Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предлагаю Вашему вниманию еще один замечательный текст о владыке чтеца Александра Стойчева, воспитанника 4-го курса Одесской Духовной семинарии





Митрополит Гавриил (Бэнулеско-Бодони) – первый Архипастырь Одесской епархии.

 

Одесса дважды входила в состав епархий, которыми управлял Митрополит Гавриил (Бэнулеско-Бодони): в первый раз, когда он занимал Екатеринославскую кафедру (1793–1799), и во второй, когда возглавлял он Кишиневскую Митрополию. Именно владыка Гавриил отслужил водосвятный молебен при основании города и заложил первые храмы. Поэтому его по праву можно считать первым Архипастырем города.

В XIX веке в день города служилась панихида об основателях, и из Архиереев первым поминался Высокопреосвященнейший Гавриил. Румын по национальности, Митрополит Гавриил служил на территории Российской Империи. Тот факт, что иностранец занимал русскую кафедру, не должен удивлять. Российская Империя помогала единоверцам, находившимся под властью турок. Многие болгары, сербы, румыны (1) получали образование в русских духовных школах, нередко оставались при них преподавателями, а иногда назначались на русские кафедры. В XVIII веке таких примеров было немало. Вспомним, например, Архиепископа Евгения (Булгариса) (1716–1806), Архиепископа Никифора (Феотоки) (1731–1800). (1. См. книгу А. Стадницкого «Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях». Кишинев, 1891.).

Родился владыка Гавриил в 1746 году в городе Быстрице, в Трансильвании, в то время входившей в состав Австро-Венгерской империи. Молдавский дворянин Григорий Бэнулеско-Бодони и его вторая супруга Анастасия родителями были будущего Святителя. Род Бэнулеско в Трансильванию переселился из Молдавии. Во Святом Крещении новорожденного назвали, как и отца, Григорием.

Родился Митрополит Гавриил в тяжелое время для своего народа, находившегося в вассальной зависимости от Турции. После того как молдавские и валашские Князья поддержали Государя Петра I во время Прутского похода 1711 года, окончившегося неудачно, турецкое правительство отдало эти Княжества на откуп фанариотам. (2) (2. Греки, живущие в стамбульском квартале Фанар).

Историк, оценивая время правления фанариотов, пишет: «Из всех несчастий, испытанных Молдавией и Валахией со времени их основания, ни одно не было для них так гибельно, как назначение в эти страны Князей-фанариотов» (3). (3. А. Стадницкий. «Гавриил Бэнулеско-Бодони, Экзарх Молдовалахийский и Митрополит Кишиневский». Кишинев, 1894. С. 10.).

Почти все государственные и церковные должности занимали греки. Национальная культура была в упадке; ненависть между единоверцами, греками и румынами дошла до того, что последние помогли туркам подавить Морейское восстание 1821 года. (4) (4. К. Скурат. «История Православных Поместных Церквей». Москва, 1994. Т. 1, и «История Православных Поместных Церквей», Изд. А. Лопухина. Москва, 1992.).

Первоначальное образование Григорий Бэнулеско получил в училище родного города, а в возрасте девяти лет на средства своего дяди-священника отправлен был в Седмиградскую школу, по окончании которой посетил Будапешт, намереваясь продолжить там обучение. Не удовлетворившись тамошним образованием, в 1771 году он поступает в Киевскую Академию, в которой проучился два года. После Киева он отправляется в Грецию для изучения греческого языка, знание которого необходимым было условием для занятия какой-либо должности в Молдавии и Валахии. В Греции Григорий обучался в двух школах: в Смирнской и Ватопедской (Афонская Академия). Вернувшись из Греции в 1776 году, Григорий преподавал в училище города Насауда, но через год он уезжает в Молдавию. Причиной отъезда послужило, вероятно, недоброжелательное отношение к румынам на территории Австро-Венгрии. В Яссах он знакомится с Митрополитом Гавриилом Калимахом, ставшим его другом и покровителем. В течение двух лет Григорий преподавал латинский язык в Ясском училище. В 1779 году при помощи своего покровителя он отправляется на острове Патмос, продолжить обучение, но сначала Григорий едет в Константинополь с рекомендательным письмом к Патриарху Софронию II (1774–1780) и там принимает постриг в Свято-Успенском монастыре с именем Гавриил, вероятно, в честь своего покровителя Митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова-Шапошникова).

Проучившись в Патмосской школе почти три года, монах Гавриил вынужден был уехать из-за начавшейся на острове эпидемии. Вернувшись в Яссы, Гавриил занял место преподавателя греческого языка в уже знакомом ему училище, которое, кстати сказать, пользовалось недоброй славой. Еще до приезда Гавриила произошел скандал, получивший широкую огласку: учитель французского языка организовал масонскую ложу, в которую входили многие ясские дворяне. О существовании масонов узнало правительство, началось расследование, учитель-француз бежал, и хотя организация перестала существовать, однако недоверие к училищу осталось. (5) (5. А. Стадницкий. С. 57-58.).

Биограф Митрополита Гавриила Авксентий Стадницкий (6) именно в этом «недоверии, вредно отражавшемся на ходе учебного дела», видит причину, побудившую Гавриила оставить училище. (7)

(6. А. Стадницкий (в иночестве Арсений) впоследствии стал Митрополитом Новгородским и был одним из трех кандидатов на Патриаршество на Поместном Соборе 1917–1918.).

(7. А. Стадницкий. Указ. соч. С. 58).

Вскоре после назначения в училище монах Гавриил был рукоположен во диакона, а 1 (14) сентября 1781 года – во священника. В 1782 году иеромонах Гавриил принял приглашение Архиепископа Славянского Никифора (Феотоки) приехать в Полтаву и занять место преподавателя греческого языка в местной семинарии. В Полтаве Гавриила назначили также преподавателем философии, но уже через год он подает прошение об уходе по причине болезни. Получив увольнительную, Гавриил возвращается в Яссы, где вскоре его возводят в Архимандриты.

В 1786 году скончался благодетель Архимандрита Гавриила Митрополит Гавриил Калимах. Освободившуюся Митрополию занял Епископ Романский Леон, а Романскую кафедру должен занять был Архимандрит Гавриил, но на кафедру назначили грека – игумена Антония. Кандидатуру владыки Гавриила отвергли, «потому что в России недавно был». (8) (8. «Херсонские епархиальные ведомости». 1881, 14. С. 364.).

Вероятно, иерархи-фанариоты в угоду турецкому правительству не хиротонисали прорусски настроенного Гавриила. Архимандрит Гавриил решает вернуться в Полтаву. На обратном пути он заезжает в гости к Епископу Глушскому Иакову и остается у него на год.

В 1787 году Россия вновь вступила в войну с Турцией. После начала военных действий Молдавский Князь Александр Маврокардато II переселился с семьей в Полтаву, за ним последовали некоторые молдавские дворяне и вместе с ними Архимандрит Гавриил. В Полтаве он становится домашним учителем Княжеских детей. Князь знакомит Гавриила с Архиепископом Полтавским Амвросием (Серебренниковым), который помог ему получить место преподавателя греческого языка в Екатеринославской семинарии. Немного спустя Архимандрита Гавриила назначили ректором этой семинарии. Однако вскоре он отказывается от преподавания греческого, рекомендуя на освободившееся место своего ученика В. Мартынова, который в своих воспоминаниях характеризует ректора Гавриила как «человека крутого нрава» (9) (9. А. Стадницкий. Указ. соч. С. 66.).

Во время Русско-турецкой войны Главнокомандующий русскими войсками Светлейший Князь А. Г. Потемкин предложил на время военных действий поставить во главе духовного правления в Молдавии русского Архиерея. Святейший Синод одобрил это предложение и назначил в Молдавию Архиепископа Амвросия (Серебренникова).

Направляясь к месту назначения, владыка Амвросий взял с собой Архимандрита Гавриила, который мог быть полезным в сношениях с местным духовенством и населением. В это время умирает Митрополит Молдавский Леон, на его место избирают Архимандрита Гавриила. Русское правительство утвердило избрание, однако отложило хиротонию.

Управлять Митрополией продолжал Архиепископ Амвросий, а владыка Гавриил назначен был первым членом Ясской Консистории. Через три года 21 декабря (3 января) 1791 года Архимандрита Гавриила хиротонисали во Епископа Бендерского и Аккерманского. Профессор К. Ербичину пишет: «Епископы Аккерманские имеют преимущество пред всеми Молдавскими Епископами при избрании на Митрополию. Таким образом, предварительным назначением Архимандрита Гавриила на Епископию Аккерманскую имелось в виду канонически оправдать и согласовать с обычаями страны предполагавшееся вслед за этим назначение Гавриила Митрополитом Молдавским». (10) (10. А. Стадницкий. Указ. соч. С. 70.).

Через три дня после хиротонии подписан был Ясский мирный договор, по которому Молдавия и Валахия оставались под протекторатом Турции, а Молдавская Митрополия – в юрисдикции Константинопольского Патриарха. Естественно, Архиепископ Амвросий не мог больше управлять Митрополией – ее занял Епископ Гавриил, но на кафедре он оставался недолго. Из-за того, что владыка Гавриил возведен был в Митрополиты русскими, хотя уже подписан был Ясский договор, Патриарх Константинопольский Прокопий I (1785–1789) объявил его лишенным кафедры. К тому же Турецкому султану не нравилась прорусская настроенность Молдавского Митрополита.

Вечером 29 июня (12 июля) 1792 года по распоряжению Молдавского Господаря Александра Мурузи владыка Гавриил арестован был в своей резиденции. При аресте Митрополит заявил, что его задержание незаконно, ибо он является русским подданным. Под конвоем его отправили в Константинополь, а на кафедру избрали Епископа Иакова (Стамати). Узнав об аресте, русский посол в Турции граф и кавалер Виктор Павлович Кочубей (1768–1834) немедленно потребовал освобождения Высокопреосвященнейшего. Турецкое правительство вынуждено было уступить. После освобождения Митрополиту Гавриилу в дар из Санкт-Петербурга прислали белый клобук.

Около года владыка находился на вынужденном покое, проживая в это время в посольском доме. 13 (26) октября 1792 года скончался Архиепископ Екатеринославский Амвросий (Серебренников). На освободившуюся кафедру Святейший Синод назначил Митрополита Гавриила. Шесть лет, с 1793 по 1799 год, владыка возглавлял Екатеринославскую епархию. (11) (11. Название и границы епархии неоднократно менялись. С 1775 года – Славянская и Херсонская, с 1786 года – Екатеринославская и Херсонская, с 1797 по 1803 год – Новороссийская и Днепровская, с 1803 по 1925 год – Екатеринославская и Таганрогская, с 1925 года – Днепропетровская).

Именно этот период в биографии Митрополита представляется наиболее интересным для истории.

Выше уже сказано было, что Одесса в ведении была Екатеринославского Архиерея, и что владыка Гавриил отслужил водосвятный молебен при основании нового города. Что же касается вопроса о заложении первых храмов, то мнения историков города различны. А. Скаль ковский считает, что храмы были заложены 22 августа (4 сентября) 1794 года (12), но уже в юбилейном сборнике, посвященном 100-летию города, говорится, что первые храмы – Святителя Николая и Святой Великомученицы Екатерины – заложены были только через год после основания города, до этого же службы совершались в полковой церкви. (13) (12. А. Скальковский. «30-летие Одессы». Одесса, 1824. 13. «Одесса. 1794–1894. Юбилейный сборник». Одесса, 1895.).

Также с именем Митрополита Гавриила связано основание Одесского Свято-Успенского мужского монастыря. Это произошло, когда владыка занимал Кишиневскую кафедру.

В 1798 году скончался Киевский Митрополит Иерофей. На освободившуюся древнюю кафедру назначили Митрополита Гавриила. Немного спустя он становится членом Святейшего Синода. Мнения о том, когда именно владыка Гавриил вошел в состав Синода, тоже различны. Уже упоминавшийся А. Стадницкий пишет: «В начале Царствования Александра Благоговейного именным Указом на имя Святейшего Синода от 7 апреля 1801 г. Митрополит Гавриил назначен был членом Святейшего Синода и пожалован орденом Святого Апостола Андрея Первозванного». (14) (14. А. Стадницкий. Указ. соч. С. 80.).

Историк И. Смолич, характеризуя время правления Государя Императора Павла, пишет: «Ему (Императору Павлу прим. А. Р.) нравилось, назначив Епископа членом Синода, не допускать его, фактически, до участия в работе последнего, как он, например, поступил с Митрополитом Киевским Гавриилом (Баэнулеско-Бодони)». (15) (15. И. Смолич. «История Русской Церкви». Москва, 1996. Ч. 1. С. 207.).

Как видно из приведенного текста, Митрополит Гавриил членом был Святейшего Синода уже при Государе Императоре Павле I. Митрополит Сергий II (Петров) (1924–1990) также датой назначения владыки членом Синода считает 1800 года, т. е. время правления Государя Императора Павла I. (16) (16. Сергий (Петров), Митрополит. «Описание монастырей, семинарии и храмов Херсоно-Одесской епархии». Одесса, 1970.).

Поэтому вероятнее предположить, что Митрополит Гавриил стал членом Синода не при Александре I, а при его Августейшем отце Государе Императоре Павле I. Хотя Митрополиты Киевские постоянными членами Синода становятся после 1819 года, маловероятно, чтобы такой заслуженный Архиерей, как Митрополит Гавриил, занимал два года столь значительную кафедру и не был включен в состав Святейшего Синода.

Всего четыре года Митрополит Гавриил занимал Киевскую кафедру. 21 августа (4 сентября) 1809 года он подал в Святейший Синод прошение об освобождении его от управления епархией. Святейший Синод просьбу удовлетворил и отправил владыку на покой с дозволением, по его просьбе, жить в городе Одессе. В Одессе Митрополит приобрел домик на том месте, где впоследствии будет Архиерейский дом. (17) Через год владыка переселился в Дубоссары (17. Архиерейский дом находился на улице Софиевской рядом с домом Потоцких, ныне Художественный музей.).

В 1806 году началась очередная Русско-турецкая война. Русские войска заняли Молдавию. Молдавский Господарь Мурузи бежал в Стамбул, а Митрополит Вениамин (Костоки) пожелал отправиться на покой. На освободившуюся кафедру Святейший Синод назначил Митрополита Гавриила, проживающего на покое в Дубоссарах. Заняв кафедру, владыка первым делом начал объезд Митрополии. То, что он увидел, его неприятно поразило: большое количество духовенства не закреплено ни за каким приходом (следствие симонии), малограмотность клира, на одном приходе были обнаружены истлевшие Святые Дары (!), некоторые Епископы не бывали в своих епархиях месяцами. Так, например, Епископ Римницкий Нектарий проживал в Бухаресте, а епархией, по его благословению, управляли благочинные. Начались преобразования. Сначала Митрополит Гаври ил решил реорганизовать в Свято-Преображенском Сокольском монастыре семинарию. На должность ректора пригласили Одесского клирика протоиерея Петра Куницкого, друга Высокопреосвященнейшего Гавриила. Реформы, проведенные Митрополитом, поддерживались многими, но были и противники.

Митрополит Валахийский Досифей, находившийся в административном подчинении Митрополита Гавриила, не выполнял распоряжения последнего. Кончилось тем, что Митрополит Гавриил написал Святейшему Синоду прошение об увольнении Митрополита Досифея от управления епархией. Прошение удовлетворили. Далее владыка решил прекратить произвол, творящийся в так называемых преклонных монастырях, игуменами которых чаще всего были фанариоты. Преклонные монастыри находились в подчинении некоторых обителей на Востоке. Все дары, приношения, жертвуемые в преклонный монастырь, шли не на благоустройство обители, а на Восток. Таким образом, многие монастыри пришли в упадок. Митрополит Гавриил добился, чтобы преклонные монастыри находились в ведении епархиального архиерея.

К сожалению, благоразумные реформы Митрополита вскоре были прерваны: в 1812 году подписан был мирный договор с Турцией, по которому часть Молдавии оставалась в Османской империи, а Бесарабия присоединялась к России. Из вновь присоединенных земель была образована новая епархия с кафедрой в Кишиневе. В состав Кишиневской епархии вошли также Тирасполь, Очаков и Одесса. Митрополиту, участвовавшему в основании Одессы, суждено основать было в городе и первый монастырь.

Еще будучи на покое в Одессе, владыка познакомился с помещиком А. Теутулом, который в 1813 году передал свои земли Кишиневской епархии. Причина, побудившая его сделать это, известна. Решено было на подаренных землях строить Митрополичье подворье, «ибо епархиальный Архиерей Кишиневский должен иметь подворье при таком городе, как Одесса» (18) (18. Сергий (Петров), Митр. Указ. соч. С. 47.).

Начавшееся строительство в 1820 году из-за финансовых затруднений было приостановлено, и в этом же году было решено строить вместо подворья монастырь, но возглавить строительство суждено было уже преемнику владыки Епископу Димитрию (Сулиме) (1772–1844). Также Святитель открыл Кишиневскую семинарию. Заслуживает внимания тот факт, что Митрополит Гавриил добился от властей отмены ярмарок в воскресные и праздничные дни.

Как раз в это время действовало Библейское общество. Член общества знаменитый Князь и кавалер А. Н. Голицын просил Митрополита способствовать изданию Молдавской Библии. Изданные в Санкт-Петербурге листы присылались по почте владыке, он их проверял и вносил, если необходимость была, поправки, потом отсылал обратно в столицу. Понятно, что такая система была крайне неудобной и задерживала издание Священного Писания. Владыка решил отправить в столицу знатока русского и молдавского языков Архимандрита Варлаама, чтобы правку производить на месте. Такое решение способствовало быстрейшему изданию Священного Писания.

Говоря о деяниях Митрополита, нельзя не упомянуть о связях его с Нямецким монастырем, который со времени Святого старца Паисия Величковского (скончался в 1794) стал центром исихастской традиции. Преподобный Паисий собирал и переводил на славянский творения Святых отцов. Многие ученики старца продолжили его дело, потому, когда стал вопрос об открытии в Кишиневе типографии, Митрополит Гавриил благословил возглавить ее нямецкого монаха Игнатия.

В 1818 году Государь Император Александр I Павлович посетил Кишинев. Во время визита Государь встречался с владыкой и «в самых лестных выражениях благодарил его за благоуспешное сооружение Митрополии» (19). (19. А. Стадницкий. Указ. соч. С. 370.).

Долгая жизнь Митрополита близилась к концу. Он завещал похоронить его в Каприановском монастыре, который владыка очень любил.

30 марта (12 апреля) 1821 года Высокопреосвященнейший Гавриил скончался. Погребение совершил Епископ Димитрий (Сулима), надгробные речи произносили протоиерей Петр Куницкий, ректор Кишиневской семинарии Архимандрит Ириней и Епископ Димитрий.

Эпитафия на гробнице владыки оканчивается словами: «Имя его будет жить в роды. Премудрость его поведят людие и похвалу его исповесть Церковь

Date: 2016-05-13; view: 227; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию