Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды воображения





Воображение, как особую форму психических процессов, изучало большое количество авторов: Петровский А.М., Меньшиков С.В., Урунтаева Г.А., Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В., А. Я. Анцупов, Морозов А.В., Маклаков А.Г., Рубинштейн С. Л.,Р. Немов, Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М., Гамезо М.В., Домашенко И.А., Максименко С.Д. и др.

Исследователи в области психологии У. Джемс, И.В. Дубровина, В.М. Козубовский, В.А. Крутецкий охарактеризовали функции, формы, виды, механизмы воображения, обосновали необходимость учета этих характеристик в исследовании его индивидуальных особенностей и при анализе процесса и продуктов воображения детей в ходе обучения. Л.С. Выготский, М.Б. Беркинблит, А.Я. Дудецкий, Г.Д. Кириллова, Г.С. Овчинников, А.В. Петровский раскрыли взаимосвязь воображения с другими психическими процессами, различными личностными проявлениями, а также взаимосвязь воссоздающего и творческого воображения. В исследованиях Л.С. Выготского, И.В. Дуб­ровиной, Г.С. Овчинникова, Т. Рибо, Л.Ю. Субботиной определены возрастные периоды становления воображения у нормально развивающихся детей, а младший школьный возраст определен как сензитивный период для формирования воображения.

В «Большой Советской Энциклопедии» воображение описывается как психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредствованного, обобщенного познания, объединяющие его с процессом мышления. Воображение является специфически человеческой формой психической деятельности, возникшей на основе практического преобразования действительности. Развиваясь вместе с усложнением процесса труда и общественных отношений, воображение становится одним из основных элементов сознания и деятельности человека [8].

Петровский А.М. определяет воображение как необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех, случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее [31].

По Меньшикову С.В., воображение — психический процесс создания образа, предмета, ситуации путем перестройки имеющихся у человека представлений. Благодаря этому человек способен мысленно преодолевать расстояния, переноситься в далекое прошлое и будущее [25].

В «Энциклопедии по философии» воображение рассматривается как представление, лишенное реального предмета, или необоснованное предположение; равным образом деятельность, порождающая такое представление или предположение [6].

Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. подчёркивают, что воображение — это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью. Нам почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе. Воображение свойственно только человеку. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей [28].

Урунтаевой Г.А. рассматривает воображение как познавательный психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материалов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте, своеобразная форма отражения человеком реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Физиологической основой воображения следует считать оживление в мозгу человека ранее образованных временных нервных связей и их преобразование в новые сочетания, которые могут возникать по разным причинам: иногда бессознательно, как следствие самопроизвольного усиления возбуждения в определенных центрах коры головного мозга под влиянием случайных раздражителей, действующих на эти центры в момент ослабления регулирующего контроля со стороны высших отделов коры (например, сновидения); чаще – в результате сознательных усилий человека, направленных на создание нового образа [40].

В «Психологическом словаре» И.М. Кондакова, воображение проанализировано как способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Одним из механизмов творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения в него какого-либо свойства предмета из другой области [7].

По А.Я. Анцупову, Морозову А.В, воображение - это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий. Оно возникло и развилось в процессе труда, на основе потребности изменить те или иные предметы, представить то, чего человек непосредственно не воспринимал и не воспринимает.

Воображение есть особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью (характерно только для человека). Воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений и знаний. Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни, из прошлого опыта [1].

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением [5].

Маклаков А.Г. трактует воображение как процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений [23].

Рубинштейн С. Л. писал, что воображение есть отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, являющихся и продуктами творческой деятельности человека и прообразами для неё [34].

Немову Р. С. рассматривает воображение как форму человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики [27].

По мнению Дубровиной И.В., Даниловой Е.Е. и Прихожан А.М., воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы [13].

Гамезо М.В. и Домашенко И.А. понимали воображение как психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте [9].

По Максименко С.Д., воображение - это специфически человеческий психический процесс, который возник и сформировался в процессе труда. Любой акт труда непременно содержит в себе представление. Не представив готовый результат труда, нельзя приступать к работе. В этом и заключается важная функция воображения как специфически человеческой формы опережающего отражения действительности [24].

Петровский А. М. и Рубинштейн С.Л. делят воображение на пассивное и активное, а также воссоздающие и творческое. Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Различие "пассивности" и "активности" является не чем иным, как именно различием в степени намеренности и сознательности.

Различают воображение воспроизводящее и творческое, или преображающее. Всякое подлинное воображение является преобразующей деятельностью. Но оно может быть банальным, трафаретным и более или менее творческим оригинальным преобразованием.

Также различается воображение, заключающееся в воссоздании заданных (например, в художественном тексте) образов и выражающееся в самостоятельном создании новых, как это имеет место, например, в творческой деятельности художника [31],[34].

Маклаков А.Г. выделяет следующие виды воображения:

- непроизвольное воображение. К нему относятся сновидения.В них образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например, перед засыпанием.

-произвольное воображение. Оно имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления. Делится на воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту [23].

Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М., Немов Р.С. выделяют виды воображения по следующим основаниям:

1. По степени активности создания человеком новых образов и осознанности этих образов:

-Непроизвольное или пассивное воображение - новые образы возникают под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха». Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации. Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.

Грезы - это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями.

-Произвольное, или активное воображение - это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т.д.). Необходимость построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры 2. По оригинальности воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое. Воссоздающее, или репродуктивное, воображение - это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рассказчик. Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение [13],[27].

Максименко С.Д. делит воображение с точки зрения деятельности. Деятельность воображения может быть охарактеризована в зависимости от участия в этом процессе специальной волевой регуляции, от характера деятельности человека и содержания создаваемых образов. В зависимости от участия воли в деятельности воображения ее делят на непроизвольную и произвольную. Потребность в непроизвольном создании образов постоянно актуализируется различными видами деятельности, в которые включается личность. Самопроизвольное возникновение представлений тесно связано с чувствами человека. Примером самопроизвольного возникновения образов воображения являются сновидения. В состоянии сна, когда сознательный контроль за психической деятельностью отсутствует, следы от разнообразных впечатлений, хранящихся в мозгу, легко растормаживаются и образуют сочетания. Процесс воображения может происходить как произвольный, когда он направляется специальной целью создать образ определенного объекта, возможной ситуации, представить или предсказать сценарий развития событий. Осуществление произвольного воображения в процессе познания обусловлено необходимостью сознательной регуляции построения образа в соответствии с заданием и характера выполняемой деятельности. Произвольное создание образов наблюдается преимущественно в творческой деятельности человека. В зависимости от характера деятельности человека воображение делят на творческое и репродуктивное. Воображение, которое включается в творческую деятельность и помогает человеку создавать новые оригинальные образы, называется творческим. Воображение, которое включается в процесс усвоения того, что уже создали и описали другие люди, называется воспроизведенным или репродуктивным.

Творческое и репродуктивное воображение тесно взаимосвязаны, постоянно взаимодействуют и переходят друг в друга. Эта связь проявляется, с одной стороны, в том, что творческое воображение всегда базируется на репродуктивном. С другой стороны, сложные формы репродуктивного воображения содержат элементы творческого. Художественное воображение имеет преимущественно чувственные (зрительные, слуховые, осязательные и др.) образы, очень яркие и детальные. Мечты могут быть пустыми, бесплодными. Тогда они дезориентируют человек, лишают ее видение реальных жизненных перспектив, толкают на путь призрачного удовлетворения собственных мечтателями предпочтений, делают ее неспособной противостоять невзгодам реального бытия [24].

Таким образом, воображение это универсальный психический процесс, входящий в состав любого вида деятельности человека в той мере, в какой она требует творчества. Воображение относится к высшим психическим процессам и проявляется в тесной связи с восприятием, памятью, мышлением, эмоциями. Оно присутствует практически во всех познавательных процессах и во многом зависит от потребности и желаний личности, ее мотивов. Воображение делится на непроизвольное и произвольное, которое в свою очередь делится на воссоздающие, творческое воображение и мечту.

Date: 2016-06-06; view: 2453; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию