Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познавательное развитие





Внимание.

Ø Внимание характеризуется большим объемом, устойчивостью, избирательностью.

Ø Вниманию свойственны произвольность и подконтрольность.

Ø Возраст 10-13 лет отличается замедленным и разнонаправленным ростом свойств внимания. По оценкам продуктивности ведущее положение занимают избирательность и объем. Отмечается расструктурированность свойств внимания.

Ø В возрасте 13-16 лет обнаружен ускоренный, однонаправленный рост продуктивности свойств внимания, особенно устойчивости, интегрированность всех свойств внимания.

Ø Внимание становится более избирательным, зависит от направленности интересов и мотивации.

Память

ü Характерная особенность - рост произвольности памяти.

ü Продуктивность долговременной памяти увеличивается в 1,6 раза, а кратковременной – в 1,8 раза.

ü Интенсивные изменения происходят и в образной, и в вербально-логической памяти, но по уровню развития вербальная память начинает занимать ведущее положение.

Ø Отмечается гетерохронность различных видов памяти:

- 8-11 лет - высший уровень продуктивности достигается в сфере образной памяти

- 16 лет - в вербальной памяти при запоминании отдельных слов

Ø Идет замедление развития механической памяти.

Ø Характерны большие амплитуда и частота микровозрастных колебаний памяти.

Ø Изменяются приемы запоминания.

Ø Особенности функционирования памяти начинает определять мышление.

Итак, память активно развивается, ведущим становится произвольное и осмысленное запоминание вербального и невербального материала.

Воображение.

ü Характерна склонность к фантазированию.

ü Воображение начинает рисовать картины своего будущего.

ü Появляется планирование, пока еще некритичное.

ü Временная перспектива направлена в далекое будущее - расширяется психологическое время жизни, меняется масштаб времени.

ü Подростки все чаще обращаются к творчеству.

Мышление.

Согласно Ж. Пиаже, с 11-12 лет начинается построение формальных операций и перестройка всего интеллекта, появляется «обратимость» мышления.

Особенности мышления в период формальных операций (по Ж. Пиаже):

1) Стратегия познавательной деятельности, направленная на рассмотрение реальной действительности в контексте потенциальных возможностей, носит по существу гипотетико-дедуктивный характер.

2) Формальное мышление – прежде всего мышление предположениями.

3) Идет усвоение логических структур: комбинаторной структуры и структуры пропорциональности.

Д.Китинг (1980) выделил 5 особенностей мышления подростка в период формальных операций:

· Умение размышлять о возможностях, которые не даны непосредственно.

· Опережающее мышление, планирование.

· Гипотетико-дедуктивное мышление. Процесс мышления включает выдвижение и систематическую проверку гипотез. Это – одна из особенностей научного мышления.

· Мышление о мышлении. Так называемое метапознание, или мышление второго порядка (включает в себя мысли о мыслях, поиск связей между отношениями и маневрирование между реальностью и возможностью).

· Мышление, выходящее за общепринятые рамки, которое часто связывают с юношеским идеализмом.

! На уровне формальных операций появляется способность открывать законы и различать факторы, определяющие то или иное событие. Формируется экспериментальное мышление.

Представители информационного подхода (Р.Стернберг и др.) считают, что когнитивное развитие в отрочестве-юности включает в себя следующее:

· Более эффективное использование отдельных механизмов обработки информации, таких как ее сохранение в памяти и перенос.

· Развитие более сложных стратегий для различных типов решения задач.

· Более эффективные способы получения информации и ее хранения в символической форме.

· Развитие исполнительных функций более высокого порядка (метафункций), в том числе планирования и принятия решений, и повышение гибкости при выборе методов из более широкой базы сценариев.

Ø В подростковый период активно развивается понятийное мышление.

Ø Возрастает способность к абстрактному мышлению.

Ø Развивается умение доказывать, делать широкие обобщения.

Ø Растут самостоятельность и критичность мышления.

Речь.

Ø Подросток постепенно овладевает сложными синтаксическими конструкциями, усложняется структура предложений, которыми он оперирует.

Ø Усложняется структура предложений.

Ø Увеличивается словарный запас, в основном за счет специальных научных терминов.

Ø Речь подростков отличается более частым и точным употреблением абстрактных и метафорических выражений, более тонкой дифференциацией различных оттенков речи и значения близких, сходных по смыслу слов.

Ø Особое значение имеет освоение письменной речи.

Личностное развитие

Я-концепция и самооценка

Ø Подростковый возраст характеризуется бурным ростом самосознания, склонностью к самонаблюдению.

Ø В результате - резкий переход от фрагментарного видения себя к относительно полной Я-концепции. Развивается когнитивный компонент Я-концепции: увеличивается широта признаков при самоописании.

Ø Растет адекватность самооценки, идет ее понижение.

Ø При этом уровень притязаний остается очень высоким – отсюда неудовлетворенность, конфликтность.

Ø Сильное влияние на самооценку начинает оказывать оценка сверстников.

Ø Самооценка у младших подростков ситуативна, у старших становится более устойчивой.

Ø У подростков 12—14 лет наблюдается существенное понижение самоуважения, особенно у девочек.

Специфическое новообразование самосознания – чувство взрослости. Оно выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям и миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний.

Показатели сформированности чувства взрослости:

· Возникновение у подростка желания и требований, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому, уважали его и признавали его права на определенную самостоятельность.

· Наличие стремления к самостоятельности и желания оградить некоторые сферы жизни от вмешательства взрослых.

· Наличие собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание.

Date: 2016-05-25; view: 340; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию