Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция для родителей





«Воспитание ответственности»

 

Каждому из родителей хотелось бы, чтобы их ребенок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности - это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы.

Ответственность - это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, он инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут. Ответственность - один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Ответственность называют "качеством высшего порядка" из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Это качество отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой.

Ответственность у человека формируется в дошкольные и младшие школьные годы. Насколько развита будет ответственность у ребенка в этом возрасте, настолько серьезно он будет в будущем относится к поставленным перед ним задачам, окружающим его людям, событиям. Уровень развития ответственности у человека напрямую связан с отношением к нему окружающих, доверием и уважением. Поэтому основная задача школы и родителей воспитать в ребенке чувство ответственности. За то, что он делает, за все, что должен сделать.

Воспитательная позиция родителей и педагогов развивает или подавляет развитие качеств, которые заложены природой. Рассмотрим несколько качеств, необходимых для формирования чувства ответственности.

Инициативность. Ребенок, опасающийся проявить собственную инициативу, никогда не станет по-настоящему ответственным взрослым. Поэтому ребенку стоит позволять проявлять инициативу в различных делах. Для развития инициативности нужно, чтобы запретов было не слишком много, но они носили характер обязательного выполнения. Также у ребенка должно быть пространство для реализации собственных замыслов.

Стремление к самостоятельному принятию решений. Пусть ребенок сам выбирает, какой краской рисовать, что именно лепить из пластилина и какую игрушку он хочет получить в подарок. Очень важно, чтобы у ребенка накапливался опыт самостоятельного принятия решений и последствий, которые они за собой несут.

Умение быть критичным к собственным действиям и воспринимать критику других. Сначала ребенок учится воспринимать критику близких взрослых, а затем становится более критичным к своим собственным поступкам. Он начинает понимать: его действия привели к определенному (например, негативному) результату, а далее развивается способность предугадывать результат. Критика необходима, но она должна быть доброжелательной и завершаться на позитивной ноте.

Умение анализировать свое поведение с точки зрения социальной правильности. Следование многим нормам усваивается с раннего возраста бессознательно. Но, ближе к школьному возрасту, ребенок начинает задумываться, правильно ли он поступает в общении со своими сверстниками и взрослыми. Ребенок должен научиться понимать, как его поведение влияет на настроение близких людей.

Хороший самоконтроль. Люди, способные контролировать свое поведение, проявление чувств, ответственнее, чем импульсивные и порывистые. Контроль связан с процессами возбуждения и торможения в головном мозге. С возрастом у детей при правильном воспитании самоконтроль становится лучше, хотя сильно зависит от особенностей темперамента ребенка.

Осмотрительность. Не стоит путать это качество с боязливостью. Здоровая осмотрительность просто необходима для того, чтобы принимать ответственные, продуманные решения.

Степень сформированности ответственности у ребенка зависит от стиля родительского воспитания: авторитетного, попустительского или авторитарного.

Авторитетный родитель соединяет высокую степень контроля с принятием и поддержкой растущей самостоятельности детей; существуют четкие правила поведения, и родитель обсуждает их с ребенком. У таких родителей вырастают самые ответственные дети.

Родители попустительского стиля почти не ограничивают поведение детей, а когда пытаются ограничить, делают это настолько неуверенно, что ребенок не слушается. Такие дети испытывают трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела.

Авторитарный стиль родительского поведения заключается в жестком контроле над поведением детей, которые исключены из процесса принятия решений. Такой стиль воспитания приводит к подавлению инициативности и стремлению принимать собственные решения из страха перед наказанием. И, в конечном итоге, либо выросший ребенок начинает бунтовать и приобретает самостоятельность, порвав все связи с родителями, либо остается безответственным исполнителем на всю жизнь.

"Золотой серединой" является, конечно, авторитетный стиль воспитания, т.к. в нем сбалансированы необходимый контроль за поведением ребенка и предоставление ему разумной самостоятельности.

Таким образом, приучение детей к ответственности происходит - как и все в воспитании, - в форме обмена между родителем и ребенком. Главное для ребенка - это видеть пример близкого взрослого: ответственного, самостоятельного, в меру требовательного, но готового предоставить необходимую самостоятельность. Волшебное слово, которое может помочь взрослому в формировании ответственности у ребенка — слово «вместе». Конечно, всегда существует что-то, что ребенок уже может сам, но есть и то, что он не может никак, а есть что-то между — что он еще не может сам, но уже может вместе с вами. Для того, чтобы ответственное поведение стало собственным, присвоенным, его нужно освоить вместе с взрослым. Создание условий для постепенного возрастания степени ответственности через все большее разделение ее с взрослым — единственно возможный путь научить ребенка быть ответственным за свои поступки и жизнь перед другими и самим собой. Только разделяя ответственность, можно учить брать ее на себя.


Приложение 3

Семинар-практикум «Трудовое воспитание в ДОУ»

Цель: Систематизация знаний педагогов и обеспечение интегрированного подхода.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: старший воспитатель, воспитатели ДОУ.

1) Сегодня мы проведем семинар-практикум, посвященный теме «Трудовое воспитание в ДОУ».

Начнем со слов Антона Семеновича Макаренко «Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, великие педагоги К. Д. Ушинский, А.C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в своих работах часто затрагивали данную тему.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Цель – правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков.

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:

-ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;

-обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

-воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

-воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.

В детском саду должны соблюдаться системность и последовательность трудового воспитания, поэтому в дошкольном образовательном учреждении должны проводиться специально организованные формы работа с родителями по данному вопросу: такие как благоустройство участка, субботник, совместное творчество, привлечение к изготовлению поделок и т. д.

2) А сейчас мы вас попросим вспомнить пословицы и поговорки про труд:

Глазам страшно, а руки сделают. Семь дел в одни руки не берут. За всякое дело берись умело. Муравей не велик, а горы копает. Покуда цеп в руках, потуда и хлеб в зубах. за много дел не берись, а в одном отличись. Не говори, что делал, а говори, что сделал. Одна пчела мало меда нанесет. Ест за вола, а работает за комара. Не все те повара, у кого ножи длинные. Не учи безделью, а учи рукоделью. Не хвались наперед, погляди в конец: каков делу конец будет. Хвались урожаем, когда в амбаре засыпаешь. Уменье и труд все перетрут. Землю красит солнце, а человека труд. На работу он сзади последних, а на еду — впереди первых. Без труда нет плода. Сколько ни говорить, а с разговору сыт не будешь. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. На работу он сзади последних, а на еду — впереди первых.

3) Следующее задание –назовите виды трудовой деятельности в ДОУ по младшему, среднему и старшему возрасту.

4) Заполните таблицу:

Младший возраст:

Самообслуживание (обучение умыванию)
Цель, задачи труда.  
Форма организации. фронтальная
Оборудование.  
Вид индивидуальной работы.  

Средний возраст:

Труд в природе (Рыхлить землю в цветочных горшках)
Цель, задачи труда.  
Форма организации. подгрупповая
Оборудование.  
Вид индивидуальной работы.  

Старший возраст:

Труд в природе (пересадить комнатные растения)
Цель, задачи труда.  
Форма организации. Фронтальная(малые подгруппы)
Оборудование.  
Вид индивидуальной работы.  

 

5) Физминутка под музыку.

6) Прослушайте проблемные ситуации и предложите свой вариант решения:

1. Девочка в садике самостоятельно умеет одеваться и раздеваться, но когда ее забирают родители, она говорит, что она не умеет и маме приходится делать это самой.

2. Утром в садике воспитатель спрашивает детей, кто бы хотел быть дежурным, один мальчик поднял руку, больше никто не поднял.

3. Мама Наташи (6 лет) говорит: «У моей дочери есть желание мне помогать. За какую бы работу я ни взялась, она тут как тут. Но какая от нее помощь, одна помеха! Я отправляю ее гулять, без нее я быстрее управляюсь по хозяйству».

- Права ли мама Наташи? Что можно посоветовать маме?

Решение. Мама Наташи не права. При таком подходе желание трудиться у Наташи может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя ее действия. Чтобы сформировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Наташу конкретным трудовым навыкам, оценивать результаты ее работы.

Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому.

7) Деловая игра «Из чего складывается трудолюбие».

Что же такое трудолюбие? Из чего оно складывается?

Педагогам предлагаем всем вместе разобраться в этом, примерив на себя роль строителей, и построить дом под названием “Трудолюбие”.

Условия воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста

- учет возрастных особенностей;

- помощь и поддержка в процессе трудовой деятельности;

- личный пример трудолюбия взрослого;

- создание трудовой атмосферы в семье и детском саду;

- уважение личности ребенка;

- систематическая трудовая деятельность ребенка дома и в детском саду;

- требование от ребенка качества труда;

- единство действий воспитателей и родителей;

- включение детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте;

- обеспечение нравственно ценной мотивации деятельности в процессе игр, детской деятельности и различных видах труда;

- использование этнических традиций воспитания трудолюбия;

- осуществление преемственности между детским садом и общеобразовательной школой;

- повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования трудолюбия;

- повышение уровня осведомленности и воспитательной компетентности родителей по вопросам формирования трудолюбия;

- воспитание трудолюбия на основе связи с потребностью дошкольников в движении, действии, общении, самореализации, одобрении;

- стимулирование ребенка на выполнение трудовых действий;

- общественное признание, одобрение взрослых;

- обеспечение условий для физического воспитания;

- возбуждение у ребенка интереса к семейному хозяйству;

- воспитание привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет;

- добиваться того, чтобы работа была все – таки выполнена;

- давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы;

- рациональная организация индивидуальной и коллективной работы;

- предварительное планирование труда.

Виды детского труда

Самообслуживание

-умывание;

- раздевание;

- одевание;

- уборка постели;

- подготовка рабочего места;

- забота о чистоте тела;

- забота о порядке в костюме;

- готовность сделать все необходимое для поддержания чистоты тела и одежды и сделать без требований извне, из внутренней потребности;

- соблюдение гигиенических правил;

Хозяйственно – бытовой труд

-поддерживать чистоту и порядок в помещении и на участке;

- помогать взрослым при организации режимных процессов;

- замечать любое нарушения порядка в комнате или на участке;

- устранять непорядок по собственной инициативе;

- отвечать за порядок на полке;

содержать в порядке свои игрушки, настольные игры;

- мыть некоторые игрушки;

- протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.);

- стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.;

- накрывать на стол, убирать посуду после еды;

-подметать веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе, пылесосить;

-помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды;

-оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую;

-проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение);

- оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям;

Труд в природе

-уход за растениями и животными;

- выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике;

Ручной труд

-изготовление предметов из различных материалов;

-изготовление игрушек;

Формы труда:

-поручение;

-дежурство;

-коллективный труд.

8) А в помощь вам мы хотим подарить памятки «Алгоритм навыков самообслуживания и ознакомления с хозяйственно- бытовым трудом» по группам.

Date: 2016-05-25; view: 754; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию