Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношения с Германией





ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: Внешняя политика Франции (2000-2015 гг.)

 

Студент-дипломник

6 курс, МО А.И. Онацкая

 

Руководитель

канд. ист. наук,

профессор Г.Ф. Шаповал

 

МИНСК 2016


 


РЕФЕРАТ

 

Дипломная работа: Внешняя политика Франции 2000-2015 гг., 69 страниц, 30 источников, 3 приложения.

Ключевые слова: ФРАНЦИЯ, ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА, ПРЕЗИДЕНТ, ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ОТНОШЕНИЯ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНФЛИКТ, ТЕРРОРИЗМ.

Объектом исследования является внешняя политика Франции 2000-2015 гг. В этой связи рассматриваются наиболее важные сферы и аспекты, которые позволяют более широко рассмотреть внешнеполитическую деятельность.

Целью дипломного исследования являются объективный анализ формирования и эволюции внешней политики Франции на рубеже 2000-2015 гг., определение её роли и места в современных международных отношениях.

В процессе работы выполнены следующие исследования: исследование внутренней политики Франции, изучение внешней политики Франции при президентах с 2000-2015гг., рассмотрена тема терроризма во Франции.

Методологической основой дипломной работы являются принципы исторического подхода. В то же время автор опирался в исследовании на общегуманитарные методы познания, а также использовал значимые в политологии подходы - системный и сравнительный.

Предмет исследования - внешняя политика Франции в 2000-2015 гг.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней рас­четно-аналитический материал правильно и объективно от­ражает состояние исследуемого процесса, а все заимствован­ные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ABSTRACT

 

Degree work: France’s foreign policy 2000-2015 yrs., 69 p., the sources 30, appendices 3.

Keywords: FFANCE, FOREIGN POLICY, PRESIDENT, EUROPEAN UNION, RELATIONS, INTERNATIONAL CONFLICT, TERRORISM.

Object of the study is France’s foreign policy 2000-2015 yrs. In that context, we take into consideration the most significant areas and aspects, which anyway allow to see the foreign policy work more widely.

Purpose of the study is an objective analysis of the formation and evolution of France's foreign policy at the turn of 2000-2015 yrs., the definition of its role and place in the contemporary international relations, as well as the relationship with other countries.

In the process, there have been made the following studies: a study of France’s internal policy, a study of France’s foreign policy under Presidents from 1995-2015yrs, consideration of France’s terrorism topic.

The methodological foundation of the degree work is the historical approach principles, as well as system analysis elements. At the same time the author of the study relied on the general humanitarian methods of knowledge, as well as used significant approaches in political science such as systematic and comparative.

Subject of the study is France’s foreign policy 2000-2015 yrs.

The Author of the work confirms that all accounting-analytical materials correctly and objectively reflect the state of the process in question and all theoretical, methodological provisions and concepts borrowed from literary and the other sources are accompanied by reference to their authors.

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….…...6

1. Внутренняя и внешняя политика Франции в 2000-2015 гг….……..10

2. Внешняя политика Франции при президентах………………………17

2.1.1. Внешняя политика Франции при президенте Ж. Шираке (1995-2007 гг.)……………………………………………………………17

2.1.2. Участие Франции в европейском строительстве …………..…..19

2.1.3. Отношение с Россией ………………………………………..…..21

2.1.4. Международный конфликт: Ближний Восток, Балканы, Ирак 28

2.2. Внешняя политика Франции при президенте Н. Саркози (2007-2012гг.) …………………………………………………………….34

2.2.1 Концептуальные основы внешнеполитического курса Н. Саркози……………………………………………………………………382.3. Внешняя политика Франции при президенте Ф. Олланд………...43

2.3.1 Встреча в Минске …………………………………………………..48

3. Франция и борьба против терроризма ………………………………55

3.1 Хронология террористический атак во Франции …………………60

Заключение ……………………………………………………………….68

Список использованной литературы…………………………………….73

Приложение……………………………………………………………….76


Введение

 

Известно, что одним из важнейших элементов государственного суверенитета является внешняя политика государства.

В настоящее время Франция является одним из главных игроков в мировой политике, её бесспорно можно назвать «великой державой» современного мира, и это предположение базируется на следующих принципах:

Франция самостоятельно определяет свою внешнюю политику. Политическая самостоятельность основывается на военной силе (прежде всего на ядерном оружии);

Франция влияет на принятие международных политических решений через международные организации (благодаря статусу постоянного члена Совета Безопасности Организации Объедененных наций, ведущей роли в Европейском Союзе и т. д.);

Франция пытается играть роль мирового идеологического лидера (объявляя себя «знаменосцем» принципов Французской революции в мировой политике и защитницей прав человека во всем мире);

Особая роль Франции в отдельных регионах мира (прежде всего в Африке);

Франция остаётся центром культурного притяжения для значительной части мирового сообщества.

Франция является одной из стран основательниц Европейского союза (с 1957) и сейчас играет активную роль в определении его политики.

Во Франции находятся штаб-квартиры таких организаций, как ЮНЕСКО (Париж), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Париж), Интерпола (Лион), Международного бюро мер и весов (МБМВ) (Севр).

Актуальность исследования. Внешняя политика Франции на современном этапе играет одну из ключевых ролей в многополярном глобализующемся мире. Это обусловлено многими факторами.

В первую очередь потому, что Франция, обладает умением неизменно отстаивать свои интересы, и могла бы стать образцовым примером для многих стран

Во-вторых, усиливающееся влияние Франции в мировой политике провоцирует общий интерес к ней с целью прогнозирования собственного статуса на мировой арене, и возможной оценки «геополитического равновесия»

Внешнеполитическая доктрина и внешнеполитический курс страны определяются главою государства. Глава государства, Президент Республики определяет векторы внешней политики, исходя из ее национальных интересов. Внешняя политика обслуживает интересы внутренней политики государства, иными словами, внешняя политика - это концентрированное выражение внутренней политики.

Степень изученности проблемы. Историографический анализ рассматриваемой темы был сделан на основе изучения многочисленных работ российских, казахстанских, французских исследователей.

Среди российских исследований можно выделить несколько наиболее важных работ, вызвавших наибольший интерес.

При анализе исторически сложившейся доктрины внешней политики Франции, полезной оказалась статья К. Зуевой «Внешняя политика Франции в эпоху «неоголлизма».

Большой интерес вызывает Ю. И. Рубинского д. и. н., руководителя Центра французских исследований Института Европы РАН, профессора Государственного университета – Высшей школы экономики под названием «Франция. Время Саркози».

Таким образом, в отечественной литературе имеется ряд работ, в которых исследуются отдельные аспекты европейской системы безопасности, и, так или иначе, затрагиваются вопросы о политике Франции в области безопасности. Однако ряд проблем, относящихся, в частности, к этапам формирования внешней политики Франции, рассматривается на материалах более раннего периода. Это позволило также проанализировать предпосылки формирования внешней стратегии Франции.

Объектом курсовой работы является Франция и ее место в системе международных отношений в 2000-2015 гг. В этой связи рассматриваются наиболее важные сферы и аспекты, которые так или иначе позволяют более широко рассмотреть роль внешней политики Франции

Предметом исследования выступает внешняя политика Франции 2000-2015 гг.

Целью дипломного исследования являются объективный анализ формирования и эволюции внешней политики Франции на рубеже 2000-2015 гг., определение её роли и места в современных международных отношениях, а также взаимоотношение с другими странами.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение ряда конкретных и взаимосвязанных задач:

- изучение работ, посвященных внешней политики Франции;

- обратить особое внимание на взаимоотношение Франции и других стран;

- исследовать один из самых важных вопросов – политика Франции против терроризма;

- проанализировать работу президентов Франции в 2000-2015 гг.

Методологической основой дипломной работы являются принципы исторического подхода, а также элементы системного анализа. Предлагаемое исследование имеет историческую основу, и в определённой мере носит междисциплинарный характер. В основу рассмотрения исследуемых вопросов положен проблемно-хронологический подход, позволяющий изучить политические процессы в динамике: в процессе их появления, становления и последующей эволюции. В то же время автор опирался в исследовании на общегуманитарные методы познания (анализ и синтез, индукция, классификация), а также использовал значимые в политологии подходы - системный и сравнительный, без которых анализ столь сложных систем, как внешнеполитические институты и процессы, был бы существенно обеднен.

В процессе работы автор руководствовался общими методологическими принципами, позволившими научно и объективно подойти к изучению поставленных задач, среди которых следует назвать: метод системного подхода, общеисторические методы познания, такие как, принцип историзма, объективности, принцип единства исторического и логического, сравнительно-исторический метод анализа, методы синтеза и анализа, эмпирических исследований, соотношения субъективных факторов и объективных условий, включая институциональный и структурно-функциональный анализ.

 

 

1 Внутренняя и внешняя политика Франции в 2000-2015 гг.

 

Французская Республика - самая большая страна Западной Европы: её площадь достигает 674 тыс. км². [31]

Франция занимает крайнюю западную часть Европейского материка. На севере её отделяют от Англии неширокие проливы Ла-Манш и Па-де-Кале, на западе она омывается водами Бискайского залива Атлантического океана, а на юге - Средиземным морем. Большая часть сухопутных границ Франции проходит по высоким горам или иным природным рубежам: на юго-западе Пиренеи отделяют её от Испании, на юго-востоке по Альпам и Юре проходит граница с Италией и Швейцарией, а франко-германской границей служит Рейн, и только на севере низменности Франции незаметно сливаются с низменностями Бельгии. Столица - город Париж.

Население страны составляет 66 млн человек. Официальный язык - французский. Глава государства - президент. В настоящее время президентом Франции является Франсуа Олланд. [31]

Современная Франция - одна из наиболее развитых индустриальных стран: по объёму валового национального продукта она занимает четвёртое место после США, Японии и Германии. Это делает ее выгодным партнером, с которым необходимо в свою очередь налаживать продуктивные сотруднические отношения.

А потому представляется актуальным и необходимым рассмотрение внешне и внутреннеполитических проблем Франции на современном этапе.

Франция является членом и организатором Организации Объединенных Наций, Совета Безопасности ООН с правом вето. Она также является членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), Секретариатом Тихоокеанского Сообщества (СПК) и Комиссией по Индийскому океану (ИОК). Франция-партнер Ассоциации карибских государств (АКГ) и ведущий член Международной организации франкоязычных стран (МОФ) из пятидесяти одной полностью или частично франко-говорящей страны. Страна принимает у себя штаб-квартиру ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития), ЮНЕСКО, Интерпол, Альянс Базы и Международное бюро мер и весов. В 1953 году Франция получила запрос от Организации Объединенных Наций забрать герб, который будет представлять ее на международном уровне. Таким образом, французская эмблема была принята и в настоящее время используется в паспортах.

Начиная с 1990-х годов, Франция установила тесные связи с объединенной Германии и стала самой влиятельной движущей силой в ЕС, а, следовательно, конкурентом Великобритании и ограниченным влиянием нововведенных восточноевропейских государств. Франция является членом Организации Североатлантического договора; но под руководством президента де Голля, она исключила себя из объединенного военного командования, чтобы избежать предполагаемого господства своей внешней политики и политики безопасности политическим и военным влиянием США.

Большой интерес вызывает статья Ю.И. Рубинского, д. и. н., руководителя Центра французских исследований Института Европы РАН, профессора Государственного университета – Высшей школы экономики под названием «Николя Саркози: прагматизм и преемственность». Здесь наиболее ярко и целостно отражены важные аспекты внешней политики Франции, а также изменения, возникшие с приходом Николя Саркози. В данной статье присутствует характеристика стратегических планов Н. Саркози, который намерен уделить первоочередное внимание приданию нового импульса процессу европейской интеграции, восстановлению дружественных отношений с США, созданию союза стран Средиземноморья, активизации сотрудничества с Африкой, которое становится всё более обременительным и накладным, при общей нестабильности и нищете в данном регионе, что вызывает диссонанс в финансовых вопросах. [12]

По вопросам о роли Франции в системе европейской безопасности в большинстве работ французские авторы признавали, что именно генералом де Голлем были заложены основы французской политики безопасности и обороны, но чаще всего в виде простой констатации, без серьезного анализа политических воззрений голлистов по этим проблемам. Эти работы посвящены отдельным аспектам безопасности: роли французской армии, роли НАТО в Европе, ядерной стратегии Франции, будущим подходам Франции к обороне в условиях формирования единой европейской системы безопасности.

Не меньший интерес представляет собой статья английского аналитика Артура Гольдхаммера «French Foreign Policy under Sarkozy», где описывается новый курс внешней политики Франции при президентстве Николя Саркози.

Определенный интерес представляет статья под названием «Крик горгульи», посвященная отношениям между властью и обществом в современной Франции, написанную Домиником де Вильпеном, занимавшего пост руководителя администрации президента Ж.Ширака.

Де Вильпен исходит из того факта, что в наши дни требования к государству со стороны различных социальных слоев, групп, отдельных граждан возрастают, тогда как его возможности, резко ограниченные реалиями глобализированного мира, сокращаются. Результатом оказывается разбухание размеров чиновничьей машины, которая обходится налогоплательщикам все дороже при неуклонном снижении ее эффективности. Это общее для многих стран противоречие усуглубляется спецификой французской государственности, которой всегда были присущи вертикально-иерархическая структура власти и централизация ее административного аппарата.

Находясь в самой сердцевине механизма принятия государственных решений, де Вильпен не понаслышке знает ее пороки. Всемогущая, казалось бы, вертикаль власти в Пятой республике, выкованная генералом де Голлем, сплошь и рядом оказывается ныне по существу бессильной. Ее парализует порочная практика “сожительства” президентов и премьеров разной политической ориентации, растаскивает целая лестница посредников, обслуживающих корпоративные системы лоббистов, разъедает коррупция.

Особую горечь у де Вильпена вызывает деградация роли французской интеллигенции - былых “властителей дум”, мысли и перо которых формировали некогда умы целых поколений.

Другая, не менее важная проблема, которая поднимается в книге, - конфликт между культурным наследием Франции и мощным унифицирующим влиянием глобализации. Этот конфликт усугубляется снижением удельного веса страны в мировом балансе сил, утратой многих привычных атрибутов великой державы, не раз решавшей некогда судьбу Европы в целом. [5]

Превращение Европейского союза в мощное интеграционное Франция стала одним из главных инициаторов формирования общеевропейской внешней политики и политики безопасности, прекрасно понимая, что строительство Европейского союза, как одного из мощных полюсов современного мира невозможно, если это объединение не будет иметь единой внешней политики, вырабатываемой соответствующим институциональным органом, и единой политики в области обороны, подкрепленной силой европейской армии. Бывший президент Франции Ж. Ширак неоднократно высказывался в пользу разработки "большой европейской политики".

Кроме того, говоря о внешней и внутренней политике, следует отметить, что Франция, одна из самых больших и могущественных европейских стран, создала значительную колониальную систем, сравнимую с британской или испанской. Со временем она сошла с исторической сцены, однако, отнюдь не бесследно. В мировом океане разбросаны острова, принадлежащие Франции, во многих странах Африки и некоторых государствах Америки французский язык является одним из официальных, а то и единственным официальным.

Эти "осколки" бывшей колониальной системы наиболее тесно связаны с Францией: они до сих пор остаются в её составе. Их нельзя назвать колониями: жители всех заморских территорий являются полноправными гражданами Франции, независимо от того, являются они потомками французских переселенцев или представителями коренного населения. Жители заморских владений пользуются правом свободного перемещения по территории Франции и Евросоюза, однако, жители иных стран для посещения заморских владений должны получать отдельную визу.

Формально заморские владения Франции представлены четырьмя заморскими департаментами (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон), тремя заморскими территориями (Французская Полинезия, Уоллис и Футуна, Французские владения в Южной Антарктике) и территориальными коллективами, имеющими особый статус (Майотта, Сен-Пьер и Микелон, Новая Каледония). Заморские владения Франции - в основном островные. Исключением является лишь Гвиана, находящаяся на северо-востоке южноамериканского материка. Благодаря заморским владениям Франция присутствует практически по всему миру: в Индийском (Реюньон, Майотта, Антарктические территории), Атлантическом (Сен-Пьер и Микелон, Гвиана, Гваделупа, Мартиника), и Тихом (Уоллис и Футуна, Новая Каледония, Французская Полинезия) океанах.

Заморские владения Франции являются образцами существования французской системы государства в различных регионах Земли. В этом качестве они имеют большое значение для Франции, наглядно показывая сопредельным странам и их жителям успехи французской модели государства. В той или иной степени, эту роль выполняют все заморские владения (кроме Антарктических территорий), однако наиболее эта роль заметна у Сен-Пьер и Микелона и у Майотты.

После прихода к власти нового президента Николя Саркози Франция остается на позициях праволиберального понимания экономики и социальной политики. Экономическая сфера досталась новому лидеру страны не в лучшем виде, а потому экономический пакет реформ, задуманных Саркози, был направлен на сокращение бюджетного дефицита и создание условий для экономического роста. Цена этих, несомненно, необходимых реформ, - война с необычайно влиятельными во Франции профсоюзами и рост социального напряжения в обществе, что привело к борьбе этих структур с правительством, вылившимся в массовые беспорядки и погромы.

Наиболее значительные изменения произошли с приходом к власти Саркози во французской внешней политике. Ожидаемая американизация внешнеполитического курса произошла не совсем так, как ожидали политические аналитики. Провозглашенное сближение с США ограничилось декларациями.

Таким образом с начала ХХ века внешняя политика Франции основана на укреплении отношений с традиционными партнерами: Германией, Польшей, Россией. Развиваются отношения с бывшими колониями: Тунисом, Марокко, Алжиром, странами азиатского региона: Японией, Китаем, Южной Кореей. Страна сохраняет военное присутствие в африканском регионе. Россия вызывает интерес французов природными ресурсами, возможностью сотрудничества в области космических разработок, мирного атома, промышленности.

Франция является одним из основателей Евросоюза и определяет его политику. Ее представители выступают в роли посредников в политических разногласиях, таких как грузино-осетинский конфликт 2008 года. В 2001 году страна одной из первых признала геноцид армян, осуществленный турками в 1915 году.

 

 

1 Внешняя политика Франции при президентах

 

 

2.1 Внешняя политика Франции при президенте Ж. Шираке (1995-2007 г.)

 

Весной 1995 г., когда закончилась 14-летняя «эра Миттерана» и президентом Франция стал лидер голлистской партии Объединение в поддержку республики (ОПР) Жак Ширак, многие аналитики высказывали достаточно осторожные предположения о возможных изменениях во внешнеполитическом курсе страны, тем более, что в своей предвыборной риторике руководство ОПР в последние годы все чаще ссылалось на идейное наследие генерала де Голля, который, как известно, опирался на такие постулаты, как независимость и величие Франции, антиамериканизм, привилегированное партнерство с Советским Союзом, строительство независимых сил сдерживания.

Для первого срока президента пятой Республики было характерно главное – устранение безработицы и укрепление Единой Европы. Именно от этих решений зависело дальнейшее благополучие всех французов.

Вопрос европейского строительства занимал среди французских приоритетов едва ли не важнейшее место. Не последнюю, а даже первостепенную роль играет настроение граждан в современном мире, поэтому необходимо рассматривать взгляды простых французов на проводимую политику государства под руководством Жака Ширака.

В течение нескольких лет общественное мнение Франции соглашалось с политикой ортодоксального монетаризма, доверие, сменяющим друг друга политикам, которые утверждали, что европейская интеграция и улучшение социального положения в стране, не только совместимы, но и дополняют друг друга. Однако, в последнее время это доверие стало иссякать поскольку проводимая правительством политика интегрирование французской экономики в европейскую и мировую всё больше отдалялась от реализации таких целей, как повышение уровня занятости и борьба против социальной маргинализации отдельных категорий трудящихся. Когда же Ширак заявил, что отдаёт абсолютный приоритет политике создания единой валюты ЕС, которая требует сокращения дефицита госбюджета, то есть дополнительных изъятий из доходов трудящихся и пересмотра системы социальной защиты, работники, занятые на предприятиях, выступили в защиту своих социальных прав. Таким образом, подчинение экономической и социальной политики правительства целям валютной политики и повышения международной конкурентоспособности французской экономики вызвало озабоченность общественности и привело к социальным протестам, которые длительное время игнорировались властями.

Выступления населения Франции имели не только экономическую, но и социальную подоплёку: бастующие выражали тревогу в связи с тем, что национальное государство теряет способность защищать наёмных работников собственной страны и больше беспокоится о создании единой валютной системы ЕС и о повышении конкурентоспособности французской экономики на мировых рынках, чем о трудящихся.

В связи с этим дальнейшая политика, направленная на интеграцию, подверглась жестокому испытанию. И эта политика объединения ни где не вызывала такого резкого протеста как во Франции. Но всё-таки план реорганизации системы соцобеспечения в условиях интеграции остался в силе. Так, например, Ж. Ширак твёрдо поддерживал введение единой европейской валюты, как основу европейского строительства. Он не однократно призывал население к поддержке европейской конституции.

Главные изменения, которые ждали бы Европу в случае, если бы до конца 2006 года общеевропейскую Конституцию приняли 4/3 из 25 государств членов:

1. Введение постов министра иностранных дел и президента ЕС.

2. Принятие ключевых решений в совете министров ЕС, не парализующих волю консенсусов.

3. Расширение полномочий Европарламента, который получает право утверждать ЕС.

4. Граждане ЕС получают право на референдум, для этого необходимо собрать 1 млн. подписей.

По результатом обработки всех бюллетеней против проекта во Франции проголосовали 54,87 % избирателей.

Таким образом, во время первого и второго срока во главе государства Жака Ширака его приоритетной политической линией являлось дальнейшее углубление процесса общеевропейской интеграции. Он проводил политику, направленную на учёт сложившегося положения в мире в результате крушения двухполюсной системы.

 

2.1.1 Участие Франции в европейском строительстве

 

 

Одним из преимуществ, которыми располагает Париж при проведении внешней политики, сегодня является лидерство Франции в европейском интеграционном проекте. В современном мире, где глобальным лидером после 1991 г. являются США, успех Европейского союза стал основной возможностью для стран Старого Света вернуть себе былое влияние на мировую политику. В истории евроинтеграции Франции принадлежит особое место: именно она совместно с ФРГ стала инициатором создания в 1951 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в 1957 г. - Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), а в 1992 г. на основе указанных Европейских Сообществ - Европейского союза. Являясь на протяжении более 50 лет одним из лидеров ЕЭС/ЕС - уникального наднационального объединения, членами которого с 2007 г. являются 27 государств, Франция сегодня действует на мировой арене не только как отдельная страна, но и как один из лидеров Евросоюза [30 c. 1].

Превращение Европейского союза в мощное интеграционное объединение, которое могло бы стать одним из полюсов современной международной системы, явилось для Франции важнейшей стратегической задачей в последние десятилетия XX в. Заняв в ЕС лидирующие позиции, она рассчитывает продолжать оказывать таким образом значительное влияние на мировую политику. С приходом к власти Жака Ширака Франция еще активнее включилась в этот процесс. Она, вместе с Германией, стала подлинным мотором европейской интеграции, хотя взгляды двух государств по конкретным проблемам создания объединенной Европы не всегда совпадали.
Практически на всех этапах расширения Европейского союза Франция неизменно поддерживала этот процесс, считая, что он должен охватить все страны Европы. Исключением была ее позиция в отношении Великобритании, которая в результате смогла стать членом ЕЭС только в середине 70-х годов, и в отношении Турции, которую Франция, как и другие члены Евросоюза, считала в течение ряда лет не готовой к вступлению в ЕС по причине серьезных нарушений прав человека и слишком большой роли армии в политике этой страны. [18]

Свою позицию, относительно расширения Европейского союза на восток, Франция аргументировала, с одной стороны, жизненной необходимостью распространения на всю Европу и в первую очередь на Центральную и Восточную Европу зоны экономической и политической стабильности, существующей внутри Союза, а с другой – тем, что нестабильным странам в восточной части континента могут понадобиться чрезвычайные меры помощи, если их вовремя не принять в Европейский союз.

Французские политики и экономисты считают, что сам Европейский союз от расширения своих границ в восточном направлении получит гарантии от хозяйственного коллапса и установления авторитарных режимов в этой зоне, которые стали бы угрозой не только непосредственно граничащим с ними странам, но и Европейскому союзу в целом. Не последнюю роль играет и то соображение, что принятие в члены ЕС других стран Европы способствовало бы большему равновесию внутри самого Союза, прежде всего, учитывая растущий потенциал Германии. Французское руководство серьезно обеспокоено тем, что сильная объединенная Германия превратилась ныне из "политического карлика" в региональную сверхдержаву. Это может отразиться впоследствии на перераспределении ролей внутри Европейского союза не в пользу Франции, которая привыкла быть здесь политическим лидером. Стремясь укрепить франко-германское сотрудничество в качестве "мотора" интеграционного процесса и его руководящего ядра, Франция и Германия объявили даже о кажущемся на первый взгляд парадоксальном решении - создании единого франко-германского государства [31 c. 14]

Проблемы единой политики в области обороны Франция стремилась решить, действуя по нескольким направлениям. НАТО продолжала оставаться для европейцев главным гарантом их безопасности. С приходом к власти президента Ширака, Франция предприняла ряд шагов по нормализации отношений с НАТО и возвращению в эту организацию. В начале декабря 1995 г. было объявлено о трех инициативах в этом направлении: французский министр обороны должен регулярно участвовать в мероприятиях, проводимых НАТО, вместе со своими коллегами; Франция снова займет свое место в Военном комитете; она намерена улучшать рабочие отношения со штаб-квартирой Верховного командования объединенных вооруженных сил НАТО в Европе и с командованиями, подчиненными организации.

Замысел Парижа заключался в том, чтобы европейцы могли коллективно проявлять себя и отстаивать свои взгляды в рамках НАТО посредством создания внутри блока «европейской компоненты». Ж. Ширак предложил американцам передать командование силами НАТО в Средиземноморье европейцу при сохранении ими общего стратегического командования Европой и Атлантикой. Однако Соединенные Штаты ему в этом отказали под предлогом того, что Средиземноморье и Ближний Восток входят в зону их интересов. В результате французы приостановили возвращение в военную организацию альянса.

Французы продолжали выдвигать новые инициативы в области европейской обороны. Вместе с другими членами ЕС они постоянно создавали на многосторонней основе отдельные военные соединения. Это Еврокорпус, Еврофор, Евромарфор, Европейская авиационная группа. В конце 1998 г. на встрече в Сен-Мало Франция и Англия обнародовали совместный проект создания европейских мобильных сил для самостоятельного участия в операциях на Европейском континенте, где не будут задействованы силы НАТО. На франко-германском саммите в Баден-Бадене эти страны договорились о более тесном сотрудничестве в военной области – по космическим спутникам, об общих инициативах в НАТО, о вооружениях, обмене военными соединениями и др. Это сотрудничество, по мнению обеих стран, могло стать ядром будущей оборонной политики ЕС. [31, с. 93] В конце апреля 2003 г. на «мини-саммите» ЕС в Брюсселе Франция, Германия, Бельгия и Люксембург заявили о своем желании «подготовить почву для европейской обороны». Участники встречи сразу же оговорились, что не собираются создавать конкуренцию НАТО. В то же время речь снова зашла об автономии ЕС. Четыре участника встречи в Брюсселе предложили другим европейским странам поддержать любое из семи сформулированных ими конкретных предложений, которые включают создание; европейского командования стратегическим транспортом; европейской войсковой части ядерной, бактериологической и химической защиты; европейской системы срочной гуманитарной помощи; европейских центров военного образования; коллективного центра планирования и проведения операций; многонационального генерального штаба, а также выработку предложений для Конвента.

 

2.1.2 Отношения с Россией

 


После прихода к власти во Франции лидера партии, наследницы голлистских традиций, Ж. Ширака, многие надеялись на изменение внешнеполитических приоритетов страны и придание отношениям с Россией большей значимости. Но в расстановке сил на международной арене и в положении самой России произошли такие изменения, которые отодвинули ее в стратегических планах Франции на второстепенные позиции. Кроме того, самое серьезное влияние на отношения с Россией оказывали французские социалисты, лидер которых Л. Жоспен, занимавший до 2002 г. пост премьер-министра Франции, слыл откровенным русофобом. И если на европейском направлении разницы во взглядах между голлистами и социалистами почти не было, то в отношении России социалисты, занимавшие крайне негативные позиции, подталкивали президента Ширака на конфронтацию с ней. Предлог для этого был выбран ими безошибочно. Россия к этому времени прочно увязла в конфликте с чеченскими сепаратистами, в котором неминуемо страдало мирное население Республики.
СМИ Франции сделали борьбу федерального центра против чеченских сепаратистов главной темой публикуемых о России материалов. Причем эта информация подавалась в крайне тенденциозном виде. На страницах французских газет постоянно появлялись сообщения не только о нарушениях прав человека, но о массовых уничтожениях гражданского населения в Чечне. [35 c. 363] Франция была наиболее жестким критиком действий России в Чечне на различных международных форумах, в том числе на саммите ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 г., где президент Ширак пытался сделать все возможное, чтобы России были предъявлены требования соблюдать права человека в Чечне и отказаться от силового решения вопроса. Ширак предложил вообще не подписывать на этом саммите Хартию европейской безопасности, поскольку Россия якобы нарушает в Чечне ряд пунктов этого документа. На саммите Европейского союза в Хельсинки в декабре 1999 г. одним из главных критиков России по Чечне вновь стала Франция. Москву предупредили тогда, что против нее введут санкции, если она не прекратит боевые действия в Чечне. Правда, угрозы эти остались не реализованы, поскольку ни США, ни европейские партнеры Франции не были настроены так воинственно, как французское руководство.
Был поставлен даже вопрос о приостановлении членства России в СЕ. Впоследствии конфликт этот был несколько сглажен, однако он, безусловно, не способствовал росту взаимопонимания между двумя странами. Не менее жесткой была позиция официального Парижа и на саммите ОБСЕ в декабре 2000 г. в Вене. Наряду с этим во Францию постоянно приезжали чеченские эмиссары. Они выступали в национальном собрании страны, давали интервью французской прессе, их принимали во французском МИДе.
В результате, несмотря на то, что в начале 2000 г. французский министр иностранных дел Ю. Ведрин (еще до президентских выборов в России) первым передал официальное приглашение Ширака, В. Путину посетить Францию, давая таким образом понять, что французы не сомневаются в итогах выборов, будущий президент России этим приглашением не воспользовался, предпочтя Лондон Парижу. Кроме того, он демонстративно отказался от беседы с Шираком во время встречи «восьмерки» на о. Окинава в июне 2000 г.

За всеми этими «фасадными разборками», как их называли сами французы, кроется более серьезная причина. За исторически короткий срок вместо мощного и достаточно предсказуемого в политическом смысле Советского Союза на международной арене появилась Россия, уменьшившаяся территориально, ослабленная неумелыми реформами, развалом государственных и хозяйственных структур, фантастическим ростом криминала. Вполне естественно, что в качестве партнера такая страна представлялась малонадежной. «Будущее России по-прежнему весьма неопределенно, − писал известный французский политолог Ф. Моро-Дефарж. – Нынешний переходный период может неожиданно закончиться, и то, что в России собираются в ближайшее время создать, способно стать или подтверждением “нормализации”, или развалиться, если она вновь будет претендовать на особую судьбу». [7 c. 74]

Однако сбрасывать со счетов Россию окончательно французское руководство не собиралось. И хотя о «привилегированном партнерстве» речь уже не шла, позиции Франции и России по многим вопросам мирового развития были близки или идентичны: формирование многополюсной системы мира; стремление противостоять гегемонистским тенденциям в мировой политике; укрепление роли ООН при решении вопросов мира и безопасности; мирное разрешение конфликтных ситуаций; борьба с терроризмом; включение России в формирующуюся большую Европу и систему европейской безопасности.
В вопросе о расширении НАТО на восток, который был чрезвычайно болезненным для России, Франция занимала более благоприятную по отношению к ней позицию. Считая такое расширение неизбежным и естественным, французское руководство, тем не менее, полагало, что оно должно происходить с учетом интересов безопасности России и одновременно с реформированием НАТО, которое совершенно необходимо в новой международной обстановке после распада Советского Союза. Правда, некоторые французские аналитики считали, что новые члены НАТО окажутся в полной зависимости от США и будут беспрекословно поддерживать их линию, что неизбежно сузит поле деятельности Франции и подорвет ее стремление играть в Европе активную руководящую роль. Улучшение отношений между Францией и Россией началось в последние месяцы 2000 г. В октябре этого же года состоялась встреча Ж. Ширака и В. Путина в Париже. Встреча сопровождалась, помимо прочего, подписанием соглашения между «Газпромом» и «Газ де Франс», которое предусматривало инвестиции в размере 1–2 млрд. долл. и участие обеих сторон в прокладке газопровода по маршруту Беларусь–Польша–Словакия для транспортировки российского газа в Европу. [c. 60] К этому времени у французского руководства сформировалось убеждение, что Россия очень медленно, но начала выходить из кризисного состояния, увеличивая одновременно свою активность на международной арене. На французов произвел впечатление и новый российский лидер. Вместе с тем стремление в какой-то мере противодействовать американской гегемонии, которая в ходе югославского кризиса стала еще более очевидной, Франция не могла осуществить без союзников. Помимо Германии таким союзником могла быть только Россия. [36 c. 60]

Франция стала инициатором дальнейшего сближения России со странами — членами Европейского союза и НАТО. На саммите в Лакене в декабре 2001 г. она выступила с инициативой создания совета внутренней безопасности, в который вошли бы 15 стран ЕС и Россия. Выступая в Енисейском дворце на новогодней 2002 г. встрече с иностранными дипломатами, президент Ширак сказал, что Россия и государства – члены НАТО должны совместно работать над вопросами, касающимися военной и оборонной сферы для достижения общей цели. Он предложил также предоставить России возможность принимать участие в разработках единой политики Евросоюза в области безопасности и обороны и направил лидерам стран Евросоюза письмо, в котором подчеркивалась важность для европейцев стратегического партнерства с Россией. Как заявил в своем интервью президент Франции: «Никакого устойчивого равновесия на нашем континенте без участия России достичь невозможно».

Был создан российско-французский Совет сотрудничества по вопросам безопасности для разработки позиций по тем геополитическим и региональным проблемам, где интересы обеих стран близки или совпадают. На первом же заседании этого Совета 16 ноября 2002 г. обсуждались вопросы, касающиеся Ирака, Ближнего Востока, Северной Кореи, положения на Кавказе. Чеченская проблематика не исчезла из российско-французских переговоров, но острота ее была снята. Министр иностранных дел Франции де Вильпен прямо заявил, что никто не может поставить под сомнение незыблемость территориальной целостности России, а также необходимость борьбы с чеченскими боевиками силовыми методами. Французские политики первыми на Западе заговорили о проблемах Калининградской области, которые могут возникнуть после присоединения к Евросоюзу Польши и Литвы, и о том, что их нужно решать с учетом интересов России.
Стремление Соединенных Штатов укрепить свое влияние не только в странах Ближнего и Среднего Востока, традиционно связанных с Европой, но распространить его на богатую природными ресурсами Россию, подтолкнули Евросоюз и, в частности Францию, к укреплению не только политических, но и экономических связей с Москвой. Одной из тем обсуждения на российско-французских встречах стало создание европейского экономического пространства, которое могло бы быть одним из элементов большой Европы. [36 c. 63]

По сути, в отношениях России и ЕС Франция добровольно взяла на себя функции представителя последнего. Ширак предложил признать ее «глобальным партнером» Евросоюза. Во Франции раздавались даже голоса в пользу создания «геополитической оси Париж–Берлин–Москва» в целях ускорения сближения России с Европейским союзом.

Таким образом, к концу 1990-х наметилось резкое ухудшение отношений, обусловленное двумя главными проблемами — критикой Парижа относительно контртеррористической операции в Чечне и проблемой российских долгов Франции. Примерно с 2000 г. отношения приобрели более конструктивный характер; особенно сблизились позиции Франции и РФ в 2003г., когда два государства резко высказались против операции США в Ираке. У Жака Ширака были плохие отношения с проамериканскими странами Центральной и Восточной Европы.

 

2.1.3 Международные конфликты: Ближний Восток, Балканы, Ирак

 

 

Особое внимание Франции к ближневосточному конфликту объясняется тем, что он развивается в зоне ее особых интересов — средиземноморском регионе. Франция всегда стремилась играть активную роль в урегулировании этого конфликта. Голлистская внешняя политика на этом направлении была традиционно проарабской, что вызывало большое раздражение израильского руководства. Президент Миттеран в свое время попытался сбалансировать французскую политику в этом регионе, стараясь наладить отношения с Израилем. Ж. Ширак, после прихода к власти, объявил о первостепенной важности арабской проблематики для внешней политики страны. Он заявил о поддержке мирного процесса на Ближнем Востоке и осуждении терроризма, откуда бы он ни исходил. «Я хотел бы придать новый импульс этому направлению, начатому генералом де Голлем», — сказал он, выступая в Каирском университете [23]. Вместе с тем Ширак призвал увеличить финансовую помощь палестинцам, поскольку «мир достигается в результате экономического развития» [10]. Он также поддержал принцип «мир обмен на землю» и стал первым из руководителей Запада, посетивших палестинскую автономию. Активизация «арабского вектора» в политике Франции вновь осложнила ее отношения с Израилем.

Стремясь стать коспонсором мирного процесса на Ближнем Востоке, Париж настаивал на том, что он может оказать содействие нормализации отношений Израиля с его соседями. Вместе с Россией в сентябре 1997 г. Франция выдвинула инициативу о созыве международной конференции по Ближнему Востоку, которая потребовала бы от конфликтующих сторон взять на себя четкие обязательства в отношении урегулирования и строго их выполнять. США выступили против такой инициативы. Стремясь подкрепить свою позицию в этом вопросе авторитетом Евросоюза, Франция предприняла ряд шагов, чтобы привлечь к этой инициативе своих европартнеров. [32, с. 8]

В начале 2003 г. представители США, ЕС, ООН и России совместно выработали план мирного урегулирования ближневосточного конфликта, так называемую «дорожную карту». Однако США фактически отстранили других его авторов от реализации этого плана под тем предлогом, что только они смогут договориться с Израилем. Франция в свою очередь попыталась возобновить свои связи с Израилем, которые были осложнены на протяжении последних лет ее поддержкой идеи создания палестинского государства, а также методами решения палестино-израильского конфликта, и принять более активное участие в процессе урегулирования. Однако и в этом вопросе американцы не собираются уступать своего лидерства. [32, с. 38]
И хотя руководство Франции неоднократно заявляло, что в данном случае важен результат, а не то «кто будет фигурировать на фото», европейцы глубоко разочарованы решением американцев в одиночку осуществить «дорожную карту». Они уверены в неизбежности участия в этом процессе Евросоюза. Судя по тому, как развиваются события в этом регионе, Соединенным Штатам без активной поддержки других коспонсоров не удастся решить проблему мирного урегулирования на Ближнем Востоке.

Режим санкций, который ООН применила в отношении Ирака, осложнял деятельность французских компаний в стране и ограничивал снабжение французской экономики иракской нефтью. Именно поэтому Франция постоянно выступала за снятие санкций с Ирака. Правда впоследствии она отошла от требования пакетного снятия этих санкций и стала поддерживать идею так называемых умных санкций, предложенную США и Великобританией.

Ситуация вокруг Ирака обсуждалась на встрече В. Путина, Ж. Ширака и Г. Шредера в Санкт-Петербурге в начале апреля 2003 г. в разгар войны в Ираке. «Франция, Германия и Россия, − писала французская газета «Le Figaro», − намерены объединить свои усилия, чтобы роль Объединенных наций не свелась только к оказанию гуманитарной помощи, на чем настаивают американцы. Три наших страны намерены бороться за то, чтобы в переходный период Ирак оказался под многосторонним управлением».
Однако французы опасались оказаться на позициях открытого антиамериканизма. Они приняли даже решение, впоследствии нереализованное, о посылке в район боевых действий своих самолетов. Ж. Ширак оказался одним из первых мировых лидеров, кто приветствовал падение режима Саддама Хусейна. Россия также не собиралась обострять отношения с Соединенными Штатами, поскольку именно от них зависело ее участие в восстановлении Ирака и дальнейшая судьба иракского долга. Именно поэтому Франция вела себя достаточно осторожно во время саммита ЕС в Брюсселе (март 2003 г.), в ходе которого было принято заявление о готовности Евросоюза участвовать в послевоенном восстановлении Ирака и предоставлять его населению гуманитарную помощь. «Я не думаю, что сейчас формируется новый, причем антиамериканский альянс», − сказал известный политолог, директор Французского института международных отношений Т. де Монбриаль. Он подчеркнул, что три государства придерживаются единой позиции в вопросе о соблюдении норм международного права, но «каждое из них думает о своих личных интересах в отношении США». [28]

Позиция Франции по Ираку была подробно изложена в интервью министра иностранных дел Д. де Вильпена, который заявил, что великая держава одна может выиграть войну, но достижение мира и построение нового мирового порядка предполагает привлечение к этому процессу всех стран. Именно поэтому ООН в нынешних условиях «стала более чем когда-либо незаменимой». Действия коалиции в Ираке, подчеркнул он, должны опираться на принципы информативности и прозрачности, подчиняться нормам права и ограничиваться во времени. Процесс нормализации обстановки в Ираке должен быть поставлен под жесткий международный контроль, и именно ООН должна взять на себя ответственность за переход власти к законной гражданской администрации. Де Вильпен еще раз подтвердил приверженность Франции идее многополярного мира. Наряду с этим он сказал, что между Францией и США существуют «очень глубокие связи» и на обоих берегах Атлантики нужно построить «настоящее партнерство», основанное на «ответственности, уважении и равенстве» [19].

Отношения Франции с США несколько улучшились после того, как Франция проголосовала в конце мая 2003 г. в Совете Безопасности ООН за резолюцию, которая поручила американо-английской коалиции управление в Ираке и эксплуатацию его нефти, а также после встречи «восьмерки» в Эвиане. Выступая по французскому телевидению, Дж. Буш заявил, что он не намерен «наказывать» Францию за ее позицию по Ираку. Тем не менее, разногласия между ними не исчезли. Помимо таких фундаментальных ценностей, как представительная демократия и рыночная экономика, которые исповедуют по обе стороны Атлантики, «развитие американского и европейского обществ в последние десятилетия свидетельствует о растущей между ними пропасти в области морали, культуры, политики, во взглядах на войну и мир, социальную солидарность, справедливость, иммиграцию и религию». Наиболее явственно линия разлома между ними обозначилась по проблеме Ирака [19].

Ясно обозначившееся противостояние между франко-германским тандемом и США по поводу действий последних в Ираке, по сути, поставило вопрос о том, сможет ли Европейский союз играть в будущем на международной арене самостоятельную роль или обречен быть статистом в глобальной американской игре. События, развернувшиеся в Ираке после официально объявленного Дж. Бушем завершения военных действий, свидетельствуют о том, что Соединенные Штаты даже с помощью входящих в коалицию стран не смогут справиться с поддержанием порядка в Ираке и его послевоенным восстановлением. Как писала газета «Le Monde», «американцы сейчас нуждаются в поддержке всех своих друзей, даже тех, кто выступал против военной интервенции» [14].

2 апреля 2004 на выступлении Президент Франции Жак Ширак рассказал о своем видении политики нового правительства страны.
Глава Французской республики заявил, что внешняя политика Франции останется неизменной. "Внешняя политика страны зависит от президента Франции, и пока я остаюсь на этом посту, она не изменится", - подчеркнул французский лидер – противник методов, которые применяет администрация Джорджа Буша в борьбе с "мировым злом".
Что касается внутренней политики Франции, то Ж. Ширак поставил две основные задачи перед новым кабинетом министров. По его мнению, приоритетами правительства Жан-Пьера Раффарена должны стать создание новых рабочих мест и экономический рост. По словам французского президента, в ходе недавних региональных выборов избиратели выразили свое неудовлетворение и обеспокоенность. "Правительство в своей работе должно учесть результаты выборов", - заявил Ж. Ширак.

Прежнее правительство Франции ушло в отставку после того, как победу на региональных выборах одержали партии левой направленности. Новый кабинет министров возглавил прежний глава правительства Жан-Пьер Раффарен. Главой МИД был назначен Мишель Барнье, а прежний руководитель внешнеполитического ведомства стал министром внутренних дел.

Таким образом, события последних лет свидетельствуют о том, что Франция остается одним из наиболее активных игроков на международной арене. И хотя «величие», как одна из целей французской внешней политики, принадлежит прошлому, и свой авторитет страна стремится реализовать в качестве одного из лидеров Европейского союза, целый ряд важнейших принципов голлистской политики в ее деятельности на международной арене продолжает сохраняться, хотя и не в столь «прямолинейном» виде. Кардинально изменившаяся международная обстановка определенным образом «деформировала» эти принципы. Международные отношения стали значительно сложнее по сравнению со временем противостояния двух систем. Наличие значительно большего числа игроков на мировой арене с разнонаправленными интересами увеличивает вероятность кризисных и конфликтных ситуаций, делая их поведение подчас малопрогнозируемым, сотрудничество с ними ненадежным. Недаром известный французский политолог, убежденный голлист, генерал Галлуа, в беседе с одним из российских ученых посетовал, что в современном мире каждый думает только о себе.
Активность Франции направлена была на создание многополярной системы (одним из центров которой должна стать объединенная Европа), на восстановление роли ООН в международных отношениях, на консолидацию усилий в борьбе с международным терроризмом. Одним из партнеров на этом пути она хотела бы видеть Россию. [1 с. 70-79]

В 2007 году Ж. Ширак уходит с поста президента, оставив французскому народу четыре послания, которые считает самыми важными». Первое – призыв «никогда не поддаваться экстремизму, расизму, антисемитизму и другим формам нетерпимости. Два других – помнить об особой роли Франции в Европе и мире. Но главный призыв «Верить во французскую модель и не сдавать ее подешевле».

Так, Ж. Ширак не запомнился как лидер больших реформ – он вообще, вообще кажется, чувствовал себя увереннее в борьбе, чем после победы. Ж. Ширак принял Францию в кризисном состоянии в 1995 году и, в общем, в приблизительно в таком же и оставил. Страна при нем не преодолела своих традиционных слабостей, не научилась жертвовать ради экономической эффективности качеством жизни и многое другое. Но есть и оборотная сторона: демократия при Шираке выдержала искушение экстремизмом, и сохранила свое лицо и достоинство. Это довольно много для начала 21 в.

 

 

2.2 Внешняя политика Франции при президенте Н. Саркози (2007-2012 г.)

 

 

Отношения с Германией

В ходе своего первого зарубежного визита (уже в день инаугурации) Саркози, встретившийся с канцлером Германии Ангелой Меркель, призвал Германию к активизации сотрудничества. [26]

Отношения с Россией

22 мая 2007 Саркози имел первую телефонную беседу с Путиным. Традиции голлизма ориентированы на «особые» партнёрские отношения с Россией. Однако ввиду декларируемого во время предвыборной кампании атлантического вектора внешней политики президента контуры политики Саркози в отношениях с Россией пока неясны. Во время предвыборной кампании Саркози в феврале 2007 года говорил о необходимости «эволюции России» в области прав человека, упомянув 200 тысяч погибших и 400 тысяч беженцев в результате чеченского конфликта. Разговор с Путиным сопровождался развёрнутым комментарием Елисейского дворца, в котором президент Саркози отозвался о России и её властях более благожелательно. Николя Саркози заявил, что «придаёт важность привилегированным отношениям между двумя странами», что Россия «великое государство» (grande nation), а Путин — «человек, с которым можно говорить», обеспечивший «стабильность России». Наблюдатели отмечают, что Путин поздравил Саркози с избранием лишь через двое суток после официального объявления итогов выборов, а лично лишь через неделю после инаугурации, выдержав определённую паузу. Вместе с тем Кремль подчеркнул необходимость поддерживать высокий уровень интенсивности франко-российского сотрудничества и диалога. [34]

Евросоюз

Приоритетом внешней политики Саркози является Европа, в частности Европейский союз. Именно он стал одним из авторов и активных сторонников Лиссабонского договора, изменяющего Договор об основании ЕС и Договор об основании ЕЭС, — договора, заменившего проект Европейской конституции, отвергнутый на референдумах во Франции и Нидерландах в мае-июне 2005 г. По мнению официального Парижа, данное соглашение, подписанное 13 декабря 2007 г., с одной стороны, помогает ЕС более амбициозно действовать в различных областях, с другой, — учитывает мнение французского и нидерландского народов. Тем не менее, сам характер Договора, а также способ его ратификации (парламентом Франции, собравшимся в составе конгресса 8 февраля 2008 г.) вызывает живые дебаты во французском обществе и среди политиков. Саркози также предложил выработать новую стратегию безопасности ЕС взамен принятой в 2003 г. Широко обсуждаются планы Саркози по полному возвращению Франции в военные структуры НАТО, однако это обусловлено развитием оборонных инициатив ЕС и реформой Альянса.

Date: 2016-06-07; view: 378; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию