по производственной практики (по профилю специальности)
для студентов специальности
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
по профессиональным модулям:
ПМ.01
Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;
ПМ.02
Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации
г. Екатеринбург, 2016 год
Рассмотрено
Педагогическим Советом НЧОУ ПО УКЭиП
Протокол № _____
от «____» ___________ 20____ г.
Утверждаю
Директор _____________ Е.С. Разумейко
«____» _______ 20____ г.
Методические указания разработаны на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности (далее - ФГОС) 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 12.05.2014 № 508;
- Положения о порядке организации и проведению учебной и производственной практики в НЧОУ ПО «Уральский колледж экономики и права».
Разработчики:
Сергеева Юлия Владимировна, преподаватель специальных дисциплин НЧОУ ПО «Уральский колледж экономики и права»;
Яковлева Ирина Васильевна, преподаватель специальных дисциплин НЧОУ ПО «Уральский колледж экономики и права»;
Урасова Галина Михайловна, зав. учебным отделом НЧОУ ПО «Уральский колледж экономики и права».
Методические указания определяют требования к проведению и содержанию производственной практики (по профилю специальности), разработаны для студентов специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» очной и заочной форм обучения.
1. Общие положения
1.1. Производственная практика (по профилю специальности) (далее – практика) направлена на развитие и формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей образовательной программы по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС.
1.2. Цели практики:
1) Приобретение студентами практического опыта по следующим видам профессиональной деятельности:
- Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;
- Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации
2) Развитие у студентов общих компетенций.
3) Формирование у студентов профессиональных компетенций.
1.3. Объем практики составляет:
- для студентов очной формы обучения - 6 недель, в том числе:
ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты – 108 ч (3 недели);
ПМ.02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фондов РФ – 108 ч (3 недели).
- для студентов заочной формы обучения - 8 недель, в том числе:
ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты – 144 ч (4 недели);
ПМ.02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фондов РФ – 144 ч (4 недели).
1.4. Сроки проведения практики для студентов:
- очной формы обучения - с 07.03.2016 г. по 16.04.2016 г.
- заочной формы обучения - практика организуется студентом самостоятельно в индивидуальном порядке в период с момента окончания изучения всех междисциплинарных курсов профессиональных модулей по 31.08.2016 г.
1.5. Местом проведения практики может быть:
- территориальный орган Пенсионного фонда РФ;
- территориальный орган социальной защиты населения;
- учреждение социального обслуживания (Приложение А);
- фонд социального страхования;
- фонд обязательного медицинского страхования;
- орган государственной власти, в компетенцию которого входит осуществление полномочий в области содействия занятости населения и сфере социально-трудовых отношений (например, отдел Департамента по труду и занятости населения Свердловской области).
1.6. Прохождение практики является обязательным условием обучения. К прохождению практики допускаются студенты, освоившие все междисциплинарные курсы в рамках профессионального модуля.
Студенты, не прошедшие практику, не допускаются к экзамену (квалификационному) по профессиональному модулю и направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
2. Организация и проведение производственной практики
2.1. Производственную практику студент проходит на базе организации, направление деятельности которой соответствует профилю подготовки студентов, на основе договора о сотрудничестве по проведению практики студентов (Приложение Б).
Места прохождения практики студентам очной формы обучения предоставляет колледж. Практика может быть организована индивидуально по месту жительства студента при наличии заявления студента и договора с организацией, которые должны быть представлены методисту не позднее, чем за 1 месяц до начала практики.
Студенты заочной формы обучения место прохождения практики подбирают самостоятельно, предоставив методисту договор о сотрудничестве по проведению практики студентов до 01.06.2016 г.
2.2. Практика для студентов очной формы обучения проводится в соответствии с установленным учебным графиком. Студенты заочной формы обучения реализуют практику в индивидуальном порядке в полном объеме, предусмотренном для очной формы обучения.
2.3. Студенты колледжа, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, могут проходить производственную практику в организации по месту работы, если осуществляемая ими профессиональная деятельность соответствует целям практики.
2.4. Продолжительность рабочего дня студентов в период производственной практики не должна превышать 36 часов в неделю.
2.5. При прохождении производственной практики студенты обязаны:
- соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка;
- соблюдать нормы охраны труда и правила пожарной безопасности;
2.6. Организацию и руководство практикой учебной группы осуществляет методист, в обязанности которого входят:
Перед выходом на практику
В период прохождения производственной практики
- составление графика консультаций по выполнению отчета по практике;
- проведение организационного собрания по вопросам организации и проведения практики;
- выдача задание на практику и методических указаний к его выполнению.
- осуществление контроля прохождения практики студентами и условий проведения практики организациями;
- организация процедуры оценки общих и профессиональных компетенций студента, освоенных им в ходе прохождения практики.
2.7. Каждому студенту организация назначает руководителя, в обязанности которого входят:
- определение места прохождения практики в организации;
- проведение инструктажа на рабочем месте;
- обеспечение выполнения студентом программы практики;
- создание условий для освоения студентом технологий для решения профессиональных задач;
- заполнение аттестационного листа по итогам практики.
2.8. В период прохождения практики студент:
- ведет дневник практики (Приложение В), отражающий виды и объем выполненных работ;
- составляет отчет в соответствии с выданным заданием.
Дневник практики является отчетным документом о выполнении программы практики. Записи в дневнике практики должны вестись ежедневно и содержать краткий перечень работ, выполненных за день. По окончании практики дневник заверяется подписью руководителя практики и печатью организации.
2.9. Отчет по практике должен включать следующие структурные элементы:
1) Титульный лист;
2) Бланк задания на практику (Приложение Г);
3) Аттестационный лист, заполненный руководителем практики от организации;
4) Содержание;
5) Введение:
- цели и задачи практики по профилю специальности;
- место прохождения практики;
6) Основная часть в соответствии с заданием.
7) Заключение:
- навыки и умения, приобретенные за время практики;
- достоинства и недостатки в организации работы отдела, работа которого описана и проанализирована при прохождении практики.
8) Дневник практики.
Сформированный в указанной последовательности отчет подшивается в папку-скоросшиватель.
Отчет выполняется в соответствии с требованиями к оформлению письменных работ студентов НЧОУ ПО «Уральский колледж экономики и права». Титульный лист оформляется в соответствии с Приложением Д.
2.10. Оценку по практике выставляет руководитель от организации, которая фиксируется в аттестационном листе, переносится методистом в зачетную ведомость и зачетную книжку студента. Оценка, выставленная руководителем практики организации, учитывается при проведении процедуры экзамена (квалификационного).
2.11. Для оказания методической помощи студентам при выполнении ими задания преподавателем проводятся консультации в соответствии с установленным графиком:
- для студентов очной формы обучения - во время прохождения практики;
- для студентов заочной формы обучения (организация занятий - еженедельное посещение занятий) – в течение первых двух месяцев следующего семестра;
- для студентов заочной формы обучения (организация занятий – лабораторно-экзаменационная сессия) – в период проведения сессии следующего семестра.
2.12. После завершения практики проводится экзамен (квалификационный) по профессиональным модулям в форме защиты отчета по практике:
- для студентов очной формы обучения – на последней неделе прохождения практики в соответствии с графиком;
- для студентов заочной формы обучения (организация занятий - еженедельное посещение занятий) – в течение первых двух месяцев следующего семестра;
- для студентов заочной формы обучения (организация занятий – лабораторно-экзаменационная сессия) – в период проведения сессии.
Условиями допуска студента к экзамену (квалификационному) являются:
- аттестационный лист, заполненный руководителем практики от организации;
- дневник практики;
- отчет по практике.
3. Содержание практики по профилю специальности
в территориальных органах Пенсионного фонда РФ
За время практики студент должен:
1) показать сформированность следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
2) по ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты:
а) приобрести практический опыт:
- анализа действующего законодательства в области пенсионного обеспечения;
- приема граждан по вопросам пенсионного обеспечения;
- определения права, размера и сроков назначения страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и материнского (семейного) капитала;
- формирования пенсионных дел получателей пенсий и их хранения;
- пользования компьютерными программами назначения пенсий, учета и рассмотрения пенсионных обращений граждан;
- определения права на перерасчет, перевод с одного вида пенсий на другой, индексацию и корректировку страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и материнского (семейного) капитала;
- информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения;
- общения с лицами пожилого возраста и инвалидами;
- публичного выступления и речевой аргументации позиции.
б) показать сформированность следующих профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты;
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите;
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии;
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат;
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
3) по ПМ.02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации:
а) приобрести практический опыт:
- подержания в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий с применением компьютерных технологий;
- консультирования граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;
- участия в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
3.2. Задание на практику:
Наименование видов работ
Содержание в отчете
Ознакомление с органом Пенсионного фонда Российской Федерации
1. Дать характеристику органа:
- полное и сокращенное наименование;
- юридический адрес;
- режим работы;
- категории лиц, обращающихся в орган.
2. Используя Положение об Управлении, определить:
- основные задачи и функции органа;
- подчиненность.
3. Представить организационную структуру органа в виде схемы с описанием основных функций отделов.
Анализ действующего законодательства в области пенсионного обеспечения
Составить перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность органа.
Информирование граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения
1. Составить перечень информации, представленной на сайте и стендах органа об организации его работы.
2. Проанализировать информацию, представленную для граждан в открытом доступе:
- полнота;
- достаточность;
- достоверность;
- доступность для восприятия;
- наличие обратной связи.
3. Выявить недостатки в организации информирования граждан.
Участие в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
1. На основе Положения о подразделении описать деятельность структурного подразделения, в котором студент проходит практику:
- наименование;
- состав;
- основные задачи и функции.
2. Определить место подразделения в структуре органа и его взаимосвязь с другими отделами.
3. Ознакомиться с документами, регламентирующими работу отдела, и представить их перечень.
4. Описать квалификационные требования (к образованию, опыту работы, знаниям, умениям) и должностные обязанности специалиста отдела, под руководством которого студент проходит практику.
Работа с компьютерными программами назначения пенсий, учета и рассмотрения пенсионных обращений граждан
1. Перечислить компьютерные программы, используемые для назначения пенсий, учета и рассмотрения пенсионных обращений граждан, и описать их возможности.
2. Описать порядок учета и рассмотрения пенсионных обращений граждан.
3. Представить перечень нормативных актов, регламентирующих деятельность по порядку учета и рассмотрения обращений граждан.
Прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения
1. Составить перечень нормативно-правовых актов, регулирующих порядок приема граждан.
2. Описать процедуру приема граждан или представителей юридических лиц:
- кто ведет прием;
- условия для организации приема;
- продолжительность приема;
- содержание и последовательность операций, выполняемых при приеме;
- перечень документов, оформляемых при проведении приема.
3. Выявить недостатки в организации приема граждан.
Определение права, размера и сроков назначения трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и материнского (семейного) капитала
1. Составить алгоритм организации работы при назначении пенсии или материнского капитала от приема документов до сдачи пенсионного дела в архив.
Определение права на перерасчет, перевод с одного вида пенсий на другой, индексацию и корректировку трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и материнского (семейного) капитала
1. Составить алгоритм организации работы при перерасчете или переводу с одного вида пенсий на другой, индексации и корректировки пенсии или материнского (семейного) капитала от момента наступления основания для перерасчета или перевода до сдачи дела в архив.
Общение с лицами пожилого возраста и инвалидами
1. Провести наблюдение во время приема за процессом общения специалиста с гражданами пожилого возраста и заполнить оценочный лист.
Признак оценивания
Оценка*
1. Устанавливает психологический контакт с посетителем, обеспечивающий комфортный климат
2. Ясно и доступно излагает информацию
3. Соблюдает речевой этикет
4. Дает развернутые ответы на вопросы
5. Проявляет чуткость и внимание к собеседнику
6. Соблюдает этические правила и нормы
7. Соблюдение регламента работы
* 0- признак отсутствует; 1- признак присутствует частично; 2 – признак проявлен в полном объеме.
2. Сделать вывод о работе специалиста с гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Консультирование граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения
1. Ознакомиться с обращениями граждан, поступающими в учреждение, и подготовить не менее 3 ответов на запросы.
Формирование пенсионных дел получателей пенсий и их хранение
1. Изучить и описать порядок формирования и хранения пенсионного дела:
- наименование документа, регламентирующего порядок оформления и хранения;
- перечень документов, содержащихся в пенсионном деле;
- срок архивного хранения;
- условия хранения.
Публичное выступление и речевая аргументация позиции
1. Подготовить публичную защиту отчета по практике.
2. Защитить отчет в соответствии с требованиями к проведению процедуре защиты.
Негосударственное частное образовательное учреждение профессионального образования
обучающийся на _____ курсе по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения прошел(а) производственную практику по профессиональным модулям:
ПМ.01
Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
ПМ.02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации
в объеме _____ часов с «_____» ______ 20___ г. по «____» ______ 20__ г. в организации
1. Оценка уровня освоения общих компетенций (ОК) по результатам практики:
Общие компетенции
Показатели
оценивания
Оценка ОК
не
освоена
частично освоена
Освоена
в полном объеме
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
- проявление интереса к выполняемой работе;
- качественное выполнение порученной работы.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
- соблюдение трудовой дисциплины;
- организация рабочего места;
- эффективное выполнение профессиональных задач.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
- умение выполнять поставленные задачи в нестандартных ситуациях;
- решение возникающих проблем при выполнении задания.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
- умение применять теоретические знания для решения поставленных задач;
- умение находить, анализировать и использовать информацию для решения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- умение выполнять профессиональные задачи с использованием ИКТ.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
- умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности с окружающими людьми.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
- готовность принимать на себя ответственность за результаты работы.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
- готовность учитывать ошибки и недочеты при выполнении профессиональных задач.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
- умение работать с нормативно-правовыми актами, справочно-правовыми системами;
- умение учитывать изменения правовой базы для выполнения профессиональных задач.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
- соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
- соблюдение в процессе работы инструкций по охране труда и технике безопасности.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения
- знание и применение в работе норм и правил поведения;
- использование приемов межличностного общения в процессе прохождения практики.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению
2. Оценка уровня освоения профессиональных компетенций (ПК) по результатам практики:
Профессиональные
компетенции
Виды работ
Оценка ПК
не
освоена
частично освоена
освоена в полном объеме
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
- анализ действующего законодательства в области пенсионного обеспечения;
- информирование граждан и должностных лиц об изменениях в области пенсионного обеспечения.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты
- ознакомление с работой подразделения, осуществляющего прием и консультирование граждан;
- прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения;
- общение с лицами пожилого возраста и инвалидами.
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите
- определение права, размера и сроков назначения страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и материнского (семейного) капитала;
- определение права на перерасчет, перевод с одного вида пенсий на другой, индексацию и корректировку страховых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и материнского (семейного) капитала.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат
- формирование пенсионных дел получателей пенсий и их хранение.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты
- консультирование граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения.
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии
- работа с компьютерными программами назначения пенсий, учета и рассмотрения пенсионных обращений граждан.
3. Характеристика профессиональных умений и навыков, проявленных во время прохождения практики ___________________________________________________________________________
6. Степень готовности студента к работе в условиях данного производства (высокая, средняя, низкая) _________________________________________________
7. Итоговая оценка практики (по пятибалльной системе) _____________________________
«_____» ___________ 20__г.
Руководитель практики________________________________________________________________
должность, Ф.И.О.
М.П.
4. Содержание практики по профилю специальности
в территориальных органах социальной политики и
организациях социального обслуживания
4.1. За время практики студент должен:
1) показать сформированность следующих общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
2) по ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты:
а) приобрести практический опыт:
- анализа действующего законодательства в области социальной защиты;
- приема граждан по вопросам социальной защиты;
- определения права, размера и сроков назначения пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат;
- формирования личных дел получателей пособий, других социальных выплат и их хранения;
- пользования компьютерными программами назначения пособий, социальных выплат, учета и рассмотрения обращений граждан;
- определения права на перерасчет, индексацию пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат и других социальных выплат;
- определение права на предоставление услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
- информирования граждан и должностных лиц об изменениях в области социальной защиты населения;
- общения с лицами пожилого возраста и инвалидами;
- публичного выступления и речевой аргументации позиции;
б) показать сформированность следующих профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
3) по ПМ.02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации:
а) приобрести практический опыт:
- поддержания в актуальном состоянии базы данных получателей пособий, компенсаций, услуг, льгот и других социальных выплат с применением компьютерных технологий;
- выявления и осуществления учета лиц, нуждающихся в социальной защите;
- организации и координирования социальной работы с отдельными лицами, семьями и категориями граждан, нуждающимися в социальной поддержке и защите, с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;
- консультирования граждан и представителей юридических лиц по вопросам социальной защиты населения с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;
- участия в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты населения.
б) показать сформированность следующих профессиональных компетенций:
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
4.2. Задание на практику (место прохождения – органы социальной защиты населения, например, территориальное Управление социальной политики):
Наименование видов работ
Содержание в отчете
Ознакомление с органом социальной защиты
1. Дать характеристику органа:
- полное и сокращенное наименование;
- юридический адрес;
- режим работы;
- категории лиц, обращающихся в орган;
- перечень услуг, предоставляемых гражданам.
2. Используя Положение об Управлении, определить:
- основные направления деятельности;
- подчиненность и подведомственность;
- основные задачи и функции.
3. Представить организационную структуру органа в виде схемы с описанием основных функций отделов.
Анализ действующего законодательства в области социальной защиты
1. Составить перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность органа.
Информирование граждан и должностных лиц об изменениях в области социальной защиты
1. Составить перечень информации, представленной на сайте и стендах органа об организации его работы.
2. Проанализировать информацию, представленную для граждан в открытом доступе на предмет:
- полноты;
- достаточности;
- достоверности;
- доступности для восприятия;
- наличия обратной связи;
- нормативной обоснованности.
3. Выявить недостатки в организации информирования граждан.
Участие в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов социальной защиты населения
1. На основе Положения о подразделении описать деятельность структурного подразделения, в котором студент проходит практику:
- наименование;
- состав;
- основные задачи и функции.
2. Перечислить категории граждан, с которыми взаимодействует отдел.
3. Ознакомиться с документами, регламентирующими работу отдела и составить их перечень.
4. Описать квалификационные требования (к образованию, опыту работы, знаниям, умениям) и должностные обязанности специалиста отдела, под руководством которого студент проходит практику.
Работа с компьютерными программами назначения пособий, социальных выплат, учета и рассмотрения обращений граждан
1. Перечислить компьютерные программы, используемые в работе специалистом отдела, и описать их возможности.
2. Описать порядок учета и рассмотрения обращений граждан.
3. Представить перечень нормативных актов, регламентирующих деятельность по порядку учета и рассмотрения обращений граждан.
Прием граждан по вопросам социальной защиты
1. Составить перечень нормативно-правовых актов, регулирующих порядок личного приема граждан.
2. Описать процедуру приема граждан:
- кто ведет прием;
- условия для организации приема;
- продолжительность приема;
- содержание и последовательность операций, выполняемых при приеме;
- перечень документов, оформляемых при проведении приема.
3. Выявить недостатки в организации приема граждан.
Определение права, размера и сроков назначения пособий или компенсаций, ежемесячных денежных выплат
1. Составить алгоритм организации работы органа при назначении пособия или компенсаций, ежемесячных денежных выплат и других социальных выплат, назначение которых входит в непосредственную компетенцию отдела, от приема документов до сдачи личного дела в архив.
Определение права на индексацию пособий или компенсаций, ежемесячных денежных выплат и других социальных выплат
1. Составить алгоритм организации работы органа при индексации пособия или компенсации, ежемесячных денежных выплат и других социальных выплат, назначение которых входит в непосредственную компетенцию отдела, от приема документов до сдачи дела в архив.
Определение права на предоставление государственных услуг и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан
1. Составить алгоритм организации работы органа по предоставлению конкретной государственной услуги и/или мер(ы) социальной поддержки для конкретной категории граждан.
Общение с лицами пожилого возраста и инвалидами
1. Провести наблюдение во время приема за процессом общения специалиста с гражданами пожилого возраста и заполнить оценочный лист.
Признак оценивания
Оценка*
1. Устанавливает психологический контакт с посетителем, обеспечивающий комфортный климат
2. Ясно и доступно излагает информацию
3. Соблюдает речевой этикет
4. Дает развернутые ответы на вопросы
5. Проявляет чуткость и внимание к собеседнику
6. Соблюдает этические правила и нормы
7. Соблюдение регламента работы
* 0- признак отсутствует; 1- признак присутствует частично; 2 – признак проявлен в полном объеме.
2. Сделать вывод о работе специалиста с гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Консультирование граждан и представителей юридических лиц по вопросам социальной защиты населения с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий
1. Ознакомиться с обращениями граждан, поступающими в орган, и подготовить не менее 3 ответов на запросы.
2. Перечислить категории лиц, с которыми работает отдел, и составить перечень наиболее часто задаваемых вопросов.
Информацию представить в виде таблицы:
Категория граждан
Основные вопросы
3. Перечислить меры социальной поддержки для категорий граждан, с которыми работает отдел. Данные занести в таблицу.
Категория граждан
Меры
социальной поддержки
Выявление и осуществление учета лиц, нуждающихся в социальной защите
1. Составить алгоритм осуществления учета лиц, нуждающихся в социальной защите на примере конкретного отдела.
Организация и координирование социальной работы с
отдельными лицами, семьями и категориями граждан, нуждающимися в социальной поддержке и защите, с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий
1. Изучить и описать организацию социальной работы отдела (специалиста отдела) с конкретной категорией граждан, в котором студент проходит практику, в соответствии с таблицей:
Категория
граждан
Мера социальной поддержки/социальная услуга
Порядок принятия решения по предоставлению меры
Пример: отдел опеки и попечительства (далее ООиП)
1. Дети-сироты;
2.Дети, оставшиеся без попечения родителей;
3. Лица из числа детей-сирот;
4. Лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей
Освобождение от платы за жилое помещение и коммунальные услуги:
1) за пользование жилым помещением (платы за наем);
2) за содержание и ремонт жилого помещения;
3) за коммунальные услуги (ГВС, ХВС, ВО, ЭС, ГС, ТС)
Общее условие для категории граждан 1-4:
жилое помещение в Свердловской области
Особые условия для категории граждан 1,2
1. На период пребывания в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, патронатных семьях, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. На период обучения по очной форме в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования.
Особые условия для категории граждан 3,4
1. На период обучения в общеобразовательных организациях, по очной форме в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования.
2. На период прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.
ты
1.Подается заявление с пакетом документов в ООиП
2. ООиП готовит проект приказа о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки.
3. В случае принятия решения о предоставлении меры социальной поддержки отделом обеспечения социальных гарантий (далее - ООСГ) составляется список лиц, имеющих право, который направляется в организацию предоставляющую жилищно-коммунальные услуги и (или) осуществляющими начисление платежей по оплате жилищно-коммунальных услуг (далее –организация)
4. Юридическим отделом для заключения договора готовится его проект с организацией на возмещение понесенных ею расходов в связи с освобождением лиц, имеющих право от платы за жилье.
5. Организация производит расчеты по оплате за пользование жилым помещением (плате за наем), за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги и представляет документы, подтверждающие расходы.
6. ООСГ согласовывает полученные от организации документы и направляет на оплату в отдел бухгалтерского учета и отчетности для перечисления денежных средств бюджета Свердловской области на расчетный счет организации.
7. Все принятые решения подписываются начальником Управления или уполномоченным на то лицом.
Сокращения используемые в таблице:
ГВС - горячее водоснабжение,
ХВС - холодное водоснабжение,
ВО -водоотведение,
ЭС- электроснабжение,
ГС - газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах),
ТС - отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления) в жилом помещении
Формирование личных дел получателей пособий, других социальных выплат и их хранение
1. Изучить и описать порядок формирования и хранения личного дела:
- наименование документа, регламентирующего порядок оформления и хранения;
- перечень документов, содержащихся в личном деле;
- срок архивного хранения;
- условия хранения.
Публичное выступление и речевая аргументация позиции
1. Подготовить публичную защиту отчета по практике.
2. Защитить отчет в соответствии с требованиями к проведению процедуре защиты.
Негосударственное частное образовательное учреждение профессионального образования
«Уральский колледж экономики и права»
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
фамилия, имя, отчество студента(ки)
обучающийся на _____ курсе по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения прошел(а) производственную практику по профессиональным модулям:
ПМ.01
Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
ПМ.02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации
в объеме _____ часов с «_____» ______ 20___ г. по «____» ______ 20__ г. в организации
наименование организации
1. Оценка уровня освоения общих компетенций (ОК) по результатам практики:
Общие компетенции
Показатели
оценивания
Оценка ОК
не
освоена
частично освоена
освоена в полном объеме
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
- проявление интереса к выполняемой работе;
- качественное выполнение порученной работы
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
- соблюдение трудовой дисциплины;
- организация рабочего места;
- эффективное выполнение профессиональных задач
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
- умение выполнять поставленные задачи в нестандартных ситуациях;
- решение возникающих проблем при выполнении задания
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
- умение применять теоретические знания для решения поставленных задач;
- умение находить, анализировать и использовать информацию для решения профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- умение выполнять профессиональные задачи с использованием ИКТ
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
- умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности с окружающими людьми
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
- готовность принимать на себя ответственность за результаты работы
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
- готовность учитывать ошибки и недочеты при выполнении профессиональных задач
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
- умение работать с нормативно-правовыми актами, справочно-правовыми системами;
- умение учитывать изменения правовой базы для выполнения профессиональных задач
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
- соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
- соблюдение в процессе работы инструкций по охране труда и технике безопасности
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения
- знание и применение в работе норм и правил поведения;
- использование приемов межличностного общения в процессе прохождения практики
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению
2. Оценка уровня освоения профессиональных компетенций (ПК) по результатам практики:
Профессиональные
компетенции
Виды работ
Оценка ПК
не
освоена
частично освоена
освоена в полном объеме
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты
- анализ действующего законодательства в области социальной защиты;
- информирование граждан и должностных лиц об изменениях в области социальной защиты
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты
- ознакомление с работой подразделения, осуществляющего прием и консультирование граждан;
- прием граждан по вопросам социальной защиты;
- общение с лицами пожилого возраста и инвалидами
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите
- определение права, размера и сроков назначения пособий или компенсаций, ежемесячных денежных выплат;
- определение права на индексацию пособий или компенсаций, ежемесячных денежных выплат и других социальных выплат;
- определение права на предоставление услуги и(или) мер(ы) социальной поддержки отдельным категориям граждан
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат
- формирование личных дел получателей пособий, других социальных выплат и их хранение
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты
- консультирование граждан и представителей юридических лиц по вопросам социальной защиты населения с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии
- работа с компьютерными программами назначения пособий, социальных выплат, учета и рассмотрения обращений граждан
ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
- выявление и осуществление учета лиц, нуждающихся в социальной защите
ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
- организация и координирование социальной работы с отдельными лицами, семьями и категориями граждан, нуждающимися в социальной поддержке и защите, с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий
3. Характеристика профессиональных умений и навыков, проявленных во время прохождения практики ________________________________________________________________
6. Степень готовности студента к работе в условиях данного производства (высокая, средняя, низкая) _________________________________________________
7. Итоговая оценка практики (по пятибалльной системе) _____________________________
«_____» ___________ 20__г.
Руководитель практики________________________________________________________________
должность, Ф.И.О.
М.П.
4.2. Задание на практику (место прохождения - организация социального обслуживания):
Наименование видов работ
Содержание в отчете
Ознакомление с организацией социального обслуживания
1. Дать характеристику организации:
- полное и сокращенное наименование;
- юридический адрес;
- режим работы;
- категории лиц, обращающихся в организацию;
- перечень услуг, предоставляемых гражданам.
2. Используя Устав, определить:
- основные направления деятельности;
- подчиненность и подведомственность;
- основные задачи и функции.
3. Представить организационную структуру организации в виде схемы.
Анализ действующего законодательства в области социального обслуживания
1. Составить перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность организации.
Информирование граждан и должностных лиц об изменениях в области социального обслуживания
1. Составить перечень информации, представленной на сайте и стендах организации о ее деятельности и порядке работы.
2. Проанализировать информацию, представленную для граждан в открытом доступе на предмет:
- полноты;
- достаточности;
- достоверности;
- доступности для восприятия;
- наличия обратной связи;
- нормативной обоснованности.
3. Выявить недостатки в организации информирования граждан.
Ознакомление с работой структурных подразделений (специалистов), осуществляющих функции социального обслуживания
1. Ознакомиться и описать деятельность структурных подразделений (отделений) организации и/или специалистов в соответствии с таблицей:
Подразделение
(специалист)
Функции
(должностные обязанности)
Категории граждан*
Документы, регламентирующие деятельность
* с какой категорией граждан работает подразделение (специалист)
Работа с компьютерными программами социального обслуживания, учета и рассмотрения обращений граждан
1. Перечислить компьютерные программы, используемые в работе учреждения, и описать их возможности.
2. Описать порядок учета и рассмотрения обращений граждан.
3. Представить перечень нормативных актов, регламентирующих деятельность по порядку учета и рассмотрения обращений граждан.
Прием граждан по вопросам социального обслуживания
1. Составить перечень нормативно-правовых актов, регулирующих порядок личного приема граждан.
2. Описать процедуру приема граждан:
- кто ведет прием;
- условия для организации приема;
- продолжительность приема;
- содержание и последовательность операций, выполняемых при приеме;
- перечень документов, оформляемых при проведении приема.
3. Выявить недостатки в организации приема граждан.
Определение права на социальное обслуживание отдельных категорий граждан
1. Представить перечень социальных услуг, условия и основания их предоставления конкретным категориям граждан в виде таблицы:
Категория
граждан
Наименование
услуги
Условия и основания
предоставления услуги**
** условия – жизненные (физиологические) особенности гражданина:
основания – перечень документов
Общение с лицами пожилого возраста и инвалидами
1. Провести наблюдение во время приема за процессом общения специалиста с гражданами пожилого возраста и заполнить оценочный лист.
Признак оценивания
Оценка*
1. Устанавливает психологический контакт с посетителем, обеспечивающий комфортный климат
2. Ясно и доступно излагает информацию
3. Соблюдает речевой этикет
4. Дает развернутые ответы на вопросы
5. Проявляет чуткость и внимание к собеседнику
6. Соблюдает этические правила и нормы
7. Соблюдение регламента работы
* 0- признак отсутствует; 1- признак присутствует частично; 2 – признак проявлен в полном объеме.
2. Сделать вывод о работе специалиста с гражданами пожилого возраста и инвалидами.
Консультирование граждан и представителей юридических лиц по вопросам социального обслуживания населения с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий
1. Ознакомиться с обращениями граждан, поступающими в организацию, и подготовить не менее 3 ответов на запросы.
Выявление и осуществление учета лиц, нуждающихся в социальном обслуживании
1. Перечислить способы выявления лиц, нуждающихся в предоставлении социального обслуживания организации.
2. Описать порядок осуществления учета получателей социальных услуг
Организация оказания социальных услуг получателям социальных услуг, с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий
1. Изучить и описать порядок предоставления социальных услуг получателям социальных услуг в зависимости от формы социального обслуживания (на дому, в полустационарной или стационарной форме)
mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию