Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие психических процессов





 

Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000—1100, в 6 лет - 2500-3000 слов.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3—5 лет не просто активно овладевает речью -он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно — оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.

То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Это не означает, разумеется, что его ситуативная речь совершенно исчезает. Она сохраняется, но в основном в разговорах на бытовые темы и рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмоциональную окраску. Чтобы получить представление об особенностях ситуативной речи, достаточно послушать, как дети пересказывают друг другу мультфильмы или боевики, пропуская слова, недоканчивая фразы, перескакивая через целые действия

Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообшения - монологи, рассказы. В них он передает другим не только то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания.. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия. В произносимых для самого себя монологах он констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи.

Использование новых форм речи, переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному М.И. Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняются, становятся содержательными диалоги, ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать — думать вслух.

Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как указывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.

У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает их героям. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большой точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.

В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

Интенсивное развитие и включение памяти в процесс формирования личности определяет ее позицию доминирующей в дошкольном возрасте функции. С развитием памяти связано появление устойчивых образных представлений, выводящих на новый уровень мышление.

Кроме того, сама появляющаяся в дошкольном возрасте способность к рассуждению (ассоциациям, обобщениям и так далее, независимо от их правомерности) также связана с развитием памяти. Развитие памяти обусловливает новый уровень развития восприятия (подробнее об этом будет сказано ниже) и других психических функций.

Восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Помимо чисто перцептивной составляющей (целостного образа, определяемого суммой сенсорных воздействий) оно включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребенок знаком по своему предшествующему опыту. Постепенно начинает развиваться апперцепция — влияние на восприятие собственного опыта. С возрастом роль апперцепции постоянно повышается. В зрелости разные люди в зависимости от своего жизненного опыта и связанных с ним личностных особенностей нередко совершенно по-разному воспринимают одни и те же вещи и явления.

В связи с появлением и развитием в дошкольном возрасте апперцепции восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.

Появление в дошкольном возрасте устойчивых образных представлений приводит к дифференцированию перцептивных и эмоциональных процессов. Эмоции ребенка становятся связанными главным образом с его представлениями, вследствие чего восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер.

Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия с ними, видит и понимает реальные отношения между ними.

Мышление. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет — значит, легкий; большой — значит, тяжелый, если тяжелый, то в воде утонет и так далее.).

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Ведущая деятельность в этот период – игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий.

Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.

- тема;

- Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре.

Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и так далее.

Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали. Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими, жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!"). В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.


34 Профилактика и коррекция школьной дезадаптации

 

Реализация «Программы профилактики и коррекции школьной дезадаптации в дошкольных и общеобразовательных учреждениях (консультативно-диагностический, коррекционный и реабилитационный аспекты)» была начата в 1998 году в рамках научно-исследовательской программы «Научно-методическое обеспечение развития системы образования» (Приказ Министерства образования РФ № 830 от 30.03.98. Исполнительный директор программы Г.К. Шестаков. Ответственный исполнитель — начальник управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей МО РФ Г.Н. Тростанецкая.)

Руководителем программы в 1998 году был Н.В. Вострокнутов, а с 1999 года им является М.М. Семаго.

В рамках программы ведется работа по следующим направлениям:

— педагогическая диагностика дезадаптивных нарушений у детей дошкольного возраста на момент поступления в школу и в процессе обучения;

— социально-психологический мониторинг как средство сопровождения детей группы риска по школьной дезадаптации;

— организация деятельности школьного консилиума в системе комплексного сопровождения детей со школьной дезадаптацией, социально-психологическая помощь детям и семье (в том числе детям с аддиктивным поведением);

— выявление детей с риском дальнейшей школьной дезадаптации и профилактические (развивающее-коррекционные) мероприятия в дошкольных образовательных учреждениях.

В рамках программы проводится методологический анализ необходимой нормативной и рабочей документации, разрабатываются наиболее оптимальные формы и средства психолого-педагогической диагностики, авторские методики коррекционно-развивающего обучения и реабилитационной помощи социально дезадаптированным детям. Сейчас в нашей стране практически отсутствуют документы и рекомендации, которые регламентируют различные аспекты взаимодействия специалистов, занимающихся коррекцией детей со школьной дезадаптацией, а также нет преемственности в работе дошкольных и общеобразовательных корекционно-реабилитационных учреждений.

Школьная дезадаптация — это любое рассогласование ребенка с теми требованиями, которые к нему предъявляет образовательное пространство. Изначальная причина дезадаптации в соматическом и психическом здоровье ребенка, то есть в органическом состоянии ЦНС, нейробиологических закономерностях формирования мозговых систем. На это накладываются разного рода трудности, возникающие у ребенка в дошкольном образовательном учреждении, что, естественно, приводит к формированию школьной дезадаптации. Опасность дезадаптации есть и тогда, когда ребенок работает на пределе своих физиологических и психических возможностей.

Соблюдение принципа преемственности дошкольного и начального общего образования способствует наилучшей адаптации ребёнка к обучению в школе. Реализует положение Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором определено, что образовательные программы разных уровней должны быть преемственны. Принцип преемственности обеспечивается за счёт отбора содержания, адекватного базисным направлениям развития ребёнка (социально-эмоционального, художественно- эстетического и др.), а также нацеленности педагогических технологий на развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативности и других личностных качеств, соответствующих целям дошкольного образования и основаниям преемственности со следующей степенью образования. Исключает возможность дублирования содержания, средств и методов школьного обучения в дошкольном образовании.

Основополагающий компонент профилактики школьной дезадаптации – это сохранение здоровья будущих первоклассников, формирование культуры здоровья и основ здорового образа жизни. Распространенность патологий и заболеваемости среди детей дошкольного возраста ежегодно увеличивается на 4-5%, причем наиболее выраженный рост функциональных нарушений, хронических заболеваний и отклонений в физическом развитии происходят в период систематического образования. Есть данные о том, что здоровье ребенка за время учебы в школе ухудшается, чуть ли не в 1,5–2 раза. Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребёнка. Необходимо совершенствовать образовательный процесс, обеспечив его медицинское сопровождение, а в основу положить преемственность в работе поликлиники и ДОУ. А так же необходимо разработать систему социально-психологического мониторинга, которая дает возможность выявить детей, находящихся на пределе своих возможностей.

Основные направления в работе по этой программе:

1.Создание здоровьесберегающей – адаптивной образовательной среды в ОУ, обеспечение ранней диагностики и коррекции, последовательная социализация и интеграция этих детей в массовую школу.

2.Здоровьесберегающая направленность форм, средств и методов физического воспитания детей:

*Реализация индивидуального подхода к каждому ребенку в образовательном процессе в зависимости от особенностей (социально-психологических, физических, эмоциональных) его состояния здоровья.

*Психолого-медико-педагогическое сопровождение и коррекционная работа.

*Создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для становления валеологческой культуры дошкольника, приобщения его к ценностям здорового образа жизни.

*Информационно-методическое обеспечение субъектов образовательного процесса по проблемам становления валеологической культуры.

*Привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и культуры здоровья.

*Отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей детей и их функциональных возможностей на данном этапе развития, модернизация содержания работы на основе внедрения личностно-ориентированных технологий, отказ от «школьного» типа обучения дошкольников, введение элементов креативной педагогики.

3. Профилактическая работа предусматривает комплекс мероприятий по реабилитации детей с заболеваниями ОДА и ЦНС (физиотерапевтические процедуры, ЛФК с использованием современных технологий и оборудования, плавание в бассейне, кислородный коктейль и сбалансированной питание, ортопедический режим, гибкий двигательный режим).

 

Наряду с сохранением и укреплением здоровья, важным компонентом профилактики дезадаптации является обеспечение своевременного и полноценного психического развития - это ориентация на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей, а для этого необходим новый подход к содержанию и организации работы с детьми. Содержание и организация должны отбираться с учетом задач относительно новых поколений, и с учетом возрастных особенностей:

- приобщение детей к накопленному опыту и достижениям человечества, посредствам научно обоснованных, конкретных методик и систем применения игровых компонентов на разных этапах и в разных видах детской деятельности;

- педагогическое содействие собственно психическому развитию детей.

 

Из опыта работы по организации этой работы:

В дошкольном учреждении организована и успешно действует система психолого-педагогического сопровождения семьи в процессе подготовки ребенка к школе.

*Создан банк данных об индивидуальных особенностях выпускников ДОУ – возрастные характеристики и психолого-педагогические представления.

*Осуществляется психолого-педагогический мониторинг за социально-личностным и познавательным развитием дошкольников в течение года, разработан диагностический инструментарий.

*Разработана программа индивидуального сопровождения ребенка.

*Действует психолого-педагогический консилиум по выводу детей в школу.

*Организована школа для родителей будущих первоклассников: создан банк методических и дидактических материалов для организации семейного воспитания, а также по вопросам адаптации ребенка к школьному обучению, путей преодоления возникающих проблем, овладения приемами психологической поддержки ребенка на пороге школьного обучения; идет изучение и анализ мнений родителей об актуальности проблемы преемственности, создан банк данных о семьях воспитанников, работает лекторий «Как сохранить здоровье ребенка к 1 классу».

Третий компонент в этой профилактической работе - обеспечение системы дошкольного образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка государством и обществом.

Утверждение статуса дошкольного образования как первой ступени общего образования.

Усиление государственной поддержки стимулирования труда педагогических и управленческих работников дошкольного образования.

Повышение профессионализма педагогических кадров.

 

35. Особенности психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста

Младший школьный возраст наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Особое внимание уделяется развитию познавательных процессов:

1. Развитие внимания.

  • Для развития концентрации внимания многие авторы предлагают следующие методики: Корректурные задания, Методика Мюнстерберга (и ее модификации), «Найди отличия» и другие;
  • Для увеличения объема внимания и кратковременной памяти предлагаются упражнения, основанные на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд;
  • Основной принцип упражнений для тренировки распределения внимания: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий;
  • Для тренировки переключения внимания рекомендуется использовать корректурные задания с чередованием правил вычеркивания букв;
  • Очень действенным является обучение младших школьников «Внимательному письму» методом поэтапного формирования умственных действий. Согласно этому подходу (П.Я. Гальперин), внимание понимается как идеальное, интериоризированное и автоматизированное действие контроля. Именно такие действия и оказываются несформированными у невнимательных школьников.

2. Развитие памяти.

Обучающая методика по созданию мнемических опор разработанная К.П. Мальцевой. Эта методика, получившая название «Смысловые единицы», может быть использована для школьников всех возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности, начиная с 2 класса.

3. Развитие мышления.

Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

  • «Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех;
  • «Способы применения предмета»: называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения.

4. Развитие воображения.

  • Для этого предлагаются такие методики как:
  • «Незаконченные фигуры»;
  • Составление рассказа с использованием определенных слов;
  • «Волшебные кляксы».

5. Развитие речи.

Развитием и коррекцией фонетической стороны речи (звукопроизношения) занимаются специалисты - логопеды. Но можно использовать и следующие приемы:

  • Разучивание стихотворений;
  • Пересказ и рассказ;
  • Скороговорки;
  • Игра в «Слова».

При определенных условиях дети младшего школь­ного возраста способны научиться организовывать свое поведение в соответствии с заданными целями и собствен­ными намерениями. Важнейшим условием развития произ­вольного поведения является участие взрослого, который направляет усилия ребенка, раскрывая их смысл, и обеспе­чивает средствами овладения.

Правильные взаимоотношения между детьми и взрос­лыми – важнейший фактор развития ребенка. При нару­шении этих взаимоотношений ребенок испытывает разо­чарование и склонен к различным проступкам.

Коррекционная работа с родителями заключается в том, чтобы научить их поддерживать ребенка, а для это­го, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним.

Одно из направлений такой коррекции – это психолого-педагогиеская помощь ребенку, пережившему горе.

Родители, воспитатели, учителя должны знать, как в рамках обычной повседневной жизни помочь ребенку пережить горе, поддержать его, предотвратить развитие неврозов.

В своей работе с этим возрастом можно работать с методом сказкотерапии как одного из направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, по­зволяющий решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболева­ниями, т.д. Кроме того, процесс сказкотера­пии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

В заключении хочется отметить, что будущие воспитатели и педагоги должны хорошо представлять себе возможности психокоррекционных ме­тодов, знать области их применения, уметь грамотно ис­пользовать коррекционные приемы и способы в практи­ке воспитания и обучения детей

Date: 2016-06-06; view: 965; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию