Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные способы прогнозирования
В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем: Во-первых, оценка перспектив развития, будущего состояния прогнозируемого явления на основе опыта, чаще всего при помощи аналогии с достаточно хорошо известными сходными явлениями и процессами. Во-вторых, условное продолжение в будущее (экстраполяция) тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем обладают высокой степенью инертности. В-третьих, модель будущего состояния того или иного явления, процесса, построенная сообразно ожидаемым или желательным изменениям ряда условий, перспективы развития которых достаточно хорошо известны. В соответствии с этим существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогнозов:
Контрольные вопросы
Тема 6. Планирование в системе менеджмента
Процесс планирования на предприятии
Без планирования трудно обеспечить согласованную деятельность всех работников организации. Планирование представляет собой процесс формирования системы мероприятий и показателей производственно-хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений. Под планированием следует понимать специфическую форму общественной практики людей, являющуюся одной из приоритетных функций управления, состоящей в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде проектов и программ, а также в обосновании их эффективности и реализуемости. Процесс планирования должен быть непрерывным по причине установления новых целей при достижении ранее намеченных и неопределённости будущего, что требует корректировки целей, а, следовательно, и планов их достижения. Исходя из этого, процесс планирования можно представить как последовательность выполнения следующих этапов.
Процесс планирования можно представить в виде модели «чёрного ящика» (рис. 2.5). Неотъемлемой частью содержания процесса планирования на предприятии являются принципы планирования (см. рис. 2.6), которые определяют его характер и содержание. Рассмотрим более подробно содержание указанных принципов: а) единства [18], заключается в том, чтопредприятие – сложная, многоуровневая социально-экономическая система, состоящая из ряда подсистем, в каждой из которых осуществляется функция планирования. Это означает, что планирование должно иметь системный характер;
Рис. 2.5. Модель «чёрного ящика» процесса планирования
б) непрерывности свидетельствует о том, что процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках жизненных циклов программ и проектов. Кроме того, разработанные планы должны постоянно корректироваться; в) гибкости говорит о том, что планы должны быть способны менять свою направленность и предварительные параметров связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Для реализации данного принципа необходимо предусматривать финансовые резервы; г) точности заключается в том, что план должен быть составлен с максимальной степенью точности. Другими словами, должны быть детальными и конкретными; д) участия провозглашает то, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. В результате каждый работник получает более глубокое понимание цели и задачи деятельности организации в целом и отдельных её подразделений;
Рис. 2.6. Принципы планирования
е) принцип самостоятельности реализуется по вертикали путём интеграции и дифференциации плановых заданий, а по горизонтали – путём координации планов структурных подразделений организации; ж) эффективности. Затраты на планирование не должны превышать эффект от его применения, т.е. планы должны быть конкретизированы и детализированы настолько, насколько это необходимо для выявления уровня доходности продукции. Объектом планирования в организации выступают функции, которые оно выполняет в процессе своей деятельности. В общем виде их можно представить следующим образом: ü исследование и разработка новых продуктов и услуг; ü маркетинг, который призван обеспечивать надёжный прогноз спроса и объёмы реализации товаров или услуг; ü формирование и использование всех видов ресурсов; ü производство, в процессе которого исходные ресурсы превращаются в готовую продукцию; ü реализация (сбыт) продукции и услуг. Следует заметить, что планирование относится не только к бизнес-процессам, но и к самому процессу управления. Следовательно, объектами планирования выступают все функциональные процессы, в том числе производственные и управленческие, которые выполняются в конкретных подразделениях. Модель состава объектов планирования на предприятии представлена на рисунке 2.7.
Рис. 2.7. Объекты планирования
Предмет планирования в организации составляют ресурсы (как имеющиеся ресурсы, так и все необходимые). Целью планирования ресурсы, к которым следует отнести: ü людские (персонал организации); ü материальные; ü финансовые; ü информационные; ü энергетические. В современной литературе наряду с вышеперечисленными ресурсами организации выделяют временной ресурс и предпринимательский талант (последний представляет собой вид людских ресурсов, представленный деятельностью по координации и комбинированию всех других ресурсов).
Система планирования в организации
В зависимости от степени неопределенности плановой деятельности системы планирования можно поделить на два типа. Первый относится к организациям, которые действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка информации. Этот тип систем планирования называют детерминированными системами. На практике же каждая организация, осуществляя общее планирование своей деятельности, сталкивается с иной ситуацией - неопределенностью воздействия факторов внешней и внутренней среды. Варианты вероятностных систем планирования заключаются следующем. 1. Планирование, основанное на системе жестких обязательств. Такое планирование подходит для ситуаций, в которых существует высокая степень уверенности в исходе событий. 2. Планирование под личную ответственность. Это планирование приемлемо для противоположной первому типу ситуации – ситуации полной неопределенности. Такой вид планирования в меньшей степени характерен для устойчивых, стабильных организаций. 3. Планирование, приспособленное к случайным обстоятельствам. Этот вид планирования является промежуточным между первыми двумя: с одной стороны, он сталкивается с постоянной неопределенностью в деятельности организации, а с другой стороны, учитывает возможные варианты действий в неопределенной среде и тем самым увеличивает предсказуемость.
Существует несколько признаков, по которым можно классифицировать планирование. С точки зрения обязательности плановых заданий: директивное планирование - процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования, т.е. предусматривает беспрекословное осуществление принятых решений; индикативное планирование -процесс принятия решений, не имеющих обязательный характер для объектов планирования, т.е. носит рекомендательный характер. В зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования в прошлое, настоящее или будущее: реактивное планирование (в основе лежит возврат к прошлому). Представители реактивного планирования свои идеалы находят в прошлом. Они отрицают все достижения сегодняшнего дня и с этой точки зрения негативно относятся к технике и современному технологическому обществу. Основной метод реактивного планирования – это генетический подход. То есть всякая проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Найти в прошлом причину проблемы, подавить ее или сдержать – и проблема исчезнет. инактивное планирование основано на инертности и неизменности. При инактивном планировании не считается нужным возвращаться в прошлое и вместе с тем стремиться к движению вперед. Этот тип планирования воспринимает существующие условия как достаточно хорошие, по крайней мере, как приемлемые. Удовлетворение настоящим – отличительная черта инактивизма. Для него также характерно представление о том, что равновесие в положении экономической организации достигается естественным путем, автоматически. А значит, главным принципом планирования должно быть правило: «Планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественного хода вещей». Руководители–инактивисты, таким образом, не стремятся к каким-либо серьезным изменениям в деятельности своей организации. преактивное планирование предусматривает упреждение. Преактивное планирование ориентировано, в основном, на будущие изменения. В противовес инактивистам, проактивисты стремятся ускорить изменения, побыстрее приблизить будущее. Особенно важной у преактивистов считается возможность угадать вероятные направления изменений и оседлать их «первую волну», для того чтобы достичь своих целей; причем эти цели обычно связывают не только и не столько с увеличением прибыльности, сколько с выживанием и ростом организации. интерактивное планирование. Интерактивное планирование обладает сразу двумя основными чертами: · основано на принципе участия и максимально мобилизует творческие способности участников процесса планирования; · предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий участников процесса планирования. Цель интерактивного планирования – проектирование будущего. По сроку, на который составляется план: долгосрочное (перспективное) планирование. Охватывает период более 5 лет и призвано достигать долгосрочные цели развития предприятия; среднесрочное планирование. Осуществляется на период от 1 года до 5 лет; краткосрочное (текущее) планирование. Охватывает период до 1 года, включая полугодовое, квартальное, ежемесячное, недельное и суточное планирование. По содержанию плановых решений: стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и нацелено на поиск новых возможностей для организации, исходя из стратегических целей её развития; тактическое планирование -процесс создания предпосылок для реализации возможностей организации, т.е. должно обеспечивать осуществление целей стратегического планирования; оперативно-календарное планирование направлено на конкретизацию показателей тактического планирования с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы; бизнес-планирование - процесс планирования, связанный с объективной оценкой целесообразности внедрения того или иного программного, проектного или инвестиционного мероприятия. По степени охвата: общее планирование охватывает все аспекты решаемой проблемы; частичное планирование охватывает лишь определённые области и параметры решаемой проблемы. По объектам планирования: целевое планирование относится к определению стратегических и тактических целей развития; планирование средств относится к определению средств достижения поставленных стратегических и тактических целей развития; программное планирование относится к разработке и реализации конкретных программ и проектов; планирование действий относится к разработке и реализации отдельных мероприятий. По сферам планирования: планирование продаж - непрерывный процесс, начинающийся в момент зарождения идеи нового товара и заканчивающийся изъятием его из производства; планирование производства предполагает планирование объёмов производства продукции; планирование персонала включает в себя планирование потребности в персонале, необходимого для выполнения плана производства, а также планирование производительности труда и заработной платы; другие виды планирования. По глубине планирования: агрегированное планирование - планирование ограниченное заданными контурами; детальное планирование, которое требует подробные расчёты и описание планируемого процесса или объекта. По координации частных планов во времени: последовательное планирование предполагает, что процесс разработки программ, проектов и мероприятий представляет собой один долгий, согласованный, состоящий из нескольких последовательных этапов процесс; одновременное планирование предполагает, что параметры всех программ, проектов и мероприятий определяются одновременно в одном единственном этапе планирования. По учёту изменения данных: жёсткое планирование - планирование, не позволяющее вносить корректировки и изменения; гибкое планирование -планирование, позволяющее вносить корректировки и изменения. По очерёдности во времени: упорядоченное (текущее) планирование предполагает, что по завершении одного плана разрабатывается другой, т.е. происходит непрерывное планирование развития организации; скользящее планирование предполагает, что по истечении определённого срока план продлевается на следующий запланированный период; внеочередное (эвентуальное) планирование, которое осуществляется по мере необходимости. В практической деятельности предприятие использует различные виды планирования, а чаще всего их комбинацию. На выбор формы планирования развития организации влияют множество факторов, среди которых можно выделить три наиболее важные: 1. факторы, связанные со спецификой деятельности организации. Примером подобных факторов может служить уровень механизации и автоматизации производства и управления организацией, географическое расположение организации, стадия жизненного цикла на которой находится организация, концентрация капитала и т.д.; 2. факторы внешней среды. Данная группа факторов подразделяется на группу прямого и косвенного воздействия. Группа прямого воздействия включает влияние поставщиков, потребителей и конкурентов, а группа косвенного воздействия – экономика, политика, уровень научно-технического прогресса, социальная культура общества. Следует отметить, что внешняя среда носит «турбулентный» характер, то есть имеет свойство достаточно часто изменяться; 3. факторы, обусловленные спецификой процесса планирования. К подобным факторам (правильнее было бы назвать их критериями) можно отнести полноту планирования, детализацию планирования, точность планирования, эластичность и гибкость планирования, экономичность планирования, полезность планирования.
Система планов и методы их разработки
Результатом процесса планирования является система планов. С другой стороны план – это «набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы»[19]. Также план можно охарактеризовать как разработанную систему мероприятий, предусматривающую наличие следующих элементов: цель, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объём, методы, график реализации плана. Планы можно разделить на две группы: наступательные планы, которые предполагают развитие и оборонительные планы. План развития представляет собой выражение наступательных планов и определяет мероприятия, необходимые для создания новых поколений продуктов и услуг, более чётко очерчивает пути выхода на новые управленческие позиции. Он служит ориентиром для разработки плана диверсификации (расширение продукции и услуг и расширение производства), ликвидационного плана, который показывает, от каких подразделений и производств организация должна освободиться, плана НИОКР, в котором отражены мероприятия по разработке новых продуктов и услуг. План развития детализируется до конкретных программ, проектов и отдельных мероприятий. Оборонительные планы нацелены, главным образом, на удержание достигнутых показателей деятельности и предупреждение банкротства. С точки зрения сроков, на которые разработаны планы предприятия, их разделяют на перспективные (долгосрочные) и текущие (краткосрочные). Перспективные планы ориентированы на развитие, а текущие - на решение конкретной проблемы или достижение определённой цели. Примерная структура перспективных и текущих планов представлена на рисунке 2.8. В соответствии с другой классификацией планов можно выделить технико-экономические планы, которые отражают мероприятия по расширению производства и повышению его технологического уровня, улучшению качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, и план социально-экономического развития, который представляет собой комплекс программ, проектов и отдельных мероприятий на решение производственно-хозяйственных и социальных проблем. Особое место в системе планов занимает бизнес-план развития. Бизнес-план развития предприятия является одной из наиболее прогрессивных форм плана. Выделяют как минимум два основных подхода к определению сущности бизнес-плана: во-первых, с точки зрения руководства и учредителей организации бизнес-план это, прежде всего, «руководство к действию», во-вторых, с точки зрения инвестора, как внешнего, так и внутреннего, это инструмент, позволяющий выбрать наиболее эффективный способ инвестирования. Ещё одним немаловажным предназначением бизнес-плана является возможность получения финансирования. Следует заметить, что в современных условиях бизнес-план всё чаще используют как основу корпоративного управления, хотя, раньше он выступал только лишь в роли инструмента привлечения инвестиций.
Рис. 2.8. Перспективные и текущие планы
Существуют две основные схемы составления планов и их детализации: сверху вниз (break-down) и снизу вверх (build-up). Использование break-down позволяет контролировать процесс реализации планов для каждого подразделения предприятия, на пути которого встречается много преград и неожиданных поворотов, требующих внесения корректив в разработанные плановые действия.
Контрольные вопросы
|