Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интуиция и осознанная задача в творчестве журналиста





С древнейших времен в этот термин люди вкладывали своепредставление о духовном видении, вроде вдохновения, понимания, котороеприобретается непосредственно, а не эмпирически или путем размышления. Этонепосредственное переживание действительности, «откровение, развивающеесяизнутри человека», как говорил И.В. Гёте.
Конечно, интуитивное умозаключениесовершенно необходимо для раскрытия истины, но в то же время ясно, чтонеобычайно трудно выработать правильное суждение, не страдающеесубъективностью.
Автор может высказать своесуждение, аргументировать, доказать его, а удел читателя – оценитьвесомостьсказанного на личноминтуитивном уровне. Поэтому здесь возможна такаяего реакция, которая, например, вматематике немыслима: «Да, вы доказали, но я внутренне не могу сэтим согласиться».
Дело не только в том, что каждый из аргументовобязательновключает в себя интуитивныйэлемент. Столь же важно и то, что при формулировке окончательного суждениянужно сделать выбор между доводами «за» и «против». Этот выбор и есть предметсинтетического, целостного интуитивного суждения, своего рода озарения,пришедшего будто бы ниоткуда.

Интуиция и творчество – неразлучная пара мыслительного процесса. Творчество – общественно-целесообразное и субъективно-значимоеоткрытие нового в сфере производства, управления, науки, техники, искусства,журналистики и т.д. Оно рождается, когда работа, связанная с воссозданиемимеющегося знания, методов и форм деятельности, уже не удовлетворяетобщественным и личностным потребностям. Возникающее при этом противоречиепреодолевается с помощью продуктивного, новаторского решения. Таким образом,среди причин, открывающих творческий процесс, обязательно присутствиепротиворечия, которое только и способно побудить нас искать нетривиальные путирешения возникающих проблем. Можно утверждать: чем острее, неразрешимей кажетсяпроблема на первый взгляд, тем чаще возбуждается в нас таинственное нечто,соединяющее поэзию и фантастику, идеальное и сугубо рациональное, смелее идерзостнее наши выводы и планы.
Мы понимаем: одну и ту же задачудва человека могут решить по-разному. Даже если тот и другой находятся вэкстремальныхусловиях и под влияниемтрудныхобстоятельств решаются надерзостный прорыв, все равно уровень их смелости, притязаний окажется не одними темже. Решающее слово заинтеллектомчеловека, его привычкойдействоватьв непростых ситуациях, заспособностью прогнозировать последствия совершаемыхим самим и другими людьми поступков. Иными словами, ведущая к свершениям интуиция опирается на социальный опыт человека. В писательском, журналистском деле это правилодействует неопровержимо.
-------------------------------------------------
И все-таки стольважное для познания социальнойдействительности интуитивное суждение находитсяв трудном положении, когда возникаетвопрос о его достоверности. Междутем убедительность, авторитет интуитивного усмотрения истины,интуитивного суждения должны быть не меньшими, чем, например, авторитетлогического рассуждения. Иначе невозможным оказываетсяжурналистское решение проблемы, которое всегдав той или иной мере опирается на интуицию.

Что же можетобеспечить доверие к интуитивному методу состороны как аудиторииСМИ, так и самогожурналиста?

На первое место можно выдвинутьапелляцию к признанным авторитетам. В этом случае интуитивное суждение строитсяс помощью аналогии и опирается на известное аудитории. Прием аналогииследует воспринимать в качестве интуитивного способа мышления, потому чтоаналогичность, определенное сходство исследуемого явления с уже изученнымвыявляет сам журналист, когда ищет убедительные аргументы для своихдоказательств. Выявление сходства основано на синтезе рационального инерационального, т.е. подразумевает сравнение образов уже известного с еще непознанным. А непознанное и есть модель прогнозного состояния исследуемогообъекта, возникающая в сознании журналиста. Разворачивая интуитивные сужденияперед аудиторией, он пытается (и часто добивается того) убедить ее вправильности своих умозаключений.

Вслед за аналогией поставим ассоциативное мышление. Оно обладает богатейшими возможностямиформирования и усвоения образовсоциального мира как для журналиста, так и для потребителей егопродукции. Ассоциация в творчестве журналиста никогда не возникает сама посебе, она плоть от плоти его социального опыта. Нужно знать нечто, чтобы,увидев иное, вспомнить об этом.

Ассоциации не должны бытьосознаваемо конкретными. Более того, они могут опиратьсяна другие, уже сами по себе обобщенныеобразы. Чтобы они возникли, требуется, с одной стороны, состояние вдохновения, ас другой – хотя бы минимуминформации,подкрепленной социальным опытом пишущего. При этом вдохновениеесть состояние высшей мобилизацииинтеллекта и эмоций, когда ум ичувство становятся способными ксинтетическому интуитивному постижениюистины, преодолению логики содержания, а непререкаемо разумный тезис вдругникнет перед последующим суждением,основанным на эмоциональном отношениипишущего к событиям, фактам, явлениям социальной действительности.


Сенсорика/Интуиция

Психологи считают, что интуитивныерешения характеризуютсянедостаточнойрациональностью, непосредственностью, нахождением решения до начала выполнениялогических операций, а также известнымэлементом непроизвольности, случайности, которые приводят порой кнеожиданнымозарениям в творчестве,открытиямв науке. Однако эти признакихарактеризуютв большей степени несущность и механизмы интуиции, а лишь отдельныесторонние проявления.

В действительности, в интуитивныхпроявлениях нет ничего мистического или сверхъестественного, в основе интуициилежат особые формы переработки информации психикой человека, которыеосуществляются как произвольно, так и непроизвольно, в зависимости от характерадеятельности.

ИНТУИЦИЯ (от лат. intueri —пристально, внимательно смотреть, intuitio — созерцание) —психическая функцияобработки информации о потенциальных возможностях и изменениях окружающего мираво времени, о скорости развития явлений и процессов, о старении и взрослении,базируется на предчувствиях и догадках, воссоздании и конструировании напсихическом плане картин прошлого и будущего («там и тогда»). (мифы, легенды,ритуалы, музыка, чувство стиля, фантазии, загадочные и необъяснимыеявления)

СЕНСОРИКА (ОЩУЩЕНИЕ) — психическаяфункция обработкиинформации опространственных характеристикахи ихсоотношениях; базируется на восприятии конкретных явлений («здесь и сейчас»).(живые организмы, тактильные ощущения, фактура, цветовая палитра, здоровье,кулинария, комфорт, экология)

Сенсорики чувствуют состояние своего или чужого организма,разбираются во вкусовых нюансах и телесных ощущениях. Они умеют одеться попогоде, выбирать лекарства, создавать комфорт и удобства. Сенсорики – это люди,прочно стоящие на земле, они знают и понимают, что такое своя и чужаятерритория. Они хорошо разбираются в вопросах недвижимости, умеют проявлять илисдерживать агрессию, хорошо контролируют свое физическое состояние, экономнораспределяют свои силы.

Интуиты легко ориентируются впотоке времени. Они умеют «схватить ситуацию на лету», выбрать не задумывасьединственный правильный вариант. Они хорошо делают прогнозы в разных сферах:начиная от человеческих отношений, заканчивая бизнесом.

В новостной журналистике интуиты незаменимы: они мобильны, быстро ухватывают сутьновой информации. Также у большинтсва интуитов развито чувство стиля: они легкоугадывают актульные тенденции. Главная черта журналиста-интуита – наличиеиндивидуальности и неповторимого образа. Марианна Максимовская, ВладиславФлярковский – яркие представители интуитов. Также к ним можно отнести АндреяМалахова («Пусть говорят»), Александра Гордона («Гордон Кихот»), ЛеонидаПарф¨нова («Намедни»).

Таким образом, журналисты-интуитыхорошо справляются с нестандартными, запутанными задачами и делают это быстро,легко укладываются в сроки. Они исследователи и новаторы. Они умеют решатьзадачи, результат которых будет виден лишь в отдаленной перспективе.Журналистам-интуитам больше подходят информационные программы, музыкальные,передачи об истории и моде.

Журналисты-сенсорики больше приспособлены к решению текущих, повседневных, практически ориентированных задач с гарантированной, осязаемой отдачей. Чаще они работают в передачах оздоровье, спорте, кухне, отдыхе и т.п.

10. Ассоциация и «внутренняя концентрация» в творчестве журналист

Понятие об ассоциации сложилось в философских учениях древнего мира. Аристотель в своих философских трактатах широко использовал ассоциацию как творческий прием в системе философского учения.
Ассо­циации не рождаются на пустом месте. Для их возникновения необходимы знания во многих областях, огромная эрудиция журналиста. Ассоциация проявляется в метафоре.
"Возможность ассоциативного мышления прежде всего зависит от эрудиции автора, богатства жизненного опыта.
Ассоциаций может возникнуть множество, но не все ассоциации имеют право быть на страницах газеты. Ассоциация должна быть яркой и жизненной. Журналистское мышление отмечает особая привязанность к фактам. Факт подвергается со стороны журналиста определенному духов­ному воздействию, иному чем у писателя или ученого, характеру мысли­тельного их препарирования.
Ассоциативность мышления играет важную роль в творчестве жур­налиста. Ассоциативность позволяетсделать неожиданные сравнения, вос­создать особую значимость того или иного события, факта.
а)Ассоциация является одним из составляющихтворческого начала.

б)Ассоциация позволяет найти неожиданныекомпозиционные и
концептуальные решения журналистского материала.
Фантазия и воображение широко используются в творчестве журна­листа. Фантазия ивоображение являются для журналиста одновременно и помощником и неприятелем.
Воображение позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя журналиста в процессе творческой деятельности.
Нередко одна и та же творческая задача может быть решена как с помощью воображения, таки с помощью мышления. Воображение позво­ляет принять решение при отсутствиидолжной полноты знаний, необхо­димых для выполнения творческой задачи.
Воображе­ние - это отражение реальной действительности в новых, непривычных сочетаниях и связях.
Различаю тактивное и пассивное воображение. Пассивное вооб­ражение наблюдается во сне, вполудремотном состоянии. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.
Воображение предполагает самостоятельное создание образов, реа­лизуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности и является неотъемлемой стороной технического,художественного и иного творче­ства.
Психологисчитают, что фантазия есть синоним воображения. Но в творческой деятельности фантазирование, фантазия зачастую принимает ирреальную, особо абстрактную форму. Ирреальность фантазии, как твор­ческого явления, оставляет возможностьговорить о фантазии как особом творческом состоянии. Фантазия - это, вчастности, соединение несоеди-няемого, а также создание образов-грез. Фантазия- это интуиция автора, но фантазировать надо правдиво. Фантазируя, соизмерятьплоды фантазии с действительностью. Фантазия должна быть достоверной.
Фантазия,воображение - это инструментарий, применяемый при созданиихудожественно-публицистических жанров - фельетона, памфле­та, очерка.
Отражение в творчестве журналиста
Отражение - это всеобщее свойство материи, заключающееся в спо­собности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурныехарактеристики и отношения других объектов.
Отражение качественно различно в неорганической и органический природе, в мире животных исоциальном мире, в более элементарных и высокоорганизованных системах. Науровне организма отражение первич­но проявляется в раздражимости, каквозникающей под воздействием. внешних и внутренних стимулов способности живойматерии отвечать на воздействие избирательной реакцией, соответствующейособенностям ис­точника. Такое отражение в процессе развития преобразуется вчувстви­тельность как способность иметь ощущения - первичные психические об­разысреды. Отражение служит предпосылкой развития более сложных форм.
Отражениевыступает материалом для создания образов не только чувственного, но илогического мышления, а также творческой фантазии, получающих свое воплощение впродуктах культуры.
Отражениепредполагает известное подобие материальных источни­ков и продукта переработкинервных импульсов в мозгу тем, что представ­лено в психических образованияхкакого-либо субъекта.
Журналист в своих материалах должен правдиво отражать действительность. Но, в сознании журналиста, в его духовно-нравственной состав­ляющей действительностьподвергается авторской правке, авторскому ре­тушированию.
Отображениекак инструментарий журналистики применяется в пуб­лицистике, а именно: вхудожественно-публицистических жанрах - очерке, памфлете, эссе.
Эмоциональное и реальное в журналистике
Эмоцииот латинского emoveo - потрясаю, волную. Эмоции -психи­ческое отражение в форме непосредственного пристрастного переживанияжизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективныхсвойств к потребностям субъекта.
Простейшая форма эмоции, т.н. эмоциональный тип ощущений - не­посредственные переживания,сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные ит.д.).
Эмоции человека - это некие устойчивые чувства к предметам, явле­ниям. Сильное,доминирующее чувство, называемое страстью. Эмоции в творчестве выражают оценкиявлениям, событиям.
Реальноето, что существует в действительности. Текст журналист­ского материала,написанный живо, эмоционально, убедительно затрагива­ет сердца и душичитателей. Чтобы текст стал злободневным, тема должна затронуть сердце и душуавтора. Когда сам волнуешься, болеешь душой, радуешься или злишься, текстполучится эмоциональным, живым, убеди­тельным.
Эмоциональный ряд присущхудожественно-публицистическим жанрам, аналитическим и даже информационным.Трудно представить се­бе репортаж без эмоции. Методы репортажа - это эффектприсутствия и эффект соучастия. И присутствие, и соучастие предполагаетотношение автора, эмоции автора. Причем эмоции, основанные, опирающиеся на ре­альныефакты, реальные обстоятельства. Эмоции в журналистике идут от реальности, отмногообразия жизненных реалий.

Date: 2016-06-06; view: 2070; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию