Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика для выявления уровня развития творческих способностей





Для определения уровня развития творческих способностей можно использовать методику Г.Я. Кудриной «Легкость ассоциирования». Эта методика широко используется в психолого-педагогической практике.
Для исследования творческих способностей детям предлагается 10 слов(например, сухой; старый; бодрый; счастливый; аккуратный; теплый; чистый; сладкий; храбрый; победа), к каждому из которых нужно подобрать слова противоположные по смыслу. Фиксируется время, затраченное на ответ и разнообразие вариантов ответов (когда ребенок указывает не одно, а несколько слов).
Анализ результатов:
В ходе выполнения заданий ребенку присваивается высокий уровень развития творческих способностей, если он:

  • Называет за наиболее короткий промежуток времени не одно, а несколько слов противоположных по значению данному, при этом не прибегает к помощи воспитателя, не задает вопросов в ходе выполнения задания;

Средний уровень развития творческих способностей, если ребенок:

  • Называет лишь одно слово противоположное по значению данному, задает вопросы в ходе выполнения задания;

Низкий уровень развития творческих способностей:

  • ребенок затрудняется в выполнении задания;

Выполнение детьми диагностических заданий оценивается по 3-бальной системе. За выполнение задания в соответствии с критериями:

  • высокого уровня развития творческих способностей ребенок получает 3 балла;
  • среднего уровня – 2 балла;
  • низкого уровня – 1 балл;
  • если ребенок отказывается выполнять задание – 0 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить ребенок – 30, а минимальное – 0.
Таким образом, ребенок с высоким уровнем развития творческих способностей должен получить 20 – 30 баллов, со средним – 10 – 19 баллов, а с низким – 0 – 9 баллов.

    • Методические рекомендации по развитию творческих способностей в ходе сюжетно-ролевых игр.

В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей, творческие способности. Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в игровую деятельность, разнообразие и полифункциональность которой существенно обогащают процесс воспитания и обучения.

  • Развивающая среда группы должна предполагать свободную творческую деятельность детей в ходе сюжетно-ролевых игр;
  • Необходимым условием для развития творческих способностей в ходе сюжетно-ролевых игр является разнообразие и доступность предметно-информационной среды;
  • Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть разнообразными, привлекательно оформленными, соответствовать возможностям детей;
  • Воспитатель должен наблюдать за творческими играми, чтобы в дальнейшем учесть какие знания достаточно усвоены детьми, а какие следует уточнить и расширить;
  • Воспитатель должен побуждать детей находить в игре свои способы создания сюжета;
  • В процессе сюжетно-ролевой игры с готовым сюжетом детям должна быть предоставлена возможность завершения игры, педагог же может на правах участника склонить ход событий к более адекватному и обусловленному целями игры концу, но право выбора все же остается за детьми;
  • Воспитатель способствует тому, чтобы дети отражали в мимике, жестах и высказываниях свое впечатление от игры;
  • Проведение сюжетно-ролевой игры должно включать в себя организацию игрового пространства, подбор необходимых аксессуаров и атрибутов игры;
  • Во всех возрастных группах должны быть созданы условия для сюжетно-ролевых игр;
  • Построение сюжетно-ролевой игры производится с учетом реальных физических и психических возможностей детей дошкольного возраста;
  • Введение правил и ограничений в игре не должно подавлять личностной активности каждого ребенка, но направляет в границы поведения;
  • Немаловажным является наличие образцов творческого поведения со стороны взрослого в ходе игры.

 

40. Методы профилактической и психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками.

Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.

Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обуславливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних, с учётом которых должна строиться и осуществляться воспитательно-профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. [47]

В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней:

  • мотивация, побуждающая к агрессивному поведению;
  • эмоциональные процессы, сопровождающие агрессивное поведение;
  • процессы саморегуляции;
  • когнитивная переработка информации;
  • внешне наблюдаемые проявления и действия.

Одной из наиболее эффективных и адекватных форм психологического воздействия на лиц, склонных к агрессивному поведению, большинством специалистов выделяется поведенческая коррекция.

Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ, среди которых концептуальная четкость и относительная простота методов. Кроме того, он непосредственно нацелен на поведенческие изменения и имеет выраженный практический характер. Психологическое воздействие может быть направлено на:

  • ослабление или устранение агрессивного поведения;
  • усиление ассертивного поведения;
  • развитие способности понимать свои чувства;
  • уменьшение эмоциональных реакций (например, тревоги), сопровождающих агрессивное поведение;
  • формирование навыков адекватного и безопасного выражения гнева;
  • развитие способности расслабляться;
  • развитие способности самоутверждаться;
  • развитие эффективных социальных навыков (например, конструктивного решения конфликтов).

Достижение позитивных, поведенческих изменений в конкретном направлении является целью коррекции агрессивного поведения. Психологическая интервенция осуществляется в форме консультирования, педагогической коррекции, психологических тренингов, психотерапии. Так же она может иметь вид индивидуальной, семейной или групповой работы.

Агрессивное поведение сопровождается широким кругом негативных эмоций, особенно гневом, тревогой, страхом и бессилием. Во многом неадаптивное поведение человека определяется тревогой. Однако следует избегать завышенных оценок. Например, индивид может испытывать чувство тревоги при необходимости принять профессиональное решение просто потому, что он не имеет адекватных для этого навыков. В таких случаях тревогу следует уменьшать, обучая необходимым навыкам. Существуют два основных способа коррекции негативных эмоциональных состояний – уменьшение их силы (например, по методике систематической десенсибилизации, «наводнения») и выработка альтернативных реакций (например, в форме тренинга релаксации и уверенности).

Наряду с тренингом релаксации используют метод формирования стратегии самоконтроля. При этом первоначально клиента обучают самонаблюдению за собственным поведением: в постановке личных целей, в планировании постепенных шагов по достижению цели, в нахождении значимых подкреплений позитивного поведения.

Существуют две основные стратегии самоконтроля, которыми могут воспользоваться клиенты. Во-первых, клиенты могут попытаться изменить окружающую среду (контроль стимула) в соответствии со своими целями до совершения действий. Например, можно избегать ситуаций, в которых высоко вероятно проявление агрессии.

Во-вторых, клиенты могут награждать себя после совершения действий, способствующих достижению цели, используя положительное самоподкрепление. Самоподкрепляющую силу имеет что-то выходящее за рамки повседневной жизни (например, например новый предмет одежды или особое событие): что-то приятное, что мы делаем редко; наконец, самозаявления. Например, каждый раз при сдерживании агрессивного поведения подросток говорит себе: «Отлично», «Я молодец», «Я доволен, что сделал это». [3]

Наряду с эмоциональными проблемами и трудностями саморегуляции причинами нарушенного поведения могут быть искажения в когнитивных процессах, таких, как восприятие, установки, интерпретации, умозаключения и т.д. При изменении их содержания можно ожидать изменений и в эмоциональной и в поведенческой сферах.

Первым приемом когнитивного переструктурирования может быть обращение внимания на противоречия в суждениях подростка. Другой распространенной методикой является идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей. Еще одним важным приемом когнитивного переструктурирования является позитивная интерпретация. При этом у ребенка/подростка формируется навык позитивной интерпретации, как событий, так и действий людей.

Метод «угашения» агрессивного поведения в практике работы с агрессивными детьми используется достаточно часто. Существуют различные способы «угашения» нежелательных действий. Наиболее распространенный метод – это наказание, которое может иметь различные формы: тайм-аута, использования негативных последствий реакции, предъявления аверсивного (крайне неприятного) события.

Методика использования издержек реакции (или методика негативных последствий) подразумевает, прежде всего, лишение человека подкрепляющих стимулов тогда, когда он демонстрирует нежелательное поведение. Подкрепляющими стимулами могут быть любимые занятия, свободное время, подарки, сладости, одобрение и внимание окружающих, успех. Другим вариантом издержек реакции является негативная реакция окружающих людей на агрессивное поведение личности. Самые распространенные и действенные формы реакций – осуждение (особенно групповое), выражение гнева, физическое наказание, угрозы. [43]

Одним из методов профессионального консультирования, широко используемый в случаях отклоняющегося поведения, является репетиция поведения детей и подростков. Данный метод может иметь форму тренинга, групповых игр, моделирования и разыгрывания ситуаций. Наибольшее значение при проведении репетиции поведения имеет тренинг ассертивности. Под ассертивным поведением, как известно, понимается любое поведение не связанное с тревогой. Ассертивное поведение включает в себя социально приемлемое выражение, как положительных, так и отрицательных чувств. Тренинг основан на выделении трех видов поведения. Во-первых, это неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди живут собственными интересами. Во-вторых, это агрессивное поведение, где люди «усиливаются» за счет других. И, наконец, это ассертивное поведение, при котором выигрывают обе взаимодействующие стороны.

В практике поведенческого консультирования наряду с тренингом ассертивности используются и другие технологии, позволяющие расширять позитивный поведенческий репертуар личности. Это: тренинги уверенности, коммуникативных навыков, принятия решения, резистентности к социальному давлению, разрешению конфликтов. При этом используются самые разнообразные приемы поведенческой психологии, например, ролевые игры и игровые упражнения, тренинг в повседневных ситуациях, обучение на модели, позитивное подкрепление, видеотехники, групповые дискуссии, способы самоконтроля и т.д.

Таким образом, психологическая коррекция агрессивных форм поведения включает в себя широкий арсенал методов, среди которых ведущее место занимают:

  • коррекция через игру (широко используется в работе с детьми младшего возраста);
  • коррекция через изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (оправдана в том случае, когда установлена связь между агрессивным поведением ребенка/подростка и его ближайшим окружением);
  • коррекция агрессивного поведения через творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности);
  • коррекция агрессивного поведения через сублимирование агрессии в социально одобряемой деятельности, например, в спорте (подростков с устойчивым агрессивным поведением целесообразно приобщать к групповым видам спорта – футболу, баскетболу, требующим навыков сотрудничества (высокоагрессивные виды спорта, например, бокс, нежелательны);
  • коррекция агрессивного поведения через участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения;
  • коррекция агрессивности с помощью поведенческих методов. [3]

Date: 2016-06-06; view: 1406; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию