Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос№2 региональная политика СССР





Длительный путь развития Советского Союза характеризовался подъёмами и спадами интереса к региональной политике, что позволяет выделить ряд этапов её функционирования. Каждый этап отличается особенностями развития хозяйства и организации управления, спецификой региональной (территориальной) политики.

Первый этап (1920-1932 гг.) – период, когда проблемы регионального развития были в центре внимания правительства. Стратегия регионального развития в 1920-х гг. определялась планом ГОЭЛРО, тезисами комиссии при ВЦИК по вопросу об экономическом районировании и административно-территориальном устройстве.

Основной упор был сделан на научно обоснованном районировании страны, воспринимавшимся как один из методов управления общественным развитием на основе познания объективных процессов. В его основу были положены принципы специализации и комплексного развития районов, единства экономического районирования, административно-территориального и национально-политического устройства страны. Уже сами эти принципы делали районирование не просто экономическим, а социально-экономическим; районы специализировались прежде всего на удовлетворении насущных нужд населения и лишь потом – на специализации в межрайонном обмене.

Экономический принцип районирования 20-30-х годов предполагал выделение в качестве района своеобразной, по возможности законченной в экономическом смысле территории, организовывающейся в крупную хозяйственную «комбинированную» систему. Этот подход усиливался энергетическим принципом, означавшим целенаправленное формирование в пределах района энерготехнологического комплекса на основе естественных и общественных ресурсов.

Второй этап (1933-1956 гг.) характеризовался полным отходом от экономического принципа региональной политики. Был осуществлен переход от разработки общих проблем и крупных проектов к выполнению преимущественно технико-экономических обоснований отдельных мероприятий, обусловленный созданием в 1930-е г. административно-командной системы.

Первостепенное значение имели оборонные соображения, принципы комплексного развития республик и районов, необходимость подъема отсталых районов. Но и здесь преобладали волюнтаризм, престижные устремления, субъективистские подходы.

Кроме того, характерным для данного этапа было проявление уравнительного подхода к региональному развитию, в большей степени вызванное стремлением республик, краев, АССР, областей к определенной натурализации своей экономики путем развития в ней всех звеньев и достижения в конечном счете большей экономической автономности. Но в то же время именно на этом этапе были созданы теории, сохранившие свое значение до наших дней. Одна из них – концепция энергопроизводственных циклов – территориально-производственных комплексов (ЭПЦ-ТПК).

Третий этап (1957-1964 гг.) – это короткий период, когда была предпринята попытка реформы управления путем создания совнархозов. Главной целью данного преобразования было обеспечение передачи некоторых управленческих функций на «места», то есть в регионы.

Вместе с тем, выдвинутые в ходе обсуждения Закона о совнархозах, идеи затем были фундаментально и системно изложены в целом ряде работ. В этих и последующих исследованиях и публикациях развитие регионов увязывалось с социальной проблематикой, а именно: демографическим развитием, структурой, качеством и количеством трудовых ресурсов, с качеством и масштабами отношений в системе «общество-природа»; соотноситься с региональной спецификой общественного производства; базировалось на общеэкономической эффективности. Официальное признание на данном этапе получила тенденция территориально-производственного комплексообразования.

Четвертый этап (1965-1985гг.) можно охарактеризовать как стремление органов власти обеспечить сочетание отраслевого и территориального развития. ТПК получили признание как прогрессивная форма организации хозяйства.

За счет новых ТПК обеспечивался весь прирост добычи нефти и газа, значительная часть прироста выработки электроэнергии, железной руды, а также производства продукции некоторых видов машиностроения. В 1986 году эти объекты обеспечили добычу 74% нефти РСФСР, 87% – природного газа, 48% – железной руды, 23% – угля, 9% – производства электроэнергии, 8,2 % вывозки древесины, 4,8% выпуска грузовых магистральных вагонов. Одновременно велись подготовительные работы по формированию новых ТПК: Прикаспийского, Нижнее-Ангарского, Верхнее-Ленского, Сахалинского, Восточно-Туркменского. Намечались работы и по ряду других комплексов.

Для программно-целевых ТПК устанавливалась официально оформленная система предплановых и плановых документов, порядок их информационного обеспечения, разработки, экспертизы и утверждения. Программа формирования и развития ТПК и пятилетний план ТПК являлись директивными, адресными документами, показатели которых увязывались по заданиям, ресурсам, исполнителям и срокам. Все документы имели строго целевой межотраслевой, а иногда и межтерриториальный характер и предназначались для координации взаимодействия всех участников создания ТПК, для осуществления полного комплекса заданий и мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели.

Сочетание теорий территориально-производственного и социально-экономического комплексообразования обусловило активизацию работ по территориальной организации общества, но и в этой проблеме не было ориентации на решение стратегических задач региональной политики.

Пятый этап (1986-1991 гг.) назван «перестройкой». Этот период характеризуется полной неопределенностью в плане социального целеполагания и экономического механизма управления. В части региональной политики выделялись следующие три сферы приоритетов:

- решение межотраслевых региональных проблем общесоюзного значения;

- коренная перестройка хозяйства старопромышленных районов с целью модернизации уже сложившихся индустриальных баз общесоюзного значения;

- создание новых межотраслевых территориально-производственных образований общесоюзного значения, в том числе и совместных с зарубежными фирмами.

Предполагалось, что в новой системе произойдет укрепление централизованного планирования и управления. Важное внимание отводилось сохранению программного аспекта планирования и управления, причем программы рассматривались в качестве прогнозных документов и составных частей государственных планов. Предусматривался переходный период реализации программы перестройки системы управления экономикой, во время которого должны согласованно функционировать элементы как сложившегося, так и нового хозяйственного механизма.

В развивающихся странах региональная политика имеет свои особенности. Здесь региональная политика требует вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий и ресурсов, интеграции различных пространств в единый национальный рынок, смягчения противоречий между городом и деревней, регулирования процесса урбанизации и т. п. Здесь отчетливо прослеживаются две контрастные тенденции в региональном развитии, выражающиеся через взаимоотношения «центр-периферия» (развитие «сверху») и посредством «внутри-периферийных диффузий» (развития «снизу»). Во многом это следствие именно слаборазвитое, поскольку наиболее эффективно именно сочетание (слияние) обоих направлений региональной политики: и «сверху», и «снизу». Об этом со всей очевидностью свидетельствует прошлый опыт Индии, Бразилии, Мексики и других стран.

Кстати, для освоения глубинных районов некоторые развивающиеся страны (Бразилия, Пакистан, Танзания, Нигерия, Кот-д'Ивуар) уже предприняли перенос своих столиц из приморских городов в города, расположенные вдали от побережья. Изменения в экономической модели развития и свертывание госсектора (например, в Латинской Америке) не привели к отмене региональных программ, хотя и видоизменили их формы. Кроме того, для развивающихся стран актуален и подъем отсталых районов, в том числе при помощи крупных промышленных новостроек – «полюсов роста» (например, Асуан в Египте, Бхилаи в Индии).

 


ВОПРОС№3 Особенности лесного планирования

Лесоуправление является одним из механизмов лесной политики. Функции в области управления лесами определяются как: определение федеральной и региональной лесной политики; законодательные и нормативные функции; распорядительные функции (например, принятие решений по проведению лесных аукционов, принятие решений об отчуждении участков лесного фонда и др.); организационные (исполнительные) функции (например, учет леса, проведение лесоустройства, ведение государственного лесного реестра и др.); контрольные функции (например, осуществление государственного лесного контроля, контроля за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах и др.); функции по управлению лесным фондом Российской Федерации и др.

Статьёй 85 ЛК РФ определяется термин «лесное планирование» - это планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. Цель лесного планирования – обеспечение устойчивого развития территорий. Имеются в виду не только земли лесного фонда, но и иные категории земель, на которых расположены леса.

Планировать – значит выстраивать заранее намеченную систему деятельности, в которой есть последовательность и сроки выполнения. Законодатель подчеркивает, что требуемые задачи в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов должны решаться на основе лесного планирования - это основа освоения лесов.

Статья 12 ЛК РФ посвящена освоению лесов, в ней указывается, что оно должно осуществляться в целях обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности.

В соответствии со стандартом отрасли, лесорастительное районирование подразумевает территориальное деление лесов на части, отличающиеся по природным условиям, обусловливающим распространение лесообразующих пород, типы леса, состав и производительность лесов и лесовосстановительные процессы в них.

Может также производиться лесоэкономическое районирование, т.е. территориальное деление лесов на части, соответствующие районам с определенными экономическими условиями, существенно влияющими на лесопользование и ведение лесного хозяйства.

На основе лесорастительного и лесоэкономического районирования строится лесохозяйственное районирование - территориальное деление лесов по классификационным единицам разного уровня, объединяющим леса с определенными природными и экономическими условиями, которые определяют соответствующее ведение лесного хозяйства и лесопользование.

Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 83 ЛК РФ разработка и утверждение лесных планов субъектов Федерации являются переданными полномочиями Российской Федерации органам государственной власти субъектов Федерации, на осуществление которых средства должны предоставляться в виде субвенций из федерального бюджета.

Основные вопросы, которые должны быть отражены в лесном плане субъекта Федерации:

- цели и задачи лесного планирования;

- мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов;

- зоны планируемого освоения лесов.

Утверждаться лесной план субъекта Федерации должен руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Для таких территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов подготовка лесных планов субъектов Федерации не осуществляется. Речь идет о лесничествах и лесопарках, расположенных в границах территорий субъектов Федерации, плотность населения которых в 15 раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов РФ, Федеральное агентство лесного хозяйства в пределах своих полномочий организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесного плана, в том числе, путем размещения его на срок не менее 30 дней на официальном сайте соответственно высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или Федерального агентства лесного хозяйства в сети Интернет.

Министерство природных ресурсов РФ в течение 45 дней с даты поступления проекта лесного плана осуществляет его рассмотрение и направляет положительное либо отрицательное заключение в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации, либо в Федеральное агентство лесного хозяйства.

При наличии положительного заключения Мин. Природных ресурсов РФ лесной план в течение 14 дней утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации либо руководителем Федерального агентства лесного хозяйства.

Лесной план включает в себя:

а) характеристику состояния лесов и их использования;

б) основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

в) оценку экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов.

К лесному плану прилагаются карты с обозначением границ лесничеств, лесопарков, а также зон их планируемого освоения.

а) Характеристика состояния лесов и их использования включает в себя:

• информацию о состоянии и об изменении состояния лесов, об их целевом назначении по лесничествам и лесопаркам, а также о лесорастительных зонах и лесных районах;

• социально-экономическую оценку использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории субъекта Российской Федерации (доходы от использования лесов, объемы лесопромышленного производства, анализ проведенных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, характеристика транспортного освоения лесов);

• возрасты рубок основных лесообразующих пород по лесным районам субъекта Российской Федерации;

• характеристику лесосырьевого потенциала и его использования, определение потребности общества в лесах и лесных ресурсах.

б) Основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов включают в себя:

• количественные и качественные целевые показатели улучшения состояния лесов;

• распределение лесов по зонам планируемого освоения, в том числе по видам использования и интенсивности освоения;

• показатели использования лесов;

• основные направления деятельности в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения;

• перечень мероприятий по осуществлению эффективного использования лесных ресурсов, а также обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения;

• показатели развития лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;

• целевые показатели уменьшения антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок на леса.

в) Оценка экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов включает в себя:

• финансово-экономическое обоснование мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов;

• целевые показатели эффективности выполнения мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов.

 

Date: 2016-06-07; view: 625; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию