Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование методической темы





Предлагается следующий алгоритм по созданию модели психолого-педагогического сопровождения развития воспитанников интернатного учреждения в условиях образовательной интеграции:

1. Разработка мониторинга адаптации воспитанников в условиях образовательной интеграции.

2. Начальная диагностика – сбор данных об уровне тревожности и эмоциональном самочувствии воспитанников в городской школе, их самооценке, удовлетворенности школьной жизнью, учебной мотивации, интересе к учебным предметам, удовлетворенности уровнем преподавания, общением со сверстниками в городских общеобразовательных школах, проблемах, связанных с адаптацией к обучению в новых условиях).

3. Выявление возможностей и ресурсов психолого-педагогического сопровождения, разработка программ и мероприятий по его реализации в воспитательно-образовательном пространстве.

4. Реализация разработанных программ и мероприятий (диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, просветительских, консультационных, организационно-методических, экспертных).

5. Промежуточная диагностика адаптации воспитанников. Внесение коррективов в построение модели сопровождения.

6. Итоговая диагностика. Всесторонний анализ результатов выполнения программ и запланированных мероприятий, отчёт и осмысление проблем и путей их решения.

Данная концепция дала положительные результаты и предполагает возможность разрешения возникших противоречий между возрастающими требованиями общества к подготовке выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни и системой их обучения и воспитания прошлых лет.

4. Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по программе: «Адаптация воспитанников начального звена школы-интерната к обучению в условиях образовательной интеграции»

Hаименование разделов и тем Количество часов Форма контроля
1. Игровой тренинг развития тонкой моторики руки. 1. Соединение единой линией двух предметов. Раскрашивание рисунков. 3. Рисование по опорным точкам. Штриховка контурно изображенных предметов. 4. Дорисовывание предметов. Штриховка по образцу. 5. Лепка из пластилина. 6. «Пластилиновая живопись». 7. Составляем аппликацию.   Рисунки, поделки.
2. Коррекция и развитие познавательной сферы (внимания, памяти, мышления, воображения, речи). 1-11. Игровой тренинг развития познавательной сферы.   Мониторинг развития познавательной сферы.
3. Коррекция и развитие эмоциональной сферы. 1-3. Снятие состояния эмоционального дискомфорта. 4-6. Коррекция тревожности. 8. Гармонизация противоречивости личности.   Мониторинг уровня тревожности.
4. Игровая психокоррекция трудностей общения. 1-6. Игровой тренинг общения.   Ролевые игры (трудные ситуации общения)
Всего часов    

 

Конспект занятия №8 на тему: «Игровой тренинг познавательной сферы»

Цели: расширение кругозора, развитие внимания и наблюдательности, зрительной наглядно-образной памяти, мышления, воображения; снятие психоэмоционального напряжения.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Игра «Что изменилось?».

Цель: развитие внимания и наблюдательности, зрительной наглядно-образной памяти.

На стол выставлены игрушки. Водящий выходит из комнаты. В это время убирают одну игрушку (или меняют игрушки местами). Водящий должен определить, что изменилось. В роли водящего должны побывать все желающие.

 

3. Точечный массаж для развития внимания.

Цель: развитие концентрации внимания, релаксация.

Дети раскрывают пальцы левой руки, слегка нажимают на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки; делают выдох; при ослаблении усилия делают вдох. Повторяют это 5 раз. Потом делают то же самое для правой руки.

 

4. Графический диктант.

Цель: развитие произвольного внимания, его концентрации и устойчивости, умения чётко выполнять инструкцию.

 

5. Игра «Лошадки».

Цель: отдых, развитие внимания, умения работать в группе.

Играющие бегут по кругу, изображая лошадок. Когда ведущий хлопнет

в ладоши один раз, «лошадки» бегут в один ряд. Если ведущий хлопнет два раза, каждая лошадка должна найти себе пару, три хлопка - три «лошадки» Ритм хлопков даётся в случайном порядке. «Лошадки» бегают до тех пор, пока не закончится музыка.

 

6. Игра «Гуляем по лесу».

Цель: расширение кругозора, развитие зрительной наглядно-образной памяти.

Детям предлагается отправиться в заочное путешествие в лес. На прогулке они встречают различных птиц (показываются картинки). После возвращения дети должны вспомнить птиц, которых видели.

 

7. Стихи-загадки.

Цель: развитие внимания, логического мышления, эмоциональная разрядка.

1) Вопрос простой для малышей:

Кого боится кот?...

 

2) Все ребята точно знают:

Кошки очень громко …

 

3) Скачет наш котёнок ловко,

Очень любит он…

 

4) Мы ответ узнать не прочь:

После утра будет …

 

5) На вопрос ответьте мудро:

Вслед за днём приходит …

 

6) Всем известно в целом мире:

Пальцев на руке…

8) Игра «Помоги художнику».

Цель: развитие воображения, мелкой моторики руки.

Ведущий: «Ребята, художник хотел нарисовать у вас в тетрадях какие-то два предмета, но успел нарисовать только два круга различной величины. Помогите художнику, добавьте к каждому кругу любые детали, чтобы получились какие-нибудь предметы».

 

9) Визуализация «Водопад».

Цель: релаксация, коррекция тревожности, развитие воображения.

Выполняется под спокойную музыку, созвучную с шумом водопада.

Инструкция: «Сядь поудобнее, расслабься, закрой глаза. Сделай глубокий вдох, медленно выдохни. Ещё раз: вдох, выдох. Постарайся как можно ярче представить то, о чём я буду говорить... Представь, что ты находишься под водопадом… Вода чистая и прохладная. Воздух свеж. Небо светло-голубое…

Вода медленно струится по твоей спине. Она стекает с тебя и продолжает свой бег дальше…Постой немного под водопадом. позволяя воде омыть твоё тело и уноситься прочь…

А теперь представь, что все твои огорчения и тревоги, все печали- это та же самая вода из водопада. Не впускай их внутрь себя и не реагируй на них. Просто дыши и представляй, как они стекают с тебя и уносятся далеко-далеко прочь…Глубокий вдох, выдох… Вдох, выдох…

А теперь медленно открой глаза.»

 

10) Итоги занятия. Настроение в цвете.

 

Конспект занятия №21 на тему: «Коррекция тревожности»

Цели: коррекция тревожности, страхов, развитие уверенности в себе, снятие психоэмоционального напряжения.

Ход занятия.

1) Ритуал приветствия.

 

2) Этюд «Робкий ребёнок».

Цель: развитие умения выражать чувство страха. робости.

Ребёнок первый день в школе. Он робеет. Ему кажется, что учительница им не довольна, а дети вот-вот обидят.

Выразительные движения: сидеть на кончике стула очень прямо, колени сдвинуть, пятки и носки сомкнуть, локти прижать к телу, ладони положить на колени, голову опустить.

Во время этюда звучит музыка Н.Римского-Корсакова «Сидел Ваня».

 

3) Этюд «Смелый заяц».

Цель: развитие умения выражать чувство уверенности в себе.

Заяц любил стоять на пеньке, громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.

Выразительные движения, поза: положение стоя, одна нога впереди, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика: уверенный взгляд.

 

4) Беседа «Кто кого или чего боится».

Цель: выявление детских страхов.

 

5) Рисование на тему: «Кого или чего я боюсь».

Цель: выявление детских страхов, снижение остроты их восприятия.

Замечание: ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.

 

6) Этюд «Стрекоза замёрзла».

Цель: развитие умения выражать эмоции страдания и печали.

Пришла зима, а стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:

Холодно, холодно

Ой- ёй -ёй- ёй!

Голодно, голодно

Жутко зимой!

Мне некуда деться,

Сугробов не счесть,

Пустите погреться,

Пустите поесть.

 

7) Игра «Запомни свою позу».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие памяти.

Дети стоят по кругу или в разных углах комнаты. Каждый ребёнок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить её. Когда зазвучит музыка, дети разбегаются, с её окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

 

8) Упражнение «Волшебный сон».

Выполняется под спокойную музыку.

Цель: снятие мышечного напряжения, релаксация.

Дети находятся в позе покоя. Взрослый даёт им следующую установку: «Сейчас, когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Ты не заснёшь по-настоящему, будешь всё слышать, но не будешь двигаться и открывать глаза, пока я не скажу: «Открой глаза». Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова. Шептать не надо. Закрой глаза и спокойно отдыхай.

Внимание: наступает волшебный сон…

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем (2 раза)

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

 

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена

И расслаблена…

Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется (2 раза),

Дышится легко… ровно… глубоко…

 

(Длительная пауза).

 

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

 

9) Итоги занятия. Настроение в цвете.

 

 

5. Тематическое планирование занятий для младших школьников «группы риска» по программе «Мостик дружбы»

Hаименование разделов и тем Количество часов Форма контроля
Всего Теорет. Практ.
1. Поиск выхода из трудной ситуации 1-2. Позитивное переформулирование как способ выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно. 3. Связь между мыслями и поведением.         Ролевые игры (трудные ситуации, изменить которые невозможно).
2. 1. Как делать выбор? 1.Понятие «выбор». 2. Ответственность за свой выбор. 3. Это трудное слово: «Нет!»       Ролевые игры (ситуации выбора).
  Всего часов        

Консмпект занятия №1 на тему: «Поиск выхода из трудной ситуации»

Цели:

• Научить детей поиску выхода из трудной ситуации, изменить которую невозможно.

• Ознакомить их с «позитивным переформулированием» как способом изменения отношения к ситуации.

Материалы:

• Мягкая игрушка- мамонтёнок Дима.

• Текст рассказа «Вот если бы всё было не так...»

Ход занятия.

1. Работа с текстом.

Ведущий читает фрагмент рассказа «Вот если бы всё было не так...». Мамонтёнок Дима был очень удивлён, что можно прогонять тёмные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его. - Итак... Ты, Дима, грустишь из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом. Ты не можешь всё это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом. Попробуй подумать обо всём этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые.

Дима был удивлён.

- Как это - только светлые? - спросил он.

- Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь только те, которые тебе нравятся,- Друг наклонился и сорвал два цветка.

- Назовём один из них «Даже если...», а другой - «В любом случае...». Это один из способов избавления от тёмных мыслей. Мы постараемся обо всём, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил(«вот если бы всё было по-другому...»). Теперь ты говори так: «Даже если папа не живёт с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае нам с ним бывает очень весело, и у меня остаётся время играть с друзьями».

Дима сделал большие глаза - оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!

- Неужели это помогает прогонять тёмные мысли и исправлять плохое настроение?- спросил он Степана.

- Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше. Как твоё настроение сейчас?- спросил Друг.

О! Намного лучше! Но я хочу ещё потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда всё пройдёт само собой.

2. Обсуждение.

После обсуждения рассказа ведущий говорит детям о том, что у каждого бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях. Вместе с детьми он приходит к выводу - мы не можем изменить ситуацию, но можем сами выбрать, о чём думать и как думать.

З.Учим правило.

Для иллюстрации возможности выбора ведущий просит детей вспомнить, как они собирают цветы на лугу (срывают те,которые нравятся). И вводит правило: «Мысли нужно выбирать, как цветы, - выбирай только красивые. Затем он показывает два цветка. Один из которых называется «Даже если...», а другой - «В любом случае...».

4.Упражнение «Даже если...»- «В любом случае...».

Дети распределяются на группы по трое. Группы выполняют упражнения по очереди.

Первый ученик произносит название первого цветка: «Даже если...», второй продолжает фразу, называя проблему: «...мне плохо, я невезучий, у меня нет папаы..», третий называет второй цветок: «В любом случае...», ведущий заканчивает: «...я что-нибудь придумаю, но грустить и плакать не буду, это бесполезно».

Каждая следующая группа должна предлагать новую, ещё не названную проблему. Упражнение проводится до тех пор, пока в нем не примут участие все дети. После этого ведущий подводит детей к пониманию того, что нет безвыходной ситуации.

5. Домашнее задание.

Нарисовать два цветка, потренироваться при помощи выбранных фраз: «Даже если…» - «В любом случае…» - находить выход из трудных ситуаций.

Конспект занятия №6 на тему: «Это трудное слово: «Нет!»

Цели:

• Учить детей говорить «Нет!»

• Помочь детям осознать ответственность за свой выбор.

Материалы:

• Мягкая игрушка мамонтёнка.

• Текст рассказа «Когда трудно сказать «Нет!»

Ход занятия:

1. Повторение.

Дети, которым удалось хотя бы раз добиться успеха, рассказывают об этом, используя знания, полученные на занятиях.

2.Работа с текстом.

Когда Дима был маленький, он очень любил говорить слово «Нет!». Его спрашивали: «Ты вымыл руки?»- «Нет!», - отвечал Дима. «Ты любишь кошку?»- «Нет!». Когда Дима подрос, он по-прежнему мог легко сказать «Нет!», если ему предлагали что-то невкусное или заставляли делать уроки и не смотреть телевизор.

Но он заметил, что всё чаще ему стало трудно говорить «Нет!». Это случалось тогда, когда приятели звали Диму делать что-то, что было, по его мнению, опасно, вредно, нехорошо. Если в таких случаях он не мог сказать «Нет!», то потом чувствовал себя очень плохо. Что-то мешало ему сказать «Нет!». Это были мысли: «Если я скажу «Нет!», то я кого-то обижу, то со мной не будут играть, то меня будут считать трусом. Эти мысли так надоели Диме, что он однажды не выдержал и всё рассказал Другу.

- Я понимаю, откуда идут эти мысли- это мой страх. Я не могу сказать «Нет» из-за страха и очень злюсь на себя за это. Эти тёмные мысли управляют моим поведением, портят моё настроение и мешают мне. Я хотел бы знать, смогу ли я сам справиться с этим?

3.Обсуждение.

• Что мешало Диме сказать «Нет!»?

• Бывали ли у вас в жизни ситуации, когда вам было трудно сказать «Нет!»?

• Что можно посоветовать Диме?

• Зачем нужно научиться говорить «Нет!», даже когда это нелегко?

4. Учимся говорить «Нет!»

Сначала ведущий задаёт детям вопросы, на которые им

легко ответить «Нет!»:

• Вам хотелось бы спать в ледяной пещере?

• Вы хотели бы всю свою жизнь просидеть дома и никогда не выходить на улицу?

• Вы любите горькую пищу?

• Просто ли вам говорить «Нет!»? Почему?

А затем ведущий перечисляет ситуации, в которых детям бывает нелегко отказаться, например, когда им предлагают:

- обидеть кого-то,

- сказать кому-то неправду,

- съесть мороженое, когда болит горло,

- покататься на машине с незнакомым человеком.

Далее обсуждаются вопросы:

• Что мешает нам быть решительным и сказать твёрдое «Нет!»?

• Что может произойти, если не сказать «Нет!»? Поможет ли вам тренировка сделать выбор и сказать «Нет!», когда это необходимо?

В результате обсуждения дети должны прийти к выводу, что если вовремя не сказать «Нет!», то это может привести к печальным последствиям, и они за это в ответе.

5. Домашнее задание.

Учиться говорить «Нет!» в сложных ситуациях.

Date: 2016-05-13; view: 355; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию