Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чрезвычайные литургии (триэрархии), состоявшие в снаряжении и постройке военных кораблей





И хотя размер литургия зависел от желания бога­того гражданина и не оговаривался заранее, отправ­ление литургий считалось обязанностью граждан. в случае отказа предусматривалась возможность обмена имуществами, когда любой граж­данин полиса на народном собрании мог предложить отказавшемуся обменяться имуществом с обязатель­ством выполнять возложенные на него общественные обязанности.

Тем самым, отправление литургий мож­но рассматривать как своеобразный механизм пере­распределения богатства в пользу нуждающихся сло­ев населения.

В древних Афинах сложилась своеобразная систе­ма социальной помощи, когда часть благотворительных функций брало на себя государство. В число обычных расходов полиса входили:

Расходы на организацию народных празднеств которые включали в себя устройство «зрелищ», выдачу народу денег на их посещение и угощение зрителей.

существовало правило, отмененное впоследствии по инициативе Демосфена, предусматривавшее смертную казнь за любое предложение на народном собрании употребить «зрелищные» деньги на иные цели; а не по их прямо­му предназначению.

Раздача «зрелищных» денег со временем приобрела массовые масштабы. Если при Перикле беднейшие граждане получали по 2 обола в день лишь во время праздников Диониса (когда происходили театральные представления), то уже в IV в. до н. э. как богатые, так и бедные граждане имели право получать по 2 обола в течение трех дней во все большие праз­дники

Выдача социальных пособий. Значительная часть государственных расходов шла ее на выдачу пособий. граждане, изувеченные на войне, содержались за счет государства. Позднее это постановление было распространено на всех неспособных к труду неиму­щих. Размер пособия (1 — 2 обола в день) назначался народным собранием, а права «пенсионеров» опреде­лялись советом собрания. Периодически они были обязаны являться в совет для освидетельствования, под угрозой лишения пенсии.

Сыновья воинов, убитых на войне, также воспитывались за государственный счет до своего совершеннолетия, я затем получали от государства полное воо­ружение. Иногда в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде даровой раздачи хлеба, закупленного казной. Имеются ее сведения о том, что в IV в. до н. э. Афинское государство выделяло бедным .девушкам-гражданкам средства для приданого — своего рода помощь неимущим гражданам в условиях усиливавшегося имуще­ственного расслоения.



Отправка граждан в путешествия. Это практиковалось, например, в правление афинского стратега Перикла, который отправлял сограждан путешествовать за казенный счет, чтобы путешественник хоть чему-нибудь научились в заморских краях и высвободить город от ничего не делающей беспечной толпы, и в то же время помочь беднякам.

Таким образом, в Афинском полисе оформляется Своеобразная система государственных и общественных обязанностей по призрению и благотворительности, призванная поддержать неимущих и обедневших сограждан и обеспечить социальный мир и равновесие. Это было мерой государства, призванной предупредить возможные народные волнения. Объектами же социальной помощи могли быть только граждане полиса, метеки, а тем более рабы, на какую-то поддержку рассчитывать не могли.

Благотворительная деятельность государства не всеми воспринималась как положительная. Греческий философ и ученый Аристотель указывал, что она толь­ко развращает народ, а стремление быть милостивым оборачивается для демоса злом. Он писал,- «А что каса­ется жертв и святилищ, празднеств и священных уча­стков, то народ, поняв, что невозможно каждому бед­ному человеку самому приносить жертвы, устраивать празднества, храмы и украшать и возвеличивать город, в котором живет, признал, как достигнуть этого. Вот поэтому государство совершает на общественный счет жертвоприношения в большом числе, а народ и пиру­ет, и получает по жребию мясо жертвенных животных, народ же строит специально сам для себя многочис­ленные палестры (гимнастические школы], раздевальни, бани. И больше пользуется ими чернь, чем зажи­точное население»,

Спарта. В

В Спарте же складывается образец аристократи­ческого военно-лагерного государства, которое ради по­давления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности, пытаясь сохранить «равенство» среди самых спартиатов (потомков дорийских завоевате­лей). Последнее, например, поддерживалось традици­ей «общественных столов», носивших военный харак­тер. В них были обязаны участвовать все мужчины, до­стигшие двадцати лет, а каждый спартиат был обязан делать ежемесячно взнос в пользу стола пищевыми припасами и деньгами. Кто не мог внести данный взнос, тот лишался политических прав и становился илотом.

Древний Рим

Попытки обеспечить порядок в государстве филантро­пическим путем проявлялись в деятельности римских императоров не только посредством устройства «зре­лищ». Так, Август учредил специальные должности чиновников, отвечавших за организацию общественных работ, за распределение хлеба среди народа; при Клав­дии появляются чиновники, отвечавшие за опеку си­рот. Тем самым государственная филантропия впер­вые приобретала социально организованный характер с системой управления, подчинения и контроля.



Наиболее же ярко эти идеи проявились в разви­тии алиментарной системы, включавшей различные виды помощи беднейшим слоям римского населения.

Свое оформление алиментарная система получи­ла уже в правление Траяна. Сущность ее заключалась в следующем. Государство выделяло определенный денежный фонд в несколько десятков миллионов сес­терциев. для выдачи пособий сиротам или детям бедняков; мальчикам выдавалось 16 сестерциев в месяц (до достижения ими 18-летнего возраста), а девочкам — 12 сестерциев (до достижения 14-летнего возраста).

В общественном сознании также возникали идеи необходимости организации системы государственной помощи нуждающимся. Так, например, римский писа­тель и ученый Плиний Старший (23 или 24 — 79) счи­тал, что «нужно разыскивать и поддерживать тех, кто находится в нужде, окружая их как бы товарищеским союзом». Политический деятель и писатель Цицерон (106 — 43 гг. до н. э.) видел смысл служения государ­ству в «обогащении» бедных и в выкупе соотечествен­ников из плена. Часть расходов на общественные нуж­ды брали на себя богатые граждане, денежные пожер­твования которых отчасти оказывались обязательным требованием. Так, за честь быть выбранным на долж­ность городского чиновника полагалось выплатить определенную сумму . В трудные времена в городах объявлялись займы, и хотя участие в них считалось делом добровольным, на деле же каж­дый богатый гражданин был вынужден подписаться на определенную сумму, иначе он рисковал навлечь на себя публичное осуждение. При необходимости прибегали и к старинной практике литургии — принуди­тельному взиманию пожертвований на проведение важнейших коммунальных мероприятий. Так в созна­нии людей укреплялась мысль, что богатство и расто­чительность являются своеобразной общественной повинностью, направленной на пользу сограждан и государства.

Архаические, стихийные формы взаимопомощи возникали и без участия государства. Известно, напри­мер, о существовании так называемых «похоронных товариществ», главной целью которых было предостав­ление своим членам приличного погребения

Римское право. В нем существовал и ряд статей, прямо или кос­венно касавшихся проблем призрения. Усыновление.








Date: 2016-06-06; view: 68; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию