Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О профессиональных стандартах в сфере образования





 

В соответствии с приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (в редакции приказа Минтруда России от 25.12.2014 № 1115н) начало применения работодателями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – профстандарт «Педагог») определено с 1 января 2017 года.

ЦС Профсоюза проанализировал существующие условия для применения работодателями в сфере образования начиная с 01.01.2017 года профстандарта «Педагог» при формировании кадровой политики образовательной организации и управлении персоналом, при организации обучения, повышения квалификации, переподготовке и аттестации работников, заключении с ними трудовых договоров, разработке должностных инструкций, установлении систем оплаты труда, и посчитав принятые для этих целей меры недостаточными, в мае 2016 г. обратился к Министру образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанову с предложением рассмотреть вопрос о возможности переноса срока начала применения профстандарта «Педагог» на 01 сентября 2020 года в связи с необходимостью продолжения его апробации и отсутствием реальных условий для его применения по установленным направлениям на территории всей страны, одновременно начав разработку профессионального стандарта «Педагог» в новой редакции. В письме было отмечено, что до настоящего времени отсутствуют утвержденные типовые документы общеобразовательной организации для работы в условиях применения профстандарта «Педагог», поименованные в Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утвержденной заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 28.05.2014 г. № 3241п-П8). Также в письме указывалось на то, что до настоящего времени отсутствует определенность при реализации прав педагогических работников, предусмотренных частью первой статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», поскольку не установлено, каким конкретно требованиям должны отвечать педагогические работники, занимающие должности учителей и воспитателей, других педагогических работников, а также претенденты на занятие указанных должностей, так как в соответствии с этой статьей правом на занятие педагогической деятельностью обладают лица либо одновременно отвечающие требованиям квалификационных характеристик и профессиональному стандарту, либо только требованиям профессионального стандарта.

В качестве аргументации, приложенной к обращению ЦС Профсоюза, было представлено мнение Профсоюза по вопросу формирования на федеральном и региональном уровнях перечня мер, требуемых для подготовки к введению в действие профстандарта «Педагог» по направлениям его применения, которые должны быть реализованы Минобрнауки России в соответствии с Комплексной программой повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденной Правительством РФ 28 мая 2014 г. № 3241п-П8. Кроме того, в перечень мер вошли также мероприятия по реализацииитоговых материалов Всероссийского съезда «Профессиональный стандарт педагога: апробация и внедрение», состоявшегося в ноябре 2015 года в Москве на базе ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» и совместные мероприятия органов государственной исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, организаций Профсоюза, работодателей и педагогических работников образовательных организаций по подготовке к применению с 1 сентября 2020 года профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

На совещании у Министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова, состоявшемся в июле 2016 г., было принято решение поддержать предложение Профсоюза с уточнением Минобрнауки России по срокам о целесообразности переноса на 01 сентября 2019 г. даты начала применения профстандарта «Педагог», в целях подготовки обсужденных в ходе совещания изменений его редакции на основе совместного развернутого анализа существующей системы педагогического образования, а также системы повышения квалификации учителей.

Кроме того, Минобрнауки России было принято решение о возможности выстраивания системы профессионального роста учителя через расширение перечня должностей по данной должности (дифференцированных в зависимости от уровня сложности и ответственности выполняемых функций) с учетом принятых обязательств о проработке изменений в действующее нормативное правовое регулирование в части установленных действующим законодательством прав и социальных гарантий учителей (включая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости) с целью недопущения ухудшения положения учителей, претендующих в перспективе на замещение новых учительских должностей.

В число принятых на совещании решений также вошло предложение Рособрнадзора о необходимости формирования единой системы аттестации педагогических работников через разработку на федеральном уровне единых контрольных измерительных материалов по профессиональным компетенциям для создания на первом этапе альтернативной формы аттестации по выбору учителей, сохранив при этом существующую форму аттестации.

По итогам состоявшегося совещания Министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов обратился к Министру труда и социальной защиты М.А. Топилину с информацией о том, что Минобрнауки России в соответствии с поручением Правительства РФ от 12.01.2016 г. № ОГ-П8-32 во исполнение перечня поручений Президента РФ от 02.01.2016 г. № Пр-15ГС по итогам заседания Государственного Совета РФ 23.12.2015 г. подготовлены и представлены в Правительство РФ с проектом доклада Президенту РФ предложения о формировании национальной системы учительского роста (НСУР), направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтвержденными результатами аттестации.

В информации Министра образования и науки РФ содержится перечень планируемых в целях формирования НСУР и обеспечения единых подходов к аттестации мероприятий, в число которых входят: внесение изменений в профстандарт «Педагог»; разработка отдельных профессиональных стандартов по должностям «воспитатель» для дошкольных образовательных организаций и по должности «учитель начальных классов» для работников, реализующих программы начального общего образования; введение дифференцированной системы должностей в зависимости от состава и уровня сложности выполняемых трудовых функций, например «учитель», «старший учитель», «ведущий учитель»; установление требований к уровням квалификации (соответствие занимаемой должности и квалификационная категория); установление минимально необходимого уровня профессионального образования в зависимости от занимаемой должности (для воспитателей дошкольных образовательных организаций – среднее профессиональное образование, для учителей начальной школы – высшее образование (бакалавриат) и др.); формирование единой системы аттестации педагогических работников через разработку на федеральном уровне единых контрольных измерительных материалов по профессиональным компетенциям и др.

Для введения НСУР Минобрнауки России считает необходимым внесение изменений в профстандарт «Педагог», а также в нормативные правовые акты с целью уточнения номенклатуры должностей и порядка аттестации педагогических работников с учетом сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии через установление тождественности для лиц, замещающих новые должности в системе должностей педагогических работников, а также других установленных законодательством прав и социальных гарантий, в связи с чем в настоящее время разрабатывается «дорожная карта», рассчитанная до 01 сентября 2019 г. по формированию и введению НСУР, включающая комплексную апробацию и внедрение ее базовых элементов, а также информационно-методическое сопровождение указанных мероприятий.

С целью содействия в реализации вышеперечисленных задач и мероприятий Минобрнауки России обратился к Минтруду России с просьбой дать поручение о рассмотрении вопроса о возможности переноса даты начала применения работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, по организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда профстандарта «Педагог» на 01 сентября 2019 года.

Необходимо отметить, что работа над формированием нормативной правовой базы по всем вопросам применения профстандартов продолжается.

Так, в соответствии со статьей 195.3 Трудового кодекса РФ, включенной в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», определен и вступает в силу с 1 июля 2016 года новый порядок применения профессиональных стандартов.

01 июля 2016 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности», далее – постановление Правительства РФ.

В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ профстандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, применяются государственными, муниципальными и иными учреждениями, перечисленными в абзаце 1 пункта 1 постановления Правительства РФ, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов. Содержание этих планов также определено в постановлении Правительства РФ. Реализацию мероприятий, предусмотренных планами, необходимо завершить не позднее 1 января 2020 г.

В соответствии со статьей 195.3 Трудового кодекса РФ Минтруд России вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов, на основании же пункта 7 постановления Правительства РФ Минтруд России обязан давать разъяснения по вопросам применения указанного постановления Правительства РФ.

В настоящее время Минтруд России разработал проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении Разъяснений по вопросам применения профессиональных стандартов», который размещен на сайте http://regulation.gov.ru/projects# 18 июля 2016 г. и неоднократно обсуждался на заседаниях рабочих групп РТК с участием Профсоюза. Свои замечания и предложения, касающиеся данного проекта приказа, а также особенностей применения профессиональных стандартов в сфере образования, Профсоюз направил в РТК и Минтруд России.

Кроме того, 15 июля 2016 г. Профсоюз направил Министру труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилину письмо, содержащее ряд вопросов в отношении особенностей применения профессиональных стандартов, которые не нашли своего отражения ни в постановлении Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584, ни в представленной редакции проекта приказа Минтруда России, и нуждаются в разъяснении.

1). В каком порядке органы и организации, осуществляющие функции и полномочия учредителей организаций, указанных в абзаце 1 пункта 1 данного постановления, должны принимать участие в утверждении планов подведомственными организациями?

2). Вправе ли образовательные организации в условиях действия профессиональных стандартов в сфере образования применять при приеме на работу к кандидатам, претендующим на занятие должностей педагогических работников, требования, содержащиеся в приказе Минздравсоцразвития России: от 26.08.2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и от 11.01.2011 г. № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»?

3). Будут ли применяться в условиях действия профессиональных стандартов в сфере образования положения пункта 9 приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) и пункта 11 приказа Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 г. № 1н, предусматривающие возможность для лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» указанных единых квалификационных справочников, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, быть назначенными на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

 

28 июля 2016 г. ЦС Профсоюза согласовал направленный Минобрнауки России проект приказа Минтруда России «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, с изменением, внесенным приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н, подготовленный на основе предложений Минобрнауки России, ранее согласованных Общероссийским Профсоюзом образования в рамках совместной проработки исполнения поручения Правительства РФ от 18 мая 2016 г. № ОГ-П8-2927 по внесению изменений в указанный профстандарт «Педагог» в части квалификационных требований, установленных разделом «Требования к образованию и обучению». Указанные изменения предусматривают исключение требований к образованию и обучению учителя и воспитателя, предусматривающих последующую профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности.

Вместе с тем, по-прежнему актуальными остаются вопросы о том, если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель, а также – будут ли отменены ЕТКС и ЕКС, и другие вопросы.

По информации Минтруда России по вопросам применения профессиональных стандартов, размещенной на сайте Минтруда России от 5 апреля 2016 г. http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/payment/128, а также содержащейся в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253, в перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходить в течение достаточно длительного периода. Кроме того, как указывает Минтруд России, работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Также в письме Минтруд России дает разъяснения о том, что обязанности работников, а также требования к образованию и стажу не могут измениться автоматически в связи с принятием профессионального стандарта.

Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), и даже в этих случаях согласно статье 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со статьями 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

По вопросам соответствия работников требованиям к образованию и стажу, содержащимся в профессиональных стандартах, Минтруд России обращает внимание, что данные требования являются обязательными в случаях, когда с выполнением соответствующей работы связано наличие льгот, гарантий и ограничений, либо если соответствующие требования уже установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

В свою очередь, в письме Минобрнауки России от 3 марта 2015 года № 08-241 «О переносе срока применения профстандарта педагога» дано важное разъяснение о том, что: «Учитывая, что вступление в силу профстандарта педагога перенесено на 1 января 2017 года, не рекомендуется до указанного срока применять к педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, квалификационные требования, установленные профстандартом педагога (в том числе при определении необходимости профессиональной переподготовки и аттестации)».

По информации, содержащейся в письме Минобрнауки России от 12 февраля 2016 г. № 09-ПГ-МОН-814 в соответствии со ст. 195.3 ТК РФ в редакции Федерального закона от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к требованиям, являющимся для работодателей обязательными при применении профессиональных стандартов, отнесены лишь требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования к квалификации установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, то, исходя из этого, обязательность применения профессиональных стандартов для определения конкретных должностных обязанностей работников, наименований их должностей в зависимости от реализуемых образовательных программ законодательством не установлена.

Из этого следует, что работодатели вправе при определении должностей обязанностей работников применять как профессиональные стандарты, так и квалификационные справочники Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, особенно в случаях, когда профессиональный стандарт содержит несколько возможных наименований должностей, с которыми связано предоставление льгот и преимуществ, как это предусмотрено для педагогических работников (преподавателей) организаций дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств). Формулировка «Возможные наименования должностей», содержащаяся в пункте 3.1 раздела III профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» однозначно указывает на диспозитивность данной нормы, поэтому реализация той или иной образовательной программы напрямую не связана только лишь с одной определенной должностью педагогического работника.

Директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России в интервью СМИ также отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» С 1 июля 2016 г. соблюдать профстандарты обязаны будут все работодатели, для работников которых законами или нормативными правовыми актами установлены специальные требования, е сли профессия или должность работника связаны с предоставлением льгот и компенсаций либо для работы на этой должности есть ограничения, требования к такой профессии или должности должны соответствовать квалификационному справочнику или профстандарту. А работодатель в трудовом договоре с работником должен указывать эту должность точно так, как она определена в квалификационном справочнике или в профстандарте ст. 57 ТК РФ.

Для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, у которых более 50% акций (долей) в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности, особенности применения профстандартов установлены Правительством РФ.

Для остальных работодателей, если законодательством отдельно не установлены дополнительные требования к квалификации их сотрудников, применение профстандартов останется рекомендуемым.

В связи с тем, что в феврале этого года вступил в силу профессиональный стандарт «Бухгалтер» (приказ Минтруда России от 22.12.2014 г. № 1061н), для образовательных организаций актуален вопрос о том, следует ли учитывать требования профстандарта к образованию и опыту работы бухгалтеров, следует ли учитывать требования профстандарта при приеме на работу бухгалтера, и кем может работать кандидат в бухгалтеры для того, чтобы приобрести минимальный стаж практической работы - 3 года для начального уровня. По мнению М.С. Масловой, е сли Закон о бухгалтерском учете предусматривает какие-то особые требования к бухгалтерам, то соответствующие требования, содержащиеся в профстандарте, являются обязательными. Так, Закон устанавливает требования к уровню образования главных бухгалтеров некоторых организаций, например открытых акционерных обществ, страховых организаций ч. 4 ст. 7 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Профстандарт «Бухгалтер» устанавливает также минимальные требования к любому бухгалтеру, в том числе начинающему. Для любого бухгалтера необходимо среднее специальное образование по направлениям подготовки «Экономика и управление». Если образование специалиста не соответствует этому направлению, то обязательным является наличие дополнительного профессионального образования по специальным программам.

При отсутствии профессиональной подготовки по направлению «Экономика и управление» специалист должен проработать не менее 3 лет в области учета и контроля, например счетоводом. А если у специалиста есть профессиональное образование, то опыт работы по специальности не требуется.

В настоящее время по этим и другим актуальным вопросам в Минтруде России и Минобрнауки России продолжаются консультации с участием Профсоюза.

В связи с вышеизложенным, Профсоюз считает необходимым проведение региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза активной работы по информированию территориальных органов управления в сфере образования в случаях необоснованной и преждевременной инициативы с их стороны в отношении разработки плана мероприятий, и любых иных действий, связанных с началом применения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» с 01 января 2017 г., с целью предотвращения массовых нарушений трудовых и социальных прав и интересов работников образования.

 

Date: 2016-08-31; view: 259; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию