Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Масштабы и структура мирового рынка научно-технической продукции





 

В условиях перехода к «экономике знаний» рынок научно-технической продукции превращается в один из наиболее важных секторов мирового рынка; общий объем этого сектора составляет порядка 2,5 трлн долл. в год. Качественная специфика рынка научно-технической продукции определяется растущей ролью факторов конкурентоспособности, обусловленных степенью воплощения в свойствах реализуемой продукции достижений научно-технического процесса. Особенности информационных форм богатства выступают в роли некоммерческих источников информации, которые, однако, в тех или иных аспектах могут иметь экономическое значение. Это относится к публикациям в научных журналах, выступлениям на конференциях, материалам научной и учебной литературы, справочникам, обзорам, компьютерным банкам данных, каталогам и проспектам выставок и другим источникам открытой информации. Их влияние на экономические процессы проявляется, в частности, в том, что мировой рынок научно-технологической продукции растет быстрее, чем рынки других видов товаров, и в то же время быстрее национальных рынков научной продукции.

Структура мирового рынка научно-технической продукции характеризуется его субъектами, объектами и формами связей между ними. В качестве субъектов выступают государства, фирмы, научные и учебные центры, научные фонды (в том числе международные), отдельные лица. Объектами этого рынка являются овеществляемые и не овеществляемые формы научно-технической информации, знаний, интеллектуальной собственности. На уровне фирм выделяются две основные группы покупателей новых технологий: дочерние фирмы, которым предоставляется возможность приобретения принципиально новой научно-технической информации, и прочие покупатели, которым предлагается уже известная и ранее воплотившаяся в товарных формах продукция.

По функциональному признаку выделяются следующие сегменты мирового научно-технологического рынка: рынки патентов и лицензий; наукоемких и высокотехнологичных товаров; наукоемкого и высокотехнологичного оборудования; наукоемких услуг; наукоориентированного венчурного капитала; рынок научно-технических специалистов. Ключевое значение имеет рынок патентов и лицензий, объем которого — порядка 35—40 млрд долл. в год. На высокоразвитые страны приходится 90 % мирового рынка научно-технической продукции, в том числе 60 % — на 5 стран: США, Японию, Великобританию, Германию и Францию. В общем объеме продаж наукоемкой продукции доля США составляет 39 %, Японии — 30, Германии — 16% (доля России на этом рынке — менее 1 %). По количеству патентования изобретений лидирует Япония — здесь подается до 450 тыс. заявок в год, выдается 150 тыс. патентов, в том числе 130 тыс. — отечественным заявителям. Наибольшее количество товарных знаков регистрируется в США — до 250 тыс. в год. Положительное сальдо по внешнеторговому обороту научно-технической продукции имеют США, Великобритания, Швейцария; отрицательное — Япония, Индия, Бразилия, Мексика, Аргентина, Россия.

Функционирование мирового рынка научно-технической продукции регулируется правовыми и иными международно признанными нормами. Объектами правового регулирования выступают объекты авторского права (в том числе программы для ЭВМ и базы данных), объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования, товарные знаки и т.д.), ноу-хау. Существует ряд международных соглашений, регулирующих рынок научно-технологической продукции: Международный кодекс поведения в области передачи технологий, Соглашение ВТО по аспектам прав на интеллектуальную собственность, ряд документов Всемирной организации интеллектуальной собственности и Комитета по передаче технологий Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

 

 

ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ

 

Трансферт технологий является важным средством осуществления инновационного процесса, инструментом коммерциализации технологий.

Заметим, что в отечественной литературе встречается два варианта перевода этого понятия: трансферт – от фр. transfert; и трансфер – от лат. transferre. Мы будем придерживаться первого варианта.

Трансферт технологий представляет собой движение технологии с использованием каких-либо информационных каналов от одного ее индивидуального или коллективного носителя к другому [9].

Действительно, поскольку технология является преимущественно информацией, предназначенной для достижения какой-либо цели, или знанием о том, как сделать что-либо, то трансферт представляет собой фактически распространение технологий с помощью информационных каналов различного типа: от лица к лицу, от группы к группе, от организации к организации.

Принято выделять три основных формы трансферта технологий:

- внутренний трансферт, когда осуществляется передача технологии от одного подразделения организации другому;

- квазивнутренний трансферт, т.е. движение технологии внутри альянсов, союзов, объединений самостоятельных юридических лиц;

- внешний трансферт, т.е. процесс распространения технологии, в котором участвуют независимые разработчики и потребители технологий.

Сканирование и мониторинг технологий лежат в основе трансферта, передачи инновационных технологий.

Сканирование и мониторинг технологий, обзор и анализ информации об исследованиях и разработках необходимы для осознания возможности определенных инновационных технологий, для их идентификации и выработки стратегии инновационного развития организации.

Как и для других проблем управления процессами трансферта технологий, при решении задач сканирования и мониторинга новых технологий наблюдаются существенные различия подходов в разных странах. Основная причина этого заключается в разных ролях, которые играют национальные правительства при решении этих задач.

В странах с централизованной плановой экономикой решающая роль при сканировании и мониторинге технологий отводилась правительственным структурам. Как результат, эти задачи практически вообще не стояли перед предприятиями в советское время. Они решались правительственными структурами и, как правило, доводились до предприятия как детерминанта их деятельности.

Примером другой полярности в этом отношении являются Япония и Германия. Так, обзор, проведенный в Германии, показал, что половина компаний, включенных в обследование, имели собственные программы технологической разведки. В Японии также широко распространены корпоративные подразделения технологической разведки.

Некоторые компании объединяют усилия для совместной разработки и осуществления программ технологической разведки. Однако среди специалистов идут дебаты о том, помогает или, напротив, препятствует партнерство нескольких фирм технологической разведке в компании. В одних случаях имеются определенные преимущества, когда один партнер делится новым технологическим опытом с другим (конечно, в обмен на производственные возможности или определенную долю рынка); в других случаях – такое партнерство может вызвать «атрофию» собственной программы технологической разведки компании.

Разработка организацией подхода к решению задач сканирования и мониторинга, идентификации и оценивания новых технологий представляет собой особую функциональную стратегию, осуществление которой должно гарантировать:

- хорошо организованный подход к сканированию и мониторингу технологического и научного развития (технологическая разведка);

- доскональное знание собственного технологического положения и возможностей компании, технологического положения основных конкурентов;

- хорошую организацию НИОКР по инновационной технологии, поощряющую интенсивные информационные потоки (как внешние, так и внутренние): собственные разработки, передача результатов НИОКР от научных учреждений к коммерческим организациям, между компаниями.

Оптимизация информационных потоков в организации – это одна из ключевых задач управления процессами трансферта технологий. В процессе ее решения важно учитывать, что информация о новых технологиях может иметь различный характер и принципиально разные источники:

1) информация, основанная на знаниях:

- технические, общие и научные журналы;

- монографии;

- патенты;

- участие в конференциях, предметных сообщества;

- беседы с коллегами;

2) информация, основанная на знаниях и умениях:

- учебные курсы;

- стажировки;

- найм квалифицированного персонала;

- обмен сотрудниками;

3) информация, основанная на оборудовании:

- торговые журналы;

- выставки;

- рекламные материалы;

- закупка оборудования;

- посещение других организаций.

Сложный и многообразный характер информации о новых технологиях необходимо учитывать при организации процессов сканирования и мониторинга технологий.

При управлении процессами трансферта технологий принципиально важно также проводить разграничение формальных и неформальных источников информации, которое определяет в значительной степени возможности контроля за соответствующими информационными потоками.

К формальным информационным источникам относятся те, которые целенаправленно, сознательно создаются и контролируются. Например, подписка на торговый журнал, участие в научном сообществе, членство в региональном технологическом центре, привлечение консультантов. Эти информационные источники находятся вне организации и могут использоваться для передачи ей информации о новых технологиях. Однако внутри организации также существует информация, которую важно не только осознать, но и использовать. Например, как работник, находящийся на передовой производственного процесса, и который понял, как улучшить использование оборудования, может передать эту информацию тем, кто принимает решение в организации? Знакомыми формальными механизмами для передачи такой информации внутри организации являются собрания, информационные листки, движение персонала, обучение (переобучение, повышение квалификации).

Для управления инновациями важны и неформальные потоки информации, т.е. непланируемые, случайные обмены информацией. Это может быть беседа за обедом, «переброска несколькими словами», возникновение случайных непланируемых групп на конференциях или при обучении и т.п.

Формальные информационные потоки намного легче контролировать, чем неформальные, поскольку решение о формальных потоках принимается сознательно (участие в конференции, подписка на журнал, вступление в ассоциацию). Более того, многие из этих формальных контактов предоставляют информацию регулярно. Неформальные информационные потоки ничуть не менее важны, но по самой их природе их намного сложнее контролировать, отслеживать, однако это очень важно делать для эффективного трансферта технологий.

Сканирование и мониторинг информации о внешних исследованиях и разработках необходимо совмещать с анализом рыночных потребностей и характера конкуренции, для того чтобы процесс трансферта технологий был достаточно эффективным. Баланс между технологической осуществимостью инновации, технологическим давлением и рыночным запросом на нее необходим для успешного трансферта инновационных технологий.

Можно выделить ряд методов, которые в настоящее время широко используются компаниями в различных странах при импорте технологий, т.е. международном трансферте. Кроме собственно покупки технологий или прямых иностранных инвестиций, компании получают доступ к зарубежным технологиям, применяя также следующие способы:

- реверсивное, обратное проектирование представляет собой метод трансферта технологий, который активно используется японскими компаниями. В качестве его основных шагов можно выделить следующие: демонтаж (разборка) инновационной продукции; изучение того, как она работает, как сделана; разработка улучшенных версий этой продукции и продажа под именем своей собственной компании;

- производство на базе подлинной, незаимствованной технологии (OEM – original equipment manufacture) - этот метод внешнего трансферта технологий широко применяется, в частности, при производстве бытовой электроники. Особенно активно он используется в таких странах, как Корея, Тайвань и Сингапур. При этом методе международного трансферта технологий местная фирма производит конечный продукт согласно спецификации иностранной фирмы-заказчика, в роли которой часто выступает крупная японская или американская компания по производству бытовой электроники. Затем иностранная фирма продает продукцию под своим собственным именем. При этом иностранная компания нередко участвует в выборе оборудования, обучении технологического и управленческого персонала, что часто ведет к тесному долгосрочному технологическому сотрудничеству. Однако можно отметить несколько недостатков OEM, основные их которых заключаются в том, что местная фирма как младший партнер является подчиненной и зависит от технологии, компонентной базы и маркетинговых каналов крупной зарубежной компании, которая часто диктует жесткие условия. Таким образом, местная фирма не имеет доступа к видам деятельности и звеньям стоимостной цепи после собственного производства, а поэтому она не может развивать свой опыт в области маркетинга на международных рынках, не может развивать свою товарную марку;

- создание заводов «под ключ» обычно включает внешний трансферт сложных, комплексных производственных технологий. При этом иностранная фирма, как правило, несет ответственность за управление проектом, отбор зарубежных и местных поставщиков, обучение менеджеров и технического персонала завода.

Date: 2016-11-17; view: 373; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию