Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сюжет «Тихого Дона» не укладывается в узкие рамки классических романов. Это отражает широту и многослойность произведения, отнесение его к





особому жанру литературы - эпический роман, или, как уточняют некоторые исследователи - трагедия в форме эпоса (Бритиков, Хватов, Сухих). В его эстетическом центре - не история характера, а судьба, участь героя. На первый план выходит действие, которое является основным структурным элементом построения композиции и сюжета.

· Автор научной работы:Приходченко, Петр Иванович

В первой главе - «Субъект-объектные отношения автора и героев в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» - исходя из того, что творческий процесс создания литературного произведения обусловлен прежде всего отношением автора к исходному материалу и способам, положенным в основу его художественной интерпретации, мы обращаемся к рассмотрению выражения авторского сознания в тексте произведения в свете диалектического единства процессов субъективации, то есть осмысления писателем действительности, и объективации - непосредственного творчества художника, имеющего свое материальное воплощение.

Диалектика субъект-объектных отношений отчетливо проявляется в «Тихом Доне» при раскрытии образов' персонажей, их связей с образом автора. Стремясь создать наиболее объективный образ героя, который бы воспринимался как отдельная целостная личность, автор вынужден проникать в самые глубины этой личности и, отталкиваясь от них, выводить непосредственные действия, движения, при этом максимально дистанцируясь от героя. Возникает своеобразное противоречие: с одной стороны полное проникновение автора-творца в творимый им персонаж, а с другой - стремление максимально отстраниться от него.

В первом параграфе - «Особенности повествовательной интонации и характеристики персонажен» — говориться о влиянии субъект-объектных связей на авторскую речь, исследуется авторская подача действующих лиц романа, какие черты характера и внешности выделяются при описании и каким образом это делается.

Стремление к достоверному отражению внутреннего состояния персонажа приводит к появлению в повествовании таких разновидностей текстовых интерференции, как несобственно-авторское повествование и несобственно-прямая речь. Мы определили эту художественную особенность как сближение и совпадение авторской повествовательной интонации с голосом героя. Важная особенность несобственно-прямой речи - «перекрещивание речевых линий автора и героя»3. Несобственно-прямая речь передает «мысли и чувства персонажа, уже осмысленные им, упорядоченные, словесно оформленные», в то время как в несобственно-авторском повествовании «отражаются ощущения, образы, появившиеся в потоке сознания героя, но не до конца осознанные им и, тем более, не артикулированные»4. Но чаще, с целью объективизации героя в авторской речи, Шолохов описывает лишь внешние проявления чувств, отчего, однако, не теряется их глубина, но, наоборот, они становятся более понятными и близкими читателю.

В романе «Тихий Дон» редко встретишь нейтральное изображение действующих лиц. В каждом подчеркиваются особенности, оживляющие образ, придающие ему колорит, даже если это эпизодический персонаж. Авторский анализ проявляется через оценочно-экспрессивную лексику. Часто «суховатая» авторская характеристика дополняется более сочной, вкладываемой в уста других действующих лиц. При этом в описаниях персонажей отчетливо прослеживается образная система, построенная на крестьянских представлениях и восприятии мира.

Создатель «Тихого Дона» с целью объективации повествования намеренно избегает прямой авторской характеристики героев. Отношение автора выражается в сравнениях, сопровождающих их действия:

«Дуняшка козой скакнула к воротам»

Грудь Аксиньи «билась... под узкой кофточкой, как стрепет в силке»

Особенностью характеристики персонажей в «Тихом Доне» является выделение специфических признаков в их внешнем облике. У главных героев они прослеживаются с небольшими вариациями на протяжении всего романа. Это «кошачьи, поставленные торчмя» зрачки Митьки Коршунова, большие

В М. Тамахин, обращая внимание на эту особенность «Тихого Дона», отмечал, что собственно авторская речь, в отличие от несобственно-прямой, «является средством воспроизведения действительности в непосредственной идейно-эстетической оценке повествователя, обусловившей различную стилевую окраску повествования».

черствые и теплые руки (краюхи) Бунчука, хромота и «скупая» серьга Пантелея Прокофьевича, «остренькие глаза» Штокмана, волчий оскал и горбатый «коршунячий» нос Григория и т. д. Эти черты, подмечающие особенности характера, являются обобщающей нитью, на которую нанизываются другие описания, и служат своего рода кодированными указателями, при упоминании которых у читателя воссоздается целостный образ данного персонажа. Например, если в начале романа Шолохов подробно раскрывает значение «кошачьих глаз» Митьки, то в дальнейшем просто указывает на эту его особенность.

Таким образом, авторская характеристика в завуалированной форме сопровождает каждый персонаж романа, выражаясь как непосредственно в повествовательной речи через оценочно-экспрессивную лексику, так и в несобственно-авторском повествовании и прямой речи персонажей. Используемые при этом образы отражают народно-крестьянские представления о мире. Проникновение в повествовательную речь голоса героя создает иллюзию объективности художественной реальности.

Во втором параграфе - «Основы мотивации поведения персонажей» -рассматриваются принципы изображения внутреннего мира персонажей, степень мотивированности и способы мотивировки их поведения.

Шолохов, тщательно прописывая социальные условия бытования своих героев и даже генетические предрасположенности, определяющие их характер, стремится отразить самые мелкие особенности становления личности персонажа на тот или иной момент повествования. Это способствует обособлению героя, его собственной полноценности и самостоятельности в поведении, нравственном выборе и мировоззренческой позиции.

У Шолохова нет абстрактных героев, героев-идей. Напротив, даже убежденными революционерами, всецело преданными своему делу, в «Тихом Доне» движут простые человеческие чувства и страсти, такие как любовь и ненависть. В этом плане показательна сцена убийства Бунчуком Калмыкова, выписанная с особой эмоциональностью и натурализмом.

Герои «Тихого Дона» послушны велению сердца, лежащему в основе их поступков. Разум служит по большей части для объяснения действий в определенных обстоятельствах. Григорий Мелехов по воле автора оказывается постоянно в состоянии выбора. Сначала между общественными установками и страстью к Аксинье, затем - правотой враждующих сторон. И определяющим моментом для него почти всегда оказывается сердечный выбор. Даже когда он отступает от него, подчиняясь обстоятельствам или доводам разума, чувства продолжают точить его волю, создавая характерное восприятие мира, и, в конечном счете, одерживают верх.

Так, например, во время бракосочетания с Натальей, которое происходит в том числе и с его согласия, но против стремления сердца, Григорий постоянно думает об Аксинье, все происходящее злит и раздражает его.

Таким образом, автор «Тихого Дона» отчетливо определяет приоритет сердца в мотивировке поведения своих героев, отводя разуму роль - соотносить требования души с явлениями действительности, обстоятельствами, подбирать способы их воплощения. Эта позиция не изменяется на протяжении всего романа, определяя специфику построения отношений между героями и их восприятие действительности.

Авторский идеал, занимающий особую роль в структуре авторского сознания, находит выражение в «Тихом Доне», в плане субъектных отношений, в изображении развития внутреннего мира главного героя. Его убеждения, характер, чувства претерпевают изменения на протяжении всего повествования. Хотя Шолохов старается избегать прямых оценивающих характеристик, можно проследить некоторую авторскую аналитику при изображении этих перемен.

Григорий с самого начала романа предстает искренним, волевым. Он сам себе на уме, но не способен, да и не стремиться противостоять традициям и общему укладу казацкой жизни («...куда я пойду от хозяйства? Опять же, на службу мне на энтот год Не годится дело... От земли я никуда не тронусь» [2, 58]). Последнее свойство его характера позднее сыграет роль в определении им своей позиции в смутное время и симпатии к повстанцам.

Во второй части он принимает решение уйти из семьи. Оно символично обыгрывается описанием первой девственной поземки, указанием на новый этап жизни главного героя, который пытается начать все с чистого листа. Но при этом, даже когда Григорий уходит из дома и решается вместе с Аксиньей бежать из хутора, он не забывает своего казачьего долга - службы.

Шолохов редко напрямую описывает чувства героя, однако такие описания все же встречаются, выводя автора из тени, так как именно он в данном случае анализирует их:

«В его отношения к Аксинье вплелась новая прядка настороженной отчужденности и легкой насмешливой жалости».

В приведенной цитате автор подмечает некоторое изменение чувств к Аксинье Чуть ниже показывается и преображение самого героя, деградация от «легкой, сытой жизни» (позже автор опишет внешнее омоложение Григория на войне, как прямое следствие его натуры, которая не терпит бездействия). Однако он по-прежнему горд и не собирается «кланяться» отцу. Предстоящая служба - единственное, подмечает автор, что не дает ему обрюзгнуть и облениться окончательно.

Таким образом, в первой книге очерчиваются основные стержневые черты характера Григория, его суровая гордая непреклонность, и, одновременно, способность к глубоким искренним чувствам, а так же «звериный» («звериный оскал», «звериное любопытство» и т. д.) инстинкт самосохранения, которые не оставляют его на протяжении всего романа, но все же преображаются под влиянием обстоятельств.

Наиболее подробно автор описывает перемены политических воззрений героя, которые колеблют все устои его жизни. При изображении революционного воспитания Григория Гаранжой Шолохов четко обрисовывает состояние Мелехова, сумятицу его «бесхитростного ума», в который «злой» украинец «внедрил» «досель неизвестные истины», и сам же разрешил «непосильные... задачи». То есть, по сути, внушил правоту своего учения.

Разительные перемены героя Шолохов описывает четко, резко. «Взбешенные глаза» Мелехова (в сравнении с холодным взглядом Бунчука, режущим - Штокмана) говорят о глубоком чувственном переживании открывшейся несправедливости.

Якименко замечает, что солдат Гаранжа и казак Чубатый, «словно лакмусовые бумажки, способствуют проявлению разных черт в образе Мелехова»6. Но тут же отмечает, что «бессознательный гуманизм, который был впитан с молоком матери-труженицы, побеждал в душе Григория разрушительную философию Чубатого». От себя заметим, что так же он побеждает и философию Гаранжи.

Жизнь не раз заставляет Григория изменять идеологические установки, которые все как одна идут вразрез с его собственными гуманистическими воззрениями. Через соотношение их с событиями романа отчетливо прослеживается авторская позиция, утверждающая активное созидательное начало в жизни.

Таким образом, через взгляд на действительность главного героя, описание его внутренних состояний, просматривается авторская мерка добра и зла, понимание природы человеческих взаимоотношений.

Вторая глава - «Внесубъектные формы выражения автора в романе М. Шолохова «Тихий Дон» - посвящена выявлению авторского сознания при анализе тональности повес гвования, временной и сюжетно-композиционной организации романа.

В первом параграфе - «Тональность повествования» - мы определяем влияние авторского сознания на целостное эмоциональное восприятие произведения.

Тон повествования во многом зависит от того, каким образом излагаются события, характеристики, факты - констатируются или при этом оцениваются, кому - персонажу или повествователю - принадлежит оценка.

В «Тихом Доне» большая часть оценивающих характеристик, описаний мест событий и действий в повествовании дается от лица того или иного героя, что создает специфическую объективизированную тональность произведения.

Эпическая тональность проникает в текст с использованием фольклорных элементов, которые Шолохов мастерски вплетает в ткань реалистического романа. При этом они творчески перерабатываются автором, наполняются дополнительным содержанием в соответствии с поставленными художественными задачами. Ведущее место среди них занимают старинные казачьи песни. Это не случайно, так как песня является связующим звеном всей истории казачества С ее помощью автор соотносит прошлое со временем, изображенным в романе, что так же насыщает произведение эпической полнотой ощущения исторического процесса, движения жизни.

Шолохов не только приводит тексты песен, но и показывает обстоятельства и особенности их исполнения, а также восприятия. Глубокая связь душевного состояния героя с общими чаяниями народа, выражаясь через восприятие им и само содержание песни, развивает внутреннюю эмоциональную масштабность произведения.

«Тихий Дон» настолько тесно приближается к народной поэтике, что возможно даже прямое сопоставление авторских эпитетов, образов-метафор с фольклорными. Эта внутренняя народность, проявляющаяся на уровне художественной структуры произведения, создает ощущение причастности к судьбе всего казачества, которое сквозит со страниц романа.

Довольно часто встречаются в романе авторские обобщения, которые, не прерывая нити повествования, соотносят и объединяют разные сюжетные линии, создавая единый эпический фон для разворачивающихся на страницах романа событий.

Одна из определяющих особенностей художественного мышления Шолохова - постоянное сопоставление жизни людей и природы, которые осмысливаются писателем в своей взаимосвязи и даже единстве. Принцип эпического параллелизма во всем его многообразии находит в романе широкое применение, в том числе и для создания эпической тональности. От соотношения с картинами природы душевное состояние героев объективизируется. Это возвеличивает человеческие чувства, делая их частью общего движения жизни и мироустройства в целом.

Все вышеперечисленное позволяет говорить об эпической тональности «Тихого Дона» как о характерной черте авторского сознания, определяющей восприятие произведения и отнесение его к жанру романа-эпопеи.

Во втором параграфе - «Авторская позиция и художественное время» - мы рассматриваем время как элемент художественной структуры произведения, моделирующий авторскую концепцию бытия.

В тексте «Тихого Дона» категория времени проявляется не только в измерениях фактической длительности фабулы, но и на уровне субъективного восприятия персонажами движения времени, соотношения и взаимодействия его с обшим временным фоном произведения. Рука творца видится как в создании временной ритмики движения событий романа, так и в способах передачи ее ощущения. Авторское сознание выражается посредством глубинной символизации самого бытия.

Постсобытийное повествование «Тихого Дона» предопределяет и статус автора, и художественную природу исследуемого материала. В тексте этот универсум сознания творца проявляется в указании им на события прошлого, взаимосвязь их с настоящим, а еще более - будущего, которое сокрыто от самих героев. Удаленность, дистанцированность описываемых событий от автора соответствует эпическому характеру повествования. Однако подача событий «вдруг», их заданная непредвиденность, непредупрежденность читателя автором, который не предписывает одну линию бытия героя, но обычно оставляет для него возможность выбора, хотя и очень ограниченную внешними обстоятельствами, сближает перцептивное и повествовательное время.

В начале романа преобладает описательная подача времени. Автор отражает народные представления, оперируя не отвлеченными категориями, цифровым исчислением, но вполне определенными понятиями: зима, лето, сенокос, Рождество, жатва и т.д. Указание на время суток при этом нередко носит поэтический характер.

Во второй части главы начинают обретать своеобразную временную вводку, что намечает хронологическую последовательность событий. Еще большее значение сюжетообразующая хронология приобретает при изображении военных событий.

Указания дат с описанием общей обстановки, элементами документализации являются одним из самых открытых проявлений автора в тексте «Тихого Дона». Организуя таким образом повествование, он не только передает динамику событий, но и обозначает свое место по отношению к ним. Даты даются с различной степенью точности, которая подчеркивает их достоверность, особенно если они привязаны к конкретным событиям, имевшим место в истории первой мировой войны, революции, восстания. Возрастает и частотность указания дат, вплоть до нескольких на одной странице. Автор в такие моменты уподобляется хронописцу. События даются в сжатой, почти что документальной форме. Это передаст их стремительность, значимость не только для главных героев романа, но для широких народных масс.

Специфика художественного времени определяется и субъективным восприятием событий тем или иным персонажем, его самоосознанием в этом времени. Изображение ощущения времени персонажами делает его чувственно осязаемым для читателя.

В повествовании находит место и авторское ощущение движения времени, воплощаемое в образной поэтической форме. С этих позиций уже само название романа содержит временную составляющую, соотносящуюся с его содержанием и эпической тональностью. С упоминанием реки, символизирующей вечное движение, в роман вливается поток времени. А эпитет «тихий» - неспешный, размеренный, величественный - отсылает к эпической полноте произведения.

Date: 2016-06-06; view: 1277; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию