Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 5 – возрастные особенности детей





1.Основные психологические новообразования младенцев.-

2.Перечислите духовные и эмоциональные характеристики ребенка 2-3 лет.

А. Духовные:

Б. Эмоциональные:

3.Что характерно для детей периода раннего детства?

4.Расскажите о кризисе 7-ми летнего ребенка.

5.Перечислите возрастные особенности раннего подростка 9-11 лет (5 областей).

1) Физически –

2) Умственно –

3) Социально –

4) Духовно –

5) Эмоционально –

6.Причины серьезных изменений в поведении и личности подростка:

 

 


 

Глава 6 КАК УЧИТЬ ПОДРОСТКОВ?

 

В нашей стране огромные перемены - подростки вырастают быстрее, и так важно искать мудрости Божьей для удовлетворения их нужд. Во время роста для них характерна путаница и бунтарство. Перемены в стране прибавляют проблем и в подростковом возрасте. Свобода – это чудесно, но со свободой приходит и ответственность. Вы сможете успешно учить подростков только с помощью Господа. Готовьте подростков к годам перемены в стране как можно лучше. Учите их принимать решение и быть ответственными. Пусть Бог пошлет людей, которые могут работать с подростками!

В предыдущей главе мы рассматривали проблемы подростков. Сформулируем их кратко:

1) Подростки имеют огромные физические перемены – возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы, временные функциональные расстройства кровообращения, их организм перестраивается из детского во взрослый. Он уподобляется кораблю, который отплыл от одного берега, а к другому еще не пристал. Из-за быстрого роста подростки неуклюжи, часто роняют посуду, спотыкаются о стулья. Девочки растут быстрее в возрасте 12-14 лет, а мальчики 14-16 лет. Подростки преувеличивают недостатки своей внешности, им кажется, что все обращают внимание только на них. Подростки критически относятся к своей одежде – но это все получается нелепо, неумело. Они думают, что их никто не понимает.

2) Подростки переживают внутренние депрессии. Причина - неравномерное созревание (рост, голос, женственность, ранняя любовь и т.п.). Те, у которых раннее развитие тела, стесняются быть среди меньших. Те, кто отстает в развитии, обычно подавлены, им кажется, что они хуже других. Поэтому: не требуйте от них, как от взрослых, отношения ко всему, это утомляет их, потому что они не могут поступать, как взрослые.

3) У подростков глубокое чувство чести. Подростки желают, чтобы их признавали как личность в семье, в кругу друзей. Они предпочитают получить незаслуженное наказание, но не выдать своего товарища. Поэтому: не требуйте, чтобы подростки выдавали друг друга. Не делайте им замечаний при всех, иначе потеряете их доверие. Не говорите с ними свысока!

4)Подростки ищут себе авторитет. Обычно в подростковом возрасте имеется идеальный герой, которому они хотят подражать (герои-кумиры). К своему другу они предъявляют очень большие требования, для них он должен быть идеальным. Они тратят много времени на поиск друга, лишь бы не оставаться в одиночестве. Мотивы дружбы с возрастом становятся глубже (общие увлечения, интересы, совместная деятельность, взаимное уважение, доверие, понимание и т.п.). Прекращение дружеских отношений воспринимается очень болезненно. Для подростков характерно желание быть признанным в кругу друзей. Дружба не всегда носит положительный характер, очень часто подростки подражают негативным проявлениям друг друга. Поэтому: помогите им разобраться в людях и их отношениях и объясните, что есть только один идеал - Иисус Христос, и Ему нужно подражать.

5) Подростки переживают влияние чужих мнений, испытывают давление со стороны сверстников, которые заставляют их поступать по определенному шаблону: «Если все, то все». Если нет хорошей поддержки и опоры в семье, у него появляется страх: «Я не такой, как все». Быстро разочаровываются в своем внешнем виде, одежде. Поэтому: научите духовным ценностям и научите ценить, что важнее то, что и как думает обо мне Христос, а не сверстники!

6) У подростков возникает инстинкт семейной жизни. Вначале поверхностный, а потом все более глубокий. Они всегда замечают, кто кому симпатизирует. Поэтому: не унижайте и своевременно направляйте в правильное русло. Учите хранить себя непорочными. Делайте замечания и наставления наедине. Некоторые церкви считают нужным разделять в этом возрасте на классы девочек и мальчиков, тогда они могут лучше усваивать и сосредотачиваться на уроке.

7) У подростков много сомнений, у них сильный разум, они все исследуют. Он уже не верит слепо, как ребенок. Подростки исследуют, желая найти истину. Они даже сомневаются в любви родителей к ним, не уверенны, любят ли родители их или их хорошее поведение. Поэтому: научите их задавать откровенные вопросы и обращаться за ответом к Богу. Подросткам нужны доказательства, и только в Духе Святом они будут действительно убедительны. Покажите им свою безграничную любовь - это вселит в них чувство безопасности, и они смогут свободно задавать вопросы.

Будьте откровенны в своих собственных сомнениях - у Бога есть ответы даже на самые тяжелые вопросы. Уверьте, что вера в Бога является достаточно прочным основанием, чтобы разрешить любые сомнения.

8) Подростки переживают кризис самооценки, противоречия в мыслях и действиях: Кто? Где? Почему? Кто я? Для чего я живу?

9) Подростки желают самостоятельности и не терпят авторитетов. Если вы будете обучать подростков, вашим первым и главным условием будет правило – сойди с пьедестала учителя. Сегодня не то время, когда служитель в классной комнате стоит за столом, позади доска, а дети сидят за партами и идет урок. В данный период подростки вместе со служителем садятся в один круг и ведут простую доверительную беседу. Помните – они восстают против авторитетов.

Ради своей популярности идут за своими друзьями и подражают взрослым. Важно быть друзьями с подростками, но не забывать о своей власти. Важно построить хорошие отношения с подростками, уметь выслушивать мнение каждого подростка и дать правильную оценку с помощью Библии или на жизненном примере. Храните доверие к себе и берегите их тайны. Когда подросток что-то открывает вам – не обязательно об этом рассказывать всем.

10) Подростки самокритичны и критичны к окружающим. Невозможно от них ничего утаить. Поэтому, если вы что-то не делаете, то лучше не учить об этом. Мы уже говорили раньше: если сам не живешь жизнью Иисуса – не говори о Нем. С подростками трудно разговаривать, потому что свое мнение они считают исключительно правильным. Меняется и их поведение - их выросший организм взывает к серьезности, а разум еще остается на детском уровне. Они желают решать для себя все сами, не принимают советы старших.

11) Подростки не обдумывают фразы речи, могут наговорить кучу обидных слов.

12) Подростки группируются в группы по интересами и горды этим, а других, не похожих на них, не принимают.

13) Подростки интересуются противоположным полом. Очень часто не по собственной воле, а под чьим-то влиянием начинают заниматься сексом. Очень важно объяснить им на основании Библии, что необходимо сохранить себя до брака.

14) Подростки планируют будущее, страшатся его, иногда не хотят жить дальше.

15) Они следят за событиями, т.к. хотят быть популярными.

 

Рассмотрим основные потребности подростков - во внимании, надежности, одобрении, любви, благодарности, наказании, а также физиологические потребности.

v Если не оказать ему внимания – он кричит, что-то бросает, старается, чтобы его заметили. Нужно заметить в нем что-то хорошее, пока он не начал проявлять себя с плохой стороны. Некоторые подростки, которые обделены вниманием, делают что-то запретное. Мне пришлось беседовать с одной 15-летней девочкой, которая сказала: «Я забеременела для того, чтобы наконец-то на меня обратили внимание. В семье я была никому нужна, никто и никогда не обращал на меня внимание. А теперь смотрите – все обратили на меня внимание!». Если вы не обратите внимание на подростка – он будет делать что-то запретное.

v Помните: если служитель позволяет себе смеяться над неправильным ответом, унижать подростка при всех, то он не удовлетворит потребности подростка в надежности. В этом возрасте у детей сильная стеснительность, они не знают, как поступать в той или иной ситуации. Не давите на подростка, но в случае неудачи ободрите, указав на Иисуса, что Он умер за грешников, не за праведников.

v Принимая всех подростков одинаково, вы удовлетворите их потребность в одобрении. Этим вы покажете, что Иисус Христос любит всех одинаково.

v Любя подростков и Бога всей своей жизнью, вы учите их любить Бога и понимать Его любовь!

v Благодаря подростков за их хорошие поступки, вы окрыляете их для дальнейшего труда и поселяете в их сердца радость, в то время как дома они часто лишены этого.

v Наказание или дисциплина важны, но они действуют при строгом выполнении правил самим служителем. Если этого требуют правила, то этого требуя и я, как от себя, так и от подростков. Важно своим примером показать подросткам Бога, т.к. они очень мало знают живого Бога.

v Подростки очень подвижны, поэтому необходимо считаться с их потребностью в этом! После серьезного занятия и долгого сидения можно сделать элементарную зарядку. Если они голодные, накормите их хоть одним кусочком хлеба. Если душно - проветрите помещение.

Эффективная работа с подростками включает в себя следующие компоненты:

1. Знать возрастные особенности.

2. Знать потребности.

3. Проводить время с ними.

4. Уделять время для подготовки.

Необходимо долго и упорно готовиться, потому что подростки – это не маленькие дети, которые верят всему, не сомневаясь. Если вы не будешь учитывать особенности характера, возраста и нужды именно этой группы, то вы их потеряете, как для Господа, так и для этой жизни. Пусть они поймут, что важны другим, что их присутствия не хватает.

Подростковой группе необходимо дать возможность приобрести опыт служения в мире. Они должны быть вовлечены в какое-либо служение. Важно научить подростков больше смотреть в мир, а не на самих себя. Не делайте все сами, но учите подростков служить Богу. Дайте им почувствовать себя важными. Будьте больше консультантом, чем лидером. Умейте выйти за пределы церкви и начните делать что-то с подростками (посещение других церквей, помощь престарелым, инвалидам, участие в строительстве, уборка, благовестие). Для этого изучите жизнь Павла, составьте молитвенно план действий и действуйте.

 

Цели работы с подростками

Рассмотрим особенности работы с подростками - каким должен быть подросток и каким мы хотим его видеть. Необходимо понимать, что цель нашего служения детям и подросткам заключается в представлении о том, каким ребенок будет по окончанию пребывания в детском служении.

Начиная работать с 2-3 летними детьми, мы сразу ставим цель – каким я хочу видеть его, когда он будет подростком. Эта цель может быть написана на листе бумаги и мы, подобно царю Езекии, будем постоянно приносить этот лист пред лицо Господа, и будем молиться о каждом подростке: «Господь, вот таким я хочу видеть его!». Либо эта цель может быть написана у нас в сердце, но необходимо, чтобы в нашей жизни и в нашем служении всегда было понимание цели - «Каким я хочу видеть подростка».

В 1979 г. я начинала трудиться с группой 7-8 лет, которые выросли и перешли в подростковую группу. В начале моего служения в моем сердце было твердое желание и конкретная цель: я взращиваю будущих проповедников, миссионеров, служителей Божьих. Я благодарна Богу за то, что из тех 17 мальчиков моей группы – семь человек пасторы новых молодых Церквей, один отвечает за тюремное служение на восточной Украине, другой преподает в Теологическом Иркутском институте, третий - в Киевском. Я благодарна Господу за то, что Он Сам положил в сердце эту цель и желание – взращивать проповедников. Да благословит Господь, чтобы мы всегда имели цель работы и цель своего служения! Как в самом начале мы говорили об ответах на вопросы – что ты здесь делаешь и зачем ты здесь?

Таким образом, целями служения подростков является:

1. Знает Иисуса Христа как личного Спасителя. К этому необходимо вести подростка, чтобы он знал Господа близко и лично.

2. Имеет личное общение с Богом.

3. Самостоятельно изучает Слово Божие, посещает группы по изучению Писания, семинары. Применяет Слово Божие в личной жизни.

4. Руководствуется Духом Святым, водим Духом Святым.

5. Свидетельствует другим о Боге.

6. Честный, непорочный, справедливый, добрый.

7. Подражает Иисусу в отношении с другими (проявляет любовь, уважение к людям).

8. Занимается благотворительностью.

9.Участвует в работе церкви, умеет организовать других.

10. Заключил Завет с Богом.

11. Умеет пользоваться обетованиями Иисуса.

Вы может продолжить этот список, дополнив своими целями и пунктами. Да благословит Господь, чтобы наша работа была целенаправленной и запланированной!

Также не менее важно молиться за подростков и служение им. Примером такой молитвы может стать молитва Иисуса за учеников в Гефсимании, которая является образцом молитвы детского и подросткового служителя и молитвы родителей. Рассмотрим несколько моментов из молитвы Иисуса в Евангелии от Иоанна 17 главе, для того, чтобы взять для себя образец.

Молитва Иисуса за учеников в Гефсимании как образец молитвы родителей и служителей:

1) чтобы познали лично и близко Иисуса Христа и Его Слово (ст. 2,3,17,19).

«так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. … Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. … И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною».

2) Чтобы Бог сохранил их от мира, от падения, от сатаны, от лжеучений, от зла (ст. 6, 11, 14-17).

«Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое… Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы… Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира».

3) Чтобы они обладали радостью Христа (ст. 13).

«Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную»

4) Чтобы они были святы в помыслах, делах и по характеру (ст. 17).

«Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина».

5) Чтобы они были едины (ст. 11, 21,22).

«чтобы они были едино, как и Мы… да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, … да будут едино, как Мы едино».

6) Чтобы они приводили других ко Христу (ст. 21, 23).

«да уверует мир, что Ты послал Меня … и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня».

7) Чтобы они устояли в вере и в конечном итоге были со Христом на небе (ст. 24).

«Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира».

Вы можете продолжить этот список, взяв молитву Иисуса как образец своей молитвы – как родительской, так и подросткового служителя.

Итак, прежде всего, работая с подростками – мы ставим цель: «Куда я приведу подростка, каким я хочу видеть его в конце обучения, каким я хочу представить Господу». В Кол. 1:28б мы читаем: «чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе». Это наша цель, к которой мы стремимся и хотим, чтобы жизнь подростков изменилась.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ для подростков:

С подростками необходимо работать по важным для них темам: Дух Святой, оккультизм, секс, первая любовь. Важно научить подростка проводить тихое время с Богом через чтение Библии, молитву, слушание Бога и учиться делать это ежедневно.

Важно, чтобы семьи поддерживали служителем, работающих с подростками. Иногда на занятиях мальчиков и девочек стоит разделить. Давайте им конкретные задания, ставьте вопросы так, чтобы уметь сосредоточить внимание подростка.

Помните, что служитель в данном возрасте – это друг, а не проповедник. Дайте возможность высказывать свое мнение. Не скрывайте своих недостатков. Учите хранить непорочность.

Помните, что подросток учится не так, как взрослый. Рассмотрим различия в обучении взрослых и подростков.

Взрослые люди Подростки
· Принимают абсолютные истины на основании предыдущего опыта. · Упорядочивают свое отношение ценностей и поступков с точки зрения этих истин. · Желают применять вновь приобретенные истины в повседневной жизни. · Начинают с оценки пережитого на опыте. · Обнаруживают отношения, ценности и поступки, подтверждающие приобретенный опыт, оценивают истинность услышанного в сравнении с жизненным опытом. · Думают, как эту истину смогут применить на практике.

 

В ходе работы с подростками необходимо постоянно спрашивать себя - уместно ли то, что вы преподаете? В процессе обучения начинайте с рассмотрения жизненных ситуаций, а не с объяснения абсолютных истин, и используйте способы, которые наиболее продуктивны и уместны.

Программа должна включать такие направления:

1. Создание примера: «Не говори, а покажи мне». Занятия должны проходить как в стенах церкви или школы, так и за ее пределами

Например, пригласите подростков на обед, принять участие в спортивных мероприятиях, к себе домой, пойти в поход, поехать на посещение в другую церковь. Помните - «не говори, а покажи мне».

2. Обучение должно быть активным. Практические занятия с подростками помогут перейти от знания Слова Божьего к послушанию тому, чему оно учит. Подростки назовут своего лидера лицемером, если он не будет расти вместе с ними.

3. Библейское учение должно стать личным переживанием подростков. Поэтому, когда вы учите, приводите примеры дел Господа в жизни людей нашего времени.

4. Евангелизм - личный пример. Научите подростков использовать каждую возможность поделиться Благой вестью.

5. Преумножение. Конечный результат подросткового служения - ученики, которые привели ко Христу других, наставляя их в вере и посылая идти и делать то же.

6. Подросткам необходимо чувствовать себя частью больших и малых групп. В больших группах они могут участвовать в прославлении и пении, а в малых группах - изучение Библии.

7. Устанавливайте хорошие взаимоотношения с вашими учениками, это очень важно для развития мышления подростков.

 

ЗАНЯТИЯ С ПОДРОСКАМИ должны основываться на том, ЧТО ОБ ЭТОМ ГОВОРИТ БИБЛИЯ:

1. «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:19-20). Указание Бога учить все народы, Великое Поручение нашего Господа Иисуса Христа.

2. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Ефес. 4:11-16). Необходимо, чтобы подростки стали служителями Бога в церкви. Для этого учите их на основании Библии, чтоб их вера возрастала, чтобы стояли твердо во Христе, и они сами шли за Богом, а не под чьим-то влиянием.

3. «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6:4-9). Обучение происходит не для получения или донесения информации, а для жизни в Боге.

4. «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:41-47). Подростки должны иметь общение друг с другом, уметь служить друг другу, молиться и поддерживать друг друга.

5. 1-Кор. 12 - учить подростков тому, что они составляют одно тело во Христе, и тому, как жить христианской жизнью.

6. Рим. 12 – подростковый служитель сам должен жить жизнью благоугодной Богу и учить подростков жить так, чтоб их решение было твердым и самостоятельным.

7. 1-Кор. 13 - Учить любви, без которой наши знания и таланты ничего не значат.

8. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Пр. 22:6). Важно с детства познавать Бога и Его Слово.

9. «и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2-Тим. 2:2). Учите подростков так, чтобы они могли научить других!

Таким образом, занятия с подростками основываются на том, что говорит Библия. Рассмотрим методы, с помощью которых можно обучать подростков.

 

МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПОДРОСтКАМ

Самый неудачный метод - один и тот же, который вы используете постоянно! Рассмотрим примеры нескольких методов. Важно, чтобы на каждом уроке мы применяли разнообразие методов.

1. Объяснительный метод - сосредоточен на учителе, информативный, объясняет, подчеркивает суть, что-то проясняет.

Пример - объяснения, лекции, демонстрация, рассказы, иллюстрации, заранее подготовленный материал. Это прекрасный метод, потому что подростки получают много информации для себя, и много истин, которые они смогут применять на практике.

2. Исследования и открытия - ученику отводится преобладающая активная роль. Служитель ставит перед учеником задачу, а ответ они ищут в Слове Божьем. Старайтесь, чтобы ученики решали проблему сами. Это может быть в форме игры, решение проблемы.

3. Активные методы - помогают ученикам улучшить навыки мышления и общения, подразумевают собой работу в группах. Примеры активных методов:

v Групповые задания. Учеников разделяют на группы, например, рассчитавшись на 1-2-3. Каждая подгруппа получает конкретное задание. Первая подгруппа работает над одним местом Священного Писания, вторая – над другим, третья – над третьим. Можно написать вопросы, и попросить ответить на них, работая по подгруппам. Однако, необходимо следить, чтобы каждый участник, каждый подросток участвовал в этой работе, а не просто сидел в стороне.

v Пресс-конференции. Мы можем пригласить к нам на урок конкретную Библейскую личность. К примеру, Иона придет и расскажет о своих переживаниях, когда он не был послушен Богу. Также другой Библейский персонаж может придти и спросить учеников о том, что они знают о нем. В данном методе можно использовать разные подходы и разные цели.

В 1979 г. я проводила занятие с детьми и меня и моих учеников часто вызывали органы власти – директор и учителя, которые убеждали: «Отрекись от Господа, не ходи вместе с родителями на Богослужения». После этих бесед на наших детских общениях в конце урока мы проводили пресс-конференцию. Тот ученик, который был у директора или у власть имеющих людей, играл роль неверующего человека. Он задавал те вопросы, которые ему задавали там, а все остальные должны были ответить на основании Слова Божьего. Мои ученики любили метод пресс-конференции.

Далее мы проводили и уроки по типу пресс-конференции, на которые приглашали молодежь или старших верующих. К примеру, проходя тему о важности крещения Духом Святым, мы приглашали 2 человек из молодежи. Один играл роль неверующего человека, а другой играл роль человека, который отвергает крещение Духом Святым со знамением иных языков. В ходе беседы каждый задавал ученикам вопрос, а ученики отвечали на основании Слова Божьего. Дети говорили о том, что Пятидесятница повторяется в Деяниях 2,4,8 главы и говорение на иных языках повторяется. Один подросток в конечном итоге поднялся и сказал: «Я – свидетель того, что Пятидесятница повторяется, потому что Господь меня крестил Духом Святым». Подросткам нравится метод пресс-конференции.

v Обсуждения. Служитель задает вопрос, и ученики все вместе его обсуждают. Только помните, что должны быть конкретные правила: «все имеют право высказать свое мнение, но никто не имеет право осуждать мнение другого». Старайтесь избегать высказывания: «Нет, не правильно!». Помните, что необходимо выявить суть, понять причину – почему подросток думает определенным образом.

v Разыгрывание возможных жизненных ситуаций. Этот метод находится на границе со следующим. Помните о том, что, прежде всего, необходимо ставить цель этих жизненных ситуаций. Также, чтобы мы не делали – будь у нас какая-то постановка, пантомима – нам постоянно необходимо ставить цель:– для чего ты здесь, что ты хочешь этим показать, что ты хочешь этим сделать, для чего ты применяешь этот метод, для чего ты сейчас показываешь эту сценку.

Когда я преподавала подросткам в общеобразовательной школе, Бог преподал мне чудесный урок. Я преподавала тему: «Даниил положил в сердце не оскверняться яствами со стола царского», для иллюстрации которой я попросила подростков из Церкви, чтобы они пришли и помогли мне разыгрывать «возможную» жизненную ситуацию. Все начиналось так: девочка-подросток сидит и читает Слово Божие: «Се, гряду скоро». Она начинает мечтать: «Иисус, о, если бы Ты сейчас пришел – я бы все оставила. Я бы села у ног Твоих. Я бы…, я бы…, я бы…».

В это время стук в дверь – кто-то постучал. Она сидит и говорит:

- Да-да, войдите!

Но дверь не открывается, никто не входит. Стук повторяется, она снова повторяет:

- Да-да, войдите!

И когда в третий раз повторяется стук, она выходит, открывает дверь, а за дверью стоит Иисус! Ее радости нет предела. Она приводит Иисуса, сажает Его возле себя и рассказывает все свои переживания:

- Я только что читала, что Иисус грядет! Я так рада, так счастлива, что ты пришел!

И в это время звонит телефон. Она поднимает трубку:

- Алло? Привет! Как я рада, что ты позвонила! Я так давно не слышала тебя! Я так соскучилась по тебе! Я так счастлива, что ты есть у меня! Ох, подожди, я совсем забыла – у меня тут гости.

Она обращается к Иисусу:

- Иисус, прости, пожалуйста, здесь моя любимая подруга звонит, она так давно не звонила, мы так давно не общались вместе с ней. Пожалуйста, посмотри вот эти журналы, а я пока поговорю с подругой.

Далее девочка снова говорит по телефону:

- Да-да, что ты говоришь? И она была? И во что она была одета? Да, я так и знала – она одеваться не умеет.

Тут она обращается к Иисусу:

- Иисус, вот эти журналы Ты не смотри - Девочка берет эти журналы и откладывает их в сторону. Она подает Иисусу аудиокассеты. - Иисус, пожалуйста, я поговорю еще немножко с подружкой, а ты посмотри на эти аудиокассеты.

Иисус рассматривает их, девочка продолжает разговор, продолжает обсуждать своих друзей по телефону:

- А он был?! И даже молился? Он же молится не умеет!

В это время она отвлекается:

- О, Иисус, подожди-подожди, вот эти аудиокассеты ты можешь смотреть, а эти – не можешь. На, посмотри, пожалуйста, видеокассеты.

Иисус рассматривает их, а она говорит своей подруге:

- У меня гость, я так давно Его ждала… ну хорошо, я сейчас что-нибудь придумаю! Я так хочу с тобой встретиться.

Тут девочка обращается к Иисусу:

- Ой, Иисус, вот эти кассеты тебе надо смотреть, а эти – нет. Это не для Тебя. - Она откладывает их в сторону. Кладет трубку и говорит Иисусу - Иисус, прости меня, я Тебя так ждала, но моя любимая подруга ждет, и я должна с ней встретиться. Мне так необходимо с ней встретится. Знаешь что? Ты посиди здесь, а я сейчас, я быстро!

Она поднимается уходить, а в это время Иисус тоже поднимается. Она оборачивается и говорит:

- Иисус, но я же Тебя просила – останься здесь, я сейчас приду!

Она поднимается уходить, Иисус тоже поднимается уходить. И заканчивается эта картина тем, что она в третий раз просит: «Иисус, но я прошу – останься здесь». И в это время как бы делает такие жесты – забивает гвозди в ладони Иисуса.

Наверняка вы поняли цель применения метода разыгрывание возможной жизненной ситуации. Это была прекрасная заинтересованность для последующих уроков в работе с подростками. Мы также показали эту сценку в Церкви. В нашей Церкви были люди, которые отрицательно относились к тому, чтобы кто-то играл роль Иисуса. После того, как мы показали эту сценку, то я увидела некоторое оцепенение в людях. Я подумала: «Наверно, нужно попросить прощение у тех, кто не воспринимает, если кто-то играет роль Иисуса». Я стала подниматься, а в это время вся Церковь упала на колени. Я на всю жизнь запомню эти молитвы – это было как раз пред встречей Нового года. Я на всю жизни помню, как Бог делал Свою работу. Кто-то просил прощение у Господа за то, сколько времени он провел, читая другую литературу, а не Слово Божие, читая литературу, которая не приближает к Господу. Кто-то просил прощение у Господа за то, сколько времени он провел у телевизора или видеомагнитофона. Кто-то просил прощение у Господа за то, сколько времени он провел праздно, разговаривая по телефону.

Да благословит Господь, чтобы применение метода разыгрывание возможных жизненных ситуаций всегда имело цель.

4. Творческий метод - полезен в начале урока для привлечения внимания подростков в классе, помогают развитию урока, а также важны для завершения урока.

Например - составление письменных планов на предстоящую неделю или желание изменить свою жизнь, выраженное в заключительном утверждении с указанием для исполнения поставленной цели. Это творческое мышление, письменные работы, музыка, изобразительное искусство, согласие /несогласие, обязательства. Также подростки очень любят анкеты. Если вы правильно разработаете анкету, вы сможете выяснить все – читает ли подросток Библию, что легко и что трудно дается им в жизни, какие у них взаимоотношения с родителями и т.д. Библейские игры направляют ребенка на изучение материала и запоминание конкретных истин. Творческий метод является неоценимым подспорьем в обучении, помогая ученику понимать и принимать Слово Божье.

Более подробно эти и другие методы будут рассмотрены в главе 15. Но очень важно, чтобы служители были обучены тому, как эффективно использовать разнообразные методы и материалы. Далее рассмотрим особенности выбора метода в ходе обучения.

 

Выбор метода

Эффективность метода часто зависит от цели. Служители часто используют те методы, с помощью которых учились сами.

Если вы учите детей так, как учились сами, если учите скучно и не интересно, то вы эгоистичны, ленивы и не хотите выучить новые методы. Я знаю одного служителя, который сказал на семинаре об индивидуальности ребенка, индивидуальном подходе к ребенку и о методах преподавания детям: «Я учился в Библейской школе, и учусь конспектируя. Я хочу, чтобы и мои подростки конспектировали. Я считаю, что лучше всего конспектировать». Несколько раз мы старались объяснить, что каждый ребенок и подросток индивидуален, и необходимо подбирать такие методы, через которые все подростки будут учиться, получать знания и будут уметь применять эти знания на практике. Он все равно настаивал: «Я учусь конспектируя!».

Через несколько лет я встретила ответственную за детское служение в этом регионе, и спрашиваю:

- Скажите, пожалуйста, как там Николай? Я часто молилась о нем и о подростках, которые постоянно конспектируют.

- Конспектирует. – ответила она. - Но вся проблема в том, что подростки ушли от него, группа распалась.

Не так давно мы встретились с ним, и я спросила:

- Николай, как дела? Какие методы ты применяешь в работе с подростками? Чему научил тебя Господь? Что самое эффективное в твоей группе?

- Я учусь, конспектируя! – отвечает он. - Мои подростки тоже конспектируют.

- И как дела в твоей группе? – спрашиваю я. - Растет ли группа количественно? Возрастают ли подростки духовно?

- Мне без разницы. - отвечает Николай - Я знаю - я учусь конспектируя. И мои подростки конспектируют.

Так важно, чтобы мы не были эгоистами, чтобы мы не были ленивыми и учились новым методам, чтобы мы не боялись новых методов!

Перед тем, как приступить к обучению и выбрать метод, необходимо понять основных критерии выбора метода.

Критерии выбора метода:

1. Цели и задачи урока. Что ученики должны знать, уметь и делать? Урок должен быть сбалансирован между знаниями учениками Слова Божьего, правильным отношением к тому, чему оно учит, и желанием применять Слово в своей жизни.

2. Количество учеников. Большой класс должен быть поделен на небольшие группы.

3. Размер классной комнаты. Удобно ли будет заниматься в этом классе вашей группе?

4. Отведенное время. Сколько времени имеется в вашем распоряжении для проведения урока? Есть ли у вас время для нескольких видов деятельности на уроке? Остается ли у вас время для разбора и исследования Писания?

5. Снаряжения и пособия. Оцените имеющиеся в вашем распоряжении снаряжения и пособия. Проверьте видео- и аудиоснаряжение. Возможно, маленькие столы будут способствовать созданию более теплой и дружеской атмосферы во время урока.

6. Ресурсы и программа. Еще раз оцените ваши учительские ресурсы и программу. Применима ли она к возрасту учеников? Старайтесь вовлечь всех учеников в процесс обучения. Подготовьте множество творческих методов, чтобы вдохновить их к послушанию Господу.

7. Расположение комнат. Как расположена ваша комната - в тихом или шумном месте? Возможно, утреннее солнце не позволяет ученикам смотреть в проектор? Классы следует размещать в приспособленных для обучения помещениях.

8. Возраст учеников. Не забывайте о возрастных характеристиках и нуждах ваших учеников. Концентрация внимания, абстрактное и буквальное мышление, речевые и моторные навыки - все это играет огромную роль при выборе методов.

9. Климат в группе. Сколько времени учащиеся группы обучаются совместно? Если давно, то, скорее всего, что они смогут делиться друг с другом своими мыслями на более глубоком уровне.

10. Служитель. Важно собираться раз в неделю с другими служителями для совместной молитвы и составления планы на грядущий месяц или четверть. Объединение служителей - сам по себе замечательный метод. Служители могут показывать своим ученикам пример взаимоотношений. (1-Кор.11:1).

Позвольте Богу использовать вас! Не учите по-старому, по-своему! Учитесь использовать новые методы, и не бойтесь применять что-то новое.

 

«Костер» урока для подростков

Мы хотим, чтобы подросток лично откликнулся на Библейский урок, и начал применять его в своей жизни. Для этого необходимо руководство Духа Святого, чтобы научиться получить отклик от ребенка и добиться применения урока в его жизни! Настоящий служитель видит каждого ребенка как неповторимое творение Божие, созданное Им с определенным замыслом. Каждый подросток важен для Бога и достоин самого лучшего обучения Его Слову. Поэтому мы должны пробовать новые идеи, чтобы понять наших учеников.

Костер урока для подростков в принципе выстроен так же, как и для детей. Мы раньше уже говорили об этом. Но, проводя уроки с подростками, необходимо начинать их таким образом, чтобы направить внимание подростков на какую-то нужду или проблему.

Подготовка к уроку для подросток такая же, как мы рассматривали раньше - мы работаем над Библейским рассказом, ищем, как договорились, 100 истин в одном рассказе. Мы выделяем одну главную, ставим конкретную цель: что после нашего урока подростки будут знать, уметь и делать. Мы подбираем золотой стих, который подтверждает главную цель и главную истину. И после этого строим урок по той же схеме, что и для детей от 0 до 12 лет, но, учитывая возрастные особенности, называем каждую часть по-другому.

 

Этап 1. Погружение

Задача служителя: мягко направлять детей на этом этапе и сосредоточить их внимание на теме урока. Завладейте вниманием учеников и удерживайте его.

Урок должен быть интересным и уместным для подростка (провокационные вопросы, интересные предметы, остроумные пословицы, интересные истории, приключения, события, происходящие с подростками).

Помните о том, что у подростка абстрактное мышление, и само погружение в некоторой степени отличается от заинтересованности для детей. Мы можем заинтересовывать подростков 2-3 минуты. Например, просто попросить посмотреть в окно и спросить: «Что вы видите? На улице может идет снег, все деревья стоят голые, но мы знаем, что все изменится и придет весна, распустятся почки на деревьях, затем листья и все вокруг зацветет и зазеленеет. Затем листва снова пожелтеет, снова опадут листья и все вокруг нас меняется. Но есть Один – Тот, Кто не меняется». Мы посмотрели в окно и сделали вывод, и это будет прекрасным погружением к следующему уроку.

Также мы может вспомнить с подростками тот эпизод, когда встречали восход солнца летом. К примеру, мы были в христианском лагере и молитвенно встречали рассвет солнца, обратив внимание на то, как тьма бежала от солнечных лучей, как тьма бежит от света. И сегодня тема нашего урока будет: «А для вас, благоговеющие перед именем Моим взойдет солнце правды». Мы можем вспомнить то, что уже произошло раньше. У подростков хорошая память, они могут вспоминать, делать выводы.

Может быть, несколько предыдущих уроков были погружением для этого урока, и повторение предыдущих уроков будет прекрасным погружением для этого урока.

Начните урок таким образом, чтобы направить их внимание на какую-то нужду, пробудите интерес собеседования через этот вопрос.

 

Date: 2016-06-06; view: 543; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию