Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первая фабрика. Революционные изобретения русских мастеров





Шёл елизаветинский «пышный век». При Петре I был заложен фундамент и возведены стены Российской империи, его преемники украшали её фасад. Строились грандиозные дворцы и храмы с роскошным декоративным оформлением. Простота и строгость архитектуры петровского времени сменились при Елизавете величественной монументальностью и великолепием. Среди прочих декоративных материалов всё более входил в моду русский цветной камень.

Открытие новых месторождений красного, чёрного, синего, белого, серого мрамора на Урале заинтересовало архитекторов Москвы и Петербурга. Заказы на архитектурные мраморные детали сыпались один за другим. Но только машинная обработка камня могла удовлетворить повысившийся спрос. И Петербург требовал сделать это как можно быстрее.

Первым, кто решил эту трудную задачу, был русский механик Никита Бахорев. Скупы архивные документы. Что можно узнать из них о Никите Бахореве?

То, что он родился в 1705 году во Владимирской губернии. Что учился сначала в Москве, а потом в Петербургской морской академии. Что в 1724 году Татищев, забрав его из академии, увёз с собой в Швецию, где Бахорев изучал механику и приобрёл в «машинном деле довольное мастерство». Что с 1729 года стал работать на Урале, где был сначала «машинным учеником», потом «машинным подмастерьем», «машинным мастером», а в 1735 году произведён тем же Татищевым в «механики», то есть стал чем-то вроде главного инженера и строил машины на разных уральских заводах. Что с 1736 по 1740 год обучал механике и машинному делу учеников Екатеринбургской школы. Что был учителем знаменитого Ползунова... Вроде бы и немало. Но и не много. Ведь за этими анкетными сведениями скрыт напряжённый творческий труд. А что мы конкретно знаем об этом?

Выше уже упоминалось о приезде на Урал в 1746 году горного президента Томилова. Среди прочих дел у него было и такое. Москве срочно нужны были изделия из белого мрамора. А потому горный президент, прибыв в Екатеринбург, повелел для обработки белого мрамора (найденного) на речке Чёрной «... строить фабрику в заречной стороне в последней линии, где была молотовая» (в северо-восточном углу современного Исторического сквера в Екатеринбурге). А для скорой постройки «на ту фабрику употребить готовые избы, что стоят... при мясном ряду». Томилов требовал установить там машины и «провесть в настоящее дело безотложно».

Вначале строительство фабрики и устройство машин поручили Рейнеру, унтер-механикусу Сусорову и мельничному мастеру Севастьянову. Но, когда у них дело не пошло, привлекли Никиту Бахорева.

И вот архивный документ рассказывает нам об одном из крупнейших событий из истории обработки камня на Урале.

«Генваря 14 дня 1747 года действуемой водою машиною разрезан мраморной синей камень длиною в один аршин и в пять с половиной вершка, шириною в девять вершков чрез четырнадцать часов, а шлифованы того ж камня две столешницы длиною по одному аршину и по одиннадцати вершков, шириною по одному аршину и по три вершка чрез тринадцать с половиной часов...»

И что интересно — тут же подсчитали, выражаясь по-современному, на сколько повысилась производительность труда. Оказалось, что «естли показанной камень резать пилою через человеческую силу, то б три человека разрезали в шесть дней, а доски столовые ежели шлифовать человеческую ж силою, то тремя человеки было б на пять дней».

Таким образом, производительность сразу выросла в пять-шесть раз.

Никита Бахорев не успокоился на этом и продолжал совершенствовать свои машины. 13 апреля 1747 года он писал Томилову в Петербург, что «разрезной станок исправил к лутчему»: прибавил ролики, «которые дают в действии лёгкость», «полосы теперь не будут «скакать», и весь станок «плавнее и легче может ходить». И «оттого та машина в разрезке камней действует изрядно».

В этом же письме Бахорев сообщал, что «другие разрезной и шлифовальный станки будет строить впредь унтер-механикус Сусоров». Очевидно, Бахорева ждали иные дела, а его ученик Иван Сусоров уже освоил новую камнерезную технику.

Летом 1747 года в Москву ушёл караван с первыми мраморными изделиями машинного производства.

«С полным основанием, — пишет Б. В. Павловский, — мы можем считать Урал... родиной русской промышленной обработки мрамора, подчинённой потребностям отечественной архитектуры, созданию монументально-декоративных произведений».

В августе 1750 года прибыл с караваном в Петербург Иван Сусоров, возглавлявший после Бахорева Екатеринбургскую камнерезную фабрику. Он привёз для Царского Села мраморные ступени и поручни. Ему заказали мраморные плитки для площадки.

Но поскольку «мощность» Екатеринбургской фабрики для такого крупного заказа была мала, то велели построить новые фабрики. А Сусорова направили в Петергоф «для осматривания мельницы, на которой всякие цветные агатовые и хрустальные камни гранят и шлифуют...» Изучив машины Петергофской мельницы, Сусоров сделал чертежи и модели для Екатеринбурга.

О Сусорове — талантливом механике, с которым связано становление уральского камнерезного искусства, — архивные документы рассказывают примерно столько же, сколько и о Бахореве. Еще пятнадцатилетним Сусоров был взят Татищевым в Екатеринбургскую геометрическую школу, после которой определён «механическим учеником» к Никите Бахореву.

Главными среди его изобретений были машины и станки для обработки уральского камня. Это, наверное, самый глубокий след, оставленный Сусоровым в истории техники на Урале. Историк А. Г. Козлов установил, что устройство гранильной фабрики, которое приписывалось Данненбергу, было установлено ещё Иваном Сусоровым.

18 октября 1750 года последовал указ Высочайшего Кабинета: «Бывшего в С.-Петербурге шихтмейстера Сусорова допустить к постройке по представленным им чертежам и моделям шлифовальных мельниц...»

Поскольку с заказом для Царского Села торопили (а были заказаны изделия не только из мрамора, но и из более твёрдых камней), то Сусоров предложил построить временную фабрику «на первый случай доколе построится по... моделе», для которой он уже нашёл «удобное место к реске помянутых камней («как кварцевого, так и мраморного») против камнерезной фабрики в другой светлице, при том действии, где ныне обтачиваются колокола». Эта фабрика предназначалась «для рески крепких кварцевых камней чрез действие кругов».

В декабре 1751 года Сусоров докладывал Канцелярии Главного заводов правления: «Первая фабрика при Екатеринбургском заводе построена и в действие пущена сего декабря 8-го числа, другая при Северском заводе построена ж, а в ход станки резные, шлифовальные и полировальные не пущены...»

Новая фабрика Сусорова в Екатеринбурге не походила на бахоревскую, ибо была предназначена обрабатывать не мрамор, а более крепкие роды камня — агат, яшму и другие. Для пробы машин новой фабрики привезли несколько крупных, «тягостию от десяти до пятидесяти пуд», кусков камня, что «похож на агат» и «в реске и в отделке» оказался «весьма жёсток». Так вот, 8 декабря 1751 года «чрез способ медных кругов один (камень) разрезан, ис того полирована одна небольшая дощечка». Отрезанный камень и полированную дощечку представили в Канцелярию «для рассмотрения об их доброте».

Этот день и нужно считать началом машинной обработки на Урале крепких цветных камней.

В 1752 году в одном только Екатеринбурге работало уже три камнерезные фабрики.

Первая была универсальная и обрабатывала самые разные камни. На ней тогда находилось шесть разрезных станков (четыре с пилами и два с кругами), два шлифовальных и два (каждый «на три крепа») лакировальных. Уже имелся станок, предназначенный «ис крепких камней вынимать нутро петергофским маниром». Кроме того, стояло пять станков со свинцовыми кругами «для гранения камней» и два с оловянными кругами «для поставления глянца». Имелись и другие станки, в том числе и подсобные. Это была самая крупная фабрика.

Вторая фабрика состояла из трёх станков «для рески больших штук камня» и шести «малых станков», а также одного лакировального. Здесь же шла установка трёх станков «для разрески кругами».

Третья была меньше других — в ней стояло только четыре станка «каменья резать».

Сусоровым же была построена мельница при Северском заводе, которая имела восемь камнерезных станков для мрамора и по одному шлифовальному и лакировальному.

Таким образом, уже в середине XVIII века на Урале существовал мощный по тому времени промышленный комплекс для обработки цветного камня. Только на добыче мрамора летом и осенью 1752 года при горнощитской, талицкой и северской ломках работало около 300 человек, которые добыли более 23 тысяч пудов камня. «При реске, шлифование, лакирование половых плиток в день и в ночь» на Екатеринбургской фабрике находился 81 человек, а на Северской — 68. Этими работными людьми «каждомесячно» изготавливалось по 300 плиток из чёрного горнощитского мрамора и по 180 из белого талицкого и северского.

 

 


Заключение

В ходе написания данного реферата был выделен переломный этап в развитии камнерезного искусства на Урале. Этим этапом можно назвать начало XVIII в., когда Петр I назначил Татищева В.Н. горным начальником уральских и сибирских заводов.

Василий Николаевич ставил себе целью создание крупнейшего универсального завода, перерабатывающего почти все богатства Урала в нужные и полезные вещи. Среди разных ремёсел, которые он намечал завести в будущем Екатеринбургском заводе, было камнерезное и гранильное дело.

Татищев призывал на службу иностранных мастеров-камнерезов, открывал школы, в которых одним из основных предметов была обработка камня. Только благодаря ему идея создания камнерезных и гранильных мастерских была превращена в жизнь.

В первой середине XVIII в. Можно отметить довольно большой прогресс в развитии камнерезного дела. Русскими механиками были спроектированы и изобретены гранильные и шлифовальные машины, разрезные и лакировальные станки, которые в разы увеличили производительность фабрик. И уже к середине века Урал имел мощный камнеобрабатывающий промышленный комплекс.

 


 

Список использованной литературы:

· Семёнов В. Б., Шакинко И. М. Уральские самоцветы: Из истории камнерезного и гранильного дела на Урале / В. Б. Семенов, И. М. Шакинко. — Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1982. — 288 с. (в пер.)

· Шакинко И. М. Василий Татищев. Свердловск, 1986.

· http://www.sdelanounas.ru/blogs/17693

Date: 2016-06-06; view: 349; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию