Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расти личностно и профессионально






Рис. 7.4

Изменения в организации труда

Рис. 7.5

по сравнению с той, в основе которой лежало понятие «рабочее место». Здесь также важны продуманная постановка задач, ясные правила, четкое разграничение полномочий. Но понятие «долж­ность», в отличие от понятия «рабочее место», очерчивает весь круг профессиональных занятий человека, состоящий не из от­дельных операций, а из различных видов профессиональной де­ятельности (рис. 7.5).


204


Часть 1. Мир организации


Принципиально важным является то, что в концепции ме­неджмента в постоянно изменяющейся среде виды профессио­нальной деятельности не носят и не могут носить стабильный, неизменяемый характер. Они меняются в ответ на изменения вовне, в ответ на изменения в потребностях клиентов, причем как внешних, так и внутренних.

Именно с этим связано одно из основных требований в данной концепции — постоянная, гибкая ревизия должностных обязанностей, в отличие от предыдущей концепции, в которой «рабочее место» носило стабильный, неизменяемый характер.

Это значит, что от активности конкретных работников в орга­низации действительно начинает очень многое зависеть. От воз­можности осознать или почувствовать происходящие изменения, принять новый вызов, предоставляемый ситуацией, адекватно и быстро ответить на него зависит как профессиональное и лич­ностное развитие самого работника, так и эффективность всей организации. Баланс интересов достигается благодаря заинте­ресованности организации в развитии персонала и повышении его мотивации и включенности в жизнь организации, заинтере­сованности работников в реализации своих возможностей че­рез вклад в достижения организации (рис. 7.6).


Рис. 7.6

Стратегия управления человеческими ресурсами


Глава 7. Управление человеческими ресурсами



Таким образом, постоянно изменяющаяся ситуация требу­ет от персонала непрерывного профессионального развития, индивидуальной способности использовать накопленный опыт для приобретения новых компетенций, способности к самораз­витию, желания и возможности стать частью, как теперь приня­то говорить, «обучающейся организации». Именно поэтому спо­собность к быстрому обучению и становится ключевой компе­тенцией современности (рис. 7.7).

Важным компонентом соотношения «человек—должность» является понятие качества. Комплексное (или всеобщее) управ­ление качеством (в разных изданиях используется разный пе­ревод) (Total quality management, или TQM) становится домини­рующей культурой организации, формулируемой на уровне высшего менеджмента и затем распространяемой на всю орга­низацию.

Каждый в организации, от генерального менеджера до ра­бочего или клерка с минимальной почасовой оплатой, оказыва­ется вовлеченным в этот процесс. Эта организационная стра­тегия охватывает не только внешнего конечного пользователя и потребителя товаров и услуг, но и внутренних потребителей, внешних поставщиков и вспомогательный персонал. Именно этим комплексное управление качеством отличается от тради­ционной ориентации на обслуживание клиентов. Здесь каждый, кто предоставляет или передает что-либо внутри организации, является внутренним потребителем.

Рис. 7.7

Эволюция подхода к управлению человеческими ресурсами


206 Часть 1. Мир организации

Это справедливо и в отношении внешних поставщиков и вспомогательного (например, обслуживающего) персонала; они также являются жизненно важной составной частью системы комплексного управления качеством. Если поставщики и вне­шний вспомогательный персонал не обеспечивают качества, то и вся организация не может гарантировать клиенту качествен­ного обслуживания.

Таким образом, в новой паре «человек—должность» интегри­руются по крайней мере четыре важные составляющие:

1) цели организации;

2) задачи работников;

3) непрерывное развитие; 4) качество.

Таким образом, управление человеческими ресурсами (УЧР) — стратегический, согласованный подход к управле­нию самым ценным активом организации — работающими людьми, которые вместе и индивидуально вносят свой вклад в достижение ее целей.

Управление человеческими ресурсами рассматривает­ся как взаимосвязанная политика и стратегия, базирующа­яся на едином идеологическом и философском основании.

Основной целью работы УЧР, пронизывающей абсолют­но все направления работы и обеспечивающей внутреннюю устойчивость организации, является повышение результа­тивности работы всей организации.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каковы же направления деятельности управления челове­ческими ресурсами (и, соответственно, комплекс предлагаемых услуг)?

1. Стратегия и организация:

1.1. Организационная стратегия и планирование.

1.2. Организационная структура и процессы.

1.3. Культура и ценности.

1.4. Реализованная стратегия и планы.

2. Ресурсы:

2.1. Стратегия управления человеческими ресурсами.

2.2. Поиск и отбор персонала.


Глава 7. Управление человеческими ресурсами


207


2.3. Расстановка кадров.

2.4. Увольнение персонала.

2.5. Найм субконтрактников, совместителей.

3. Развитие:

3.1. Стратегия развития и планирование повышения резуль­тативности труда персонала.

3.2. Управление результативностью.

3.3. Организация обучения.

3.4. Долгосрочное планирование индивидуального личнос­тного и профессионального развития.

3.5. Планирование развития рабочих (проектных) групп.

4. Стимулирование труда:

4.1. Стратегии вознаграждения и планирование работы.

4.2. Должностные оклады (тарификационная сетка, грейды и проч.).

4.3. Система льгот и бонусов.

4.4. Оплата труда в целом.

5. Организационные отношения:

5.1. Стратегии организационных отношений и взаимодей­ствий.

5.2. Соблюдение работниками принятых обязательств в период организационного развития.

5.3. Коммуникация.

5.4. Поддержка работников (консультирование и социаль­ное обеспечение).

5.5. Соответствие нормативных документов и регламентов организации государственному трудовому законодательству.

5.6. Безопасность труда и забота о здоровье.

5.7. Консультирование персонала и рабочих групп (перего­воры).

5.8. Обеспечение равных возможностей.

5.9. Урегулирование конфликтов и соблюдение дисципли­ны труда.

Таким образом, спектр решаемых УЧР задач чрезвычайно обширен. Однако основными Задачами являются116:

1) предоставление комплекса услуг по поддержке дости­жения корпоративных целей и задач как часть процесса управ­ления организацией;

116 Armstrong M. A Handbook of Human Resource Management Practice. 7' edition. Kogan Page, 1999. P. 4.



Часть 1. Мир организации


2) поиск и сохранение высококвалифицированного, пре­данного и мотивированного персонала;

3) развитие способностей работников — их реального вклада в жизнь организации, потенциальных возможностей, возможности устроиться на работу — при помощи предостав­ления им возможностей к обучению и непрерывному развитию;

4) создание такого организационного климата, который помогает сохранять гармоничные взаимоотношения между ме­неджментом и работниками и который способствует развитию чувства взаимного доверия;

5) создание среды, в которой процветают гибкость и ра­бота в команде;

6) оказание помощи организации сбалансировать и при­способить друг к другу потребности и интересы всех ее акци­онеров (собственников, правительственных органов или чле­нов правления, менеджмента, работников, клиентов, постав­щиков и всей общественности, в широком смысле этого слова);

7) создание условий, при которых людей оценивают и по­ощряют в соответствии с результатами их труда и достижениями;

8) управление разнохарактерной рабочей силой, с учетом индивидуального и группового разнообразия, разных потреб­ностей, стилей работы и ожиданий;

9) предоставление всему персоналу равных возможностей;
10) использование в управлении персоналом этических

принципов, основанных на заботе о людях, справедливости и прозрачности;

11) сохранение и улучшение физического и психического здоровья работников.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ

Определяющими в работе УЧР становятся четыре этичес­ких принципа; они представлены на рис. 7.8.

Основные ценности управления человеческими ресурса­ми — унитарные, индивидуалистические. Унитарными их мож­но назвать в том смысле, что между менеджментом и работни­ками в основе нет никаких непреодолимых разногласий, неиз­бежной разницы интересов.


Глава 7. Управление человеческими ресурсами


209


Этические принципы

управления человеческими

ресурсами:

1) уважение личности — предоставление человеку права голоса

2) взаимное уважение — установление общности интересов в организации и решение конфликтов, связанных с некачественной коммуникацией

3) справедливость — касающаяся всех аспектов отношения к людям

4) прозрачность — открытость, разъяснение предложений менеджмента, принимаемых им решений и процедур

Рис. 7.8

Индивидуалистические ценности предполагают индивиду­альный уровень взаимодействия, являющийся наиболее пред­почтительным с точки зрения реального управленческого вза-имодействиия, а не групповой или организационный.

Активные участники управления человеческими ресурса­ми — линейные менеджеры или менеджеры среднего звена при поддержке высшего менеджмента организации (рис. 7.9).

Клиенты и участники управления человеческими ресурсами:

Менеджеры среднего • Руководители

звена высшего звена

Рис. 7.9


210


Часть 1. Мир организации


В чем разница между управлением человеческими ресур­сами и традиционным управлением персоналом?

При сравнении основных задач и функций профессиональ­ной деятельности, безусловно, обнаруживается больше сход­ства, чем различий. Однако именно термин «управление чело­веческими ресурсами» становится все более и более популяр­ным и широко используемым. Это связано с тем, что важными элементами модели именно управления человеческими ресур­сами являются следующие:

1) стратегическая интеграция;

2) управление организационной культурой;

3) приверженность;

4) всеобщее качество;

5) инвестиции в человеческий капитал;

6) совпадение интересов менеджмента и работников.

Это как раз те ценности, которые, по мнению многих лю­дей, совершенно точно отражают реальность современной орга­низационной жизни.

Процесс, обеспечивающий реализацию предлагаемых УЧР услуг, включает в себя:

1) выявление потребностей клиента (руководителей выс­шего звена, линейных менеджеров) и оценку возможностей по повышению результативности работы организации;

2) выбор направлений работы, включающий постановку задач, их обсуждение с клиентом, ознакомление клиента со стандартами качества предлагаемых услуг;

3) выбор инструментария (технологий, методик), процес­сов и систем для достижения поставленных целей в рамках предлагаемых услуг с целью повышения результативности ра­боты организации;

4) рекламирование предлагаемых услуг и убеждение кли­ентов в необходимости и полезности работы УЧР с целью по­вышения общей результативности работы организации;

5) внедрение услуги в практику работы организации;

6) контроль (мониторинг) и оценка эффективности работы УЧР по выбранным направлениям с точки зрения повышения вклада данной службы в результативность работы организации.

Модель развития управления человеческими ресурсами включает в себя ряд направлений деятельности (рис. 7.10) и основных этапов их реализации (рис. 7.11).


Модель развития управления человеческими ресурсами

Рис. 7.10

Основные этапы развития

направлений деятельности управления


Рис. 7.11

человеческими ресурсами


ГЛАВА 8

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА

Человек, которого считали умершим и уже собирались похоронить, ожил. Он поднялся, сел, но, шокированный тем, что вокруг него происходит, упал в обморок. Его уложили в гроб, и похоронная процессия направилась к кладбищу. Но как только она подошла к могиле, сознание вновь верну­лось к нему, он открыл крышку гроба и стал звать на по­мощь. «Не может быть, чтобы он ожил, — говорили присут­ствующие на похоронах,ведь факт его смерти установ­лен компетентными экспертами». «Но я жив!»кричал человек. Он обратился к известному и беспристрастному ученому и юристу, который присутствовал на его похоро­нах. «Минуту», — сказал эксперт. После чего он повернулся ко всем присутствующим и пересчитал их. «Итак, нам толь­ко что довелось услышать, что покойнику, смерть которого установлена, пришлось заговорить. Вот вас пятьдесят сви­детелей, так скажите мне, что вы считаете истиной». «Он мертв», — сказали эксперты. «Похороните его»,сказал эк­сперт. И его похоронили.

Притча

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ» КАК ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Ключевым понятием, позволяющим применить интеграль­ный подход к работнику как активной личности, заинтересован­ной в реализации своих способностей через эффективную про­фессиональную деятельность, является понятие «компетент­ность».


Глава 8. Оценка профессиональной компетентности


213


Понятие «профессиональная компетентность» в области управления человеческими ресурсами получило широкое рас­пространение лишь в последнее время. Столь широкое распро­странение этого понятия, которое превратилось в «навязчивую идею 1990-х годов», связано прежде всего с тем, что оно ис­пользуется как интегрирующее. Оно объединяет процессы раз­вития и стимулирования персонала с исполнительской деятель­ностью (рис. 8.1).

Использование понятия «компетентность» в практике управления человеческими ресурсами

Рис. 8.;

Понятие «компетентность» имеет довольно много различных определений; впервые оно появилось в 1982 году и означало способность человека таким образом управлять своим поведе­нием, чтобы адекватно отвечать требованиям конкретной орга­низационной среды с целью получения желаемых результатов117.

Позже появились новые определения понятия «компетент­ность», которая стала рассматриваться как:

1) способность применять имеющиеся знания и умения в но­вых ситуациях профессиональной жизни, проявляющаяся в орга­низации и планировании работы, в необычных ситуациях и ново­введениях118;

2) способность и желание выполнить задачу119;

117 Boyatzis R. The Competent Manager. New York, 1982.

118 Training Agency. Competence and Assessment. Standard Methodology. Unit. Sheffield, 1988.

119 Burgoyne J. Competency Approaches to Management Learning. Lancaster, 1988.


214


Часть 1. Мир организации


3) поведенческие показатели, влияющие на исполнение работы120;

4) любые индивидуальные характеристики, которые подда­ются надежному измерению и которые могут продемонстриро­вать разницу между эффективным и неэффективным исполне­нием121;

5) фундаментальные способности и умения, необходимые для успешной работы122.

Таким образом, несмотря на разницу в определениях дан­ного понятия, общим является то, что

«компетентность» относится к таким характеристикам, ко­торые влияют на успешность исполнения работниками своих профессиональных ролей.

Выделяются несколько видов компетентности (рис. 8.2).

Виды компетентности


Поведенческая (индивидуальная)

Характеризует

Индивидуальность

Человека при

Выполнении им

Своих

Профессиональных

обязанностей,

«мягкие требования»

К работнику


Техническая

(профессиональная)

Характеризует

Получаемый

Результат, связана

Со стандартами

Выполнения

Профессиональных

обязанностей,

«жесткие требования»

К работнику


Рис. 8.2

120 Woodruffe С. Assessment Centres. London, 1990.

121 Spencer L, McClelland D., SpencerS. Competency Assessment Methods. Boston, 1990.

122 Furnham A. A question of competency // Personnel Management. June. 1990.


Глава 8. Оценка профессиональной компетентности


215


К поведенческой (индивидуальной) компетентности могут относиться, например, навыки межличностного общения, стиль руководства, аналитические способности, ориентация на дости­жение, то есть такие характеристики, которые могут быть извле­чены из анализа поведения работника при выполнении им своих профессиональных обязанностей.

К технической (профессиональной) компетентности относят­ся не затраченные усилия, а реальные результативные характе­ристики профессиональной деятельности.

Объединяет поведенческую и техническую компетентность то, что в них содержатся актуальные требования к работнику по ис­полнению им своих обязанностей и требования к качеству полу­чаемого результата. А это значит, что они вместе описывают ре­зультаты профессионального поведения, а не просто требуемые знания, умения и навыки.

Так, например, можно выделить следующие позитивные и негативные показатели результативности руководства при выпол­нении руководителем такой задачи, как осуществление направ­ляющего воздействия, стимулирование и мотивация каждого ра­ботника и группы в целом для достижения желаемых результатов:

Позитивные показатели результативности:

1. По итогам работы группа в целом демонстрирует высо­кие результаты.

2. Руководитель ставит понятные цели, планирует работу и ожидаемые результаты, постоянно контролирует ход работы исполнителями, обсуждая с ними полученные результаты.

3. Руководитель устанавливает эффективные взаимоотно­шения с конкретными работниками и группой в целом.

4. Руководитель формирует у группы чувство привержен­ности общей цели.

5. Руководитель формирует благоприятный социально-пси­хологический климат, эффективно мотивирует работников, по­ощряя их вклад в достижение общей групповой цели, выявляет причины низких результатов в конфиденциальном порядке.

Негативные показатели результативности:

1. По итогам работы группа в целом демонстрирует низкие результаты.

2. Руководитель не проясняет цели работ и ожидаемые результаты,

3. Руководитель не уделяет достаточного внимания выяв­лению потребностей членов группы.


216


Часть 1. Мир организации


4. Руководитель не контролирует ход работы и не обсуждает с исполнителями полученные результаты.

5. Руководитель не поощряет работников, продемонстриро­вавших хорошие результаты, и не работает с теми, у кого резуль­таты работы низкие.

Единое представление о профессиональной компетентности работника может быть дифференцировано благодаря выделению конкретных компетенций. Ведь именно развитие конкретных вос­требованных постоянно изменяющимся контекстом компетенций и позволяет эффективно и своевременно управлять ситуацией. В этом смысле можно сказать, что, когда человек знает, как нужно выполнить работу, но выполняет ее плохо, он проявляет некомпе­тентность, что вызывает одно воздействие руководителя. Однако когда человек не знает, как следует выполнить работу из-за отсут­ствия у него необходимых компетенций, которые могут быть вос­полнены, управление данной ситуацией будет совсем другим.

Как уже отмечалось, в России понятие «компетенция» долгое время имело значение «полномочия, власть, ответственность», то есть обладало ярко выраженной правовой окраской.

В отличие от России, за рубежом компетенция рассматри­вается не просто как способность решать задачи в данном клас­се профессиональных ситуаций, но и реальное эффективное их решение. Это означает, что практическое умение подкрепляется желанием действовать (позитивным отношением) и реальным действием (демонстрируемым поведением).

При этом высказывается «крамольная» мысль о том, что, что­бы уметь что-либо делать, не обязательно знать, как это надо делать. Ведь мы без инструкций научились ходить, бегать, ездить на велосипеде и ловить мяч.

Интересным является и рассмотрение компетенций как си­стемы входов, выходов и процессов (рис. 8.3).

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ДОЛЖНОСТЬ» И «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ»

Необходимость введения и использования нового понятия профессиональной компетентности была вызвана изменившим­ся контекстом управления организацией и людьми в организа­ции, характеризующимся ситуацией постоянно изменяющейся среды. Каково же соотношение понятия «должность» и понятия «компетенции» в этих условиях (рис. 8.4)?


Глава 8. Оценка профессиональной компетентности



Система компетенций

Date: 2016-05-25; view: 597; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию