Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критерий 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Трудности, связанные с аргументацией собственного мнения по проблеме (критерий К4) обусловлены следующими причинами: 1) ученик, не понимая содержания исходного текста, не умея выделить проблему, адекватно сформулировать авторскую позицию, не может привлечь данные культурно-исторического и личностного опыта (фундаментальный аспект); 2) объем культурно-исторического опыта, который может быть использован учеником как материал для аргументации, недостаточен (тезаурусный аспект); 3) ученик не владеет логикой построения сочинения- рассуждения, поэтому не осознает смысловой роли аргументации в развертывании своего речевого сообщения и её места в композиции сочинения (инструментальный аспект). Наиболее явным выражением этих трудностей становится то, что во многих работах отсутствует смысловая часть, связанная с аргументацией. В тех же сочинениях, где аргументация есть, можно выделить две главные группы ошибок: 1) аргументация не вычленяется как отдельное действие; 2) аргумент не соответствует заявленному тезису. Вот характерный пример неудачной попытки включить аргумент в сочинение: «Я же считаю, что нужно самостоятельно принимать решения. Вспомним шекспировского Гамлета «быть или не быть», который сомневался в принятии решения». Легко заметить, что личностная позиция и «аргумент» склеены механически с помощью лексического повтора, ссылка на Гамлета не доказывает тезиса о необходимости самостоятельно принимать решения. Ещё один пример, демонстрирующий включение ложного аргумента:
«Я по своему жизненному опыту знаю, каково это быть инвалидом (мой дедушка тоже инвалид), как тяжело даётся (как физически, так и морально) любое движение. Но если инвалид силен духом, то он может сделать многое не хуже здорового человека». Этот фрагмент, включенный в сочинение как аргумент, не обладает доказывающей силой, так как апелляция к личному опыту лишь удостоверяет реальность приводимого факта, но обоснование не выстроено: что именно доказывается, каким обобщающим смыслом обладает приводимый пример, вытекает ли из данного факта вывод, который созвучен авторской позиции, — эти важнейшие элементы аргументации остаются за скобками. Встречается много ошибок, связанных с тем, что приводимый аргумент заключает в себе не тот смысл, который в него вкладывает автор сочинения. Например: «Я не могу не согласиться с автором. Только сильные люди, которые думают своей головой, могут выделиться из толпы и идти своим путем. Человек, в каком бы обществе он ни находился, должен всегда сам принимать решения и нести за них ответственность. Вспомним произведение великого русского писателя Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой романа — Родион Раскольников следовал своему принципу жизни, своей теории, общество осуждало его за это, но он продолжал делать то, что считал нужным. Общество не любит тех, кто чем-то отличается от других, думает его по-другому. Его начинают подавлять, Родион — сильная личность, он умел противостоять этой сложной системе. Я думаю, что именно такими должны быть люди...» Аргумент оформлен правильно: (тезис - обоснование - вывод), но делать «преступника» Раскольникова примером для всех людей («именно такими должны быть все люди») — значит искажать и смысл романа Достоевского, и авторскую позицию в исходном тексте. Приведённые примеры показывают, что ошибки в содержании сочинения обусловлены целым рядом факторов, важнейшими из которых являются степень нравственной зрелости и развитости эмоциональной сферы, уровень владения операционными умениями и общий уровень социокультурных знаний выпускника.
|