Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4 программа тренинга 11 page





Обсуждение. Участники садятся на свои места, и когда группа готова продолжать работу, тренер задает вопросы. Прежде всего, он спрашивает: насколько легко или трудно было изображать те или иные состояния; какие состояния было изображать легче, а какие труднее; с чем это может быть связано; с помощью каких невербальных паттернов участники изображали то или иное состояние, и как еще можно было изобразить то же самое состояния.

Затем тренер спрашивает участников о том, насколько легко или трудно было определять различные состояния; какие состояния было определять легче, а какие труднее; с чем это связано; какие состояния попали в разряд легко определяемых, а какие — в разряд трудно определяемых.

Можно ли научиться распознавать состояния других людей безошибочно и что можно сделать, чтобы научиться лучше понимать состояния других людей? (давать обратную связь собеседнику, задавать вопросы).

Комментарии для тренера. Данное упражнение требует предварительной подготовки. Прежде всего, из каждого списка следует выбрать разноплановые эмоциональные состояния по числу участников, заранее приготовить карточки и конверты. Также необходимо внимательно прочитать план действий каждой подгруппы, с тем чтобы при проведении упражнения не отвлекаться на уточнение его содержания, поскольку это может сделать упражнение менее динамичным.

Мини-лекция «Вопросы содержательного и эмоционального характера»

Цель. Знакомство участников с одной из специальных классификаций типов вопросов, подготовка к освоению практических навыков по использованию вопросов содержательного и эмоционального характера.

Содержание. Тренер знакомит участников с вопросами содержательного и эмоционального характера, дает определения и рассказы-


Часть I. «Базовые умения и навыки» 171

вает о возможностях и ограничениях данных типов вопросов, приводит примеры.

Материалы к мини-лекции можно найти в разделе «Вопросы содержательного и эмоционального характера».

Упражнение «И что вы чувствуете?»

Цель. Отработка техники постановки вопросов эмоционального характера.

Содержание. Упражнение включает в себя два этапа.

Этап 1. Тренер просит каждого участника вспомнить ситуации, которые вызывали раньше или вызывают у них сейчас различные эмоции. Затем необходимо составить и записать на листе бумаги по одному-два предложения на каждую ситуацию. Причем первое предложение должно начинаться с определенной фразы.

Список начальных фраз:

П «Раньше мне очень нравилось...»

П «В детстве я ненавидел...»

П «Раньше я выходил из себя, когда...»

П «Меня часто пугают...»

D «Мне нравится, когда...»

П «Я прихожу в ярость, если...»

П «Я начинаю плакать, когда...»

О «Я расстраиваюсь, если...»

П «Я прихожу в восторг при...»

Возможны и другие похожие варианты. Примеры составленных коротких высказываний об эмоциональных ситуациях могут быть следующими: «Раньше мне очень нравилось пить молоко с медом перед сном. После этого я всегда крепко спал» или «Я прихожу в ярость, когда кто-то по ошибке звонит мне в три часа ночи и пьяным голосом говорит что-то невнятное» и т. д. Количество описанных ситуаций для каждого участника не ограничено, но для данного упражнения достаточно описать по две-три ситуации. Если кто-то из участников не хочет говорить о реальных ситуациях, он может описать придуманные им ситуации.

После того как ситуации кратко описаны, тренер просит участников составить список вопросов эмоционального характера, которые


172 Глава 4. Программа тренинга

можно было бы задавать к данным и другим похожим ситуациям во время консультирования.

Список может быть примерно следующим:

О Рассказывая о том, что было в детстве, что вы чувствуете сейчас?

П Какие чувства у вас вызывают эти события?

О Какие чувства возникают у вас сейчас, когда вы вспоминаете об этом?

П Что вы чувствуете сейчас, когда говорите об этом?

П Как проявляется ваше чувство ярости (злости, страха и т. д.)?

О Какие эмоции возникли у вас в процессе вашего рассказа? и др.

Этап 2. После того как участники кратко описали различные ситуации и составили список вопросов эмоционального характера, группа делится на три-четыре подгруппы. Каждая подгруппа образует свой маленький круг, организует рабочее пространство так, чтобы подгруппы не мешали друг другу (участники подгрупп могут либо сидеть на стульях, либо стоять, по их усмотрению).

Далее работа проходит в подгруппах. Первый участник каждой подгруппы читает одну из описанных им ситуаций, второй участник (сидящий слева от него) задает ему вопрос эмоционального характера, обращаясь к составленному списку, но не обязательно копируя вопрос слово в слово. Первый участник отвечает второму. Затем второй участник зачитывает одну из описанных им ситуаций, а третий участник (участник, сидящий слева от второго) задает ему вопрос эмоционального характера и т. д.

Упражнение может пройти два-три круга, после чего участники возвращаются в общий круг для обсуждения.

Обсуждение. Участники делятся своими трудностями и находками, задают тренеру или друг другу вопросы. В конце обсуждения группа делает обобщение о том, как и когда необходимо задавать вопросы эмоционального характера.

Комментарии для тренера. Если группа небольшая (до восьми человек), второй этап упражнения можно проводить в круге.

Во время проведения упражнения тренер следит за тем, чтобы вопросы эмоционального характера затрагивали состояние клиента в данный момент, а не в прошлом.


Часть I. «Базовые умения и навыки» 173

Упражнение «Умение следовать за клиентом»

Цель. Демонстрация участникам тренинга значимости умения следовать за клиентом, задавая вопросы содержательного характера.

Содержание. Группа делится на тройки. Тренер зачитывает участникам начало сессии, описанной в разделе «Умение следовать за клиентом», и просит их дать ответ, какой может быть реакция консультанта на слова клиента. После того как каждая тройка составит и зачитает свой вариант ответа, тренер приводит вариант ответа начинающего консультанта и просит каждую подгруппу прокомментировать, насколько удачен данный ответ и почему.

Далее тренер рассказывает участникам, почему клиент так долго описывал праздничный стол, после чего дает некоторые сведения о том, насколько важно умение следовать за клиентом в процессе сессии.

Обсуждение. Проходит в свободной форме. Может быть, кто-то из участников имеет возражения или вопросы к тренеру.

Комментарии для тренера. Данное упражнение совмещено с мини-лекцией, чтобы активизировать участников тренинга и предоставить им возможность высказать свое мнение. Если группа слишком пассивна и большинство участников еще не имеют своей точки зрения по поводу процесса консультирования, данное упражнение можно заменить мини-лекцией, материал к которой находится в разделе «Умение следовать за клиентом».

Практикум по консультированию (работа в тройках)

Цель. Отработка техники постановки вопросов эмоционального характера и умения следовать за клиентом.

Время. По десять минут на каждого участника в роли клиента и по 1,5—2 минуты на каждого участника в роли супервизора.

Тема. «Случай, который вызвал у меня сильные эмоции» (история может быть как реальной, так и выдуманной).

Содержание. Группа делится на тройки — консультант, клиент, супервизор.

По сигналу тренера клиент начинает рассказ. Консультант использует техники нерефлексивного и рефлексивного слушания и эмпатическое


174 Глава 4. Программа тренинга

понимание клиента, техники постановки вопросов содержательного и эмоционального характера, в конце сессии делает резюмирование.

Супервизор наблюдает за консультантом. По окончании сессия дает консультанту обратную связь по типу «сэндвича».

Обсуждение. Участники делятся приобретенным в ходе практикума опытом сначала от имени клиентов, затем от имени консультантов, а затем от имени супервизоров. Тренер просит участников поделиться опытом использования техники постановки вопросов содержательного и эмоционального характера.

Обратная связь

,_

По аналогии с предыдущими встречами.

Встреча 7

«Эффективные и неэффективные вопросы»

План

1. Обратная связь.

2. Практикум по консультированию (работа в парах).

3. Мини-лекция «Эффективные и неэффективные вопросы».

4. Упражнение «Техники постановки вопросов».

5. Упражнение «Что бы ты спела, если бы...» (модификация детской
игры).

6. Практикум по супервизии.

7. Практикум по консультированию (работа в тройках).

8. Обратная связь.

Обратная связь

Проходит по аналогии с предыдущими встречами.

Практикум по консультированию (работа в парах)

Цель. Развитие навыков активного слушания, эмпатического понимания и умения осознавать свои индивидуальные особенности.


Часть I. «Базовые умения и навыки»



Время. По десять минут на каждую сессию. Тема. «Как я отвечаю на вопросы». Содержание. Работа проходит в парах.

Клиент рассказывает консультанту о том, как он отвечает на вопросы:

П в каких ситуациях он любит отвечать на вопросы, которые ему

задают другие люди;

О в каких ситуациях он не любит отвечать на вопросы; О на какие вопросы он обычно отвечает с удовольствием; П какие вопросы ему не нравятся; D насколько часто задают ему вопросы в повседневной жизни.

Консультант использует техники нерефлексивного и рефлексивного слушания и эмпатическое понимание, задает эффективные вопросы, следуя за клиентом, а в конце сессии делает резюмирование. Клиент слушает резюмирование консультанта и при необходимости исправляет неточности.

Затем участники меняются ролями.

Обсуждение. Проходит по аналогии с обсуждением предыдущей встречи.

Мини-лекция «Эффективные и неэффективные вопросы»

Цель. Подготовка участников к освоению практических навыков по использованию эффективных вопросов.

Содержание. Тренер знакомит участников с классификацией вопросов по степени их эффективности. Объясняет области применения эффективных типов вопросов и приводит примеры отрывков из сессий, которые он может взять в теоретическом разделе книги. Для наглядности можно изобразить схему эффективных и неэффективных типов вопросов на флипчарте или доске и использовать ее в течение дня.

В конце мини-лекции тренер знакомит участников с общими правилами использования техники постановки вопросов в интегративном консультировании.

Материал к мини-лекции находится в разделе «Эффективные и неэффективные вопросы».


176 Глава 4. Программа тренинга

Упражнение «Техники постановки вопросов»

Цель. Отработка техники постановки различных типов вопросов в кругу.

Содержание. Данное упражнение проходит в кругу. Тренер зачитывает различные отрывки из высказываний клиентов. Участники задают подходящие вопросы, при этом определяя тип поставленных вопросов.

Примеры отрывков из сессий даны в приложении 8.

Обсуждение. Данное упражнение можно проводить без обсуждения. При желании тренер может спросить участников о том, какие типы вопросов вызывают трудности в их использовании.

Комментарии для тренера. Если группа хорошо усвоила теоретический материал мини-лекции, данное упражнение можно не проводить, а сразу перейти к упражнению «Что бы ты спела, если бы...?», которое направлено на отработку техники постановки эффективных вопросов.

Упражнение «Что бы ты спела, если бы...» (модификация детской игры)

Цель. Снятие эмоционального напряжения участников группы, отработка техники постановки эффективных вопросов.

Содержание. Каждый участник пишет на листе бумаги вопрос, который бы был построен по следующему принципу: «Что бы ты спел(а), если бы... (произошло определенное событие)?».

Затем на другом отдельном листе бумаги каждый участник отвечает на свой вопрос словами из песни (1-2 строчки). После того как все участники готовы, тренер предлагает им сложить бумажки с ответами на вопрос (слова из песни) в несколько сложений и поместить в подготовленную заранее коробку. Все ответы перемешиваются, и каждый участник с закрытыми глазами вытягивает по одному из них. Таким образом, у каждого имеется по одному вопросу («Что бы ты спела, если бы...») и по одному ответу (слова из песни).

Далее первый участник читает группе свой вопрос, который он написал в начале проведения упражнения, и новый ответ, который он достал из коробки. Если ответ подходит по смыслу, слово передается


Часть I. «Базовые умения и навыки» 177

следующему участнику. Если ответ не подходит, группа задает участнику вопросы, чтобы выяснить, что именно участник (клиент) имел в виду, давая такой странный ответ. Разрешается задавать только эффективные типы вопросов, избегая неэффективных.

Чтобы лучше понять ход данного упражнения, давайте рассмотрим следующий пример.

Скажем, первый участник придумал и записал следующий вопрос: «Что бы ты спел (а), если бы тебя попросили завтра утром перед началом тренинга перекрасить стены и потолок данного помещения в другой цвет?» На другом листе бумаги этот же участник записал следующий ответ к вопросу (слова из песни): «Знаешь, изв-ини, но мне надо бежать. Дела, пойми, дела, дела...» и положил свой листок с ответом в коробку, а записанный на бумаге вопрос оставил при себе.

Второй участник записал следующий вопрос и ответ к нему (слова из песни): «Что бы ты спел (а), если бы тебя выбрали президентом страны?» — «Я сегодня до зари встану...».

Третий участник: «Что бы ты спел (а), если бы сейчас пошел дождь?» — «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам» и т. д.

После того как все ответы перемешали и каждый вытащил из коробки новый ответ, первый участник читает группе свой вопрос: «Что бы ты спел(а), если бы тебя попросили завтра утром перед началом тренинга перекрасить стены и потолок данного помещения в другой цвет?» и новый ответ, к примеру: «Я сегодня до зари встану..». Ответ более или менее подходит к данному вопросу, поэтому у участников тренинга нет необходимости в получении дополнительной информации. Слово предоставляется второму участнику, который читает свой вопрос: «Что бы ты спел(а), если бы тебя выбрали президентом страны?» и новый ответ, который он вытащил из коробки — «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам...» Ответ данного клиента на вопрос вызывает удивление, поэтому участники группы по желанию начинают задавать эффективные вопросы, чтобы прояснить ситуацию.

Например:

— «Каким обрааом вы связываете вместе два данных события:
выборы президента и дождь?»

— «Что значит для вас бегущие по лужам пешеходы?»

— «Ваш ответ удивил меня. Не могли бы вы рассказать об этом
немного подробнее?»


178 Глава 4. Программа тренинга

При желании первый участник может дать группе ответ на любой вопрос, например: «Последний раз выборы президента проходили в мой день рождения, и я весь день пел эту песню». Но давать ответ на вопросы, сформулированные участниками, совсем не обязательно. Цель упражнения — отработать техники постановки эффективных вопросов и научиться избегать неэффективных.

После того как второй участник выслушает вопросы, третий участник читает группе свой вопрос и ответ и т. д.

Комментарии для тренера. В ходе упражнения тренер следит за тем, чтобы участники избегали использования неэффективных вопросов: «Зачем?», «Почему?» и альтернативных (в случае, если существует более чем два варианта ответа на вопрос).


Практикум по супервизии


\


Цель. Развитие умений анализировать сессии своих коллег и распознавать различные техники, используемые консультантом.

Содержание. Тренер раздает участникам бланки для проведения практикума по консультированию и просит внимательно ознакомиться с ними. (Образец бланка дан в приложении 9.) После этого он читает отрывок из сессии начинающего консультанта, прошедшего аналогичный тренинг (см. приложение 10). В процессе слушания каждый участник заполняет свой бланк. Затем участники в подгруппах (2-4 человека) обсуждают, какую информацию следует записать.

Далее работа продолжается в кругу. Тренер просит участников прочитать по пунктам содержание их бланков.

Обсуждение. Тренер предлагает участникам ответить на вопросы о том, насколько легко или трудно было анализировать сессию коллеги; способствует ли такой опыт (анализ сессий других консультантов) дальнейшему профессиональному росту; чему они научились от консультанта; какие выводы по поводу проведения консультирования сделали для себя.

Практикум по консультированию (работа в тройках)

Цель. Отработка техники постановки эффективных вопросов и умения следовать за клиентом.


Часть I. «Базовые умения и навыки»



Время. По 12 минут на каждого участника в роли клиента и по 1,5—2 минуты на каждого участника в роли супервизора.

Тема. «Мои планы на будущее» (ролевая игра). Клиент говорит от имени человека, который через месяц оканчивает университет. У клиента есть определенные планы на будущее, но он не уверен, что сможет их осуществить. Ему нужна поддержка и одобрение консультанта.

Содержание. Группа делится на тройки: консультант, клиент, супервизор.

Клиент начинает рассказ от имени человека, который через месяц оканчивает университет и который хочет поделиться своими планами на будущее. Консультант использует техники нерефлекси'вного и рефлексивного слушания и эмпатического понимания клиента, техники постановки эффективных вопросов, в конце сессии делает резюмирование.

Супервизор наблюдает за консультантом. По окончании сессии дает консультанту обратную связь по типу «сэндвича».

Обсуждение. Участники делятся приобретенным в ходе практикума опытом сначала от имени клиентов, затем от имени консультантов, а затем от имени супервизоров. Тренер просит участников поделиться опытом использования техники постановки эффективных вопросов.

Обратная связь

Проходит по аналогии с предыдущими встречами.

Встреча 8 «Обобщение»

План

1. Обратная связь.

2. Любое упражнение по усмотрению тренера.

3. Упражнение «Скандал в парикмахерской».

4. Практикум по консультированию (работа в тройках).

5. Упражнение «Чему я научился от тебя».

6. Обратная связь.


180 Глава 4. Программа тренинга

Обратная связь

По аналогии с предыдущими занятиями.

Любое упражнение по усмотрению тренера и/или группы

В зависимости от особенностей группы тренер может подобрать любое упражнение на свое усмотрение. В конце предыдущей встречи он может провести опрос участников о том, чем бы им хотелось заняться еще. Может, кто-то из участников недостаточно хорошо отработал некоторые навыки, может быть, у группы накопилось большое количество вопросов. Может быть, кто-то из участников хочет продемонстрировать новое интересное упражнение. Проведя предварительную беседу, тренер (вместе с группой) решает вопрос о выборе упражнения для последней встречи.

Упражнение «Скандал в парикмахерской»

Цель. Обобщение полученного материала, предоставление участникам возможности на примере почувствовать, как можно заменить неэффективные вопросы техниками активного слушания.

Содержание. Группа делится на три подгруппы. Каждая подгруппа получает карточку с записью отрывка из сессии начинающего консультанта, который после каждой реплики клиента задает ей вопрос. Задача участников каждой подгруппы — внимательно прочитать отрывок, выявить неэффективные и неуместные вопросы и исключить их, заменив их техниками нерефлексивного и рефлексивного слушания или при необходимости эффективными вопросами.

После того как подгруппы готовы, первая подгруппа зачитывает первоначальный вариант текста и разыгрывает в ролях исправленный вариант. В это время остальные участники внимательно слушают, а по окончании инсценировки делают свои комментарии, выражая согласие или не согласие с исправленным вариантом. Затем слово предоставляется следующей подгруппе и т. д.

Образцы карточек к упражнению находятся в приложении 11.


Часть I. «Базовые умения и навыки» 181

Обсуждение. Когда все подгруппы продемонстрируют свои варианты, участники возвращаются в круг и делятся своими впечатлениями от проделанной работы.

Комментарии для тренера. В приложении 11 представлены три варианта отрывков из сессий начинающих консультантов. Один вариант дан в исправленном виде с комментариями (для тренера). Два других варианта даны без исправлений, но с пометками для тренера («*» обозначены вопросы, которые требуют обязательной замены). При подготовке раздаточных материалов для подгрупп мы рекомендуем убрать пометки «*», таким образом внеся творческий элемент в работу участников.

Практикум по консультированию (работа>в тройках)

Цель. Обобщение опыта, полученного в ходе тренинга.

Время. Продолжительность каждой сессии вместе с обратной связью супервизора 15 минут, 12 минут отводится на сессию и около трех минут на обратную связь супервизора. Таким образом, на проведение практикума уйдет около 45 минут плюс 10—20 минут на обсуждение в кругу.

Тема. «Чему я научился на тренинге как специалист и чему мне бы стоило еще поучиться».

Содержание. Группа делится на тройки: консультант, клиент и супервизор. Клиент говорит на тему «Чему я научился на тренинге как специалист и чему мне бы стоило еще поучиться». Консультант проводит консультацию, использует весь багаж знаний, который он приобрел в ходе тренинга, демонстрируя навыки активного слушания и эмпатического понимания, умение следовать за клиентом и техники постановки вопросов, в конце сессии делает резюмирование.

Супервизор слушает и после окончания сессии делится своими наблюдениями по плану:

П какие техники использовал консультант в ходе консультирования (примеры фраз и выражений);

П какие моменты в работе консультанта были наиболее удачными;

П что можно было бы сделать по-другому;

П чему научился супервизор от консультанта или что бы он взял себе на вооружение.


182 Глава 4. Программа тренинга

По окончании отведенного на сессию времени участники меняются ролями. Каждый участник тройки должен побывать в роли консультанта, клиента и супервизора.

При желании супервизор может использовать бланк, приведенный в приложении. Данный бланк помогает некоторым участникам сделать их наблюдение более целенаправленным и организованным.

Обсуждение. Проходит в кругу. Участники делятся своими впечатлениями сначала в свободной форме, а затем выступают от имени супервизоров. Супервизоры по очереди рассказывают о том, что интересное они заметили в работе консультантов и что можно было бы взять на вооружение всем остальным участникам тренинга.

Упражнение «Чему я научился от тебя»

Цель. Отработка умений давать положительную обратную связь и анализировать результаты своей профессиональной деятельности.

Содержание. Группа делится на две подгруппы, каждая подгруппа получает стакеры одного цвета (например, красного и зеленого). Каждый участник с красным стикером находит себе пару среди участников с зеленым стикером и в течение двух минут говорит своему партнеру о том, чему он у него научился в течение данного тренинга. Второй участник слушает молча, не делая никаких комментариев и добавлений. Через две минуты тренер подает любой сигнал и каждый участник с красным стикером находит себе новую пару и рассказывает своему партнеру, чему он у него научился. Смена партнеров происходит несколько раз. Затем по сигналу тренера участники подгрупп меняются ролями — каждый участник с зеленым стикером находит себе партнера с красным стикером и говорит ему о том, чему он у него научился на протяжении тренинга, участник с красным стикером молча воспринимает информацию. Смена пар также происходит несколько раз.

После этого участники возвращаются в круг. Каждый по очереди в течение примерно двух минут делает обобщение о том, чему от него научились другие и чему научился он от других.

Обсуждение. Данное упражнение не требует специального обсуждения. По своему усмотрению тренер может сделать групповое обобщение «Чему мы научились друг от друга» и рассказать группе о том,


Часть I.«Базовые умения и навыки»



чему он научился от участников тренинга (в общем или от каждого в отдельности).

Комментарии для тренера. На выполнение данного упражнения следует отвести не менее 20—40 минут времени (в зависимости от количества участников группы и степени их общительности). Возможно, что при проведении обсуждения кто-то из участников захочет сказать слова благодарности и признательности своим коллегам. Но в то же время не стоит превращать данное упражнение в обратную связь, которую мы обычно делаем в конце встречи.

Обратная связь

Участники делятся своими впечатлениями от сегодняшней встречи и всего тренинга в целом.

Date: 2016-05-25; view: 437; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию