Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И интуитивная организацииКак известно, ощущение и интуиция относятся к двум различным стилям восприятия окружающей действительности, к двум разным подходам извлечения информации. Ощущающая организация (SO) сосредотачивает свое внимание на существующих условиях ситуаций, фактах, с которыми она имеет дело. В производстве, например, она сильна в определении спецификаций и деталей. Ей удается поддерживать полный порядок в хранении большого количества информации. У нее прекрасно организованы системы регистрации и банки данных. Действуют такие организации обычно в соответствии со стандартными процедурами, будь то бухгалтерия, безопасность или что-то другое. Правда, порядок в SO иногда достигается в ущерб четкому пониманию целей. Часть 1. Мир организации Интуитивная организация (NO) не столь точна. При анализе ситуаций она скорее обращает внимание на всю ситуацию в целом, а не на ее детали. В результате некоторые из них упускаются из виду. Однако она способна увидеть то, что находится в глубине, что еще только может случиться или что можно было бы сделать. Она, прежде всего, ориентирована на потенциальные возможности и имеет тенденцию немного преувеличивать значение происходящего. Интуитивные организации часто посвящают себя разработке новых подходов и технологий или извлечению выгоды из только еще наметившейся ситуации. Им нравится развитие и скучна повседневная рутина. Так, например, Apple Computer стала особенно быстро развиваться, создавая компьютеры в соответствии с собственным интуитивным представлением о потребностях клиентов. Как сказал ее исполнительный директор Джон Скали, «лучший способ подготовиться к будущему — изобрести его». (Он также признал, что, когда он попал в компанию, работники не утруждали себя заботой отвечать на телефонные звонки или перезванивать.) С другой стороны, такая ощущающая организация, как Procter & Gamble, знаменита своими обстоятельными статистическими маркетинговыми исследованиями, проводимыми перед выпуском нового продукта. И можно побиться об заклад, что не отвечать на телефонные звонки в ней — просто недопустимо. SO имеет собственный характерный путь планирования и осуществления перемен. Любое изменение в ней совершается постепенно. Она относится к изменению как к усовершенствованию того, что уже имеется в наличии. Она может быть инновационной, но нововведение должно касаться деталей, а не всего проекта в целом. На одном конце спектра ощущающая организация может работать вхолостую, а на другом — иметь непрерывные программы усовершенствования. Так или иначе, она способна осуществить за один раз лишь одно изменение. NO способна вводить новшества более целостно. Она воспринимает любое изменение скорее как полную трансформацию, чем как постепенное усовершенствование. NO начинает с формулировки парадигмы, или основной реальности, которая скрывается за ситуацией, и большое внимание уделяет изменению того, как думают люди, а не того, как Глава 3. Характер организации 81 они себя ведут. Интуитивную организацию привлекает создание радикально новых технологий или идеологий. Она проявляет интерес к тенденциям развития и активно действует, непосредственно настраиваясь на будущее. Ощущающие организации побуждаются к действию настоящим, которое они и называют реальностью. Они относятся к интуитивной организации как к слишком идеалистичной или непрактичной, в то время как интуитивные организации считают ощущающие слишком осторожными. По мнению У. Бриджеса, в большинстве организаций отделы маркетинговых исследований и организационного развития реализуют скорее интуитивную функцию, в то время как само производство — ощущающую. Планирование — интуитивно, а администрирование реализует ощущающие функции. Неудивительно поэтому, что группы работников, выполняющие столь разные обязанности, зачастую начинают заниматься перетягиванием каната63. SO при подготовке к изменениям создает картину будущего, основываясь на прошлом опыте и на проектах, экстраполированных из последних, наличествующих данных. С ее верой в причинно-следственные связи, ощущающая организация рассматривает такие проекции как надежные и основательные. Они превращаются в задачи или цели деятельности, которые выражаются количественно, после чего ощущающая организация составляет план их достижения. До тех пор пока не составлен план действий, ощущающая организация считает, что еще ничего не решено. Однако, как только составлен план, «все — решено». Ловушкой планирования для организации этого типа является то, что прекрасно разработанный план может быть не чем иным, как шагом назад. Это происходит потому, что зачастую фактические данные, которые столь дороги сердцу ощущающей организации, не могут служить надежным проводником в будущее и эти экстраполяции современных тенденций все в большей и большей степени становятся миражами, которые исчезают, как только к ним приближаешься. 63 Bridges W. The Character of Organizations. Using Jungian Type in Organizational Development. NewYork, 1992. P. 17. Часть 1. Мир организации NO не так часто можно удивить отсутствием непрерывности между «сегодня» и «завтра». Вовсе не обязательно, что интуитивной организации нравится эта прерывность, так как будущее может представляться весьма мрачным. Однако она верит в то, что изменения происходят скачками. Интуитивная организация предпочитает использовать свое воображение в создании будущего и рассматривает это как свою прерогативу. NO нравится сама идея предвидения (visioning), и ее столь же вдохновляют образы будущего, как ощущающую организацию — основательное понимание существующих фактов и прошлый опыт. Для NO нежелание полагаться на собственную интуицию значит консервативность или отсутствие воображения. Лозунг ощущающих организаций: «Если это не ломается, не надо это чинить». Лозунг интуитивных организаций: «Если ты видишь лучший способ сделать это — попробуй». SO предпочитает достигать больших изменений маленькими шажками, а сложные ситуации расчленять на составные части. Каждый раз ощущающая организация чувствует себя лучше, когда имеет дело с частностями, а не уникальным целым. NO стремится к целому, считая, что концентрация внимания на частностях приводит к излишнему упрощению ситуации. Таким образом, в сложных ситуациях организации этих типов действуют по-разному: ощущающая организация стремится ее упростить, расчленяя на составные элементы, в то время как интуитивная организация стремится понять ее и работать с ней как с целым. Разницу в подходах можно проиллюстрировать на примере таких двух компаний, занимающихся приготовлением быстрой пищи, как McDonald's и Domino's Pizza. Если компания McDonald's сделала фетиш из пошаговой технологии приготовления гамбургеров, то Domino's Pizza исходит из представления «Пан или пропал!». Работа данной организации основывается на единственной идее: люди платят за быструю доставку еды на дом. SO доверяют опыту, поэтому вне зависимости от того, как принимается техническое решение — чисто бессознательно или на осознанном уровне, традиционно ощущающей организации больше нравится испытанное и надежное. Статусом и властью в таких организациях обладают люди с опытом работы в данной организации, или, по крайней мере, Глава 3. Характер организации 83 имеющие опыт работы в смежных с этой организацией сферах деятельности. Умения и компетентность персонала напрямую связаны с опытом работы. Таким образом, существует тенденция распределять профессиональные роли и строить организационную структуру так, чтобы возникали отделы с работниками, имеющими сходный профессиональный опыт. То есть в основе предпочитаемой организационной структуры находится образование функциональных подразделений — все инженеры работают в техническом отделе, все маркетологи — в отделе маркетинга и так далее. NO относится к профессиональному опыту как «к палке о двух концах», так как ее восприятие будущего отличается от видения прошлого. Опыт воспринимается как полезный постольку, поскольку он предполагает приобретение умений и навыков, но он не может служить оправданием того, что ничего не надо менять. Поскольку интуитивная организация рассматривает ситуацию как уникальное целое, для того чтобы получить конкретный результат, формируются межфункциональные группы (команды). Такие команды могут создаваться как специальные команды проекта или как почти неизменяемые стратегические профессиональные подразделения. В подобных командах властью и статусом обладают наиболее выдающиеся люди, лучшие лидеры или наиболее мотивированные работники, а вовсе не всегда более опытные. SO, по вышеописанным причинам, во многом полагаются на политику, инструкции и стандартные операционные процедуры. Принимая на работу, такие организации обучают этим правилам новичков по принципу «У нас так принято», а соответственно, если все правильно выполнять, можно добиться поощрения. NO также имеет свою политику, но она скорее связана с общим видением организации в целом и системой верований, а не с прошлым или проверенными временем методами. Новичок в такой организации обучается тому, «во что мы верим», и поступать правильно значит поступать в соответствии с принятым духом. Каковы же основные черты ощущающей и интуитивной организаций? 84 Часть 1. Мир организации
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ И ЧУВСТВУЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИИ Мыслительная и чувствующая организации отличаются друг от друга использованием разных подходов к принятию решений — разными способами оценки ситуаций и обработки информации. Мыслительная организация (ТО) подходит к решению проблем, исходя из целого ряда принципов делового, профессионального, научного и/или морально-нравственного характера. Они применяются более или менее беспристрастно и логично. При этом не придается никакого значения специфическим обстоятельствам развития ситуации, так как важна не уникальность ситуации, а то общее, что позволяет объединить ее с другими. Глава 3. Характер организации 85 Чувствующая организация (FO) руководствуется не безличными принципами, а личностно окрашенными ценностями. Такая организация поступает, прежде всего, с позиции «что нас больше всего волнует», а не с позиции логики. Политика и планы в чувствующей организации строятся с ориентацией на людей, которые будут их реализовывать, в то время как в мыслительных организациях они принимаются с ориентацией на результат, без учета человеческой составляющей. ТО удается лучше решать проблемы, не связанные с людьми. Она часто поступает так, как будто в ситуации вообще отсутствует человеческая составляющая, оправдывая себя тем, что она, прежде всего, интересуется производством товаров или услуг. Понятно, что такое объяснение выглядит не столь убедительным, поскольку именно от людей зависит их разработка и производство. Кроме того, вне зависимости от того, каковы основные потребности производства, их клиенты — тоже люди. Когда мыслительной организации приходится иметь дело с людьми, она апеллирует к таким принципам, как справедливость, честность, лояльность и ответственность. FO придает особое значение именно человеческим ресурсам, считая, что озабоченность общими принципами работы является лишь слабой заменой подлинного интереса к людям и их индивидуальным потребностям. Это вовсе не означает, что принятый стиль управления в чувствующей организации лучше, чем в мыслительной: в конце концов, принципы справедливости и лояльности в организации — совсем неплохие идеи. Однако, в отличие от мыслительной организации, чувствующая организация строит общение с работниками на личностном уровне, учитывая различия в их потребностях, системах ценностей, индивидуальных особенностях и мечтах. Примером мыслительной организации является Hewlett-Packard, примером чувствующей — Pitney Bowes. Нельзя сказать, что работа в одной из этих компаний престижнее, чем в другой, и обе отличаются прекрасным менеджментом. В Hewlett-Packard разрабатывается очень здравомыслящая политика, к людям относятся с позиции логики, однако там царит дух холодной обезличенности. В Pitney Bowes занимаются тем же самым бизнесом, но там превалирует особое внимание к построению эффективных человеческих отношений. С этой целью там проводятся ежегодные «собрания работников» по аналогии 86 Часть 1. Мир организации с собранием акционеров, на которых работники имеют возможность обсудить все волнующие их вопросы непосредственно с руководителями компании. Также создан Совет, занимающийся урегулированием межличностных отношений и возникающих у работников проблем. ТО с недоверием относится ко всему, что касается личностных проявлений и, соответственно, не умеет эффективно интегрировать их в жизнь организации. Такой подход имеет одно специфическое следствие: хотя решения менеджеров могут носить неосознанный личностный характер, они будут всячески это отрицать, утверждая, что сами не могут ни на что повлиять и что на них никто и ничто не влияет. Мыслительная организация старается всему придать общую форму и не приемлет индивидуальные решения. Она также не склонна личностно вовлекаться в обсуждение проблем. Для FO проникновение в область личностных проблем не означает вторжения в личную жизнь. Чувствующая организация считает само собой разумеющимся, что для принятия действительно эффективных решений необходимо учитывать индивидуальные точки зрения. Под «хорошим решением» понимается такое, которое «хорошо» и для людей, и для достижения стратегических результатов. Поэтому обсуждения и анализ ситуаций носят глубоко личностный, заинтересованный характер. В этом отношении чувство означает не эмоцию, а чувствующая организация — это совсем не обязательно место, где льются слезы и раздаются крики. Как раз наоборот, горечи и гнева больше в мыслительных организациях — по причине игнорирования ими личностных проявлений. Чувство здесь означает лишь то, что данная организация способна всерьез отнестись не только к тому, что у каждого есть в голове, но и к тому, что у каждого человека есть на сердце. ТО может быть как добродушной, так и резкой. Однако в любом случае она ко всему настроена чрезвычайно критически. Поскольку организации такого типа строят свою деятельность, исходя исключительно из принципов, они считают, что каждая ситуация должна быть оценена критически. Поэтому используются лишь две оценки: проектные работы выполнены хорошо либо плохо; планы сформулированы ясно либо неясно; методы управления успешны либо неуспешны; словом, все: качество товаров и услуг, обслуживание клиентов, лидерство Глава 3. Характер организации 87 или коммуникация — все в ней рассматривается как часть одного механизма, выполняющего свою функцию или не выполняющего его. В более мягкой форме это ведет к скрупулезной оценке всех и вся, в своем крайнем выражении — к чтению снисходительных нотаций, резким оценкам или даже неприятным, а подчас и бурным нападкам на проекты и людей. FO более благосклонна и менее критична. Это не означает, что в таких организациях нет конфликтов, — однако недовольство не является доминирующей оценкой, способной мотивировать людей на более качественную работу. В чувствующей организации делают все, чтобы каждый конкретный работник смог проявить себя с наилучшей стороны и чтобы в результате все вместе смогли бы работать в гармонии. Таким образом, в организации данного типа всех работников ориентируют на то, чтобы они, каждый в отдельности, поступали бы разумно или правильно, в результате чего все вместе будут работать более эффективно. Предполагается, что люди способны принять критику, вне зависимости от того, насколько она болезненна, потому что именно так можно чему-то научиться. В некоторых случаях люди готовы смириться с критическими оценками и потому, что они понимают, что такие оценки могут быть связаны и с психологическим состоянием других людей, с тем, что эти люди могут быть расстроены или огорчены. Однако это состояние не вечно, а значит, всем опять придется работать вместе, стараясь достичь наилучших результатов. Так, неотъемлемой целью чувствующей организации является достижение общей гармонии, в то время как мыслительная организация нацелена только на эффективность труда. Разница между превалированием мышления или чувства в организации особенно заметна в работе отдела по организационному развитию в финансовой компании или организации, занимающейся производством, ибо цель ОР, включая и развитие человеческих ресурсов, по самой своей природе связана с превалированием чувства над мышлением. В основе любых организационных изменений лежат прежде всего изменения в системе ценностей или прояснение этих ценностей. Осуществление же работы, связанной с финансами и производством, опирается на развитие функции мышления, 88 Часть 1. Мир организации так как для того, чтобы начать действовать, ценности не столь важны, важнее само наличие целей. Осуществление изменений для данных подразделений и означает решение проблем, а поэтому «ценности» рассматриваются мыслительной организацией как несущественные. Непонимание, которое существует между этими позициями, столь значительно, что в результате отдел организационного развития в такого рода организации, как правило, ничего не может сделать. По сути дела, наиболее выражен конфликт, возникающий при совместном обсуждении той или иной проблемы двумя отделами — тем, в котором превалирует функция мышления, и тем, в котором превалирует функция чувства, потому что аргументы первого столь логичны и разумны, что вторая сторона не может доказать свою точку зрения понятным для своего партнера образом. Каковы же основные черты мыслительной и чувствующей организаций?
ОЦЕНИВАЮЩАЯ И ВОСПРИНИМАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИИ Напомним: то, для чего организация использует информацию о взаимодействии с окружающим миром, зависит от ее Глава 3. Характер организации 89 ориентации на оценку (суждение; J) или на восприятие (созерцание; Р). У оценивающих (рациональных) организаций хорошо развиты функции мышления или чувства, в то время как у воспринимающих (иррациональных) организаций хорошо развиты ощущение и интуиция. Оценивающая организация (JO) ориентирована на принятие твердых решений, и весь менеджмент построен на процессе принятия решения. Если оценка реализуется в мыслительной организации, решения принимаются на основе рациональных принципов. Если же оценка реализуется в чувствующей организации, наиболее важным являются ценности, принцип «как сердце подскажет». В любом случае главным в оценивающей организации является процесс принятия решений. При невозможности принятия решения в ситуации конфликта или неопределенности все чувствуют себя не в своей тарелке. Воспринимающая организация (РО) не придает столь большого значения принятию решений. Более того, если считают, что принятие решения ограничивает обсуждение или мешает дальнейшему получению информации, его стараются избежать. Работники могут испытывать неприятное чувство, если кто-то подталкивает их к решению. Воспринимающие организации ведут себя так, как будто они находятся в состоянии постоянного поиска фактов и оценки существующего климата. Частично многолетний конфликт между линейными подразделениями и управленческим персоналом в больших организациях связан с тем, что линейные подразделения ориентированы на оценку, а управленческий персонал — на восприятие, так как его цели связаны с осуществлением аналитической деятельности, выявлением ситуационной сложности, а не с активными поведенческими проявлениями и «сляпанными наспех» решениями существующих в организации проблем. JO подчас может столкнуться с неприятностями из-за слишком поспешного решения, принятого на основе дефицита фактических данных. Сбор данных в таких организациях бывает недостаточным или небрежным, часто к информации относятся предвзято. Оценивающей организации нужно постоянно себя подталкивать, чтобы оставаться открытой для окружающего мира, чтобы во взаимодействии с организациями, которые значительно отличаются от нее самой, уметь пересматривать свои убеждения. 90 Часть 1. Мир организации Условно говоря, прежде чем действовать, ей нужно досчитать до десяти. РО, напротив, обычно сталкивается с проблемами из-за того, что неоправданно долго затягивает принятие решения или полностью уходит от него. В воспринимающей организации зачастую нет нужных структурных подразделений и профессиональных ролей, облегчающих процесс принятия решения. В качестве «оправдания» можно отметить, что она выступает поборником равноправия, и вместо того, чтобы, не откладывая в долгий ящик, принять то или иное решение, продолжает искать консенсус. Например, подразделения, занимающиеся исследованиями, по своему характеру — воспринимающие, в то время как подразделения, занимающиеся производством, почти всегда оценивающие. Именно с этим связана та нетерпимость, с которой производственные структуры относятся к исследовательским, продолжающим заниматься внесением изменений в проект, несмотря на то что он уже сдан в производство. Вообще говоря, штабные подразделения — более воспринимающие, чем оценивающие (линейные), так как их задача — обобщить и интерпретировать полученные данные, объем которых все время возрастает. Линейным подразделениям необходимо как можно быстрее получить ответ «да» или «нет». Поэтому они относятся к управленческому персоналу как далекому от реальности. Они говорят: «Знаете ли, это — реальная жизнь, вы — не в башне из черного дерева!64» Управленческий персонал, напротив, не принимает потребность линейных работников получать четкие указания, вместо того, чтобы разобраться в их правомерности. Этот конфликт характерен для всех организаций во всем мире. JO дают четкие определения всему, что возможно. Мыслительные организации определяют стандарты и процедуры, чувствующие организации определяют ожидания и отношение. Организации обоих типов считают, что четкое раскрытие сути способствует устранению какого бы то ни было непонимания, повышает качество исполнительской деятельности. 64 Имеется в виду произведение современного классика английской литературы Джона Фаулза «Башня из черного дерева», которое стало использоваться как символ отстраненности, ухода от реальности, в то же время позволяющего проникнуть в суть вещей. Глава 3. Характер организации В то же время РО считает, что такая структурированность мешает проявлению творчества и ограничивает свободу. В интуитивной организации такой структурированности избегают из-за боязни ограничить потенциальные возможности и затруднить предвидение ситуации. Считается, что дальнейшие согласования «искоренят сам дух поиска». В ощущающей организации существует представление, что любой опытный профессионал, выполняющий те или иные задачи, сам способен четко определить ситуацию, и дальнейшими согласованиями «можно лишь заговорить до смерти». JO обладает явно моралистическими чертами, так как сам процесс принятия решений и стиль обсуждения проблем предполагает разделение на «хорошее» и «плохое», «мудрое» и «глупое», «да» и «нет», «подойдет» и «не подойдет». После того как решение принято, оценивающие организации имеют тенденцию навязывать его всем остальным. Если принято решение идти на север, организации такого типа приходится вступать в конфликт со всеми, кто идет на юг. Фактически, выражение «наш способ действия» становится синонимом слов «единственно правильный способ действия». РО более свободна и менее предвзята, не слишком склонна к морализированию, считая, что оценивающие организации слишком напряжены и не обладают чувством юмора. Воспринимающие организации, будучи не обремененными оценками, могут позволить себе плыть по течению. Однако, несмотря на свою выраженную склонность к плавному развитию ситуации, они все же нуждаются в обретении твердой почвы под ногами. В качестве примера воспринимающей организации можно привести ROLM Corporation, одну из лидеров в производстве средств телефонной связи, славящуюся своей открытостью и отсутствием формализованных процедур. В данной организации были официально приняты такие принципы, как избегание бюрократии, организация различных неформальных встреч (например, пивных кутежей по пятницам). В середине 1980-х годов эту корпорацию купила такая оценивающая организация, как IBM, которая придерживалась строго формальной политики (еще недавно они славились, например, требованиями к одежде своего персонала: белая рубашка и темный галстук). Не удивительно, что такое приобретение было болезненным для работников обеих организаций. 92 Часть 1. Мир организации Итак, каковы же черты воспринимающей и оценивающей организаций?
ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ КОД ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ Приведенные выше описания организаций разных типов позволяют любому желающему самому попробовать оценить характер той организации, в которой он работает или работал. В общем, характер той организации, которую он хорошо знает. Какова эта организация: 1) экстравертная (Е) или интровертная (I); 2) ощущающая (S) или интуитивная (N); 3) мыслительная (Т) или чувствующая (F); 4) оценивающая (J) или воспринимающая (Р)? Определите типологический код вашей организации. Ваша организация: Глава 3. Характер организации 93 Как показывают исследования, среди американских корпораций чаще всего встречаются типологические коды ISTJ и ESTJ65. Исследования, проведенные нами в конце 1990-х годов в трех российских организациях (в открытом акционерном обществе, специализировавшемся на телефонной связи; в закрытом акционерном обществе, работающем в сфере компьютерного бизнеса; в учебном учреждении), также позволили выявить наиболее часто встречающийся типологический код. Несмотря на значительные различия сфер профессиональной деятельности этих организаций, штата сотрудников и продолжительности существования, их характерологический тип оказался одинаковым — это тип Администратора, ESTJ. Организации этого типа имеют хорошо развитую иерархическую структуру с хорошо развитыми вертикальными коммуникативными связями. Иногда такие организации могут достигать больших размеров. Управление в них осуществляется, прежде всего, в форме администрирования. При этом имеются развитые технологии осуществления администрирования: разработаны четкие правила и процедуры распределения полномочий и ответственности, которые имеют долгосрочный и неизменяемый с течением времени характер. Большое внимание обращается на детализацию осуществляемого управления. Основным принципом реализации процесса управления является: «Время — деньги». Ограничивающий фактор осуществления управления в организации этого типа — недоверие к абстрактным, неструктурированным, не поддающимся количественному выражению понятиям. Такие организации не обращают внимания на альтернативные официально принятой позиции. Люди, способные высказывать подобные точки зрения, рассматриваются как нарушители спокойствия. Место работника в вертикальной структуре организации имеет для него определяющее значение. Разработанные организацией стандарты оценки профессиональной квалификации персонала, а также стандарты человеческих взаимодействий и отношений носят жесткий, ортодоксальный характер. При этом возможность изменения стандартов и 66 Bridges W. The Character of Organizations. Using Jungian Type in Organizational Development. New York, 1992. P. 7. 94 Часть 1. Мир организации процедур сведена к минимуму. Все, что поддается стандартизации в организации, — стандартизировано. Раз и навсегда принятый способ решения производственных ситуаций рассматривается организацией как очевидный. Подобные организационные отношения обеспечиваются благодаря постоянному контролю со стороны руководителей. В организации данного типа развиты процедуры координации и планирования. Много времени отводится подробной и четкой разработке планов. В ней активно избегаются любые непродуманные рискованные шаги. Воспринимаются лишь те точки зрения, которые согласуются с «коллективной мудростью» организации, но даже они подвергаются глубинному анализу, предваряющему их реализацию, с тем, чтобы на этапе реализации решений они носили естественный, не нуждающийся в дополнительном анализе характер. Важным является развитие у персонала чувства принадлежности к данной организации. Здесь всегда есть ощущение, кто именно подходит данному коллективу, а кто — нет, чьи усилия должны быть вознаграждены, а чьи — нет. Слабая сторона данной организации — отсутствие гибкости. Она игнорирует индивидуальные различия работников и не поощряет индивидуальную инициативу. Здесь нет и не может быть «суперзвезд» и одиночек. Даже люди, которые лишь в малой степени склонны к независимой автономной деятельности, не поощряются и имеют наименьшие шансы реализовать свои возможности. Это приводит к тому, что организация теряет способность к креативности. Вне зависимости от своего размера и ситуации во внешней среде, организация данного типа ведет себя как стабильная, раз и навсегда созданная система. Таким образом, она особенно эффективна в стабильной, неизменяющейся среде, поскольку не способна к быстрым изменениям и спонтанным действиям. При необходимости разработки новых направлений развития, организация испытывает трудности, хотя и способна поставить подобную задачу перед персоналом. Действуя эффективно на этапе предоставления разработанных ранее товаров или услуг, организация сталкивается со сложностями в разработке принципиально новых видов товаров или услуг. Сама ситуация возможных перемен является для организации данного типа очень тревожной. Понимание того, что все Глава 3. Характер организации вокруг изменилось, что проверенные временем способы поведения неадекватны ситуации, приводит к тому, что люди теряют ориентацию, и эта великолепно управляемая организация за одну ночь может быть ввергнута в полный хаос. В такой организации, как правило, хорошо себя чувствуют люди, предпочитающие ситуацию, которую можно предсказать или предвидеть. В большинстве своем это реалистичные люди, которых очень нелегко сбить с толку внезапными откровениями, они не доверяют чувствам и часто не обращают внимания на проблемы просто потому, что эти проблемы носят слишком личностный характер. Такие люди предпочитают скорее формальное взаимодействие и любят следовать традициям. С течением времени они становятся трудолюбивыми и верными работниками. Таким образом, характерные организационные, так же как и личностные, черты оказывают заметное влияние на способ существования организации в мире: на человеческие отношения и взаимодействия как внутри организации, так и вовне; на способ управления ими; на организационную культуру, определяющую основные принципы и ключевые ценности. У каждой организации присутствуют все четыре психологические функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция, дающие ей целостное и уравновешенное восприятие мира. То, что эти функции развиваются не в одинаковой степени (то есть какая-то функция доминирует), несет в себе большой потенциал для организационного развития. Год за годом, людям, работающим в организации, может открываться что-то новое, нечто такое, о чем они раньше и не подозревали. И всякий раз, когда кажется, что «вот теперь-то нашим открытиям наступил конец», необходимо понимать, что это иллюзия. Этого никогда не будет. Ограничения существуют лишь в человеческом разуме. Если научиться преодолевать эти ограничения, можно продолжать обнаруживать в себе и в окружающем мире, так же как и во взаимодействии с этим миром, то одно, то другое, порой переживая потрясения. Как писал К. Г. Юнг (правда, по отношению к человеку, однако, на наш взгляд, это верно и по отношению к организации), «это говорит о том, что всегда остается часть нашей личности, которая по-прежнему бессознательна, которая по-прежнему 96 Часть 1. Мир организации находится в становлении. Мы не завершены; мы растем и изменяемся. Хотя та будущая личность, которой мы будем когда-то, уже присутствует в нас, просто она пока что скрывается в тени. Это подобно бегущему кадру в фильме. Будущая личность еще не видна, но мы движемся вперед, где вот-вот начнут вырисовываться ее очертания. Таковы потенциалы темной стороны эго. Мы знаем, какими мы были, но не знаем, какими станем!»66 66 Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. Киев, 1995. С. 18-19. ГЛАВА 4. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ Любознательный монах спросил учителя: «Где дорога?» «Прямо перед тобой», — последовал ответ». «Почему я ее не вижу?» — «Потому что ты думаешь о себе». — «А ты-то видишь ее?» — «Пока ты будешь говорить, что я вижу, а ты не видишь, пока у тебя двоится в глазах, ты вообще ничего не увидишь». — «Но когда не станет ни меня, ни тебя, тогда можно будет увидеть дорогу?» — не унимался монах. «Когда исчезнет „я", когда исчезнет „ты", кому тогда вообще потребуется видеть дорогу?» Притча ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ — ТЕОРИЯ ИЛИ ПРАКТИКА? Индивидуальность организации проявляется через характерный стиль построения человеческих отношений и взаимодействий и управление ими, что можно наблюдать в общей активности организации в окружающем мире, в ее организационном поведении. Организационное поведение— сравнительно молодое направление в науке. Как утверждает Джек Вуд, сам термин появился лишь в конце 1950-х годов67. Его предложил Фриц Ретлис-бергер в противовес модному в то время термину «человеческие отношения». Организационное поведение как отдельная наука, со своим предметом и объектом исследования заняла свое место в Гарвардской бизнес-школе в 1962 году. Лишь в 1970 году это направление стало развиваться в Англии в Лондонской бизнес-школе и в 1974 году— в Шотландии в Университете Глазго. 67 Wood J. Mastering management: Organizational behaviour // Financial Times, supplement (part 2 of 20). 1995. 98 Часть 1. Мир организации Сам термин — это абстракция, поскольку организация не может «вести себя» определенным образом, лишь люди в этой организации ведут себя так или иначе. Организационное поведение характеризует специфику человеческой деятельности и взаимодействия в организации. Фред Лютенс определил организационное поведение как область знания, стремящуюся понять и научиться предсказывать поведение людей в организации, а также управлять им68 (рис. 4.1). Организационное поведение
• Понимание • Предвидение • Управление Рис. 4.1 На рис. 4.2 в самых общих чертах показаны взаимосвязи между организационным поведением (ОП) и смежными дисциплинами: теорией организаций (ТО), организационным развитием (ОР) и управлением персоналом / человеческими ресурсами (УП/УЧР). Как следует из рисунка, ОП в большей степени разрабатывает и предоставляет теоретические подходы и концепции, прежде всего интересуясь явлениями на микроуровне, то есть ее внимание сконцентрировано на понимании и объяснении поведения людей и групп внутри конкретных организаций. 68 Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 1999. С. 17. Глава 4. Организационное поведение Теория организаций (ТО) и организационное развитие (ОР) в большей степени макроориентированны, занимаясь разработкой структуры и проектированием организаций. Функция управления персоналом / человеческими ресурсами (УП /УЧР) является частью практической деятельности организаций наравне с маркетингом, финансовым менеджментом или оперативно-производственными функциями. Взаимосвязь организационного поведения и смежных дисциплин Рис. 4.2 Менеджеров по персоналу, или человеческим ресурсам (последний термин в большей степени отвечает современным представлениям), ищут и принимают на работу на должности, которые так и называются. Со специалистами по организационному поведению этого не происходит. Это сбивает с толку. Но менеджеры в области организационного поведения, подающие заявление о приеме на работу (независимо от того, будут ли они менеджерами по маркетингу или финансам, управляющими магазинами, администраторами в университете, офис-менеджерами или менеджерами по персоналу / человеческим ресурсам), являются менеджерами по человеческим ресурсам. Они играют роль управляющих человеческими ресурсами (в дополнение к своим другим техническим и функциональным ролям), поскольку управляют людьми. Часть 1. Мир организации Таким образом, все менеджеры, независимо от их технических функций, с этой точки зрения являются менеджерами по человеческим ресурсам, поскольку имеют дело с человеческим поведением в организации. А значит, всем менеджерам необходимо иметь представление об организационном поведении. Индивидуальность организации проявляется на всех трех уровнях организационного поведения69: 1) на уровне организационного поведения; 2) на уровне группового поведения; 3) на уровне индивидуального поведения. Ведь, как известно, в любой организации сосуществуют атрибуты, характеризующие собственно человеческое поведение (возможности, потребности, интересы, индивидуальная результативность), и атрибуты, характеризующие собственно организацию (цели, задачи, структура, технологии, организационная результативность). ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КЛИМАТ На уровне организационного поведения специфика управления человеческими отношениями и взаимодействиями, а также суть организационных отношений отражена в организационном климате. Именно организационный климат, в идеале, призван облегчить приспособление данной организации к непрерывному изменению в Окружающей Среде и способствовать организационному развитию. Именно в организационном климате аккумулируется эффективность используемого руководителем стиля руководства, характер коммуникационных потоков и специфика проявляющихся в данной организации конфликтных ситуаций. 69 Milton. С. R. Human Behavior in Organizations: Three Levels of Behavior. Prentice Hall, INC., Englewood Cliffs. N. J., 1981. Глава 4. Организационное поведение 101 Кроме того, существует ряд основных психологических потребностей людей, входящих в любую организацию, удовлетворение или неудовлетворение которых влияет на организационный климат. Такими базовыми потребностями являются70: 1) ощущение безопасности; 2) свобода в принятии решений; 3) сохранение и развитие своей индивидуальности; 4) уважение другими (в том числе прав субъекта на самостоятельность); 5) самоуважение. Подавление данных потребностей порождает уменьшение влияния власти на социальные процессы (за счет потери психологической поддержки, авторитета), вызывает негативизм и сопротивление людей, острое чувство социальной несправедливости. Таким образом, основными факторами, определяющими тот или иной организационный климат, выступают следующие: 1) уровень доверия; 2) качество обратной связи (негативная или позитивная); 3) степень свободы в самовыражении (личностном и профессиональном); 4) наличие права принимать значимые для организации решения; 5) степень информированности о задачах и достигнутых результатах; 6) уровень удовлетворенности в принадлежности к данной организации; 7) степень эмоциональной включенности в жизнь данной организации; 8) принятие на себя ответственности за состояние дел в организации. Благодаря организационному климату организация приобретает собственную «индивидуальность», собственный стиль, начинающий влиять как на конкретного человека, так и на группу и организацию в целом. Организационный климат позволяет ответить на вопрос о том, каким образом объединяются интересы всех работников вокруг целей организации на всех ее уровнях. 70 Conflict: Human Needs Theory / J. Burton (Ed.). St. Martiv's Press. New York, 1990. 102 Часть 1. Мир организации
Рис. 4.3 Ведь именно на организационном уровне решается проблема согласования или игнорирования (в том числе и подавления) различных интересов и потребностей. Ответ на этот вопрос в большой степени зависит от тех, кто принимает управленческие решения в организации, и от того, как они принимаются и реализуются в жизнь. Ведь именно принятие и реализация управленческих решений, а также их качество призваны гарантировать организации ее способность к эффективному существованию. На организационном уровне поведения принятие решений рассматривается как основной механизм управления организационным поведением, определяющий и организационный климат, и результативность работы организации как единого целого. Глава 4. Организационное поведение 103 МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ПО ТИПУ «ВЫИГРЫШ / ВЫИГРЫШ» Показателем благоприятности организационного климата может служить степень пересечения потребностей организации и потребностей работников (рис. 4.4). Модель поведения в организации по типу «выигрыш/выигрыш» Рис. 4.4 Когда два круга, изображающие потребности и поведение, свойственные организации, и потребности и поведение, свойственные работникам, в значительной степени пересекаются, такое пересечение говорит о поддерживающем и чувствительном к потребностям работников поведении руководителя. При этом сами работники поддерживают цели организации и ее руководство. Как считают исследователи, такая ситуация ведет к тесным, открытым, честным, справедливым и чувствительным отношениям, которые приводят к Доверию с большой буквы71. 71 Кенджеми Дж. П., Райс Дж., Ковальски К. Дж. Формирование, упадок и возрождение доверия в организации // Лидерство в бизнесе: Психологические проблемы (по материалам американских исследований) / Под ред. Т. Н. Ушаковой. Дубна, 1997. С. 60. 104 Часть 1. Мир организации Конечным результатом подобного взаимодействия является здоровый климат в организации, когда у работников есть свобода думать, расти и вообще вносить существенный вклад в организацию, даже совершать ошибки без страха наказания. В подобной организации работники обычно больше удовлетворены происходящим и сами стремятся к достижению целей организации, даже тех, которые трудно достичь. Взаимопонимание в человеческих взаимоотношениях является могучей эмоциональной силой; она легко распознается проницательным наблюдателем по таким поведенческим признакам, как хороший контакт глаз, частые взаимодействия с представителями власти, мимические проявления доброты и дружелюбия, а также мягкие и понимающие интонации голоса. Данная модель организации описывается как ситуация типа «выигрыш / выигрыш». МОДЕЛЬ ПОВЕЛЕНИЯ ПО ТИПУ «ВЫИГРЫШ / ПРОИГРЫШ» О снижении уровня доверия в организации говорят следующие особенности в поведении руководителя: 1) выполненная работа ценится мало или не ценится вообще; 2) превалируют угрозы и наказания при редких похвалах; 3) используется прилюдная и персональная критика в адрес работников; 4) поддерживается атмосфера страха; 5) отсутствует интерес к предложениям работников; 6) работники рассматриваются как пешки /объекты; 7) процветают фаворитизм и увольнения без разбора. В результате руководство организации начинает предъявлять большие, но нереалистичные требования к работникам, становится менее чувствительным, менее эмпатичным и менее озабоченным потребностями работников, демонстрируя явно негативное отношение к подчиненным. В свою очередь, распространяющийся страх власти, разрушающий доверие к руководителям, объединяет людей по мере того, как укрепляется доверие между теми, кому угрожают. Чувства незащищенности и уязвимости заставляют работников образовывать мощные неформальные организации для защиты своих интересов и потребностей. Данная ситуация, которую можно назвать «выигрыш / проигрыш», продемонстрирована на рис. 4.5. Глава 4. Организационное поведение 105 Модель поведения в организации по типу «выигрыш / проигрыш» Рис. 4.5 Формирование мощной оппозиционной неформальной организации работников, по существу, знаменует возникновение стены (психологического барьера), затрудняющего разумную коммуникацию между двумя сторонами — руководством организацией и работниками. Результат подобного конфликтного взаимодействия — реализация стратегии «выигрыш / проигрыш» с обеих сторон (рис. 4.6).
Модель поведения в организации по типу «выигрыш / проигрыш» с обеих сторон 106 Часть 1. Мир организации Характерным для описанного выше организационного климата является формирование и развитие в организации двух типов работников: тех, кто покинул организацию и ушел из нее (обычно это 20% работников), и тех, кто «покинул» организацию, но не ушел из нее (примерно 80% оставшихся на своих рабочих местах работников). При наличии большого числа работников, которые в эмоциональном, психологическом плане «покидают организацию, но не уходят», обычными становятся следующие проявления: 1) снижение качества продукции при росте ее себестоимости; 2) высокий показатель по отходам производства; 3) нарушение графика выполнения работ; 4) большое количество прогулов и множество опозданий на работу; 5) большое количество среди сотрудников вирусных заболеваний/частых болей в пояснице; 6) частые увольнения способных и компетентных работников; 7) небрежное обращение с машинами и оборудованием; 8) частые перерывы в работе; 9) отсутствие у сотрудников персональной ответственности за результаты труда;
10) отсутствие программ по повышению профессиональной квалификации; превалирование старого опыта, старых ценностей, старых традиций; 11) отсутствие перспективного, предвосхищающего мышления; 12) отсутствие творческого подхода к решению проблем. Для организационного климата становится типичным наличие конфликтогенного фона, выраженного в агрессивно-враждебной психологической атмосфере, особенно ярко проявляющей себя в поляризации по вертикали. Как известно, в организационной структуре разные полномочия членов коллектива, закрепленные в разных функциональных обязанностях, уже в определенном смысле предполагают полярность отношений. Однако эта полярность не обязательно будет переживаться коллективом (и руководителями, и персоналом) как полярность на психологическом уровне. Глава 4. Организационное поведение 107 Психологическое переживание коллективом полярности взаимоотношений приводит к ощущению несправедливости существующих оценок как с одной, так и с другой стороны, что повышает общую конфликтность отношений. Ведь, как известно, главным психологическим регулятором взаимодействия людей является ценностное отношение людей друг к другу, к самим себе и к Миру в системах отношений «власть—подчинение», производства, потребления и распределения. Формирование таких оценок идет путем постоянного сопоставления своей позиции и позиций «другого» относительно базового отношения—ощущения «справедливости—несправедливости» (правильности — неправильности) существующего порядка. На личностном уровне эта полярность выражается в противопоставлении «мы—они». Например, «Мы хотим, а они...»; «Они думают, что...»; «Есть часть работников, которая...»; «Они не понимают, что...» и т. д. Общая конфликтность организационных взаимодействий начинает возрастать благодаря персонифицированному характеру отношений, то есть когда существование проблемной ситуации начинает ассоциироваться с конкретным лицом или группой людей в этой организации. При этом каждый человек, принадлежащий к той или иной группе, придерживается определенного стереотипа в поведении и оценке событий. В силу накопления большого количества энергии при противопоставлении, этот стереотип является ярким, стандартным, схематизированным, эмоционально насыщенным, что способствует созданию и сохранению положительного «Я / Мы-образа». При этом необходимо иметь в виду, что любые стереотипы прекрасно интегрируют общность, сплачивая ее против какой-либо другой, и эффективно компенсируют недостаток регуляции. Такой групповой стереотип способствуют нагнетанию межгруппового конфликта (что реально и наблюдается в динамике развития взаимоотношений в коллективе). Стереотип усиливает эмоциональный фон, который, в свою очередь, усиливает стереотип и т. д. вплоть до разрыва самих отношений или уничтожения (подавления) другой стороны'2; рис. 4.7). 72 Глазл Ф. Конфликт-менеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта. Калуга, 2002. С. 49-50. 108 Часть 1, Мир организации
Рис. 4.7 Первопричина конфликта теряет свою значимость, и он начинает жить собственной жизнью. Так, группа, действительно или мнимо ущемляющая «наши» интересы, и ее представители начинают персонифицировать собой «образ врага», в котором естественно преувеличиваются отрицательные черты и затушевываются положительные. Далее «враг» дегуманизиру-ется, то есть ему отказывают в праве на статус человеческого существа («они»— «звери», «чудовища»). Все, что связано с «врагом», упрощается до самых примитивных причинно-следственных объяснений. «Он» — источник всех бед, поэтому «его» надо убрать. Действия оппонентов определяются той же схемой, как в зеркале, отражая те же чувства, мысли, образы. И чем больше одна сторона настаивает на своей правоте, тем больше это действие вызывает противодействие, тем сильнее психологическая блокада — оппоненты «глохнут» и «слепнут» к аргументам друг друга. Характерно, что обе стороны ищут доказательства своей правоты в истории, и ни одна не видит в другой будущего партнера73. Данный тип организационного взаимодействия обратно пропорционален объективности, полноте, разносторонности информации о точках зрения сторон. 73 Гостев А, А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов: Очерки по конфликтологии. М., 1993. Глава 4. Организационное поведение 109 Может наблюдаться и иной сценарий развития организационных отношений, при котором организационный климат также будет характеризоваться высоким уровнем подчинения коллектива, но при этом не будет наблюдаться никакой конфликтности в межгрупповых и межличностных отношениях. Работники будут демонстрировать отчетливое нежелание проявлять самостоятельность и инициативу, принимать участие в решении проблем, неосознанно чувствуя свою зависимость или давление со стороны одного или двух человек (как руководителей, так и экспертов) и охотно соглашаясь с ней. Часто можно услышать такие реплики, как: «Не мы должны это решать. Все это — не наше. Нам должны сказать, что делать». При этом ответственность за состояние дел в организации воспринимается лишь на формальном уровне, как формальная обязанность, предписанная должностью. На эмоциональном уровне превалируют ориентация на получение оценки извне, страх получить отрицательную оценку, неосознанная готовность к получению именно такой оценки, глубинная обида и чувство неудовлетворенности. Потребность поддержки и одобрения со стороны становится чуть ли не основной и единственной потребностью работников. «Мы правильно поступили? Мы не подвели?» — таков основной лейтмотив обращения работников к руководителям. РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИОННОМ РАЗВИТИИ В современной концепции менеджмента в постоянно изменяющейся среде, при принятии любого управленческого решения осуществляется постоянная коррекция поставленных целей с учетом изменяющихся требований и условий макро- (внешней) и микросреды (внутренней). А значит, как предоставленная возможность, так и умение и желание всего персонала принять участие в решении проблемных ситуаций и достичь поставленных организацией целей не только знаменуют текущую эффективность данной организации, но позволяют надеяться на ее позитивное развитие. 110 Часть 1. Мир организации Целью организационного развития является разработка концепции и методологии организационных изменений и управления ими с учетом потребностей и интересов как организации, так и людей. Таким образом, управление изменением, реализующее организационное развитие, выступает необходимым элементом всей системы управления в организации. Однако в конечном счете многое зависит от позиции конкретного руководителя, от его приверженности определенному стилю руководства и реализации этого стиля. Ибо именно специфика лидерства определяет особенности стиля общения (передачи информации) в организации и управления изменением, а также специфику поведения сотрудников на индивидуальном, групповом и организационном уровнях. Для того чтобы каждый человек в организации был в состоянии предвидеть действия других и реагировать на них соответствующим образом, существует принятая в данной организации система обмена информацией. Система коммуникационных связей, пронизывающая всю организацию в целом, облегчает взаимное приспособление людей друг к другу. Ведь суть коммуникативной деятельности—в установлении такой кооперации, когда поведение каждого изменяется и, в известной степени, регулируется фактом участия других людей. Основным предназначением коммуникации в организации является обмен информацией, обеспечивающий кооперативную взаимопомощь с целью координации действий. Результат коммуникации, таким образом, — не просто изменение установок или поведения слушателя (в данном случае работника) под влиянием внешних стимулов, но достижение определенной степени согласия. Согласие же означает, что в какое-то время у разных людей существует похожее определение ситуации. Когда возникает согласие, происходит взаимопроникновение картин мира, что позволяет каждому участнику согласованного действия понимать точки зрения других участников. Понятие «коммуникация» относится именно к такому взаимному обмену информацией, благодаря которому согласие развивается, поддерживается или разрушается (рис. 4.8). Глава 4. Организационное поведение 111 Процессы коммуникации в организационном контексте являются жизненно важными связующими звеньями между руководителями и персоналом, между работниками разных уровней и внешним окружением. Существует много подходов к организации информационного обеспечения деятельности организации, ее сотрудников и менеджеров. Однако во всех подходах определяется потребность в информации как по качественным характеристикам (какая информация?), так и по количественным (периодичность, необходимый и достаточный объем и проч.).
|