Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тридевятое царство, тридесятое государство

02.11.2016

Священный город Санкт – Петербург.

Тридевятое царство, тридесятое государство

«Миф живёт дольше, чем обряд, и перерождается в сказку».

В. Пропп

 

«Подлинное содержание мифа неизрекаемо, поскольку не имеет своей формы, его можно передать только в рамках процедуры молчания, которая сводит словесный текст к минимуму через запрет на вопросы к исполнителю мифа и предписание пользоваться языком строф священных песен, языком жестов, языком танца, языком костюма и языком ландшафта », - Белков П. Л. «Миф и тотем в традиционном обществе аборигенов Австралии.

Если мы посмотрим на наш город через призму волшебной сказки, то обнаружим много удивительного, а, возможно, и шокирующего, хотя нынешних современников, похоже и этим не удивишь…

А Вы не задумывались над тем, что г. Санкт – Петербург во временно – пространственном восприятии представляет собой Тридевятое царство, Тридесятое государство с главным священным центром Петропавловской крепостью?! Ведь сам вид крепости об этом только и говорит. А фантастические истории, связанные с ней во время Великой Отечественной войны, только подтверждают данный факт. И она остаётся на сегодня, похоже, единственной в Мире сохранившейся звёздной крепостью, которая окружала в стародавние времена практически каждый город. Помимо всего прочего крепость ещё вдобавок, как несложно увидеть, несёт в себе зооморфный вид – вид лягушки – главной лягушки нашего Великого города. И тут же тебе и образ стрелы на все 8 Сторон Света - куда же без него, - а точнее, многоликость и всенаправленность этого образа.

При этом мифологическая картина, которая открывается перед нами по мере выявления её главных героев, как мы увидим далее, расположена чётко в самом Центре, как и положено, в данном случае в центре нашего священного города.

Фото взято с просторов Интернета.

Схема взята с просторов Интернета.

 

А сколько ещё образов самой лягушки встречается в убранстве старинных домах: на балясинах балконов, лестничных перил; на воротах. Диву даёшься.

Г. Санкт - Петербург, Исполкомская ул. Г. Санкт - Петербург, ул. Жуковского

Г. Санкт – Петербург, пр. Римского – Корсакова, д. 1

 

Лягушка, как известно, должна соседствовать со стрелой и быть в состоянии готовности поймать эту стрелу. Но где же она? И куда стрела полетит без лука? Ясное дело, без лука она никуда.

Как часто мы жители Санкт – Петербурга в своём лексиконе используем понятие «Стрелка Васильевского острова», совсем не задумываясь уже об истинном значении слова «стрелка» и об образе, который она несёт. А она именно та самая стрела, которую запускает герой сказки «Царевна – лягушка».

Вот, что говорит об этом архитектурном ансамбле сайт «Санкт – Петербург»:

«Стрелка – это небольшой мыс в юго-восточной части Васильевского острова, омываемый Большой и Малой Невой. Огромное водное пространство позволяет увидеть во всем великолепии ансамбль стрелки. <…>

<…> в течение двух десятилетий на стрелке Васильевского острова появились здания Двенадцати коллегий (1722 – 1742), Кунсткамера (1718 – 1734), Новобиржевой гостиный двор (1722 – 1735) и дворец царицы Прасковьи Федоровны (жены брата Петра – Ивана), другие постройки. Морской порт прочно обосновался на стрелке: десятки кораблей и лодок перевозили по акватории людей и грузы. В 1781 году на стрелке Васильевского острова под руководством Дж. Кваренги началось строительство здания биржи. Однако своим главным фасадом оно выходило на Зимний дворец, и, таким образом, не вписывалось в полной мере в ансамбль площади. Поэтому через четыре года здание разобрали. Проект новой биржи разработал французский архитектор Ж.Ф. Тома де Томон. Здание, выполненное по типу храмов Древней Греции, построили в 1804 – 1816 годах. Аттик фасада украшен скульптурной группой «Нептун с двумя реками», а с противоположной стороны биржи – скульптурная группа «Навигация с Меркурием и двумя реками». <…>

 

“Ансамбль завершают расходящиеся крыльями от Биржи здания южного и северного пакгаузов (закрытые складские помещения – примеч. моё) и таможни, построенные в 1826—1832 годах архитектором И. Ф. Лукини” (взято из Википедии).

«Сейчас в южном пакгаузе размещается Зоологический музей. За северным биржевым пакгаузом симметрично зданию Кунсткамеры (по отношению к ансамблю стрелки) находится здание Таможни, построенное также архитектором И.Ф. Лукини в классическом стиле. С 1927 года здесь размещается Институт русской литературы – Пушкинский дом. В ансамбль стрелки входит также Главное здание Академии наук, которое расположено между Кунсткамерой и зданием Двенадцати коллегий.

Фото взято с сайта «Санкт – Петербург».

 

Фото взято с просторов Интернета.

 

Фото взято с просторов Интернета.

 

По проекту Тома де Томона в ансамбль стрелки Васильевского острова также были включены две ростральные колонны-маяки. Колонны установили на стрелке в 1810 году. Одна из них служила долгое время маяком для судов на Малой Неве, а другая – указывала путь в Большую Неву. Колонны-маяки действовали вплоть до 1885 года. Колонны являются памятником военно-морской славы, символом морского могущества России. Колонны украшены рострами («Ростр - таран с металлическим наконечником на носовой части военного корабля времён Древнего Рима», - из Википедии), причем каждый ростр декорирован фигурой наяды (речного божества). У подножия обеих колонн – две мужские и две женские фигуры из пудожского камня, символизирующие русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву. Биржевая площадь образовалась после того, как стрелка была поднята подсыпкой грунта, а Нева «отодвинута» на сто метров. <…> Ансамбль стрелки органично связан со шпилем колокольни Петропавловского собора, со зданиями на набережных Большой и Малой Невы», - с сайта «Санкт – Петербург.

Фото взято с сайта «Санкт – Петербург».

Фото взято с просторов Интернета.

 

Схема взята с Яндекс-карты.

Удивительно, что по своей масштабности и грандиозности исполнения данное архитектурное сооружение логично было бы называть Стрелой. Но она продолжает называться уменьшительно – ласкательно именно Стрелкой - точно в таком варианте, который используют в заговоре, читаемом над ещё маленьким мальчиком, лежащим в колыбели. «От бессонницы над колыбелью подвешивали <…> мальчику – лучок со стрелой <…>. Повитуха (или мать) при этом приговаривала: <…> «Вот тебе стрелка и лучок, играй стрелкой и лучком, а не нашим дитём» (из статьи Н. Е. Мазаловой «Проект выставки “Изба севернорусской знахарки” (Из практики знающих)»).

Похоже сказка «Царевна – лягушка» является одной из главных сказок нашего города (возможно, не единственной). Да и знаем мы её в большинстве своём уже с самого раннего детства.

Но если есть лягушка и лук со стрелой, то должен быть и главный герой Иван - царевич? Где же он? Если обратить пристальное внимание на карту нашего города, то, как и положено, он должен находиться за луком и стрелой. И что мы здесь видим - не менее знаменитый памятник – Медный Всадник, находящийся у исторической пристани, называемой, что также очень символично, «Петровским спуском». Место пуска даже обозначено…

 

«Он узнал

И место, где потоп играл,

Где волны хищные толпились,

Бунтуя злобно вкруг него,

И львов, и площадь, и того,

Кто неподвижно возвышался

Во мраке медною главой,

Того, чьей волей роковой

Под морем город основался...

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта!

А в сём коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?»

 

Александр Пушкин

из поэмы «Медный всадник»

 

 

Медный всадник (фото взято с просторов Интернета)

 

Как уже писалось мной в одном из текстов, образ Медного всадника близок образу св. Георгия, Георгия Победоносца., Егория Храброго А он, в свою очередь, «по русским представлениям, <…> ездит верхом на волке» (из Википедии по запросу «Егорий Осенний»), что напрямую связывает нашего всадника с волшебной сказкой, а именно, с её мифологизированным образом главного героя Иваном – царевичем.

Образ яйца, который не меньше известен нам, чем сама лягушка и Иван - царевич, продолжает сказочную тему. И его мы можем видеть чуть ли ни на каждом первом историческом здании нашего города. При этом они чаще всего располагаются на картушах – символах вечности и защиты от хаоса – а также в виде «мотива пластической орнаментации (называемого овами (от лат. ovum - яйцо), иониками – моё примеч.), представляющий собой ряд как бы птичьих яиц (яйцеобразных выпуклостей – моё примеч.), помещённых одно подле другого» и «обычно разделенных друг от друга острыми стрелками или продолговатыми подобиями листочков, имеющих форму, заимствованную из водяной флоры» (взято с просторов Интернета). Овы «обычно выполняется на капителях колонн и карнизах ионического и коринфского ордеров. <…> употребляются преимущественно для украшения карнизов-гзымсов и связей между отдельными частями антаблемента в древнегреческих и римских ордерах, а также в стиле Возрождения» (взято из Википедии).

 

Г. Санкт – Петербург, ул. Большая Конюшенная, д. 8А, капитель колонны (1)

 

Г. Санкт – Петербург, ул. Большая Конюшенная, д. 8А, капитель колонны (2)

 

Взято с просторов Интернета

 

Г. Санкт – Петербург, капители колонн Адмиралтейства

Г. Санкт – Петербург, 6 – ая линия Васильевского острова, д.37

 

Г. Санкт – Петербург, 20 – ая линия Васильевского острова, д.13

«Небесная твердь символически отмечается зоной, украшенной овами, причастными свастической символике небесной сферы», - из статьи В. А. Городцова «Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве».

Тут к месту будет обратить внимание на то, «что умерших необычной смертью помещали на поле, как и обычных мертвецов, но без погребения, вероятно, обеспечивая душам переход в растения. Вместе с тем создавали преграду для их возможного перемещения за пределы отынённого места, к человеческому жилью, подобно тому как жители Кот-д’Ивуар для запрета перехода через условную границу между территориями и для защиты от духов делали портики из вертикально стоящих кольев и планки, на которые подвешивали черепа и яйца», - из статьи Е. Б. Грузновой «Похоронные обычаи на Руси в конце XV – XVI вв.».

А где яйцо, там и игла. В нашем городе она тоже есть. Куда же без неё. И называется она «Адмиралтейская игла». При этом данное «название <…> придумал А. С. Пушкин. На самой вершине этого шпиля блестит кораблик - один из символов города. А в его основании - шар, который иначе называют "яблоко"» (https://otvet.mail.ru/question/80778604).

Александр Пушкин

«Люблю тебя, Петра творенье»

из поэмы «Медный всадник»

  Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса. <…>

«Адмиралте́йство (зда́ние Гла́вного Адмиралте́йства) — комплекс зданий, в которых раньше располагалось Главное адмиралтейство Российской империи. Расположено на 2-м Адмиралтейском острове в Санкт-Петербурге, считается одним из шедевров архитектуры, памятником русского классицизма», - взято с просторов Интернета.

 

Г. Санкт – Петербург, здание Главного Адмиралтейства

 

Главной достопримечательностью Дворцовой площади в Петербурге является здание Главного штаба, входящее, наряду с Зимним дворцом, в состав Государственного Эрмитажа. А его композиция «Колесница Славы» на арке Главного штаба является самым большим по объему из старинных памятников Санкт-Петербурга (http://www.nkj.ru/archive/articles/2863/ (Наука и жизнь, "КОЛЕСНИЦА СЛАВЫ")).

Арка Главного штаба была построена как главный и завершающий монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года (из Википедии по запросу «Здание Главного штаба»).

С высоты 36 м, на вершине строения, широко видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая Ника, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы. Этот мотив продолжен во всех элементах арки: орнаменты на стенах арки сложены из воинских трофеев и венков, воинские трофеи сложены при входе на арку с Дворцовой. Победителей приветствуют фигуры богини славы, стремительно летящих на ядре и протягивающие им лавровые венки и пальмовые ветви. Завершая композицию, на площади, на уровне второго яруса окон Штаба, застыли в приветствии фигуры часовых в античных доспехах, протягивая лавровые венки в сторону входящих на площадь (из Википедии по запросу «Здание Главного штаба»).

Удивительным образом эпизод из сказки сродни скульптурной композиции на арке Главного штаба:

«Герой видит проезжающую Елену: „осияло и небо, и землю, — летит по воздуху золотая колесница, в упряжи шесть огненных змеев; на колеснице сидит королевна Елена Премудрая — такой красы неописанной, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать. Сошла она с колесницы, села на золотой трон и начала подзывать к себе голубок по очереди и учить их разным мудростям. Покончила учение, вскочила на колесницу и была такова”, - из книги Проппа В. Я. «Морфология волшебной сказки».

Г. Санкт – Петербург, арка Главного штаба (фото с просторов Интернета)

 

«<…> во многих культурах арка является образным репрезентантом небесного свода и жизни в целом [6, с. 34]. В греко-римской символике арка олицетворяет собой не только небо, но и бога неба — Зевса (Юпитера). Именно со значением бога-победителя связывается триумфальное прохождение воинов-победителей через арку. В символике обрядов инициации прохождение через арку означало новое рождение, полный отказ от прежней природы, окончание определенного этапа жизни и начало нового. Видимо, отсюда происходит традиция прохождения под аркой молодожёнов. Представляется, что такое восприятие обусловливается внешними характеристиками данного культурного объекта, которые ложатся в основу выделения определенного набора семантических признаков, определяющих структуру значения слова арка. Во-первых, арка представляет собой дугообразное перекрытие в стене между двумя опорами. Наличие правой и левой опоры позволяет описать реальный объект посредством бинарной оппозиции правый — левый, при этом человек, находящийся в арке, занимает серединную позицию между противоположностями. Такое глубинное осмысление арочной конструкции в качестве прохода между правой и левой опорами как способа преодоления противоположностей нашло отражение во многих произведениях искусства. Например, в греческой мифологии Одиссей проплывает между двумя сходящимися Сциллой и Харибдой, побеждая их. В русской народной сказке, остановившись около камня, герой не идет направо или налево, а выбирает путь прямо.

Во-вторых, арка — это сквозное сооружение, проход сквозь которое представляет собой перемещение из одного пространства в другое, из освоенного в неосвоенное. В этих обстоятельствах актуализируются такие бинарные оппозиции, как своё — чужое, близкое — далекое, позади — впереди. При этом следует отметить, что первый член этих оппозиций отмечен как положительный, второй — как отрицательный, в связи с чем выделенные признаки могут быть сведены к базовой оппозиции хороший — плохой.

Пространство арки ограничено опорами по бокам и сверху, вследствие этого направленность, заданная оппозицией правое — левое, верх — низ, создает ощущение замкнутого пространства. Направленность же, заданная оппозицией позади — впереди не ограничена в пространственном плане и дает возможность выхода.

Проход сквозь арку вперед предполагает принятие нового, посредством отказа от старого, находящегося позади. <…>», - Л. Ф. Шарафутдинова "К проблеме метаязыка описания содержательных объектов языка и культуры".

А сколько ещё можно встретить на улицах нашего города удивительных сказочных сюжетов и мифологических образов. Это даже сложно представить.

Так на ул. Малая Морская, д.10 можно увидеть фантастическое украшение балконной подпорки старинного дворца, история которого, говорят, связана с графиней в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». И, что самое интересное, подпорок таких четыре.

 

Г. Санкт – Петербург, дом 10 на ул. Малой Морской (1)

Г. Санкт – Петербург, дом 10 на ул. Малой Морской (2)

 

Г. Санкт – Петербург, дом 10 на ул. Малой Морской (3)

А ещё интереснее то, что если хорошо присмотреться к подпорке, можно увидеть, как искусно в ней отражены сказочные образы, трансформирующиеся один в другой: образ птицы (лебедя, утки), как бы незаметно перетекающий в зайца (кролика), а затем в змею. А узор самого балкона включает в себя образ лебедя и стрелы. И здесь непременно проходит красной нитью тема превращений в волшебных сказках, хорошо описанная Владимиром Проппом в его книге «Исторические корни волшебной сказки», в главе «Бегство и погоня с последовательными превращениями». Остановимся на этом поподробнее.

«Менее ясно характер бегства выражен в сказках, где жена царевича превращена в птицу, в уточку и пр., а затем царевич старается вернуть ей человеческий облик, а она превращается в ряд животных. Зато здесь яснее быстрота превращения из одного животного в другое. «Захватил он Марью-царевну; она обернулась скакухой, потом ящерицей и всякой гадиной, а после всего веретенечком» (Аф.101). «Как прилетит она, ты старайся поймать её за голову, и как поймаешь — она начнёт превращаться лягушкой, жабой, змеёй и прочими гадами, а после превратится в стрелу. Ты возьми эту стрелу и переломи надвое» (570).

В обоих случаях царевна, добываемая или возвращаемая, превращается в ряд животных, сопротивляясь своему возвращению или унесению из иного царства в наше.

<…> Утка — одно из распространённых животных, образ которого связывается со смертью. Обратное превращение в человека отражает представление о возвращении к жизни.

Возвращение из страны мёртвых в страну живых сопровождается превращением в животных. «В Африке йоруба и попо верят, что хорошие люди после смерти проводят время воплощением в различных животных или, точнее, духи материализуются в животных по собственной воле» (Hambly25). Сходные представления в Египте: «Если ему (умершему) там не нравилось более, он мог возвратиться на землю и посещать места, которые ему некогда были дороги, мог побывать на своей могиле и здесь принимать жертвоприношения. Или он мог превращаться в цаплю, в ласточку, в змею, в крокодила, в бога, принимать все виды, какие он хотел»(Wiedemann32).

Что показывают эти материалы? Они свидетельствуют об историчности представления, что облик умершего не мыслится связанным с каким – нибудь одним животным. Умерший может превращаться в различных животных по своему собственному усмотрению. Далее мы видим, что это представление сопутствует представлению о возвращении на землю. Возвращаясь на землю, умерший превращается в различных животных. Представление это, несомненно, сравнительно позднее. Мы увидим дальше, что им особенно богата античность. Но и на более ранних ступенях общественного развития оно имеется, хотя и реже, но зато в первоначальной ясности и чистоте. Если к этому прибавляется второе лицо, лицо преследующее, то это превращение принимает быстроту, превращения следуют одно за другим последовательно. Так, в океанийских мифах есть случай, когда «мужчина хочет вернуть свою жену из мира мёртвых, но она уклоняется от него, принимая всё новые образы птиц» (Frobenius1898,11). Здесь ясно высказано то, что в сказке уже затушёвано: что такое превращение происходит при вынужденном возвращении с того света. Умерший сопротивляется и старается избежать его всё новыми превращениями. Там, где сложилось представление о душе, могло получиться представление о воплощении не всего человека, а только его души в животных, могло получиться учение о метемпсихозе, классическая форма которого известна в Индии. Поэтому в тибетской сказке о хитрой науке эпизод о бегстве и погоне рассказывается так: «Душа царя из рыбы выскочила в летевшего мимо голубя» (Ж. ст. 419). Такое же явление ловли душ мы имеем в сибирском шаманстве. У бурят шаман ищет душу больного в лесах, в степях, под водой, совершенно так, как колдун ищет бежавшего мальчика. Если он не может её найти, он должен отправиться в царство мёртвых. <…>

Мы здесь видим то же самое, что имеем в сказке, когда бегущий превращается в лебедя, а преследователь бросается на него хищной птицей (Аф. 251). У сибирских народов этот мотив вообще очень часто рассказывается как шаманская ловля души умершего. «Старик покойнику в лицо взглянул. И верно — сын. Разозлился, на сына кинулся. Сын, от него убегая, гагарой обернулся и взлетел. Старик ястребом вдогонку пустился» (Чернецов 1935, 78 — цитата с опущением личных имен). Таким образом, мы опять видим, что последовательное превращение в животных происходит при вынужденном возвращении с иного света в царство живых.

Если эти наблюдения и выводы верны, то они многое объясняют и в античном материале. Античные версии формы этого представления часто приводятся в параллель к сказке, но сами по себе они столь же загадочны, как и сказка, и получают своё освещение через приведённые материалы.

«И львом, и змеем, и огнём, и влагой

Она в моих объятьях обращалась». —

Говорит Пелей о Фетиде в потерянной трагедии Софокла «Поклонники Ахилла» (Софокл 280). Фетида — дочь Нерея, нереида, бессмертная богиня, живущая в подводном царстве, «неохотно, по приказанию Зевса, выходит замуж за смертного» (Тронский 531). Ей было предсказано, что её сын будет более велик, чем её отец; вследствие этого боги не желают иметь её супругой, и она вынуждена идти за смертного. Момент её превращений есть момент вывода из подземного или подводного царства в царство людей. Характер сопротивления здесь совершенно ясен. Этим же способом — последовательным превращением — Нерей защищался от Геракла. Так же в борьбе с Гераклом принимает ряд превращений Ахелой, речной бог. Он превращается в змею и в быка, и только после того как Геракл ломает ему рог, признаёт себя побеждённым. Во всех этих случаях превращению подвержены водяные существа. И в сказке царевна превращается в животных на корабле, а серая утица приходит с реки.

Последним звеном в превращении девушки служит веретено. Это веретено надо сломать и бросить через плечо. Античный материал в качестве последнего звена даёт сломанный рог. Превращение из животного в предмет мы должны считать более поздним образованием. Сломанный рог есть такое же явление, как вырванный волос — лишение силы. Ломание предметов широко производилось при смерти человека и сохранилось в ломании шпаги над головой присужденных к смерти или в ломании палки при вступлении в брак. Оно сопровождало переход от одного состояния в другое», - из книги Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки», глава «Бегство и погоня с последовательными превращениями».

Может возникнуть вопрос, почему я так много цитирую из книги В. Проппа о превращениях. Просто эта тема достаточно загадочна в волшебных сказках и остаётся таковой до сегодняшнего момента. Но, что самое удивительное, архитекторы того времени явно хорошо были просвещены в данных вопросах и даже более - знали об этих тайнах. Так как изобразить подобное случайно невозможно, надо отлично в этом разбираться. Да и показать некий процесс, с одной стороны, как единую монолитную структуры, а с другой, явно имеющую составные, но взаимосвязанные части – непростая задача, требующая дополнительных специальных познаний. Как сказал Гёте: «Учение о формах есть учение о превращениях».

Возвратимся снова на Малую Морскую.

Вот, что указано в свободной электронной энциклопедии Википедии:

«Дом Пи́ковой да́мы (известен также как Дом камергера князя С. В. Гагарина, Дом княгини Н. П. Голицыной, Дом министра А. И. Чернышёва, «особняк бывший Балашова») — особняк в Санкт-Петербурге на Малой Морской улице, 10, где жила княгиня Н. П. Голицына (урождённая Чернышёва; 1741/1744—1837), ставшая прообразом графини в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».

Как много прошло с тех пор времени. Теперь это поликлиника. И обычные граждане, придя на приём к врачу, могут восхищаться сохранившимся и отреставрированным декором парадного зала дворца с его причудливыми по периметру яргическими узорами.

 

Г. Санкт – Петербург, дом 10 на ул. Малой Морской (4)

 

Г. Санкт – Петербург, дом 10 на ул. Малой Морской (5)

Г. Санкт – Петербург, дом 10 на ул. Малой Морской (6)

 

А как много, оказывается, вокруг нас в городе Санкт – Петербурге существует яргических знаков (свастичных орнаментов, коловоротов). При этом порой прямолинейные переходят в криволинейные или криволинейные в прямолинейные. И сложно разделить одно от другого, с одной стороны; а с другой, такое сочетание являет собой нечто третье, включающее в себя сразу и прямолинейность, и криволинейность. А если быть более точной, включающее в себя мужской принцип с его прямыми линиями и поворотами на 90o и женский с её прерывистостью и плавностью линий и знаком круг, а вместе в конечном итоге создающие гармонию. И этих символов так много в нашем городе, что нам сложно представить, так как большинство из нас мало поднимает голову выше первого этажа здания, и это в лучшем случае. А ведь всё находится выше 1 - го – на 2 – ом, 3 – ем и далее. На подобное оформление внутреннего убранства дома не обращают, чаще всего, никакого внимания даже жильцы…

 

Г. Санкт – Петербург, 16- я линия В. О. Г. Санкт – Петербург, Кирочная ул.

Г. Санкт – Петербург, ул. Марата

 

Г. Санкт – Петербург, Большой пр. В. О.

 

Г. Санкт – Петербург, ул. Восстания.

 

Поразительное богатство декора зданий в историческом центре города, насыщенность его мифологическими и сказочными образами и частое их соседство с яргическими знаками явно неслучайно. И зная хоть немного о торсионных полях, легко можно предположить, что всё это в целом их как раз и создаёт, формируя, в первую очередь, мифологическое пространство дома, затем внешнее пространство вокруг дома, усадьбы, храма, а затем и мифологическое пространство города. Надо заметить также, что внешнему пространству уделялось не меньше значения, чем внутреннему. При внимательном рассмотрении здесь можно много встретить мифологических образов, выраженных в камне, в скульптуре, расположенных часто рядом с дворцами, усадьбами и составляющими, в свою очередь, неотъемлемую часть ландшафта парков и садов, порой созданных по специальным проектам. Таким ярким примером может служить очень известная каменная голова Дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».

При этом очевидно, что именно дворянские семьи, следящие за чистотой крови (как, впрочем, и другие сословия, где смешанные браки составляли до начала 20 века меньше 0,5 %), владели этими «сказочными» знаниями. По крайней мере, родовитые дворянские семьи точно были посвящены в их тайны. Они были их сокровищем, которое вплеталось в реальную жизнь конкретного рода здесь и сейчас через рождение, созидательную жизнь и смерть. А главное это непрерывной нитью передавалось из поколения в поколение, вплеталось в декор предметов бытового обихода (мебели, одежды, утвари т. д.), причудливыми узорами и знаками отражалось во внутреннем оформлении родовых домов, оставлялось на каменных скрижалях – фасадах исторических зданий, усадеб, особняков, дворцов и храмов, удивительным и чудесным образом большей частью всё – таки дошедших до нас и поражающих своим великолепием и грандиозностью, масштабностью замысла их создателей.

Очевидно, что создание архитектурных памятников, так или иначе отражающих в себе мифологические образы, тесно связано не только с нашим городом, где практически каждый дом в центре – это своя мифологическая картина мира, своя уникальная история, являющаяся в то же время частью единой, более масштабной, общегородской мифологической картиной мира – как микрокосмос в макрокосмосе.

Анализируя мировую архитектуру в целом и, в частности, отдельные архитектурные единицы, напрашивается вывод о том, что с маниакально разумной периодичностью всё это создавалось и повторялось во многих культурных городах и центрах Мира.Об этом говорят единые по своему стилю и часто структурным элементам дворцы, храмы, скульптуры, священные центры и т. д. и т. п., встречающиеся одновременно в разных концах света. А в итоге, как ни сложно предположить, рождается, по крайней мере рождалось до недавнего времени, общее мифологическое пространство как для конкретного города, так и для Земли как общего Мира в целом.

 

Ну, что Вам сказать – живём в сказке…почти что!!! Осталась лишь самая «малость» - из сказки сделать быль…

 

Продолжение следует…

 

Автор: Оксана Морозова.


<== предыдущая | следующая ==>
Государственная модель | Выразительность русской речи. Средства выразительности.

Date: 2016-11-17; view: 598; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию