Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Восстановление символической записи команды по ее машинному представлению

Для специалиста, работающего с компьютером как на программном, так и на аппаратном уровне, иногда возникает необходимость идентифицировать командную информацию, хранящуюся в оперативной памяти. Это может потребоваться, например, в случае программно-аппаратного сбоя, причину и место которого трудно определить традиционными методами и средствами тестирования и отладки программ. Так как исполняемый модуль программы хранится в памяти в машинном представлении, то для лучшего понимания действий, выполняемых компьютером в определенный момент, целесообразно преобразовать команду к символическому виду. Программы, выполняющие такое преобразование, называются дизассемблерами.

Рассмотрим несколько примеров подобных преобразований. Для правильной интерпретации команды необходимо знать положение ее первого байта. В рассматриваемых примерах будем полагать, что оно известно.

Пример 9.

Представить символическую запись команды, имеющей следующую машинную форму: 0000h.

Так как поля команды определяются с точностью до бита, то необходимо сначала перейти от шестнадцатеричного к двоичному представлению команды и, исходя из общих принципов кодирования команд, определить назначение всех ее разрядов:

По таблице машинного представления команд (см. табл. 6.4) определим, что КОП=000000 b соответствует общему формату операции сложения ADD. Тогда два младших бита первого байта кодируют признаки d и w, а второй байт является постбайтом, определяющим режимы адресации операндов, участвующих в операции. Значение полей в постбайте позволяет определить, что операндами будут регистр AL (reg=000, w=0) (см. табл. 6.1) и байт памяти, адресуемый с помощью базово-индексной адресации через регистры BX и SI (md=00, r/m=000) (см. табл. 6.2). Значение d=0 указывает, что регистр AL является операндом-источником.

Следовательно, символическая запись команды имеет вид:

ADD [BX+SI],AL

Пример 10.

Представить символическую запись команды, имеющей следующую машинную форму: 81475D398B h.

Переходим к двоичному представлению команды:

Первый байт, согласно таблице машинного представления команд, соответствует команде сложения с непосредственным операндом. Постбайт в этом случае кодирует местоположение лишь одного операнда, которое определяется полями md и r/m: (BX)+disp8 (см. табл. 6.2), а среднее поле постбайта является расширением кода операции.

Адресация операнда требует указания в команде 8-разрядного смещения. Оно помещается сразу же за постбайтом. Последние байты команды кодируют непосредственный операнд. Значение sw=01 в первом байте команды указывает на то, что непосредственный операнд - 16-разрядный. Учитывая, что при кодировании в команде двухбайтовых величин сначала записывается их младший байт, получим следующую символическую запись команды:

ADD [BX+5D],8B39h

Пример 11.

Пусть машинная форма представления команды следующая: 0445h. Тогда ее двоичный вид:

По таблице машинного представления команд определяем, что это команда специального формата, обеспечивающая суммирование аккумулятора с непосредственным операндом.

Так как w=0, то непосредственный операнд имеет длину 1 байт, а в качестве аккумулятора используется регистр AL. При этом команда имеет следующий вид:

ADD AL,45h
9. Лекция: Кодирование команд (часть 3)
Страницы: 1 | 2 | вопросы |» | учебники | для печати и PDA | ZIP
Если Вы заметили ошибку - сообщите нам, или выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Рассматриваются практические вопросы, связанные с машинным представлением команд различных форматов и с различными режимами адресации операндов, с дизассемблированием команд, с оценкой влияния структуры программы на время ее выполнения.
Оценка влияния структуры программы на время ее выполнения Время выполнения программы складывается из времен выполнения каждой команды программы. Время выполнения команды можно определить, умножая число тактов синхронизации, необходимых для выполнения команды, на длительность такта. Это время можно выразить в виде суммы базового времени выполнения, которое зависит от типа команды, и времени вычисления эффективного адреса, если операнд располагается в памяти. При определении базового времени предполагается, что выполняемая команда уже выбрана из памяти и находится в очереди команд. В противном случае требуется учесть длительность дополнительных тактов синхронизации, необходимых для выборки команды. Базовые времена выполнения некоторых команд приведены в табл. 9.1. Время вычисления эффективного адреса (ЕА) зависит от режима адресации (табл. 9.2). Последний столбец в табл. 9.1 показывает число обращений к памяти, необходимых для выполнения команды. Чтобы определить время выполнения команды, следует учесть выравнивание операнда, то есть его расположение в оперативной памяти. Обращение к однобайтному операнду не требует дополнительных тактов синхронизации. Время обращения к слову памяти зависит от его адреса. Если слово имеет нечетный адрес, то его передача из оперативной памяти занимает 2 цикла шины, длящихся по 4 такта синхронизации каждый. Следовательно, каждое обращение к слову с нечетным адресом требует четырех дополнительных тактов синхронизации.
Таблица 9.1.
Команды Адресация Число тактов Число обращений к памяти
ADD, SUB, AND, OR RR RS SR RI, AI SI 9+EA 16+EA 16+EA  
MOV SA, AS RR RS SR RI SI 8+EA 9+EA 10+EA  
MUL множитель 8 бит -R множитель 16 бит -R множитель 8 бит -S множитель 16 бит -S 70…77 118…133 (76…83)+EA (124…139)+EA  
CMP RR RS, SR RI, AI SI 9+EA 10+EA  
INC, DEC 16 бит - R 8 бит - R S 15+EA  
Условные переходы, кроме JCXZ нет перехода есть переход    
LOOP нет перехода есть переход    
JMP короткий внутрисегментный прямой косвенный регистровый межсегментный прямой косвенный - 18+EA - 24+EA - -

Примечание: R - адресация к регистру; A - к аккумулятору; S - к памяти; I - непосредственная адресация

Таблица 9.2.
Режим адресации Число тактов синхронизации для вычисления эффективного адреса
Прямой  
Косвенный  
Относительный  
Базово-индексный (BP)+(DI) или (BX)+(SI) (BP)+(SI) или (BX)+(DI) -
Относительный базово-индексный (BP)+(DI)+disp или (BX)+(SI)+disp (BP)+(SI)+disp или (BX)+(DI)+disp -

Если при вычислении физического адреса производится замена сегментного регистра (вместо заданного по умолчанию используется другой, определенный префиксом замены), то время выполнения команды увеличивается на 2 такта.

Базовое время выполнения некоторых команд зависит также от значения операндов. Типичными примерами этого служат команды умножения и деления (см. табл. 9.1). Так, время выполнения команды умножения, реализованной по алгоритму умножения дополнительных кодов с пропуском такта суммирования, определяется количеством пар соседних несовпадающих разрядов (01 или 10), так как при комбинациях 00 или 11 такт суммирования с нулевым слагаемым отсутствует. Поэтому, например, для 8-разрядных операндов максимальное время умножения будет при значении множителя 01010101, а минимальное - при ненулевом множителе 10000000 (напомним, что числа в персональной ЭВМ представляются в дополнительном коде, поэтому указанный код соответствует числу -128). То есть в первом случае команда умножения будет выполняться на 7 тактов суммирования дольше, что соответствует значениям, приведенным в табл. 9.1.

Для команд условного перехода в табл. 9.1 приведено два времени: меньшее соответствует случаю, когда условие не выполняется и переход не производится, а большее соответствует реализации перехода. Во втором случае учитывается необходимость нового заполнения очереди команд и выборки следующей команды. Это же относится и к командам циклов.

Проиллюстрируем сказанное несколькими примерами. Для всех примеров будем полагать для простоты расчетов, что частота синхронизации равна 100 МГц (длительность такта 10 нс).

Пример 1.

ADD ES:[BX],DX

Команда формата "память-регистр".

Базовое время: 16+EA.

Время вычисления EA (регистровая косвенная адресация): 5 тактов.

Обозначение "ES:" в символической записи команды показывает, что в процессе формирования физического адреса операнда происходит замена сегментного регистра. Вместо используемого по умолчанию при данном режиме адресации сегментного регистра DS используется регистр ES. Эта операция требует 2 тактов синхронизации.

Команда обрабатывает слово. Если слово имеет нечетный адрес, то

Т=16+5+2+2*4=31 (такт)=310 (нс)

Если слово имеет четный адрес, то

Т=16+5+2=23 (такта)=230 (нс)

 

Пример 2.

MUL [BX]

Умножение без знака содержимого AL на операнд, адрес которого задан в команде. Операнд находится в памяти.

Базовое время: (76...83)+EA.

Время вычисления EA (регистровая косвенная адресация): 5 тактов.

Т=(76...83)+5 = (81...88) тактов = (810...880) нс

Пример 3.

JZ MET; перейти на MET, если "ноль"

Базовое время: 4 такта, если нет перехода, и 16 тактов, если переход выполняется.

Других затрат времени нет.

Т=4 такта=40 нс перехода нет.

Т=16 тактов=160 нс переход выполняется.

Пример 4.

JMP dword ptr [SI+15]; межсегментный косвенный переход.

Базовое время: 24+EA.

Время вычисления EA (регистровая относительная адресация): 9 тактов.

Имеются 2 обращения к памяти за новыми значениями IP и CS.

Если адрес слова четный, то

Т=24+9=33 (такта)=330 (нс).

Если адрес слова нечетный, то

Т=24+9+2*4=41 (такт)=410 (нс).

Время выполнения линейного участка программы равно сумме времен выполнения всех команд этого участка.

Оценим время выполнения ветвящейся программы на примере следующей задачи:

Ниже представлен текст соответствующей программы в предположении, что A, B и y - переменные длиной 1 байт, имеющие идентификаторы MA, MB и MY соответственно. Здесь и далее полагаем, что используемые адреса в сегменте данных - четные. Рядом с каждой командой указано количество тактов синхронизации, необходимое для ее выполнения (идентификаторы соответствуют прямому режиму адресации):

MOV BL,5; 4

MOV AL,MA; 10

CMP AL,MB; 15

JG OUT; 4/16

INC BL; 3

OUT: MOV MY,BL; 15

Таким образом, если A>B, то программа выполняется за 60 тактов, в противном случае - за 51 такт.

Если оба случая равновероятны, то

Тср = (Т1+Т2)/2 = 55.5 (такта).

В общем случае для данной программы

Тср = 4+10+15+16*p1+(4+3)*p2+15=44+16*p1+7*p2.

где p1 и p2 - вероятности перехода в команде JG в случае выполнения и невыполнения условия соответственно (p1+p2=1).

Если известна количественная или хотя бы качественная оценка соотношения p1 и p2, то можно минимизировать среднее время выполнения данного фрагмента программы.

Пусть известно, что A>B при 90% различных исходных данных. Тогда для рассмотренной программы:

Тср = 44+0.9*16+0.1*7=59.1 (такта).

При обратном соотношении, то есть при p1=0.1:

Тср = 44+0.1*16+0.9*7=51.9 (такта).

Следовательно, при p1=0.1 быстрее будет выполняться программа, меняющая условие перехода:

MOV BL,6; 4

MOV AL,MA; 10

CMP AL,MB; 15

JNG OUT; 4/16

DEC BL; 3

OUT: MOV MY,BL; 15

Она дает то же самое среднее время выполнения программы при p1=p2, но выигрыш при p1>p2 и проигрыш при p1<p2.

В циклических программах тело цикла выполняется многократно. В силу этого целесообразно, по возможности, минимизировать этот участок программы даже за счет увеличения времени выполнения подготовительных операций и операций обработки результатов циклического участка.

Рассмотрим это положение на следующем примере. Пусть необходимо вычислить произведение двух целых положительных чисел длиной в слово (S=M*N), не используя команду умножения. Предполагаем, что операнды располагаются в памяти по эффективным адресам, вычисляемым как [SI+2A] и [1148h], а результат также не превышает одного слова и должен быть записан в память по адресу [BX+SI]. Предполагаем также, что все адреса в сегменте данных четные.

Решать задачу будем по следующей схеме:

Рассмотрим несколько возможных вариантов решения.

Вариант 1.

MOV [BX+SI],0; 17

MOV AX,[1148h]; 10

CYCLE: ADD [BX+SI],AX; 23

DEC [SI+2A]; 24

JNZ CYCLE; 4/16

Вариант 2.

MOV AX,[1148h]; 10

MOV CX,[SI+2A]; 17

SUB DX,DX; 3

CYCLE: ADD DX,AX; 3

DEC CX; 2

JNZ CYCLE; 4/16

MOV [BX+SI],DX; 16

Вариант 3.

MOV AX,[1148h]; 10

MOV CX,[SI+2A]; 17

SUB DX,DX; 3

CYCLE: ADD DX,AX; 3

LOOP CYCLE; 15/17

MOV [BX+SI],DX; 16

Вариант 1 использует минимальное общее количество команд. В варианте 2 обработка идет в регистрах общего назначения, но не используется специальная команда цикла, которая использована в варианте 3.

Сравнительные характеристики этих вариантов представлены в табл. 9.3

Таблица 9.3.
Вариант Количество команд Длина программы, (байт) Время выполнения, (такт)
      63N+15
      21N+34
      20N+34

Таким образом, даже несмотря на некоторое увеличение длины, программа, реализованная в вариантах 2 и 3, при достаточно больших N выполняется почти втрое быстрее, чем реализованная в варианте 1.

Так как время выполнения этих программ зависит от величины лишь одного сомножителя, то в том случае, когда известны относительные величины сомножителей, это время можно минимизировать, используя в качестве счетчика наименьший из сомножителей.

10. Лекция: Взаимодействие основных узлов и устройств персонального компьютера при автоматическом выполнении команды. Архитектура 32-разрядного микропроцессора
Страницы: 1 | 2 | вопросы |» | учебники | для печати и PDA | ZIP
Если Вы заметили ошибку - сообщите нам, или выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Рассматриваются особенности функционирования персонального компьютера при автоматическом выполнении команды. Рассматриваются особенности 32-разрядного микропроцессора с архитектурой IA-32.
Взаимодействие основных узлов и устройств персонального компьютера при автоматическом выполнении команды Основные этапы автоматического выполнения программы в компьютере с классической трехадресной архитектурой были рассмотрены в лекции 3. В этой лекции рассмотрим особенности этого процесса на примере функционирования персонального компьютера, использующего 16 разрядный микропроцессор типа I8086. Структура такого компьютера приведена на рис. 10.1. В составе ЭВМ кроме традиционных устройств компьютера с классической архитектурой (оперативное запоминающее устройство, арифметико-логическое устройство и основные схемы устройства управления) выделим следующие блоки:
  • регистровая память;
  • блок формирования адреса операнда (БФАО);
  • двадцатиразрядные сумматоры для получения физических адресов данных (ΣФАД) и физических адресов команд (ΣФАК).
Рис. 10.1. Структурная схема базовой модели персональной ЭВМ На входы регистровой памяти из БФАО поступают номера регистров, к которым проводится обращение. На входы выбираемых регистров поступают из АЛУ результаты выполнения операции и значения сегментных регистров, устанавливаемых операционной системой ЭВМ. В регистрах хранятся составляющие эффективных адресов данных, исходные и промежуточные данные, участвующие в выполнении операции, старшие 16 разрядов базовых адресов сегментов. На блок формирования адреса операнда поступают:
  • сигналы от тактового генератора микропроцессора;
  • коды полей второго байта выполняемой команды, находящейся в РК; эти коды определяют режимы адресации первого (поля md и r/m) и второго (поле reg) операндов;
  • коды двух младших разрядов первого байта команды (d и w), которые определяют, соответственно, операнд, на место которого записывается результат операции, и разрядность операндов.
БФАО вырабатывает следующие выходные сигналы:
  • коды номера выбираемых регистров;
  • сигналы считывания кодов с выбранных регистров;
  • сигналы считывания смещений (disp L и disp H);
  • сигналы считывания непосредственных операндов (data L и data H).
Сумматоры физических адресов используются для получения адреса обращения к оперативной памяти с учетом ее сегментной организации. Одним из слагаемых выступает начальный адрес сегмента, который формируется путем умножения на 16 значения соответствующего сегментного регистра. Второе слагаемое - это смещение относительно начала сегмента. Для сегмента кода таким смещением является значение указателя команд IP, а для сегмента данных - сформированный блоком формирования адреса операнда эффективный адрес. Суть этапов выполнения команды остается без изменения по сравнению с классической ЭВМ:
  • первый - выбор кода команды;
  • второй и третий - выбор операндов;
  • четвертый - выполнение операции в АЛУ;
  • пятый - запись результата в оперативную или регистровую память;
  • шестой - формирование адреса следующей выполняемой команды.
Но содержание этих этапов изменилось. Рассмотрим выполнение вышеуказанных этапов на примере следующей команды: ADD AL,[BX+disp8] Допустим, что ее первый байт находится в ячейке ОЗУ с адресом i + 24*[CS], то есть [IP] = i. Первый этап. Код IP, то есть [IP] = i, передаётся на сумматор ΣФАК. На этот же сумматор поступает код сегментного регистра команд [CS] из РП, умноженный на 16. На выходе ΣФАК сформируется код физического адреса ОЗУ, по которому находится первый байт команды. Код с выхода ΣФАК поступает на регистр адреса ОЗУ. Из ОЗУ выбирается первый байт команды и посылается в регистр команд (для некоторого упрощения предполагаем, что обмен информацией между микропроцессором и ОЗУ происходит байтами). И в завершении этого этапа к IP добавляется 1. Все указанные взаимодействия отметим на схеме знаком 11. Эта последовательность действий будет повторена еще два раза для выбора второго и третьего байтов выполняемой команды. Это отмечено на схеме знаками 12 и 13. Второй этап. В начале второго этапа с помощью ДшКОп расшифровывается код операции выполняемой команды. Если выполняемая команда не нарушает естественного порядка выполняемой программы, то осуществляется формирование адреса первого операнда и выборка этого операнда из РП или ОЗУ ЭВМ. В данной команде для первого операнда используется регистровый относительный режим адресации. Соответственно, эффективный адрес определяется так: EA = [BX] + disp8. В этом случае коды полей md и r/m второго байта из регистра команд поступают в БФАО и таким образом коммутируют оборудование БФАО, что на его выходе появляются сигналы, обеспечивающие считывание:
  • кода регистра BX;
  • кода disp L;
  • кода сегментного регистра DS.
Все указанные коды поступают на сумматор физического адреса данных ΣФАД. При этом обеспечивается передача значения DS со сдвигом на 4 разряда влево (умножение на 16). Сформированный на ΣФАД код поступает на РА ОЗУ. Происходит выборка байта данных, который направляется в АЛУ. Выполнение второго этапа завершено. Все указанные взаимодействия устройств отметим на схеме цифрой 2. Третий этап. Выбор второго операнда. В данном случае БФАО под воздействием сигнала с разряда w и поля reg регистра команд выдает сигнал обращения к регистру AL, код которого подается в АЛУ. Все взаимодействия на этом этапе отметим цифрой 3. Четвертый этап. Выполнение операции сложения в АЛУ. Здесь блок управления операциями выдает те сигналы в АЛУ, которые необходимы для выполнения операции. Линии взаимодействия отметим цифрой 4. Пятый этап. Код выполненной операции из АЛУ направляется в регистр AL (d = 1) регистровой памяти. Взаимодействие отмечается цифрой 5. Команда выполнена. В IP находится основная составляющая адреса следующей команды программы: (IP) = i + 3. Здесь шестой этап как отдельный (автономный) этап исключен. Формирование основной составляющей адреса следующей выполняемой команды (указателя команд) было реализовано на первом этапе. Значение сегментного регистра команд в арифметических командах не меняется. ЭВМ готова к выполнению следующих команд программы.

 

Архитектура 32-разрядного микропроцессора В 1985 году фирма Intel выпустила 32-разрядный микропроцессор, ставший родоначальником семейства IA-32. Развитие этого семейства прошло ряд этапов, среди которых можно выделить следующие: реализация блока обработки чисел с плавающей запятой непосредственно на кристалле МП (микропроцессор I486), введение MMX-технологии обработки данных с фиксированной точкой по принципу SIMD - singl instruction multi data (один поток команд - множество потоков данных) в микропроцессоре Pentium MMX и развитие этой технологии на числа с плавающей запятой (SSE - streaming SIMD Extention), появившееся впервые в МП Pentium III [[4], [9]]. Однако основные черты этой архитектуры вплоть до настоящего времени остаются неизменными. Архитектура 32-разрядного микропроцессора (рис. 10.2) существенно отличается от архитектуры 16-разрядного. Некоторые из этих отличий чисто количественные, другие носят принципиальный характер. Рис. 10.2. Структура 32-разрядного микропроцессора Главное внешнее отличие - увеличение разрядности шины данных и шины адреса до 32 бит. Это, в свою очередь, связано с изменениями в разрядности внутренних элементов микропроцессора и в механизме выполнения некоторых процессов, например, формирования физического адреса. Регистры блока обработки чисел с фиксированной точкой стали 32-разрядными. К каждому из них можно обращаться как к одному двойному слову (32 разряда). К младшим 16 разрядам этих регистров можно обращаться так же, как и в 16-разрядном микропроцессоре. В блоке сегментных регистров произошли как количественные, так и качественные изменения. К используемым в реальном режиме четырем регистрам CS, DS, SS и ES добавлены еще два: FS и GS. Хотя разрядность регистров этого блока осталась прежней (каждый по 16 бит), в формировании физического адреса оперативной памяти они используются по-другому. При работе микропроцессора в так называемом защищенном режиме они предназначаются для поиска дескриптора (описателя) сегмента в соответствующих системных таблицах, а уже в дескрипторе хранится базовый адрес и атрибуты сегмента. Формирование адреса в этом случае выполняет блок сегментации диспетчера памяти. Если помимо сегментов память разбита еще и на страницы, то окончательное вычисление физических адресов выполняет блок управления страницами. Начиная с микропроцессора I486, в состав кристалла микропроцессора входит блок обработки чисел с плавающей запятой, включающий в себя восемь 80-разрядных регистров для представления знаков, мантисс и порядков таких чисел. На кристалле микропроцессора располагается также внутренняя кэш-память, которая представляет собой особым образом организованную быстродействующую буферную память, предназначенную для хранения наиболее часто используемой информации (команд и данных). В различных моделях микропроцессоров объем кэш-памяти составляет от 8 Кбайт до 512 Кбайт. Микропроцессор на аппаратном уровне поддерживает мультипрограммный режим работы ЭВМ, то есть возможность иметь в памяти одновременно несколько готовых к выполнению программ, запуск которых осуществляется операционной системой в соответствии с алгоритмами ее функционирования либо в зависимости от особых ситуаций, складывающихся в работе внешних устройств. С этой возможностью неразрывно связаны средства защиты памяти, которые обеспечивают контроль над неразрешенными взаимодействиями между отдельными программами. Они включают в себя защиту при управлении памятью и защиту по привилегиям. Главные особенности расширенного формата команды - возможность использовать любой из регистров общего назначения в любом из режимов адресации, а также добавление еще одного режима адресации - относительного базового индексного с масштабированием. При этом эффективный адрес формируется следующим образом: ЭА = (base) + (index) · scale + disp, где (base) - значение базового регистра; (index) - значение индексного регистра; scale - величина масштабного множителя (scale = 1,2,3,4); disp - значение смещения, закодированного в самой команде. Отметим, что в 32-разрядной архитектуре эффективный адрес обычно называют смещением (offset), в то же время отличая его от смещения, кодируемого в самой команде (displacement).

 

11. Лекция: Конвейерная организация работы процессора
Страницы: 1 | 2 | 3 | вопросы |» | учебники | для печати и PDA | ZIP
Если Вы заметили ошибку - сообщите нам, или выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Рассматривается конвейерная организация работы идеального микропроцессора, сравнение производительности его работы с последовательной обработкой команд, типы и причины конфликтов в конвейере и пути уменьшения их влияния на работу микропроцессора.
Оценка производительности идеального конвейера Выполнение каждой команды складывается из ряда последовательных этапов (шагов, стадий), суть которых не меняется от команды к команде. С целью увеличения быстродействия процессора и максимального использования всех его возможностей в современных микропроцессорах используется конвейерный принцип обработки информации. Этот принцип подразумевает, что в каждый момент времени процессор работает над различными стадиями выполнения нескольких команд, причем на выполнение каждой стадии выделяются отдельные аппаратные ресурсы. По очередному тактовому импульсу каждая команда в конвейере продвигается на следующую стадию обработки, выполненная команда покидает конвейер, а новая поступает в него. В различных процессорах количество и суть этапов различаются. Рассмотрим принципы конвейерной обработки информации на примере пятиступенчатого конвейера, в котором выполнение команды складывается из следующих этапов:
  1. IF (Instruction Fetch) - считывание команды в процессор;
  2. ID (Instruction Decoding) - декодирование команды;
  3. OR (Operand Reading) - считывание операндов;
  4. EX (Executing) - выполнение команды;
  5. WB (Write Back) - запись результата.
Выполнение команд в таком конвейере представлено в таблица 11.1. Так как в каждом такте могут выполняться различные стадии обработки команд, то длительность такта выбирается исходя из максимального времени выполнения всех стадий. Кроме того, следует учитывать, что для передачи команды с одной стадии на другую требуется определенное дополнительное время (Δt), связанное с записью промежуточных результатов обработки в буферные регистры.
Таблица 11.1.  
Команда Такт  
                   
i IF ID OR EX WB          
i+1   IF ID OR EX WB        
i+2     IF ID OR EX WB      
i+3       IF ID OR EX WB    
i+4         IF ID OR EX WB  

Пусть для выполнения отдельных стадий обработки требуются следующие затраты времени (в некоторых условных единицах):

TIF = 20, TID = 15, TOR = 20, TEX = 25, TWB = 20.

Тогда, предполагая, что дополнительные расходы времени составляют dt = 5 единиц, получим время такта:

T = max {TIF, TID, TOR, TEX, TWB} + Δt = 30.

Оценим время выполнения одной команды и некоторой группы команд при последовательной и конвейерной обработке.

При последовательной обработке время выполнения N команд составит:

Tпосл = N*(TIF + TID + TOR + TEX + TWB) = 100N.

Анализ таблица 11.1 показывает, что при конвейерной обработке после того, как получен результат выполнения первой команды, результат очередной команды появляется в следующем такте работы процессора. Следовательно,

Tконв = 5T + (N-1) * T.

Примеры длительности выполнения некоторого количества команд при последовательной и конвейерной обработке приведены в таблица 11.2.

Таблица 11.2.  
Количество команд Время  
при последовательном выполнении при конвейерном выполнении                
                     
                     
                     
                     

Очевидно, что при достаточно длительной работе конвейера его быстродействие будет существенно превышать быстродействие, достигаемое при последовательной обработке команд. Это увеличение будет тем больше, чем меньше длительность такта конвейера и чем больше количество выполненных команд. Сокращение длительности такта достигается, в частности, разбиением выполнения команды на большое число этапов, каждый из которых включает в себя относительно простые операции и поэтому может выполняться за короткий промежуток времени. Так, если в микропроцессоре Pentium длина конвейера составляла 5 ступеней (при максимальной тактовой частоте 200 МГц), то в Pentium-4 - уже 20 ступеней (при максимальной тактовой частоте на сегодняшний день 3,4 ГГц).

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2016-05-14; view: 389; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию