Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности проведения занятий с фехтовальщиками юношеского возраста





Программы юношеских спортивных школ предусматривают три возрастные группы: младший возраст (13—14 лет), средний (15—16 лет) и старший возраст (17—18 лет).

Очень многое зависит от первого впечатления, произведен­ного на новичков тренером и построением занятий. Они долж­ны импонировать занимающимся, привлекать их, вызывать желание подражания и стремление к регулярным занятиям. Первые уроки могут быть весьма мало насыщены фехтованием, о котором даются только самые элементарные представления. Главный акцент делается на упражнения общеразвивающего и игрового характера, которые должны заинтересовать новичка и позволить преподавателю ознакомиться с ним. Вообще на за­нятиях с младшей группой юношей и девушек не следует фор­сировать обучение фехтованию

. Основной метод обучения — парные упражнения.

По сравнению со взрослыми и старшими юношами большее место в занятиях с фехтовальщиками младшего возраста зани­мают упражнения под команду. На первых порах это связано с неспособностью занимающихся сохранять дисциплину и со­знательно добиваться полноценного эффекта в выполнении за­даний. По мере роста сознательности и организованности доминирующее значение приобретут и самостоятельные парные упражнения и взаимоуроки (рис. 233).

 

 

Важно добиться сознательного выполнения роли обслужи­вающего партнера, что вначале достигается с трудом. Для этого нужно поручать наблюдение и помощь партнеру, чтобы повысить интерес и ответственность не только за свои действия, но и партнера.

Главной задачей должно являться привитие правильных навыков о основных приемах без большой требовательности к точности выполнения и (быстроте действий. Особое значение имеет соблюдение принципа доступности и постепенности.

У юных фехтовальщиков всегда ярко выражается стремле­ние к самому бою, на которой они «срываются» при малейшем ослаблении внимания преподавателя. Вместе с тем это есте­ственное стремление нужно удовлетворять во избежание сни­жения интереса и эмоционального тонуса. Давать легкие бое­вые задания на проведение учебных боев можно и нужно, но при этом необходимо обусловливать их соблюдением правиль­ной техники фехтования. Например, при ведении боя можно не засчитывать уколы, искажающие технику, при проявлении не­нужного азарта можно наказывать отстранением от боя на 2—3 мин. и т. п.

. Длительность занятий на протяжении первых 2 месяцев не должна превышать полутора часа, и только потом постепенно она доводится до двух часов.

Большое значение имеют упражнения, направленные на правильное физическое развитие и на корригирование асиммет­ричности фехтовальных движений и положений. Здесь следует неукоснительно применять систематические упражнения в лево­сторонней стойке (для левшей – в правосторонней), уделяя им на протя­жении всего обучения не менее 40% времени. Во всех упражне­ниях должно быть обращено постоянное внимание на воспита­ние правильной осанки, что является непременным условием для нормальной работы внутренних органов.

Примерный урок фехтования на рапирах для младшей возрастной группы занимающихся второй месяц

 

Части урока Содержание Дозировка Методические указания
Ввод­ная 20 мин. Общая разминка
1. Построение: рапорт, пере­ кличка    
2. Строевые упражнения: рав­нение, смирно, повороты на­право, налево, кругом 2—3 мин.  
3. Ходьба строевым и поход­ным шагом в обход зала через центр, по диагонали, змейкой 1—2 мин.    
4. Упражнения во время ходь­бы: на носках, руки вверх и за голову; по четыре ша­га на носках, на пятках, носки внутрь и наружу с положением рук на поясе; из положения руки перед грудью на каждый шаг рывки руками назад (два раза согнутыми руками — два раза распрямив ру­ки); высоко поднимая ко­лени; полувыпадами с ши­рокими попеременными взмахами рук вверх и на­зад, с поворотами тела 1 — 2 мин.
5. Бег: обычный, с высоким подниманием коленей, по­сылая прямые ноги вперед, то же, назад; «семенящий» бег — по сигналу делать прыжок и скоростные броски на 5—6 шагов по внезапному сигналу; пе­реход на ходьбу 40—60 сек.
6. Ходьба по кругу с размы­канием на дистанцию 2 ша­га; остановка, поворот с подниманием рук в сторо­ны для проверки интерва­лов 15-20 сек.
7. И. п. — руки к плечам: при­седание на один счет — руки поднять вверх; на второй счет вернуться» исходное положение 8—10 раз
8. И. п. — основная стойка: приседание на полной ступ­не («раз» — присесть, «два» — выпрямиться) 6—8 раз
9. И. п. — ноги врозь на ши- рине плеч, руки вверх: с наклоном достать пол ру­ками, на второй счет вы­прямиться в исходном по­ложении 6—8 раз
10. И. п. — строевая стойка: на счет «раз» — присесть в упор, колени между рук; на «два» — откинуть ноги на­зад до упора лежа сзади; на «три» — вернуться в упор присев; на «четыре» — исходное положение 4—6 раз
11. И. п. Готовность к бегу: имитация бега одними ру­ками в заданном темпе 15—20 сек.
12. И. п. — левая нога сзади на носке, руки вперед: по­очередно махом прямой но­гой вверх доставание про­тивоположной руки 10-12 раз
13. И. п. — строевая стойка: подскоки ноги врозь — вместе, руки в стороны-вниз (на каждый счет ме­нять положение) 15—25 сек.
14. Покачивание в выпадах на правой и левой ногах, сме­няя положение через 4 счета 4—6 раз
15. И. п. — положение боевой стойки, руки свободно: по сигналу подпрыгнуть вверх, ударить нога об ногу и вер­нуться в боевую стойку; то же, стараясь два раза ударить нога об ногу 8—10 раз
16. «Семенящий» бег по кругу 20—30 сек.
Специальная разминка
1. Передвижение шагами вперед, а затем назад по команде тренера 2—3 мин. Обратить внимание на легкость передвижения, на сохранение горизон- тального положения плеч
2. Передвижение шагами впе­ред на расстояние 8—10 м в виде соревнования на скорость; то же, шагами назад 2 раза
3. Выпады с покачиванием книзу два-три раза и возвращение в боевую стойку; то же, в другую сторону 4—6 раз
4. Передвижение вперед и назад с сохранением дистанции до тренера 30—40 сек. Тренер перед шеренгой, делает передвижения в боевой стойке, следя за правильностью дистанции, и по условному движению руки требует указанных движений
5. На сигналы тренера — передвижение шагами вперед и назад разной величины, выпады, скачки назад 40—60 сек.
С оружием
1. Передвижения шагами впе­ред и назад с изменением позиций 4, 6, 7-й; показ укола, выпад 2—3 мин.  
2. Делая три маленьких ша­га вперед, постепенно вы­двигать оружие до предела; делая три шага назад, по­степенно убирать оружие до положения боевой стой­ ки 1—2 мин.
3. Обозначение укола с выпадом, уходя с выпада, брать поочередно 6, 4, 7-ю позиции 12—16 раз Сначала по команде, потом на опускание оружия; закрывание сопровождает показом своего укола
4. Все перечисленные упраж­нения проделать в левой стойке (для левши — в правой)    
5. Упражнения в расслабле­нии мышц нижних конечно­стей 1 мин.
Основ- ная 45-50 мин. Упражнения на мишенях
1. Уколы с места на ближней дистанции 1—1,5 мин. Выполняются по команде раздельно и затем серийно под счет тренера
2. Уколы с места с полувыпадом; то же, с полным вы­падом; то же, чередуя с различными позициями при возвращении в боевую стойку 20 раз
3. Уколы с шагом вперед и выпадом, делая на шаг вперед изменение позиций 4, 6, 7-й 10—12 раз Следить за началом движения оружия и со- хранением кратчайшего пути, а также свободным положением плеч при уколе
4. Все перечисленные упраж­нения сделать в левой стойке (для левши — в пра­вой).   2—3 мин.
Упражнения в парах
1. Имея 6-е соединение, передвигаться вперед и назад, сохраняя среднюю дистанцию 1—2 мин. Сначала по команде, потом самостоятельно. Тренер указывает ведущего
2. Передвигаться, сохраняя дистанцию, и менять соединения в 4-е и в 6-е 1—2 мин.
3. На открывание линии — прямые уколы на ближней дистанции, потом с выпадом 2—4 мин. По команде тренера поочередно. Сначала по команде, потом самостоятельно по заданию
4. На нажим партнера в 6-ю делать перевод во внутрен­нюю линию; то же, из 4-го соединения на нажим де­лать укол с переводом в линию 6-й 2—3 мин.
5. На показ прямого укола закрываться: 4-й или 6-й защитой отводом; то же, закрываться отбивом; то же, с шагом назад 2—4 мин. Сначала по команде для колющего, потом самосто-ятельно по заданию.
6. То же, но после защиты делать ответный укол прямо 2—3 мин.
7. Стоя в 4-м соединении, де­лать легкие удары (батма­ны) в 4-ю; то же, из 6-го соединения; то же, сопро­вождая каждый удар ма­леньким шагом вперед 2—3 мин. По команде под счет
8. Из положения вне соеди­нения внутри сделать лег­кий батман в 4-ю и укол прямо; сначала на ближней дистанции, потом с полу­выпадом, потом с выпадом 2-3 мин.  
9. На укол партнера с переводом в 4-ю сделать защиту 4:ю и ответ прямо, на повторный укол еще раз взять 4-ю и снова ответить прямо; то же, с шагом назад;- то же, в 6-й линии 3-4 мин. Сначала по команде для колющего, потом са- мостоятельно
10. На перемены позиций и соединений партнера атаки с выпадом прямо, с переводом в 6-ю или 4-ю линию; то же, в передвижении ша­гами назад и вперед 2—4 мин. Сначала по команде для меняющего соедине- ния, потом самостоятельно
11. Соревнование на выполнение атаки с переводом из 6-го соединения; то же, из 4-го соединения 10 атак Сначала установить дистан-цию для атаки с выпадом и дать три пробные атаки
12. Поочередные атаки с переводом и прямо без потери соединения 10—16 атак Последние атаки по команде с фиксацией и проверкой точности ко- нечного положения
Заклю- читель- ная 20— 25 мин. 1. Уборка оружия, масок и нагрудников 1—2 мин.  
2. Указания по проведенному материалу 3—4 мин.
3. Ходьба в колонне по одно­му с перестроением в ко­лонну по два расхождением и сведением (через центр) 2—4 мин.
4. Легкий бег с перепрыгиванием через рапиру на высоте 50—60 см 5—6 прыж- ков
5. Легкий бег с принятием по условному сигналу положе- ний: сидя на полу, стоя на одной ноге, в группировке (свернуться «в комочек»), положение «смирно» и др. 2—3 мин. Сигналами служат хлопки в ладоши, возглас, свисток сирены и пр.
6. Соревнование. Стоя попар­но в двух шеренгах (один за другим), по сигналу перепрыгнуть прыжком с опо­рой на руки, ноги врозь через партнера, который стоит на два шага впере­ди в положении ноги врозь, упираясь руками в бедра и наклонив голову, и вернуть­ся назад, пролезая между ног партнера 1—2 мин. Повторяется два-три; раза с объявлением победителей, потом партнеры меняются местами
7. Эстафета командная: стоя в двух колоннах, первые бегут 10 м, перепрыгивают через планку, положенную на сиденья двух стульев, снова бегут 5—10 м, обега­ют вокруг стула, на обратном пути подлезают под планку и, добежав до своей колонны, касаются впереди стоящего и становятся в хвост колонны. Впереди стоящий после касания бежит и повторяет все вышеуказанное. Выигры­вает колонна, которая раньше построится в пер­воначальное положение. 4—5 мин. Проводится два раза и в случае ничейного ре­зультата еще раз. При неравном количестве в колоннах тренер назна­чает, кому бежать дваж­ды. Следить за соблюдением правил и назна­чить штрафные очки за их нарушение
8. Ходьба с выполнением строевых движений по сиг­налу: по сигналу — оста­новиться, повернуться кру­гом, направо, налево, про­должать движение; остановиться, сделать приставной шаг вправо, влево, повер­нуться кругом, продолжать движение 2—3 мин.  
9. Объявления, замечания, про­щальное приветствие, выход из зала строем 3—4 мин.  

 

Нет необходимости задерживать естественное стремление к радости спортивной борьбы при условии соответственного контроля со стороны врача и тренера. Нельзя забывать, что этому возрасту еще не под силу длительные и мощные напря­жения, а способности к проявлению выносливости еще только начинают развиваться. Это объясняется еще не полной коор­динацией функциональных возможностей разных систем орга­низма, и в частности некоторым отставанием в развитии сер­дечно-сосудистой системы.

. Нельзя чрезмерно форсировать спортивную подготовку и стремиться к преждевременному достижению высоких результатов. Это бу­дет отрицательно оказываться на дальнейшем физическом ро­сте и может оставить отрицательные следы в нервной и других системах организма. В ряде случаев следует прибегать к так называемому восстановительному отдыху в продолжение 6—8 дней.

Такой отдых предотвращает переутомление юношей, веду­щих круглогодичную тренировку по фехтованию и участвующих в. ряде соревнований.

Следует правильно решить вопрос о частоте тренировочных занятий. Некоторые научные данные свидетельствуют о необ­ходимости перерыва между занятиями по фехтованию при нор­мальной нагрузке в них не менее чем на 24 часа, а при усилен­ных тренировках и соревнованиях не менее чем на 48 часов.

Эти данные вполне соответствуют и нашим наблюдениям над восстановительным периодом в процессе тренировок и после соревнований для среднего и старшего возрастов. Наиболее правильными будут трехразовые тренировки в неделю с обяза­тельными перерывами между ними.

Занятия с юношами и девушками старшего возраста. При правильной предварительной работе в предшествующих возраст­ных категориях и планомерной систематической тренировке в фехтовании и других видах спорта юноши и девушки 17—18 лет показывают себя способными к высоким тренировочным на­грузкам и большим напряжениям в соревнованиях и в ряде случаев, с разрешения врача, могут участвовать уже в сорев­нованиях со взрослыми спортсменами. Однако этот возраст является еще только переходным к категории взрослых, и не случайно, в международных соревнованиях для молодежи уста­навливается возрастной щенз до 21 года. В этом имеется опре­деленный смысл, так как только к этому возрасту заканчива­ются основные процессы формирования организма и достигается нормальная уравновешенность нервных процессов. Привлекая 17—18-летних спортсменов к соревнованиям для ускорения достижения высоких спортивных результатов, не следует забы­вать о еще неполной устойчивости психики, чем в значительной мере объясняется неровность в спортивных выступлениях, ког­да наряду с очень высокими результатами наблюдаются спады и неудачи.

В физическом, нравственном развитии юношей и девушек имеются весьма существенные отличия, которые необходимо учитывать, чтобы не нарушать важнейшего положения об инди­видуальном подходе к занимающимся. Большинство будет при­ближаться к взрослым спортсменам, но некоторые могут расти медленнее и стоять по своему физическому развитию рядом с 15—16-летними. Ясно, что подход к ним должен быть совер­шенно другой, особенно в смысле регламентации и (применения средств и методов тренировки. В остальном методика трени­ровки фехтовальщиков старшего юношеского возраста бази­руется на общих для всех принципах.

Date: 2016-08-31; view: 226; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию