Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические теории организационного поведения





 

Поведение человека обусловлено как внутренними, так и внешними факторами его жизнедеятельности. А каждый поступок человека может быть результатом ответной реакции на воздействие факторов внешней среды (реактивное поведение) или проявлением какого-то внутреннего источника деятельности (активное поведение). И в том, и в другом случае деятельность обусловлена психикой человека, что послужило основой для появления психоаналитического направления, гештальтпсихологии, бихевиоризма, гуманистической психологии, нейролингвистического программирования, онтопсихологии, экономической психологии и ряда других направлений теории организационного поведения.

Психоаналитическое направление исходит из того, что структура личности человека состоит из следующих компонентов выведенных З. Фрейдом: ОНО, Я и СВЕРХ-Я.

ОНО является источником психической энергии и стремится к непосредственному удовлетворению первичных потребностей.

СВЕРХ-Я представляет усвоенные личностью в течение жизни социальные или личностные нормы и задает этические рамки поведения.

Я — ядро личности, находится посередине между гедонистическими[39] требованиями ОНО и моралистическими[40] запретами СВЕРХ-Я.

Динамическое взаимодействие этих трех элементов выражается в бессознательной мотивации, которая, в свою очередь, проявляется в поведении. Я вырабатывает средства защиты психики от разрушающего действия конфликта, это особые формы бессознательной активности, способы психологической защиты. Их, несколько:

регрессия — возврат в детство, дающий психическое состояние комфорта и защищенности;

рационализация — использование только той информации, в соответствии с которой собственное поведение может быть социально одобренным;

вытеснение — сглаживание внутреннего конфликта путем забывания истинного, но неприемлемого мотива поведения;

проекция — бессознательный перенос собственных неприемлемых чувств, желаний, стремлений на другой объект;

идентификация — отождествление себя с другим человеком, переносна него желательных чувств и качеств;

сублимация — переключение инстинктивной энергии на процесс творчества, а также проявление остроумия или любые действия, вызывающие мгновенную разрядку напряжения в форме, санкционированной обществом.

К психоаналитической школе можно отнести теорию интерперсонального поведения В. Шутца. По его мнению, наряду с биологическими потребностями у человека существуют социальные потребности: включения, контроля и любви. Если биологические потребности регулируют связь человека с физическим окружением, то социальные — связь личности с ее человеческим окружением.

Потребность включения, может формировать стереотипы недостаточного социального, гиперсоциального или социального поведения. Потребность в контроле рождает тип поведения, варьирующий от сверхдисциплинированности до отсутствия дисциплины вообще. Третья социальная потребность — нравиться и быть любимым.

Эрих Фромм считал, что движущей силой человека является стремление преодолеть тревогу, возникающую в момент рождения — физического отторжения его от тела матери. Эта тревога является следствием разъединенности пребывавших в слитном состоянии начал, нарушением первичного комфорта внутриутробного существования ребенка. Неспособность выдержать собственную индивидуальность, уникальность и ответственность перед миром, является, по мнению Э. Фромма, одним из основных мотивов поведения человека.

Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка) зародилась в 1910-1930 гг. в Германии и ввела в оборот понятия «гештальт» (форма, структура) — целостные, не сводимые к сумме частей системные структуры сознания, и инсайт — внезапное понимание сути вещей, озарение. Для человека существует два мира: физический, лежащий за переживаниями, и мир переживаний. Мир переживаний рассматривается как физиологическая реальность (процессы в мозге отражают воздействия реального мира) и как психическая (феноменальная) реальность, связанные между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия). Самосознание — это динамическое целое, поле, где единицы анализа называются гештальтами.

Решение, принимаемое человеком, является результатом образования гештальтов в «здесь и сейчас» складывающемся психологическом поле. Неправомерно отрицался прошлый опыт человека, его активность, психологические закономерности сводились к принципам физиологической работы мозга. Но с этим не согласны бихевиористы, которые утверждают, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение человека.

Бихевиоризм[41] еще одно направление в психологии, объясняющее поведение человека. Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта.

Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией.

В свое время бихевиоризм был подвержен критике в связи с тем, что он:

· - заставил психологию отказаться от того, что есть в ней самого волнующего и привлекательного, - внутреннего мира, то есть сознания, чувственных состояний, душевных переживаний;

· - трактует поведение как совокупность ответных реакций на определенные раздражители, тем самым низводя человека до уровня автомата, робота, марионетки;

· - опираясь на тот аргумент, что все поведение выстраивается в ходе прижизненной истории, пренебрегает врожденными способностями и склонностями;

· - не уделяет внимания изучению мотивов, намерений и целевых установок человека;

· - не в силах объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве;

· - опирается на опыт изучения животных, а не человека, поэтому представляемая им картина человеческого поведения ограничивается теми чертами, которые человек разделяет с животными;

· - неэтичен, так как использует в экспериментах жестокие методы, включая болевое воздействие;

· - недостаточное внимание уделяет индивидуально-психологическим особенностям, пытаясь свести их к индивидуальному репертуару поведения;

· - игнорирует категории морали и нравственности;

· - антигуманен и антидемократичен, поскольку ставит своей целью манипуляцию поведением, так что его результаты хороши для концлагеря, а не для цивилизованного общества.

Новая волна бихевиоризма (необихевиоризм) была ориентирована на научное объяснение поведения в части промежуточных процессов и факторов, действующих между стимулом и реакцией. Так, Кларк Халл создал всеобъемлющую систематическую теорию научения, в которой он рассматривал поведение как комплексный продукт механизмов научения и мотивации и образование привычек в качестве результата вознаграждения. Посредством механизма научения приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения, за пределы которого исследователи обычно не выходят. В рамках бихевиоризма предложено общее описание хода научения и сформулирован целый ряд законов, принципов, факторов, которые его определяют или на него влияют. Научение представляют как формирование ассоциации между реакциями обучающегося и стимулами, которые побуждают или подкрепляют его.

Сущность когнитивистского подхода, рассматривающего научение как процесс установления связи между когнитивными сигналами внешней среды и ожиданием, заключается в попытке объяснить поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. В прямую противоположность бихевиористам когнитивисты обращаются не к поведению, а к психической деятельности, к структурам психической жизни. Общая линия связи между этим процессом и поведением прослеживается следующим образом: впечатления индивида о мире своеобразно им интерпретируются, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, установки, которые и выступают регуляторами социального поведения. Таким образом, это поведение целиком находится в контексте некоторых организованных систем образов и понятий. Первым шагом регуляции поведения является отнесение воспринимаемого предмета к какому-либо классу явлений, то есть соотнесение его с определенной категорией.

Теория когнитивного диссонанса была создана в 1957 г. американским психологом Л. Фестингером, который заметил, что люди стремятся к некоторой согласованности знаний о мире и самих себя как желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем, что человек знает, и тем, что он делает, то он стремится его как-то объяснить и, скорее всего, представить его как согласованность, непротиворечие ради того, чтобы вновь достичь состояния внутренней когнитивной согласованности.

Гуманистическая психология представлено многочисленными моделями, хотя основные общие принципы сформулированы А. Маслоу. Эти принципы таковы:

· личность уникальна, неповторима, системна, и изучать ее нужно в комплексе, а не только в отдельных проявлениях;

· исследования животных нерелевантны (непригодны) для понимания человека;

· на поведение человека его внутренний мир влияет сильнее, чем внешний, поэтому и заслуживает не меньшего внимания;

· человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален, а агрессия, насилие проявляются под воздействием внешней среды;

· наиболее универсальная человеческая характеристика — креативность, которая может угаснуть под воздействием среды;

· основное внимание должно быть уделено здоровым личностям, поскольку, чтобы анализировать болезнь, нужно знать, что такое норма, здоровье;

· в природе человека заложено стремление к постоянному саморазвитию, к творчеству, это главное в личности, поэтому анализ устремлений не менее важен, чем прошлое человека;

· любое воздействие на личность, в том числе психотерапевтическое, воспитательное, должно быть непрямым, косвенным. Терапевт должен сопереживать пациенту, выступать в качестве второго Я, а ответственность за решение и его последствия лежит на самом пациенте, он должен понять и принять решение.

Факторами развития А. Маслоу считал потребности, направленные в конечном счете на реализацию своего потенциала.

Экономико-психологические теории поведения (психология потребления, психология накопления, психология занятости и т.д.) исследуют практические причины несоответствия поведения «экономического человека»[42] тем теоретическим допущениям, на которых его строится модель.

При нерациональном поведении человек должен был бы исключаться из расчетов экономистов как аномалия. Но для психологов рациональное рассуждение и расчет — только один из моментов процесса принятия решения, поскольку на него влияют и различные иррациональные моменты: психологические стереотипы, и привычки, и эмоции. Например, удовольствие поторговаться может рассматриваться как ритуал, существенно влияющий на окончательную цену.

В качестве примера иррационального поведения может быть рассмотрена так называемая «дилемма двух заключенных» (табл. 4.1). Она иллюстрируется историей о двух подозреваемых, совершивших совместно несколько преступлений разной тяжести. Их по отдельности допрашивает следователь. Оба виновны, однако у следователя нет доказательств этого. Потому, если ни один из них не признается, то каждый получит незначительный срок (например, по 2 года тюрьмы).

Таблица 4.1

Дилемма заключенного

Второй Первый преступник
преступник Сознается Не сознается
Сознается 1 — 10 лет; 2 — 10 лет 1 — 12 лет; 2 — отпущен
Не сознается 1 — отпущен; 2 — 12 лет 2 года получит каждый

 

Если один из преступников окажет помощь следствию и сознается во всем, в то время как его напарник будет молчать, первого освободят от наказания, а напарник получит полный срок —12 лет тюрьмы.

Если признаются оба, то они получат небольшое сокращение срока и каждый будет приговорен к 10 годам. Оптимальной для обоих преступников была бы стратегия молчания.

При возможности договориться и уверенности, что договоренность будет исполнена партнером, каждый получил бы всего по два года тюрьмы. Однако, чтобы минимизировать свой срок, большинство признается, хотя обоюдное признание приводит к более суровому сроку, чем обоюдное непризнание. Психологи объясняют это особенностями восприятия степени и цены риска, субъективной интерпретацией ситуации и ожиданий в отношении другого, негативным представлением о другом человеке (он сознается первым).

Эта дилемма зачастую загоняет участников в психологическую ловушку, когда оба осознают, что могли бы взаимно выгадать, но, не доверяя друг другу, «зацикливаются» на отказе от сотрудничества.

Подобные ситуации являются социально-психологическими ловушками, в которых индивидуальные интересы противопоставлены групповым и даже рациональное поначалу поведение индивидов приводит в конечном счете к вреду для них.

Нейролингвистическое программирование, также известное как НЛП[43], представляет собой комплекс моделей, техник и операционных принципов, применяемых в подходе к личностному развитию посредством моделирования эффективных стратегий поведения.

Совокупность принципов такова:

· Мир, который мы воспринимаем, не то же самое, что объективно существующий мир, а всего лишь его модель.

· В каждый момент человек совершает лучший выбор из доступных ему при выборе.

· Разум и тело — элементы единой кибернетической системы. Изменение в од ной части несёт за собой изменение в другой.

· Модель мира другого человека может в корне отличаться от моей. Модель мира каждого человека уникальна, и все субъективные модели одинаково верны (или неверны).

· Смысл коммуникации заключается в реакции, которую она вызывает.

· За любым поведением стоит исходно позитивное намерение.

· Вселенная сфера дружественная и изобильна ресурсами.

· У людей уже есть все необходимые им ресурсы для удовлетворения всех своих намерений

· Нет неудач, есть только обратная связь.

· Человек — не его поведение.

НЛП основывается на том, что сознание, тело и язык индивидуума определяют картину его мировосприятия, и это восприятие (а, следовательно, и поведение) меняется в ходе жизни по мере обретения человеком нового опыта, а также его можно изменить намеренно с помощью реструктуризации личного опыта посредством различных техник. Объектом изучения раннего НЛП были методы использования языка и техники выдающихся терапевтов в области гипнотерапии и гештальттерапии.

НЛП используется для обретения и применения эффективных способов изменения своего поведения и мировосприятия в целом.

 

Date: 2016-11-17; view: 307; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию