Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление принципа неотъемлемого суверенитета государств над природными богатствами. Правовое значение Резолюции ГА ООН 1803 от 14.12.1962





 

После долгих «горячих» дебатов о международно-правовом статусе и механизмах применения принципа неотъемлемого суверенитета государств над их богатствами и естественными ресурсами, в частности касающихся иностранных инвестиций, включая национализацию иностранной собственности, был найден компромисс, который получил свое закрепление в Декларации о неотъемлемом суверенитете на естественными ресурсами, принятой консенсусом в резолюции ГА 1803(17) 1962 г. Данный документ явился результатом напряженной работы специальной подготовительной комиссии ГА ООН, которая была создана в 1958 г. на 18 сессии ГА ООН. Полученный комиссией мандат включал в себя полномасштабное исследование международно-правового принципа неотъемлемого суверенитета государств над своими естественными ресурсами и национальными богатствами как основополагающего элемента права наций на самоопределение с целью подготовки рекомендаций по его совершенствованию в контексте прав и обязанностей государств в рамках МП и в свете важной роли международного сотрудничества в области экономического развития. Резолюция признала право суверенитета народов и государств над своими естественными ресурсами, включая право устанавливать над ними контроль и национализировать инвестиции, вложенные в эту сферу. Резолюция, однако, предусматривает выплату соответствующей компенсации, а также предписывает уважать соглашения между иностранными инвесторами и национальными правительствами, а также предписывает разрешать споры о компенсации в порядке предусмотренном национальным законодательством.

Резолюция ГА 1803 состоит из преамбулы, 8 параграфов и двух заключительных положений. В первом положении выражается поддержка работы Комиссии международного права по кодификации норм об ответственности государств. В заключительной части резолюции говорится, что Генеральная Ассамблея обращается к Генеральному секретарю с просьбой продолжить изучение различных аспектов неотъемлемого суверенного права государств над своими естественными ресурсами, принимая во внимание желание государств-членов обеспечить защиту своих суверенных прав при поощрении международного сотрудничества государств в области экономических отношений. Данное положение явилось первым шагом на долгом пути государств к достижению компромисса в этом вопросе. Это было первое международно-правовое закрепление неотъемлемого права государства осуществлять суверенитет над своими естественными ресурсами. В отношении регулирования иностранных инвестиций § 2 резолюции устанавливает, что разработка, добыча и распоряжение естественными ресурсами, а также привлечение иностранного капитала для этих нужд должны осуществляться в соответствии с нормами и условиями, которые народы и нации сочтут приемлемыми или желательными для разрешения, ограничения или запрещения подобной деятельности. Далее, в § 3—4 регламентируются ключевые правовые вопросы контроля над иностранной собственностью, раздела полученной прибыли, национализации, экспроприации и разрешения споров в отношении компенсации при изъятии иностранной собственности, а именно в случаях, когда государство предоставляет разрешение, привлечение капитала и полученные от использования привлеченного капитала доходы регулируются нормами действующего национального законодательства и международного права. Полученные доходы должны быть пропорционально разделены по соглашению в каждом конкретном случае между инвесторами и принимающим инвестиции государством, причем таким образом, чтобы суверенитет государства над естественными ресурсами и богатствами не был ущемлен. Акты национализации, экспроприации и реквизиции должны производиться не иначе, как для целей общественной полезности и национальной безопасности, а также в интересах государства, которые имеют приоритет над частными интересами как граждан этого государства, так и иностранных граждан. В подобных случаях собственнику должна быть выплачена адекватная компенсация в соответствии с действующими правовыми нормами государства, предпринимающего такие меры при реализации своего права на суверенитет, а также в соответствии с нормами международного права. В любом случае, когда вопрос о компенсации приводит к возникновению спора, такой спор решается в порядке, предусмотренном национальным законодательством. Однако по соглашению между государствами и другими заинтересованными сторонами рассмотрение спора может быть передано в компетенцию арбитража или международных органов по разрешению споров. Далее, в § 8 говорится, что соглашения между суверенными государствами или где одной из стороной выступает суверенное государство должны исполняться добросовестно. Все государства и международные организации берут на себя обязательства уважать суверенные права народов и наций над их собственными естественными ресурсами в соответствии с принципами Устава ООН и данной резолюции.

В своих комментариях профессор Ф.В. Гарсия-Амадор указал, что расплывчатость и обобщенность формулировок рассмотренной выше резолюции ГА 1803 стали следствием поиска компромисса, который был найден именно в такой форме. Поэтому эту резолюцию не следует рассматривать в качестве международно-правового акта, в котором формулируются и определяются принципы национализации и ответственности государств по возмещению убытков, причиненных национализацией. В научной международно-правовой литературе это мнение широко поддерживается. Однако в связи с этим было высказано и немало критики в адрес резолюции. Но несмотря ни на что резолюция ГА 1803 (XVII) стала первым международно-правовым документом, принятым на самом высоком международном уровне, в котором была предпринята попытка урегулировать важнейшие вопросы в области международных инвестиционных отношений и который продемонстрировал стремление государств к сближению своих позиций.

 

Положения концепции Нового международного экономического порядка в вопросах международно-правовой регламентации инвестиционных отношений. Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г.

 

Следующим этапом исторического развития международно-правового регулирования инвестиционных отношений явился ПРОЦЕСС РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВ. Несмотря на то что страны-импортеры капитала оставались на прежних позициях в отношении регулирования международных экономических отношений, их подход к вопросу о международно-правовой регламентации режима иностранных инвестиций начинал принимать более прагматичный характер. Данный прагматизм отражал новый взгляд развивающихся стран на роль, которую стали играть транснациональные корпорации (ТНК) в экономическом развитии этих государств. Тогда среди развивающихся стран превалировала точка зрения, согласно которой при надлежащем государственном регулировании деятельность ТНК будет способствовать экономическую развитию государства. Данный этап развития международно-правовых отношений в рассматриваемой области характеризуется противоречивостью позиций развивающихся стран во внутригосударственной и международной политике. Это проявилось в том, что, не ослабляя жесткости своей международно-правовой позиции, развивающиеся страны активнее включились в процесс заключения соглашений на двусторонней основе по защите иностранных инвестиций, а также стали принимать законы, нацеленные на привлечение иностранных инвестиций. Ярким отпечатком того времени послужили острые международно-правовые дискуссии о роли, которую играют транснациональные корпорации в экономическом развитии развивающихся стран, а также инициативы ООН по международно-правовому исследованию данной проблемы.

Сразу же после первого энергетического кризиса в 70-е гг. ХХ в.развивающиеся страны поставили на повестку дня Организации Объединенных Наций вопрос о прямых иностранных инвестициях в списке других насущных вопросов развития. Стремясь установить новый международный экономический порядок взамен старого, развивающиеся страны выдвинули требования структурной перестройки мировых торговой и финансовой систем. Концепция нового международного экономического порядка основывалась на следущей точке зрения: все существующие традиционные международно-правовые нормы были созданы для обслуживания старого экономического порядка, охраняющего незыблемые основы абсолютного либерализма в международных торговых отношениях. Эти требования нашли формальное выражение в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, среди которых выделяются Декларация и Программа действий по установлению нового международного экономического порядка (Резолюция ГА 3201 (SVI), 1974) и Хартия экономических прав и обязанностей государств (Резолюция ГА 3281, 1974). Хартия экономических прав и обязанностей государств упоминает в п.2 ст.2 о контроле над иностранными инвестициями, но это положение устанавливает, что такой контроль есть осуществление государством своего неотъемлемого суверенитета. “Каждое государство имеет право: а) регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции, согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами. Ни одно государство не должно принуждаться к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям; б) регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры по обеспечению того, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего государства. Каждое государство должно, с полным учетом своих суверенных прав, сотрудничать с другими государствами в деле осуществления права, изложенного в этом подпункте”. Как видно в тексте этих положений, в ст. 2 хартии нигде нет ссылки на применимость международного права. Международно-правовая наука никогда ранее не стремилась подвергать сомнению право государств подчинить регулирование иностранных инвестиций своим законам и предписаниям.

Date: 2016-06-06; view: 1477; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию