Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и задачи педагогической науки. Основные категории педагогики





ПЕДАГОГИКА

 

Педагогика – (от греч. пайдос – дети и аго – вести: пайдагогос - детоводитель) – искусство «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать и обучать его, направлять его духовное и телесное развитие. Понимание педагогики как науки о воспитании детей сохранилось вплоть до середины 20 века, и только в последние десятилетия пришли к выводу, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети,Ю но и взрослые. Педагогику стали определеять как науку о воспитании человека (Подласый). Наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л.В. Мардахаев). На сегодняшний день Педагогика – наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения и взрослых юдей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества.

Педагогика как самостоятельная наука была выделена в XVII в. из ряда философских наук.

Таким образом, педагогика стала самостоятельной дисциплиной, имеющей свой предмет и объект исследования.

Объект педагогики – «педагогический факт/явление», те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общ-ва. Объектами становится широкий круг жизни гос-ва, общ-ва, структура, объекты, факторы, условия жизнедеятельности, которые оказывают влияние на воспитанность, обученность, развитость граждан, на самореализацию каждого человека в жизни, на социальные группы общества, прогресс страны и человечества.

Предмет педагогики – целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Задачи педагогики.

Основная цель педагогики заключается во всемерном развитии цивилизованной реализации эффективных мер по ее совершенствованию.

Основные задачи:

Ø изучение педагогики, ее развитие и использование в обществе;

Ø разработка методик пед.познания;

Ø изучение передового пед.опыта;

Ø создание общей научной картиины пед.действительсноти, которая будет удовлетворять потребностям общества, жизни и деятельности членов общества;

Ø проведение глобальных исследований по актуальным проблемам педагогики;

Ø педагогическое способствование становлению и совершенствованию личности граждан;

Ø разработка систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности в соответствии с требованиями современного времени;

Ø разработка современных методов, форм, средств, технологий по решению задач воспитания, обучения, образования, помощи в самореализации нового поколения;

Ø разработка дифференцированных педагогических систем работы с детьми различных возрастных групп;

Ø разработка актуальных тем разных видов воспитания, например гражданского, нравственного, демократического, а также других проблем, выдвигаемых динамикой жизни современного общества и человечества;

Ø предвидение педагогических последствий, происходящих в обществе перемен, принимаемых государственных решений;

Ø разработка вопросов управления педагогическими системами и педагогической деятельностью;

Ø разработка систем профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, предприятий, чья деятельность включена в педагогическую систему;

Ø участие в международных педагогических проектах, обмене информации, изучение зарубежного педагогического опыта, педагогических работ;

Ø подготовка научно-педагогических и педагогических кадров.

При решении вышеперечисленных задач достигается главная цель педагогики, при этом реализуются ее основные функции:


ü социальная,

ü научно-развивающая,

ü познавательная,

ü диагностическая,

ü прогностическая,

ü проектно-конструктивная,

ü организационно-методическая,

ü практически-преобразовательная,

ü интегрирующая,

ü профессионально-педагогическая,

ü воспитательно-просветительская,

ü педагогически-организующая.


Категории педагогики: формирование, развитие, воспитание, образование, обучение.

К категориям любой науки относятся наиболее емкие, а также общие понятия, отражающие сущность данной науки, и, конечно, ее сформированные и типичные свойства. В каждой науке категории играют ведущую роль, они сплетают все научные знания и как бы выстраивают их в одно целое.

1. Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов (дидактических, экологических, социальных, идеологических, психологических и др.).

2. Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности. Специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу, передача новому поколению накопленного человечеством опыта

Существуют различные виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.

Педагогика же как наука исследует сущность самого воспитания, его закономерности, тенденции, перспективы развития, технологию воспитания, содержание, формы, методы, принципы.

Особенности:


· длительность

· комплексность

· результат (сформированные положительные личностные кач-ва)

· мотивация

· непрерывность

· вариативность и неопределенность результата

· управление – на обратных связях.


Принципы:


ü учет возрастных и индивидуальных особенностей

ü опора на сильные, положительные качества

ü единство требований школы, семьи и общества

ü просоциальная направленность

ü воспитание в коллективе, вместе и для него

ü гуманизация

ü гуманитаризация

ü демократизация

ü сотрудничество

ü вариативность


3. Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов.

Можно выделить несколько видов развития: физическое, психическое, духовное и социальное.

Источник развития – борьба противоречий.

Условия – единство внешних и внутренних факторов.

Факторы:


· наследственность

· среда

· социально-экономические условия

· воспитание


4. Образование – это единый целостный целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно-значимым благом, осуществляемый в интересах конкретного человека, общества, семьи и государства (ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ»)

Виды:


ü Общее

ü Профессиональное

ü Дополнительное

ü Профессиональное обучение


Формы получения образования:

· В организациях, осуществляемых образовательную деятельность

· Вне организация, в форме семейного образования или самообразования.

 

5. Обучение – это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатам которого является усвоение навыков, умений, знаний, опыта деятельности, мировоззрения, развития умственных сил, дарований, возможностей.

Процесс обучения включает в себя две части:

1. преподавание – упорядоченная деятельность педагога, предполагающая планирование и реализацию процесса обучений: обеспечение информации, воспитание, помощь в осознании и практическом применении, контроль и оценка результата. 3 и (информация, интеллект, интерес) и 2 Э (энергетика, энтузиазм);

2. учение – деятельность по освоению содержания учебного предмета, служащая основой для подготовки учащихся к практической деятелньости, формирование и развитие опыта, решение учебных и жизненных задач. Процесс, в ходе которго на основе познания и управления, в ходе которго приобретается опыт, у ученика возникают новые формы поведения и деятелньости и изменяются ранее приобретенные. 4 h (head, hand, heart - health), 2 Э (эмоции, эрудиция.)

 

Date: 2016-06-07; view: 432; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию