Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 12.Процессии и методы принятия управленческих решений. Анализ альтернативных действий⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 А). Сущность и виды управленческих решений Сущность управленческих решений. Для менеджера принятие решений - это постоянная и ответственная работа, касающаяся не только менеджера, но и других членов организации. Одним из показателей квалификации менеджера является его способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют семь функций управления, они имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из функций, т.е. по информированию, планированию, распорядительству, организации, мотивации, координации и контролю. Выработка и принятие решений - это творческий процесс, включающий стадии: 1.выработка и постановка цели; 2.изучение проблемы; 3.выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений; 4.рассмотрение вариантов решений; 5.выбор и окончательное формулирование решения; 6.принятие решения; 7.доведение решений до исполнителей; 8.контроль выполнения решений. Создание решения - это основной вид управленческого труда, состоящего из целенаправленных, взаимосвязанных и последовательных действий. Управленческое решение всегда представляет альтернативу, т. е. выбор менеджером одной из нескольких взаимоисключающих возможностей разрешения какого-либо реального социально-экономического противоречия, выраженного в проблемной ситуации. (Проблема – это вопрос, на который пока нет ответа и поэтому требующая исследования) Виды управленческих решений. Их классифицируют по многим признакам. 1. Обычно решения менеджер принимает в обстановке определенности или неопределенности, риска. В условиях определенности менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив. В обстановке риска максимум, что может сделать менеджер, это определить вероятность успеха для каждой альтернативы. 2. По сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные решения. 3. По частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся. 4. По широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные. 5. По форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные решения. 6. По сложности: простые и сложные. 7. По жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические. Контурные решения приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления. Структурированные жестко регламентируют действия подчиненных. Инициатива с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов. Алгоритмические решения - жестко регламентируют деятельность подчиненных, исключая их инициативу. Б).Процесс принятия управленческих решений В процессе принятия решения менеджеру необходимо дать ответы на вопросы: что делать, как делать, кому поручить работу, для кого делать, где делать, что это дает. Процесс принятия и выполнения решений сложен. Он включает ряд стадий, количество и содержание которых зависят от ситуации, квалификации менеджера и стиля руководства. Классический подход к принятию управленческого решения состоит в выполнении таких стадий. 1. Постановка проблемы. Необходимостьуправленческого решения вызывается к жизни обнаруженным противоречием, несоответствием между какими-то количественными и качественными характеристиками элементов производительных сил – персоналом, предметами труда, средствами труда, технологиями, энергией, информацией, инфраструктурой и наукой. Противоречие отклоняет фактический ход дел и ранее запланированных, чем тормозит динамику экономического развития. О возникновении проблемы менеджер узнает из бухгалтерских, финансовых и прочих документов, от других менеджеров, от подчинённых. На основе противоречия ставится проблемный вопрос и формулируется проблемная ситуация, требующая разрешения. Задача менеджера на этой стадии состоит: в своевременном и точном определении источников, масштабов, степени серьезности и причин противоречия; целей, факторов и критериев эффективности его разрешения; в оценке размера затрат для решения. 2. Выявление ограничений и определение альтернатив. 3.Принятие решения. На этой стадии сравниваются альтернативные факторы, размеры средств и последствия практического разрешения противоречия, отбирается и окончательно формулируется альтернатива с наиболее лучшими экономическими и социальными последствиями. 4.Реализация решения. На этой стадии решение конкретизируется, детализируется и доводится до исполнителей. 5. Контроль исполнения решения. В процессе контроля выявляются отклонения от оптимального хода реализации и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью и эффективно. Процесс принятия и осуществления управленческих решений основывается на выполнении руководителем 7-ми функций управления, перечисленных во 2-м вопросе В) Методы принятия управленческих решений Все методы принятия управленческих решений делятся на три группы . I. Эвристические методы принятия решений. Это логические приемы выбора руководителем оптимальных решений путем теоретического сравнения разных альтернатив. Эти методы базируются на интуиции и накопленном опыте менеджера. Их преимущество - они оперативно принимаются менеджером. Их недостаток – не гарантируют от выбора неэффективных решений, поскольку интуиция иногда подводит менеджера. II. Коллективные методы обсуждения и принятия решении. Чаще всего создаётся временный коллектив, в который включаются, как правило, и руководители и исполнители. Критерии формирования коллектива - компетентность, креативность и конструктивность мышления, коммуникабельность участников. Коллективные формы работы разные: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. 1) "Мозговая атака. Наиболее распространенный метод коллективного генерирования новых идей, подготовки и принятия управленческих решений .С одержание метода. Длярешения сложной проблемы созывается группа людей, предлагающая свои любые гипотезы. Создаётся благоприятная обстановка для свободного творчества идей, запрещается опровергать и критиковать идею, какой бы на первый взгляд абсурдной она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются и отбираются специалистами. 2).Метод Дельфы. (Получил название от греческого города Дельфы, который прославили жившие там мудрецы). Состоит из нескольких туров анкетирования. После каждого тура данные анкет сообщаются экспертам с указанием расположения оценок, проставленных ответчиками. Первый тур проводится без аргументации ответов, во втором - отличающийся от других ответ подлежит аргументации ответчиком или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок через несколько туров опрос прекращается и принимается предложенное экспертами решение. 3). "Киагисё"- японская кольцевая система принятия решений. Проект новшества передается для обсуждения специалистам по списку, составленному руководителем. Каждый рассматривает проект и делает свои замечания в письменном виде. После проводится совещание, на которое приглашаются специалисты, чье мнение руководителю не ясно. Эксперты выбирают решения в соответствии со своими предпочтениями. Если решения не совпадают, то определяют вектор предпочтений с помощью одного из следующих принципов: а) принципа большинства голосов - выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников; б) принципа диктатора - за основу берется мнение одного лица группы. Принцип характерен для военных организаций и для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах; в) принципа Курно (1801-1877г.г. - французский математик, философ, экономист). Используется в случае, когда нет коалиции (коалиция – объединение на добровольных началах для достижения общей цели), т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов. Тогда ищется решение, отвечающее требованию индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого эксперта; г) принципа Парето (1848-1923гг. - итальянский экономист и социолог). Используется, когда все эксперты образуют одну коалицию. В этом случае оптимальным будет решение, которое невыгодно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объединяет их в достижении общей цели; III. Количественные методы принятия решений. Оптимальные решения выбираются путем обработки больших массивов информации с помощью ЭВМ. В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают: а) линейное моделирование - используются линейные зависимости; б) динамическое программирование - позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач; г) теорию игр - моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать не совпадение интересов различных подразделений и др. Г) Анализ альтернативных действий Как отмечалось выше, выбор оптимального варианта управленческого решения ведется путем оценки каждой из предлагаемых альтернатив. Оптимальный вариант решения должен отвечать 4-м правилам: а) решение должно быть научно обоснованным. Это правило следует учитывать менеджеру не только на 1, 2, 3 и 5-й стадиях принятия управленческого решения, но и на 4-й стадии - «реализация решения»(см. 3-й вопрос этой темы). Исполнители должны убежденно воспринимать каждое решение как научно обоснованное. Для этого им требуется объяснять аргументы, побудившие менеджера (менеджеров) принять именно такое решение; б) решение должно быть эффективным, т.е. обеспечивать достижение объективно обусловленной цель организации, - максимизацию прибыли, с меньшими затратами живого и прошлого труда; в) решение должно своевременно приниматься. Когда решается проблема, производство постоянно развиваются. Может получиться так, что лучшее альтернативное решение, долго выбираемое менеджерами из нескольких, устареет и потеряет экономический смысл в будущем. Оно было эффективным для прошедшей производственной ситуации; г) решение должно быть реально осуществимым, т.е. соответствовать силам и средствам коллектива, его выполняющего. Нереальные решения вызывают непонимание и раздражение исполнителей и не могут быть эффективными.
|