Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4 программа тренинга 7 page






Середина сессии 105

стоит не в том, что у мужа плохие родители, а в том, что клиент не всегда может найти общий язык с ними. Направляя разговор в определенное русло, консультант помог клиенту выявить одну из стратегий, которую можно использовать для решения семейных вопросов: прежде чем начинать спор, расставить приоритеты, и только потом решать, как поступать. Эта стратегия была предложена самим клиентом.

Чтобы помочь клиенту самому принять решение, консультант активизирует его сильные стороны, о которых клиент вскользь упомянул во время сессии. Если клиент не говорит о своих сильных сторонах, консультант может задать ему поисковые вопросы, стараясь выявить эти сильные поведенческие или личностные стороны клиента:

— «И как вы все это время справлялись с данными трудно
стями?»

— «Что помогло вам не упасть духом в данной ситуации?»

— «Что вы делали все это время, чтобы более или менее ладить
с этим человеком?»

— «Что вы делаете, чтобы чувствовать себя уверенно?»

— «Что вы делаете, чтобы уменьшить свое волнение?»

— «И что вы делали, чтобы не довести ситуацию до полной
катастрофы?»

— «Какие положительные качества помогают вам держать си
туацию под контролем и не допустить полной катастрофы?»

— «Как вы общались до того, как произошла эта ссора?»

Таким образом, консультант расширяет скрытую зону клиента, с тем чтобы активизировать его внутренние резервы для изменения ситуации.

После того как клиент мало-помалу начал выявлять имеющийся у него наличии арсенал стратегий для выхода из проблемной ситуации, консультант может задать ему гипотетические вопросы, чтобы клиент был уверен в правильности намеченного им пути, например:

— «Что будет, если вы сделаете это?»

— «Что будет, если вы научитесь постоянно контролировать
ситуацию?»

— «Что может произойти в вашей жизни, если вы достигнете
поставленной цели?»


106 Глава 3. Структура сессии

Часто клиент связывает себя обязательствами, которые доставляют ему много неудобств. Он считает, что он должен, обязан и т. д. что-то сделать, выполнить, совершить и т. д. Чтобы помочь клиенту лучше разобраться в том, что действительно ему нужно сделать и без чего он может обойтись или от чего он может отказаться, можно задать ему гипотетические вопросы следующего плана:

— «Что будет, если вы откажетесь делать это?»

— «Что произойдет, если вы перестанете связывать себя обя
зательствами?»

— «Что будет, если вы поставите свои условия, удобные для
вас?»

— «Что случится, если вы настоите на своем?»

В некоторых случаях, по мнению клиента, могут действительно возникнуть серьезные трудности, но, как правило, в большинстве ситуаций клиент начинает осознавать, что ничего серьезного не произойдет, что эти неудобные условия придуманы им самим, что он сам поддерживает их. Осознав это, он начинает смотреть на свою проблему другими глазами, как в приведенном ниже отрывке из сессии:

Клиент. Я вообще ничего не успеваю... да, в придачу ко всему, что я сказала, я еще два раза в неделю убираю лестничную площадку.

Консультант. Лестничную площадку...

Клиент. Ох, терпеть не могу грязь, но мои соседи как-то не очень любят помогать в этом... не знаю, что делать... просто от безысходности приходиться мыть...

Консультант. А что может произойти, если вы перестанете убирать два раза в неделю?

Клиент. Я думаю, что мы погрязнем в куче мусора... а может быть, наконец соберемся и все вместе решим, что делать...

В данном отрывке, задавая гипотетический вопрос, консультант заранее не знал, насколько важно для клиента убирать на лестничной площадке два раза в неделю. Если бы, к примеру, клиент сказал, что это действительно необходимо, консультант бы не вступал с ним в спор, так как это — личное дело клиента.


Середина сессии



 


На данном этапе сессии, когда клиент начинает подходить вплотную к решению своей проблемы или к разрешению трудной ситуации, возникает большая вероятность того, что клиент обратится за советом, и задача консультанта состоит в том, чтобы удержаться от соблазна дать клиенту свои рекомендации.

Совет

Многие психотерапевтические направления избегают данной техники помощи клиенту, стараясь повысить его инициативу и ответственность за принимаемые им решения.

В Англии на начальном этапе обучения в рамках интегративного консультирования запрещается давать клиенту какие-либо советы. Это объясняется тем, что, как правило, начинающие консультанты, стараясь произвести хорошее впечатление, вместо того чтобы выслушать клиента и вникнуть в то, о чем он говорит, непременно хотят что-нибудь посоветовать, исходя из собственного жизненного опыта или жизненного опыта друзей и близких. Это одна из самых распространенных ошибок начинающих консультантов. Однако стоит помнить древнюю мудрость «Легче всего давать другим советы».

Необдуманно давая совет клиенту, мы подавляем его собственную инициативу, снижаем его ответственность за его действия. Кроме того, если совет не коснулся глубины души клиента, скорее всего, он не будет услышан и понят. Если же совет подошел клиенту и тот решил последовать ему, это можно сравнить с принятием болеутоляющей таблетки, которая облегчает участь на короткий промежуток времени, но не решает проблемы здоровья. Поэтому, если клиент обращается напрямую к консультанту за советом, последний может в мягкой форме объяснить ему, почему данная техника не является эффективной, например:

Клиент. Что бы вы мне посоветовали в этой ситуации?

Консультант. Я чувствую себя неловко, давая вам совет, потому что мы с вами разные. То, что подойдет мне, может не подойти вам. Я бы хотела вместе подумать и найти такое решение, которое бы подходило именно вам.


108 Глава 3. Структура сессии

Клиент. Ну и что я должна теперь делать, чтобы он мне опять поверил?

Консультант. Честно говоря, я не могу вам этого сказать. Потому что вы — это вы, а я — это я. Я не могу чувствовать то же самое, что чувствуете вы по отношению к вашему мужу, и я не знаю вашего мужа так же хорошо, как знаете его вы. Давайте продолжим наш диалог и попробуем вместе разобраться в том, что произошло.

Типичным вопросом, с которым приходит клиент к консультанту, является вопрос: «Что делать...?», на который клиент ожидает получить развернутую инструкцию по изменению его ситуации, готовый рецепт, совет. Консультант должен быть готов к подобному вопросу. Его ответы могут быть следующими:

— «А что бы вы хотели сделать?»

— «Что именно вы бы хотели изменить в вашей ситуации?»

— «Я думаю, что наша цель — выяснить, как вам поступить в
данной ситуации».

Отвечая клиенту на его вопрос, требующий совета, консультант может использовать технику «Гуру» [Clarkson P., 2000]. В соответствии с этой техникой клиента просят представить, что он Гуру, который может давать людям советы. Предлагая клиенту дать совет самому себе, консультант может спросить его так:

— «Будучи Гуру, какой бы вы совет дали сами себе?»

— «От имени Гуру, что бы вы посоветовали себе в данной си
туации?»

После того как клиент посоветует себе что-нибудь, можно спросить:

— «Что мешает вам воспользоваться данным советом?»

— «Что останавливает вас претворить данный совет в жизнь?»

— «Есть ли какие-либо трудности в том, чтобы последовать
предложенному совету?»


Середина сессии 109

Данная техника может оказаться очень эффективной, при условии, что она будет использована в середине сессии или ближе к ее концу, когда проделана определенная работа и клиент готов к тому, чтобы искать пути решения своей проблемы.

В некоторых ситуациях консультант вынужден направлять клиента к другим специалистам. В этом случае он может высказать свои рекомендации в форме совета. Например, родители хотели бы отдать ребенка в престижную гимназию, но воспитатели детского сада стараются их убедить в том, что ребенку будет трудно учиться в данной гимназии, потому что он имеет некоторые проблемы.со здоровьем, что отражается на его слабой концентрации внимания. Мама обратилась за помощью к консультанту. После того как консультант выслушал ее и разобрался в том, что происходит, родительница задала ему вопрос:

Клиент. Как вы считаете, стоит отдавать моего ребенка в эту гимназию или нет? Я сомневаюсь, потому что для меня одинаково важны и его знания, и его здоровье.

Консультант. А что, если попробовать поговорить со школьным психологом, который знаком с требованиями гимназии? (Совет.}

В данной ситуации консультант осознает лимит своих профессиональных возможностей и понимает, что для разрешения ситуации нужна объективная оценка компетентного лица. Такую оценку может дать специалист, работающий с детьми. Рекомендация консультанта, сформулированная в виде вопроса, звучит как один из вариантов решения проблемы.

Как отмечалось выше, ряд психотерапевтических направлений полностью отвергает совет как одну из возможных техник в работе с клиентом. Тем не менее в интегративном консультировании данная техника нашла свое применение в некоторых особых ситуациях, но ее использование требует осторожности, такта и опыта.

Например, клиент (ребенок 8 лет) решил завести собаку, но он боится, что его родители будут против этого, он даже почти уверен, что это обязательно произойдет. Тогда он обратился к школьному психологу. Психолог внимательно выслушал клиента и понял, что ребенок хочет переложить ответственность на плечи психолога. Он


ПО Глава 3. Структура сессии

ожидал, что психолог скажет ему: «Да, конечно, это очень хорошо, что ты любишь животных. Я позвоню твоим родителям и попрошу их разрешения». Но психолог не может взять на себя подобную ответственность, так как он не в курсе домашней.ситуации ребенка и он также не в праве вмешиваться в чужую жизнь. Давайте рассмотрим отрывок из данной сессии:

Клиент. Так как вы думаете, принести мне домой собаку или

нет?

Консультант. А как ты сам думаешь? Клиент. Я думаю, что это неплохая идея... Если бы кто-нибудь

сказал им... Я думаю, мама бы согласилась... Консультант. А почему бы тебе самому не поговорить об этом

с мамой? (Совет.}

Консультирующий психолог дает совет ребенку, но делает это в форме вопроса, давая ему понять, что это один из вариантов разрешения его проблемы.

Общие правила, которых следует придерживаться, используя совет как один из приемов психологического консультирования, таковы: П прежде всего, внимательно выслушать клиента; П давать совет только в том случае, если клиент просит об этом; П давать совет только тогда, когда вы уверены, что не навредите

клиенту;

О давать совет в мягкой ненавязчивой форме, как один из возможных вариантов решения проблемы;

О использовать этот прием только при самой крайней необходимости.

Фокус на поведении клиента

После того как клиент осознал свою проблему и взглянул на нее более внимательно, можно переходить к следующей стадии — рассмотрению путей решения проблемы (если, конечно, у клиента появляется в этом необходимость). Цель данной стадии состоит не в том, чтобы обязательно найти решение вместе с клиентом, а в том, чтобы предоставить клиенту возможность поразмыслить над путями решения


Середина сессии



 


проблемы, чтобы помочь ему расширить его поведенческий репертуар, активизировать его внутренние резервы, направленные на преодоление трудностей. На данной стадии консультант продолжает демонстрировать конгруэнтность, эмпатическое понимание и безусловное принятие клиента.

Чтобы помочь клиенту выбрать подходящие стратегии поведения и тем самым изменить сложившуюся ситуацию, Катрун и Дэвид Гел-дард [Geldard К., Geldard D., 2003] предлагают следовать определенным правилам:

П предоставить клиенту время для поиска путей решения проблемы;

О использовать активное слушание и обратную связь по отношению к клиенту;

CJ пригласить клиента к размышлению над различными вариантами выхода из сложившейся ситуации;

О использовать эффективные типы вопросов, которые помогли бы найти решение.

В психологическом консультировании существует специальное направление, которое ориентировано на то, чтобы помочь клиенту решить его проблему. Стефан Пальмер и Михаэль Нинан, обобщая опыт, накопленный в психологическом консультировании другими авторами [Ellis А., 1994; D'ZurillaT., 1986; Lazarus R. S. and Folkman S., 1984, и др.], предлагают свою модель оказания помощи клиенту в решении проблем [Palmer St., Neenan M., 2000]. Данная модель состоит из семи ступеней, которые для удобства представлены в следующей таблице.

Модель решения проблемы клиента (семь ступеней)

[Palmer St., Neenan M., 2000]

 

Номер Название ступени Основной вопрос, который решается на данной стадии модели
  Осознание клиентом его проблемы В чем состоит проблема, которую клиент хочет решить?
  Определение цели Каких результатов клиент хочет достичь?
  Рассмотрение различных вариантов решения проблемы Каким образом клиент хочет достичь поставленную цель (результат)?


Глава 3. Структура сессии


Окончание таблицы

 

Номер Название ступени Основной вопрос, который решается на данной стадии модели
  Оценка различных вариантов В чем преимущества и недостатки вариантов решения проблемы?
  Принятие решения Какой вариант решения проблемы является наиболее приемлемым?
  Составление плана решения проблемы Каков план решения проблемы (по ступенькам)?
  Оценка выбранной стратегии Что произошло? Насколько это было удачным? Чему научился клиент в результате приобретенного опыта?

Первая ступень — это выявление проблемы. Консультант просит клиента рассказать о том, что беспокоит его или что бы он хотел изменить в своей повседневной жизни. Если клиент пытается решить одновременно несколько проблем, можно составить список, а затем решить, какие проблемы (или какая из перечисленных проблем) не терпят отлагательств и должны быть разрешены в первую очередь.

Вторая ступень —- выбор реалистичных и точных целей и задач. Консультант очень тактично помогает клиенту выявить, насколько его цель выполнима в рамках консультирования, с тем чтобы потом у клиента не было разочарования.

Третья ступеньконсультант побуждает клиента подумать о том, какие могут быть варианты достижения реалистичных целей и задач. На этой стадии требуется высокая творческая активность, поэтому можно использовать метод «мозгового штурма». Все идеи, даже самые абсурдные, записываются на большом листе бумаги.

Четвертая ступеньклиент рассматривает преимущества и недостатки каждого из предложенных вариантов. После того как некоторые варианты отсеются сами собой, можно оценить каждый из оставшихся по 10-балльной системе, где 1 — наименее приемлемый вариант, а 10 — наиболее приемлемый вариант.

Пятая ступеньклиент выбирает решение, которое является наиболее осуществимым и наиболее приемлемым.

Шестая ступень — клиент обдумывает, каким способом он будет осуществлять данное решение. Какие шаги необходимо сделать и в какой последовательности.


Середина сессии 113

Седьмая ступень — клиент делится с консультантом тем, как идет выполнение принятого решения, какие трудности он встретил на пути, насколько успешным является выбранный вариант. Если клиент осознает, что решение было принято не совсем верно, клиент и консультант встречаются снова и пересматривают принятое решение [Palmer St., Neenan M, 2000].

Взяв за основу данную модель, но не останавливаясь на каждой ступени надолго, консультант может начать задавать клиенту поисковые вопросы, чтобы, прежде всего, определить цель клиента. Он может напрямую спросить:

— «Какую цель вы хотели бы поставить перед собой?»

Если консультант хочет поддерживать более неформальную обстановку, он может обходить стороной такие слова, как «цель», «задачи» и т. д. В этом случае вопросы могут быть сформулированы примерно так:

— «Что для вас является главным?»

— «Чего бы вы хотели достичь?»

— «Что вы непременно хотели бы изменить в сложившейся
ситуации?»

После того как клиент поставит перед собой цель, можно переходить к выбору путей достижения этой цели. Консультант побуждает клиента к поиску всевозможных путей решения проблемы, используя техники активного слушания и техники постановки вопросов. Вопросы могут быть примерно следующими:

— «Есть ли у вас какие-либо варианты осуществления вашей
цели?»

— «Есть ли у вас какие-либо еще идеи?»

— «Что еще можно сделать в этой ситуации?»

— «Может быть, можно найти еще какие-нибудь пути выхода
из сложившейся ситуации?»

— «Что бы вы еще могли предложить для того, чтобы изменить
ситуацию?»


114 Глава 3. Структура сессии

Когда клиент готов двигаться дальше, консультант может предложить ему выбрать из множества идей те, которые, по мнению клиента, являются наиболее приемлемыми, или наоборот, отбросить наименее приемлемые идеи. Затем можно попросить клиента ранжировать идеи по степени значимости, обсудить положительные и отрицательные моменты каждой идеи. Вопросы могут быть примерно следующими:

— «Как вы думаете, какие из предложенных вами вариантов
являются наиболее реальными?»

— «Какие варианты вы бы могли отбросить?»

— «Давайте рассмотрим преимущества и недостатки каждого
из предложенных вариантов».

— «Что бы вы еще могли сказать в защиту данного реше
ния?»

— «Какие недостатки имеет данная стратегия?»

— «Давайте рассмотрим все «за» и «против» данной идеи?»

— «Что вы теряете, выбирая данный вариант?»

— «Что вы приобретаете, если вы воплощаете в жизнь данную
идею?»

— «А что, если нам ранжировать все выбранные варианты по
степени значимости?»

— «Какой из предложенных вами вариантов является более
приемлемым в данной ситуации?»

После такого обсуждения, возможно, клиент обретет в себе силы самостоятельно продолжить поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Возможно, клиент выберет один из предложенных им вариантов и, при желании, может разработать детальный план осуществления задуманного. Но если он, не приняв никакого решения, по-прежнему будет нуждаться в поддержке консультанта, можно отойти отданной модели и продолжить задавать поисковые вопросы, выясняя, что мешает ему принять решение:

— «Есть ли что-то, что останавливает вас от принятия решения
сейчас?»

— «Существуют ли какие-либо обстоятельства, которые меша
ют вам принять решение в данный момент?»

— «Что подсказывает вам ваша интуиция?»


Середина сессии 115

Активизируя самостоятельность и автономность клиента, консультант также может давать обратную связь:

— «Я вижу, что пока вам трудно выбрать один из данных ва
риантов решения проблемы».

— «Мне кажется, что для вас не так просто определить, что же
является наиболее приемлемым в данной ситуации».

— «Мне показалось, что сейчас вы находитесь в затруднитель
ном положении».

— «Я вижу, что вы находитесь в состоянии поиска и что вам
необходимо время для обдумывания».

Иногда клиент чувствует некоторую неловкость, растерянность, неудовлетворенность и т. д. оттого, что в течение длительного времени он не может принять никакого решения. В этом случае будет эффективным снова фокусировать внимание на его эмоциях:

— «Что вы чувствуете сейчас, когда обдумываете варианты
выбора?»

— «Какие эмоции сопровождают вас в момент обдумывания
решения?»

— «Что значит для вас эмоционально "осуществить выбор"?»

— «Что вы чувствуете сейчас, когда затрудняетесь отдать пред
почтение какому-либо выбору?»

— «Что значит для вас чувствовать неловкость (нерешитель
ность, протест, скованность и т. д.)?»

Если в процессе совместной работы клиент не находит решения, мы можем использовать самораскрытие или технику нормализации, позволяя ему понять, что это нормально, когда человеку требуется определенное время на обдумывание жизненно важных вопросов. Есть ситуации, в которых нельзя торопиться.

Возможны и такие варианты, когда, проделав определенную работу в рамках консультирования, клиент решает оставить все как есть и ничего не менять в своей жизни. Это тоже право клиента, и такая ситуация не говорит о том, что консультант применял неэффективные стратегии. Помощь консультанта была в том, чтобы клиент сам понял, нужны ему перемены или нет.



Глава 3. Структура сессии


Если начинающий консультант взялся помогать клиенту в решении его проблемы, он должен быть готов и к тому, что в реальной жизни клиент может последовать за ним и начать поиск путей выхода из сложившейся ситуации, но может и отказаться отвечать на любые из поставленных вопросов. Не следует бояться этого. Возможно, что клиент еще просто не готов к тому, чтобы принимать какие-либо решения. Возможно, ему необходимо время, чтобы лучше осознать свою истинную цель. Лучшая помощь, которую мы можем ему оказать, будет состоять в том, чтобы предоставить клиенту возможность как можно глубже соприкоснуться с его истинными чувствами, мыслями, намерениями.

Часто на стадии принятия решения клиенту требуется какая-либо информация от консультанта. Давайте подробнее остановимся на том, как можно эффективно использовать технику информирования.

Информирование

Информирование не входит в число основных техник, применяемых в психологическом консультировании, и на начальных этапах обучения лучше воздержаться от его использования. Если увлечься применением данной техники, то сессия может превратиться в лекцию или напутствие, что никак не способствует повышению самооценки клиента и его уверенности в том, что он может самостоятельно справиться со своими трудностями.

Однако совсем обойтись безданной техники в интегративном консультировании представляется невозможным. Иногда клиент задает вопрос с целью получения информации; в таком случае консультант может кратко ответить на вопрос и тут же вернуться к разговору о проблемах клиента.

Например:

Клиент. Вам звонил мой муж?

Консультант. Нет. (Информирование.) Он хотел мне что-то рассказать?

Или:

Клиент. Я решила обратиться за помощью к невропатологу. Вы не знаете, где можно найти хорошего врача?


Середина сессии



 


Консультант. Я с большим уважением отношусь к Наталье Ивановне Петровой, которая работает в нашей районной поликлинике, а информацию по городу вы можете найти в телефонном справочнике за этот год или в Интернете. (Информирование.)

Клиент. Спасибо.

Консультант. Что бы вы еще хотели обсудить со мной?

Предоставляя клиенту информацию, нужно придерживаться следующих правил:

П сообщать только о том, о чем просит клиент; П информация должна быть релевантной проблеме клиента; О информирование должно быть предельно кратким и понятным; О после информирования немедленно переходить к продолжению

рассмотрения проблемы; П информирование не должно сводиться к поучению, обучению,

лекции; П избегать использования информирования в сочетании с советом.


ОКОНЧАНИЕ СЕССИИ

Окончание первой и последующих сессий

Окончание любой сессии — также достаточно важный момент. От того, насколько достойно консультант сумеет завершить сессию, зависят последующие встречи с клиентом и, возможно, состояние клиента в перерыве между сессиями. В конце каждой сессии консультант предоставляет клиенту время для того, чтобы тот мог сказать что-то важное, задать вопрос и т. д. Затем консультант подводит итог совместной работы на протяжении данной сессии, освещая основные моменты. При этом консультанту не нужно строить планы на дальнейшие сессии, так как это — дело клиента. Давайте рассмотрим следующий неудачный момент из сессии начинающего консультанта:

Начинающий консультант. Сегодня вы рассказали мне о ваших ужасных взаимоотношениях с соседями. В следующий раз мы подумаем над тем, как можно их улучшить.

Такое планирование является неприемлемым, так как мы не знаем, собирается ли клиент продолжать рассказ о своих соседях. Может быть, уже после первого посещения консультанта он сам решит, что ему делать, а может быть, разговор о соседях был только поводом прийти на консультацию, чтобы затем решать более серьезные для клиента проблемы.

Многие начинающие консультанты задают вопрос: с каким настроением должен уходить клиент? Этот вопрос, пожалуй, является глубоко философским, и разные психотерапевтические школы отвечают на него по-разному. На начальном этапе обучения консультанту следует позаботиться о полной безопасности клиента, о том, чтобы, покидая наш кабинет, он не нанес никакого вреда себе и окружающим. Именно поэтому на стадии окончания сессии так важно демонстрировать клиенту эмпатию, конгруэнтность и его безусловное принятие как личности. Если консультант осознает, что он не может помочь клиенту, он сообщает об этом и тактично направляет его к другим


Окончание сессии 119

специалистам. Прежде чем поговорить о том, как это сделать, давайте остановимся на следующем примере:

Начинающий консультант. Людмила, после того как ты мне подробно объяснила, какой вид помощи ты от меня ожидаешь, мне показалось, что было бы лучше, если я порекомендую тебе обратиться к опытному специалисту.

Клиент. Что, все так серьезно?

Начинающий консультант. Яне думаю, что все слишком серьезно. Но дело в том, что я не имею достаточного опыта работы с эмоциональными состояниями, и мне кажется, было бы лучше, если бы ты встретилась с опытным консультантом.

Клиент. Ну и где я буду искать его?

Начинающий консультант. Я могу порекомендовать тебе записаться на прием к Ольге Петровне. Она — хороший специалист.

Клиент. Таня, я тебе еще не все рассказала, и потом, ты знаешь, мне нравится беседовать с тобой. Я чувствую себя очень комфортно...

Начинающий консультант. Мы продолжим наши встречи, если ты считаешь их полезными, и расстанемся, когда ты скажешь... ну когда посчитаешь нужным.

Клиент. А ты что, уже договорилась с Ольгой Петровной?

Начинающий консультант. Нет, я ни с кем не договаривалась. Наши встречи сугубо конфиденциальны... Прежде я хочу поговорить с тобой и узнать твое мнение на этот счет.

Клиент. Ну если ты не отказываешься от меня совсем, то можно встретиться и с Ольгой Петровной и посмотреть, понравится она мне или нет.

В данном примере, осознавая ограничения своих профессиональных возможностей, консультант порекомендовал клиенту обратиться к более опытному специалисту. Потребовалось определенное время, чтобы объяснить клиенту причины действий консультанта.

Направляя клиента к другим специалистам, следует придерживаться описанных ниже правил:

П понятным и доступным языком объяснить клиенту причины направления его к другому специалисту;


120 Глава 3. Структура сессии

П если есть необходимость в том, чтобы договориться с другим специалистом о встрече, прежде всего получить разрешение клиента на эти действия;

О продолжать оказывать клиенту поддержку, если он в ней нуждается.

Окончание последней сессии

Окончание последней сессии проходит так же, как и предыдущие, но, в отличие от них, консультант подводит итог всей проделанной совместной работы. При подведении итогов Дж. Саттон и В. Стюарт [Sutton J., Stewart W., 2002] рекомендуют консультанту во время резюмирования осветить следующие пункты:

П какие проблемы были затронуты в процессе совместной работы и как они были разрешены;

П какие цели были поставлены и как они были достигнуты;

П что способствовало личностному росту клиента, какие открытия были сделаны.

Перед подведением итогов или во время него консультант может помочь клиенту перенести полученный опыт в реальную жизнь. В ней-ро-лингвистическом программировании это называется «подстройка к будущему». Осуществляя такую подстройку, консультант может спросить клиента:

— «Что вы собираетесь делать, если подобная ситуация повто
рится снова?»

— «Какие стратегии вы собираетесь использовать, если ваши
взаимоотношения снова начнут ухудшаться?»

— «Что вы теперь будете делать, чтобы не довести ситуацию до
нежелательных последствий?»

— «Как теперь вы будете реагировать на грубое поведение ва
ших соседей-подростков?»

— «Как теперь вы будете уберегать себя от подобной стрессовой
ситуации?»

— «Как вы будете действовать теперь, если опять возникнет
конфликтная ситуация?»


Окончание сессии 121

К сожалению, в психологическом консультировании очень трудно оценить степень результативности своей профессиональной деятельности. Что можно считать успехом? Посещение клиентом всех запланированных сессий или желание самому продолжить разрешение ситуации? Четкое следование клиентом намеченному в ходе сессий плану или поиск новых стратегий после окончания совместной работы с консультантом? Трудно дать четкий ответ на подобные вопросы. Но, как бы там ни было, на последней сессии клиент и консультант могут обсудить то, насколько каждый из них удовлетворен проделанной работой и тем, чему они оба научились, что открыли в себе и осознали.

Date: 2016-05-25; view: 544; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию