Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоговая система РФ, ее структура и функции.





Доходы бюджетов РФ формируются в соответствии с ее бюджетным и налоговым законодательством, за счет налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.Все доходы бюджетов деляться на собственные и регулирующие. Собств – это доходы, закрепленные на постоянной основе или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ (налоговые доходы, закрепл за соотв.бюджетами, и неналоговые доходы). Регулир.доходы – налоги и другие платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты другого уровня на очередной финансовый год, а так же на долговременной основе 9 не менее 3 лет) по разным видам таких доходов.

Налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность всех налогов вместе с принципами их взимания и начисления – это налоговая система.

Функции НС:

1.фискальная, функция формирования бюджетного фонда.

2.социальная поддерживает социальное равновесие путем изменения налогового бремени на отдельные социальные группы для сглаживания неравенства между ними

3.регулирующая подразумевает, что с помощью налогов государство осуществляет регулирование экономики, используя налоговые льготы и привилегии.

Есть несколько принципов, которые государство соблюдает в практике налогообложения:

1.обязательность, т.е. неотвратимость, принудительность налога.

2.равнонапряженность. На социальные группы с разным уровнем дохода относительное давление налогового бремени должно быть одинаково.

3.однократность

4.простота и доступность для исчисления

Субъект налога – тот, кто обязан платить налог, физическое или юридическое лицо. Объект налога – то, что облагается налогом (имущество, доход и т.д.). Источник налогообложения – фонд (средства из которых выплачивается налог). Налоговая ставка – размер налога на единицу обложения.

В зависимости от органа, который принимает решение о налоге и взимает его и взимают его различные федеральный, региональный и местный бюджеты.

Налоги по использованию делятся на:

1.общие (обезличены, поступают в бюджет в общей массе для финансирования расходов бюджета)

2.специальные (используются строго по целевому назначению тому, для которого данный фонд создан, поступают в специальные

 

 

22. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА

 

 

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Как правовой акт бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального образования, утверждаемый соответствующим представительным органом власти.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Роль бюджета состоит в том, что он создает финансовую основу, необходимую для деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Бюджетные средства предназначены для:

1) функционирования органов государственного управления;

2) осуществления международной деятельности государства, в том числе реализация международных договоров, возврат и предоставление кредитов, выполнение международных обязательств по охране окружающей природной среды, культурных и информационных связей;

3) национальной обороны;

4) правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства;

5) функционирования федеральной судебной системы;

6) фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу;

7) развития промышленности, энергетики и строительства;

8) развития сельского хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, информатики, рыночной инфраструктуры;

9) предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

10) развития образования, культуры, искусства и средств массовой информации, здравоохранения; 11)осуществления социальной политики и т. д.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ).

Функции бюджета:

1) образование бюджетного фонда или бюджетных доходов. Эта функция проявляется через формирование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной власти. Основной источник бюджетных доходов – это национальные доходы;

2) расходование бюджетного фонда, или финансирование бюджетных расходов. Эта функция предполагает конкретные целевые бюджетные расходы. Через расходы бюджета государство получает возможность обеспечивать свои функции, а именно производство общественных благ, поддержание правопорядка, эмиссионную деятельность, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны;

3) бюджет выполняет контрольную функцию, которая предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и расходованием бюджетных средств.

Роль бюджета: бюджет отражает расходование средств, перераспределение национального дохода и ВВП и выступает в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов страны.

 

23. СТРУКТУРА БЮДЖЕТА

 

 

Бюджет состоит из 2 частей: доходной и расходной.

Доходы бюджета – это часть бюджета, выражающаяся в платежах юридических и физических лиц и иных доходах.

Источники доходов можно классифицировать по различным основаниям. По социально-экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, от банковской и страховой деятельности, от приватизации и т. д. По юридическим формам доходы различных элементов бюджетной системы можно разделить на налоговые и неналоговые. Особое значение на сегодняшний день имеют налоговые поступления, так как в этой форме бюджет получает около 75 % всех доходов.

Источники доходов бюджета можно разделить на внутренние и внешние.

К внешним источникам относятся средства, предоставляемые иностранными государствами и международными организациями. Необходимо отметить, что данные средства чаще всего предоставляются на возвратной основе, т. е. по своей сути являются процентными ссудами. Финансирование нижестоящего бюджета вышестоящим (это ведь тоже источник доходов) происходит в форме дотаций, субвенций и ссуд.

Дотация – это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня на безвозмездной и безвозвратной основе, а ее использование не имеет целевого назначения.

Субвенция – это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели. Субвенции имеют строгое целевое назначение и должны быть использованы в определенный срок.

Бюджетная ссуда – это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и возмездной основе. Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на 2 части: бюджет развития и бюджет текущих расходов.

В бюджет развития включаются ассигнования на такие затраты, как капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических программ, капитальное строительство и т. п. В бюджет текущих расходов попадают все другие расходы.

Практическое значение этой классификации заключается в следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

Бюджет должен быть сбалансированным. Превышение расходной части над доходной составляет дефицит бюджета.

Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляцию. Однако в умеренных размерах дефицит бюджета страны представляется нормальным явлением: даже многие высокоразвитые капиталистические страны имеют дефицитные бюджеты.

Если происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.

 

24. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ

 

 

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов. Наблюдается значительная зависимость бюджетной системы от государственного устройства и территориального деления. Особенно это касается структуры государственного бюджета, имеющего свои национальные особенности в каждой стране.

Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетныхфондов, их частичное перераспределение. Это единство реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.

Бюджетная структура – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране.

Главный документ в построении бюджетной системы – Конституция РФ.

В соответствии с Конституцией РФ существует 2 вида государств:

1) унитарное;

2) федеративное.

Российская Федерация (РФ) – федеративное государство, имеющее 3 уровня. Кроме Конституции, в РФ существует закон, который определяет бюджетное устройство страны.

Первый уровень – центральный бюджет (находится в Москве).

Второй уровень – региональные бюджеты (республик, областей, краев, Москвы, Санкт-Петербурга).

Третий уровень – местные бюджеты (города, |района, сельского населенного пункта и т. п.). Кроме Конституции РФ и Закона о бюджетном устройстве, принимается ежегодно Закон о бюджете на текущий год.

Бюджетное регулирование – система перераспределения денежных средств, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему в целях сбалансированности.

К механизму регулирования относятся:

1) субсидии;

2) субвенции;

3) регулирующие доходные источники. Субсидия – часть общих государственных налоговых доходов, которые поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и, передаваемых нижестоящим бюджетам в порядке перераспределения.

Порядок перераспределения – особая форма связи между отдельными звеньями федеральной системы.

Субсидии бывают:

1) целевыми;

2) универсальными (без указаний).

Субсидии могут иметь как одноразовый, так и срочный характер.

Субвенция – часть фиксированного объема государственных средств, которые выделяются нижестоящим бюджетам для финансирования их расходов.

Регулирующие доходные источники

Доходы делятся на:

1) закрепленные;

2) регулирующие.

Закрепленные доходы – это доходы, которые полностью или частично передаются в определенный вид бюджета (22 % налога на прибыль направляется в местные органы власти).

Регулирующие доходы – это доходы, которые идут для подкрепления нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию. Перечень закрепленных и регулирующих доходов фиксируется налоговым законодательством и кодексами.

Принципы организации бюджетной системы РФ.
По бюджетному кодексу выделяют 11 принципов функционирования и построения бюджетной системы:

1. единство. Основывается на единстве правовой базы, денежной системы, единая бюджетная классификация, единый порядок учета средств всех бюджетов, не единстве принципов ведения бюджетных процессов в стране.

2. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджета и бюджетной системы. Это разграничение не означает, что за каждым бюджетом закрепляются определенные доходов и полномочий по проведению тех или иных расходов.

3. Самостоятельность бюджета. Она означает: 1.право органов власти всех уровней осуществлять бюджетный процесс

2. наличие у каждого уровня собствен источников доходов

3.право каждого уровня самостоятельно определять направление исп-ния бюджетных средств и источники покрытия их дефицита если в ходе исполнения бюджета оказывается, что сумма дохода превышает расходы, то вышестоящий бюджет не имеет право забрать образовавшийся излишек.

4. сумма расхода должна быть равна сумме дохода + возможные источники покрытия его дефицита (принцип сбалансированности).

5. эффективность использования бюджетных средств

6. полнота. Все доходы и расходы должны быть отражены в бюджете в полном объеме

7. принцип гласности. Означает открытость печати во-первых, утверждение бюджетов, во-вторых, отчет об исполнении, в третьих – открытость процедур рассмотрения и принятия решений по принятию бюджета.

8. достоверность. Означает надежность прогноза социально-экономического развития конкретных территорий и реальность расчета.

9. адресность и целевой характер бюджетных средств. Это означат, что все бюджетные средства выдаются конкретному получателю на конкретные цели.

10. общее совокупное покрытие расходов. Означает. Что каждый уровень должен отвечать, что его расходы покрыты полностью.

11 .принцип равенства бюджетных прав субъектов федерации РФ и муниципальных образований. При этом рассчитывается консолидированный бюджет, включающий в себя свод всех нижестоящих бюджетов.

 

 

25. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

1. Составление проекта бюджета является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.

2. Рассмотрение и утверждение бюджета предполагает, что Правительство РФ представляет Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Правительство РФ также представляет Государственной Думе проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на предстоящий год, не консолидированных в федеральном бюджете. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год в четырех чтениях.

3. Исполнение бюджета начинается после утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета – после подписания Президентом РФ). В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов.

Федеральное казначейство обеспечивает соблюдение принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с российским законодательством. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета.

4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти.

Для контроля за исполнением бюджета Федеральное Собрание РФ образует специальный орган – Счетную палату РФ, которая участвует также и в предварительном контроле – при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета.

Отчет об исполнении бюджета на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств готовит орган, исполняющий бюджет. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

Продолжительность бюджетного процесса по первой и второй стадиям – более года; по третьей – 1 год (с января по 31 декабря); по четвертой – более полугода.

 

26. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Межбюджетные отношения – это бюджетные отношения между тремя уровнями власти: федеральным, субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Воздействуя на процессы формирования межбюджетных отношений путем изменения принципов, методов, способов формирования бюджетных доходов и расходов, государство корректирует установленные бюджетные взаимосвязи, регулирует каналы прохождения и направления бюджетных потоков, уточняет пропорции распределения централизованных ресурсов и механизмы реализации их целевого назначения и, таким образом, обеспечивает управление межбюджетными отношениями.

Закрепление определенного порядка движения финансовых потоков по уровням бюджетной системы государства и организация экономических отношений, возникающих по этому поводу, составляют основу механизма бюджетного регулирования, через который федеральные, региональные и местные органы власти и управления выполняют свои представительные и исполнительские полномочия с соблюдением требований формальной финансовой независимости их политики от вышестоящих уровней.

Единство бюджетной системы РФ предполагает слияния или поглощения бюджетов более низких уровней вышестоящими бюджетами. Напротив, каждое бюджетное звено функционирует самостоятельно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты субъектов Федерации, последние – в федеральный бюджет. Однако в случае необходимости поддержки бюджетов более низких уровней из бюджетов вышестоящих уровней (федерального и регионального) им могут направляться дополнительные доходные ресурсы, что позволяет более рационально и эффективно использовать финансовые ресурсы в масштабе всего государства.

Межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов – это объективно

обусловленная система оказания финансовой помощи нижестоящим уровням бюджетной системы, которые в силу исторически сложившихся экономических условий не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий.

Естественно, что полного соответствия налогового потенциала и других бюджетных доходов потребностям региональных и местных органов власти достичь трудно, поэтому недостаток средств, как правило, приходится компенсировать за счет финансовых ресурсов вышестоящих бюджетов. Более того, ресурсы вышестоящих бюджетов могут и должны использоваться в целях воздействия на процесс формирования структуры расходов нижестоящих органов власти, отражающих приоритеты более высоких уровней власти.

Рассматривая формы бюджетного регулирования, целесообразно выделить два потока бюджетных ресурсов: восходящий поток денежных средств, формирующий доходы государственного бюджета, и нисходящий, обеспечивающий дополнительные поступления централизованных финансовых средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации.

 

27. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Бюджет в экономике – это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени, как правило, на год. В зависимости от субъекта хозяйствования, для которого он составлен, различают государственный и местный (в том числе региональный и муниципальный), а также потребительский (семейный) бюджеты.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает федеральный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

В настоящее время государственная бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев:

• федерального бюджета;

• 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 бюджетов автономных округов, бюджета Еврейской автономной области;

• около 29 тыс. местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты со своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.

Бюджетная система представляет собой центральное звено финансовой системы страны. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

Через федеральный бюджет образуется и используется общегосударственный централизованный фонд денежных средств, а государство организует перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, между регионами государства, между отраслями народного хозяйства.

Выступая как система денежных отношений, федеральный бюджет, будучи экономической категорией, выражает экономические отношения в обществе – отношения между социальными слоями и группами.

По форме федеральный бюджет – это роспись доходов и расходов государства на определенный срок, утверждаемая в законодательном порядке. Утверждение бюджета парламентом придает бюджету силу закона.

Федеральный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее

структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенных слоев населения.

28-29. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Доходы бюджетов – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

В соответствии с бюджетной классификацией все доходы бюджетов делятся на следующие виды:

а) налоговые доходы;

б) неналоговые доходы;

в) безвозмездные перечисления; включают следующие поступления:

• от нерезидентов;

• от других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисляемые по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);

• от государственных внебюджетных фондов;

• от государственных предприятий и учреждений;

• от международных организаций.

Бюджетные расходы – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Виды бюджетных расходов:

а) расходы федерального бюджета;

б) расходы бюджетов субъектов Российской Федерации;

в) расходы местных бюджетов.

1. Расходы федерального бюджета: обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; функционирование федеральной судебной системы; национальная оборона и обеспечение безопасности государства, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; прочие расходы.

2. Расходы бюджетов субъектов РФ: обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации; обеспечение реализации региональных целевых программ; оказание финансовой помощи местным бюджетам; прочие расходы.

3. Расходы местных бюджетов: содержание органов местного самоуправления; формирование муниципальной собственности и управление ею; организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации и других учреждений; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства.

 

30. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ

 

 

Бюджетный дефицит – это финансовое явление, при котором наблюдается превышение расходной части бюджета над его доходной частью.

1) расходы = доходы (это сбалансированный бюджет (сальдо = 0)) – лучший вариант;

2) расходы ‹доходы (доходы – расходы› 0 – положительное сальдо (профицит));

3) расходы › доходы (дефицит). Качество дефицита бывает:

1) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж. М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества;

2) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

3) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит – явление, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений. Методы снижения бюджетного дефицита

1. Расходы = const, доходы растут.

2. Доходы = const, расходы падают.

3. Доходы растут, расходы падают (дефицит снижается быстрее в 2 раза).

Пути финансирования бюджетного дефицита:

1) эмиссия денежных знаков. Этот путь ведет к инфляции. Возникают отрицательные социально-экономические последствия;

2) государственные займы. В этом случае в финансировании участвуют компании, банки, у которых имеются свободные денежные средства;

3) иностранные займы. Их предоставляет МВФ;

4) использование национального богатства. Увеличение ставок налогов является не методом финансирования бюджетного дефицита, а способом его сокращения.

Профицит бюджета – превышение доходов над расходами. Профицит бюджета является фактором стабильного валютного курса, маяком для иностранных инвестиций.

Профицит используется только на погашение государственного долга и на образование финансового резерва, который также идет на погашение государственного долга, если не возникает бюджетного дефицита.

Первичный профицит – это величина, которая показывает, насколько доходы бюджета превышают расходы без учета платежей по долгам. Первичный профицит федерального бюджета РФ за январь-февраль 2003 г. составил без учета единого социального налога (ЕСН) 45,9 млрд руб., или 2,6 % ВВП.

В феврале бюджет исполнен с дефицитом в размере 32,8 млрд руб. без учета ЕСН, или 3,7 % ВВП.

Окончательный профицит – это превышение доходов бюджета всех его расходов, включая расходы на обслуживание внешнего долга.

На 2004 и 2005 гг. сначала планировался профицит бюджета 1,5 % и 1,7 % ВВП соответственно, однако позже (в апреле 2003 г.) он был понижен до 0,6 % и 0,9 % ВВП.

 

31. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

 

 

Государственный кредит (ГК) – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.

Условия кредитного договора:

1) срок предоставления или получения кредита;

2) обязанности сторон;

3) условия обеспечения возврата ссуды;

4) размер процентной ставки за пользование ссудой. Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции:

1) распределительную;

2) регулирующую;

3) контрольную.

Через распределительную функцию расходы государства капитального характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга идет за счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта, размещения новых государственных займов, т. е. рефинансирования государственного долга.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость.

Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту процентных ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.

Классификация государственных займов:

1) по субъектам заемных отношений различают:

а) займы, размещаемые центральными органами управления;

б) займы, размещаемые территориальными органами управления;

2) по месту размещения выделяют:

а) внутренние;

б) внешние;

3) по возможности обращения на рынке:

а) рыночные;

б) нерыночные (выпускаются с целью мобилизации крупных средств);

4) по сроку:

а) краткосрочные (до 1 года) – векселя;

б) среднесрочные (от 1 до 5 лет) – облигации;

в) долгосрочные (от 5 лет, но не более 30);

5) по обеспеченности долговых обязательств:

а) закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием администрации);

б) беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления;

6) по способу выплаты дохода различают:

а) выигрышные облигации;

б) процентные;

в) с нулевым купоном, т. е. продажа со скидкой – дисконтом;

7) в зависимости от метода определения дохода: долговые обязательства с твердым доходом и с плавающим доходом;

8) в зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают:

а) обязательства с правом долгосрочного погашения;

б) без права долгосрочного погашения;

9) в зависимости от варианта погашения задолженности различают:

а) погашение единовременным платежом;

б) частями, в том числе равными, возрастающими, снижающимися долями.

 

32. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Управлением государственным долгом – это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Цели управления государственным долгом:

1. Экономические: минимизация стоимости привлекаемых внешних займов, улучшение условий рефинансирования и/или переоформление задолженности, снижение общих издержек по обслуживанию внешнего долга, повышение эффективности использования привлекаемых ресурсов.

2. Политические: поддержание стабильности функционирования политической системы.

3. Социальные: своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности.

4. Обеспечение национальной безопасности: чрезмерно высокое бремя внешнего долга может влиять на экономическую безопасность страны.

Цикл управления государственным долгом включает 3 стадии:

1. Управление привлеченным долгом может базироваться как на прямом государственном управлении, так и на косвенных методах, включающих выдачу государственных гарантий и нормативно-административное регулирование привлечения негарантированных кредитов частными фирмами.

2. Управление размещением государственного долга характеризуется как ключевой активный элемент в системе управления долгом.

Можно выделить 3 способа возможного использования привлекаемых ресурсов:

• финансовое размещение, когда из внешнего источника осуществляется финансирование инвестиционных проектов и развития экономики;

• бюджетное использование, при котором привлеченные ресурсы направляются на финансирование текущих бюджетных расходов, в том числе на обслуживание внешней задолженности;

• смешанное бюджетно-финансовое размещение, когда заимствования используются как на финансирование текущих бюджетных потребностей, так и на развитие экономики в целом.

3. Управление погашением государственного долга. Погашение долга производится из трех основных источников: из бюджета; за счет золотовалютных резервов, собственности; из новых заимствований.

Методы управления государственным долгом включают реструктуризацию и конверсию.

Реструктуризация означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга, нежели это вытекает из оригинальных схем кредитных соглашений.

Конверсия представляет собой все механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительных для экономики государства- должника. Главный финансовый механизм конверсионной схемы заключается в ликвидации части внешних долговых требований путем их обмена (свопа) в национальные активы – национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы.

34. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

Важнейшими внебюджетными фондами, не консолидированными в федеральном бюджете РФ, являются следующие:

• Пенсионный фонд Российской Федерации;

• Фонд социального страхования РФ;

• Фонд обязательного медицинского страхования. Эти фонды относятся к социальным внебюджетным фондам.

1. Пенсионный фонд (ПФ) Основные источники средств ПФ РФ: 1)страховые взносы работодателей;

2) страховые взносы граждан;

3) добровольные взносы граждан;

5) доходы от капитализации средств фонда;

6) прочие поступления. Пенсионный фонд используется: 1) на выплату пенсий:

• по возрасту и инвалидности;

• при потере кормильца;

• за выслугу лет, военнослужащим;

2)выплату пособий;

• на детей в возрасте от полутора до шести лет;

• одиноким матерям;

• лицам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС;

3) для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам.

2. Фонд социального страхования ФСС: Источники формирования средств ФСС:

• страховые взносы организаций-работодателей;

• страховые взносы физических лиц (предпринимателей и не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но использующих наемный труд);

• добровольные взносы физических и юридических лиц;

• прочие доходы.

Средства Фонда направляются на следующие цели:

1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижении им полутора лет, на погребение;

2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;

3) проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования.

3. Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) Источникми формирования средств ФОМС:

• страховые взносы организаций-работодателей;

• страховые взносы физических лиц (предпринимателей и не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но использующих наемный труд);

• добровольные взносы физических и юридических лиц;

• доходы от капитализации временно свободных денежных средств в пределах средств, предусмотренных бюджетом;

• прочие доходы.

Фонд обязательного медицинского страхования структурно состоит из Федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

 

 

44. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

 

Финансовые отношения банков связаны с формированием и использованием собственных средств коммерческого банка (КБ): уставного фонда (УФ), резервного фонда, страховых резервов, прибыли и фондов, создаваемых за счет прибыли.

УФ создается за счет вкладов учредителей. Резервные фонды КБ – для возмещения убытков по активным операциям, выплаты процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям при недостатке прибыли.

Страховые резервы создаются под конкретные операции. Основную часть доходов КБ составляет процент за кредиты. Доходы могут быть за расчетно-кассовое обслуживание, комиссионное вознаграждение, за услуги по корреспонденции с другими банками, а также включать доходы от лизинговых операций, по гарантиям, трастовым, факторинговым операциям, от информационных, консультативных, экспортных операций.

Расходы:

1) процент по вкладам, депозитам, межбанковским кредитам;

2) комиссионные за услуги корреспондентских отношений с другими банками;

3) расходы на управление банком, содержание аппарата управления, расходы на рекламу, аудиторские проверки, операционные и почтовые расходы, амортизацию.

Банки вносят отчисления в социальные внебюджетные фонды, уплачивают НДС по операциям кассового обслуживания, предоставлению гарантий, услугам по инкассации, трастовым, лизинговым, факторинговым, консультативным услугам, услугам по хранению ценностей.

Основные операции банков (кредитование, операции с валютой) нДс не облагаются. После уплаты налогов создаются фонд накопления и фонд потребления.

Финансы страховых компаний. Результаты финансово-хозяйственной деятельности страховой компании выражаются в полученной прибыли и изменении размеров резервных фондов.

Прибыль страховой компании складывается из:

1) прибыли, непосредственно полученной от страховой деятельности;

2) из полученных страховых взносов образуется фонд текущих поступлений страховых взносов, из которого страховая компания уплачивает страховые возмещения и страховые суммы (при личном страховании), формирует резервные фонды. После этого покрываются издержки по ведению страхового дела (за счет нагрузки);

3) прибыли от нестраховой деятельности компании;

4) прибыли от прочих услуг.

Особенности финансов инвестиционных фондов

Инвестиционный фонд – акционерное общество открытого типа, которое одновременно осуществляет деятельность по привлечению средств за счет эмиссии собственных акций, инвестирования собственных средств в ценные бумаги других эмитентов, торговли ценными бумагами, а также владеет инвестиционными ценными бумагами в размере 30 % и более стоимости своих активов.

Инвестиционный фонд не имеет права:

1) осуществлять другие инвестиции, кроме как в ценные бумаги;

2) выпускать облигации, привилегированные акции, дающие преимущественное право перед другими кредиторами;

3) инвестировать более 5 % своих чистых активов в ценные бумаги одного эмитента;

4) приобретать акции других инвестиционных фондов;

5) приобретать и иметь в своих активах 15 % и более облигаций одного эмитента.

 

 

48. ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НЕКОММЕРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

Учреждение – это организация, созданная собственником для организации управления, социально-культурных и других функций некомпетентного характера, финансируемая полностью или частично этим собственником. Собственником могут быть государственные органы федерального или регионального уровня, органы местного самоуправления (муниципальная собственность). Имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.

Общественные и религиозные организации: политические партии, общественные и религиозные движения, профсоюзы, творческие союзы. Особенность этой формы организации в том, что это добровольное объединение граждан для удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей на основе общности их интересов. Они осуществляют предпринимательскую деятельность, с тем чтобы достичь целей, для которых они созданы. Члены организации не сохраняют права на переданное в их собственность имущество, в том числе членские взносы. Участники не несут ответственности по обязательствам организации.

Потребительские общества и потребительские кооперативы – добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и других потребностей участников. Организуются путем объединения его членами имущественных, паевых взносов на основе системы потребкооперации, созданной для снабжения сельского населения на территории, не выгодной для деятельности торговых организаций.

Другая форма – фонды – учреждения, созданные гражданами и юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов для социальных, благотворительных, культурных, образовательных и других общественно полезных целей без членства учредителей фонда, т. е. фонд не предполагает обязательную для каждого участника уплату членских взносов. Они, как правило, добровольны. Учредители не отвечают по обязательствам фонда, и наоборот, фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, для которых он создан.

Можно создавать союзы, федерации, объединения. Основную часть услуг осуществляют учреждения (образования здравоохранения, культуры и искусства, государственные учреждения).

Народное образование включает в себя дошкольное воспитание, общеобразовательное воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование. Большая часть учреждений образования находится в федеральной и местной собственности. Основной источник образования ресурсов – федеральный и местные бюджеты. Из федерального бюджета финансируется основная часть вузов, а также часть учреждений среднего специального образования, некоторые ведомственные учреждения народного образования других типов. Из региональных бюджетов финансируются остальные вузы (регионального подчинения), оставшиеся техникумы, значительная часть ПТУ, предусматриваются расходы на подготовку и переподготовку кадров. Школы (общеобразовательные), дошкольные учреждения финансируются из местного муниципального бюджета.

 

 

Date: 2016-11-17; view: 216; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию