Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Главные и второстепенные члены предложения





Цели: развивать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены; учить устанавливать связь слов в пред­ложении, распространять нераспространённое предложение вто­ростепенными членами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Прочитайте предложения, которые вы составили.

- Какие знаки вы поставили в конце предложений?

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

- Составьте и запишите небольшой рассказ, используя дан­ные слова. Озаглавьте текст.

Кошка, шерсть, глазки, лапки, усы, коготки, повадки, молоко, котята.

- Разделите текст на предложения и запишите его.

Гроза надвигалась огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса сильный ветер загудел в вышине крупные капли дождя резко застучали по листьям.

По И. Тургеневу

2. Орфографическая минутка(Запись под диктовку.)

Вершина, снег, деревья, бежать, работа, птичка, холод, широкий, дуб, волчата, наряд, роща.

- Обозначьте орфограммы в словах.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют ор­фограммы и проверочные слова.)

IV. Самоопределение к деятельности

- Прочитайте предложения.

Птицы улетели.

Перелётные птицы улетели в тёплые края.

- Чем они похожи? Чем отличаются? (В обоих предложениях главные члены птицы улетели. Но первое предложение состо­ит только из главных членов, а во втором предложении есть и другие члены предложения.)

- Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Беседа о членах предложения

- Прочитайте предложения.

День угасал. Короткий осенний день угасал.

Лебеди опустились. Лебеди опустились на берег реки для отдыха.

Ковёр шуршал. Пёстрый ковёр листьев шуршал под ногами.

- Что общего в предложениях каждой пары? Чем они отлича­ются? (Подлежащие и сказуемые в этих предложениях одинаковые. Но предложения слева состоят только из подлежащего и сказуемого, а в предложениях справа есть слова, которые поясняют подлежащее и сказуемое.)

Какие предложения вам больше понравились? Почему?

— Назовите главные члены в первой паре предложений. (День угасал.)

Какой член предложения поясняют слова короткий, осен­ний! (Подлежащее.)

Поставьте от существительного вопрос к словам короткий, осенний. (День (какой?) короткий осенний.)

Короткий и осенний — это второстепенные члены предложения.

— Назовите главные члены во второй паре предложений. (Ле­беди опустились.)

Найдите во втором предложении второстепенные члены. (На берег реки, для отдыха.)

Какой член предложения поясняют слова на берег и для от­дыха! (Сказуемое.)

— Поставьте от сказуемого вопрос к словам на берег и для от­дыха. (Опустились (куда?) на берег, опустились (для чего?) для отдыха.)

— А какой член предложения поясняет слово реки! (Второ­степенный член предложения.)

Поставьте вопрос к этому слову. (На берег (чего?)реки) Второстепенные члены предложения могут пояснять не толь­ко главные члены предложения, но и второстепенные.

(Аналогичная работа проводится по третьей паре предло­жений.)

2. Работа по учебнику

Упр. 31(с. 26).

Прочитайте. Разделите текст на предложения.

— Сколько предложений в этом тексте? (Пять.)

Докажите. Назовите главные члены этих предложений.

— Спишите текст, разделив на предложения.

— Какие знаки вы поставили в конце предложений?

Упр.38 (с. 26).

— Рассмотрите таблицу на с. 27.

— На какие две большие группы делятся все члены предложе­ния? (Главные и второстепенные.)

Что обозначает подлежащее?

— На какие вопросы отвечает подлежащее?

— Что обозначает сказуемое?

— На какие вопросы отвечает сказуемое?

— Почему подлежащее и сказуемое называются главными чле­нами предложения? (Без них не было бы предложения, было бы не понятно, о чём идёт речь.)

Какую роль выполняют второстепенные члены предложе­ния? (Поясняют подлежащее и сказуемое.)

На какие вопросы отвечают второстепенные члены пред­ложения?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 39 (с. 27).

— Прочитайте предложения. Сравните их.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте распространенное предложение.

— Назовите второстепенный член предложения, поясняющий подлежащее. (Быстрокрылые.)

Поставьте к нему вопрос. (Ласточки (какие?) быстрокрылые.)

— Назовите второстепенные члены предложения, поясняю­щие сказуемое. (Давно, на юг.)

— Поставьте к ним вопросы. (Улетели (когда?) давно, улетели (куда?) на юг.)

— Как называются предложения, которые состоят только из главных членов? (Нераспространённые.)

Как называются предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов? (Распространённые.)

Упр.40 (с. 28).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте предложения. Это текст? Докажите. (Все пред­ложения объединены общей темой.)

— Назовите тему текста. (Осень.)

— Прочитайте предложение, которым вы дополнили текст.

— Назовите главные и второстепенные члены во втором пред­ложении.

VIII. Рефлексия

— Прочитайте.

Гремят... молодые.

Вот... брызнул,

...летит.

Повисли... дождевые

И... нити золотит.

Ф. Тютчев

— Какой член пропущен в этих предложениях? (Подлежащее.)

Что нам неизвестно, когда пропущено подлежащее? (О ком или о чём говорится в предложении.)

Прочитайте следующую запись.

С горы... поток проворный,

В лесу... птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный —

Всё... весело громам.

Ф. Тютчев

Какой член пропущен в этих предложениях? (Сказуемое.)

— Что неизвестно, когда пропущено сказуемое? (Что гово­рится о подлежащем.)

Какие бывают члены предложения?

— Какие члены предложения называются главными?

— Какую роль выполняют в предложении второстепенные члены?

— Как найти в предложении его главные и второстепенные члены?

— Чем отличаются распространённые предложения от нерас­пространённых?

— Приведите примеры распространённых предложений.

— Приведите примеры нераспространённых предложений.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 41 (с. 28).

Date: 2016-06-06; view: 1068; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию