Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели и причины неплатежеспособности предприятия





В экономике предприятия существуют две модели деятельности: первая - ориентированная на успех, вторая - на банкротство.

В первом случае логика функционирования состоит в следующем: уве­личение объема продаж востребованной продукции, прибыли, стоимости собственного капитала и далее эта же цепочка событий по­вторяется в увеличивающихся масштабах.

Вторая модель - уменьшение объема продаж неконкурентоспособной продукции, прибыли и; стоимости собственного капитала. Для поддержания неконкурентос­пособного предприятия требуются внешние заимствования финан­совых ресурсов. Заемные средства превышают размер собствен­ных средств, что находит отражение в балансе предприятия. Пред­приятие становится неплатежеспособным. Уменьшается возмож­ность получения новых кредитов, но увеличивается давление креди­торов с требованием оплатить просроченную кредиторскую задолженность. Возникает необходимость санации, то есть финансового оздоровления предприятия. Санация осуществляется высшим управ­ленческим персоналом предприятия. При хронической неплатежес­пособности по инициативе кредиторов или собственников по суду

назначается процедура санации и внешний антикризисный управля­ющий. Если платежеспособность не восстановлена, то оформляет­ся процедура банкротства.

Основные способы санации.

1 Собственными силами при наличии защитного периода.

2.Передача имущества в доверительное управление.

3.Привлечение антикризисных управляющих.

4.Привлечение стратегического инвестора.

5.Мировое соглашение.

Для количественной оценки платежеспособности или неплате­жеспособности предприятия необходимо по данным баланса пред­приятия рассчитать финансовые коэффициенты.

Основные показатели неплатежеспособности:

К1 -текущая ликвидности ниже 1,7;

К2 - обеспеченность собственными оборотными средствами ниже 0,3;

КЗ - обеспеченность финансовых обязательств активами бо­лее 0,85;

К4 - абсолютная ликвидность менее 0,08.

Расчет основных показателей платежеспособности пред­ставлен на следующем примере: совокупные активы предпри­ятия 600 млн руб., в том числе 200 - недвижимость и 400 — оборотные средства (из них денежные средства 6); пассивы 600 млн руб., в том числе собственные средства 250 и заем­ные 450 (их них краткосрочная задолженность 300).

К1. Текущая ликвидность = Оборотные средства / Кратко­срочная задолженность = 400 / 300 = 1,33 (нормативное зна­чение 1,7);

К2. Обеспеченность оборотного капитала собственными средствами = (Собственный капитал - Основные средства) / Оборотные средства = (250 - 200) / 400 = 0,12 (нормативное значение 0,3).

КЗ. Обеспеченность финансовых обязательств активами = (Заемные средства /Активы) = 450 / 600 = 0,75 (нормативное значение 0,85).

К4. Абсолютная ликвидность = Денежные средства /Крат­косрочная задолженность = 6 / 300 = 0,02 (нормативное зна­чение 0,08).

Из приведенного расчета следует, что предприятие неплате­жеспособно, а именно: заемные средства превышают собственный капитал, оборотных средств недостаточно для выполнения в срок финансовых обязательств, оборотный капитал на 88% обеспечен за счет кредиторской задолженности. Абсолютная ликвидность также свидетельствует о неплатежеспособности.

Вывод - необхо­димо составить бизнес-план санации предприятия.

В реальной практике может быть такая ситуация, когда при аналогичных показателях неплатежеспособности угрозы банкрот­ства не существует- например, это сезонные запасы оборотного капитала. Низкий уровень абсолютной ликвидности - явление ра­зовое, а не хроническое. С другой стороны, у предприятия могут быть показатели платежеспособности лучше нормативных, но оно является потенциальным банкротом (например, переоцененные в бухгалтерском учете основные средства, являющиеся материаль­ным воплощением собственного капитала, имеют рыночную сто­имость в два раза ниже).

Бизнес-план санации предприятия

Цель бизнес-плана санации предприятия - обосновать возмож­ность восстановления платежеспособности. Критерий оценки эко­номической эффективности - повышение рентабельности собствен­ного капитала за период санации до среднеотраслевого значения.

Основные задачи бизнес-плана санации:

•оплатить счета кредиторов,

•восстановить платежеспособность,

•наладить производство и сбыт новой продукции,

•сохранить рабочие места,

•повысить экономическую эффективность предприятия.

Бизнес-план санации предприятия по своему содержанию от­личается от бизнес-плана предприятия тем, что в нем дополнительно должны быть представлены разделы, посвященные анализу финансового состояния, концепции финансового оздоровле­ния и возврату долгов.

Состав бизнес-плана санации предприятия: Титульный лист., Резюме., Описание бизнеса

1.Характеристика предприятия и

2.Анализ финансового состояния

3.Концепция санации

4.Рынок и конкуренция

5.План маркетинга

6.План производства

7.Погашение долговых обязательств и восстановление платежеспособности

8. Финансовый план

Анализ финансового состояния проводится по четырем направ­лениям: исследование структуры и динамики активов и пассивов предприятия, себестоимость продукции и доходов, платежеспособности, экономической эффективности.

Исходя из анализа, выполняются расчеты аналогичных плановых показателей, представленных в финансовом и других разделах бизнес-плана санации.

Основные пути санации:

• технические (создание конкурентоспособной продукции и техническое перевооружение производства);

• организационные (реструктуризация предприятия, выделение самостоятельных структурных подразделений, замена высшего управленческого персонала, сокращение численности персонала и др.

• экономические (замена долгов на акции, уступка требований
третьим лицам, реструктуризация задолженности, привлечение стратегического инвестора и др).

Пример. Исходные данные: выручка от реализации продукции -1.8 млрд.ру., прибыль 12%, стоимость оборотного капитала -600 млн.руб., краткосрочная задолженность – 500, денежные средства -60, заемные – 600, собственные – 800;

рентабельность собственного капитала - (1800 х 0,12)/800*100 = 27%

рентабельность активов - (1800 х 0,12) /800 +600) *100=15,4%;

рентабельность основного капитала - (1800 х 0,12) /800*100=27%;

рентабельность оборотного капитала - (1800 х 0,12) /600x100 = 36%;

рентабельность продукции — 1800 х 0,12 / 1800 х (1—0,12)х100 = 22%;

деловая активность — 1800 / 1400 = 1,28;

оборачиваемость оборотного капитала — 1800 / 600 = 3.

Пример расчета показателей платежеспособ­ности по бизнес-плану санации. Исходные данные в млн руб.: активы — 1500, стоимость оборотного капитала- 600, в том числе денежные средства — 50, краткосрочная задолжен­ность предприятия - 500, заемные средства - 800.

общая ликвидность - 600 / 800= 0,75;

текущая ликвидность - 600 / 500 = 1,2;

абсолютная ликвидность — 50 / 500 = 0,1;

обеспеченность оборотного капитала собственными сред­ствами - (700 - 900) / 600 = -0,33;

обеспеченность финансовых обязательств активами — 800/1500 =0,53.

Тема 16. Стратегический план развития предприятия

План:

1. Цель, задачи и разделы стратегического плана развития предприятия.

2. Оценка и планирование роста стоимости предприятия.

Ключевые понятия

Стратегия. Стратегический план. Внешняя и внутренняя диаг­ностика. Альтернативные варианты развития. Финансирование раз­вития. Методы оценки стоимости предприятия. Планирование рос­та стоимости компании.

1. Цель, задачи и содержание стратегического плана развития предприятия

Стратегия - это образ будущего предприятия. Стратегическое планирование содержит перечень стратегически важных инвестиционных проектов, сроков их осуществления и исполнителей, а также количественную характеристику затрат и результатов.

Цель стратегического планирования - создание и реформирование биз­неса и продукта компании, направленное на успешное ее развитие и достижение поставленных задач.

Основные задачи стратегического планирования:

•выполнить внутреннюю (анализ финансового состояния) и вне­шнюю (исследование влияния внешней среды) диагностику;

•осмыслить различные альтернативные варианты развития предприятия;

•сделать технико-экономическое обоснование базового варианта;

•разработать долгосрочный план финансирования;

•измерить рост стоимости компании за счет инновационных и инвестиционных проектов как критерий оценки экономической эф­фективности стратегического плана развития предприятия.

Стратегическое планирование является первым системообра­зующим плановым документом. Стратегический план составляется на 3-5 или более лет. Корректируется по мере изменения рыночной ситуации и необходимости принятия стратегических новаций. Из стратегического плана вытекают новые инновационные и инвестиционные проекты, которые обеспечивают решение технических и управленческих стратегических задач.

Место стратегического плана в системе планирования, после­довательность планирования и критерии оценки экономической эффективности основных форм планов можно представить следую­щим образом (рис. 1, тема 1.).

0.Стратегия развития предприятия.

1.Стратегический план на несколько лет (критерий оценки эко­номической эффективности - рост стоимости предприятия).

2.Долгосрочный план развития предприятия (критерий оценки экономической эффективности - рост стоимости).

3.Бизнес-планы инвестиционных проектов (критерий оценки экономической эффективности — срок окупаемости инвестиций).

4. Годовой бизнес-план развития предприятия (критерий оценки эко­номической эффективности - рентабельность собственного капитала).

5. Годовой техэкономплан предприятия с поквартальной разбивкой (критерий оценки экономической эффективности - рентабель­ность продукции).

Содержание стратегического плана развития предприятия.

1. Стратегический план маркетинга. Конкуренты.

2. Стратегические инновации.

3. Финансовый план:

•Стратегический план финансирования инвестиций.

•Проект баланса предприятия (стоимость имущества).

•Проект объема продаж (дохода) и прибыли.

•Показатели экономической эффективности.

Оценка и планирование роста стоимости предприятия

Оценка стоимости предприятия нужна как исходная позиция для планирования ее роста в долгосрочном периоде, а также для продажи. В теории и на практике имеются три подхода к оценке стоимости - затратный, сравнительный и доходный. В пределах каждого подхода име­ется несколько методов оценки стоимости. Сравнительный подход применяется тогда, когда есть примеры продажи аналогичных субъектов хозяйствования. Он применяется редко, так как абсолютно одинаковых компаний не существует. Затратный - применяется часто, так как оценка стоимости осуществляется по данным бухгалтерского учета.

Экономический смысл затратного подхода состоит в том, что­бы рассчитать стоимость капитальных затрат по данным баланса предприятия в настоящее время.

Экономический смысл сравнительного подхода состоит в том, чтобы сравнить капитальные затраты на приобретение аналогичного объекта.

Экономический смысл доходного подхода состоит в том, что оценивается и сравнивается доходность предприятий в данной рыночной нише, влияющая на увеличение (снижение) рыночной стоимости.

Этапы планирования роста стоимости предприятия.

1. Анализ уровня, структуры и динамики недвижимости за ретроспективу.

2. Анализ уровня, структуры и динамики оборотного капитала за ретроспективу.

3. Осмысление стратегических тенденций изменения струк­туры активов.

4. Формирование финансовой стратегии.

5. Планирование уровня и структуры пассивов.

 

Пример оценки стоимости предприятия затратным и до­ходным способами. Исходные данные из баланса предприятия по состоянию на конец года: совокупные активы 800 млн руб, собственный капитал 400 млн руб., в том числе 20 - прибыль после налога (чистая прибыль).

Стоимость предприятия, определяемая затратным мето­дом, это чистые активы предприятия, приобретенные за счет собственных средств, то есть 400 млн руб.

Для расчета стоимости доходным способом необходимо рассчитать доходность предприятия и кратное стоимости (щи мультипликатор стоимости).

Доходность (эффективность) предприятияЧистая при­быль / Собственный капитал х 100 =20: 400 х 100 = 5%.

Кратное стоимости = Доходность предприятия: Средне­отраслевая доходность.

Вариант первый - среднеотраслевая доходность за пред­плановый год 10%.

Кратное стоимости — 5: 10 = 0,5.

Рыночная стоимость предприятия = Собственный капитал * кратное стоимости — 400 * 0,5 = 200 млн руб.

Вариант второй - среднеотраслевая доходность за предплановый год 4%.

Кратное стоимости -5:4 = 1,25.

Рыночная стоимость предприятия — 400 * 1,25 = 500 млн руб.

Для оценки рыночной стоимости предприятия целесообраз­но определить ее исходя из трех представленных подходов. Эту информацию можно также использовать при проведении перегово­ров о покупке или продаже субъекта хозяйствования.

Планирование роста стоимости предприятия в долгосрочном периоде включает технико-экономическое обоснование инновацион­ных и инвестиционных проектов, определение чистой прибыли по годам и стоимости чистых активом нарастающим итогом. Например, с учетом бизнес-планов инвестиционных проектов пла­нируется чистая прибыль на пять лет: 15, 30, 20, 35 и 25 млн руб., а также дополнительная эмиссия акций во втором году на 50 млн руб.

Чистые активы (стоимость предприятия) составят: 415 (400 + 15),

495, 515, 550, 575.

Плановый индекс роста стоимости компании по отношению к базовому году соответственно: 1,04(415:400); 1,24; 1,29; 1.37; 1,44.

Плановая доходность предприятия по годам пятилетки, в %:

3,6(15: 415 х 100); 6,1; 3,9; 6,4; 4,3.

Из приведенной динамики ключевых показателей менеджмен­та видно, что в целом стратегический план заслуживает положи­тельной оценки. Однако следует осмыслить и сделать соответству­ющие расчеты по альтернативным вариантам первого и третьего года, так в эти годы доходность предприятия возможно будет ниже среднеотраслевой.

Пример расчета стоимости пред­приятии различными методами.

Исходные данные: продается транспортное малое предприятие с 7 машина­ми, активы 180 млн руб., собственный капитал 110, чистая прибыль 18, фонд накопления 10. Аналогичное (с 5 машинами) продано за 120. Среднеотраслевая рентабельность 12%.

Метод накопления активов в рамка затратного подхода. 110 - 8 = 102.

Метод кратного стоимости в рамках доходного подхода 18: 12 *110 = 165.

Метод сделок в рамках сравнительного подхода 120: 5*7 = 168.

Метод капитализации в рамках доходного подхода 18 * 100: 12 = 150 (рассчитывается, исходя из формулы рентабельности собственного капитала).

 

Тема 17. Планирование недвижимости

План:

1. Структура и динамика недвижимости.

2.Стратегическое планирование простого и расширенноговос­производства недвижимости.

Ключевые понятия

Недвижимость. Основные средства. Нематериальные активы. Долгосрочные финансовые вложения. Амортизационный фонд. Фонд накопления.

Date: 2016-11-17; view: 303; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию