Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Синонимы и антонимы





Цель: формировать умения распознавать синонимы и антони­мы, работать со словарями синонимов и антонимов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте лексические значения слов.

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно восполь­зоваться толковым словарём.

1) Соловей, игла, трава, сырник. (Игла — многозначное слово, осталь­ные однозначные.)

2) Корень, язык, зима, группа. (Зимаоднозначное слово, остальные многозначные.)

Какие слова называются однозначными?

— Какие слова называются многозначными?

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте пары слов.

Белый — чёрный, храбрый — отважный, веселье — радость, мир — война.

— Разделите их на две группы. Обоснуйте свой ответ. (1) Бе­лый — чёрный, мир — война (слова, противоположные по зна­чению); 2) храбрый — отважный, весельерадость (слова, близкие по значению).)

— Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы.)

— Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 68 (с. 42).

— Прочитайте. Выполните задания. Используйте словарь си­нонимов и словарь антонимов, которые даны в учебнике.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют орфограммы.)

— К каким из данных слов вы подобрали синонимы? (Вьюга — метель, мороз — холод, хорошо — прекрасно.)

— Что такое синонимы?

— К каким из данных слов вы подобрали антонимы? (Здрав­ствуйте — до свидания, весело — грустно, мороз - жара.)

Что такое антонимы?

— Назовите «вежливые» слова. Когда их употребляют?

— Прочитайте предложения с «вежливыми» словами, которые вы составили.

Упр. 69 (с. 42).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Упр. 70 (с. 43).

Прочитайте стихотворение.

— Как вы понимаете значение выделенного слова? В каком значении оно употреблено в стихотворении: в прямом или переносном? (В переносном.)

Какие слова автор использует, чтобы изобразить светофор как живое существо? Назовите их.

— Как называется этот приём в литературе? (Олицетворение.)

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограм­мами и объясняют их написание.)

— Прочитайте на с. 43 сведения о словах погода и непогода.

Какое значение раньше имело слово погода? А непогода?

2. Работа со словом из словаря

— Найдите слово погода в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом погода, запишите.

— Запомните написание этого слова.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 71 (с. 43).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

Упр. 72 (с. 44).

Прочитайте текст. О чём в нём говорится?

— Как вы думаете, почему автор тик па шал гной текст?

— Какие чувства вызывает этот текст?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слома с орфограм­мами и объясняют их написание.)

— Назовите антонимы.

— Какие слова называются антонимами?

Упр. 73 (с. 44).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают предложения и объясняют свой выбор синонимов.)

— Какие слова называются синонимами?

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Дополните пословицы антонимами. Объясните смысл этих пословиц.

• Маленькое дело лучше... безделья. (Маленькое дело лучше большого безделья.)

• Не спеши языком,... делом. (Не спеши языком, торопись делом.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое синонимы?

— Что такое антонимы?

— Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?

Домашнее задание

Упр. 74 (с. 44).

Тема: Омонимы

Цель: формировать умения распознавать омонимы, работать со словарём омонимов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова первой группы с синонимами.

— Каким словарём вы пользовались?

— Прочитайте слова второй группы с антонимами.

— Каким словарём вы пользовались?

III. Актуализация знаний

(Работа в парах.)

— Подберите к данным словам синонимы и запишите их. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться словарём синонимов.

Ветер, повар, интересный.

— Подберите к данным словам антонимы и запишите их. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться сло­варём антонимов.

Печаль, ссора, героизм.

(Проверка.)

— Какие слова называются синонимами?

— Какие слова называются антонимами?

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в группах.)

— Найдите в толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова слова игла и кадр. Прочитайте их лексические значения.

— Назовите лексические значения слова игла. Как называются такие слова? (Многозначные.)

Назовите лексические значения слова кадр. Чем отличается оформление статей, поясняющих значения слова кадр?

— Кто знает, как называются такие слова? (Ответы детей.)

— Такие слова называются омонимами. Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 75 (с. 45).

Прочитайте. Рассмотрите рисунки.

— Почему в каждом предложении выделено слово коса! (Оно имеет разные значения.)

Какое значение имеет слово коса в первом предложении? (Идущая от берега низкая и узкая полоса земли.)

Какое значение имеет слово коса во втором предложении? (Сплетённые в виде жгута несколько длинных прядей волос.)

Какое значение имеет слово коса в третьем предложении? (Сельскохозяйственное орудие — изогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы, злаков.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Какие слова называются омонимами?

— Каким словарём можно пользоваться при работе с такими словами?

— Как представлены омонимы в словаре? (Отдельной словар­ной статьёй.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 76 (с. 45).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) Упр. 77 (с. 46).

— Прочитайте пары предложений. Найдите в них выделенные слова. Что можно о них сказать? (Это омонимы.)

— Докажите, что это омонимы. Объясните значение выделен­ных слов в каждом предложении.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке называют слова с орфограм­мами и объясняют их написание.)

2. Работа со словом из словаря

— Назовите первый день недели. (Понедельник.)

Найдите слово понедельник в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— Составьте предложение со словом понедельник, запишите.

— Запомните написание этого слова.

— Объясните значение выражения доживём до понедельника. (Подождём, посмотрим, что будет.)

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Найдите омонимы в предложениях. Объясните, в каких значениях они употреблены в этих предложениях.

Он был лучшим командиром взвода. (Взвод — подразделение роты, батареи.)

Курок пистолета был на взводе. (Взвод - приспособление в ударном механизме оружия.)

Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое омонимы?

Домашнее задание

Упр. 78 (с. 46).

Date: 2016-06-06; view: 1709; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию