Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4 программа тренинга 10 page





— «Я думаю, что я понимаю, как вам было трудно...»

— «Мне кажется, что я имею представление о том, что вы мне
рассказали...»

— «Будь я на вашем месте, я, вероятно, бы чувствовал то же
самое».

— «Ваши слова расстроили меня».

— «Мне приятно слышать то, что вы только что сказали».

— «Я так же, как и вы, удивлена».

Когда список составлен, тренер читает участникам отрывок из сессии (высказывание клиента) и просит их дать клиенту ответ, используя готовые и новые выражения. Тренер предоставляет каждому желаю-


154 Глава 4. Программа тренинга

щему возможность высказаться и продемонстрировать свое эмпати-ческое понимание того, о чем сказал клиент. После этого можно перейти к чтению следующего отрывка.

Образцы отрывков из сессий для данного упражнения даны в приложении 5.

Обсуждение. Данное упражнение может проходит без специального обсуждения.

Комментарии для тренера. Если на выполнение данного упражнения по описанному выше плану не хватает времени, тренер может сократить его, предложив участникам готовые варианты обратной связи консультанта клиенту, которые можно взять из теоретического раздела (см. раздел «Умение давать и принимать обратную связь»). Тренер может выдать участникам ксерокопии высказываний или просто зачитать их, как примерные образцы.

Практикум по консультированию (работа в парах)

Цель. Развитие навыков нерефлексивного слушания и эмпатиче-ского понимания.

Время. По пять минут на каждого участника в роли клиента и по 1,5—2 минуты на обратную связь клиента консультанту.

Тема. «Случай, который я не могу забыть».

Содержание. Группа делится на пары: консультант, клиент.

По сигналу тренера клиент начинает рассказывать случай из своей жизни, консультант внимательно слушает, эффективно используя невербальные средства общения и нерефлексивное слушание («Да», «Угу», «Так» и т. д.) и обратную связь, которая показывает клиенту, что его слышат и стараются понять. В конце сессии консультант кратко пересказывает содержание услышанного.

По окончании сессии клиент дает обратную связь консультанту о том, что ему понравилось и что можно было бы сделать лучше.

Обсуждение. Участники собираются в кругу и обсуждают, как прошли сессии, что удалось сделать, что вызвало трудности и чему они научились; удалось ли использовать обратную связь, чтобы показать клиенту, что мы его понимаем и что мы искренни, беседуя с ним; какие выражения были использованы консультантами и как они были восприняты клиентами.


Часть I. «Базовые умения и навыки» 155

Обратная связь

Проходит по аналогии с первой встречей.

Встреча 4

«Стадии помогающей модели.

Рефлексивное слушание. Эхо-техника»

План

1. Обратная связь.

2. Практикум по консультированию (работа в парах).

3. Упражнение «Слушай меня».

4. Мини-лекция «Стадии помогающей модели».

5. Упражнение «Сессия втроем».

6. Мини-лекция «Рефлексивное слушание». Эхо-техника.

7. Практикум по консультированию.

8. Обратная связь.

Обратная связь

Проходит по аналогии с предыдущими встречами.

Практикум по консультированию (работа в парах)

Цель. Развитие навыков нерефлексивного слушания и умения понимать и осознавать свою персональную историю.

Время. По 5—6 минут на рассказ клиента, по две минуты на резюмирование консультанта и по две минуты на обратную связь клиента консультанту (десять минут на каждую сессию).

Тема. «Яркие воспоминания детства».

Содержание. Группа делится на пары, один из участников пары (клиент) рассказывает консультанту о любых воспоминаниях, которые сохранились у него с детства:


156 Глава 4. Программа тренинга

О о том, какие люди связаны с этими воспоминаниями; О когда и где происходили события;

П какой эмоциональный след оставили эти события в жизни клиента.

Консультант использует навыки нерефлексивного слушания и эм-патического понимания (дает клиенту обратную связь там, где это уместно). После того как клиент расскажет свою историю, консультант кратко пересказывает все, что он запомнил. Клиент внимательно слушает и при необходимости исправляет неточности, после чего дает обратную связь консультанту о том, как последнему удалось продемонстрировать эмпатическое понимание и конгруэнтность.

После этого участники меняются ролями.

Обсуждение. Участники в свободной форме делятся своими впечатлениями от упражнения и рассказывают о том, насколько легко или трудно было использовать нерефлексивное слушание и обратную связь для демонстрации эмпатического понимания того, что сказал клиент. Что мешало и что помогало успешно выполнять упражнение?

Упражнение «Слушай меня»

Цель. Ознакомление участников с одной из техник, помогающих осознать важность развития умения слушать клиента.

Содержание. Перед началом упражнения тренер может обсудить с участниками, почему так необходимо научиться внимательно слушать клиента. Затем он говорит участникам, что сейчас они выполнят еще одно упражнение-самовнушение, которое называется «Слушай меня». Тренер сообщает участникам, что он будет читать текст oj имени клиента, а их задачей является внимательное слушание. Участники занимают удобное положение, пытаются расслабиться и закрывают глаза. Когда все готовы, тренер начинает читать следующий текст:

«Слушай меня. Слушай просто потому, что я твой клиент, может быть, даже не очень удобный, но я пришел, чтобы встретиться с тобой, и сейчас я здесь. Слушай меня, даже если ты еще не знаешь, что со мной делать дальше. Забудь об этом и просто слушай. Слушай, и я уверен, что ты узнаешь много нового и пополнишь свой профессиональный опыт или даже обретешь частичку мудрости. Ты сам поймешь


Часть!. «Базовые умения и навыки» 157

и узнаешь, что именно ты обрел или обрела. Ну это позже, а пока наберись терпения и просто слушай. Слушай меня. Слушай, о чем говорит мой голос, и мои интонации. Слушай мои паузы, ведь ты знаешь, каждая из них наполнена глубоким смыслом. Слушай мое молчание и наблюдай за мной. Слушай, и я скажу тебе между строк, какой помощи я жду от тебя. Слушай, и ты догадаешься, что я специально повторяю для тббя что-то важное и особенное, слушай, и ты узнаешь, какой глубокий смысл я вкладываю в каждое свое слово. Просто слушай, а все остальное потом... Слушай меня, и ты поймешь, как это важно для нас обоих. Слушай, и ты обязательно будешь услышан. Пожалуйста, слушай».

После прочтения текста тренер предлагает участникам открыть глаза и после небольшой паузы начинает обсуждение упражнения.

Обсуждение. Тренер просит участников в свободной форме поделиться своими впечатлениями от упражнения. После обсуждения тренер выдает каждому участнику данный текст и просит их подумать дома или в перерыве над тем, как можно было бы улучшить его (что-то изменить, что-то вставить и т. д.). Если кто-то из участников внесет изменения, он может сам прочитать свой текст в следующий раз.

Комментарии для тренера. Для усиления эмоционального эффекта упражнения можно включить медленную негромкую классическую музыку без слов.

Мини-лекция «Стадии помогающей модели»

Цель. Знакомство участников со стадиями помогающей модели.

Содержание. Знакомя начинающих консультантов со стадиями психологического консультирования, тренер (преподаватель) может использовать любую из описанных в теоретическом разделе моделей. На наш взгляд, модель Г. Игэна [1982] и модель Р. Нельсона-Джонсона больше подходят для обучения начинающих специалистов, потому что первая стадия, которая обозначена в обеих моделях как построение специальных отношений между консультантом и клиентом, является залогом успеха проведения сессии. В модели Г. Игэна [1994] данная стадия несет несколько иную смысловую нагрузку.

При желании тренер может познакомить участников с различными моделями и обсудить каждую из них. Вариант одной из моделей, изо-


158 Глава 4. Программа тренинга

браженной на листе бумаги большого формата, можно оставить как наглядное пособие в аудитории, тем самым каждый раз напоминая участникам о важности построения доверительных отношений с клиентом.

Материал к мини-лекции помещен в разделе «Стадии помогающей модели».

Упражнение «Сессия втроем»

Цель. Развитие распределения внимания в слуховой модальности и навыков активного слушания.

Содержание. Участники делятся на тройки. Один представитель каждой тройки — консультант, а остальные — клиенты. Консультант садится напротив клиентов так, чтобы видеть и слышать каждого. Клиентам следует находиться поодаль друг от друга, насколько это возможно. По команде тренера каждый клиент начинает рассказывать консультанту какую-либо историю, которая произошла либо с ним, либо с любым другим человеком (как во время сессии). Продолжительность рассказа ограничивается тремя минутами. Все клиенты говорят одновременно, а консультант молча слушает обоих, стараясь извлечь как можно больше информации из рассказа каждого. Задача клиентов — говорить в течение трех минут в свободной манере и форме, при этом разрешается повторять одно и то же по замкнутому кругу, делать паузы, использовать невербальные средства общения и т. д.

Вводится только два ограничения:

1) нельзя задавать вопросы консультанту;

2) нельзя взаимодействовать с другими клиентами (каждый сам по
себе).

По истечении трех минут консультант по очереди пересказывает каждому из клиентов то, что он уловил из его истории. Клиент слушает и по необходимости поправляет консультанта или добавляет ту важную информацию, которую консультант упустил из виду. После этого происходит смена консультантов в каждой тройке. Каждый участник должен побывать в роли консультанта.

Обсуждение. Участники возвращаются в круг и делятся приобретенным опытом.


if cWbL «Базовые умения и навыки»


1 59


 


В процессе обсуждения тренер может задать следующие вопросы:

EJ Легко ли было слушать сразу несколько клиентов одновременно?

О Какие техники и приемы использовали консультанты, чтобы услышать каждого?

CJ Много ли было пропущено важной информации?

Комментарии для тренера. Данное упражнение требует высокой концентрации внимания, поэтому, если тренер заметит, что участники устали, можно сделать небольшую паузу в виде подвижной игры, релаксационного упражнения и т. д., а затем продолжить работу.

• Мини-лекция «Рефлексивное слушание. Эхо-техника»

Цель. Ознакомление участников с понятием рефлексивного слушания и с возможностями использования эхо-техники.

Содержание. Тренер объясняет участникам, что такое рефлексивное слушание, перечисляет три техники рефлексивного слушания (эхо-техника, перефразирование и резюмирование) и рассказывает о том, как и в каких целях можно использовать эхо-технику. Следует сделать акцент на том, что с помощью эхо-техники мы можем отражать как содержание рассказа клиента, так и его эмоции и чувства, привести примеры использования эхо-техники, которые можно взять из теоретического раздела книги.

Материалы для мини-лекции находятся в разделе «Техники рефлексивного слушания. Эхо-техника».

Практикум по консультированию (работа в тройках)

Цель. Развитие навыков нерефлексивного слушания, эмпатиче-ского понимания клиента и навыков подачи эффективной обратной

связи.

Время. По семь минут на каждого участника в роли клиента и по 1,5—2 минуты на каждого участника в роли супервизора.

Тема. Одна из предложенных или любая по выбору клиента, например: «Как я провел три последних вечера», «Люди, с которыми я об-


160 Глава 4. Программа тренинга

щался в течение прошедшей недели», «Главное событие прошедшей недели» и т. д.

Содержание. Группа делится на тройки: консультант, клиент, супервизор.

По сигналу тренера клиент начинает говорить на выбранную им тему. Консультант внимательно слушает, стараясь эффективно использовать невербальные средства общения, нерефлексивное слушание («Да», «Угу», «Так» и т. д.), эхо-технику и эмпатическое понимание клиента, а в конце сессии кратко пересказывает содержание услышанного.

Супервизор молча наблюдает за консультантом, за его жестами, позой, мимикой, не делая никаких комментариев.

Когда сессия подойдет к концу, супервизор дает консультанту обратную связь по типу «сэндвича», используя следующий план:

О что понравилось в работе консультанта;

П что можно было бы сделать по-другому или лучше;

О какие моменты сессии супервизор бы взял на вооружение, чтобы использовать в своей практике.

Обсуждение. После проведения упражнения участники возвращаются в круг и делятся приобретенным в ходе практикума опытом сначала от имени клиентов, затем от имени консультантов, а затем от имени супервизоров.

Обратная связь

Проходит по аналогии с предыдущими встречами.

Встреча 5

«Перефразирование, резюмирование.

Открытые и закрытые вопросы»

План

1. Обратная связь.

2. Практикум по консультированию (работа в парах).

3. Мини-лекция «Перефразирование. Резюмирование».


Часть I. «Базовые умения и навыки» 161

4. Упражнение «Гимнастика ума».

5. Мини-лекция «Классификации вопросов. Открытые и закрытые
вопросы».

6. Упражнение «Интервью».

7. Практикум по консультированию.

8. Обратная связь.

Обратная связь

Проходит по аналогии с предыдущими встречами.

Практикум по консультированию (работа в парах)

Цель. Развитие навыков рефлексивного слушания и умения анализировать результаты своей профессиональной деятельности.

Время. По пять минут на рассказ клиента и по две минуты на резюмирование консультанта.

Тема. «Как я слушаю других людей».

Содержание. Работа проходит в парах (консультант—клиент).

Клиент рассказывает консультанту о том, как он слушает других людей, в свободной форме освещая следующие пункты:

П Что мне больше нравится: слушать или говорить? Что удается лучше?

П С какими трудностями я сталкиваюсь, когда слушаю других людей?

П Как мои личностные качества помогают и мешают мне слушать других людей?

П Чему мне следует еще научиться, чтобы улучшить процесс слушания?

П Насколько для меня важно уметь хорошо слушать других людей в процессе консультирования и в жизни?

Консультант использует навыки нерефлексивного слушания, эхо-технику и навыки эмпатического понимания клиента. По окончании рассказа клиента консультант кратко пересказывает содержание услышанного. Клиент внимательно слушает и при необходимости поправляет консультанта. Затем участники меняются ролями.

Мак. 4148


162 Глава 4. Программа тренинга

Обсуждение. Участники в свободной форме делятся своими впечатлениями от упражнения и рассказывают о том, удалось ли им использовать эхо-технику и обратную связь, чтобы продемонстрировать эмпатическое понимание клиента.

Будучи в роли клиента, что они чувствовали, когда консультант использовал эти техники? Насколько удачным было использование этих техник?

Что мешало и что помогало успешно выполнять упражнение?

Мини-лекция «Перефразирование. Резюмирование»

Цель. Продолжение знакомства участников с техниками рефлексивного слушания.

Содержание. Тренер продолжает знакомить участников с техниками рефлексивного слушания, дает определения перефразирования и резюмирования, рассказывает участникам о том, что перефразирование, как и эхо-техника, бывает двух видов: перефразирование содержания и перефразирование эмоций. Рассказывает участникам о возможностях каждой из этих техник, приводит примеры — отрывки из сессий.

С практическим использованием техники резюмирования участники уже успели познакомиться. В конце каждой сессии они делали краткое обобщение того, что сказал клиент. Это и есть резюмирование.

Материал для мини-лекции можно найти в разделе «Рефлексивное слушание. Перефразирование. Резюмирование».

Упражнение «Гимнастика ума»

Цель. Отработка навыков использования техники перефразирования содержания рассказа клиента.

Содержание. Упражнение состоит из двух этапов. Первый этап проходит в кругу. Каждый участник группы получает карточку, которая содержит краткое вступление, которое можно использовать перед тем, как делать перефразирование. Например: «Как вы сказали...» и др. Участники знакомятся с содержанием карточки, а затем добавляют


Часть I. «Базовые умения и навыки» 163

свои вводные слова, которые можно сказать перед тем, как перефразировать высказывание клиента.

Образец карточки со списком высказываний для перефразирования находится в приложении 6.

На втором этапе группа делится на подгруппы по четыре-пять человек. Каждый участник имеет при себе список высказываний для перефразирования и карточку с одной пословицей. Первый участник подгруппы читает пословицу, второй участник (сидящий слева от него) выбирает любое начало для перефразирования из списка и прибавляет к нему измененный текст пословицы. Третий участник (сидящий слева от второго) выбирает другое начало из списка для своего перефразирования пословицы и т. д. Например: первый участник прочитал вслух: «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь». Второй участник, продолжая упражнение, может сказать: «Ты сказал, что если, кто-либо попытается поймать сразу двух зайцев, он может остаться ни с чем». Третий участник: «Как я понял, речь идет о том, что не стоит сразу пытаться ловить двух зверей, можно не поймать никого». Четвертый участник: «Ты считаешь, что стоит поймать сначала одного зайца, а потом ловить второго» и т. д.

Затем второй участник читает свою пословицу и упражнение продолжается по той же схеме.

Выполняя данное упражнение, нельзя интерпретировать пословицу, например, нельзя сказать так: «Если будешь делать два дела, не закончишь ни одного», потому что в рамках психологического консультирования это будет уже другая техника. Таким образом, пересказывая пословицу, мы можем заменять отдельные или все слова, но мы не можем сделать ее содержание более доступным, упрощенным, понятным, обобщенным и т. д.

Список пословиц дан в приложении 7.

Обсуждение. Участники возвращаются в круг и делятся своими трудностями и находками.

Комментарии для тренера. В ходе данного упражнения тренер следит, чтобы участники не нарушали основное правило: нельзя интерпретировать пословицу на свой или традиционный лад! Смысл упражнения состоит именно в том, чтобы научиться перефразировать содержание, но при этом не интерпретируя и не обобщая его.


164 Глава 4. Программа тренинга

Мини-лекция «Классификации вопросов. Открытые и закрытые вопросы»

Цель. Знакомство частников с различными классификациями вопросов, подготовка к освоению практических навыков, связанных с использованием вопросов в рамках консультирования.

Содержание. Тренер кратко знакомит участников с общими и специальными классификациями вопросов и более подробно останавливается на рассмотрении открытых и закрытых типов вопросов. Тренер также рассказывает о возможностях использования этих вопросов в рамках психологического консультирования и приводит примеры обоих типов вопросов.

Материалы к мини-лекции находятся в разделе «Техники постановки вопросов. Открытые и закрытые вопросы».

Упражнение «Интервью»

(модификация упражнения К. Фопеля [1999])

Цель. Демонстрация участникам на практике отрицательных моментов в использовании техники постановки вопросов.

Содержание. Упражнение проходит в парах. Каждый участник представляет, что он готовится к интервью по телевизору. Для этого он должен составить на отдельном листе бумаги список из четырех открытых вопросов, которые он бы хотел услышать от журналиста. Вопросы не должны носить сугубо персональный характер и не должны затрагивать глубоко личные проблемы. Вопросы могут быть, например, такими: «Какой ваш любимый напиток?», «Как вы обычно проводите субботний вечер?», «Как часто вы ходите в кино?» и т. д. После того как список готов, участники отдают его своему партнеру, который дописывает к этому списку еще четыре, но уже закрытых вопроса, например: «Любите ли вы смотреть телевизор?», «Есть ли у вас собака?», «Нравится ли вам классическая музыка?» и т. д.

После того как участники пар готовы, один из них исполняет роль журналиста, другой — роль дающего интервью. Журналист задает все вопросы, интервьюируемый отвечает на них. Затем участники пар меняются ролями.


Часть I. «Базовые умения и навыки» 165

Обсуждение. После того как участники зададут друг другу вопросы, группа возвращается в круг. Тренер задает вопрос: «Что вы чувствовали, выполняя данное упражнение?» Когда все участники ответят на этот вопрос, тренер предлагает в свободной форме поделиться приобретенным в ходе упражнения опытом и составить рекомендации о том, как нельзя задавать вопросы в процессе психологического консультирования.

Комментарии для тренера. Общие правила, выработанные группой по использованию техники постановки вопросов, можно записать на блокноте и повесить на стене, с тем чтобы в дальнейшем обращаться к ним и вносить необходимые изменения.

Практикум по консультированию (работа в тройках)

Цель. Развитие навыков нерефлексивного и рефлексивного слушания и эмпатического понимания клиента.

Время. По десять минут на каждого участника в роли клиента и по 1,5—2 минуты на каждого участника в роли супервизора.

Тема. Любая по выбору клиента, например: «На что бы я хотел пожаловаться консультанту», «Люди, которые мне не нравятся», «Главное событие прошедшей недели» и т. д.

Содержание. Группа делится на тройки: консультант, клиент, супервизор.

Выбрав определенную тему, клиент начинает свой рассказ. Консультант использует техники нерефлексивного и рефлексивного слушания и эмпатическое понимание клиента, по необходимости может задать отдельные вопросы, чтобы побудить клиента продолжать его рассказ, а в конце сессии делает резюмирование.

Супервизор молча наблюдает за консультантом, не делая никаких комментариев.

Когда сессия закончится, супервизор дает консультанту обратную связь по типу «сэндвича», используя план предыдущей встречи:

П что понравилось в работе консультанта;

П что можно было бы сделать по-другому или лучше;

О какие моменты сессии супервизор взял бы на вооружение, чтобы использовать в своей практике.


166 Глава 4. Программа тренинга

Обсуждение. После проведения упражнения участники возвращаются в круг и так же, как на предыдущей встрече, делятся приобретенным в ходе практикума опытом сначала от имени клиентов, затем от имени консультантов, а затем от имени супервизоров.

Обратная связь

Проходит по аналогии с предыдущими встречами.

Встреча 6

«Умение следовать за клиентом. Вопросы

содержательного и эмоционального характера»

Пл ан

1. Обратная связь.

2. Практикум по консультированию (работа в парах).

3. Упражнение «Распознание эмоций».

4. Мини-лекция «Вопросы содержательного и эмоционального
характера».

5. Упражнение «И что вы чувствуете?».

6. Упражнение «Умение следовать за клиентом».

7. Практикум по консультированию (работа в тройках).

8. Обратная связь.

Обратная связь

По аналогии с предыдущими встречами.

Практикум по консультированию (работа в парах)

Цель. Развитие навыков активного слушания, эмпатического понимания и умения осознавать свою персональную историю. Время. По десять минут на каждую сессию.


Часть I. «Базовые умения и навыки» 167

Тема. «Мои отношения с друзьями и близкими мне людьми».

Содержание. Группа делится на пары, один из участников пары (клиент) рассказывает консультанту о том, как складываются его отношения с друзьями и/или близкими ему людьми:

О что он/она ценят во взаимоотношениях с другими людьми;

О с кем ему/ей легче всего общаться;

П с кем труднее всего общаться;

П какие знания или умения он/она хотел(а) бы получить в ходе тренинга, с тем чтобы использовать их в общении с людьми.

Консультант использует техники нерефлексивного и рефлексивного слушания и эмпатическое понимание, задает вопросы, а в конце сессии делает резюмирование. Клиент слушает консультанта и при необходимости исправляет неточности в его резюмировании. Затем по сигналу тренера участники меняются ролями.

Обсуждение. После того как все участники вернулись в круг, тренер просит поделиться приобретенным в ходе практикума опытом и ответить на следующие вопросы в свободной форме: какие техники удалось использовать в ходе консультирования? удалось ли задать вопросы и насколько это было эффективно?

Упражнение «Распознание эмоций»

Цель. Развитие наблюдательности участников тренинга и умения распознавать сигналы невербального языка, расширение профессионального словаря по теме «Эмоции».

Содержание. Упражнение проходит в кругу и включает в себя три этапа. Перед началом упражнения группа делится на две равные части по территориальному признаку, образуя два полукруга. Между полукругами ставится по одному пустому стулу с каждой стороны, как показано на рисунке ниже (рис. 15).

Этап 1. Каждый участник первого полукруга получает по одной карточке с названием эмоционального состояния (из списка состояний «А», который приводится ниже) и большой чистый пустой конверт, который он кладет на пол перед собой. Каждый участник второго полукруга получает набор карточек с названием всех эмоциональных состояний из этого же списка.



Глава 4. Программа тренинга


Рис. 15. Расположение подгрупп

Один пустой конверт кладется на пустой стул.

По команде тренера каждый участник первого полукруга с помощью жестов и мимики изображает то состояние, которое обозначено в его карточке. В это время участники второго полукруга по очереди подходят к каждому участнику первого полукруга и кладут в конверт, лежащий перед ним, карточку с тем состоянием, которое он изображает. Если участник второго полукруга затрудняется в названии нескольких состояний, он может положить карточки с названием этих состояний в пустой конверт, лежащий на свободном стуле. Упражнение проводится молча.

Участники, изображающие различные состояния, могут осуществлять незначительные движения, при этом не вставая со своих мест и не издавая никаких звуков. По истечении определенного времени (5—10 минут) тренер подает любой звуковой сигнал и участники садятся на свои места.

Список состояний «А»: \

П агрессия;

П раздражение;

П печаль;

П радость;

П тревога;

П умиротворение;


Часть I. «Базовые умения и навыки»



 


П апатия;

П вдохновение;

П удивление;

П расслабленность;

П интерес;

О гордость.

З/гшя 2. Группы меняются ролями: каждый участник первого полукруга получает по одной карточке с названием эмоционального состояния (из списка состояний «Б») и большой чистый пустой конверт, который он кладет на пол перед собой. Один пустой конверт кладется на другой пустой стул. Каждый участник первого полукруга получает набор карточек с названием всех эмоциональных состояний из списка № 2 и упражнение продолжается по той же схеме.

Список состояний «Б»

П злость;

П нервозность;

П грусть;

П веселье;

П страх;

О удовлетворенность:

П безразличие;

О творческий порыв;

П недоумение;

П вялость;

О любопытство;

П приподнятость.

Этап 3. После того как все участники вернулись на свои места, тренер просит каждого из них взять свой конверт и крупными буквами написать то состояние, которое он изображал, затем подсчитать по карточкам правильно угаданные варианты и написать на конверте. Затем участники по кругу называют состояния, которые они изображали, и количество правильно угаданных ответов.

После этого все конверты раскладываются на полу внутри круга по трем группам: «Состояния, которые отгадало большое число человек», «Состояния, которые отгадало небольшое число человек или никто» и третья группа — промежуточная.


170 Глава 4. Программа тренинга

Пока представители подгрупп классифицируют «состояния», тренер открывает конверты, лежащие на пустых стульях, и на полу раскладывает все карточки, которые были положены в эти два пустых конверта. Эти карточки отражают те состояния, которые было трудно отгадать в процессе упражнения. После этого проходит обсуждение.

Date: 2016-05-25; view: 413; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию