Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс управления рисками на предприятии





Предполагается пять уровней мастерства управления рисками:

- Первый уровень – самый начальный. Это – стадия осознания и изучения проблемы, связанной с рисками.

- Второй уровень – уровень минимизации, смягчения остроты рисков. Обычно компания достигает уменьшения рисков за счет имеющихся у нее конкурентных преимуществ.

- Третий уровень – уровень предотвращения рисков, сведения их к нулю. Путь к предотвращению рисков – работа с ожиданиями и требованиями клиентов, максимальное их удовлетворение. Как вы помните, клиенты у компании бывают как внешние, так и внутренние. Предотвращение рисков требует максимального удовлетворения нужд и ожиданий всех групп клиентов.

- Четвертый уровень – уровень принятия ситуации. На этом уровне мудрый руководитель уже не боится возможности наступления рисков, он готов к ним, он знает, что с ними делать. Путь на этот уровень – это максимально точное предвидение рисков и возможных проблем.

- Пятый уровень мастерства управления рисками – самый высший уровень стратегического менеджмента. На этом уровне руководитель в состоянии не только точно предвидеть все возможные риски, не только эффективно их нейтрализовать, но использовать их на благо и для процветания компании. Путь на этот уровень лежит через максимальное использование всех возможностей.

Хотя этот инструмент и относится к области корпоративного стратегического менеджмента, его можно успешно применить и к повседневной жизни. Давайте вернемся к нашему примеру с ремонтом и разложим его по пяти уровням управления рисками.

Первый уровень мастерства управления рисками – это просто составление списка возможных рисков – шаг 1 инструмента «Приоритезация рисков». Согласитесь, многие люди при оценке рисков дальше этого и не идут.

Второй уровень – это использование «Приоритезации рисков» или иного метода и выделение главных рисков. В нашем случае мы выяснили, что это ненадежные помощники. Минимизация этого риска за счет продумывания «плана Б» на случай, если эти люди действительно подведут в последнюю минуту.

Третий уровень – предотвращение рисков. В этом случае мы не ждем, когда грянет гром, а заранее договариваемся с более надежными помощниками.

Четвертый уровень – принятие ситуации. Это понимание того, что переезд – это задача со множеством неизвестных. Проблемы и риски неизбежны при переезде. Поэтому надо найти оптимальный комплексный подход: какие-то риски предотвратить, для каких-то подготовить «план Б», какие-то игнорировать, но быть готовым к тому, что в процессе переезда могут всплыть и неожиданные проблемы.

Пятый уровень – использование рисков себе на пользу. Переезд – это прекрасный тренинг управленческих талантов, способности справляться со стрессом, возможность развить в себе полезные навыки и, самое главное, возможность получить более удобное и красивое жилье. Если мы будем бояться переезда, избегать переезда как слишком рискованного мероприятия, наши жилищные условия никогда не улучшатся!

Риск как вероятность

Но самым интересным, пожалуй, является третий вид управления рисками, потому что он позволяет нам меньше ошибаться за счет сведения к минимуму статистической возможности ошибки, как это сделал наш гениальный прогульщик из анекдота, приведенного в начале статьи.

Какова вероятность того, что монетка, падая, встанет на ребро? Она близка к нулю. Именно такую вероятность он и оставил варианту посещения школы. Как этим приемом пользоваться в бизнесе?

Чаще всего управлением рисками за счет управления вероятностью наступления риска пользуются продавцы. Вы замечали, что они обычно предлагают вам выбор из двух, устраивающих продавца, а не вас, вариантов? Когда вам предлагают купить сегодня подешевле, или завтра подороже, снимается вопрос о том, нужен ли этот товар вам вообще. Продавцы поступают точно так же, как и школьник-прогульщик. У вас есть вероятность избежать Подумайте, как вы можете использовать этот инструмент в вашей работе. Есть ли задачи, подбор альтернатив решения которых находится в зоне вашей ответственности? Как вы подбираете эти альтернативы?

Используете ли вы этот инструмент в личной жизни? Помню, однажды, после прохождения корпоративного тренинга по продажам, где меня обучали этому методу постановки альтернатив, я вернулась домой. За столом сидели моя мама и пятилетняя дочка. Дочка очень хотела, чтобы бабушка с ней во что-нибудь поиграла. И она задала бабушке следующий вопрос: «Ты будешь играть в лото или в карты?». Заметьте, она не спросила «Бабушка, ты поиграешь со мной?». Правильной постановкой вопроса пятилетняя девочка минимизировала риск отказа бабушки! И тогда я подумала: «Сколько мы там заплатили за этот продвинутый тренинг?»[ 26. C 356]

Конечно же, просчет вероятности риска – это область статистики, сложная и точная наука. В этой статье я не ставила перед собой задачи описания сложных научных методик. Я постаралась нарисовать общую картину науки об управлении рисками и акцентировать ваше внимание на ее огромной полезности для каждого из нас.

Итак, риск менеджмент – это наука, которая включает три основных направления:

- риск как опасность,

- риск как возможность,

-риск как неопределенность.

В любой сфере деятельности человека присутствуют риски. Это могут быть риски политические, экологические, экономические и множество других. В ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия неизбежно возникают рисковые ситуации. Природа риска обусловлена неоднозначностью будущих событий [1, 118].

Любая хозяйственная операция, любое принимаемое решение предпринимателя сопровождается угрозой возникновения риска, что влечет за собой угрозу потери прибыли, имущества и может грозить банкротством предприятия. Именно поэтому тема управления рисками является актуальной на сегодняшний день - независимо от изменений внешней и внутренней среды, всевозможных факторов, провоцирующих появление рисков, ими необходимо управлять для успешного достижения целей.

Процесс управления рисками происходит на каждом предприятии, но существует определенная разница: одни предприятия оценивают результаты и последствия наступления рисковой ситуации, а другие постоянно отслеживают риски и управляют ими. Второй способ можно назвать риск-менеджментом и он является предпочтительным, так как предприятие может при выявлении риска минимизировать его, либо отказаться совсем, что позволяет уменьшить затраты предприятия.

Процесс управления рисками является многоступенчатым и сложным. На первом этапе проводится диагностика рисков: на предприятии выявляются основные виды рисков, присущие данному виду и сфере деятельности. Существует два подхода к идентификации рисков: консервативный и прогрессивный. Консервативный подход означает проведение идентификации рисков раз в год или при необходимости. Обычно при применении такого метода определение или оценка рисков проводятся после наступления события, которое привело к убыткам.

Инвестиции в риск-менеджмент не приносят должного результата, так как управление рисками не является неотъемлемой частью процесса принятия решения. Руководители многих предприятий не считают, что необходимо формировать систему управления рисками, так как они смогут легко преодолеть возможные рисковые ситуации. При этом не представляя себе масштабов и опасности наступления какого-либо рискового события, они не только не систематизируют риски, но и не считают нужным защититься от них.

При прогрессивном подходе предусматривается непрерывный процесс выявления рисков, в котором участвуют все сотрудники предприятия, руководство осуществляет необходимую координацию. Таким образом, процесс выявления рисков можно разделить на две стадии. Вначале происходит ознакомление с общей картиной деятельности предприятия: выявляются отделы, наиболее подверженные рискам, и идентифицируются наиболее существенные риски. Затем анализируются подразделения и виды рисков, которые присущи их деятельности. Например, для производственного подразделения существенным риском может быть производственный брак, недопоставка комплектующих материалов.

Существует несколько методов диагностики рисков: анкетирование, интервьюирование, экспертная оценка, аудит рисков. Анкетирование обычно проводится на начальных этапах диагностики рисков. Преимуществом анкетирования является анонимность. Выборка респондентов может быть ограничена как отдельным структурным подразделением, так и может включать сотрудников всего предприятия.

По итогам анкетирования риск-менеджеры поводят анализ полученных данных и формируют группы оценки рисков, осуществляют ранжирование, выбирают наиболее значимые риски. Интервьюирование заключается в личном общении с сотрудниками предприятия, что позволяет более точно оценить природу риска и сэкономить время при заключительном анализе и консолидации результатов. В случаях, когда невозможно или затруднительно провести наиболее точный математический расчет вероятности риска, будет правильным в процессе интервью задать рамки возможных ответов, например вероятная возможность изменений законодательства – 5-15%. В ходе интервью можно получить необходимую информацию о сбоях в системе внутреннего контроля, недостатках в работе отдельных служб, причинах, заставивших сотрудника принять какое-либо решение.

После выявления проблем руководством принимаются меры в организации бизнес-процессов, ротации кадров, по изменению процедуры документооборота и т.д. Данный метод подходит для выявления рисков в отдельном подразделении или на небольшом предприятии, когда можно ограничиться незначительным количеством анкетируемых, или при повторной диагностике. Анализ полученных результатов проводится аналогично анализу в процессе анкетирования.

Методом экспертной оценки пользуются для анализа конкретных бизнес-проектов. Лучше проводить опрос нескольких внутренних и, при необходимости, внешних экспертов, поскольку оценка вероятности наступления рискового события отчасти субъективна. Для более успешного выявления рисков необходимо привлекать профильных экспертов, поскольку привлечение специалистов, знающих специфику конкретной отрасли, защитит предприятие от того, что отдельные операционные риски не будут учтены.

Суть риск-аудита состоит в получении информации о фактическом положении дел на основе данных проверок, ревизий, анализа. Использование данного метода предусматривает оценку уже существующих процедур риск-менеджмента. Риск-аудит позволяет выявить сильные и слабые стороны процедур контроля, направления их развития. Этот способ считается весьма эффективным. После диагностики рисков проводится оценка рисков, которая может быть проведена в двух формах: качественной и количественной. Для количественной оценки используются множественные статистические методы, имитационные модели, сценарные анализы. Например, для оценки финансовых рисков используется расчет рисковой стоимости и имитационное моделирование (метод Монте-Карло).

Необходимо отметить, что интервалы для таблиц определяются риск-менеджерами, исходя из целей оценки, и могут быть равно распределенными или ассиметричными (когда большее внимание нужно уделить более вероятным и существенным или менее вероятным и менее значимым по размеру ущерба рискам).

Следует учесть, что качественная оценка является менее точным и надежным, но более простым способом оценки риска. Поэтому предпочтительнее использовать количественную оценку риска или совмещать два способа.

Далее проводится определение толерантности к рискам, то есть определение допустимого размера рисков, к которому предприятие готово на данном этапе развития. Как правило, уровень толерантности определяется как наибольший уровень риска, который предприятие готово понести в настоящее время.

Наиболее простым и приемлемым методом анализа рисков является SWOT-анализ, предполагающий выявление сильных и слабых сторон предприятия, угроз и возможностей и установление связей между ними для формирования внутреннего контроля и выявления возможностей для развития предприятия. SWOT-анализ получил название вследствие соединения первых букв следующих слов: сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities), угрозы (threats). После составления списка сильных и слабых сторон предприятия, угроз и возможностей происходит установление связей между ними с помощью формирования матрицы SWOT.

После анализа матрицы разрабатываются стратегии предприятия. Необходимо помнить, что возможность и угрозы взаимообратны, таким образом, неиспользованная возможность может стать угрозой, при использовании конкурентом, либо наоборот, предотвращенная угроза может создать на предприятии дополнительную сильную сторону в случае, если конкуренты не предотвратили такую же угрозу.

Рассмотрим SWOT-матрицу для условного предприятия «Х», предоставляющего услуги населению. Для российского рынка услуг характерны высокий уровень неопределенности и рисков, значительные колебания цен, проявление кризисных явлений [2; 65].

В условиях недостатка исходной информации данный метод является одним из наиболее приемлемых.

Таким образом, главной целью предприятия является расширение занимаемой позиции на рынке услуг путем разработки более эффективной стратегии. Исследование особенностей поведения потребителей и производителей услуг способствует совершенствованию механизма управления рисками и уменьшению числа возможных негативных последствий [2, 71].

Стратегия предприятия заключается в предоставлении услуг более высокого качества, снижении цен на услуги, уменьшении времени обслуживания, расширении ассортимента предоставляемых услуг. Поэтому, следует выбрать стратегию увеличения числа клиентов за счет умеренной ценовой политики и создания положительного имиджа предприятия по оказанию услуг.

Не менее важен психофизический принцип сегментации, в рамках которого изучаются особенности потребительского поведения и потенциальные потребители разбиваются на группы со сходными социально-психологическими характеристиками [2, 71].

Оценка риска является важной составляющей системы управления рисками. Оценка риска – это совокупность аналитических мероприятий, которые помогают сделать прогноз возможности получения дополнительного дохода или некоторой величины ущерба от возникшей рисковой ситуации. На предприятии для его успешной работы должна существовать эффективная система внутреннего контроля и ее оценка. Таким образом, для создания эффективной системы управления рисками необходимо осуществлять анализ, диагностику, количественную и качественную оценку ущерба и вероятности риска.

Процесс управления рисками является многоступенчатым и сложным, однако для успешной деятельности хозяйствующим субъектам необходимо организовывать эффективную систему управления рисками.

 


Date: 2016-07-05; view: 677; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию