Тропы сходства: метафора и ее виды (сравнение). Развертывание метафоры (уподобление сразу по нескольким признакам). Подхватывание метафоры.

Тропы смежности, контраста и тождества: метонимия, синекдоха; антифразис, гипербола, перифразис, литота, антономазия.

Грамматические тропы. Понятие грамматического тропа. Переносное употребление форм множественного числа. Переносное употребление форм времени и наклонения. Отклонение в формах рода. Риторический вопрос. Отличие риторического вопроса от гипофоры (вопроса к самому себе).

Фигуры мысли. Понятие фигуры мысли. Амплификации – риторические средства, связанные со смысловыми приращениями. Два рода амплификаций: фигуры, основанные на избыточном выражении (плеоназм и его разновидности), и фигуры, основанные на контрасте (антитеза и ее виды; коррекция и градация).

Звуковая сторона речи. Способность звуковых фигур усиливать ясность речи. Аллитерация, ассонанс, звукоподражание, словесная инструментовка. Каламбур. Шутка в ораторской речи.

 

Date: 2016-11-17; view: 543; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию