Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания для студентов

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

Кафедра Философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

профессор Д. М. Азаматов

_____________________

«31» мая 2012 г.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему «История философии. Неклассическая философия. Сциентизм»

 

Методические указания для студентов

(для семинарских занятий)

 

 

Дисциплина «Философия»

Специальность Лечебное дело (31.05.01)

Курс II

Семестр I

 

Уфа

Тема: «История философии. Неклассическая философия. Сциентизм» на основании рабочей программы «Философия». Направление подготовки Лечебное дело (31.05.01), форма обучения очная», утвержденной 31 мая 2012 г.

 

 

Рецензенты:

1.

2.

 

Автор: к.ф.н., доцент Девяткина Р.И.

 

 

Утверждение на заседании № 07 кафедры Философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы от «31» мая 2012 г.

 

 


1. Тема: «История философии. Неклассическая философия. Сциентизм».

Актуальность: данная тема знакомит студентов с течениями неклассической сциентистской философии, многие идеи и принципы которой легли в основу современного научного мировоззрения и методологии.

2. Цель занятия:

- знать предпосылки возникновения неклассической философии;

- знать содержание и гносеологическую направленность сциентизма;

- знать основные положения феноменологии, позитивизма, структурализма, прагматизма;

- знать четыре исторические формы позитивизма;

- уметь объяснить принципы верификации и фальсификации;

- знать основных мыслителей сциентистского направления.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

- историю Нового времени XIX в. и Новейшего времени ХХ в.;

- содержание и компоненты европейской культуры XIX-ХХ вв.;

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

- работать с научными и учебными текстами;

- реферировать научный и учебный материал.

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1) Каковы причины появления неклассической философии?

2) Что является основным объектом исследования в феноменологии?

3) Какие объективные факторы послужили толчком к появлению позитивизма?

4) Какие исторические формы выделяются в позитивизме?

5) Какой научный метод лежит в основе философии структурализма?

6) Почему прагматизм называют утилитарной философией?

 

4. Вид занятия: семинар.

5. Продолжительность занятия: 2 часа (в академических часах).

6. Оснащение:

6.1. Дидактический материал (контролирующие компьютерные программы);

6.2. ТСО (компьютеры, мультимедийные проекторы и др.)

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Тестовые задания для самоконтроля:

 

1. Назовите философскую проблему, наиболее существенную для неопозитивизма:

а) язык науки

б) эмоционально-духовная жизнь человека

в) верификация

г) истина и вера

 

2. Автором всемирно известного труда «Структура научных революций» (1962 г.) является:

а) К. Поппер

б) Т. Кун

в) Б.М. Кедров

г) К. Ясперс

 

3. В современной западной философии значительное внимание уделяется:

а) познанию Абсолютного Духа

б) анализу возможности построения коммунистического общества

в) исследованию проблем языка

г) познанию первоначал, первопричин бытия

 

4. Концепции научных революций как смены парадигм или научно-исследовательских программ разработали:

а) Г. Гадамер и М. Хайдеггер

б) Т. Кун и И. Лакатос

в) Ж. Лиотар и Ж. Деррида

г) К. Ясперс и А. Тойнби

 

5. «Неверное использование языка порождает псевдопроблемы, в том числе, философские», – считают представители:

а) неофрейдизма

б) марксизма

в) экзистенциализма

г) позитивизма

 

6. Одним из направлений философии, возникших в ХХ веке, является …

а) антропологический материализм

б) структурализм

в) трансцендентальный идеализм

г) номинализм

 

7. Определяя специфику научного знания, К. Поппер выдвинул принцип:

а) кодификации

б) верификации

в) фальсификации

г) унификации

 

8. С позиций прагматизма истинным признается такое знание, которое …

а) философски обосновано

б) подтверждается новыми теориями

д) опровергаться новыми теориями

е) может успешно применяться на практике

 

7.1.2. Проверка конспектов по философии:

1) Конт О. Курс позитивной философии // Закон трёх стадий

http://www.sociology.mephi.ru/docs/sociologia/html/kont_positive_philosophy.html

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия:

1. Отличия неклассической философии от классической; причины перехода к неклассической философии.

2. Сущность и характерные черты сциентизма.

3. Основные положения позитивизма; причины смены исторических форм позитивизма.

4. Суть принципов верификации и фальсификации.

5. Основные положения феноменологии, структурализма и прагматизма.

 

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

Объясните понятия и термины: позитивизм, прагматизм, феноменология, сциентизм, аналитика, интерсубъективность, верификация, фальсификация, парадигма, научная революция.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Основные черты и особенности современной философии.

2. «Венский кружок» как начало неопозитивизма.

3. Значение принципа верификации в научной методологии.

4. Карл Поппер и постпозитивизм.

5. Философия прагматизма.

6. Философская эволюция позитивизма.

7. Задачи и методы феноменологии.

8. Главные вопросы и темы постструктурализма.

 

На занятии студенту необходимо выполнить:

· участвовать в обсуждении разбираемых вопросов темы;

· ответить на вопросы преподавателя;

· сформулировать вопрос докладчику;

· решить предложенные тестовые задания.

 

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы:

Материалы для контроля уровня освоения темы: тестовые задания.

 

Оценивание знаний, умений, навыков по теме занятия:

- краткое выступление (дополнение, ответ на вопрос) – 2 балла;

- развернутое выступление – 4 балла;

- доклад, доклад с презентацией – 10-15 баллов;

- тестовое задание – 5 баллов.

 

Место проведения самоподготовки: методический кабинет № 229.

 

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) по данной теме (проводится в учебное время): работа с основной и дополнительной литературой.

 

8. Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов):

Основная:

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. с. 116 – 123, 199 – 201, 213 – 217, 223 – 226, 240 – 252.

2. Спиркин А.Г. Философия. М., 2004., раздел I, глава 7, с. 193 – 200.

3. Хрусталев Ю.М. Философия. М., 2004. Ч. I, Гл. 7, с. 211– 221.

4. Философия медицины. Под ред. Ю.Л. Шевченко. М., 2004. Разд. I, Гл. 6, с. 143 – 150.

 

Дополнительная:

1. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/05.php

2. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/06.php

3. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Modern/_07.php

4. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Modern/_15.php

5. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Modern/_20.php

6. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Modern/_38.php

7. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Reale_ZapFil/Modern/_39.php

8. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Syvorova/_07.php

9. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Skirb/150.php

10. История философии: Учебник / Ч.С. Кирвель и др.; Под ред. Ч.С. Кирвеля. – 2-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2001. с. 374 – 379, 429 – 446, 518 – 524.

 

Подпись автора методической разработки: ___________

 

«31» мая 2012 г.


<== предыдущая | следующая ==>
Социальные отношения. 1.Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов | Сравнительная характеристика циклических операторов

Date: 2016-05-13; view: 501; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию