Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5: «Правовая социализация личности».





Понятие личности, ее структура. Личность занимает особое место в социальной реальности в целом и в системе правоотношений в частности. Она выступает основным, базовым элементом общественной жизни.

«Человек» - родовое понятие, указывающее на принадлежность особи

к человеческому роду, высшему развитию живой природы.

«Индивид» - характеристика отдельного человека, отдельного

представителя человеческого рода.

«Личность» - конкретное выражение социальной сущности человека,

совокупность социально значимых черт, реализованных в индивиде.

В социологии личность рассматривают как социальную систему, имеющую свою сложную структуру: биологическую, психологическую, социальную подструктуры.

Элементы личности по Л. Н. Когану:

- способность к определенной деятельности,

- социальные потребности,

- знания, навыки, умения,

- человеческие чувства.

Г. Е. Зборовский в структуре личности выделяет две подсистемы:

1) внутренний мир личности, скрытый для других;

2) деятельностный мир личности, открытый для людей.

Социальная структура личности у Е. А. Ануфриева включает следующие элементы:

- преобладающий способ жизнедеятельности,

- объективные социальные потребности,

- творческие способности,

- культурные ценности,

- нравственные нормы и принципы.

Ролевая концепция и типологии личности. Ролевая концепция личностивозникла в американской социальной психологии 30-х годов XX века (Ч. Кули, Дж. Мид), получила распространение в трудах Э. Дюркгейма, Т. Парсонса и др.

Социальная позиция – конкретное место, которое занимает индивид в системе общественных отношений.

Социальная роль – ожидаемое поведение личности, вытекающее из выполняемых ею функций.

Человек с рождения начинает овладевать многочисленными ролями, обусловленными конкретной социальной средой. Дж. Мид выделял три стадии формирования личности ребенка:

1) стадия имитации (неосмысленное копирование поведения

взрослых);

2) игровая стадия (восприятие поведения взрослых в контексте

определенных ролей и попытки воспроизводить такие роли);

3) стадия коллективных игр (осознание ожиданий других следовать

правилам социального окружения).

Т. Парсонс отмечал пять основных характеристик любой роли: эмоциональность, способ получения, масштаб проявления, степень формализации, мотивация.

Социальные роли делят на:

- институциональные и неинституциональные,

- ведущие (основные) и второстепенные.

Ролевой набор личности (Р. Мертон) – совокупность социальных ролей, присущих данной личности в соответствии с занимаемыми ею социальными статусами.

В литературе приводятся различные типологии личности.

К. Хорни по характеру взаимодействия с другими людьми разделял личности:

- на стремящихся к другим людям,

- стремящихся уйти от других людей,

- устремленных против других людей.

Э. Шпрангер классифицировалтипы личности по доминирующим целям: теоретический тип, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный.

В. А. Ядов с учетом историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей выделял:

- идеальный тип личности (абстрактно конструируемый тип, к которому следует стремиться);

- базисный тип (наилучшим образом отвечает условиям данного этапа развития общества);

- модальный тип (реально господствующий тип на данном этапе развития общества).

Социализация личности: факторы, стадии, значение. Социализация представляет собой процесс превращения человека в личность, усвоения им социальных навыков, требований общества, приобретение социально значимых характеристик, обуславливающих его сознание и социальное поведение.

Основные факторы социализации личности:

1. Элементы внешней среды, с которыми взаимодействует личность ( семья, отношения «равенства», обучение в школе, средства массовой информации, процесс труда, общественные организации и др.).

2. Социальная деятельность и общение личности (проявление своей социальной сущности, своих социальных качеств, ценностных ориентаций).

3. Индивидуальность самой личности(ее возможности в освоении культуры, потребности, интересы, социальные цели).

Основные сферы социализации личности:

- деятельность,

- общение,

- самосознание.

Выделяются различные периоды (стадии) социализации личности.

В случае акцентирования внимания на важность профессионально-производственной деятельности как основного способа жизнедеятельности человека выделяют:

1. До трудовую стадию социализации (от рождения ребенка до поступления в школу, затем весь период обучения).

2. Трудовую (период зрелости человека).

3. После трудовую (сегодня этот период жизненного цикла человека вызывает особое внимание и дискуссии).

Э. Эриксон выделяет восемь возрастов человека: младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость.

Девиации личности. Девиантное поведение в целом - любые отклонения от общепринятых норм – как положительное так и отрицательное. В более узком смысле под девиацией понимается только негативное отклонение от утвердившихся моральных, правовых и иных норм. Причины девиантного поведения носят как субъективный так и

объективный характер.

Основные виды девиации: психические расстройства, алкоголизм,

наркомания, суициды, противоправные действия.

Аномия общества это егокризисное состояние, при котором значительная часть субъектов нарушает установленные нормы или относится к ним безразлично, а социальное регулирование общественных процессов резко ослаблено.

Понятие социальной аномии ввел в социологию Э. Дюркгейм, который рассматривал ее как проявление отсутствия в обществе «органической солидарности». Выражением социальной аномии общества он считал широкое распространение самоубийств.

Р. Мертон выделял типы девиантного поведения в зависимости от принятия или непринятия индивидом целей общества и тех средств, которые оно предлагает для их достижения:

Т. Парсонс определял аномию как «состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующимся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем».

 

Date: 2016-11-17; view: 583; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию