Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Познавательное развитиеВнимание. Ø Внимание характеризуется большим объемом, устойчивостью, избирательностью. Ø Вниманию свойственны произвольность и подконтрольность. Ø Возраст 10-13 лет отличается замедленным и разнонаправленным ростом свойств внимания. По оценкам продуктивности ведущее положение занимают избирательность и объем. Отмечается расструктурированность свойств внимания. Ø В возрасте 13-16 лет обнаружен ускоренный, однонаправленный рост продуктивности свойств внимания, особенно устойчивости, интегрированность всех свойств внимания. Ø Внимание становится более избирательным, зависит от направленности интересов и мотивации. Память ü Характерная особенность - рост произвольности памяти. ü Продуктивность долговременной памяти увеличивается в 1,6 раза, а кратковременной – в 1,8 раза. ü Интенсивные изменения происходят и в образной, и в вербально-логической памяти, но по уровню развития вербальная память начинает занимать ведущее положение. Ø Отмечается гетерохронность различных видов памяти: - 8-11 лет - высший уровень продуктивности достигается в сфере образной памяти - 16 лет - в вербальной памяти при запоминании отдельных слов Ø Идет замедление развития механической памяти. Ø Характерны большие амплитуда и частота микровозрастных колебаний памяти. Ø Изменяются приемы запоминания. Ø Особенности функционирования памяти начинает определять мышление. Итак, память активно развивается, ведущим становится произвольное и осмысленное запоминание вербального и невербального материала. Воображение. ü Характерна склонность к фантазированию. ü Воображение начинает рисовать картины своего будущего. ü Появляется планирование, пока еще некритичное. ü Временная перспектива направлена в далекое будущее - расширяется психологическое время жизни, меняется масштаб времени. ü Подростки все чаще обращаются к творчеству. Мышление. Согласно Ж. Пиаже, с 11-12 лет начинается построение формальных операций и перестройка всего интеллекта, появляется «обратимость» мышления. Особенности мышления в период формальных операций (по Ж. Пиаже): 1) Стратегия познавательной деятельности, направленная на рассмотрение реальной действительности в контексте потенциальных возможностей, носит по существу гипотетико-дедуктивный характер. 2) Формальное мышление – прежде всего мышление предположениями. 3) Идет усвоение логических структур: комбинаторной структуры и структуры пропорциональности. Д.Китинг (1980) выделил 5 особенностей мышления подростка в период формальных операций: · Умение размышлять о возможностях, которые не даны непосредственно. · Опережающее мышление, планирование. · Гипотетико-дедуктивное мышление. Процесс мышления включает выдвижение и систематическую проверку гипотез. Это – одна из особенностей научного мышления. · Мышление о мышлении. Так называемое метапознание, или мышление второго порядка (включает в себя мысли о мыслях, поиск связей между отношениями и маневрирование между реальностью и возможностью). · Мышление, выходящее за общепринятые рамки, которое часто связывают с юношеским идеализмом. ! На уровне формальных операций появляется способность открывать законы и различать факторы, определяющие то или иное событие. Формируется экспериментальное мышление. Представители информационного подхода (Р.Стернберг и др.) считают, что когнитивное развитие в отрочестве-юности включает в себя следующее: · Более эффективное использование отдельных механизмов обработки информации, таких как ее сохранение в памяти и перенос. · Развитие более сложных стратегий для различных типов решения задач. · Более эффективные способы получения информации и ее хранения в символической форме. · Развитие исполнительных функций более высокого порядка (метафункций), в том числе планирования и принятия решений, и повышение гибкости при выборе методов из более широкой базы сценариев. Ø В подростковый период активно развивается понятийное мышление. Ø Возрастает способность к абстрактному мышлению. Ø Развивается умение доказывать, делать широкие обобщения. Ø Растут самостоятельность и критичность мышления. Речь. Ø Подросток постепенно овладевает сложными синтаксическими конструкциями, усложняется структура предложений, которыми он оперирует. Ø Усложняется структура предложений. Ø Увеличивается словарный запас, в основном за счет специальных научных терминов. Ø Речь подростков отличается более частым и точным употреблением абстрактных и метафорических выражений, более тонкой дифференциацией различных оттенков речи и значения близких, сходных по смыслу слов. Ø Особое значение имеет освоение письменной речи. Личностное развитие Я-концепция и самооценка Ø Подростковый возраст характеризуется бурным ростом самосознания, склонностью к самонаблюдению. Ø В результате - резкий переход от фрагментарного видения себя к относительно полной Я-концепции. Развивается когнитивный компонент Я-концепции: увеличивается широта признаков при самоописании. Ø Растет адекватность самооценки, идет ее понижение. Ø При этом уровень притязаний остается очень высоким – отсюда неудовлетворенность, конфликтность. Ø Сильное влияние на самооценку начинает оказывать оценка сверстников. Ø Самооценка у младших подростков ситуативна, у старших становится более устойчивой. Ø У подростков 12—14 лет наблюдается существенное понижение самоуважения, особенно у девочек. Специфическое новообразование самосознания – чувство взрослости. Оно выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям и миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний. Показатели сформированности чувства взрослости: · Возникновение у подростка желания и требований, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому, уважали его и признавали его права на определенную самостоятельность. · Наличие стремления к самостоятельности и желания оградить некоторые сферы жизни от вмешательства взрослых. · Наличие собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание.
|