Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Указания к выполнению контрольной работы





Тема работы: «Процедура сертификации систем менеджмента в системе сертификации ГОСТ Р».

Цель работы: Освоить процедуру проведения сертификации соответствия систем менеджмента требованиям стандартов.

 

Теоретическая часть

Система менеджмента на предприятии (в организации) может быть построена на основе требований как одного, так и нескольких стандартов. Универсальными стандартами являются международные стандарты ISO серии 9000, которые устанавливают требования к системам менеджмента качества (СМК). Существуют также стандарты, конкретизирующие требования к системам менеджмента в определенной сфере, например, экология, безопасность труда, охрана здоровья, и др. Стандарты, устанавливающие требования к системам менеджмента (СМ) в определенных областях, как правило, интегрируются с СМК или гармонизированы с ними. Следовательно, изучение требований к СМ должно включать как стандарты ISO 9000, так и стандарты на СМ в определенной сфере. При использовании для построения систем менеджмента сочетания требований ISO 9000 и одного или нескольких стандартов в определенной сфере говорят об интегрированных системах менеджмента.

Система менеджмента – это система для разработки политики и целей и достижения этих целей.

Система менеджмента качества – это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Система качества – это структурированный набор документов, регламентирующий определенные аспекты производственной деятельности предприятия, который включает политику в области качества, руководство по качеству, методологические инструкции (описания процедур) и рабочие инструкции (протоколы, формы отчетов, описания работ и др.). В целом, указанный набор документов содержит описание наиболее типичных бизнес-процессов, имеющих отношение к качеству выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

В России действуют стандарты, полностью соответствующие международным стандартам ISO серии 9000: ГОСТ ISO 9000-2011, ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ Р ИСО 9004-2010.

СМК могут содействовать организациям в повышении удовлетворенности потребителей. Методология СМК базируется на принципах системного и процессного подходов. Принцип системности реализуется в управлении компанией, как системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение заданных целей. Процессный подход позволяет выделить процессы, в наибольшей степени влияющие на достижение целей. При этом идентифицируются и измеряются входы и выходы процессов, внутренние и внешние заказчики, поставщики и другие заинтересованные стороны.

В мировой практике разработаны стандарты, определяющие требования к СМ, в таких областях как: экология, энергетическая эффективность, безопасность труда, охрана здоровья, автомобилестроение и др., а также к интегрированным системам менеджмента. На основе международных стандартов разрабатываются национальные стандарты. В Российской Федерации разработаны и используются следующие стандарты:

· ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».

· ГОСТ Р 12.0.008-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)».

· ГОСТ Р 54934-2012 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования».

· ГОСТ Р 51814.4-2004 «Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Одобрение производства автомобильных компонентов».

· ГОСТ Р 51814.5-2005 «Системы менеджмента качества в автомобилестроении. Анализ измерительных и контрольных процессов».

· ГОСТ Р 53893-2010 «Руководящие принципы и требования к интегрированным системам менеджмента».

· ГОСТ Р ИСО 10014-2008 «Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества» и др.

Для повышения стабильности и конкурентоспособности предприятия на рынке, существуют процессы сертификации СМ предприятия на соответствие требованиям стандартов.

Сертификация СМ – это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что СМ соответствует установленным требованиям.

Сертификация СМ организуется и проводится для создания уверенности у потребителя продукции или услуги, руководства предприятий-изготовителей и других заинтересованных сторон в возможности предприятий и организаций обеспечить потребителя продукцией, соответствующей определённым требованиям.

Сертификация СМК может осуществляться в рамках обязательной сертификации продукции, если это предусмотрено схемой сертификации этой продукции и в рамках добровольной сертификации продукции и СК.

Сертификация СМК проводится органами по сертификации, аккредитованными для этих целей и юридическими лицами, взявшими на себя функции органа по добровольной сертификации СМК и зарегистрировавшими Систему сертификации в Росстандарте.

Нормативная база сертификации СМК содержит:

· требования к СМК;

· правила и процедуры проверки и оценки СМК;

· требования к персоналу, осуществляющему сертификацию СМК;

· требования к органам по сертификации СМК.

Основными целями проведения сертификации СМК являются:

· подтверждение соответствия СМК требованиям, установленным в соответствующих нормативных документах;

· подтверждение заявленных поставщиками возможностей стабильно выпускать продукцию или услуги запланированного качества в установленные контрактами (договорами) сроки и в запланированных объёмах;

· создание уверенности у потребителей, руководства поставщиков и других заинтересованных сторон в возможности поставщиков обеспечить продукцией (услугами), соответствующей установленным требованиям;

· создание объективных оснований для принятия соответствующих решений по сертификации продукции.

Объектами проверки и оценки СМК являются:

· деятельность по обеспечению качества;

· состояние производственной системы;

· качество продукции или услуги.

Сертификация СМ основывается на следующих принципах:

· добровольность;

· бездискриминационный доступ к участию в процессах сертификации;

· объективность оценок;

· воспроизводимость результатов оценок;

· конфиденциальность;

· информативность;

· специализация органов по сертификации;

· проверки выполнения требований, предъявляемых к продукции в законодательно регулируемой сфере;

· достоверность доказательств со стороны заявителя соответствия системы качества нормативным требованиям.

При проведении/по результатам сертификации СМК определяют степень соответствия СМК проверяемой организации требованиям ГОСТ ISO 9001 и ее результативность.

Область применения СМК определяет и заявляет организация-заказчик, область сертификации СМК определяет орган по сертификации по результатам аудита. Условием проведения сертификации СМК является наличие в организации документально оформленной и внедренной СМК. К работе по сертификации СМК привлекают экспертов по сертификации СМК, зарегистрированных в Образовательной автономной некоммерческой организации (ОАНО) "Регистр Системы сертификации персонала" (РССП), и, при необходимости, технических экспертов.

Проверки осуществляет комиссия, в состав которой входят эксперты по сертификации систем качества, продукции, производства, специалисты по метрологии, испытаниям и др.

В настоящее время на территории стран Таможенного Союза (Беларуси, Казахстана и России) действует Единый реестр органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий. Этот список публикуется на официальных государственных порталах, что позволяет желающим получить сертификат соответствия, быстро найти исследовательский или сертификационный центр, который наиболее удобен для предстоящей работы.

Каждый участник такого реестра имеет индивидуальный код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). Кроме того, в публикуемых списках предоставляется информация о руководителе организации и конкретной спецификации органа, охватывающей определённые виды продукции.

В Российской Федерации для целей сертификации СМ создана система «Регистр систем качества». Регистр включён в состав Системы сертификации ГОСТ Р, которая в качестве национальной системы сертификации уже признана в России и за рубежом. Возглавляется Регистр Техническим секретариатом. В Регистре осуществляются:

· сертификация СМК;

· сертификация производств;

· инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами;

· международное сотрудничество в области сертификации СМК в интересах взаимного признания результатов сертификации.

Деятельность системы построена в соответствии с положениями национальных стандартов РФ. В число таких стандартов входят:

· ГОСТ Р 40.001-95 «Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации»;

· ГОСТ Р 40.002-2000 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения»;

· ГОСТ Р 40.003-2008 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008»;

· ГОСТ Р 54318-2011 Порядок определения продолжительности сертификации систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента.

· ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента»;

· ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента» и др.

В соответствии с ГОСТ Р 40.003-2008 процесс сертификации СМК предусматривает организационный этап, двухэтапный первичный аудит по сертификации СМК, надзорные аудиты (инспекционный контроль).

Процедура сертификации СМК предусматривает следующие этапы.

1. Организационный этап работ.

Основанием для начала работ служит заявка, направленная организа-цией-заявителем в орган по сертификации. Орган по сертификации регистрирует заявку, проводит анализ заявки для определения возможности проведения сертификации. После проведения анализа заявки орган по сертификации письменно извещает заказчика о решении «принять/не принять» заявку на сертификацию систем качества. В случае положительного решения о принятии заявки на сертификацию орган по сертификации и заказчик заключают договор.

После оплаты работ по договору орган по сертификации распоряжением руководства назначает председателя комиссии по сертификации и формирует е состав. Комиссия может состоять из одного или нескольких экспертов. Если аудит осуществляет один эксперт, он и выполняет обязанности председателя комиссии. В состав комиссии не могут быть включены представители проверяемой организации, а также представители организаций, которые могут быть заинтересованы в результатах сертификации.

2. Первый этап аудита по сертификации СМК.

Первый этап аудита по сертификации СМК проводят с целью определить соответствие документов СМК организации требованиям ГОСТ ИСО 9001. Анализ документов должен быть завершен оформлением письменного отчета о предварительной проверке документов, в котором должно быть сформулировано заключение с обоснованием проведения частичного аудита «на месте» для снятия неясных вопросов или перехода ко второму этапу аудита.

При положительном заключении о возможности перехода ко второму этапу аудита по сертификации СМК отчет, подписанный председателем комиссии и экспертом, проводившим анализ, орган по сертификации направляет проверяемой организации.

3. Второй этап аудита по сертификации СМК.

Второй этап аудита по сертификации СМК – аудит «на месте» – проводят непосредственно в организации заказчика в целях оценки внедрения и результативности СМК. Председатель комиссии подготавливает план аудита. Руководство органа по сертификации утверждает этот план. План аудита должен быть доведен до сведения проверяемой организации до начала аудита «на месте».

Перед началом аудита проводится предварительное совещание под руководством председателя комиссии с участием членов комиссии, руководства и ведущих специалистов проверяемой организации. В ходе аудита комиссия собирает и проверяет информацию, касающуюся области и объектов аудита, включая информацию о взаимодействии структурных подразделений организаций и процессов СМК. Полученная и проверенная информация по объектам аудита должна быть сопоставлена с критериями аудита для формирования выводов.

Выводы могут указывать на соответствие или несоответствие СМК проверяемой организации критериям аудита и на возможности улучшения, либо могут касаться и предотвращения возможных отклонений, тогда эти выводы классифицируются как уведомления.

Выводы, сделанные в ходе аудита, классифицируют в целях оценки выполнения проверяемой организацией корректирующих действий (для устранения причин несоответствий), адекватных последствиям выявленных несоответствий, принятия органом по сертификации решения о выдаче или об отказе в выдаче сертификата, а также о расширении или сужении области сертификации.

По результатам аудита председатель комиссии проводит заключительное совещание и представляет проект акта, включающий в себя описание всех несоответствий и уведомлений. На заключительном совещании должно присутствовать руководство, ведущие специалисты проверяемой организации и члены комиссии. На совещании председатель доводит до участников совещания результаты аудита, представляет выводы и заключения по аудиту системы менеджмента качества.

Сертификацию СМК не считают завершенной, пока не будут проведены все запланированные корректирующие действия и проверена результативность их выполнения. При положительном решении орган по сертификации оформляет сертификат соответствия установленного образца, присваивает сертификату регистрационный номер, затем сертификат регистрируют в Реестре органа по сертификации. Срок действия сертификата – 3 года. После оформления сертификата орган по сертификации и держатель сертификата в течение месяца оформляют договор на проведение инспекционного контроля системы менеджмента качества на срок действия сертификата.

4. Инспекционный контроль сертифицированной СМК.

Инспекционный контроль может быть плановым и внеплановым. Плановый контроль должен проводиться, по крайней мере, один раз в год.

Внеплановый проводится в следующих случаях:

· получения органом по сертификации о любых серьезных нарушениях в рамках сертифицированной системы, в том числе о жалобах потребителей на качество продукции, выпускаемой держателем сертификата;

· существенных изменений организационной структуры организации, технологии и условий производства, численности персонала и т.д.

При положительных результатах инспекционного контроля орган по сертификации принимает решение о подтверждении действия сертификата соответствия.

Если при инспекционном контроле обнаруживают невыполнение запланированных корректирующих действий по устранению несоответствий по результатам предыдущего инспекционного контроля, то орган по сертификации принимает решение о приостановлении действия выданного сертификата на срок до трех месяцев.

Деятельность по сертификации системы менеджмента качества представлена в виде блок-схемы в приложении 1 к данным методическим указаниям. Форма сертификата соответствия СМК показана в приложении 2. Образец заполнения сертификата соответствия представлен в приложении 3.

 

Date: 2016-06-07; view: 343; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию