Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потаскун, бабник, по жалмеркам бегает, - козырял последним доводом, - слава на весь хутор легла





Ну и нехай!

Тебе нехай, а мне и подавно! - с присущей ему решительностью заключает разговор Коршунов [1, c. 125].

 

Как видно, даже чистая девушка Наталья, ставшая впоследствии женой Григория, спокойно относится к юношеским проделкам своего жениха, а ведь грехи Гришки носили уже общественный характер.

По сравнению с юношескими грехами молодых казаков, супружеские измены осуждались, будь то мужчины или женщины. Таковым примером был скандальный роман Аксиньи и Григория. Все это усугублялось еще и тем, что любовники совершенно не скрывали своих отношений от окружающих: «Так необычайна и явна была их связь, так исступленно горели они бесстыдным полымем, людей не совястясь и, не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть» [1, c. 117]. Очень характерно то, что не любовники стыдились смотреть в глаза людей, а наоборот. Григорий сошелся не просто с чужой женой, а с женой соседа, с которым они тесно общались. Следовательно, Григорий срамит не только семью, но и ссорит ее с соседями. Пантелей Прокофьевич для разрешения этой проблемы находит, по его мнению, самый рациональный выход из создавшегося положения - решает женить сына.

 

Григорий сделался женатым человеком не по своей воле, а по принуждению отца. Жизнь Григория и Натальи плохо сложилась сразу же. Они поехали пахать вместе «за три дня до покрова», и тогда же состоялся их первый тягостный разговор-объяснение: «Не люблю я тебя, Наталья, ты не гневайся. Не хотел гутарить про это, да нет, видимо, так не прожить…»[1, c. 158]

Григорий и Аксинья тянутся друг к другу, молча страдают от невозможности соединиться. Но вскоре случай сводит их наедине. Они встретились на пустынной дороге: «Ну, Гриша, как хочешь, жить без тебя моченьки нету… Он воровски повел низко опущенными зрачками опьяневших глаз и рывком притянул к себе Аксинью» [ 1, c.170]. Это случилось через некоторое время после покрова, когда произошел откровенный разговор между Григорием и Натальей.

Семейная жизнь Григория разваливается совсем. Нет, они жили внешне мирно, но только внешне, муж тяготился нелюбимой женой, а она это чувствовала. Трудолюбивая, ласковая, эта женщина очень полюбилась в семье Мелиховых. Наталья мучается, плачет, все домочадцы ей сочувствуют. И вскоре между сыном и отцом происходит бурная сцена, после которой Пантелей Прокофьевич прогоняет сына из дома. Уход Григория еще больше сближает его с Аксиньей. Она сбегает от мужа и вместе со своим любимым поселяется в имении Листницких в качестве работников.

Наталья возвращается в дом Коршуновых, после ее возвращения ее брат - Митька Коршунов приехал к Мелеховым и забрал все приданое. Это был неслыханный скандал, породивший на хуторе массу сплетен.

Молодая женщина остается со своим горем один на один. Ни хозяйственные заботы, к которым старается привлечь дочку Лукинична, ни попытка отвести ее в церковь, которую пытается предпринять Мирон Григорьевич, не утешают ее. М.А. Шолохов тонко подчеркивает родительские переживания о наслужившейся личной жизни дочери. Наталью же они только тяготят. Примечательно, что сцене самоубийства предшествует сцена в доме Пелагеи Майданниковой, куда Наталья пришла, чтобы как-то отвлечься от мрачных мыслей, и держалась слишком весело и оживленно, чем нужно, так как не хотела, чтобы бабы жалели ее. Во время соседских посиделок Фрося, одна из соседок, заставшая недавно мужа с задонской жалмеркой, спрашивает Наталью о Григории, очевидно, чтобы обрести подругу по несчастью и посочувствовать ей. Хозяйка дома же вмешивается в разговор и вносит свое понимание ситуации: Наталья, может, и простила бы измену, да сам Мелехов «об ней не понимает». В этой фразе женщина почувствовала невольный упрек: в чем же она виновата перед Григорием? Она сделала, как ей казалось, все, чтобы он был счастлив, но не смогла уничтожить его чувство к Аксинье.

Душевное состояние героини М.А. Шолохов тонко передает через ее позу и жест: «Она склонила над чулком голову, исподлобья взглянула на баб и, видя, что на нее все смотрят, сознавая, что краски стыда не скрыть от них, намеренно, но неловко, так, что это заметили все, уронила с колен клубок и нагнулась, шаря пальцами по холодному полу» [2, c. 272].

В гостях у Пелагеи Наталья принимает решение выяснить дальнейшие планы Григория. Акцентируя внимание читателя на поведении Натальи в родительском доме, М.А. Шолохов показывает, что жизнь женщины после ухода мужа, потеряла смысл. Она, как все донские казачки, любила наряжаться и хлопотать по хозяйству. Теперь же она бесцельно ходит по комнатам, ненавидящими глазами оглядывает ворох нарядов. Для понимания состояния Натальи важен ее портрет: «На висках ее, у гладко причесанных черных волос, глянцевел пот, масляной нездоровой поволокой подернулись глаза»[2, c.291].

Все, что нравилось ей в этой жизни, теряет смысл. Символично, что Наталья, отказывается надеть предложенную ей матерью ее любимую синюю юбку, которую часто брала у Лукиничны еще в девках по праздникам, несчастная женщина надевает зеленую юбку и вдруг понимает, что «в этой юбке была она, когда Григорий женихом приезжал ее проведать, под прохладным навесом сарая в первый раз пристыдил ее летучим поцелуем, и затряслась в приступившем рыдании, грудью навалилась на поднятую ребром крышку сундука». Однако скрытная Наталья таит глубину своего горя и отчаяния от матери и, пересиливая себя, смеется скрипучим деревянным смехом. После этого М.А. Шолохов вновь дает портрет героини, опять подчеркивая ее нездоровое состояние: «Наталья пошла в свою горницу одеваться, вскоре снова пришла на кухню уже одетая, тонкая по-девичьи, иссиня-бледная, в прозрачной синеве невеселого румянца» [2, c. 283].

И вновь М.А. Шолохов рисует в романе сцену. Подчеркивающую, что не только измена Григория, но людская жестокость довела Наталью до попытки самоубийства. Когда женщина, пересилив себя, свое безутешное горе, пытается вернуть уравновешенное состояние духа и войти в церковь. Во дворике она слышит мерзкие сплетни, которые распускают о ней парни. Всю вину за разрыв отношений с Григорием они перекладывают при этом на Наталью: «У ней, гутарют, кила. От этого ее и муж бросил», «Брешешь! Она со свекром, с Пантелеем хромым, спуталась» [2, c. 289]. При этом хихикают и пускают ей вслед грязное, позорное слово. Может быть, оно и переполнило чашу терпения и страдания брошенной женщины. Таким образом, на стремление свести счеты с жизнью ее толкает, прежде всего, тот позор на весь хутор, который ложится на нее после измены Григория: «Наталья ощупью, без мысли, без чувства, в черной тоске, когтившей ее заполненную позором и отчаянием душу, добралась до угла. Взяла в руки держак косы, сняла с него косу (движения ее были медлительно-уверенны, точны) и, запрокинув голову, с силой и опалившей ее радостной решимостью резнула острием по горлу» [2, c. 301]. «Радостная решимость», о которой пишет М.А. Шолохов, видится ей в избавлении от позора и душевной боли. Почти мистическое, трагически непоправимое звучание этой сцене придают и образ непокорного Дона («На Дону с немолчным скрежетом ходили на дыбах саженные крыги. Радостный, полноводный, освобожденный Дон нес к Азовскому морю ледяную свою неволю»), и размеренные удары церковного колокола.

Наталья осталась жить, только на шее ее остался глубокий некрасивый шрам да голову она стала держать набок. Вся семья Мелиховых очень переживала за нее, ее по-прежнему любили. У родных ей жилось невесело и в марте 1914 года Наталья вернулась к Мелеховым. Домочадцы приняли молодую женщину с радостью.

После неудачной попытки самоубийства, для Натальи наступает период оживления, надежды на возвращение мужа. Незримые силы просыпаются в Наталье, на все готова она ради любви своего неверного Григория, поэтому решает пойти к Аксинье в Ягодное. Глумилась над ней Аксинья, лютовала, мстила за все пережитое в ответ на просьбу отдать ей Григория. Великое унижение испытали Наталья. Раздавленная неизъяснимой тоской, вышла она от Аксиньи. «Отошла от имения версты три, прилегла под кустом дикого терна» [1, c. 315].

Этот поступок говорит об исключительной самоотверженности и внутренней силе ее натуры. И очень скоро она была вознаграждена судьбой за это. В ноябре 1914 года раненый Григорий, узнав об измене Аксиньи, возвращается домой. Семья их, пусть и не навсегда, была восстановлена, в ней воцарилось согласие и любовь. В начале сентября следующего года Наталья родила двойню и оказалась столь же любящей, преданной и заботливой матерью, какой была и женой.

Мир и покой наконец-то пришли в их семью. Жизнь наполнилась всем богатством красок супружеского бытия, лучилась, как замечает Шолохов, «сияющей трепетной теплотой», а сама Наталья была как молодая яблоня в цвету - красивая, здоровая, сильная. И вдруг так трудно создаваемая семья снова рушится.

Гибель Натальи сотворена произволом собственного волеизъявления и поступка от нежелания родить дитя от того, которого любила, глубоко и сильно, единственно на всю жизнь. Оскорбленная любовь толкает Наталью к стихийному порыву бунта. Перед смертью испепеляющая стихия чувств утихнет - Наталья умрет по-христиански, примеренной, простив Григория, унося в могилу только любовь к нему. Так гибельны и опустошающие, не знающие границу, порывы чувств-страстей, так велика их власть над незащищенной женской душой. Не имея возможности проститься с Григорием, слова любви Наталья оставляет сыну - как последнюю память после себя на земле.

оман М. Шолохова «Тихий Дон» посвящен изображению жизни казачества в трагические годы российской истории. Человек и история - одна из центральных проблем романа-эпопеи, и избранный автором жанр обязывал писателя к глубокому и всестороннему отражению эпохи. Антитезой мирной жизни в «Тихом Доне» является война, сначала первая мировая, потом гражданская. Эти войны пройдутся по хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. Семья у Шолохова - это зеркало, своеобразно отражающее и события мировой истории.

В романе можно выделить два начала: внешнее движение и внутреннее, связанное с процессами разламывающегося социального уклада жизни. Среда казачья (хутор) предстает, на первый взгляд, как единое целое, неделимое. Но, как показано Шолоховым, внутри этой обособленной среды, «в каждом дворе, под крышей каждого куреня коловертью кружилась своя, обособленная от остальных, полнокровная, горько-сладкая жизнь» [2, c. 122]. И события исторические, социальные оказываются тесно связанными не только с жизнью казачьих семей, но и с внутренними движения и развитием центральных персонажей.

С первых страниц появляются гордые, с независимым характером, способные на большое чувство люди. «Я хотел рассказать об обаянии человека в Григории Мелехове», - признавался Шолохов. А общий строй повествования убеждает, что писатель находился и под влиянием обаяния Натальи, Ильиничны, Аксиньи, Дуняшки. Главные ценности у Мелеховых - нравственные, человеческие: доброжелательность, отзывчивость, великодушие и трудолюбие.

Интересен нравственно-христианский подход в трактовке романа, в результате которого глубже раскрывается смысл отдельных эпизодов и параллелей. Любовная «смута» в семьях Мелеховых и Астаховых начинается в светлый праздник св. Троицы, который традиционно воспринимался казаками как радостное единение людей друг с другом, с Богом и созданной Им природой. Это время покоса, на который хутор Татарский выходил всем миром, в согласии и с желанием взаимопомощи.

Не случайно Григорий Мелехов так внимательно относится к зарезанному им утенку: бесы разрушения как бы искушают человеческую душу малой кровью, чтобы засеять ее семенами гибельных страстей. Сближение Аксиньи и Григория на покосе подается автором как начало длительного разделения и нестроений, поразивших когда-то дружные семьи соседей: «Рывком кинул ее Григорий на руки - так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу, - путаясь в полах распахнутого зипуна, задыхаясь, пошел».

Плоды разрушенного единения и согласия в хуторе проявились очень скоро: Степан и Петро возвращаются с майских сборов врагами, Григорий из-за Аксиньи чуть не запорол вилами родного брата, в светлый праздник Пасхи он своим равнодушием и жестокостью толкает Наталью на самоубийство. Но именно на Троицу Господь исцеляет Наталью, потому что ей, верующей, богобоязненной казачке, предстоит вернуть Григория в семью, родной дом и хутор.

Привязка событий и семейно-бытового, и социально-политического плана к праздникам Троицы и Пасхи носит символический характер. В «эпоху смуты и разврата» М. Шолохов восстанавливает традиционные ценности русской жизни от обратного. В мирное время при царской власти казачество позволило себе отступление от правды Христовой, и только через страдания, величайшие муки совести и нравственные терзания оно вновь начинает обретать утраченную Истину.

Тема шолоховского романа - семья, простой человек в водовороте исторических событий. Впервые в русской литературе в «большом жанре» - романе - люди из народа оказались не среди второстепенных персонажей, а в самом центре. Каждый из характеров, изображенных М. Шолоховым, несет в себе ту неповторимость, которая составляет разнообразие и богатство человеческого мира.

ПРИХОДЧЕНКО: Шолохов, тщательно прописывая социальные условия бытования своих героев и даже генетические предрасположенности, определяющие их характер, стремится отразить самые мелкие особенности становления личности персонажа на тот или иной момент повествования. Это способствует обособлению героя, его собственной полноценности и самостоятельности в поведении, нравственном выборе и мировоззренческой позиции.

У Шолохова нет абстрактных героев, героев-идей. Напротив, даже убежденными революционерами, всецело преданными своему делу, в «Тихом Доне» движут простые человеческие чувства и страсти, такие как любовь и ненависть. В этом плане показательна сцена убийства Бунчуком Калмыкова, выписанная с особой эмоциональностью и натурализмом.

Герои «Тихого Дона» послушны велению сердца, лежащему в основе их поступков. Разум служит по большей части для объяснения действий в определенных обстоятельствах. Григорий Мелехов по воле автора оказывается постоянно в состоянии выбора. Сначала между общественными установками и страстью к Аксинье, затем - правотой враждующих сторон. И определяющим моментом для него почти всегда оказывается сердечный выбор. Даже когда он отступает от него, подчиняясь обстоятельствам или доводам разума, чувства продолжают точить его волю, создавая характерное восприятие мира, и, в конечном счете, одерживают верх.

Так, например, во время бракосочетания с Натальей, которое происходит в том числе и с его согласия, но против стремления сердца, Григорий постоянно думает об Аксинье, все происходящее злит и раздражает его.

Таким образом, автор «Тихого Дона» отчетливо определяет приоритет сердца в мотивировке поведения своих героев, отводя разуму роль - соотносить требования души с явлениями действительности, обстоятельствами, подбирать

способы их воплощения. Эта позиция не изменяется на протяжении всего романа, определяя специфику построения отношений между героями и их восприятие действительности.

 

Григорий с самого начала романа предстает искренним, волевым. Он сам себе на уме, но не способен, да и не стремиться противостоять традициям и общему укладу казацкой жизни («...куда я пойду от хозяйства? Опять же, на службу мне на энтот год Не годится дело... От земли я никуда не тронусь» [2, 58]). Последнее свойство его характера позднее сыграет роль в определении им своей позиции в смутное время и симпатии к повстанцам.

Во второй части он принимает решение уйти из семьи. Оно символично обыгрывается описанием первой девственной поземки, указанием на новый этап жизни главного героя, который пытается начать все с чистого листа. Но при этом, даже когда Григорий уходит из дома и решается вместе с Аксиньей бежать из хутора, он не забывает своего казачьего долга - службы.

Шолохов редко напрямую описывает чувства героя, однако такие описания все же встречаются, выводя автора из тени, так как именно он в данном случае анализирует их:

«В его отношения к Аксинье вплелась новая прядка настороженной отчужденности и легкой насмешливой жалости» [2, 211].

В приведенной цитате автор подмечает некоторое изменение чувств к Аксинье Чуть ниже показывается и преображение самого героя, деградация от «легкой, сытой жизни» (позже автор опишет внешнее омоложение Григория на войне, как прямое следствие его натуры, которая не терпит бездействия). Однако он по-прежнему горд и не собирается «кланяться» отцу. Предстоящая служба - единственное, подмечает автор, что не дает ему обрюзгнуть и облениться окончательно.

Таким образом, в первой книге очерчиваются основные стержневые черты характера Григория, его суровая гордая непреклонность, и, одновременно, способность к глубоким искренним чувствам, а так же «звериный» («звериный оскал», «звериное любопытство» и т. д.) инстинкт самосохранения, которые не оставляют его на протяжении всего романа, но все же преображаются под влиянием обстоятельств.


Авторский комментарий нелирического характера в «Тихом Доне» содержит дополнительные сведения, исторические справки, либо объяснение автором событий, действий героев или масштабное освещение причин событий первой мировой и гражданской войн, движений противоборствующих сторон. Авторская позиция при этом выражена в публицистически заостренной форме. Шолохов делает выводы, сводя воедино события прошлого, настоящего и будущего, что не под силу ни одному из персонажей романа. Он прямо оценивает происходящее, что и придает этим выводам статус комментариев, которые насыщают роман историческим настроением и придают ему эпический размах, так как Шолохов в них описывает событие в его объективной (в рамках художественных задач) полноте.


пределяющим в плане выражения авторской концепции бытия, является образ-символ реки, воплощающий в себе философию движения жизни.


Date: 2016-06-06; view: 584; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию