Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные способы прогнозирования





 

В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем: Во-первых, оценка перспектив развития, будущего состояния прогнозируемого явления на основе опыта, чаще всего при помощи аналогии с достаточно хорошо известными сходными явлениями и процессами. Во-вторых, условное продолжение в будущее (экстраполяция) тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем обладают высокой степенью инертности. В-третьих, модель будущего состояния того или иного явления, процесса, построенная сообразно ожидаемым или желательным изменениям ряда условий, перспективы развития которых достаточно хорошо известны. В соответствии с этим существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогнозов:

 

Контрольные вопросы

  1. Дайте определения понятия прогноз.
  2. В чем состоит сущность прогнозирования?
  3. Покажите роль прогнозирования в функционировании предприятия или организации, в принятии управленческих решений?
  4. Что может выступать в качестве объектов прогнозирования?
  5. Укажите основные отличия и сходства прогноза и гипотезы; прогноза и плана. Как изменяется уровень определенности информации в зависимости от вида предсказания.
  6. Определите признаки классификации прогнозов.
  7. Опишите суть поискового и нормативного способов прогнозирования.
  8. Перечислите и укажите существенные особенности основных функций и принципов прогнозирования?
  9. Выделите основные этапы процедуры прогнозирования?
  10. Приведите основные типы (составьте типологию) прогнозов социально-экономических процессов.

 


 

Тема 6. Планирование в системе менеджмента

 

Процесс планирования на предприятии

 

Без планирования трудно обеспечить согласованную деятельность всех работников организации. Планирование представляет собой процесс формирования системы мероприятий и показателей производственно-хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений.

Под планированием следует понимать специфическую форму общественной практики людей, являющуюся одной из приоритетных функций управления, состоящей в подготовке различных вариантов управленческих решений в виде проектов и программ, а также в обосновании их эффективности и реализуемости.

Процесс планирования должен быть непрерывным по причине установления новых целей при достижении ранее намеченных и неопределённости будущего, что требует корректировки целей, а, следовательно, и планов их достижения.

Исходя из этого, процесс планирования можно представить как последовательность выполнения следующих этапов.

ЭТАП 1. Организационная диагностика проблем функционирования.
ЭТАП 2. Разработка целей развития организации и отдельных ее подразделений.
ЭТАП 3. Детализация целей развития до уровня задач.
ЭТАП 4. Разработка мероприятий по решению задач.
ЭТАП 5. Поиск вариантов решений и выбор оптимальных.
ЭТАП 6. Проектирование результатов от реализации запланированных мероприятий.
ЭТАП 7. Оценка эффективности мероприятий.
ЭТАП 8. Окончательное принятие планового решения.
ЭТАП 9. Контроль достижения поставленных целей как сопоставление плановых показателей с фактическими.

Процесс планирования можно представить в виде модели «чёрного ящика» (рис. 2.5).

Неотъемлемой частью содержания процесса планирования на предприятии являются принципы планирования (см. рис. 2.6), которые определяют его характер и содержание.

Рассмотрим более подробно содержание указанных принципов:

а) единства [18], заключается в том, чтопредприятие – сложная, многоуровневая социально-экономическая система, состоящая из ряда подсистем, в каждой из которых осуществляется функция планирования. Это означает, что планирование должно иметь системный характер;

 
 

 


Рис. 2.5. Модель «чёрного ящика» процесса планирования

 

б) непрерывности свидетельствует о том, что процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках жизненных циклов программ и проектов. Кроме того, разработанные планы должны постоянно корректироваться;

в) гибкости говорит о том, что планы должны быть способны менять свою направленность и предварительные параметров связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Для реализации данного принципа необходимо предусматривать финансовые резервы;

г) точности заключается в том, что план должен быть составлен с максимальной степенью точности. Другими словами, должны быть детальными и конкретными;

д) участия провозглашает то, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. В результате каждый работник получает более глубокое понимание цели и задачи деятельности организации в целом и отдельных её подразделений;

 
 

 


Рис. 2.6. Принципы планирования

 

е) принцип самостоятельности реализуется по вертикали путём интеграции и дифференциации плановых заданий, а по горизонтали – путём координации планов структурных подразделений организации;

ж) эффективности. Затраты на планирование не должны превышать эффект от его применения, т.е. планы должны быть конкретизированы и детализированы настолько, насколько это необходимо для выявления уровня доходности продукции.

Объектом планирования в организации выступают функции, которые оно выполняет в процессе своей деятельности. В общем виде их можно представить следующим образом:

ü исследование и разработка новых продуктов и услуг;

ü маркетинг, который призван обеспечивать надёжный прогноз спроса и объёмы реализации товаров или услуг;

ü формирование и использование всех видов ресурсов;

ü производство, в процессе которого исходные ресурсы превращаются в готовую продукцию;

ü реализация (сбыт) продукции и услуг.

Следует заметить, что планирование относится не только к бизнес-процессам, но и к самому процессу управления. Следовательно, объектами планирования выступают все функциональные процессы, в том числе производственные и управленческие, которые выполняются в конкретных подразделениях. Модель состава объектов планирования на предприятии представлена на рисунке 2.7.

 
 

 

 


ü исследование и разработка; ü маркетинг; ü формирование и использование всех видов ресурсов; ü производство; ü реализация (сбыт) продукции и услуг; ü совершенствование управления.   ü организация в целом; ü отделы; ü группы; ü отдельные исполнители.

 

       
   

 


Рис. 2.7. Объекты планирования

 

Предмет планирования в организации составляют ресурсы (как имеющиеся ресурсы, так и все необходимые).

Целью планирования ресурсы, к которым следует отнести:

ü людские (персонал организации);

ü материальные;

ü финансовые;

ü информационные;

ü энергетические.

В современной литературе наряду с вышеперечисленными ресурсами организации выделяют временной ресурс и предпринимательский талант (последний представляет собой вид людских ресурсов, представленный деятельностью по координации и комбинированию всех других ресурсов).

 

Система планирования в организации

 

В зависимости от степени неопределенности плановой деятельности системы планирования можно поделить на два типа. Первый относится к организациям, которые действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка информации. Этот тип систем планирования называют детерминированными системами.

На практике же каждая организация, осуществляя общее планирование своей деятельности, сталкивается с иной ситуацией - неопределенностью воздействия факторов внешней и внутренней среды. Варианты вероятностных систем планирования заключаются следующем.

1. Планирование, основанное на системе жестких обязательств. Такое планирование подходит для ситуаций, в которых существует высокая степень уверенности в исходе событий.

2. Планирование под личную ответственность. Это планирование приемлемо для противоположной первому типу ситуации – ситуации полной неопределенности. Такой вид планирования в меньшей степени характерен для устойчивых, стабильных организаций.

3. Планирование, приспособленное к случайным обстоятельствам. Этот вид планирования является промежуточным между первыми двумя: с одной стороны, он сталкивается с постоянной неопределенностью в деятельности организации, а с другой стороны, учитывает возможные варианты действий в неопределенной среде и тем самым увеличивает предсказуемость.

 

Существует несколько признаков, по которым можно классифицировать планирование.

С точки зрения обязательности плановых заданий:

директивное планирование - процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования, т.е. предусматривает беспрекословное осуществление принятых решений;

индикативное планирование -процесс принятия решений, не имеющих обязательный характер для объектов планирования, т.е. носит рекомендательный характер.

В зависимости от того, ориентированы ли основные идеи планирования в прошлое, настоящее или будущее:

реактивное планирование (в основе лежит возврат к прошлому). Представители реактивного планирования свои идеалы находят в прошлом. Они отрицают все достижения сегодняшнего дня и с этой точки зрения негативно относятся к технике и современному технологическому обществу. Основной метод реактивного планирования – это генетический подход. То есть всякая проблема исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Найти в прошлом причину проблемы, подавить ее или сдержать – и проблема исчезнет.

инактивное планирование основано на инертности и неизменности. При инактивном планировании не считается нужным возвращаться в прошлое и вместе с тем стремиться к движению вперед. Этот тип планирования воспринимает существующие условия как достаточно хорошие, по крайней мере, как приемлемые. Удовлетворение настоящим – отличительная черта инактивизма. Для него также характерно представление о том, что равновесие в положении экономической организации достигается естественным путем, автоматически. А значит, главным принципом планирования должно быть правило: «Планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественного хода вещей». Руководители–инактивисты, таким образом, не стремятся к каким-либо серьезным изменениям в деятельности своей организации.

преактивное планирование предусматривает упреждение. Преактивное планирование ориентировано, в основном, на будущие изменения. В противовес инактивистам, проактивисты стремятся ускорить изменения, побыстрее приблизить будущее. Особенно важной у преактивистов считается возможность угадать вероятные направления изменений и оседлать их «первую волну», для того чтобы достичь своих целей; причем эти цели обычно связывают не только и не столько с увеличением прибыльности, сколько с выживанием и ростом организации.

интерактивное планирование. Интерактивное планирование обладает сразу двумя основными чертами:

· основано на принципе участия и максимально мобилизует творческие способности участников процесса планирования;

· предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий участников процесса планирования. Цель интерактивного планирования – проектирование будущего.

По сроку, на который составляется план:

долгосрочное (перспективное) планирование. Охватывает период более 5 лет и призвано достигать долгосрочные цели развития предприятия;

среднесрочное планирование. Осуществляется на период от 1 года до 5 лет;

краткосрочное (текущее) планирование. Охватывает период до 1 года, включая полугодовое, квартальное, ежемесячное, недельное и суточное планирование.

По содержанию плановых решений:

стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и нацелено на поиск новых возможностей для организации, исходя из стратегических целей её развития;

тактическое планирование -процесс создания предпосылок для реализации возможностей организации, т.е. должно обеспечивать осуществление целей стратегического планирования;

оперативно-календарное планирование направлено на конкретизацию показателей тактического планирования с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы;

бизнес-планирование - процесс планирования, связанный с объективной оценкой целесообразности внедрения того или иного программного, проектного или инвестиционного мероприятия.

По степени охвата:

общее планирование охватывает все аспекты решаемой проблемы;

частичное планирование охватывает лишь определённые области и параметры решаемой проблемы.

По объектам планирования:

целевое планирование относится к определению стратегических и тактических целей развития;

планирование средств относится к определению средств достижения поставленных стратегических и тактических целей развития;

программное планирование относится к разработке и реализации конкретных программ и проектов;

планирование действий относится к разработке и реализации отдельных мероприятий.

По сферам планирования:

планирование продаж - непрерывный процесс, начинающийся в момент зарождения идеи нового товара и заканчивающийся изъятием его из производства;

планирование производства предполагает планирование объёмов производства продукции;

планирование персонала включает в себя планирование потребности в персонале, необходимого для выполнения плана производства, а также планирование производительности труда и заработной платы;

другие виды планирования.

По глубине планирования:

агрегированное планирование - планирование ограниченное заданными контурами;

детальное планирование, которое требует подробные расчёты и описание планируемого процесса или объекта.

По координации частных планов во времени:

последовательное планирование предполагает, что процесс разработки программ, проектов и мероприятий представляет собой один долгий, согласованный, состоящий из нескольких последовательных этапов процесс;

одновременное планирование предполагает, что параметры всех программ, проектов и мероприятий определяются одновременно в одном единственном этапе планирования.

По учёту изменения данных:

жёсткое планирование - планирование, не позволяющее вносить корректировки и изменения;

гибкое планирование -планирование, позволяющее вносить корректировки и изменения.

По очерёдности во времени:

упорядоченное (текущее) планирование предполагает, что по завершении одного плана разрабатывается другой, т.е. происходит непрерывное планирование развития организации;

скользящее планирование предполагает, что по истечении определённого срока план продлевается на следующий запланированный период;

внеочередное (эвентуальное) планирование, которое осуществляется по мере необходимости.

В практической деятельности предприятие использует различные виды планирования, а чаще всего их комбинацию.

На выбор формы планирования развития организации влияют множество факторов, среди которых можно выделить три наиболее важные:

1. факторы, связанные со спецификой деятельности организации. Примером подобных факторов может служить уровень механизации и автоматизации производства и управления организацией, географическое расположение организации, стадия жизненного цикла на которой находится организация, концентрация капитала и т.д.;

2. факторы внешней среды. Данная группа факторов подразделяется на группу прямого и косвенного воздействия. Группа прямого воздействия включает влияние поставщиков, потребителей и конкурентов, а группа косвенного воздействия – экономика, политика, уровень научно-технического прогресса, социальная культура общества. Следует отметить, что внешняя среда носит «турбулентный» характер, то есть имеет свойство достаточно часто изменяться;

3. факторы, обусловленные спецификой процесса планирования. К подобным факторам (правильнее было бы назвать их критериями) можно отнести полноту планирования, детализацию планирования, точность планирования, эластичность и гибкость планирования, экономичность планирования, полезность планирования.

 

Система планов и методы их разработки

 

Результатом процесса планирования является система планов. С другой стороны план – это «набор инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей фирмы»[19]. Также план можно охарактеризовать как разработанную систему мероприятий, предусматривающую наличие следующих элементов: цель, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объём, методы, график реализации плана.

Планы можно разделить на две группы: наступательные планы, которые предполагают развитие и оборонительные планы.

План развития представляет собой выражение наступательных планов и определяет мероприятия, необходимые для создания новых поколений продуктов и услуг, более чётко очерчивает пути выхода на новые управленческие позиции. Он служит ориентиром для разработки плана диверсификации (расширение продукции и услуг и расширение производства), ликвидационного плана, который показывает, от каких подразделений и производств организация должна освободиться, плана НИОКР, в котором отражены мероприятия по разработке новых продуктов и услуг. План развития детализируется до конкретных программ, проектов и отдельных мероприятий.

Оборонительные планы нацелены, главным образом, на удержание достигнутых показателей деятельности и предупреждение банкротства.

С точки зрения сроков, на которые разработаны планы предприятия, их разделяют на перспективные (долгосрочные) и текущие (краткосрочные). Перспективные планы ориентированы на развитие, а текущие - на решение конкретной проблемы или достижение определённой цели. Примерная структура перспективных и текущих планов представлена на рисунке 2.8.

В соответствии с другой классификацией планов можно выделить технико-экономические планы, которые отражают мероприятия по расширению производства и повышению его технологического уровня, улучшению качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, и план социально-экономического развития, который представляет собой комплекс программ, проектов и отдельных мероприятий на решение производственно-хозяйственных и социальных проблем.

Особое место в системе планов занимает бизнес-план развития. Бизнес-план развития предприятия является одной из наиболее прогрессивных форм плана.

Выделяют как минимум два основных подхода к определению сущности бизнес-плана: во-первых, с точки зрения руководства и учредителей организации бизнес-план это, прежде всего, «руководство к действию», во-вторых, с точки зрения инвестора, как внешнего, так и внутреннего, это инструмент, позволяющий выбрать наиболее эффективный способ инвестирования. Ещё одним немаловажным предназначением бизнес-плана является возможность получения финансирования.

Следует заметить, что в современных условиях бизнес-план всё чаще используют как основу корпоративного управления, хотя, раньше он выступал только лишь в роли инструмента привлечения инвестиций.

 

 


Рис. 2.8. Перспективные и текущие планы

 

Существуют две основные схемы составления планов и их детализации: сверху вниз (break-down) и снизу вверх (build-up). Использование break-down позволяет контролировать процесс реализации планов для каждого подразделения предприятия, на пути которого встречается много преград и неожиданных поворотов, требующих внесения корректив в разработанные плановые действия.

 

Контрольные вопросы

  1. Что следует понимать под планированием?
  2. Перечислите этапы планирования.
  3. Назовите основные принципы планирования.
  4. Что следует отнести к объектам планирования?
  5. Раскройте содержание
  6. Какие факторы следует учитывать в процессе планирования?
  7. Чем отличаются планы развития от планов обороны?
  8. В чем сущность бизнес-планов?
  9. Чем отличаются перспективные планы от текущих?
  10. Приведете примеры текущих планов.

 

Date: 2016-11-17; view: 562; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию