Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ослабление Казахского ханства





В XVII веке в каждом из фех жузов правил фактический независимый хан. Казахское ханство было практически раздроблено на отдельные владения. Особо усилились войны и феодальный гнет при хане Тахире. Ойраты вторглись на территорию Казахстана и захватили плодородные земли и пастбища Положение Казахского ханства осложнилось образованием в 1635 г. Джунгарского ханства. В 1629-1652 гг. правил сын Есима - Жангир. Он уже был известен как батыр. За подвиги в борьбе с джунгарами его называли Салкам (Внушительным) Жангиром. В 1643 году в Орбулакском сражении Жангир с 600 воинами противостоял 50-тысячному войску джунгар и одержал победу. Организовали и руководили сражением батыры Шапрашты Карасай, Аргын Агантай, Найман Коксерек, Алшын Жиембет, Канлы Сарпын, Кыргыз Коден. Батыр Жалантос из рода алшын с 20-тысячным войском оказал помощь Жангиру. Правители Джунгарии готовились к предстоящей войне, в русских крепостяхпокупали оружение и пушки. Значительную часть своей жизни хан Жангир посвятил отпору джунгарским нашествиям, погиб в одном из сражений. 1665 году джунгары подчинили Восточный Туркестан. Завоевав Жаркент в 1670 г джунгары передали власть перешедшим на их сторону чагатаидам Жолбарысу и Исмаилу. На рудниках Кашгарии джунгары стали производить пули и порох. В Жетысу и Южном Казахстане джунгарские войска захватили 9 городов: Сайрам, Манкент, Шымкент, Ташкент и др.

3) Мигра́ция населе́ния (лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона (страны) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния.


Билет 14

1) 4 билет (1)

2) Хан Тауке (1680-1715 гг.)

После смерти Жангира ханская власть перешла к его сыну Тауке, правившем в 1680-1715 гг - Тауке стремился покончить с раздробленностью страны, создать сильное централизованное государство. Он проводил реформ), направленную на укрепление ханской власти. В целях укрепления своей власти он стал опираться на биев, чем ослабил роль султанов. Он придавал особое значение поднятию авторитета ханского совета и совета биев. Судебной властью были облечены только хан и бии. В совете при хане решающий голос принадлежал биям. Бии повсеместно превратились в исполнительную власть. При поддержке биев хан Тауке вел борьбу со степной аристократией. Хан Тауке превратил совет биев в важнейший орган управления с совещательными функциями, были значительно расширены права биев в судебном производстве. Вскоре совет биев стал постоянным учреждением при хане, в задачи которого входило решение важнейших вопросов внешней и внутренней политики ханства. Решения совета биев име ли обязательную силу, даже хан не мог их отменить. Ханская власть Тауке укрепилась в Присырдарье и столицей государства стал Туркестан. Все спорные вопросы между родами и племенами решались на совете биев. Хан Тауке сумел объединить под своей властью все три жуза. Ему удалось присоеди нить значительную часть родов кыргызов и каракалпаков, которыми он правил через их биев. Внешняя политика Тауке была направлена на создание союза казахов, кьгргызов и каракалпаков перед лицом джунгарской агрессии. Тауке особое внимание уделял укреплению государства Для этого при участии наиболее влиятельных биев трех жузов: Толе би (Старший жуз), Казыбек би (Средний жуз) и Айтеке би (Младший жуз) был разработан свод законов «Жеты-Жаргы». В его основу были положены сформировавшиеся при прежних ханах правовые нормьг «Касым ханнын каска жолы» («Проторенный путь хана Касыма») и «Есим ханнын ескi жолы» («Исконный путь хана Есима»). К пяти главам из сюда законов хана Касыма дополнительно были прибавлены еще две главы.. Этот свод законов в научно-исторической литературе именуется «Законы хана Тауке». Это свод обычного права казахского народа «Жеты-Жаргы» значительно ослабило распри между родами, усилило ханскую власть. По «Жеты-Жаргы», хан - единственный властитель всех родовых объединений, всех земель ханства; решение хана является окончательным; хан имеет право объявления войны и заключения мира, он является верховным командующим войсками; хану принадлежит право ведения переговоров с другими государствами; хан имеет право выносить смертные приговоры исполняя функции верховного судьи; хану принадлежит право издавать законы и обязательные для всех приказания. Все главы родов и племен были обязаны ежегодно являться на народное собрание. Явившиеся без оружия на совет не допускались и лишались права голоса. В перечень преступлений включались убийство, воровство, мятеж, причинение Лесных повреждений, умыкание (кража) женщины, оскорбление Всевышнего, принятие христианской религии и др. К правовой ответственности привлекали с 13 лет. За убийство беременные женщины не привлекались к ответственности. Вступление в брак разрешалось с 13-летнего возраста. Не разрешалось вступление в брак кровным родственникам до семи поколений. Размер калыма устанавливался в зависимости от зажиточности, происхождения или родовитости. В случае смерти жены разрешалось жениться на ее сестре. В период правления хана Тауке внутреннее и внешнее положение Казахского ханства оставалось крайне сложным. Ханы трех казахских жузов (Старшего, Среднего и Младшего) стремились отделиться от Казахского ханства и независимо править, хотя формально подчинялись великому хану. Султаны внутри каждого жуза также стремились к самостоятельности, не признавая власть малого хана. Это привело ханство к политической раздробленности. Однако Тауке удалось стабилизировать политическое положение в стране. Заключение военного союза с кыргызами и каракалпаками на время приостанови вторжения джунгар на казахские земли. В 1680 году джунгары напали на Южный Казахстан, уцелел только город Туркестан, где находился с войсками хан Тауке. В конце XVII и начале XVIII веков джунгарские феодалы беспрерывно совершали набеги стремясь к захвату Южного Казахстана и присырдарьинских городов. Хан Тауке прилагал значительные усилия по укреплению единства народа. Он опирался на помощь кыргызов и каракалпаков. В 1710 году близ Каракумов состоялся курултай трех жузов для решения вопроса об организации отпор а джунгарам. Было сформировано народное ополчение.

 

3) рабад - Часть средневекового города, где организовывали торговлю.

Шахристан - прилегающая к цитадели территория города, окруженная крепостной стеной.

Цитаде́ль -(итал. cittadella — небольшой городок) — крепость, защищающая город, либо внутреннее укрепление крепости, имевшее самостоятельную оборону, являвшееся общим редюитом крепости и служившее последним опорным пунктом для гарнизона крепости в случае падения основных её укреплений. Цитадель должна быть достаточно обширной, чтобы весь оставшийся гарнизон мог в ней поместиться, и иметь все необходимые запасы.

Билет 15

1) 5 билет (1)

2) Жангир хан (годы правления 1628-1652)

Жангир хан - видный государственный деятель и выдающийся полководец. Преемник Есим хана на ханском престоле. Еще при жизни Жангира за проявленное мужество народ прозвал "Салкам Жэнгiр" (Внушительный). Как свидетельствуют историки, для Жангира были характерны такие качества как решительность, упорство, стойкость и готовность к самопожертвованию. Именно эти качества поставили его в один ряд с именем отца и спасли казахские племена от междоусобных войн и внешней угрозы физического уничтожения.Точная дата провозглашения Жангира ханом не установлена. Нет и достоверных данных о годе его рождения. По некоторым данным, он был поднят на белой кошме сразу после смерти отца в 1628 г., однако его долго не признавали в качестве верховного хана казахов. В какой-то мере он повторил судьбу своего отца, возвратив титул хана после отрешения от реальной власти. Как и его отец Есим хан, Жангир тоже был обеспокоен "джунгарской угрозой". Опасения усилились после прихода к власти Батура-хунтайджи (1635-1654), который создал сильное централизованное государство в Джунгарии. В этот момент в Казахском ханстве происходили междоусобные распри. Каждый представитель Чингизидов претендовал на верховную власть. Попытки султанов усилить свое политическое влияние встретили ожесточенное сопротивление со стороны биев, которые тоже стремились повысить свою роль. Постоянная политическая борьба препятствовала росту ханской власти Жангира, которому все время приходилось доказывать свое унаследованное право на власть. В одном из сражений с джунгарами в 1635 г. Жангир попадает в плен к противникам. Спустя некоторое время казахское ополчение освободило Жангира из плена, но возвращение на родину стало для него большим испытанием.
Пленение и унизительное освобождение подорвали на некоторое время его политический авторитет среди султанов, которые пытались скомпроментировать его в глазах простого населения. Однако Жангир оказался выше всяких фактов и событий. Как указывают многие исторические документы, Жангир поддерживал союзнические отношения с могольскими правителями, что стало продолжением политических традиций, заложенных его отцом. Активную роль в осуществлении внешней политики играл его сын Тауке. Он имел дружеские отношения с владетелем Самарканда Жалантосом Бахадуром (1576-1656). Их союз явился ответной реакцией на создание хунтайджи Батуром коалиции для наступления на Семиречье. Опасения Жангира подтвердились в 1643 г., когда Батур, собрав войско, захватывает некоторые земли в южных и юго-восточных отрогах Тянь-Шаня. Узнав об этом, Жангир с небольшим ополчением в 600 человек решает встретить войско противника, несмотря на его значительное превосходство. Для битвы Жангир выбирает горное место недалеко от реки Ор. Тактикой ведения боевых действий был выбран окопный метод. Исследователи, внимательно изучив место знаменитой битвы, отмечают, что Жангир применил ряд сложных тактических приемов из арсенала военного искусства казахов, но в то же время использовал нераспространенные среди кочевников методы раздробления сил противника. По описанию А.И.Левшина, Жангир, опасаясь открытого военного столкновения с джунгарами, расположил часть своей дружины в ущелье между двух гор, заранее окопав его глубоким рвом и обнеся высоким валом. Протяженность военного укрепления составила 2,5-3 км, передний край окопа был высотой с человеческий рост. Основные силы казахов ударили с тыла и джунгары, не ожидавшие такого хода событий, не смогли оказать сопротивления. В ходе этого боя джунгары потеряли значительное количество воинов (около 10 тысяч человек) и было вынуждено отступить под натиском подоспевшего из Самарканда войска Жалантос бахадура. Орбулакская битва стала примером мужества, героизма и невероятной силы военного духа казахов. Несомненно, это сражение вошло в мировую летопись боевой славы и военного мастерства. Успех этого сражения определился прежде всего военным мастерством Жангира. Однако военные столкновения все же происходили, успехи были переменными. Некоторое время джунгары даже контролировали восточную часть Семиречья. В 1652 г. хошоутский предводитель Цэгэн хан совершает походы в казахские улусы и в одном из сражений его сын Галдам убивает Жангира. В знак признания заслуг Жангир хана похоронили в г. Туркестане, возле мечети Ходжи Ахмета Яссауи; позже над его могилой был воздвигнут мавзолей, который до наших дней не сохранился.

3) Балбал – каменная скульптура тюркского периода. Эти истуканы были широко распространены на обширнейшей территории от Монголии до южнорусских степей. Возвышаясь на огромных курганах, занимая видное место на майданах, венчая бесчисленные степные холмы и важно стоя на перекрестках всех путей, эти каменные свидетели истории всегда приковывали к себе внимание. Балбалы были всякими, в зависимости от того, представитель какого народа или племени его воздвиг. В большинстве своем изображают мужские фигуры с отвислыми усами и тяжелыми бровями. Кроме внешнего облика балбалы отличаются и размерами, от небольших до полуметра высотой и крупных, ростом чуть меньше человека. Более ранние стелы выглядят как плоские каменные столбы с вырезанными на них лицами и руками. Позднее появились реалистические изображения, передающие объемные формы и предметы одежды.
Слово «балбал», скорее всего можно перевести как «статуя» или «камень с надписью». Считается, что это каменное воплощение умершего предка, который должен охранять, присматривать и всячески участвовать в судьбах своих многочисленных родственников. По тюркским канонам балбал должен держать в руках чашу или кинжал (меч) как символ силы и власти. Абрис (или контур) тюркских балбалов тяжеловесен, хотя лицо должно быть очерчено. Чаще видны нос, глаза и брови, причем хмурые. Фигура обычно без шеи, но с поднятыми плечами и низко опущенным подбородком. Сзади у многих скульптур высекались косички, по числу которых и определялся представитель того или иного тюркского племени.

Сардоба | Сардоб | Сардоб Аб-анбар (перс. آب انبار [āb anbār]) — буквально хранилище для воды — гидротехническое архитектурное сооружение хозяйственного назначения в некоторых районах Турции, Ирана и Центральной Азии; заглубленный в землю и накрытый каменным сводом бассейн — для сбора, хранения и употребления пресной питьевой воды.


Бии (би) - это предводители родов и племен. В пределах их родов им принадлежала вся власть, вместе с султанами они решали общественные вопросы. Они были судьями, обладали ораторским искусством, были знатоками обычного и мусульманского права, своей родословной. За их труд полагался так называемый бийлык (1/10 от иска).

Билет 16

1) 1 билет (1)

2) Наибольшего могущества Казахское ханство достигло в первой четверти XVI в. в годы правления сына Жанибека хана Касыма(1512-1521). Он приобрел известность еще во врмена Бурундука. С началом его првления власть перешла к потомкам Жанибека.

Внешняя политика:
Касым хан установил посольское контакты с Московским государством при правлении Великого князя Василия III (105-1533).
На западе под его власть откочевали группы из родов и племен переживавшей кризис Ногайской Орды.
При Касым хане о Казахском ханстве стало известно в Западной Европе. О казахах оставил свои записи австрийский дипломат Сгизмунд Герберштейна.
Внутренняя политика:

Число подданных Касым хана досигло 1 млн. человек. Касым хан собрав и систематизировав обычное право казахов первым издал свод законов “Қасым ханның қасқа жолы”(Светлая дорога хана Касыма). Граница ханства: от Иртыша на востоке до р. Яик на западе; от бассейн Сырдари и Приаралье на юге до степи Улутау и Балхаш на севере и северо-востоке. Сын Касым – хана Хакназар(1538-1580) продолжил политику отца, попытавшись укрепить Казахскоеханство. Источники называют Хакназара – “ханом казахов и кыргызов”. Он вел борьбу против ойатов и могульского хана Абд ар-Рашида, отстяв на время казахские земли на востоке и юге Семиречья. Для противостояния хану Кучуму Хакназар вступил в союз с узбекским ханом Абдаллахом. На юге Хакназар хан попытася раздвинуть свои владения в поисках выхода к торгово-ремесленным и земледельческим центрам. Но вскоре Хакназар хан погиб.
Шыгай хан(1580-1582), потомок Жанибека. Союз с ханом Бухаро-Узбекского государства Абдаллахом против Ташкентского правителя султана Баба. Тауекел хан(1582-1598) сын Шыгай хана. Источники назвают Тауекела “ханом казахов калмыков”. В 1586 г. Он захватил ряд городов в Туркестане пытался взять Ташкент. В 1594 г. Тауекел направил в Москву казахское посольство во главе с Кул-Мухаммедом. С целью создания военного союза против узбекского хана Абдаллаха. В результате были установленны казахско-русские дипломатические, торгове отношение. Тауекел хан в одной под Бухарой был тяжело ранен и умер В Ташкенте. Есим хан (1598-1628) – Шыгая. При павлении Есим хана в состав Казахкого ханства вошел Туркестан с его городами. С этого периода Туркестан стал столицей Казахского ханства. После Касым хана издал второй закон обычного право казахов “Есімнің ескі жолы”(Старый пут Есима), где укрепил роль выполнения военной обязанностей и ужесточил меры наказания за нарушения военной дисциплины. Жангир хан(1628-1652). В XVII в. внутриполитическое положение казахского ханство не отличалось стабильностью: Казахское ханство распадалось на части;
Ослабление ханской власти;
В каждом из трех жузов появились самостоятельные ханы;
Причины джунгарских нашествие в казахские земли:
Плодородные пастбища;
Торгово-ремесленные центры Южного Казахстана и Семиречье.
Уже в 20-е годы XVII в. джунгары кочевали по рекам Обь, Тобол, Ишим, Иртыш. На Или и Таласе ни расположились на зимовке. Грабительские набеги джунгар против казахов с 40-х гг. XVII в. стали регулярны годы правления Хунтайшы Батура. В 1643 г. В казахско-джунгарской битве в местности Орбулак казахское войско во главе С Жангир ханом разгромили джунгар во главе с Батуром. В одном из сражении с джунгарами 1652 г. Хан Жангир погиб.
Система управления ханской власти. Ханская власть — первый вид руководства государством в странах кочевой цивилизации. Этот вид правления возник благодаря деловитости вождей различных племен, их организаторским способностям, мудрости и смекалке. Первые казахские ханы — Жанибек и Керей — создали свое государство не из честолюбия. В действительности эта власть возникла из-за борьбы против несправедливости в ханстве Абулхайра.
В XV—XVIII вв. верховного правителя Казахского ханства стали называть ханом. Вся государственная власть была сосредоточена в его руках. Конечно, он руководил страной не один. У него были помощ ники — султаны, бии. Ханская власть передавалась по наследству. Только человек, имевший звание султана, имел право сесть на трон. А это звание давалось только потомкам Чингисхана. В первое время ханом становился только самый старший из ханского рода. Однако этой традиции не всегда строго придерживались.
В казахском обществе избранию хана придавалось исключительное значение. К избранию привлекались султаны, беки улусов, бии, аристо краты и др. По древней традиции, человека, избираемого ханом, сажали на белую кошму, самые авторитетные султаны-бии его трижды поднимали вверх и кричали: "Хан, хан, хан”. После этого кошму разрезали на кусочки и раздавали в качестве подарка. Эти кусочки кошмы свидетельствовали о том, что человек принимал участие в избрании хана. У хана было пять основных прав и обязанностей:

— право руководить государством на своей земле; главная обязанность — охранять страну от врагов;
— право объявлять войну; обязанность — руководить войском;
— право вести переговоры с иностранными государствами; обязанность — определять линию внешней политики страны;
— право предавать смертной казне подчиненных ему людей или даровать им жизнь;
— право публиковать указы, приказы. Хан свои права и обязанности выполнял, советуясь на "ханском совете” со своими помощниками, военным руководством. Огромное значение в этом имели курултаи — собрания. Они собирались один раз в год, в летние месяцы. Немаловажную роль выполнял и "ханский совет”. В этих собраниях принимали участие беки улусов, султаны, бии, бахадуры. На них обсуждались вопросы внутренней и внешней политики, маршруты кочевий, претензии, споры и другие вопросы. При хане работал и "совет биев”. В него входили руководители круп нейших племен. В системе правления ханством "советам биев” принадлежала важная роль. Они осуществляли четыре главные функции: 1) военное руководство; 2) административную власть; 3) судебное дело; 4) представляли власть аристократов. Бии были активными членами руководства обществом. Улусная система. Система правления в казахском обществе осуществлялась через руководство улусами. Поэтому улус — главная политико-эконозущческая система управления. Султаны улусов имели право организовывать военные части улусов, руководить ими. Территория улуса являлась землей правящего султана, его собствен ностью. Улус состоял из нескольких родов и племен. Жителей улуса называли страной, или народом. В письменных памятниках терри торию улуса иногда называют журт. Так, историк Рузбихан пишет: "На берегах Сырдарьи были журты султанов Жаньииа и Танылиа”. В действительности это были земли улусов названных султанов. Улусы по своей величине тоже были разными. По сведениям историков, каждый улус мог выставить до 50 тыс. воинов. Этнический и социальный состав улусов тоже разнились. В них вместе с потомками Чингисхана соседствовали все представители местных родов и племен. У улуса определенного названия не было. Его обычно называли именем правящего в улусе султана. Социальная структура. Казахское общество по своему составу состояло из двух основных социальных групп — ак суйеков и кара суйеков — "белой кости” и "черной кости”. 1. Феодалы. К ним относились аристократы, выходцы из чингизидов и ходжи. На одну ступень ниже по иерархической лестнице распола гались выходцы из местных родов и племен — бии, баи-батыры, шонжары, аксакалы. Аристократов называли торе или оглан. Антиподов аристократов, расположенных по другую сторону иерар хической лестницы, называли "кара суйеками” — "черной костью”. Чернь представляла собой жителей местных родов и племен. Среди кара суйеков вожди местных родов и племен, бии имели особые права. Простые люди не имели права называть султанов по имени. Они обычно обращались к ним со словами: "мой торе” или "таксыр” — господин.

2. Простых людей называли караша — чернь, черный человек, ничтожество. Караша — это вольный человек, имеющий собственный скот и права свободного человека. Он мог свободно передвигаться, дарить свой скот и имущество, имел право удостоверять и свидетель ствовать. На нижней ступени ханского общества находились ското воды. Мужчин без прав личной свободы называли рабами, а женщин — рабынями. В большинстве случаев это были люди, попавшие в плен во время войны. У них не было никаких гражданских прав. Как бы жесток ни был по отношению к нему хозяин, раб нккуда не мог пожаловаться. За преступление раба отвечал его хозяин.
Административно-законодательные нормы и уголовное дело. "Жеты жаргы”. Этот свод законов появился во время правления Тауке хана. В основу этих законов легли этнические и правовые нормы, традиции и обычаи казахского народа. Согласно данным исторических исследований, Тауке хан созвал биев всех трех жузов и принял их в местечке Культобе. В свод законов "Жеты жаргы” вошли: "Светлый путь” хана Касыма, "Старый путь” хана Есима и правила казахских обычаев и традиций.
По "Жеты жаргы”, высшим судьей являлся хан. Он судил в особо важных случаях, когда преступные действия угрожали целостности государства. Для наблюдения за тем, насколько правильно ведется руководство ханством, созывались "народные собрания”. Человек, прибывший на собрание без оружия, не имел права голоса. По закону, ежегодно каждое хозяйство должно было отдавать государству одну голову скота из двадцати в пользу хана и биев. По "Жеты жаргы”, к преступлению относились убийство, увечье, насилие, издевательство, неуважение к родителям, воровство и др. Закон отражал принцип кровной мести: за убийство — убийство, за увечье — такое же увечье. Иногда по обоюдному соглашению мера наказания смягчалась. В таких случаях преступник наказывался установленным за каждое пре ступление штрафом.
При вынесении меры наказания за убийство учитывалось происхож дение потерпевшего и обвиняемого. Если был убит простолюдин, то его родне преступная сторона вынуждена была отдать 1000 овец, если убита женщина — 500 овец. Если убитым был торе или ходжа, то платить надо было, как за семь убийств. Если был доказан факт воров ства, то потерпевшему возмещали убыток "три по девять”, т.е. в 27 раз больше украденного. В "Жеты жаргы” были и такие меры наказания, как конфискация скота и имущества, изгнание из страны, предание публичному позору. Конфискации имущества подвергались люди, принявшие христиан-i ство. За невыполнение своих обязанностей перед родителями неблагодарные отпрыски, например, подвергались публичному позору.
В обществе права и свободы были только у мужчин. Свобода и права женщин были ограниченными. Так, женщина не имела права быть свидетельницей на суде. Глава семьи обладал всеми правами. Родители имели право наказывать своих детей. По традиции, наследником становился младший сын в семье. Если умирал бездетный сын, живший отдельно, то его скот и имущество передавались родителям. Малолетние дети передавались близким родственникам; если таковых не было — то посторонним надежным людям под их опекунство. Если в семье муж узнавал о преступлении, совершенном женой, или мать — о своей дочери, то они имели право наказать их.
Суды биев. В Казахском ханстве право наказания было в руках хана, о пев и правителей родов и племен. Некоторые судебные дела могли решать старейшины тех аулов, в которых было совершено преступление. Однако в этих случаях участие в решении принимали по два посредника с обеих сторон. За справедливое решение дела бии- судьи и посредники получали одну десятую от той суммы, которую присуждали в качестве штрафа за содеянное. Для удостоверения в преступлении требовалось от двух до трех свидетелей. Если не было свидетелей, то требовалось прибегать к присяге. Если заявитель считал решение биев несправедливым, то имел право менять биев. В казахском обществе проблема исполнения судебного решения была очень актуальной, потому что в это время еще не было органа, который бы осуществлял надзор за исполнением решений. Контроль, как правило, поручался победившей стороне. Если проигравшая сторона сознательно не выполняла решения биев, то выигравшие процесс могли пойти на барымту, т.е. насильственный угон скота. По "Жеты жаргы”, это считалось законным явлением. Конечно, такое положение судебной системы отрицательно влияло на развитие общества. Вопросы собственности. В казахском обществе остро стоял вопрос о собственности. Ученые, занимающиеся историей Казахстана, много лет ведут споры по этому вопросу и до сих пор на него нет однозначного ответа. Некоторые историки и экономисты считают, что в Казахстане собственности на землю не было, была только на скот. Наряду с собственностью на скот существовало и право на земельную собственность. Исследования последних лет подтверждают правиль ность утверждения этой группы. В своде законов "Жеты жаргы” говорилось и о необходимости каждому роду-племени или их ответвлениям иметь собственную тамгу. И в эти же годы всем хозяйствам были розданы тамги с непременным условием ставить тавро на скот, дабы знать, кому он принадлежит. Этим самым подтверждалось, что для казаха в его экономике главным являлся скот. Поэтому, чтобы не было споров, каждый ставил тавро на принадлежащий ему скот и имущество. Однако основным объектом собственности была земля, на которой можно было пасти скот, увеличивать его поголовье. Ведь если нет земли, то невозможно развивать и скотоводство. Многочисленные казахские пословицы и поговорки, письменные источники средних веков говорят о том, что у казахов была частная собственность на землю. Это доказывает и то обстоятельство, что казахи имели постоянные зимовки, куда возвращались на зиму. Китайские династийные хроники сообщают, что собственность на землю была и у усуней еще в VI—IX вв. Свидетельства турецких историков подтверждают наличие собствен ности в Казахстане в XVIII—XIX вв. Немало подтверждений этого и в материалах русских исследователей. Так, один русский чиновник, побывав в Казахстане, писал: "Места кочевки и пастбищ строго определены обычаем для каждого, и никто из кочевников не рискнет переступить отведенной для рода земли”. Эти данные говорят о том, что право собственности на землю у казахов было с самых древних времен. Налоги и виды обязательств. Документов о налогах и жизни населения Казахского ханства в XV—XVII вв. почти нет. Так, могольский хан Абдурашит брал насильно закят с киргизов. В другом документе, относящемся к концу XVIII в., говорится о том, как туркмены отказались платить закят, и потомки Жолбарыс хана убили сборщиков налога. Похоже, что этот вид налогообложения действовал во всех странах Средней Азии. В Казахстане занят исчислялся с поголовья скота. Например, с сорока голов—одна единица, со 120 голов — две единицы, и так постепенно занят возрастал. Часть средств, вырученных от закята, раздавалась неимущим и отправлялась в религиозные организации. Харадж — налог на землю. Из продукции, полученной от земледелия, две трети забирало государство. Третий вид налога назывался тагар. Этот налог брался для обеспечения продовольствием военных. Налог брался не только продуктами, но и деньгами. В письменной казахской литературе встречаются слова: копалка ("ночевка”) и жамылгы ("покрывало”). Это один из видов налога для достойной встречи гостей, для обеспечения им приюта. В XIX в. у казахов было принято угощать хана, султанов, беков "сыбагой” — мясом забитого скота; при выезде хана и султанов на охоту со свитой обеспечивать их ночевками, хорошим угощением, уходом за лошадьми. Жители городов, зимовок вдоль дорог обязаны были обеспечивать военных, сборщиков налогов, командированных чиновников, почтовых курьеров, гонцов жилищем, продовольствием, необходимым транспортным средство.

3) Менталите́т – совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности. Также этот термин может быть использован для характеристики мировоззрения, образа мысли отдельного человека.

Билет 17

1) билет 2(1)

2) В истории казахского народа «Годы Великого бедствия» («Актабан шубырынды») охватывают период
1723-1727 гг.

Названные в истории «Годы Великого бедствия» принесли страдания, голод, разрушение материальных ценностей, нанесли невосполнимый урон развитию производительных сил: тысячи мужчин,женщин и детей были угнаны в плен. Многие казахские племена под напором джунгаров вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло «Неменуемое разорение и гибель…Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голоду…» Начались «Годы Великого бедствия»- «Ақтабан шұбырынды? Алқакөл сұлама», что означает «Брели, пока не забелели подошвы,упав без сил, лежали вокруг озера» тогда то родилась старинная казахская песня-плачь (жоқтау) «Елимай» («О, народ мой!»), как символ народной скорби об этой трагедии.

3) Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей[1], объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления этнологии (этнографии) включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание и другое.

Билет 18

1) билет 3 (1)

2) Борьба Абылая за объединение казахских земель
Хан проводил мудрую внешнюю политику, которая обеспечивала безопасность и суверенитет Казахского ханства. Формально находясь в российском подданстве, он в 1756 году начал поддерживать дипломатические отношения с китайским правительством. Данная мера позволила ему остановить колониальные действия России на территории Казахстана, в то же время не допуская агрессии со стороны Китая. Вместе с началом уничтожения Джунгарского государства несколько обострились земельные отношения казахских правителей с китайскими властями. В Казахстан к султану Абылаю было отправлено китайское посольство с целью урегулирования приграничных вопросов. Однако влиятельный султан в категорической форме отказался признавать за Китаем исконно казахские земли, оккупированные Джунгарией. Более того, стал оказывать активную помощь Амур-сане, возглавлявшему антицинское восстание джунгар. Руководители казахов считали необходимым возвращение части земель Джунгарии именно им как законным их хозяевам. Но Китай отказывался возвращать эти земли им на правах главного победителя джунгар. Весной 1756 года казахские отряды совершили глубокий рейд в Джунгарию против китайских войск. В ответ на это китайский император отдал приказ начать ответное наступление на Казахстан. хану. Предполагалось вторжение в земли кочевий Среднего жуза с двух сторон - с юга и востока. Кроме того, китайские войска должны были захватить в плен Амурсану, который скрывался в это время у султана Абылая. Против китайской армии, двигавшейся с востока, действовали казахско-джунгарские отряды под командованием Амурсаны и Кожаберген батыра. Против южной армии действовала дружина Абылая и Богенбай батыра. Ополченцы несколько раз сразились с цинскими войсками и задержали их продвижение в глубь степей. Эта мера дала возможность кочевым аулам откочевать подальше от районов военных действий. Местные ополчения помешали объединению двух китайских армий, совершая неожиданные нападения. Поэтому захватчики были вынуждены вернуться обратно. Начался процесс переговоров. Китайцы начали возводить в долине р. Или и на Тарбагатае военные укрепления, чтобы не допустить возвращения казахов на освободившиеся от джунгар земли. В 1761 году китайский богдыхан (император) издал указ о запрещении казахам кочевать южнее р. Аягуз. Однако казахи продолжали самовольно занимать пастбища Тарбагатая. Китайские войска совершили несколько карательных операций по выселению кочевников. Но с наступлением зимы и уходом китайцев кочевники вновь возвращались на эти территории. Численность прибывавших переселенцев постепенно росла. Абылай активизировал переговоры с китайцами. В 1767 году Китай был вынужден разрешить казахам пользоваться пастбищами в районе Тарбагатая и р. Или. В обмен китайцы потребовали выплаты арендной платы и принятия китайского подданства. К концу ХVШ века часть представителей Среднего и Старшего жузов приняла китайское подданство и вновь заняла свои традиционные пастбища Синьцзяна.

3) Я́РМАРКа -Периодически устраиваемый съезд торговых и промышленных организаций, коммерсантов, промышленников, преимущ. для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным образцам.

Билет 19

1) Билет 4(1)

2) Реформы 1822 - 1824

Цель:реформ 1822-1824 гг-ликвидация ханской власти в Младшем и Среднем жузах.
В 1822 году был разработан "Устав о сибирских кигризах",разработанный Сперанским,которому помогал Батеньков(будущий декабрист).Согласно уставу Сибирь была разделена на 2 части – восточную с управлением в Иркутске, западную с центром в Тобольске, с 1839 – в Омске. В западную Сибирь вошли Тобольская, Томская, Омская области и территории кочевий Среднего и части Старшего жузов – эта часть называлась «областью сибирских киргизов». Согласно уставу «область сибирских киргизов» была разделена на округи, округи делились на волости, волости на аулы. В округ входило от 15 до 20 волостей, в волость – от 10 до 12 аулов, аул – от 50-70 кибиток.Округами управляли ага-султаны(старшие султаны).Старший султан избирался на собрании одних только султанов сроком на два года.Старшему султану присваивалось военное звание «майора российской службы». После трехлетней службы они имели право просить диплом на «достоинство русского дворянина». Во главе волостей стояли волостные управители. По своему положению они приравнивались к чиновникам 12-ого класса.Аулами управляли аульные старшины. Аульные старшины избирались каждые 3 года и утверждались окружным приказом. По Уставу, судебные дела делились на уголовные и гражданские.Принятие "Устава о сибирских киргизах" означало ликвидацию ханской власти в Среднем жузе и фактическое его включение в состав Российской Империи. В 1824 году правительством России был принят «Устав об оренбургских киргизах», разработанный оренбургским генерал-губернатором П.К.Эссеном. В Младшем жузе отменялась ханская власть. Последний хан Младшего жуза Сергазы был вызван в Оренбург и оставлен там на постоянное жительство с жалованием в 150 рублей серебром в месяц. Ему присвоено звание "первоприсутствующего в Оренбургской пограничной комиссии".По Уставу Младший жуз был разделен на три части - Западную, Среднюю и Восточную, во главе которых стояли султаны-правители
Последствия реформ:отменена ханская власть в Среднем и Младшем вузах.

3) Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование», «стих»[1]) — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей


Билет 20

1) 5 Билет (1)

2) тетрадь

3) Реформа (лат. reformo) — изменение в какой-либо сфере жизни, не затрагивающее функциональных основ, или преобразование, вводимое законодательным путём. В частности, процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов.

 

Date: 2016-06-06; view: 890; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию